Анализ «Погасло дневное светило» Пушкин.

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

19 августа 1820 года Пушкин, может быть, впервые взошел на борт корабля, и совершил первое морское путешествие. Бескрайность морского простора ошеломила молодого поэта, очаровала своей прелестью и вдохновила на создание нового поэтического произведения. Элегия «Погасло дневное светило» была написана им на борту парусника, плывшего в сторону Гурзуфа. В этом произведении Пушкин с восторгом видит в Черном море безбрежный бушующий океан.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» показывает, что идея стихотворения «Погасло дневное светило» отчасти была навеяна творчеством английского поэта Байрона, которым увлекалась аристократическая молодежь того времени. Отчасти в произведении отразился юношеский максимализм Пушкина. В молодости все представляется иначе, чем в зрелые годы. Кажется, что первая любовь это на всю жизнь, малейшее разочарование рождает ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл. «Погасло дневное светило» – это не единственное произведение, в котором отразилось меланхолическое настроение Пушкина.

В русской литературе XVIII-XIX в жанр элегии выделены лирические стихотворения, отражающие философские размышления автора над непростыми вопросами жизни.

Как показывает анализ стиха «Погасло дневное светило», две повторяющиеся строчки не только делят на три части цельное стихотворение, но и роднят это лирическое произведение с песней. Двустишие

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Звучит как припев. Но не только. Океан служит метафорой, символизирующей жизнь с ее бурями, волнениями, радостями и тревогами.

С народным творчеством стихотворение роднят старославянизмы – ветрило вместо паруса, светило – вместо солнца, наперсницы (подруги). Эпитеты, которые поэт слышал в крестьянских напевах и использовал в этом произведении, также подчеркивают песенный характер элегии: туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние, море синее.

Поэт использует в своем творчестве емкие выразительные средства, придающие повествованию живописность и яркость: младость отцвела, летает корабль, мечта летает.

Анализируя размер стиха, в какой-то момент можно придти к выводу, что поэт нарушает все правила стихосложения. Но Пушкин ничего не делает случайно, просто так. И неравностопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы, и сочетание перекрестной и кольцевой рифмовки тоже приближают это произведение к народным песнопениям.

Первая часть элегии посвящена окружающей поэта природе: закату вечернего солнца, волнующемуся за бортом угрюмому океану, темнеющему с наступлением ночи, туману, сгустившемуся над кораблем. И шум паруса на ветру. Все это навеяло на поэта воспоминания о бурной молодости, о друзьях и женщинах, окружавших его. Этим воспоминаниям посвящена вторая часть лирического стихотворения. В элегии отразился переход от беззаботной юности к зрелости.

Год написания произведения совпал с его ссылкой в Крым. Была в царской России такая мера наказания, когда людей, возмущавшихся против царской власти, высылали из столичных городов на периферию, с целью избежать политических волнений. И только благодаря протекции семьи Раевских, Пушкин в этот раз не оказался на Кавказе, а был отправлен вместе с ними в Крым. Николай Раевский поручился за Пушкина перед царем и взял юного поэта, нуждавшегося в лечении, под свою опеку.

В третьей части элегии Пушкин говорит о том, что он бежал от минутной молодости и друзей. Может ли поэт лгать самому себе? Нет. Его бегство было духовным. Ссылка лишь ускорила, упростила этот разрыв. В жизни всякого молодого человека наступает момент, когда он осознает свое взросление, понимает, что должен что-то изменить в своей жизни. Часто к этому пониманию подталкивают жизненные перемены, события. В данном случае, когда Александр Сергеевич впал в немилость власть предержащих, он получил возможность оценить всех тех, кто окружал его, понять что растрачивал свои душевные силы и время не на тех людей. Как только над его головой сгустились тучи, «изменницы младые» его покинули, «минутные друзья» растворились.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.

Этими строчками поэт дает понять, что к прежней жизни возврата нет.

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Погасло дневное светило» Александр Пушкин

На море синее вечерний пал туман.


Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами . Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться . Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Погасло дневное светило"

Произведение «Погасло дневное светило...» стало первым стихотворением нового периода пуш­кинского творчества и началом так называемого «крымского цикла» элегий. В этот цикл также входят стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...», «Кто видел край, где роскошью приро­ды...», «Мой друг, забыты мной следы минувших лет...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...». Жанр - романтическая элегия.

Композиция . Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой все мысли и чув­ства лирического героя устремлены к «отдаленному берегу», цели путешествия. Во второй он вспоминает о покинутых «отеческих краях». Части стихотворения противопоставлены друг другу: «отдаленный берег», к которому стремится лирический герой, представляется ему «волшебным» краем, в который он стремится «с волненьем и тоской». «Отечески края», напротив, описываются как «брега печальные», с ними связаны «желаний и надежд томительный обман», «потерянная младость», «порочные заблуждения» и т. д.

Элегия «Погасло дневное светило...» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоску­ющий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на «безумную любовь», на обман и т. д.

Следует отметить предельную романтичность пушкинских образов. Герой находится не просто на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; а также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Все доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно.