Идеалистический подход к происхождению психики. Материализм и идеализм в психологии

Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Различают два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам - одноклеточным - свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях между идеальным и материальным, и является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливает появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Без понимания изменений среды и ее влияния на организм нельзя понять развитие психики человека ни в ее филогенезе (развитии в течение жизни многих поколений), то есть развитие человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивидуума одного поколения), то есть развитие личности человека.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

С точки зрения идеалистов душа - первичное
явление в мироздании. Как содержание сна
человека является лишь плодом его
воображения, так и вся физика реального
мира является лишь чьей-то волей, чьей-то
фантазией (индивидуальной или
коллективной).
С точки зрения материалистов психика -
вторичное, производное от материи явление.
Реальный физический мир может
существовать и в отсутствии чьей-то души,
психики.

Общее понятие о психике

Психика является свойством мозга. “
Ощущение, мысль, сознание есть высший
продукт особым образом организованной
материи ”.
Психика -функция мозга, заключающаяся в
отражении объективной действительности в
идеальных образах, на основе которых
регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга,
которое заключается в психическом
отражении материальной
действительности, в результате
которого формируются идеальные
образы реальной действительности,
необходимые для регуляции
взаимодействия организма с
окружающей средой.

Основным понятием психологии
является понятие психического образа.
Психический образ -целостное,
интегративное отражение относительно
самостоятельной, дискретной части
действительности;
это информационная модель
действительности, используемая
высшими животными и человеком для
регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают
достижение определенных целей, и их
содержание обусловливается этими
целями. Наиболее общим свойством
психических образов является их
адекватность действительности, а
всеобщей функцией -регуляция
деятельности.

Психическое отражение мира человеком
связано с его общественной природой, оно
опосредуется общественно выработанными
знаниями. Психика, как отражательная
способность есть и у животных. Но высшей
формой психики является сознание человека,
которое возникло в процессе общественнотрудовой практики. Сознание неразрывно
связано с языком, речью. Благодаря
сознанию человек произвольно регулирует
свое поведение.

Сознание не фотографически отражает
явления действительности. Оно
вскрывает объективные внутренние
связи между явлениями.
Содержанием психики являются
идеальные образы объективно
существующих явлений. Но эти образы
возникают у различных людей
своеобразно.

Содержание психики включает в себя
не только психические образы, но и
внеобразные компоненты -общие
ценностные ориентации личности,
смыслы и значения явлений,
умственного действия.

Психика присуща человеку и животным.
Однако психика человека, как высшая
форма психики, обозначается еще и
понятием “сознание”. Но понятие
психики шире, чем понятие сознания,
так как психика включает в себя сферу
подсознания и надсознания (“Сверх-Я”).

Психика и среда

Саморегулирование, начинаясь с
элементарной раздражимости, находит свое
высшее развитие в творческом разуме
человека.
Чем выше способы отражения, тем более
освобождается данный вид животных от
непосредственного влияния среды.
Одноклеточный организм, реагирующий на
изменения среды тропизмами, целиком и
полностью непосредственно зависит от
условий среды.

Животные организмы постепенно
освобождаются от непосредственной
зависимости среды. Однако на любом уровне
развития живые существа до конца никогда
не освободятся от этой зависимости. Среда условие существования живого организма,
главный фактор, определяющий жизнь живых
существ, иначе: существование живых
организмов детерминировано (причинно
обусловлено) условиями среды.

Развитие психики

Развитие личностных психических свойств
совершается в процессе деятельности,
целью которой является разрешение
встающих перед ребенком жизненных и
учебных задач. Поэтому там, где при
воспитании и самовоспитании результатом,
подлежащим достижению, является самое
развитие и формирование личностных
психических свойств, этот результат может и
должен достигаться в деятельности,
направленной непосредственно на
разрешение жизненных задач.

Психика человека формируется в ходе
присвоения культуры - продукта труда
исторического человека. Сам процесс
присвоения выступает как своеобразное
надбиологическое творчество,
сотрудничество, кооперация между
взрослыми и развивающимся ребенком.
Причем психическое развитие есть
творчество в общении, диалогическое по
своему существу, так что изменения имеют
место не только на полюсе ребенка, но и на
полюсе взрослого.

Творчество есть родовая особенность
человека. Возможности к нему
сохраняются при всех обстоятельствах
человеческой жизни и в каждой ее
временной точке.

Различия психики животных и человека

В истории человечества благодаря языку
произошла перестройка отражательных
возможностей: отражение мира в мозгу
человека наиболее адекватно. Каждый
отдельный человек благодаря языку
пользуется опытом, выработанным в
многовековой практике общества, он может
получить знания о таких явлениях, с
которыми он лично ни когда не встречался.
Кроме того, язык дает возможность человеку
отдавать себе отчет в содержании
большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке
человека определяет различие и в
мышлении. Это объясняется тем, что
каждая отдельная психическая функция
развивается во взаимодействии с
другими функциями.

Многими экспериментами
исследователей было показано, что
высшим животным свойственно лишь
практическое мышление. Только в
процессе ориентировочного
манипулирования обезьяна способна
разрешить ту или иную ситуативную
задачу. Абстрактные способы
мышления еще не наблюдал у обезьян
ни один исследователь.

Поведение человека характеризуется
способностью абстрагироваться от
данной конкретной ситуации и
предвосхищать последствия, которые
могут возникнуть в связи с этой
ситуацией.

Конкретное, практическое мышление
животных подчиняет их непосредственному
впечатлению от данной ситуации,
способность человека к абстрактному
мышлению устраняет его непосредственную
зависимость от данной ситуации.
Человек способен отражать не только
непосредственные воздействия среды, но и
те, которые его ожидают.
Человек способен поступать соответственно
познанной необходимости - сознательно. Это
первое существенное отличие психики
человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного
заключается в его способности создавать и
сохранять орудия. Животное создает орудие
в конкретной ситуации. Вне конкретной
ситуации Животное никогда не выделит
орудие как орудие, не сохраняет его впрок.
Как только орудие сыграло свою роль в
данной ситуации, оно тут же перестанет
существовать как орудие для обезьяны.
Таким образом животные не живут в мире
постоянных вещей. Кроме того, орудийная
деятельность животных никогда не
совершается коллективно - в лучшем случае
обезьяны могут наблюдать деятельность
своего собрата.

Третья отличительная черта психической
деятельности человека - передача
общественного опыта. И животное и человек
имеют в своем арсенале известный опыт
поколений в виде инстинктивных действий на
определенного типа раздражитель. И тот и
другой приобретают личный опыт во
всевозможных ситуациях, которые
предлагает им жизнь. Но только человек
присваивает общественный опыт.
общественный опыт занимает доминирующее
место в поведении отдельного человека.

Психику человека в наибольшей мере
развивает передаваемый ему общественный
опыт. С момента рождения ребенок
овладевает способами употребления орудий,
способами общения.
Психические функции человека качественно
меняются благодаря овладению отдельным
субъектом орудиями культурного развития
человека. У человека развиваются высшие,
собственно человеческие, функции
(произвольная память, произвольное
внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного
мышления, заключен способ наиболее адекватного
отражения действительности. Поэтому четвертым,
весьма существенным различием между животными
и человеком является различие в чувствах. Конечно,
и человек и высшее животное не остаются
безразличными к происходящему вокруг. Предметы и
явления действительности могут вызвать у животных
и у человека определенные виды отношения к тому,
что воздействует - положительные или
отрицательные эмоции.
Однако только в человеке может быть заключена
развитая способность сопереживать горе и радость
другого человека.

Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит
в том, что кроме наследственных и лично
приобретенных форм поведения человек
владеет принципиально новым, важнейшим
средством ориентировки в окружающей
действительности - знаниями, которые
представляют собой концентрированный
опыт человечества, передаваемый
посредством речи. “Сознание” буквально и
означает “совокупность знаний”.

Психика человека формируется и
постоянно обогащается в условиях
социального окружения, в процессе
усвоения социального, общественного
опыта. Если животное, выращенное в
искусственных, изолированных
условиях, сохраняет все свои видовые
качества, то человек без социального
окружения не приобретает никаких
человеческих качеств.

С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика - вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.
Идеалистические представления о психике

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое - так получается - тоже материальное.
Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны - других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.
В древнеегипетском трактате "Памятник мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги "создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы - тоже плод работы чьей-то высшей воли.
Идеалистические представления - не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа", "мировой воли", "идеи". И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике
Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа - психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием "влажности" и "огненности" есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что "... он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна". Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Второй этап развития психики как науки.

Психология как наука о сознании (17-20 в)

Представители :Рене Де Карт,Джонн Локк.

Вселенную начали представлять как гигантскую машину. В этот период складывается понимание. Все можно изучить, все можно измерить и человека тоже.

Предметом изучения психологии стало сознание.

Де Карт - «мыслю,значит существую».

Человек, взрослея, чтобы познать истину, должен все подвергать сомнению, и мыслить сам,только потом он узнает всю истину.

Джон Локк

Д.Локк. считал,что душевная жизнь проходит на 2х уровнях.

1. связан с восприятием окружающего мира: - ощущения,- желания,- мысли.

2.чел может наблюдать свои ощущения,желания,мысли.(мысли,чувства,переживания- рефлексия) наблюдает за деятельностью своего ума.

Деятельность души 1 уровня у всех, даже у детей. 2- зрелость человека. У детей рефлексии почти нет, но и у взрослого может не развиться, если нет склонности к самонаблюдению.

Вывод: рефлексия развивается сама по себе; психолог может и должен проводить исследования над собой. основной метод наблюдения сознания- интроспекция.

1879-конец 19в. Психика изучается в подсознании.

Вильгельм Вундт

Создал 1ю экспериментальную псих лабораторию в Липецке. Считается началом второго периода психология как наука. Один из методов – интроспекции. Искал элементы сознания.

Метод интроспекции:

1)Испытуемые люди упражнялись в интроспекции долгое время. Самонаблюдение: обычные люди.

2)Ищутся элементы сознания. Самонаблюдение: ощущения описываются своими словами

3)Испытуемый сам делал заключение о элементах сознания. Самонаблюдение: полученый испытуемый материалы анализирует экспериментатор.

Особенности интроспекции:

1)завершенный метод (сам сделал вывод)

2)для интроспекции нужны подготовленные люди

3)интроспекция осуществляется как вторая деятельность (наблюдение за своим разумом)

Интроспекция - как 2я деятельность (ум работает, а мы наблюдаем)

Вундт выделил простые элементы сознания.

Объективные:ощущения

Слуховые,- зрительные,- обонятельные.

Из ощущения складываются наши мысли.- объективные элементы сознания.

Субъективные элементы сознания:

Чувства человека

Напряжение/разрядка

- (не) удовольствие, успокоение, возбуждение, разрядка, напряжении. Радость= удовольствие+возбуждение.

Достижения

Было описано огромное разнообразие психических явлений

Описание фокус (в настоящий момент привлекает сознание) и периферия (потом может стать фокусом) сознания.

Сознание в непрерывном движении «поток сознания»

Одни процессы сознания текут сами собой- не произвольные. Другие- организуются- произвольные.

Вундт пытался измерить сознание. Определить объём.

Предпосылки возникновения этапа:

Заложены предпосылки (методологические) научного понимания психики и сознания:

Век механицизма (появление машин, часов)

Вселенную начали представлять как гигантскую машину

Складывается понимание: все можно изучить, всё можно измерить и человека тоже

Заложены предпосылки научного понимания

Достижения:

- Психология стала наукой

Стали изучать сознание

Открытие лаборатории Вундта

Описаны многие процессы, которые происходят в сознании

Недостатки:

- Изучали только сознание

Была ложная идея разложения сознания на простейшие элементы

Основной метод интроспекции, который субъективен (не мог дать достоверный факт)

Этапы развития психологии как науки. Особенности третьего периода развития психологии как науки (психология как наука о поведении): предпосылки, достижения, недостатки. Особенности современного периода развития психологии.

Третий период - Конец 19 – начало 20в. Джон Уотсон.

1913г – статья «психология с точки зрения бихевиориста»

Сознание субъективно, его объективное изучение невозможно, поэтому такой категории как сознание для науки существовать не должно. Предметом изучения психологии должно стать поведение, так как оно доступно внешнему наблюдению.

Психология должна опираться только на объективные методы, должна стать естественной научной дисциплиной, должна изучаться на измерении. Это направление получило название бихевиоризм .

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

1) Изучение сознания с помощью интроспекции не имело никаких практических результатов, было интересно только самим психологам. Продолжать это не имело никакого смысла.

2) Начало 20в – начало промышленного производства, требуется развитие методов, позволяющих контролировать поведение человека.

3) Бурный рост городов.

Основная формула бихевиоризма – стимул реакция.

Нужно изучать стимулы, реакции, и по каким стимулам мы можем предсказывать поведение человека, меняя стимулы можно формировать поведение человека.

Уотсон выделял врожденные и приобретенные реакции.

Врожденные – с ними человек рождается, это безусловные рефлексы.

Приобретенные – образуются на основе врожденных (основание на работах Павлова)

Классическое научение . Меняется стимул – меняется реакция.

Фредерик Скиннер . Описывает оперантное обусловливание . Если какое –то действие поощрять, то в последующем оно с большей вероятностью будет воспроизведено.

Толмен.

Ввел переменную V – цели, намерения, желания.

Между стимулом и реакцией возникает внутренние процессы.

Заслуги бихевиоризма :

1) Объективность – психология стала исходить из реальных фактов

2) Стали использоваться объективные методы – эксперимент.

3) Расширяется спектр исследуемых объектов: поведение животных и исследование людей разного возраста.

4) Получили развитие раздела психологии, касающегося научения получения навыков.

Недостатки:

1) Игнорировалось сознание и все внутренние процессы не изучались

2) Сближение психики человека и животного: данные, которые были получены на животных, переносились на человека.

3) Этический компонент.

Особенности 4 периода :

1) Исследуются сознательные, неосознаваемые процессы, социальные связи.

2) Рассматривается с точки зрения информационного подхода.

3) Методологичекий кризис и разделение психологии на отдельные школы.

Появление первых концепций личности, теорий сознания, теории научения, творческого мышления.

Появление первых экспериментальных исследований личности

Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические исследования.

Недостаток: большая разрозненность каждой отрасли психологии.

Психоанализ . Конец 19в. З. Фрейд.

Все поступки, мысли человека определяются бессознательными процессами.

Методы по Фрейду:

Анализ сноведений, анализ оговорок, явление остроумия.

Гештальт- психология.

Человек воспринимает мир целостно, завершает процессы.

1885г – Бехтерев создает первую психологическую школу в России.

1908 – Бехтеревым открывается психо-неврологический институт. Бехтерев развивает экспериментальное направление психологии.

Челпанов основал в России первый психологический институт.(1912)

Основные направления развития отечественной психологии: мозг и психика (понятие о трех функциональных блоках головного мозга по А.Р. Лурия), единство сознания и деятельности (подход А.Н. Леонтьева), культурно-историческая теория развития сознания Л.С. Выготского.

Характеристика общественной психологии. 1885 В.М. Бехтерев. Создают 1-ю псих лабораторию в России в Казани, затем в Петербурге.
1908- психоневрологический институт (эксперимент направление в психологии)

Чулпанов- один из создателей психологического института.

1) Психика- функция нервной системы.

2) Высшее проявление психики – сознание

3)Свойство высоко организованной материи.

Павлов- описал механизмы условных рефлексов.

А.Р.Лурья:

1)Основоположник отечественной нейропсихологии (изучает локализацию высших психических функций в головном мозге)

2) Принципы единства сознания и деятельности (психика проявляется и развивается в деятельности) А.Н.Леонтьев – автор деятельностной психологии.

Рубинштейн- продолжил труды Леонтьева.

Д.Б.Эльконин- описал периодизацию детского возраста с точки зрения теории деятельности.

А. Н. Леонтьев (1903–1979). Сперва он следовал линии, намеченной Л. С. Выготским. Затем, оценив идеи Басова о "морфологии" деятельности, предложил свою схему её организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, в индивидуальном развитии человека. Основной труд на эту тему: "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев рассматривал деятельность как особую целостность, которая включает различные компоненты :
- мотивы,
- цели,
- действия.
Эти компоненты нельзя рассматривать порознь, потому что они образуют систему. Деятельность это присущая человеку форма существования. Леонтьев в свете развиваемой теории деятельности рассматривал такие важные общепсихологические понятия, как образ, действие, мотив, отношение, личность.
Постепенно в работах А. Н. Леонтьева и его последователей деятельности уделялось всё большее внимание, а сознанию всё меньшее.

Мозг и психика

1. Теория психофизиологического параллелизма.

Мозг и психика независимы друг от друга.(паралельны) Декард - тело,душа,параллельны друг другу.
Лейбниц- мозг и психика 2 часовых механизма к-е показывают одно время.

2.Психофизиологическая идентичность.
Мозг вырабатывает мысль так же как печень вырабатывает желчь.

3.Подход Лурия Выгодского.

Психические процессы являются надсистемными свойствами головного мозга. Т.е возникает в результате совместной работы различных зон головного мозга.

Лурия описал 3 блока головного мозга каждый из которых связан с определённым психическим процессом.

1. Ствол головного мозга. Отвечает за тонус головного мозга. Блок активации нервной системы (ствол головного мозга ретик. формация)

2. Связан с восприятием,обработки, переработки информации(за центральной бороздой)

3. Регулирование (цели, полагания) лобная часть- контроль.

Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое , начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникаютпсихические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье , конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.