Тамплиеры символика. Тайный символ Тамплиеров

Тамплиеры, реально существовавший в XII-XIV веках европейский рыцарский орден, в наше время благодаря журналистам и плодовитым на сенсационные книги писателям превратились в некий символ тайного оккультного общества, хранителя неких мистических знаний. Следовательно, в том же направлении двигается и нынешнее восприятие символики тамплиеров (определённая символика в Средние века была обязательной составной частью любой организации, начиная от рыцарских орденов и заканчивая ремесленными цехами). Теперь в символах тамплиеров стараются найти некий сокровенный оккультный смысл, при этом учёные предлагают более традиционные толкования, полагая, что ничего особенного в тамплиерских символах не было.

Основные символы тамплиеров

В настоящее время специалистам достаточно хорошо известны основные, наиболее важные и часто употреблявшиеся, символы Ордена Храма – тем более, что существует достаточно средневековых источников, объясняющих значение этих символов и рассказывающих историю их появления. Следует обратить особенное внимание на то обстоятельство, что в последнее время можно встретить немало символов, которые приписываются тамплиерам, но к реально существовавшим тамплиерам не имевшие никакого отношения. Из дошедших до нас достоверных символов тамплиеров наиболее существенны следующие:

Так называемый лотарингский крест тамплиеров – считается, что использовать этот символ имели право только храмовники, так как он был легендой связан с Иерусалимским Храмом и Храмом Гроба Господня, а тамплиеры появились именно в Иерусалиме;

Красный крест – тамплиеры нашивали красный крест самой простой конфигурации на левую сторону груди. В середине XII века ордену на это дал специальное разрешение Папа Римский с одной стороны, красный крест должен был символизировать готовность претерпеть страдания во имя христианской веры, с другой, он должен был выступать своего рода божественным щитом, защищавшим сердце рыцарей в борьбе с иноверцами;

Белый плащ – по уставу ордена тамплиеры могли носить одеяния лишь двух цветов, чёрного и белого, причём плащ должен был быть обязательно белый. Он символизировал чистоту помыслов и веры, целомудрие помыслов и поступков, необходимое для борьбы за святое дело. Белые плащи были отличительной чертой Ордена Храма, только его члены могли носить такое одеяние;

Два всадника на одном коне – символ, часто использовавшийся в иллюстрациях текстов, связанных с тамплиерами, а также ставший официальной печатью Ордена. По интерпретации самих тамплиеров, он означал одновременно и практические особенности ведения боевых действий на Святой земле (когда всадник вёз также и пехотинца), и особые братские отношения внутри ордена, где его члены готовы были разделить друг с другом всё и при этом всегда защитить один другого. Примечательно, что во время судебного преследования тамплиеров обвинителями этот символ зачастую трактовался как признак извращённых порядков внутри Ордена, гомосексуальных связей между тамплиерами.

Тамплиеры – сатанисты?

Между тем учёные признают, что в ряде построенных тамплиерами храмов и зданий присутствуют разнообразные символы: однако исследования не показали наличия каких-то особенных, присущих только тамплиерам символов. Эксперты вообще полагают, что слухи о некоей таинственности Ордена Храма сильно преувеличены: в действительности же его деятельность и внутренняя жизнь были достаточно открыты. Было лишь два исключения: тамплиеры исповедовались лишь собственному капеллану Ордена, а также не допускали посторонних на совещания своего руководства. Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Наибольшие кривотолки и споры вызывает приписываемый именно тамплиерам символ Бафомета – по одному мнению, некоего древнего языческого божества, по другому, одного из воплощений дьявола. В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. Самого Бафомета ныне представляют как восседающее на кубе андрогинное существо (то есть сочетающее в себе признаки обоих полов или бесполое) с крыльями и головой козла – якобы именно отсюда пошёл оккультный символ перевёрнутой пятиконечной звезды, ассоциирующийся чаще всего с сатанизмом. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви.

«Антипятикнижие»

К часто неправильно интерпретированным символам Тамплиеров принадлежит Антипятикнижие , поставленная на голову пентаграмма . Этот символ находится в самых различных местах, где орден Тамплиеров оставил за собой следы.
Его толкование простое, на некоторых изображениях, где есть буквы G, E, L, N. D , даже доказуемо. Написаны налево, что указывает на древнееврейский язык.

Буквы обозначают: Бытие (1-я книга Моисея), Исход (2-я книга Моисея), Левит (3-я книга Моисея), Числа (4-я книга Моисея), Второзаконие (5-я книга Моисея). Эти пять книг Моисея составляют «Пятикнижие» (от penta «пять» ).

Тамплиеры под влиянием катаров и следов Маркиона хотели с помощью тайного знака в виде «перевернутой» пентаграммы сигнализировать отвержение Пятикнижия, пяти книг Моисея и Ветхого Завета.

Исключены из отвержения Ветхого Завета были книги пророков, которые в некоторых кругах Тамплиеров считались сфальсифицированными, но не неправильными сами по себе.

Везде, где можно видеть пентаграмму , она означает сама по себе отвержение Ветхого Завета. Это действовало особенно в тех кругах Тамплиеров, которые ссылались на то, что у них находились оригиналы писем апостола Павла. Даже в сегодняшнем Ветхом Завете еще можно четко увидеть борьбу Павла с Ветхим Заветом. Он не хотел видеть его никаким образом в действии. Именно от Павла исходит высказывание: «Христос избавил нас от проклятия (Моисеева) Закона» . Кто видел этот знак, пентаграмму , и знал его значение, тот знал, что он в этом месте имел дело с братьями по духу.

Как свидетельствует упомянутый «Справочник» , как минимум образованные Тамплиеры имели представление о том, как потусторонний мир пронизывает этот. Но такой ясный взгляд на вещи был для большинства людей времен средневековья скорее исключением.

В отличие от античности и эпохи познания, средневековье много потеряло в знаниях и зрелости. Средневековая религиозность была наверняка наивной только до определенной степени – возможно, в смысле Парцифаля Рихарда Вагнера, который базировался на Вольфраме фон Эшенбахе. И только в духовных тайных союзах зрело снова старое знание.

Для благородного рыцаря как «чистого простеца» (как Парцифаля) не было ничего, чего нельзя было себе представить, ведь в Божьей власти все возможно. Любое чудо могло случиться в любое время в любом месте.

Тогда не спрашивалось, может ли существующий только в этом мире символ появиться в потустороннем, так как он мог волшебным способом проецироваться, о чем Тамплиеры тогда думали в узком кругу. Но магическое воздействие, которое предписывалось пентаграмме, как простому амулету, не состоялось.

Но наверняка в это воздействие верили многие Тамплиеры . Поэтому этот символ был тогда более распространен, чем это представлено сегодня, предположительно в Средней, Западной и Южной Франции, а также на севере и востоке Иберийского полуострова. Знаком, который собой излучал власть, перевернутая пентаграмма никогда не была.

Таким образом, символ перевернутой пентаграммы ни у высокообразованных, вооруженных тайным знанием, ни у более поздних участников тайных союзов не играл достойной упоминания роли.

Он был сигналом для посвященного человека этого мира, но для связи с потусторонним миром это ничего не значило. И так как инквизиции тем временем было известно, что перевернутая пентаграмма являлась «символом ереси» , его просто не стоило дальше использовать.
В совремменой популярной эзотерике пентаграмма продается по ошибке как символ «Бафомет». По-другому это назвать и нельзя, так как в этом нет и малейшего указания. Это безобразие восходит на все еще распространенную ошибку мага Элифаса Леви (Альфонса Луи Константа). (Он, собственно не был евреем, а использовал фамилию Леви как творческий псевдоним.

Из племени Леви выходили в древнем Израиле священники). Леви ошибочно считал «Бафометом» символическое Тамплиерское изображение экклесии, церкви, падшим ангелом с головой сатаны (некоторые также называют «Бафометом» ).

(здесь детально)

Из этого он потом сделал известного монстра с головой козла. Над этой чепухой можно смеяться, если считать его неопытным . Но, основываясь на этом безобразии в ранние времена пентаграмму открыли для себя разные «сатанисты» ,

не зная, что этот знак обозначает как раз отход от сатаны и кровавых жертвоприношений.

Но в известной мере есть нечто такое, что не исправить ни хорошим советом, ни вылечить никакой таблеткой. Как действительно выглядел и что он выражал, в кругах (наше дело) знают, и нам здесь не следует повторять.

В галерее мы показываем графику, которая не является оригиналом, но воспринимается как типичное изображение Антипятикнижия .

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни «Tamplum Domini», отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма».

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма» посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев. Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал «монахов по духу, воинов по оружию». Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров. Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т. д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т. д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого. Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось «бо сан», что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова «beausant» как «лошадь темной масти в белых яблоках». Смысл слова «beau» в наши дни обычно сводится к понятиям «прекрасное», «красота», но в Средние века его значение было гораздо шире «благородство» и даже «величие». Поэтому боевой клич тамплиеров означал «К величию! К славе!».

Иногда на знамени вышивался орденский девиз «Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики. Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже «признания» подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Знаки отличия Как и в европейских армиях, у индейцев существовали свои знаки отличия. Кроме одежды, регалий различных военных обществ и головных уборов из перьев, существовало множество деталей и тонкостей, указывающих на военное и общественное положение индейца.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Отличия крестьянства от холопства Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

автора Ионина Надежда

Знаки отличия рыцарей-тамплиеров В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия США времен войны за независимость Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия французского Движения Сопротивления В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Глава 3 СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ: КРИТ Доисторические времена - как гигантская головоломка, в которой больше половины фрагментов утеряно или сломано. Полностью ее собрать невозможно. Но восстановить далекое прошлое гораздо больше мешает даже не это, а общепринятые взгляды,

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги История людей автора Антонов Антон

25. Знаки отличия Изобретение одежды - одна из многих тайн человеческой истории. Установить, при каких обстоятельствах появилась одежда и что послужило тому причиной, не представляется возможным, и противоречащие друг другу версии не подкрепляются убедительными

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Винсент Зубрас. «Хартия Лармения и правопреемственность современных рыцарей тамплиеров» В противоположность заявлениям «официальных историков» (а они всего лишь повторяют то, что внушала Римская церковь периода крестовых походов), рыцари тамплиеры не прекратили свое

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Приложение 2 Книга рыцарей тамплиеров Похвала новому рыцарству (Liber ad milites Templi: De laude novae militae)Гуго де Пейену, рыцарю Христа и Великому магистру воинов христовых, от Бернара, скромного аббата монастыря в Клерво, с пожеланием побед.Если только я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго,

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

Характерные отличия Главным отличием тоталитарной надстройки от ее средневекового аналога был характерный сдвиг в определении своей роли «генерального штаба восстания».Средневековая церковь, как сказано выше, провозглашала себя штабом будущего восстания, начало

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2. Анатомические отличия от предков Еще не мужчина тот, кто не испытал любви, войны и голода. Французская поговорка XVI века Голодноватая история человечества – Что такое праздник? – спросили одну маленькую девочку.– Это когда дают пирожные, – ответил ребенок

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне — это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет — золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время «чёрных месс» .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот «символ бафомета» (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

«Пять» в мистицизме катаров и тамплиеров — знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм — с ульем. Сущность их небесная, а мёд — приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе — душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза — символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa («под розой»), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий». «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте — смерть Христа. Шип розы — страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов — неблагодарность. венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны — Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название «крест » происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением «искривлённый «. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском — crux — крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского крестакрест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался «Корбенуа» - «Рог изобилия» — символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле — агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах — знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями — знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь — символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью — церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо — взять крест на земле. Правое крыло — девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел — могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смыслеГрааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного

Тамплиерский крест, значение которого на данный момент представляет собой обширную тему для научных дискуссий, вероятно, появился задолго до того, как на земле появилось само понятие «христианства». Конструктивно Тамплиерский крест (фото ниже) представляет собой обыкновенный равнолучевой крест. При этом у символа, разумеется, еще в Средние века существовало множество вариантов стилизации.

К примеру, Тамплиерский крест на рыцарской котте очевидно несколько отличался от Тамплиерского креста на официальной печати ордена. Так или иначе, но каноническое изображение креста не вызывает сомнений, а вот что действительно интересно, так это цветовая гамма знака.

Считается, что Тамплиерский крест (значение цветового тона, разумеется, также весьма важно) исконно был красным. Собственно, все картинки Тамплиерского креста, дошедшие до нас благодаря средневековым гравюрам и полотнам художников более поздних эпох, изображают рыцарей ордена Храма как раз в белых коттах с ярко-красными равнолучевыми крестами. В данном контексте семантика красного цвета очевидна, это готовность пролить кровь во имя своей веры. Ведь нужно отметить, что орден Тамплиеров до сих пор является одной из наиболее спорных духовно-рыцарских организаций средневековой Европы. Тамплиеры к началу XIV века сосредоточили в своих руках власть, с которой не смог бы (даже при большом желании) поспорить даже сам Папа Римский. Кроме того, трудно переоценить военные заслуги ордена. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Тамплиерский крест, значение которого может быть рассмотрено с принципиально разных точек зрения, по некоторым версиям мог иметь черный цвет (на подобие креста Тевтонских рыцарей), но эта гипотеза все же выглядит менее вероятной. Нужно отметить, что аксессуары с Тамплиерским крестом (в оригинале – Tatzenkreuz) использовались рыцарями повсеместно, начиная с гравировки на навершиях клинков и заканчивая характерными формами литых элементов на боевых поясах. Иными словами, Тамплиерский крест не зря именуется именно так, широкое распространение этому знаку придали именно члены данного ордена, который за каких-то три века своей славной истории сосредоточил в своих руках поистине чудовищное влияние и власть.

Тамплиерский крест (значение знака не трактуется однозначно) у самих Тамплиеров, вероятно, являлся образом распятия, при этом красный цвет мог олицетворять кровь, пролитую Христом за народы всего мира. Также, как уже было сказано, красный цвет мог указывать на готовность до последней капли крови защищать свои идеалы. Стоит сказать, что в некоторых средневековых источниках красные кресты (в частности – интересующий нас Тамплиерский крест) называются «огненными крестами». Что в этом контексте может означать Тамплиерский крест? Значение символа здесь весьма размыто, ведь огонь – символ, имеющий достаточно много вариантов толкования. Это и символ очищения, и символ разрушения, и символ хаоса. При этом не будем забывать, что в соответствии с некоторыми апокрифическими текстами (в частности – Книга Еноха) Небесный Престол Бога состоит из чистого огня (в противовес логову Дьявола в девятом круге ада, где властвует вечный холод). В тоже время огонь – символ Солнца, апофеоз его испепеляющей силы, мощи, которая не только питает все живое, но (при необходимости) легко может обратиться карающим мечом.

Так или иначе, но Тамплиерский крест, значение которого действительно могло разниться в зависимости от конкретной культуры или религиозно-этической системы, представляет собой достаточно универсальный знак. Подобные изображения мы обнаруживаем на всех континентах, и зачастую история этих символов насчитывает тысячи лет. И в этом нет ничего удивительно, ведь четыре луча креста – универсальный символ гармонии, который также может рассматриваться как указание на единство четырех стихий природы (Огонь, Вода, Воздух и Земля). В нумерологии число 4 – символ земного базиса, основания, трехмерного мира, от которого мы отталкиваемся в процессе своего развития, не только конкретно физического, но и духовного.

Вообще, Тамплиерский крест в этом смысле представляет собой достаточно спорный символ. Таковым был и сам орден, именем которого сегодня мы называем данный символ. Тамплиеры являлись католической организацией, однако лидеры ордена являлись людьми в высшей степени просвещенными, и для них, вероятно, религия была скорее ограничивающим фактором. Существует множество легенд о том, что Тамплиеры нашли Святой Грааль, Копье Судьбы, Книгу Тота (которую впоследствии зашифровали в картах Старшего аркана Таро) и множество других артефактов древности, далеко не все из которых, скажем так, относились к христианскому миру. Некоторые из этих мифов наши свое подтверждение, другие были опровергнуты, насчет третьих споры ведутся по сей день. Данный материал не ставит своей целью изучение подлинной истории ордена Рыцарей Храма. Но этот момент, а именно – связь ордена с тайными эзотерическими доктринами, пришедшими из «дохристианских» времен, очень важен в проекции на значение Тамплиерского креста.

Сегодня аксессуары с Тамплиерским крестом представляют собой норму, хотя почти никто не знает исконной семантики этого сакрального знака, хотя бы приблизительно. Тамплиерский крест (фото и древние изображения этого знака не трудно найти в сети) действительно обладает определенной, скажем так, энергетикой. «Пламенеющий крест» выглядит по-настоящему красиво, благородно, он внушает уважение, говорит о силе и вере своего обладателя. Как минимум, так его себе представляли тамплиеры. Хотя, конечно, существуют чисто канонические трактовки. Например, можно предположить, что четыре луча Тамплиерского креста – указание на высшие христианские добродетели (благоразумие, справедливость, воздержания и духовная сила). Так или иначе, но этот символ (а точнее – те, кто сделал его своим отличительным знаком) действительно изменил мировую историю. Хотя… много ли мы знаем? Пожалуй, немного, но порой понимание лежит вовсе не в области знаний, а в области интуитивных, быть может даже подсознательных эмоций, глубинных образов. И в этом смысле Тамплиерский крест (значение которого мы все же представляем себе весьма относительно), вероятно, будет будоражить фантазию еще многих и многих поколений.