Красивые алхимические символы. Символы алхимии

Алхимия вызывает разные ассоциации у современного человека. Большинство связывают занятия алхимией с мрачными и узкими улочками Праги и других средневековых европейских городов. Многие при упоминании об этой науке начинают говорить о философском камне и превращении всего, что под руку подвернется, в золото. Конечно же, и про эликсир вечной молодости никто не забывает.

И практически все уверены в том, что алхимия наукой не является, а занимались ею исключительно мошенники и искренне заблуждающиеся люди, причем в Средневековье. Между тем это не совсем так.

Как и где развивалась алхимия?

Зародилась эта наука вовсе не в сырых подвалах средневековых европейских замков и не в косых темных переулках Праги, как многие полагают. Алхимия гораздо старше, но установить точный временной период ее зарождения практически невозможно. Доподлинно известно только то, что алхимические опыты проводились в Древнем Египте, на Ближнем Востоке и, вероятно, в Греции.

Во времена позднего античного периода, то есть на протяжении II-VI столетий, центром алхимических занятий был Египет, а если точнее - Александрия. Этот период развития науки оставил после себя не только алхимические знаки, находимые археологами на местах раскопок и историками в уцелевших письменных источниках, но и другие свидетельства.

В III столетии Римская империя переживала кризис власти. Это состояние слабости правления завершилось с приходом на римский престол Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Именно этот человек провел реформу устройства управления, сделав императора полновластным хозяином государства, а не первым из сенаторов, как это было раньше.

В историю алхимии же Диоклетиан вошел как первый гонитель. Хотя гонения были обусловлены действиями египтян и явились только ответным ходом со стороны императора Рима. Летом 297 года Луций Домиций Домициан поднял Египет против Империи. Точнее, целью этого восстания был не сброс власти Рима, а ее захват. Эпицентром бунта была Александрия. Разумеется, мятеж жестко и, по тем временам, достаточно быстро, всего за год, подавили. Сам претендент на римский трон умер по неизвестным причинам во время осады Александрии, а его помощник, руководивший городской обороной, был казнен.

Результатом подавления мятежа стало распоряжение Диоклетиана об уничтожении всех папирусов, книг, свитков и прочих источников знаний о трансформации металлов и веществ в золото или серебро. Предположительно, император стремился уничтожить не столько знания, сколько неиссякаемый источник богатства Египта, тем самым сбить спесь и присмирить местную знать и жречество. Как бы там ни было, но большой объем знаний, накапливаемый столетиями, был утерян. Хотя некоторые книги чудом уцелели и позднее стали одними из самых чтимых в алхимических кругах.

После этих печальных событий алхимики постепенно начали перебираться на Ближний Восток. Арабы развили эту науку, сделав немало значимых открытий. Археологи находят алхимические знаки по всему Ближнему Востоку, что позволяет предположить значительное распространение этой науки в арабском мире. Расцветом арабской алхимии принято считать VIII-IX столетия. Это обусловлено тем, что именно тогда была усовершенствована зародившаяся еще в Греции и принадлежащая Аристотелю теория о первоначальных элементах. В это же время появился и дистилляционный аппарат. Впервые арабскими алхимиками было введено и представление о нумерологии. Но кроме этого, как раз арабские ученые впервые ввели понятие философского камня. Центрами научной деятельности алхимиков были Багдад и Кордова. В Кордове функционировала Академия наук, среди которых наиболее значимой была алхимия.

Как и когда алхимия попала в Европу?

Принято считать, что знакомство европейских ученых с алхимией началось еще в VIII столетии, в результате захвата арабами территорий на Пиренейском полуострове. Важную роль в становлении европейской алхимии сыграли монахи-доминиканцы - немец Альберт Великий, канонизированный католической церковью, и один из его учеников, Фома Аквинский. Перу Альберта принадлежат несколько алхимических трактатов, в основе которых лежат древнегреческие труды о природе веществ.

Первым же ученым, «официально» использовавшим алхимические знаки в своих трудах, стал британец Роджер Бэкон, естествоиспытатель, преподаватель богословия и врач, а кроме этого, еще и монах-францисканец. Именно этот человек, живший в XIII столетии, считается первым европейским алхимиком.

Что обозначали основные алхимические символы?

Алхимические знаки и символы, сложившиеся постепенно, в течение столетий существования этой науки использовались не только изучавшими ее людьми. Вплоть до XVIII символика применялась и просто для веществ.

В период своего рассвета и до начала угасания, связанного с начатыми понтификом Иоанн XXII гонениями, выразившимися в запрете на занятие этой наукой в Италии, сложилась основная символика.

Важнейшие алхимические знаки включали в себя изображения:

  • четырех первичных элементов;
  • трех главных символов;
  • семи металлов.

Сочетания этих веществ и являются основой алхимии в целом. Разумеется, помимо них, алхимики использовали другие вещества и элементы, которым соответствовали собственные обозначения.

Четыре первичных элемента

Первичной четверкой элементов алхимиками считались:

  • огонь;
  • земля;
  • воздух;
  • вода.

То есть стихии. Алхимическая наука в вопросе первичных элементов оригинальности не проявила. А вот графические обозначения выглядят достаточно своеобразно.

Алхимический представляет собой ровный треугольник, схожий с изображением пирамиды, без дополнительных черточек. Землю ученые изображали в виде перевернутого треугольника, направленного вершиной вниз и перечеркнутого вблизи к ней линией. Воздух изображался с помощью знака, являющегося зеркальным отражением символики земли. Знак выглядит как обычный треугольник, устремленный вверх, перечеркнутый линией. Вода, соответственно, отображалась как антипод огня. Ее знак - простой, но перевернутый вершиной книзу треугольник.

Главные символы

Нередко исследователи алхимической философии пытаются объединить христианскую Троицу с количеством главных символов. Но ничего общего три основных элемента алхимии с христианскими доктринами не имеют.

Согласно трактатам Парацельса, опиравшегося в своих трудах на остатки древних знаний, основными главными веществами для алхимиков являются:

  • соль;
  • сера;
  • ртуть.

Это первичные вещества, воплощающие в себе материю, дух и флюиды.

Алхимический знак соли, воплощающей материю, базовую всеобщую субстанцию, выглядит как шар или же сфера, перечеркнутая пополам. Однако не все ученые пользовались именно этим вариантом. Некоторые алхимики использовали обозначение без поперечной черты. Были ученые, обозначавшие субстанцию изображением шара с двумя поперечными чертами. Это делалось для того, чтобы никто, кроме них самих и их учеников и последователей, не смог бы разобрать формулы.

Алхимический знак серы выражает собой дух, вездесущую и неотъемлемую частицу самой жизни. Изображали этот символ в виде ровного треугольника с выходящим из основания крестом. Треугольник не перечеркивался, хотя возможно, что и этот знак как-либо изменяли с целью скрыть значение открытых в результате опытов формул.

Алхимический знак ртути одновременно символизировал и планету Меркурий, и самого греческого бога. Это воплощение потоков флюидов, связующих верх и низ мироздания, небесный купол с земной твердью. То есть поток флюидов, обуславливающих неразрывное и бесконечное течение жизни, переход различных субстанций из одного состояния в другое. Графическое изображение этого символа - одно из наиболее сложных, многосоставных. В основе изображения - сфера или же окружность, шар. Верх символа венчает открытая полусфера, напоминающая схематическое изображение рогов быка в Древнем Египте. В нижней части знака - крест, вырастающий из линии границы сферы. Кроме этого, ртуть являлась не только воплощением бесконечного потока флюидов, но и была одним из семи главных металлов.

Обозначения главных металлов

Алхимические знаки и их значения были бы лишены практического смысла без дополнения отображениями семи главных металлов.

Наделяемые учеными особенными свойствами металлы - это:

  • свинец;
  • ртуть;
  • олово;
  • железо;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Каждому из них соответствовало конкретное небесное тело. Соответственно, графические обозначения металлов одновременно являлись и символикой небесных тел. Это не добавляло ясности записям ученых, поскольку без общего контекста правильно понять алхимические знаки и символы и их значение было достаточно сложно. Выглядит символика так, как это показано на иллюстрации.

Планеты Нептун, Уран и Плутон были открыты позднее, чем сложились представления об основных металлах в алхимии. Многие последователи алхимии, занявшиеся ею в конце позапрошлого столетия и позднее, полагают, что именно отсутствием знаний о трех планетах и соответствующих им металлах и объясняется большая часть неудач в опытах средневековых ученых.

Какие небесные тела соответствуют основным металлам?

Символизирующие металлы алхимические знаки и их значения в астрологии соответствуют такому соотношению:

  • Солнце - это, безусловно, золото.
  • Луна - покровительница серебра.
  • Венера ассоциируется с медью.
  • Марс - планета войны, агрессии, конечно же, соответствует железу.
  • Юпитер является небесным отражением олова.
  • Меркурий - летучее греческое божество в крылатых сандалиях; как и одноименное космическое тело, связан с ртутью.
  • Сатурн -далекий и загадочный, выражает собой свинец.

Открытые позднее планеты тоже получили связь с металлами и графическое отображение в алхимии. Их металлы созвучны в своих наименованиях с названиями самих планет - Нептуний, Уран, Плутоний. Разумеется, в традиционной средневековой науке данных планет, как и металлов, нет.

Было ли что-то еще?

Помимо главной символики, которая, как правило, не менялась и была одинаковой в трудах большинства ученых, присутствовали и так называемые «плавающие» обозначения. Такие символы не имели четких предписаний в каллиграфии и изображались по-разному.

Основные из второстепенных веществ, алхимические знаки которых не имеют четкой классификации, - это «мирские», или же мунданные. К таковым элементам относятся:

  • мышьяк;
  • фосфор;
  • сурьма;
  • висмут;
  • магний;
  • платина;
  • камень - любой;
  • калий;
  • цинк и другие.

Эти вещества считались первыми из вторичных. То есть основные алхимические процессы осуществлялись, как правило, с их применением.

Какими были основные процессы?

Основные алхимические процессы, имеющие своей целью преобразование какого-либо вещества, это:

  • соединение;
  • разложение;
  • модификация;
  • фиксация;
  • разделение;
  • умножение.

Основных процессов в алхимии ровно 12, в соответствии с зодиакальным кругом. Это число достигается различными сочетаниями вышеперечисленных процессов и использованием неодинаковых путей проведения реакций. С зодиакальными совпадает и графическое изображение самих процессов, но оно обязательно дополняется знаками, выражающими нужный для осуществления реакции путь.

Какими были основные пути в алхимических опытах?

Осуществлялись вышеперечисленные процессы такими путями:

  • прокаливание;
  • окисление;
  • застывание;
  • растворение;
  • прогревание;
  • дистилляция;
  • фильтрация;
  • размягчение;
  • ферментация;
  • путрефакция.

Каждый путь применялся строго в соответствии с текущим значением зодиакального календаря.

Как фиксировались достигнутые результаты?

Алхимические записи вовсе не такие, какими пользуются современные ученые, фиксирующие цепочку опытов с веществами. Алхимики нередко оставляли после своих работ не строчку непонятных значков, а настоящие картины.

На таких иллюстрациях, как правило, отображавших целую череду опытов и полученных результатов, изначальный элемент помещался по центру. От него уже в разные стороны отходили, подобно лучам, графические изображения действий ученых. Разумеется, этот вариант фиксации проведенных работ и достигнутых в опытах результатов не был единственным. Однако наиболее часто начало записи размещалось в центре изображения.

Оценить статью

В алхимии язык тайных символов всегда скрывал от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества. Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи.

Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.


Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».


Курфюрст Саксонский Август Сильный
(1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает. Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны. Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Далее – еще более туманно: «Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания. Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия». Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось. Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия — это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного. Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа». Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет. Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

p style=»text-align: right;»>Тарас Репин, Иллюстрации — манускрипт Clavis Artis

Знание о силах природы берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал свои труды Великий Посвященный . На базе герметизма сформировалась мистическая наука – алхимия, целью которой было показать пути к постижению сути вещей.

Стихия – это состояние пространства, которое является следствием работы определенных принципов Вселенной. Символы стихий - обозначения этих принципов или первоэлементов, из которых образованы все вещества космоса.

4 основных состояния пространства:

  • горячий;
  • холодный;
  • сухой;
  • влажный.

Элемент стихии формируется в результате взаимодействия пары принципов. Изменяя по одному принципу в паре, можно совершать превращения одного элемента стихии в другой.

Алхимические символы четырех стихий

Принципы стихий:

  • Земля: сухая и холодная;
  • Вода: влажная и холодная;
  • Воздух: теплый и влажный;
  • Огонь: теплый и сухой.

Если сложить все символы стихий в единую фигуру получим шестиконечную звезду – символ совершенной формы.


Шестиконечная звезда - символ единства 4-ех стихий природы

Но любая форма, даже самая совершенная - мертва, если она не наполнена жизнью. В древних философских учениях и алхимии одухотворяющим элементом является эфир или святой дух – великая сила творчества. Единение духа и тела Вселенной символически обозначается шестиконечной звездой с точкой в центре. Точка – обозначение пятого элемента мироздания.

Символы земли

Качества: женская, пассивная, твердая, нерушима я.

1. Архетип: Великая Мать, женское начало

Стихия земли – материальная основа и фундамент жизни. Ее образ – природа, плодородная мать.

Архетипические символы земли: Богородица, богини-покровительницы урожая, Великая Космическая мать.


Архетипические соответсвия стихии земля: 1) Третий Аркан Таро «Императрица»; 2) Богиня плодородия Деметра; 3) Пресвятая Богородица.

2. Форма: куб, алмаз

Распространенным символом земли является куб – самая устойчивая фигура трехмерного пространства. Кубическая форма присуща кристаллической решетке алмаза – камня, состоящего из самой плотной концентрации атомов углерода. Символом земли так же может быть любая упорядоченная структура или симметричная форма.

3. Числа: 6 и 4

Число 6 – знак совершенной формы является одним из символов земли. Так же этой стихии соответствуют фигуры: шестиугольник и шестиконечная звезда. Шестерка так же имеет отношение к кубу – геометрической фигуре с 6-тью сторонами.

Квадрат и ему соответствующее, число 4 так же связаны со стихией земли. Квадрат – одна из проекций куба на плоскости. Он символизирует: связь с материей, физический мир, физическое тело, устойчивость, выносливость и постоянство.


Символы земли: 1) Шестиконечная звезда. 2) Кристаллическая решетка алмаза. 3) Вихрь на северном полюсе Сатурна в виде правильного шестиугольника.

4. Сторона света и время: север, зима, ночь

Стихия земли соответствует твердому агрегатному состоянию вещества. Естественно, что сторона света этой стихии – Север, где все покрыто льдом; Время года – зима; Время суток – ночь.

5. Планеты: Сатурн и Венера

В силу твердости и устойчивости стихию земли связывают с Сатурном – планетой ограничений и порядка. Сатурн – это нерушимая скала Высшего Закона, которого никому не избежать.

Качества Сатурна: строгость, порядок, государство, власть, совесть, закон, мудрость, старость, ограничения, карма, основательность, аскетизм.

Великолепие форм – один из аспектов материального мира. Потому стихия земли так же связана с Венерой - древнеримской богиней любви и красоты.


Планеты стихии земля: Сатурн и Венера и их символические обозначения

6. Сфера бытия: материальный мир, природа

В системе Древа Жизни принципы земли отображают две сферы бытия: Бина – Великая Мать и Малкут – Мать Природа.

7. Чакра: муладхара

Земля – символ материальной природы нашего мира. Потому эта стихия соответствует энергетическому центру , ответственному за инстинкты выживания.

Символы воды

Качества: женская, пассивная, мягкая, гибкая .

1. Форма: чаши и сосуды

Символом воды может выступать чаша, кувшин или морская раковина. Чаша – это так же символ женского начала, воспроизводящих сил и изобилия. Вода - принцип вечной жизни и материнства.

2. Сфера бытия: астральный мир

Водная стихия на Древе Жизни представляет собой сферы Есод, что в переводе означает «форма». Здесь речь идет об астральных формах, образующихся во взаимодействии чувств и логики.

Вода – символ глубин подсознания, прозорливости и ясновидения. Эта стихия связывает нас с миром снов и видений, со сферой астральных форм.

Созерцание водной поверхности часто использовалось в практиках предвидения. Всматриваясь в глубину воды, прорицатель видел священные символы и мистические образы, которые всплывали из его подсознательного разума и которые являлись ответами на поставленный вопрос.


Символы воды: рыбы, морская раковина, чаша.

3. Время и место: запад, осень, вечер

С водой связывают самое дождливое время года – осень. Этому сезону соответствует время дня – вечер, сторона света – запад. Осень – так же время сбора урожая и подведения итогов года. А плодородие и урожай – тоже один из символов воды, о чем упоминалось выше.

4. Планеты: Луна и Нептун

Водной стихии соответствует планета Луна. Луна – покровительница женственности, материнства, эмоций, чувств и интуиции.

Водная стихия так же покровительствует планете Нептун. Эта планета связана с психикой, фантазиями и снами. Качества Нептуна: склонность к мистицизму, иллюзиям, обманчивым видениям, таинственность и туманность, но также и духовность, связь с Высшим «Я», медитативный разум.


Планеты водной стихии: Нептун и Луна

5. Чакры: Аджна и Свадхистана

Водные качества присущи двум энергетическим центрам: и Аджне. Первая ответственна за эмоции, получение удовольствий, тягу к продолжению рода. Вторая чакра – Аджна – это вода, как символ ясновидения и проницательности.

Символы воздуха

Качества: мужской, активный, подвижный

1. Форма: меч

Воздух ассоциируется с быстротой мысли и остротой ума. В соответствии с этим, символами воздуха являются мечи, пики и другие колющие и режущие предметы.

Опущенный острием вниз меч обозначает нисхождение созидающей божественной воли на землю. Меч, поднятый острием кверху – знак войны и разрушения.

2. Суть: свобода и дух

Белая птицасимволическое изображение духа. В эзотерическом смысле это – осознанный творческий акт или действие, направленное на созидание. В христианской традиции Святой Дух изображается в виде белого голубя. А в Древнем Египте ястреб выступал символом человеческой души. Во многих традициях птица выступает символом воздуха – связующим звеном между небом и землей, между духовным и физическим.

3. Явление: ветер

Воздух обладает качествами легкости, подвижности и быстроты. При этом он может быть переменчив и внезапен, разрушителен и непредсказуем. Символ воздуха хранит в себе явления от легкого бриза до гигантского торнадо. Воздух – это движение во всех его проявлениях.


Символы воздуха: 1) Вихрь; 2) Меч увенчанный короной; 3) Белая птица - знак Святого Духа.

4. Место и время: восток, весна, утро

Воздух – стихия юности и нового рождения. Потому его часто соотносят с востоком – местом, где каждое утро рождается Солнце. В соответствии с этим, время года воздушной стихии – весна, время дня – утро.

5. Планета: Меркурий

Одним из символом стихии воздуха является самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. Меркурий в древнеримской мифологии был покровителем торговли и путешествий, посредником между богами и людьми. Его атрибут – Кадуцей: палица с двумя обвивающимися вокруг змеями и увенчанная крыльями.

Качества Меркурия: скорость, хитрость, изворотливость, ловкость, мудрость, интеллект, красноречие, совершенный ум, переменчивость.


Бог воздушной стихии - Меркурий и его атрибуты: кадуцей и летучие сандалии с крылышками.

6. Чакры: анахата и вишудха

Символами воздуха так же выступают органы дыхания и соответствующие им энергоцентры: анахата и вишудха. – сердечная чакра, расположена в центре груди и ответственна за дыхание, проявление безусловной любви и сострадания. Вишудха – горловая чакра, расположена в районе щитовидной железы и несет функцию творческого самовыражения и связанной речи.

Символы огня

Качества: активный, мужской, быстрый, очищающий.

1. Форма: жезлы

В древности жезл, как атрибут власти и магической силы принадлежал духовной касте жрецов. Этот символ – обозначение высшей по иерархии стихии - огня. Жезл так же символизирует мужское активное начало, божественную искру, творческую идею, давшую начало всей Вселенной.

2. Место и время: Юг, день, лето

Символу огня соответствует самая жаркая сторона света – Юг, время года – лето и время дня – день. Эти символы огня указывают на его обжигающую природу и разрушительный аспект стихии. Солнечные лучи способны дать жизнь, но и отнять ее.

3. Явления: молния, взрыв, пламя

Стихия огня может проявлять различные аспекты своего характера. Качества явлений определяют качества соответствующих символов огня.

  • Солнечный луч – знак света Творца, символ его первозданное чистой природы.
  • Молния – это идея, мысль родившаяся в Высшем Сознании, и породившая мир.
  • Извергающийся вулкан – символ гнева, ярости, бешенства, разрушительной силы огня.
  • Пламя свечи - символ веры и духовности, путеводный огонек, надежда, свет истины во тьме.

Различные формы проявления стихии огня: пламя костра, электрический разряд молнии, взрыв вулкана

4. Планеты: Марс, Солнце

Разрушительные качества огня наиболее проявлены в природе Марса. Планета Марс – символ неконтролируемого и бушующего пожара, испепеляющего все вокруг. В Древнем Риме Марс был богом войны и разрушений. И в то же время его чтили, как покровителя и защитника Древнего Рима.

Другим символом огня выступает Солнце. Энергия Солнца дарует жизнь. Эта планета – центр и причина существования жизни на нашей земле. Солнце в древности часто отождествляли с самим Творцом. В древнем Египте светило называли именем Ра – и создателем мира.


Планеты огненной стихии: Солнце и Марс и их астрологические символы.

5. Чакры: манипура, муладхара, аджна, сахасрара

Символ огня может нести в себе самые разные качества. Соответственно, и в энергетической структуре человека эта стихия отображена сразу в нескольких центрах.

Манипура – чакра солнечного сплетения несет в себе солнечные качества: щедрость, лидерство, воля, первенство, благородство, стремление к власти. Муладхара содержит в себе энергию Марса, проявляющуюся в пробивной силе и мощи основных инстинктов. Аджна – это небесный огонь, электрическая природа мысли. Сахасрара – космическая чакра – это соединение с Самим Творцом, который есть – истина, исток и причина.

Алхимические символы представляют собой условную символическую систему, которая использовалась в рамках протонаучных изысканий группами ученых-эзотериков преимущественно в Европе вплоть до XVIII столетья. Алхимические символы и их значение для мировой культуры трудно переоценить, ведь речь идет об образных графических элементах и даже целых формульных системах, которые скрывают в себе базовые химические, физические и даже астрологические процессы.

Именно поэтому понятие «алхимические символы» невероятно обширно. В первую очередь это символы, обозначающие различные химические элементы и соединения. Основы алхимического символизма заложил Парацельс (начало XVI века), согласно его трудам в основе всех алхимических преобразований лежат три элемента – соль (солнце), ртуть (меркурий) и сера (сульфур). Впоследствии Луна стала ассоциироваться с серебром, Марс с железом и другие химические элементы также приобрели протагонистов на небесной ленте.

Алхимические символы элементов имеют фундаментальное значение в системе эмблематики средневековых алхимиков. В основе системы лежат знаки четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Однако впоследствии базис был существенно расширен, и последователи Парацельса стали использовать символьные обозначения «пограничных состояний» стихий и их производных. В качестве примера можно привести символы Дерева, Камня, Пепла и тд.

С XVII века стали широко применяться символы иероглифической монады Джона Ди, «квадратура круга» (символ философского камня) и так называемые мунданные элементы («производные» основных элементов – сурьма, мышьяк, висмут и тд). Алхимические символы также приписывались соединениям, например, амальгамме, киновари, сернрой кислоте (ее называли витриоль). Каждому веществу, таким образом, соответствовал строго оговоренный символ, зачастую заключающий в себе прямую отсылку к астрологии, медицине (в частности – античной) или физике.

Символы алхимических элементов дополняются знаковыми обозначениями двенадцати основных алхимических процессов (позже список был расширен, но лишь в рамках отдельных индивидуальных изысканий и диалектных систем). Окисление, фильтрация, сублимация, размягчение, соединение – эти и другие процессы имели конкретные обозначения, а также оригинальные названия, к примеру, соединение именовалось союзом, а окисление – разложением. Любопытно, что изначально символы двенадцати базовых процессов обозначались эмблемами знаков зодиака.

Алессандро Калиостро, Сен-Жермен, Николя Фламель – все эти выдающиеся ученые-эзотерики применяли в своей практике алхимические символы. Их значение позже стало принципиальным для многих научных дисциплин и это понятно, однако некоторые графические обозначения до сих пор широко применяются в сугубо оккультной практике. Проблема в том, что этот процесс породил массу мифов, которые широко культивируется «специалистами» всех мастей.

К примеру, известный алхимический символ Красного Короля стал особенно популярен после фильма «Константин» с Киану Ривзом в главной роли. Сегодня на многочисленных «оккультных» форумах можно найти немало информации о том, что алхимический символ Красного Короля якобы является «мощнейшей эзотерической эмблемой» для… ну здесь уже мнения расходятся. Очевидно потому, что алхимический символ Красного Короля – это всего лишь условное обозначение серы (ртуть, к слову, именовалась Белой Королевой). В этом знаке нет и никогда не было эзотерического подтекста и нет ни одного источника, который мог бы подтвердить обратное.

Именно поэтому к изучению символов алхимических элементов нужно относиться внимательно и аккуратно, так как в современном мире, в условиях обилия ложной и неподтвержденной информации, достаточно легко запутаться и принять за правду то, что является всего лишь чьей-то фантазией.

Алхимия существует более 2000 лет. За этот долгий период таинственная наука прошла периоды возрождения и угасания. Современному миру достался духовный опыт в виде ценных алхимических символов. Вначале они применялись с целью обозначения отдельных химических элементов. Сейчас же знаки алхимии не просто характеризуют предмет, но и раскрывают его истинное значение. Через них к человеку приходит истинное понимание мира и своего предназначения в нем.

Понятие

Чтобы разгадать алхимическую символику, нужно вначале ознакомиться с теорией. Понять алхимию можно путем изменения мировоззрения и привычного мышления. Процесс этот достаточно долгий и трудоемкий. Ученые на протяжении многих веков тратили энергию и силы на изучение алхимии. По легенде, таинственная наука была открыта Гермесом Трисмегистом. Ее принципы понимали халдеи, вавилоняне, финикийцы; практиковали ее в Греции, Риме. А у египтян алхимия была основной наукой.

Издревле алхимики пытались превратить в благородное золото ртуть и свинец и занимались поисками философского камня. Считалось, что он является основой для приготовления «эликсира молодости», который способен излечить любой недуг.

В современном мире алхимию рассматривают как философское учение о превращении различных веществ друг в друга. Алхимик тонко чувствует природу; он применяет внутренние, внешние практики, пытается изменить себя и окружающий мир, чтобы достичь гармонии и совершенства.

Знаки алхимии - это основа науки. Символические обозначения предметов - это путь к раскрытию их истинных значений.

4 элемента

Эта теория является основой алхимии. Ее разработали и подробно описали греческие философы Платон и Аристотель.

Она гласит: создателем Вселенной является Демиург. Он сотворил ее из первичной одухотворенной материи, из которой в свою очередь появились 4 основных элемента: огонь, воздух, земля и вода. Об этом не раз писал Платон. Аристотель к учению добавил еще один элемент - пятый - квинтэссенцию.

Все последующие теории строились на основе первоочередного учения греческих философов. К уже существующим элементам добавлялись лишь новые знаки алхимии. И их значение впоследствии расшифровывалось.

Задача, не имеющая решения

Необычная геометрическая фигура нередко встречается в исторических культурных композициях. Квадратура круга - это математическое задание, не имеющее решения. И вот почему. В круг, площадь которого «x», необходимо встроить квадрат с такой же площадью «x».

Юнг описывал этот символ таким образом. По его философским убеждениям, квадрат представляет собой наименьшую составную цифру «4». Он символизирует душевное состояние человека, который лишен внутреннего равновесия. Круг, наоборот, олицетворяет духовное богатство и внутреннюю гармонию. Пересекаясь, две геометрические фигуры образуют восьмиугольник. А он, в свою очередь, является символом четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эта символика лежит в основе некоторых христианских элементов.

Квадратура круга в буддизме имеет иное значение. Квадрат и круг там символизируют связанные друг с другом противоположности: небо и землю, Инь и Ян, солнце и луну.

Согласно китайской философии, углы квадрата - это обозначение времени года и частей света. Вместе с кругом он образовывает число 5, являющееся священным для китайцев.

В Древней Греции некоторые храмы возводили в форме круга, имеющие квадратное основание. Среди них - Филиппейон (Олимпия). Подобное сочетание встречается и в Иерусалиме - храм-жертвенник Соломона.

Анализ символов алхимии

Здесь существуют свои правила. Знаки алхимии анализируются в определенной последовательности.

  1. Определяется тип символа. Он может быть простым (одна фигура) или сложным (несколько фигур).
  2. Сложные символы раскладываются на простые составляющие.
  3. Анализируется их положение.
  4. Выделяется основная сюжетная идея.

Расшифровывается полученная картина. Для этого алхимики применяют интеллектуальную интуицию, которая нарабатывается за время исследования.

Пример: есть символ - Лев, который поглощает Солнце. Анализируем его по вышеуказанным правилам.

  1. Символ сложный.
  2. Делим его на простые элементы - Лев и Солнце.
  3. Анализируем: солнце олицетворяет золото, лев - ртутный металл. Дневное светило расположено с правой стороны, а хищный зверь - с левой.
  4. Выделяем основную идею сюжета: Лев съедает Солнце - ртуть поглощает золото. То есть алхимический элемент показывает процесс растворения золота ртутью.

Алхимический камень

В таинственной науке многое обозначается символами, шифрами и кодами. Среди них — алхимический камень, который еще называют «философским». Алхимики рассказывали, что его можно получить из софического Меркурия, который считается первоматерией металлов.

Луна - это серебро, а Марс - железо. Металл скрыт в руде, которая именуется Меркурием. Из нее выделяется металлический компонент - Регулос. Когда на его поверхности обнаруживаются кристаллы звездчатого типа, получается стеллярный регулос Марса. Все это сложно для понимания современного человека. Но алхимия всегда отличалась многогранностью и таинственностью.

На самом деле, алхимические трактаты зашифрованы. Их перевод открывает для ученых разумные объяснения тех или иных химических процессов. Например, описанный в одном из алхимических трактатов холодный дракон, выползающий из пещеры, оказался кодом кристаллической субстанции, которая часто образовывается на пещерных стенах. А алхимический (философский) камень - это вещество, превращающее неблагородные металлы в благородные.

Иероглифическая монада Джона Ди

Работа получила свое название в честь выдающегося математика, астролога и астронома. Его имя Джон Ди. Именно он создал таинственный трактат, раскрывающий язык алхимических символов. Иероглифическая монада Джона Ди базируется на кресте Анхе, который содержит символы алхимических планет:

  • зодиакальный знак Овна;
  • крест, олицетворяющий 4 главных элемента;
  • солнце;
  • полумесяц.

Монада символизирует единицу, единое, целостное. Она олицетворяет первичное движение Бездны и зарождение высшего Ума, или Бога.

Алхимические символы и соединения

Христианство не признает алхимии. В древние времена эту науку называли еретическим ремеслом. Алхимиков приговаривали к смертной казни или подвергали пыткам. Но все же таинственное учение продолжило свое существование; алхимические теории легли в основу многих научных открытий.

Выделим основные алхимические соединения:

  1. Абракадабра. Магическая формула появилась в 1 в. н. э. Традиционно она представляла собой звуковые вибрации, которые возносят человека в неземное состояние или транс. Формулу выговаривают по принципу «исчезания» — полное название постепенно доходит до одной буквы. Некоторые люди приобретают амулеты в виде маятника с одноименным названием. Считается, что «Абракадабра» очищает, удаляет злые энергии, болезни.
  2. Алеф. Древнейший алхимический символ, образованный соединением Каббалы с «тайной Традицией». Он представляет собой духовный корень любой гармонии.
  3. Кадуций. Символ представляет собой жезл, около которого переплетаются две змеи (ядовитая и исцеляющая) и крылья, символизирующие способность «перелетать» любые границы.
  4. Эргон. Алхимический символ выполнен в форме глаза. Он представляет собой правое око, смотрящее в вечность.

Знак Земли

Он представлен в виде перевернутого вверх ногами треугольника. Заостренный конец трехглавой геометрической фигуры смотрит вниз. Треугольник - это знак земли. Алхимия олицетворяет его с еще одним элементом под кодовым названием «Соль». Он символизирует человеческое тело.

Знак Золота

Алхимические символы раскрывают сакральные смыслы мистерий. Они также являются средством познания истины и передатчиками мистического опыта.

Знак золота в алхимии представлен в виде круга с точкой в центре. Символ также обозначает солнце, воскрешение, великое деяние. Его часто изображают на амулетах и талисманах. Солнце дарует силу, энергию, жизненные силы. «Солнечные» обереги наделяют своего хозяина позитивной энергетикой и придают жизненные силы.

Символика

На таинственных обозначениях и кодах построена алхимия. Знаки, символы здесь многочисленны. Но среди них выделяют ключевые элементы, которые издревле применялись многими философами.

Сера или сульфур олицетворяет мужское начало.

Ртуть или меркурий - это женское начало.

Соль - материальная субстанция, образованная союзом ртути и серы. Элемент олицетворяет человеческое тело.

Путь развития включает 3 этапа: нигредо (черное), альбедо (белое), рубедо (красное).

Нигредо - это начальный этап. Для него характерно отрицание, отделение, сепарирование. Он соответствует сульфатному горению. На этапе нигредо начинающие алхимики избавляются от коллективного мышления, которое навязывается социумом. Человек освобождается от внешних ценностей путем разрыва. Это сложно, но необходимо, чтобы постигнуть наивысшие тайны Вселенной (адепт). В религиозных практиках этот этап соответствует отшельничеству. В этот период людей посвящают в шаманы. Главное, не остаться на этом этапе, а плавно перейти на следующий уровень. В противном случае человека ожидает безумие.

Альбедо - это второй этап. Его сравнивают с восхождением. Человек, подобно маленькому ростку, пытается пробиться сквозь черную почву. Здесь также открывается воздушная стихия.

Рубедо - заключительный и самый сложный этап на пути к адепту. Его символами являются роза и огонь. Человек становится подобен алому ароматному цветку. Состояние это называют адептом.

И завершается все тишиной.

Ключевой момент алхимии - подобие внешнего мира и внутреннего. Человек должен осознать, что философский камень находится внутри, а не только создается снаружи. Без этого понимания невозможно постичь смысл и истинное значение алхимии.

Главные правила

Знаки алхимии иногда крайне тяжело понять и объяснить. Нужно затратить немало времени, чтобы понять магическую науку и постичь все ее тайны. Известные философы-алхимики выделили основные правила, которых следует придерживаться всем, кто хочет разгадать загадки Вселенной.

  1. Не нарушать молчания, чтобы не подвергать себя и дело опасности.
  2. Нужно серьезно подходить к выбору места работы. Оно должно быть не только удобным, но и не броским внешне.
  3. Любое дело следует начинать и заканчивать в срок. Работать нужно не спеша, но и чрезмерная медлительность не принесет должного результата.
  4. Необходимо учиться терпению. Любое дело следует начинать и продолжать терпеливо, усердно. Желание передохнуть - признак будущего поражения.
  5. Нужно быть профессионалом: хорошо знать свое дело. Знания требуют постоянного совершенства.
  6. В процессе работы необходимо применять только чистые материалы и вещества.
  7. Великое Деяние не следует начинать без уверенности в собственных силах и запаса необходимых средств. В противном случае деятельность приведет к поражению и профессиональным провалам.

Единое - это первопричина, которая порождает любую вещь. Все земное существует в Едином, проистекая из него. Алхимики на протяжении веков пытаются донести до людей эту важную истину.

Знаки алхимии и их значение. Основные алхимические символы — все секреты эзотерики на нашем сайте сайт