Человек – это центр вселенной. Был ли у создателя выбор? Иоганн Кеплер и орбиты небесных тел
Антропоцентризм - это идеалистическое учение, согласно которому Человек считается Кроме того, именно Человек является целью всех событий, происходящих в мире. Данное философское воззрение основано на заблуждении, сформулированном греческим мыслителем Протагором и гласящем, что "Индивид есть мера всех вещей".
Антропоцентризм - это противопоставление феномена человека всем остальным имеющимся явлениям. Подобный принцип лежит в основе специфического отношения к природе, когда наиболее важным понятием считается понятие потребления. Такое учение было призвано оправдать жесткую эксплуатацию различных жизненных форм, а также в некоторых случаях их полное уничтожение. Тем не менее считается, что гуманизм и антропоцентризм являются здравомыслящим взглядом на методы и предметы человеческого познания.
Также следует отметить, что история искомого понятия охватывает значительный период. Однако наибольший расцвет наблюдался в средние века, когда основной религией считалось христианство. Все здесь строилось вокруг человека. Современное понятие «антропоцентризм» - это неотъемлемая черта человеческого характера. Каждый индивид проявляет себя во всем, чем бы он ни занимался. Образ мышления, система восприятия и понимания происходящего в окружающем мире - все строго индивидуально и основано именно на этом воззрении.
Понятие «гуманистический антропоцентризм» считалось важнейшей характеристикой эпохи Возрождения. В противопоставление средним векам, когда основное место занимала религия, вышеописанный период сконцентрировал внимание мыслителей на проблеме существования человека, смысле его пребывания в этом мире.
Тем не менее имеются некоторые различия в зависимости от сферы деятельности. Согласно социальному познанию, антропоцентризм - это противопоставление социологизму. Подчеркивается, что искомая концепция выражает не только самостоятельность индивида, но и свободу его выбора, а также несение ответственности за содеянные поступки. При этом, поскольку Человек является вершиной творения, то и обязательства у него - наибольшие.
В политической сфере деятельности понятие «антропоцентризм» в достаточной степени реализуется в принципе либерализма. Таким образом, признается приоритет личностных интересов каждого перед потребностями и нуждами каких-либо сообществ. В связи с этим подобному образу мыслей чуждо соблюдение жестких социальных установок, а также масштабное социальное проектирование, поскольку все это подчиняет интересы индивида представлению проекта, следовательно, Человек становится лишь составляющей частичкой системы, одним из ее «винтиков».
Таким образом, учение антропоцентризма хоть и является ненаучным, но четко очерчивает границы воздействия власти на жизнедеятельность каждого индивида, а также устанавливает определенные требования, описывающие соразмерность преобразований человека, представляемых социумом.
1. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны вы с этой оценкой значения человека?Почему?
Человек - центр Вселенной? Нет, не согласен. Человек является центром нашей планеты, но не Вселенной. Слово центр подразумевает главное звено, вокруг которого всё вращается, существует и живёт. Вселенная огромна, никто не знает её тайн, поэтому мы не имеем права утверждать, что человек - высшее существо на всём белом свете. Если человек способен мыслить, это не даёт ему право считаться центром Вселенной, быть может есть в этой самой Вселенной и другие существа, умней и выше нас.
2. Закончите фразы. Какую из них вам было продолжать легче и почему?
"Человек силен и могуч, потому что он..."
"Человек слаб и немощен, потому что он…"
Человек силён и могуч, потому что он наделен умом.
Человек силён и могуч, потому что он способен сознательно делать в жизни выбор.
Человек слаб и немощен, потому что он является лишь частью природы.
Человек слаб и немощен, потому что он ещё не всё в мире понял и постиг.
3. Кто из описанных ниже людей, по вашему мнению, больше соответствует понятию «личность»? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
Ш. живёт тихой жизнью, ходит на футбол, любит смотреть телевизор.
Д. - бандит, грабит банки.
Е. - изобретатель, сконструировал аппарат для стимулирования работы сердца.
В. стала монахиней и открыла приют для детей-сирот.
Не согласен, так как все перечисленные люди являются личностями. Все они совершают действия, участвуют в общественной жизни. Но одни делают это в положительном свете, открывают приюты, ходят на футбол, изобретают, а другие - в отрицательном, грабят банки, совершают преступления.
4. Какие способности необходимо развить для успешной деятельности: скульптору; конструктору; автослесарю; учителю истории; директору школы; декоратору; менеджеру; водителю автобуса?
Скульптору необходимо развивать такие качества, как творческие взгляды на жизнь, романтическое или же абстрактное представление, работа с материалами.
Учителю необходимо изучать психологию ребенка и естественно сам предмет.
Директору школы необходима коммуникабельность и тактичность.
Менеджеру необходимо умение общаться с людьми и знание математических наук.
Водителю автобуса необходима внимательность и ответственность.
Деятельность обусловлена потребностями . В соответствии с природной и общественной сущностью человека его потребности разделяются на физиологические , или биологические (в движении, питании, воде, одежде, жилье, лечении, продолжении рода и др.), в обеспечении безопасности жизни (защита от преступников, помощь при болезни и в чрезвычайных ситуациях, социальная защита), социальные (в труде, дружбе, любви, общении с людьми на работе и по интересам; росте профессионализма), духовные (в повышении культурного уровня, красоте, самосовершенствовании) и в уважении (карьера, общественное положение, самоуважение, уважение коллег, друзей и в семье).
Успех деятельности человека в той или иной области определяется уровнем развития его способностей – организаторских, например, или педагогических, технических и художественных и многих других.
Ещё раз подчеркнём: человек сложен, загадочен, часто противоречив, непредсказуем. Постичь человека во всём многообразии его внутренних качеств, мыслей, чувств, действий, поступков вряд ли возможно, но тем увлекательнее стремиться к разгадке тайн человеческого бытия. Попробуйте и вы стать на путь познания самих себя и окружающих вас людей. И ещё: человек достоин того, чтобы относиться к нему с любовью, почтением, иногда и с жалостью. Мы сможем не только выжить, но и достойно жить в нашем непростом мире, только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и уважать друг друга.
Вопросы и задания к параграфу
1. Легко ли изучать человека? Как вы думаете, почему?
2. Сравните различные точки зрения на сущность человека. Чем они отличаются друг от друга?
3. Как вы понимаете утверждение о том, что человек является существом одновременно и социальным (общественным), и биологическим?
4*. Какие теории происхождения человека вам известны? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подробно расскажите о них и сравните.
5. Что такое личность?
6 . Что такое деятельность и чем она отличается от поведения? Из чего складывается деятельность?
7. Используя схему, скажите, какие группы потребностей есть у человека. Почему именно они обусловливают его деятельность?
8*. Чем определяется успех человеческой деятельности?
Обсудите на уроке
Н ет людей чисто беленьких и совершенно чёрненьких; люди все пёстрые (М. Горький, русский писатель ).
Ч еловек, которому никто не нравится, гораздо более несчастлив, чем тот, который никому не нравится (Ф. Ларошфуко, французский писатель, мыслитель ).
Ч еловек обнаруживает свой характер именно в мелочах и пустяках, при которых он не сдерживается (А. Шопенгауэр, немецкий философ ).
Ч еловек не способен постичь соединение духа с телом, а между тем это и есть человек (древнеримский афоризм ).
К то находится между живыми, тому есть ещё надежда (Екклесиаст. 9, 4 ).
К аждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает (Ф. Рабле, французский писатель ).
К аждый человек стоит столько, сколько он сделал, минус тщеславие (Фридрих II Великий, прусский король ).
Ч еловек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель, немецкий философ ).
С илы, заложенные в нём (человеке. – А. Н. ), не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя (Р. Эмерсон, американский поэт и философ ).
Задания для самостоятельной работы
1. Некоторые мыслители считают человека центром Вселенной. Согласны вы с этой оценкой значения человека? Почему? Обоснуйте свой ответ.
2. Что такое потребности? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, приведите различные классификации потребностей человека. Какая из них вам кажется наиболее верной? Аргументируйте своё мнение.
Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов Андерсон Юэлль
Человек – это центр вселенной
Человек – это центр вселенной
Мы живем на крутящемся шаре, который вращается вокруг звезды наряду с другими подобными шарами. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон – вечные пленники Солнца, которые движутся по непреложным законам бесконечности. Но все они – лишь точки в пространстве. Представьте: если бы Солнце было в диаметре один метр, то Меркурий был бы размером с маленькое зерно и находился бы в 42 метрах от Солнца. Тогда Земля была бы как крупная горошина и вращалась бы в 110 метрах от Солнца, а самая большая планета, Юпитер, по размеру была бы похожа на большое яблоко и находилась бы в 560 метрах от Солнца. И это только лишь одна Солнечная система из бесконечного множества подобных!
Материалисты, которые рассматривают жизнь как стечение обстоятельств в мире многообразия материи, говорят, что жизнь по большому счету – ничто, ведь с их позиции человек слишком незначителен во Вселенной. Тот, кто придерживается подобных взглядов, может каждый день пользоваться вещами и даже ощущать радость, подобную той, которую поначалу испытывал Мидас, когда превращал в золото все, к чему прикасался. Но когда дух такого человека распрощается с его физической оболочкой и растворится в неизвестном для материалиста пространстве, не найдется таких фургонов, куда можно было бы погрузить все эти важные при жизни вещи, чтобы взять их с собой. Материя и форма – только инструменты нашего мышления, всего лишь пешки в игре расширяющегося Сознания. Это подобно тому, как гроссмейстер разыгрывает воображаемую партию у себя в голове вместо того, чтобы просто переставлять фигуры на доске.
Человек – центр Вселенной! Конечно, не в физическом плане, а на уровне сознания. Быть в каждый момент в любом месте, быть всегда и везде – вот что такое Единое сознание, которое есть в человеке!
Из книги Зов ягуара автора Гроф СтаниславЦентр «Феникс» Антигравитационный аппарат «Тесла АГ-3» абсолютно бесшумно скользил по воздуху над бескрайним океаном, словно диск, брошенный рукой атлета-гиганта. Он был назван в честь Николы Теслы, эксцентричного и щедрого гения, который умер более трех столетий назад,
Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард деЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Прекрасным лидером процесса в компании «Дюпон» был Дэвид Таннер, организовавший постоянно действующий Центр творчества. Именно такой серьезный подход к творчеству необходим тем, кто хочет получить от него достаточные дивиденды. Вложение в творчество
Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон ПатрикЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА Я уже обсуждал этот тип структур. Центр творчества имеет собственную сферу деятельности и служит для координации многих других структур, описанных в этой главе. Например, центр творчества может отвечать за список творческих целей или папку
Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл ДжозефЦентр для детей Наш Центр, который находится в пригороде Парижа, в Кретейе, посещают 30 человек. Состав персонала такой: Педагогический персонал. 8 воспитателей, некоторые из которых не имеют соответствующего образования, но работают в этом качестве. У нас в штате состоит
Из книги Супертренажер для мозга автора Филлипс ЧарльзЦентр для подростков Из 15 подростков, которые посещают наш Центр, 7 перешли из Центра для детей, а 8 других пришли либо из так называемых дневных стационаров, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения, либо непосредственно из семьи, так как для них не
Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович4. Центр Мироздания Следствием успешного завершения приключения героя является высвобождение и вливание в мир потока жизни. Чудо этого потока может быть представлено в физическом смысле как циркуляция живительной субстанции, динамически - как поток энергии, а духовно
Из книги Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! автора Рыжова Татьяна ЛеонтьевнаПропущенный центр Это новая возможность попытать счастья с «числовыми колесами», с которыми вы впервые столкнулись в задаче 18. Как и прежде, ваша задача – вычислить недостающее число на фигуре Б.Чтобы сделать это, найдите взаимосвязь между числами на фигуре А и числами
Из книги Картина мира в представлении спецслужб от мистики до осмысления автора Ратников Борис КонстантиновичГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество
Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир ВасильевичСамый важный человек во Вселенной Тот, кто считает себя недостойным своего места, будет его недостоин. Джордж Сэвил Галифакс Ох уж этот непостижимый Вселенский Юмор! И почему это только так все устроено, что, лишь обретя свой внутренний свет, найдя опору в самой себе,
Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий ВикторовичЦентр и сфера В одном выбросе мужчиной своего семени содержится бесчисленное множество сперматозоидов, которых может хватить на бесчисленное количество женских клеток. Семя – в центре, а клетки – вокруг него. Поэтому мужчина один, а окружающих его женщин много.Когда
Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье ЭдвигаТехника «центр» Найди место, где ты сможешь побыть наедине с собой, и проделай следующие простые шаги: подыши спокойно, без пауз между вдохом и выдохом; сосредоточь внимание на своих стопах. Постепенно начинай увеличивать зону внимания, включая в него свои икры,
Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон ЮэлльКировский центр В 1980-е годы в Кировской области усилиями доцента Кировского пединститута (ныне – ВГГУ) И. С. Рубанова сложилась система внешкольной работы с математически одаренными школьниками, включающая городской математический кружок, летнюю и заочную
Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторовДосуговый центр Изумительные учреждения для детей, чьи родители постоянно пропадают на работе. Сейчас они есть в каждой мэрии округа. Стоимость абонемента невысока, на выбор предлагается множество коллективных занятий. Два в одном – ребенок общается со сверстниками,
Из книги автораЦентр осознанности Царство Небесное – это центр осознанности. Царство Небесное – это то место бесконечного спокойствия и безмятежности, которое есть внутри вас. Это точка, где ваше привычное «Я» соединяется с бессмертным «Я» всего сущего. Именно там вы забываете о суете