Сообщение на тему спортивные игры для дошкольников. Игры и игровые упражнения с элементами спорта на прогулке с дошкольниками

Элементы спортивных игр.

Спортивные игры (хоккей, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, городки) являются в сущности лишь высшей формой обыкновенных спортивных игр. В подвижных играх и упражнениях, подготавливающих к обучению выбранной спортивной игре, инструктор ставит самые разнообразные образовательные задачи. Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. Детям приходится принимать быстрые, но разумные решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы.

В играх коллективного характера ставятся одна или две конкретные задачи для воспитания положительных нравственно – волевых черт характера. Непременное выполнение правил подвижных и спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, сознательной дисциплины, ответственности перед командой, взаимопониманию, умению считаться с другими детьми. Дети приучаются оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. Иногда даже рискуя потерять любимую роль в игре. Необходимо создать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели команды. В играх коллективного характера бывают конфликты, споры между детьми. Надо учить детей решать их самостоятельно.

Уже в дошкольном возрасте дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации и стремятся к творчеству в игре.

Инструктор для каждого занятия определяет образовательные и воспитательные задачи, постепенно усложняя их в зависимости от развития и подготовленности детей.

«Хоккеисты».

Задачи:

1) совершенствовать приемы игры в хоккей с шайбой на твердом снегу без коньков;

2) упражнять в различных игровых заданиях с клюшкой, шайбой.

Оснащение занятия : клюшки, шайбы, ворота для игры в хоккей, зеленые и красные повязки, флажки, кубики.

Билингвальный компонент : сырғытпа таяқ - клюшка, тығырық - шайба, жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл – легко, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен – кезек – друг за другом, тұрайық - встали, алайық - взяли, ұстандар - поймали, саламыз – положили.

Ход игры

Построение в круг с клюшками.

1. Ходьба по большому кругу с клюшками в чередовании с бегом. Во время ходьбы дети имитируют движения хоккеиста с шайбой (1,5-2 мин).

2. Бег по кругу с клюшкой и шайбой в позиции хоккеиста (1-1,5 мин).

3. Прокатывание шайбы клюшкой:

    друг другу в парах на месте (5-6 раз);

    по кругу (1,5-2 мин);

    в беге, обводя кубики (1,5-2 мин).

Игровые задания с клюшкой, шайбой на утрамбованном снегу.

1. «Гонки с шайбой». За линией старта располагаются три - четыре команды. Впереди на расстоянии 10м на снежной площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы детям легче было ориентироваться, для каждой команды устанавливаются флажки определенного цвета - синие, зе­леные, желтые, красные. Стоящие первыми в командах дер­жат в руках клюшки, у ног их лежат шайбы. По сигналу вос­питателя каждый гонит шайбу клюшкой до флажка огибавш­его и возвращается на линию старта (шайба должна быть обя­зательно оставлена прямо на линии). Клюшку берет следую­щий игрок команды.

Играют до тех пор, пока все члены команды не выполнят задание. Команда, окончившая игру первой и не допустившая ошибок при передаче клюшки и шайбы, считается победи­тельницей (2-3 раза).

2. «Хоккеисты». Ребята делятся на две команды по три-че­тыре человека. Одна команда - синие, другая - зеленые. На левом рукаве у детей повязаны ленточки соответствующе: цвета. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, ста­раясь забить ее в ворота противника. Другая команда мешает им это сделать, перехватывая шайбу и переходя сама в наступ­ление. Каждый раз, когда кому-нибудь из играющих удается забить шайбу в ворота, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков. В награду она получает приз - вырезанную из дерева фигурку хоккеиста. Приз становится переходящим. Команды борются за него в течение всей зимы.

    Целесообразно проводить различные другие игровые упражнения: «Передай шайбу», «Поспеши, но не сбей», «Провести шайбу «змейкой» - взамен тех, которые предложены в данном за­нятии, так как они рассчитаны на хорошую физическую подго­товку детей, их умения и навыки в данном виде спортивных уп­ражнений.

    Во время игры «Хоккеисты» воспитатель должен взять на себя роль судьи, регулировать двигательную деятельность детей, подавая сигналы с помощью свистка, словесные сигналы, помо­гать вести счет. Это повышает интерес детей к игре.

    Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы постепенно все дети (мальчики и девочки) овладели основными приемам игры в хоккей с шайбой и научились играть небольшими коман­дами по облегченным правилам.

«Борьба за шайбу» (борьба за мяч)

Играют две команды по 8 человек (количество игроков может варьироваться) на ледяной площадке размером 20х30м. Для игры нужны шайба, клюшка и отличительные нарукавные повязки (если игроки плохо знают друг друга). Можно играть небольшим мячом, если шайбы нет под рукой или игроки с ней плохо справляются. Игроки с клюшками становятся по кругу в центре площадки (игрок одной команды рядом с игроком другой команды). В середине круга становятся два игрока из разных команд и зажимают шайбу клюшками. По сигналу судьи (ведущего) игроки, зажавшие шайбу, стараются отбить ее любому из своих партнеров. Игрок, получивший шайбу, тоже отбивает ее кому-нибудь из своей команды. Противники стремятся завладеть шайбой. После первого удара игроки свободно перемещаются по площадке. Команде, игрок которой, ударив клюшкой по шайбе, передал ее своему партнеру, каждый раз засчитывается по 1 очку (начисляется 1 очко за каждую передачу). Игра одолжается 10 минут. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Основные правила: шайбу можно водить, но не подбрасывать. Поднимать клюшку выше пояса нельзя. За каждое нарушение команде сбрасывается 1 очко. Шайба, вышедшая за пределы игровой площадки, вводится в игру игроком команды противника с того ста, где она пересекла границу площадки.

«Бег с препятствиями».

Эта полоса препятствий довольно сложна, поэтому по необходимости ее можно облегчать, и если каток небольшой, то полосу препятствий можно расположить по кругу.

Игроки проходят полосу препятствий на время, по которому потом и определяются лучшие бегуны.

Первый этап . В 3м от линии старта лежат клюшка (или шайба) в 5-7м от старта стоят 5 булав (кеглей), необходимо провести змейкой. Расстояние между кеглями не менее 1м.

Второй этап . В 7-10 м от последней булавы стоит стенка большой снежный вал, высота которого не превышает 15см) Задача игрока перебросить мяч через вал и догнать его до следующего этапа (это препятствие можно поставить у бортика, чтобы мячик далеко не улетал).

Третий этап . С 3-5м сбить городошную фигуры (можно просто поставить 3-5 городков стенкой), желательно сделать такую фигуру, чтобы она разваливалась от любого попадания (от попадания в любой городок).

Четвертый этап. Проехать в узкие ворота вместе с мячом. Ширина ворот 30-50см.

Пятый этап . Проскочив ворота и набрав скорость, игре; лает мяч вперед (мяч должен прокатиться через трое ворот с планками). А затем и сам игрок, присев, должен проехать эти три рот в приседе, чтобы не сбить верхние планки. Ворота желательно поставить недалеко друг от друга, чтобы конькобежцам не необходимости в дополнительных отталкиваниях.

После пятого этапа, проехав еще 3-5 м, игрок финиширует (мяч тоже должен пересечь финишную черту).

Задача игроков пройти все этапы, поэтому если где-то их постигает неудача, то необходимо вернуться и повторить задание.

«Бег по кругу вдвоём».

На льду обозначается круг 25-40м. Двое играющих встают напротив друг друга. По сигналу они начинают бежать по кругу в одну сторону, пытаясь догнать друг друга. Кто догнал, тот и победил, если кто-то не смог сделать хороший поворот и уехал далеко, то считается проигравшим. Необходимо чередовать передвижение по кругу в обе стороны, чтобы дети совершенствовались в повороте влево и вправо.

«Играем в баскетбол».

(проводится на спортивной площадке)

Задачи:

1) учить выполнению игровых действий в команд­ной игре;

2) знакомить с простейшими правилами игры в бас­кетбол.

Оснащение занятия : мяч d= 18-20см или мячи для мини-баскетбола.

Билингвальный компонент : жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл – легко, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен – кезек – друг за другом, тұрайық - встали, ұстандар – поймали, аламыз – взяли.

Ход игры.

I. Построение в шеренгу.

«Ребята! Несколько занятий мы с вами учили, как нужно выполнять движения с мячом: ловить и передавать мяч двумя руками от груди; ловить мяч после отскока от площадки; передвигаться с мячом по площадке в ходьбе, беге и много других упражнении. Все эти упражнения мы использо­вали в играх. И сегодня постарайтесь вспомнить движения и хо­рошо их выполнить в игре, которая называется «Баскетбол».

Кто знает, что это за игра? Кто может рассказать о ней? Ник­то?

Ну, тогда я вам немножко расскажу, а дома попросите мам и пап это сделать. На следующем занятии вы мне обязательно расскажете.

А теперь присядьте на скамейку и слушайте. Игра получила свое название от английских слов «баскет» - корзина и «бол» - мяч. Цель игры состоит в том, чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, за­щищая от его бросков свою корзину. За попадание мяча в кор­зину засчитываются очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победителем. Кто хорошо научит­ся передвигаться по площадке, быстро ловить мяч, попадать нм в корзину, будет в других играх самым умелым, когда вы­растет, на работе, дома сможет сделать много хорошего, будет сильным, ловким и быстрым.

Вот какая это игра, ребята!

Прежде чем начать играть в баскетбол, мы с вами вспомним упражнения, которые нам нужны в этой игре».

Подготовительные упражнения к игре в баскетбол.

1.Примите основную стойку баскетболиста: ноги умерен­но согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределя­ется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилега­ют к туловищу (5-6 раз).

2.Передвижение в стойке бегом, в сочетании с ходьбой, оста­новками, поворотами и прыжками.

3.Передвижение приставными шагами (1-1,5 мин).

Выполнение упражнений (1), (2), (3) с мячом, ведение мяча.

Игра «Баскетбол»

    Одновременно в игре участвуют две команды. В каждой пять игроков (два других состава в это время наблюдают игру). Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин). В группе можно по 3 мин (всего 6 мин), между которыми дается перерыв в 5 мин, в группе в 2 мин.

    Для ведения игры по правилам обязательно наличие соответствующей площадки с разметкой, оборудования и инвентаря. Для стар­ших дошкольников наиболее удобна площадка 15х8 м с плотным грунтом, асфальтовым или деревянным покрытием. Последнее наиболее целесообразно: от деревянного покрытия хорошо отскакивает мяч, оно быстро сохнет после дождя, его легко содержать в порядке.

    Площадку ограничивают нанесенные краской боковые лицевые линии. В центре площадки отмечается круг диаметре 1,8 м для розыгрыша спорных мячей. Стойки с укрепленными на них щитами (120 х90 см) и корзинами (диаметр 45см) устанавливаются за лицевой линией (1-1,5 м) по ее центру. Целесообразно использовать стойки такой конструкции, которая обеспечивает предупреждение возможных травм у детей. С этой же целью площадь участка на расстоянии 1-2 метра от площадки следует освободить от твердых предметов (физкультурного оборудования, деревьев, крупных камней и т. п.).

«Мы - футболисты ».

Задачи :

1) совершенствовать навыки владения мячом во время игры в футбол;

2) ознакомить с техникой удара по мячу предварительной его остановки;

3) играть в футбол, приме простейшие правила.

Оснащение занятия: мячи 10-12 шт., свисток.

Билингвальный компонент : жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл – легко, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен – кезек – друг за другом, тұрайық - встали, алайық - взяли, ұстандар - поймали, саламыз – положили, допты домалатамыз – мяч покатили.

Ход игры.

Ходьба в умеренном темпе к месту занятий.

Построение в две колонны:

а) каждый первый в колонне подбегает к мячу, наискось лежащему на расстоянии 3-4м от стоящего в колонне, не ударяет по нему ногой, а только проверяет принятое положение (2- раза каждый);

б) то же, но выполняя удар по мячу внутренней частью подъема ноги (5-6 ударов каждый).

Игра в футбол.

Размеры площадки в длину 30-40м, в ширину 15-30м. Поперек площадки через ее центр проводится средняя линия. Края площадки ограничиваются шестью флажками, четыре которых угловые, два - средние. На торцевых сторонах площадки стойками обозначаются ворота размером 3-4 м. Каждая из команд состоит из пяти-семи игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.

Перед началом игры капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, другая выбирает крота. Игра начинается с центра поля (лучше обозначить его кругом). В момент розыгрыша первого мяча игроки начинаю­щей команды находятся на своей половине поля, а игроки другой - на расстоянии 3-5 м от мяча. Капитан ударом посылает веч к чужим воротам.

Игроки, получившие мяч, стараются подвести его серией передач поближе к воротам и забить гол. Задача игроков про­тивоположной команды - не пропускать противника к своим кротам и не давать забить мяч.

Ворота защищает вратарь - единственный игрок команды, которому разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать мяч, останавливать, забивать и совершать с ним другие действия только при помощи ног. Касание мяча головой или туловищем ошибкой не считается.

Если мяч забивают в ворота, вратарь посылает его в поле сво­бодным ударом.

Игра состоит из двух таймов по 10-15 мин. Между таймами дается перерыв на 5 мин. Перед началом второго тайма ко­манды меняются воротами. Выигрывает та команда, которая больше забьет мячей в ворота противника.

    Переходить к игре в футбол в том случае, когда дети научат­ся непринужденно действовать с мячом, управляя им ногой.

    Целесообразно, чтобы сначала каждая команда играла на одни (свои) ворота. Это позволит детям лучше освоить порядок взаимодействия игроков в команде, понять некоторые тактичес­кие приемы игры. Используя одни ворота, можно играть и двумя командами.

    Воспитатель во время игры в футбол должен следить, чтобы дети проявляли дружелюбие, уважение друг к другу.

«Бадминтон».

(проводится в спортивном зале)

Задачи : обучать под­брасыванию волана в бадминтоне.

Оснащение занятия : одна ракетка, воланы для бадминтона по количеству детей в группе, свисток или бубен, секундомер.

Билингвальный компонент : жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл – легко, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен – кезек – друг за другом, тұрайық - встали, алайык - взяли, ұстандар - поймали, саламыз – положили.

Ход игры.

Игра: «Дети! Вы уже знаете об этой игре. Она называется бад­минтон. В эту игру играют ракеткой и воланом (все показать). Многие из вас еще не пробовали играть, а те, кто уже играл, повторите вместе с нами все движения и помогите тем, у кого не получается.

Возьмите каждый по волану. Подбрасывайте волан одной рукой вверх и ловите его воздухе (10-12 раз).

Разберитесь по парам. Перебрасывайте волан друг другу не давая ему упасть на землю (10-12раз).

На ходу подбрасывайте и ловите волан в воздухе (8-раз).

На бегу подбрасывайте и ловите волан в воздухе» (8-раз).

«Пройди с мячом».

Цель игры. Правильно держать ракетку с мячом в движении.

Дети строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 м от колонн проводится черта; У каж­дого играющего или у первых трех ракетка с мячом. Положить мяч на ракетку (держать ракетку чуть выше пояса), пройти до черты, не роняя мяча, и сесть на стул. Побеждает та подгруппа детей, которая первая выпол­нит задание.

Методические приемы.

Упражнения

1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать ска­титься. Варианты: поймать после двух отскоков или не­скольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.

2. Бросить мяч на пол и не ловить, его, несильно уда­рить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола.

Варианты: выполнить упражнение и дважды (или не­сколько раз) ударять по мячу ракеткой; то же, но с про­движением вперед.

3. Бросить мяч на пол и подбить его не­ сильным ударом ра­кетки вверх, ударять по нему в высшей точке взлета.

4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, от­рывистым, но не сильным движением ракетки вверх уда­рять по нему снизу и так подбивать по нескольку раз на ме­сте.

Варианты: то же, но с продвиже­нием в стороны, ударять по мячу каждый раз другой стороной ракетки; не бросать мяч на пол, а сразу опу­стить его на ракетку и чеканить; подбивать мяч ракеткой и одновременно прыгать на обеих ногах; выполнять ле­вой рукой.

«Загони мяч в обруч».

Цель игры . Ознакомить с простейшими ударами по мячу ракеткой.

Описание игры . Дети распределяются на 4-6 под­групп. Каждая подгруппа образует круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга кладется об­руч. На подгруппу дается мяч и ракетка. По сигналу
воспитателя: «Начали!» - ребенок в каждом кругу (по договоренности) бросает мяч об пол и, ударяя по мячу ракеткой, старается загнать мяч внутрь обруча, можно это сделать одним ударом. Затем он передает мяч и ракетку ребенку, стоящему от него справа, и т. д.

Побеждают те дети, которые быстро и точно выполняли
задание.

«Бег с теннисной ракеткой».

Задача игрока проехать 10м, держа теннисный шарик на теннисной ракетке (для настольного тенниса). Соревноваться парами, а лучше смотреть на ошибки, кто смог проехать все и не уронить шарик, тот и победитель.

«Бег цепей».

Две команды выстраиваются за исходной линией в колонны, расстояние между колоннами - 3м. В каждой колонне игроки крепко берутся за руки и, размыкаясь назад, образуют цепь. В 50м от исходной линии четырьмя флажками обозначен финиш. По команде ведущего обе цепи устремляются вперед. Победа присуждается той команде, которая первой достигла финиша, не разорвав
цепь.

«Борьба номеров».

Для игры потребуются номера, которые надеваются на грудь и спину праздников и развлечений можно использовать самоклеющуюся бумагу с написанными номерами, которая легко прилепляется и так же легко отрывается, не нанося вреда одежде).

Игроки делятся на две команды (чем больше человек в командах тем интереснее, именно поэтому эта игра хороша на соревнованиях между классами). В каждой команде выбирается капитан. Команды строятся на дальних концах площадки напротив друг друга в шеренги. Жребием выбирается начинающая команда.

Капитан начинающей команды отправляет одного из своих игроков в поле, немедленно то же самоё делает и игрок команды противника, так по вызовам капитанов несколько игроков выбегам игровую площадку. Одновременно на площадке не должно быть более 5 номеров от одной команды. Капитан, на свое усмотрение, может отозвать обратно любого из своих игроков и выпустить другого.

Каждый старший номер может салить младшие номера противника. Одинаковые номера друг друга не салят. Если капитан видит что дело плохо, то может сам выйти на помощь. Он может осалить любого, кроме капитана противника и первого номера. Капитана может осалить только первый номер.

Осаленные попадают в зону плена (которая заранее обозначат недалеко от лагеря команд). Любой игрок может выручить пленных игроков, просто хлопнув их по руке. Но команда может выделить охрану, которая не будет допускать игроков противника.

Если капитан команды взят в плен, то его роль переходит к старшему номеру из «оставшихся на свободе». Играют определенное время, 15-20 минут, в конце определяется количество пленников у кого пленных больше, те и побеждают.

Для упрощения игры можно играть и без плена. Тогда можно провести несколько раундов по 5-10 минут, начисляя за полную победу 2 очка, за победу по «пленным» - 1 очко. В конце подвести итоги и объявить лучшую команду.

«Мяч в обруче».

Цель игры . Вести мяч ракеткой в ограниченном про­странстве.

Описание игры. Дети строятся в несколько кругов (4-5) на расстоянии вытянутых в стороны рук. Внутри каждого круга обруч, в нем ракетка и мяч. По сигналу воспитателя дети поочередно берут мяч и ракетку, под­бивая мяч ракеткой сверху, ведут его внутри обруча по кругу, затем кладут мяч и ракетку в обруч, некоторому уже подходит следующий играющий. Игра продолжается до тех пор, пока все не выполнят задание по одному ра­зу.

Побеждает та подгруппа, которая точно выполняла задание.

Методические приемы. Воспитатель подсказывает де­тям: «Чтобы мяч не выходил из-под контроля, нужно точно ударять по нему серединой ракетки. Удар должен быть несильным, иначе трудно управлять мячом». При повторном проведении игры задание изменяется: нужно встать посередине обруча, вести мяч за обручем; после каждого удара изменять место нахождения мяча (за об­ручем, внутри обруча); вести мяч вокруг обруча, дер­жать ракетку правой рукой; то же, но держать ракетку в левой руке.

«Прочекань мяч».

Цель игры. Ударять ракеткой по летящему мячу.

Описание игры. Дети строятся в шесть колонн. Перед каждой колонной на расстоянии в 2-3 м проводится черта. У первых мяч и ракетка. Подбивая мяч ракеткой снизу, играющие подходят к черте, возвращаются об­ратно, также подбивая мяч снизу, чеканя невысоко, и передают его следующим в колонне.

Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и допусти­ла меньшее число падений мяча.

«С ракетки на ракетку».

Цель игры. Совершенствовать умение передавать и принимать мяч на ракетку.

Описание игры . В игре участвует двое детей. Один держит мяч, другой - две ракетки. Первый кладет мяч на одну из ракеток второго ребенка. Тот должен удер­жать мяч на ракетке и скатить его на другую. Затем дети меняются предметами.

Методические приемы. Игру можно провести, распре­делив детей на команды (подгруппы). Побеждает та команда, которая точнее выполняла задание. Можно еще более усложнить игру - перекатывать мяч с ракет­ки на ракетку, продвигаясь по залу шагом, в быстрой ходьбе.

«Передай мяч на ракетку».

Цель игры . Закреплять навык передачи и приема мя­ча друг другу.

Описание игры . Дети распределяются на четыре команды и встают по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. У каждого ракетка, а мяч один на круг. Нужно положить мяч, на ракетку, передать его на ракет­ку стоящему рядом. Тот старается удержать мяч, счи­тая до условленного числа, и также передает мяч следу­ющему.

Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает на ракетке у каждого в кругу.

Пер­вое время воспитатель при передаче мяча разрешает принимающему мяч поддерживать его свободной рукой.

«От пола на ракетку».

Цель игры : уверенно ловить мяч, отскочивший от пола.

0писание игры . Игра проводится четырьмя подгруп­пами, которые встают в колонну по одному. У каждого ракетка. Водящему в колонне дают мяч. Он встает в 2-3 шагах напротив колонны и бросает мяч об пол так, чтобы он, ударившись, отскочил от пола. Стоящий теперь уже первым в колонне должен поймать мяч ракеткой и удержать его. Бросивший мяч считает: «Раз-два-три...» - и встает последним в колонну.

По­беждает та подгруппа, которая четко выполняла задание.

Методические приемы . Воспитатель следит, чтобы де­ти резко бросали мяч, тогда он хорошо будет отскаки­вать. Если же мяч невысоко отскочит от пола, надо быст­ро присесть и успеть подхватить его на ракетку. В слу­чае затруднений воспитатель предлагает самому ребен­ку бросать и ловить мяч.

« Поймай мяч в воздухе»

Цель игры . Совершенствовать умение в ловле мяча на ракетку в воздухе.

Описание игры. Воспитатель бросает мяч на ракетку ребенка с высоты 20-30 см. Ребенок должен поймать мяч и удержать на ракетке.

Методические приемы. Воспитатель подсказыва­ет, как правильно ловить мяч: ракетка после бро­ска мяча движется сверху вниз, благодаря чему удар мяча о ракетку смягчает­ся. Позже игра выпол­няется в парах, т. е. один ребенок бросает мяч, дру­гой ловит.

Игровое задание мо­жет варьироваться: бро­сать мяч, находясь на значительном расстоянии друг от друга; каждый играющий под­брасывает мяч сам; ловить мяч, сидя на полу, стуле; бросать мяч, называя имя того, кому бро­шен (дети стоят в кругу, водящий в центре).

«Мяч от стены на ракетку».

Цель игры . Ловить мяч, отскочивший от стенки, на ракетку.

Описание игры . Дети выстраиваются в 2-3 колон­ны по одному в 2м от стены, у первых мяч и ракетка.

Ребенок подходит ближе к стене, левой рукой бросает мяч в стену, ракеткой в правой руке ловит, стараясь не дать мячу скатиться, держит до определенного счета, затем передает мяч и ракетку следующему, а сам встает в конец колонны.

Побеждает та команда, кото­рая лучше выполняла задание

«Не дай мячу скатиться».

Цель игры. Ровно держать ракетку с мячом.

Описание игры. Дети распределяются на два круга, в шаге друг от друга, стоя или сидя на стульях. У каждо­го или через одного ракетка с мячом. По сигналу воспи­тателя: «Начали!» - положить мяч на середину ракетки, держать ее горизонтально полу так, чтобы мяч как мож­но дольше продержался на ракетке. В это время пред­ложить детям считать до определенного счета (не боль­ше 5-6). Выигрывает команда, у которой меньшее чис­ло падений мяча.

Методические приемы . Воспитатель следит за игрой детей, обращает внимание, чтобы дети после падения мя­ча поднимали его спокойно, не торопясь, и без сигнала не начинали игру, не разрешает при выполнении зада­ния делать лишних движений корпусом, предлагает но­вые варианты игры: поворачивая ракетку влево или вправо, удерживать мяч до определенного счета; выпол­нить то же левой рукой.

«Опусти ракетку».

Цель игры . Совершенствовать навык горизонтального держания ракетки.

Описание игры . Дети распределяются на две под­группы и садятся на стулья по обеим сторонам зала. У каждого ракетка с мячом. По сигналу воспитателя надо положить мяч на ракетку, постепенно опускать ракетку вниз до пола, не роняя мяча. Затем взять мяч свободной рукой, а ракетку поднять вверх. Побеждает та подгруп­па детей, которая допустила меньше ошибок.

Методические приемы. Воспитатель, стоя посредине, следит, чтобы все держали свою ракетку ровно, особен­но когда опускают ее, тем, у кого не получается, разре­шает поддержать мяч свободной рукой, подаст далеко укатившиеся мячи.

«Пройди с мячом».

Цель игры . Правильно держать ракетку с мячом в движении.

Описание игры . Дети строятся в две колонны. На расстоянии 2-3 м от колонн проводится черта; У каж­дого играющего или у первых трех ракетка с мячом. Положить мяч на ракетку (держать ракетку чуть выше пояса), пройти до черты, не роняя мяча, и сесть на стул. Побеждает та подгруппа детей, которая первая выпол­нит задание.

Методические приемы. Воспитатель, стоя у черты, контролирует правильность выполнения задания, под­сказывает, как держать ракетку. Первое время разреша­ет поддерживать мяч свободной рукой. Впоследствии ус­ложняет игровое задание: увеличивается расстояние до черты; ускоряется темп передвижения; ракетка держится двумя руками.

«Игры и упражнения с ударом по мячу ракеткой».

В этой группе игр дети не только действуют двумя предметами, мячом и ракеткой, а стараются как бы при­ручить мяч, сделать его послушным, ударяя по нему ра­кеткой в разных направлениях.

Семейные спортивные игры в детском саду для старших дошкольников (5-7 лет) и родителей воспитанников.

Солодова Марина Дмитриевна, инструктор по физкультуре, МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина», Сахалинская область, город Анива.
Описание материала: предлагаю Вам семейные спортивные игры для старших групп (5 -7 лет) и родителей воспитанников. Данный материал будет интересен инструкторам по физкультуре дошкольных учреждений, воспитателям, а также для учителей физкультуры начальных классов. Семейные спортивные игры направлены на активное взаимодействие инструктора с детьми и родителями воспитанников по формированию ЗОЖ.
Цель: приобщение детей и взрослых к активному образу жизни, принимать непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей;
- осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей;
Конкурс №1 «Быстрые ноги»
Участники каждой команды строятся за линией старта в колонну по одному, в руках у направляющих эстафетные палочки. По сигналу младший игрок команды выбегает из-за стартовой линии, бежит по прямой до поворотной стойки, обегает ее, возвращается к своей команде и передает эстафетную палочку следующему участнику маме, а сам становится в конец своей колонны, мама обегает поворотную стойку, оббегает её, возвращается и передаёт эстафетную палочку папе, папа продолжает эстафету. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.


Конкурс №2 «Ходьба с мешочками на голове»
Каждой команде выдается мешочек с песком. Первый участник идет с мешочком на голове до стойки, обходит ее и идет обратно, передает мешочек следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Конкурс №3 «Надувные шары»
Участники строятся за общей линией старта в колонну по одному. У ребенка в руках надувной шар. По сигналу он продвигается вперед, держа в руках надувной шар до поворотной стойки и обратно. Мама выполняет то же, но подбивает шар теннисной ракеткой, папа - гимнастической палкой. Побеждает семья, которая раньше выполнит задание.


Конкурс №4 «Натяни макароны»
Перед командами на столе лежат макароны равное количество, кто быстрее нанижет их на нитку.


Конкурс №5 «Салют»
По залу разбросаны шарики четырех цветов. Каждая команда по сигналу собирает шарики своего цвета в короб. Собрав все шарики, команда строится на линии старта.


Конкурс №6 «Музыкальный»
Командам предлагается шесть мелодий без слов, они должны отгадать, что эта за песня, отгадавший быстро звонит в колокольчик.
Конкурс №7 «Прокати мяч обручем»
С помощью обруча нужно прокатить мяч по дистанции, положить в корзину и бегом обратно, передать следующему эстафету.
Конкурс №8 «Баскетбол»
В кольцо послать
Вам надо баскетбольный мяч.
Лишь точность рук и меткость глаз
Позволит Вам попасть не раз.
Папы сажают ребенка на плечи. Мама подает баскетбольный мяч. Ребенок должен броском попасть в баскетбольное кольцо. На команду по пять попыток, считается количество попаданий).
Конкурс №9 «Ловкая пара»
Нужно пронести мяч, удерживая его лбами, став напротив друг друга, до флажка и обратно" – играют родители.


Танцевальный конкурс №10 «Лучший танец»
Семейным парам предлагаются мелодии «Полька», «Русская народная», «Танго», «Кадриль», по выбору они должны станцевать танцы под эти мелодии.


Конкурс №11 «Самый ловкий папа»
Проводится игра “Ловишки” со всеми детьми, присутствующими на празднике. Раздаются ленточки - “хвостики”. Выигрывает папа, набравший больше “хвостиков”


Конкурс №12 «Заготовки на суп»
В конце зала на тарелке лежат 5 картошин, 2 морковки и лук. Мама бежит нарезает пять картофелин берёт их и бежит к финишу, кладёт их в кастрюлю, затем папа бежит и очищает морковку, берёт их и кладёт в кастрюлю, ребёнок бежит берёт лук, бежит обратно и кладёт лук в кастрюлю. Кто быстрее справится с заданием.


Конкурс №13 «Водохлёбы»
Семьи одновременно пьют со стакана компот из трубочек.


Конкурс №14 «Победа»
Перед командами стоят мольберты, возле них лежат три слога со словом ПО - БЕ – ДА. ПО очереди мама, папа, ребёнок - берут слоги бегут к мольберту и выстраивают слово ПОБЕДА


Желаю удачи!

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они под­бираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуаль­ной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и по­лезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые про­водятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развива­ют психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, вынос­ливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная ак­тивность, ориентировка в пространстве, развивается сообразитель­ность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действия­ми товарищей; у него воспитывается сдержанность, самооблада­ние, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, силь­ных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Ув­леченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадмин­тониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортив­ные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Бадминтон (мяч с перьями) - спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры - не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота пра­вил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужай­ке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее дер-Жат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой Подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не Давая ему упасть (см. рис. 13).



Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспита­тель должен подготовить их по следующим показателям:

1) выработать соответствующую осанку; ■ 2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту ре­акции и т.д.;

3.
выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать уп­ражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

4.
сформировать у ребенка умение играть в мяч;

5.
разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;

6.
подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;

7.
отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бад­минтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4-5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой - ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Парт­нер отбивает волан ракеткой первому игроку.

Вариантом игры является игра через натянутую на уровне голо­вы ребенка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебро­сил его через сетку), то другой получает очко.

Баскетбол 1 - это командная игра, в которой совместные дей­ствия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоцио­нальна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуще­ствляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре (см. рис. 14).

Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владе­ет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»)> то это облегчает освоение игры в баскетбол.

1 Подробно об организации игры в баскетбол см. в кн.: Адашкевичене 3.»" Баскетбол для дошкольников. - М., 1983.

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблю­сти следующую последовательность упражнений, подводящих к ос­воению этой игры:

1.
обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;

2.
бросание мяча в корзину.

Техника перемещения

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо на­учить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыж­ки, повороты, остановки.

Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять ос­новную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется рав­номерно на обе ноги. Руми согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

\ Упражнения:

| 1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; пос­ле сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правиль­ную стойку.

2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу при­нимая правильную стойку.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега Ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середи­
не, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Они передвигаются
приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспи­
татель часто меняет направление передвижения.

4.
Дети встают в 2-3 колонны на расстоянии 2-3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.

5.
Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать оста­новке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного оттал­кивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет вто­рой шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

Техника удержания мяча

От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражне­ний и протекание игры. Следовательно, основное внимание долж­но обращаться на технику удержания и выполнения действий с

Формирование чувства мяча. При формировании дей­ствий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.

Задача первого этапа обучения - выработка у детей определен­ных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на заня­тиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельно­сти, не ставя целью отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска - от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражне­ниях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направ­лены друг к другу, остальные - вверх-вперед.

Правила держания мяча:

1.
Мяч держать на уровне груди.

2.
Руки согнуты, пальцы широко расставлены.

3.
Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за поле­том мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движе­нием. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы при­нять положение исходной стойки.

Правила ловли мяча:

1.
Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

1.
Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.

Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обу­чать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем - в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.

Правила передачи мяча:

1.
Локти опустить вниз.

2.
Бросать мяч на уровне груди партнера.

3.
Сопровождать мяч взглядом и руками.

Упражнения:

1.
Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.

2.
Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой ше­ренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвра­щает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится пер­вым в своей шеренге.

3.
Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают Мяч друг другу.

4.
Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети пере­дают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место Того, кому бросил мяч.

Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям шестилетне­го возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется воз­можность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отско­ком по прямой, с изменением направлений.

При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными паль­цами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.

Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ла­донью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что меша­ет передвижению вперед.

Правила ведения мяча:

1.
Не бить по мячу, а толкать его вниз.

2.
Вести мяч спереди - сбоку, а не прямо перед собой.

3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале исполь­зовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими ру­ками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение "на ме­сте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверен­но, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Упражнения:

1.
Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, за­тем левой рукой.

1.
Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

2.
Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещают­ся по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третье­му и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место

Первого.

4. Дети строятся в колонны по 4-6 человек. Напротив каждой
колонны выставляются кегли на расстоянии 1-2 м друг от друга-
После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю
справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают
следующему и становятся в конец колонны.

Бросание мяча в корзину. Движение при передаче мяча и броска* его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привй"

тием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.

Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным обра­зом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину. после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставля-| ется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в лок­тевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ре­бенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Правила броска мяча в корзину:

1.
Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.

2.
Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита - прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

Упражнения:

1.
Дети строятся в две колонны по 4-6 человек в каждой, на­против одной корзины. Одна колонна занимает место с левой сто­роны корзины, другая - с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.

2.
5-6 детей свободно располагаются напротив корзины, каж­дый с мячом. После сигнала воспитателя дети бросают мяч, стара-

; ясь как можно чаще попасть в корзину.

Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила при­целивания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150-170 см). Когда они научатся просто добрасы­вать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым спо­собом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.

Интересна игра рингбол 1 . Это разновидность мини-баскетбола, она описана В. Титовым. Эта игра воспитывает выносливость, пры­гучесть, ловкость, быстроту реакции, способность хорошо ориен­тироваться на площадке.

1 См.: Физкультура и спорт. - 1999. - № 4.

Площадь большого круга является игровым полем, площадь ма­лого - зоной штрафного броска. Средняя линия разделяет игровое поле на две зоны - тыловую и передовую.

От наружной части ограничительной линии игрового поля че­рез равные промежутки наносятся восемь маркировочных линий длиною 15 см каждая. Ширина всех маркировочных линий - 5 см.

В соревнованиях по рингболу дриблинг (ведение мяча) не преду­смотрен правилами, поэтому помимо баскетбольного мяча может быть использован волейбольный, футбольный или резиновый ва­терпольный мяч.

Правила игры.В каждой команде по 6 игроков (2 полевых и 4 связующих). Полевые игроки выполняют роль защитников и на­падающих и, находясь на игровом поле, непосредственно участву­ют в бросках по кольцу соперников. Связующие игроки находятся в своих секторах за пределами площадки и участвуют только в при­еме и передаче мяча полевым игрокам своей команды.

Игра состоит из трех периодов, каждый из которых продолжа­ется до тех пор, пока полевым игроком одной из команд не будет реализован бросок по кольцу. После этого полевые игроки обеих команд занимают места связующих, а те в свою очередь становят­ся полевыми и т.д.

Технический элемент - повторяющиеся шаги игрока с мячом в руках вперед, назад, влево, вправо, при которых опорная нога не отрывается от площадки, - включен в правила игры.

Все остальные продвижения и перемещения полевых игроков по площадке осуществляются без мяча.

Получив мяч, полевой игрок для дальнейшего продвижения в переднюю зону (половину площадки, на которой находится коль­цо соперника) должен выполнить передачу связующему игроку своей команды. В свою очередь связующий, получив мяч, стара­ется сделать точный пас одному из полевых игроков своей ко­манды.

Передача мяча между полевыми игроками осуществляется только через связующих игроков, между связующими - только через по­левых.

Игра останавливается, мяч передается команде соперников либо назначается штрафной бросок при следующих нарушениях:

а) при приеме, передаче мяча связующий игрок наступил либо
[ пересек линию ограничения площадки или своего сектора;

б) прямая передача между связующими игроками одной ко-
| манды;

в) прямая передача между полевыми игроками одной команды;

г) касание в игровой ситуации рукой мачты;

■ д) нападающий находится в зоне штрафного броска соперника I, более трех секунд;

е) связующий игрок осуществляет вбрасывание либо свобод-В.ный бросок;

ж) преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, уда-
| ры, блокировка руками и ногами).

По мере освоения игры рингбол в соревнования может быть * включено правило зоны (атакующая команда не может возвращать мяч на свою половину площадки). Для детей младшего возраста рекомендуем проводить соревнования по рингболу с одним поле­вым и четырьмя связующими игроками. В этом случае игра будет состоять из 5 периодов.

Теннис - спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по не­большому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35 - 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, пере­брасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы про­тивник не смог отразить мяч.

Предваряет обучение игре в теннис система подводящих уп­ражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению техники основных ударов.

Лариса Крюкова
Спортивные игры в детском саду

Играть в футбол можно на любой площадке. Длина ее 30-40м, ширина 15-25м. Поперёк площадки проводится средняя линия -через неё центр-круг. Края площадки обозначаются флажками : 4 угловые и 2 средние. Ворота 3-4м. Команда состоит из 5-7 игроков, один из них капитан.

Подготовительные упражнения

1. Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.

2. То же с поворотами в стороны и кругом.

3. Подбивание мяча подъемом ноги.

4. Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м. удобным способом.

5. Прокатывание мяча друг другу между предметами.

6. Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.

7. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.

8. Ведение мяча бегом в прямом направлении.

9. Ведение мяча змейкой.

10. Передача мяча друг другу ударом ноги

Правила игры

Игра Проводится в 2 таима по 15 мин. Между ними перерыв на10мин. Игра начинается капитанами с ценра поля. Игроками руководит судья Мяч после нарушения правил игры от одной команды передаётся другой команде.

Нельзя ставить подножки, ударять по рукам или ногам, толкать, нападать на вратаря.

Городки это старинная народная игра, доступная детям в упрощённом виде. Для игры в неё надо иметь биты длиной 50-60 см с сечением 5-6 см, городки длиной 12-20 см с сечением 3-4 см.

На земле (лучше на утрамбованной площадке, чертят квадрат со стороной 1-1,5 м. Это город. На расстоянии 4-6 м от города чертят линию, с которой играющие бросают биты. Между городом и коном проводят ещё одну линию - полу-кон - на расстоянии 3-4 м от города.

Городки в виде различных фигур расставляются на лицевой стороне города. Для задержания бит за городом ставится сетка или забор высотой один метр.

Техника игры

Необходимо научить детей 2-м видам броска :

1 вид броска делается согнутой в локте высоко поднятой руки.

2 вид броска с боку - почти прямой рукой, не поднимая биту до уровня плеча.

При броске правой рукой левую ногу ставим вперёд, правую на шаг сзади, развернув носком наружу.

При замахе рука с битой переносится назад, тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону.

Правила игры

I. Играть можно не более 2-х или 3-х партий.

2. Бросать подряд 2 биты.

3. Начинать бросать биты с кона, затем переходить на полу-кон, если сбил хоть одну фигуру.

4. Знать и уметь ставить до 5 фигур.

5. Выигрывает тот , кто больше выбьет фигур за меньшее количество бросков

6. Дети должны сами договориться о количестве бросков, городков.

Участники игры и присутствующие стоят сзади- сбоку, со стороны свободной руки.

БАДМИНТОН

Для этой игры желательно иметь площадку размером 8м. на 3,5 м. Если играем через сетку, то её натягиваем посередине на высоте 120см. Нужны 2 ракетки и волан.

Двое детей становятся по разные стороны сетки или площадки. Тот, у кого волан, подбрасывает его и ударом ракетки направляет его партнёру, тот возвращает его. Техника игры Рукоятка ракетки упирается в основание ладони, пальцы сжаты, а большой и указательный пальцы руки вытянуты слегка вперёд и опираются на более узкой верхней грани рукоятки. Для того, чтобы проверить хват, руку вытягивают вперёд так, чтобы головка ракетки оказалась расположенной перпендикулярно поверхности площадки. ПОЗА ИГРАЮЩЕГО : ноги расставлены на ширину плеч, слегка согнуты в коленях, левая нога выдвинута на пол-ступни вперёд, правая на носке.

Подготовительные упражнения

Подбрасывание волана одной рукой вверх и ловля его в воздухе.

Перебрасывание волана друг другу, не давая ему упасть на землю.

Перебрасывание волана из одной руки в другую на ходу, на бегу.

Ребёнок подбивает волан ракеткой, стоя на месте, перемещаясь шагом, бегом.

Направление волана ракеткой точно в цель

Перебрасывание волана на сторону партнёра без сетки, через сетку

Игра в паре с воспитателем

Игра детей друг с другом на расстоянии 4-5 м

Правила игры

Отбивать волан до тех пор ракеткой, пока он не упадёт на землю. - Выигрывает тот , кто меньше сделает пропусков падения волана на землю. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберёт

10-15 очков.

БАСКЕТБОЛ

Играют на площадке длиной 10 м. и шириной 6м. Размечаются боковые и торцовые линии, в центре площадки чертим круг диаметром 1,8м. Щит и корзина подвешены на середине торцовых линии. Верхний край корзины располагается на высоте 2м. Играем резиновым мячом, диаметр которого 18-20мм.

Техника игры

Стоика : ноги слегка согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч,

одна нога выставлена на полшага вперёд, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

Передвижение осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Остановки делаем двумя шагами. Мяч держим на уровне груди, руки согнуты, пальцы широко расставлены, локти опущены вниз.

Мяч ловим кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу, мяч не задерживаем, а начинаем с ним быстро действовать.

При передаче мяча локти опущены вниз, бросаем мяч на уровне груди партнёра.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА : мяч не надо толкать вниз, ведём его вперёд - сбоку, смотрим вперёд.

Бросаем мяч от груди 2-мя руками, при этом надо описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным распрямлением рук.

Подготовительные упражнения

Удары мяча об пол одной рукой и ловля его 2-мя руками.

Ударить мяч об пол правой рукой, ловить левой и наоборот, стоя на месте, на ходу, по кругу.

Отбивание мяча каждой рукой с поворотом на месте, с продвижением в разные направления, с остановкой, переменой высоты отскока мяча.

Перебрасывание мяча через сетку.

Метание мяча в баскетбольный щит.

Бросание мяча в корзину удобным способом, затем от груди.

Передача мяча партнёру от груди, от плеча одной рукой, стоя на месте, в передвижении.

В передвижении - упражнять детей в согласовании своих действии с действиями партнёра.

Игровые навыки совершенствуются в подвижных играх :

"Вызов номеров, "Борьба за мяч", "Мяч капитану", "Чья команда больше", Успей поймать".

Правила игры

1. Игра состоит из 2-х таймов по 5 мин., с перерывом между ними 5 мин.

2. Как можно больше забросить мячей в корзину соперника.

3. За мяч, заброшенный в корзину, начисляется 2 очка.

4. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении.

5. Мяч, полученный в движении, можно вести не более 3-х шагов.

6. Розыгрыш начального и спорного мяча производится с центра круга.

7. Нельзя вести мяч 2-мя руками одновременно.

В хоккей можно играть В любое время года. Весной, летом и осенью дети играют клюшкой на траве с мячом, зимой - шайбой.

Для игры выбирается ровная площадка размером 10 на 20м, край её отмечается флажками. У торцовых сторон площадки обозначаются ворота шириной 1,0м, размечается центр поля. В игре участвуют 2 команды по 5 чел. В центре становятся по 2 игрока из каждой команда. По сигналу судьи, они клюшками разыгрывают мяч (шаибу, стараясь направлять мяч (шайбу) одному из игроков своей команды.

Подготовительные упражнения

Перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать и опускать её.

Замахиваться, вращать вперёд и назад, сбоку и перед собой. -Прокатывать мяч перед собой, по прямой, вокруг себя, обводить предметы -Прокатывать мяч (шайбу) клюшкой друг другу В парах в шеренгах, колоннах, по кругу, стоя на месте.

Отбивать мяч (шайбу) о стенку, задерживая и останавливая его, отбивать многократно без фиксированном остановки

Проделывать это же на бегу, шагом, во время быстрого бега. -Закатывать мяч в лунку, сбивать кеглю.

Перебрасывать мяч клюшкой через невысокое препятствие. -Закатывать мяч клюшкой в ворота.

Стоя в воротах, защищать их, ловить мяч, шайбу.

Правила игры

Игра состоит из 2-х таймов по 10 мин, с перерывом 5 мин. Побеждает команда, забросившая большее количество мячей в ворота.

Перебрасывать мяч (шайбу) и вести их можно только клюшкой. -Нельзя толкаться, хватать друг друга руками, спорить с судьёй .

Судьёй в игре является воспитатель.

Нарушившего правила судья выводит из игры .

ВОЛЕЙБОЛ

Для детского волейбола подойдет площадка 10 на 10 м. волейбольная сетка или шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.

Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, он не должен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры .

Правила игры

Задача играющих – не дать мячу коснуться земли на своей половине, а передавать его так, чтобы он упал на половине соперника. При подаче и передаче мяч не должен улетать за границы площадки, в этом случае не засчитывается очко и подача переходит к другой команде. Очко засчитывается, если мяч, перелетев сетку, коснулся земли на половине противника. Игра идет до 5 или 10 очков, продолжительность – 15 – 25 минут (2-3 партии) .

Подготовительные упражнения :

1. Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии 1м от неё.

2. То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо-влево.

3. Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.

4. То же упражнение, но с продвижением вперед.

5. Отработка техники прямой подачи мяча : удар правой (левой - для левшей) рукой – основанием ладони или сжатым кулаком.

6. Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.

7. Передача мяча друг другу верхней подачей (расстояние 2 м) .

8. Перебрасывание мяча друг другу через сетку.