Игры на развитие зрительного восприятия для подростков. Развивающие игры для детей

Игры на осязательное восприятие формы способствуют координации рук и глаз. Без этого ребенок не овладеет огромным количеством практических навыков: не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и т.д. В этих играх исключается участие зрения. Игры на целенаправленное восприятие формы и величины делают эти признаки субъективно значимыми, что способствует их более точному различению. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами обследования формы и величины предметов.

«Что привез мишка?»

Перед играющим ставится задача - узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешке продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина или санки, на которых тот приедет.

Описание игры

Дети усаживаются на стульчики, и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или санках), которого подталкивает помощник воспитателя (или старший ребенок). В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-то игрушку, но он просит не заглядывать в мешочек, а выбрать себе подарок руками, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места. Каждый ребенок должен показать всем свою игрушку, назвать ее и показать, как с ней можно играть: например, покатать машинку, попрыгать с зайчиком, покружиться с куколкой и т.д. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол. После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

«Фокусник»

Эта игра учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Игра приучает малышей к соблюдению достаточно трудных правил (нельзя подсказывать и подглядывать). Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди исполняют роль фокусника, который умеет, не глядя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы. Например, деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т.д.

Чтобы исключить участие в этом процессе зрения, нужен колпачок или повязка на глаза. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз). Нужен также мешочек для хранения игрушек.

Описание игры

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Потом он достает колпачок фокусника (или повязку), одевает его на голову одного из детей, усаживает того за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что фокусник делает. Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только фокусник наденет колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Что у меня в руках?», потом подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок (или повязку) на голове фокусника, чтобы тот не сбросил его. Когда фокусник возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Ребенок должен сам назвать игрушку. Правильный ответ вызывает аплодисменты. Фокусник снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый фокусник и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Игра повторяется неоднократно.

«Где твой дом?»

Эта игра направлена на развитие целенаправленного зрительного восприятия формы геометрических фигур. В ней повышается целенаправленность и субъективная значимость рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом. Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же.

Для игры нужны маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры

Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на участке. Воспитатель подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т.д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, на каких «домах» находятся такие же фигуры.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.

«Веселые матрешки»

Игра на восприятие величины. Народная игрушка - матрешка, отдельные части которой отличаются только размером, - как будто специально создана для того, чтобы научить детей различать величину предметов. Эта игрушка учит сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т.д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует не только восприятию величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На палочке или вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом:

«Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая - чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Сюжеты можно продолжать и развивать, насколько хватит фантазии воспитателя и детей.

Восприятие окружающего мира — это важнейшая деятельность ребенка, которая формируется с момента его рождения. Исследования и жизненные примеры свидетельствуют, что любые нарушения в системе восприятия приводят к серьезным дефектам в развитии всей когнитивной (интеллектуальной) сферы и личности ребенка. Восприятие — это процесс создания образов предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. С помощью восприятия ребенок получает знания об окружающей действительности. В соответствии с преобладающей ролью той или другой системы органов чувств, участвующих в формировании образа, восприятие делится на зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и т.д. Восприятие вызывается яркой вне-шностью объекта, громкостью звука, контрастом с фоном, наличием интереса к данному объекту у человека.

Восприятие тесно связано с речью. Воспринимая предмет, ребенок осмысливает его как единое целое и относит к определенной категории. Восприятие детей развивается естественным путем, но ему необходима «пища» в виде многообразных и ярких впечатлений из окружающего мира. Такие впечатления и доставляет ребенку игра. Но при серьезной и правильной организации воспитания Ребенка необходимо играть с ним в игры , которые специально направлены на развитие разных форм восприятия.

☺ Игра «Духи-сухарики»

Для игры потребуются небольшой флакончик духов и упаковка сухариков. На нос одному участнику кладется сухарик. Второй участник предлагает первому понюхать духи так, чтобы сухарик не упал. При этом он может медленно водить флакончик из стороны в сторону, опускать и поднимать. Участник с сухариком должен держать нос как можно ближе к флакону. Игра идет на время. Например, участник с сухариком должен продержаться 1 минуту. В случае, если он удержал заданное время сухарик на носу, он получает приз. (Например, может съесть свой сухарик.)

☺ Игра «Прогулка е лесу»

Для этой игры необходимо использовать звуковые записи разнообразных звуков, которые можно услышать в лесу: пение птиц, крики зверей, шум ветра, треск сучьев, шорох листьев, журчание ручья. Можно приобрести готовые записи, а можно составить их из музыкальных произведений и имитирующих звуков. Когда запись готова, начинается игра. Дети «идут в лес» и слушают соответствующие звуки. Их задача — отреагировать на эти звуки наиболее правильным образом: пение птиц послушать и попытаться им подпеть, шорох листьев — осторожность (вдруг ползет змея); ветер смотреть на небо (вдруг дождь); крики животных — или прятаться (медведь идет), или посмотреть (зайчик «барабанит»); ручей журчит — надо искать обход и т. д. Таким образом, дети совершают «прогулку по лесу», ориентируясь на звуки.

☺ Игра «Музыкальная картина»

Детям предлагается конкретная музыка, соответствующая возрасту играющих. Это может быть классическая или эстрадная музыка, важно, чтобы она была без слов.

Первый вариант . После прослушивания музыки детям дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Они должны изобразить услышанную музыку с помощью этих четырех красок и озаглавить рисунок. По окончании проведите конкурс полученных рисунков и подписей к ним.

Второй вариант. В момент исполнения музыки дети движениями должны изображать конкретных персонажей, которых напоминает им музыка. Это могут быть звери, сказочные герои, конкретные люди. По окончании исполнения музыки и движений рассказать, кого они изображали.

☺ Игра «Заштопай ковер»

Заранее подготавливаются кусочки ткани — «ковры» (их можно заменить раскрашенными под ткань кусочками обоев, бумаги), в каждом из которых вырезано по одной дырочке. К каждой ткани есть парный маленький квадратик. Задача ребенка — «заштопать» ковер таким же кусочком, подложив его снизу к дырочке. Важно, чтобы ребенок учел не только расцветку, но и фактуру ткани, размер «дыры». Побеждает тот, кто «заштопал» больше ковров, допустив минимум ошибок. Для маленьких детей целесообразно сделать дырочки простой формы (овал) и одного размера. Для более старших нужно сделать «дырочки» самых вычурных и разнообразных форм, а «лоскутки» для штопки в виде кружков, треугольников и прямоугольников разных размеров. Для «штопки» одной дырочки могут быть несколько лоскутков такой же расцветки, но по форме и размеру может подходить только один.

Варианты ковров

☺ Игра «Таинственный предмет»

Для проведения игры подбирается несколько (10 — 15) предметов с разной фактурой: цветок, кусочек меха, шелковый платок, глянцевая открытка, пластмассовая чашка, стеклянный бокал, металлическая пластинка, разнообразные игрушки и т.д. Участнику игры завязывают глаза, сажают за стол. Легонько прикасаются ко лбу то одним, то другим предметом. Ребенок должен по этому прикосновению определить, что за предмет. Например, осуществляют 10 (или любое другое число) таких прикосновений. Одним и тем же предметом можно прикасаться несколько раз. Победителем является тот, кто за фиксированное число прикосновений совершил меньше всего ошибок.

Вариантом этой игры является угадывание друзей, когда ко лбу ведущего участника прикасаются ладонью другие игроки.

☺ Игра «Самый быстрый и точный»

Для игры потребуется несколько наборов счетных палочек разного цвета. (Их можно заменить, например зубочистками и другими простыми мелкими предметами, карандашами, шариками.) Палочки перемешиваются в равных количествах. Можно использовать один набор, тогда участники играют по очереди. Или несколько наборов — по количеству участников. Игра ведется на время. По команде ведущего игрок (или игроки) начинает быстро сортировать палочки на две кучки: одного какого-то цвета, разноцветные или на два разных цвета. Можно выбрать любой признак для сортировки. Побеждает игрок, который рассортировал палочки безошибочно и быстрее всех.

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета, и других свойств предметов, а это игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно оказывается поверхностным, неполноценным.

Поэтому лучше, чтобы процесс развития осуществляется целенаправленно.

Впереди лето, родители более свободны.

В свободной форме, игровой я предлагаю заняться развитием ваших детей.

Иры на восприятие. (Цвет, форма, величина)

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию. Можно использовать предметы, которые начинаются только на букву «к». Так мы не только способствуем развитию мелкой моторики, напрямую связанной с развитием интеллекта, развиваем тактильные ощущения, но и способствуем запоминанию букв алфавита, тренируем способность выделять эти буквы в словах. Этот навык поможет быстрее научиться читать.

Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 2-4-летнего возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 3-5 лет можно предложить и следующее задание:

По образцу построить из кубиков такое же строение:

Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 3-5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

Направлена на развитие восприятия у детей 3- 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении даны как целые карточки, так и те карточки, которые надо разрезать.

задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 3-5 лет.

Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображением геометрических фигур, находящиеся в приложении.

а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещенным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игры на внимание. (Устойчивость внимания, переключаемость, распределение внимания)

Игра «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ».

Среди нескольких игрушек или предметов ребенку предлагается отыскать два одинаковых. Эта игра развивает не только способность быть внимательным, но и развивает такую мыслительную операцию, как умение сравнивать.

Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ» .

Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра «ЧТО ЭТО?»

Взрослый размещает вокруг ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребенку только ее местоположение (перед тобой, позади, справа или слева).

Известно, что игрушка лежит перед мальчиком. Что это?

Игрушка лежит сзади мальчика. Что это за игрушка?

Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?

Известно, что игрушка лежит слева от мальчика. Что это?
Игра «ЧТО ПОЯВИЛОСЬ?»

а) Внимательно посмотри на обеих кукол и ответь, что появилось у второй куклы?

Для выполнения задания попросите ребенка дать описание первой куклы, потом второй. Затем пусть ребенок сравнит обеих кукол по названным свойствам.

Отличий - 5.

б) Внимательно посмотри на обоих мальчиков. Что появилось у второго мальчика?

Подход к выполнению этого задания такой же, как и в предыдущем задании. Отличий - 6.

Игра «ЧТО ПОТЕРЯЛОСЬ?»

а) Внимательно посмотри на котят. Что у них потерялось?

Спросите ребенка о том, что нарисовано у каждого котенка. Затем он должен ответить, а все ли есть у первого котенка, потом у второго.

б) Внимательно посмотри на зайчат. Что у них потерялось?

Для выполнения задания можно воспользоваться игрушкой-зайчишкой. Ребенок должен посмотреть на игрушку, что есть у зайчика. А затем ответить на вопрос, что потерялось у зайчат.



Эти игры направлены на формирование не только памяти, но и внимания, и восприятия.

Игра «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ».

а) Посмотри внимательно на эти две машины. Чем они отличаются?


б) Посмотри внимательно на этих двух птичек. Чем они отличаются?

в) Посмотри внимательно на эти две чашки. Чем они отличаются?



г) Что мальчик-шалун выбросил из ящика с игрушками?

Сосредоточенность внимания остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым предметам, событиям, людям.

Игры на развитие памяти.

Благодаря памяти ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает различные умения и навыки.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей 4-7-летнего возраста я использую для заучивания песенки, потешки, стихотворения.

Стихотворения, как правило, выбираю сюжетного характера. Обязательно задаю вопросы ребенку.

НАПРИМЕР:

1) Какая у кота шубка? 2) Какие усы? 3) Что еще есть у кота?

Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения, попрошу детей повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.
Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Ване спать не даешь?

Ай, качи-качи-качи!

Глянь - баранки-калачи,

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися ба-ра-ноч-ки!

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

Поди догоняй-ка!

Похвалялись ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!


Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Кому в платок,

Кому на зубок,

Кому в лапочку.


Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка - с фонарем,

А собачка - с помелом.

Серый зайка - с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Купите нашу девочку!

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

(Шотландская песенка)

Моторика.

На летний период достаточно будет три тетрадки: одной раскраски, одной штриховки, одной тетради рисуем по клеточкам.

Анна Иотко
Игры на развитие восприятия дошкольников

МДОАУ детский сад №3 г. Зеи

Воспитатель Иотко А . В.

Игры на развитие восприятия дошкольников

Развитие зрительного восприятия

1. Игра «Разрезные картинки»

2. Упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»

3. Игра «Контуры»

4. Игра «Лабиринты»

5. Упражнение «Читаем по губам»

6. Игра «Что забыл нарисовать художник»

7. Упражнение «Точечный рисунок»

Развитие слухового восприятия

1. Игра «Испорченный телефон»

2. Игра «Узнай по звуку»

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.

3. Игра «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

4. Игра «Кто больше?»

Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.

5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Развитие тактильного восприятия

1. Игра «Найди пару»

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)

2. Игра «Что внутри»

Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители : воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.). Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

3. Игра «Снежинки»

На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.

4. Игра «Дедушка – Водяной»

Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.

5. Игра «Узнай фигуру»

На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Развитие обоняния

1. Упражнение «Овощи и фрукты»

Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.

2. Игра «Поможем обезьянке»

По стаканам разложены продукты питания - хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета - мыло, духи, зубная паста. Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

3. Игра «Коробочки с запахами»

Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.

Развитие вкусового восприятия

1. Упражнение «Вкусовые банки»

Готовятся растворы : сладкий, соленый, кислый. Ребенок пробует и обозначает словом свои ощущения.

2. Игра «Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами.

Варианты :

Ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты;

Ребенок с закрытыми глазами определяет разные сорта хлеба;

Ребенок определяет что за фрукт он попробовал;

Ребенок на вкус определяет сорт орехов

Ребенок определяет сорт варенья, конфет

Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Немаловажно и осознание ребенком того, что такое расстояние. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Наверное, самой простой и известной игрушкой, помогающей наглядно продемонстрировать различие между размерами предметов, является классическая русская Матрешка: именно эта игрушка дает правильное представление о соотношении между разными величинами однородных предметов. Развитию восприятия форм предметов способствует и игра, придуманная в свое время известным педагогом Марией Монтессори: карточки с прорезями разных форм и соответствующие этим прорезям геометрические фигуры (смотрите описание игры «Карточки-загадки»). И если впоследствии вам доведется порадоваться успехам сына или дочки в области точных наук, задумайтесь, уж не «волшебные» ли карточки сыграли в этом в свое время главную роль?

В этом материале вашему вниманию предлагаются основные игры на восприятие форм, качеств величины и определение расстояния между предметами.

Волшебный мешочек

Возраст : 4 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.

Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.

Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Для детей постарше отличным вариантом будет более сложная игра.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.

Необходимое оборудование : кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.

Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

Волшебные коробочки

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.

Необходимое оборудование : вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.

Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание . Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).

Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.

Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».

Примечание . Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).

Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание . В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: познакомить детей с такими качествами величины, как «длинный» и «короткий». Игра развивает глазомер.

Необходимое оборудование : игрушечный домик (коробка), игрушка, изображающая человека или животного, 5—6 разноцветных лент разной длины.

Ход игры. Перед тем как начать игру, ведущий (взрослый) ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из лент. Затем игра начинается. Ведущий рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игроков — помочь «мышке» (или другой выбранной ведущим игрушке) добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (ленту), которая приведет прямо домой. Задача игроков — подобрать ленту нужной длины, которая доведет «мышку» прямо до дома. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до «домика». Одновременно в игре могут участвовать один или два человека (вдвоем удобнее раскладывать ленту), но после того, как нужная дорожка будет найдена, ведущий сможет создать новые условия для игры, изменив расстояние между игрушкой и ее «домиком».

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Необходимое оборудование : различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).

Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.

Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.

Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.

Ход игры . В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.

Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).

Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.