Конкурс - игра "знатоки географии". Географическая интеллектуальная игра "магистр географии"

УЧИТЬ, ИГРАЯ… ИЛИ ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ НУЖНА ИГРА.

«Работа – это то, что человек обязан делать, а Игра – это то, чего он делать не обязан. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан – забава».

Марк Твен

Ребенок не может не играть. Он всегда хочет играть. Это свойственно детям, поэтому и в обучении можно и нужно использовать игру. Не будет преувеличением сказать, что так думает большинство людей разного возраста.

Так думали и мы, начиная осваивать психологическое знание об игре. «Ну конечно же, учителю нужна игра. Игра – метод обучения, который используется учителем и в младшей, и в средней, старшей и даже высшей школе . На занятиях иностранным языком мы играем очень часто», – примерно так отвечали мы на вопрос преподавателя психологии о востребованности игры учителем иностранного языка. «Для чего учитель обращается к игре?» – продолжал задавать вопросы преподаватель. Вариантов было много: и обучение устной речи, и реализация коммуникативных функций речи, и развитие творчества … Общим во мнениях стало то, что игра нужна учителю иностранного языка для работы учеников с лексическим материалом – актуализировать, повторить, обобщить. А потом нам предложили описать ситуации обучения, в которых используется игра. И мы начали писать.

«На уроке иностранного языка учитель предлагает ученикам поиграть в такую игру: учитель – в роли ведущего, у него в руках небольшой мяч и он бросает в руки одного из учеников так, чтобы он его поймал, и, поймав мяч, ребенок должен назвать иностранное слово на определенную тему, выбранную учителем заранее; назвав правильно слово, ученик бросает мяч обратно учителю; так продолжается до тех пор, пока каждый ученик не опробует эту деятельность» (из работы Д., ИИЯ-3).

«В начальной школе на уроке английского языка ученики не могут выучить лексику нового урока. Учитель решил перевести обучение в игровую форму… Используя данный метод, учитель ставит для себя образовательные цели и задачи, при этом ученики неосознанно «впитывают полезную информацию» (из работы К., ИИЯ-3).

«Игра – это деятельность. Это в свою очередь значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей его действительности.

Игра присутствует и в вузе. На семинарах по иностранному языку часто встречаются задания, в которых дана проблемная ситуация, например, недавно нам встретилась такая ситуация: «Санкт-Петербург или Москва, какой город заслуживает звание столицы нашего государства больше?» Наша группа была разделена на «жителей» Санкт-Петербурга и «жителей» Москвы. Каждая сторона приводила по аргументу, доказывающему, что её город достойнее справится с ролью столицы. В данной ситуации используется игровой метод обучения - деловая игра . … мотивом игровой деятельности может служить конкуренция, желание, чтобы «твой» город победил. Более того, деловая игра используется для закрепления темы «города» и обобщения ранее изученной лексики и правил. Таким образом, игра необходима для личного развития. Примеряя на себя ту или иную роль, человек берёт на себя и ответственность, формирует своё отношение, свою, отличную от других точку зрения. Игра способствует становлению личности» (из работы Ю., ИИЯ-3).

Что сближает позиции авторов приведенных фрагментов? В персональном словаре студентов есть слово игра и слово деятельность. Студенты уверены, что они пишут именно об игре, об игре, которая, как написано у, «ведет за собой развитие», но что у них получается? Отражает ли значение употребляемых студентами слов то, что понимается под игрой в психологической науке? Чтобы разобраться в этом, мы обратились к психологической литературе. Что известно о детской игре? И что должен знать о ней будущий педагог?

Решению проблемы выделения наиболее существенных признаков игры уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи концепции игры. Игра рассматривается исследователями как активность, в структуру которой органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых человек полностью реализует себя как субъект. По этим параметрам игра – это деятельность. У всякой деятельности свой хронотоп: игра осуществляется в определенных границах места, времени, смысла. Всякая деятельность может быть и забавой, и серьезным делом. Все упирается в некую особую онтологию не только игры, но и человека вообще. Игра - нечто зримо упорядоченное, протекающее согласно принятым правилам и нормам.

«Игра есть, прежде всего, свободное действие. Игра по принуждению не может оставаться игрой. Она не может быть вызвана физической необходимостью и, тем более, моральной обязанностью. Она не есть какая-либо задача. Игра свободна, она и есть сама свобода… Не будучи «обыденной» жизнью, она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Она прерывает этот процесс, вклиниваясь в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого, и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия» (Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий) В тени завтрашнего дня... М., 1992).

«С внешней стороны, - пишет, - с признаками игры трудно не согласиться. Да, игра - это свободная деятельность, она не диктуется необходимостью. Да, это выход за рамки повседневной жизни, «перерыв повседневности». Игра носит незаинтересованный, неутилитарный характер. Да, игра имеет свой хронотип - свое пространство-время, она обособлена от неигрового пространства. Да, игра имеет свои правила. Игровое сообщество образует свой мир, которому и подчиняется. Но это ли игрообразующие признаки? Они ли конституируют игру? Означают ли эти признаки, что всякая свободная деятельность тогда – игра?».

Игра осваивается ребенком на разных этапах онтогенеза. Своего расцвета она достигает в дошкольном возрасте, когда обретает статус ведущей. определил, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных идей и средство развития произвольного поведения. Эти функции реализуются в разных видах игр, в большей или меньшей мере. Развернутой формой игровой деятельности называет сюжетно-ролевую игру, связывая с ней главные достижения в развитии психологической организации ребенка дошкольного возраста. Структурно сюжетно-ролевая игра включает в себя мотив, роль, сюжет и содержание, реализуемое с помощью игровых атрибутов.

В младшем школьном возрасте ребенок «перерастает» возможности, которые предоставляла игровая деятельность на дошкольном этапе его развивающимся познавательным интересам, воображению, символической функции. Он начинает нуждаться в более обширных источниках знания. Приход в школу позволяет ему выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности , которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов и воображения ребенка: они выступают теперь как психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении теоретических знаний.

Здесь же и формируется центральное новообразование данного возраста - основы теоретического сознания и мышления и основы, связанных с ними способностей (рефлексии, анализа, планирования). Методы обучения, которые выбирает учитель младшей школы, должны работать на это новообразование, т. е. способствовать тому, чтобы оно формировалось. Игра как метод обучения в этом смысле не исключение.

Если обратиться к студенческим работам, процитированным выше, то можно увидеть что игра, представленная в их эмпирическом опыте, нужна учителю для того, чтобы справиться с задачей привлечения внимания детей к деятельности, которая их не увлекает, – к учению; для того, чтобы сделать учение «незаметным», чтобы дети неосознанно «впитывали полезную информацию»; для развития мотивации достижения и др. Если этот опыт не подвергнется осознанию, то четкое понимание разграничения «всякой свободной деятельности» и игры останется для студентов задачей для саморазвития. Но будет ли это важно для них?

В ходе рассуждений у нас появился вопрос: почему учителя используют игру не по назначению?

С приходом детей в школу игра постепенно начинает вытесняться учебной деятельностью. Однако сам переход для детей оказывается не таким уж простым, поэтому игра, освоенная на предыдущем этапе, еще долгое время не утрачивает своей роли на первых ступенях школы. В ситуации переходного периода игра может оставаться для ребенка наиболее понятным и простым способом взаимодействия ребенка с учителем и соучениками. Возможно, на начальном этапе младшей школы педагоги обращаются так охотно к игре, а точнее, к игровым приемам обучения, в том числе и описанным в студенческих работах, именно потому, что ребенок нуждается в психологической поддержке и обращение к его опыту игры такую функцию выполняет. При этом учителя используют форму обучения, которая по структурным признакам (роли, атрибуты, виртуальный план действий) напоминает игровую деятельность, но таковой не является, поскольку автором предлагаемых детям игровых сюжетов всегда остается учитель. Это – наше предположение. Гипотеза, которую надо проверять…

Список использованной литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/index. php]/ Сост. , . М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. «Педагогическая психология» М.: Педагогика, 1991.

3. «Homo ludens. В тени завтрашнего дня»: "Издательская группа "Прогресс", 1992.

4. Философия игры. «Кентавр» - №2 Смирнов С., М., 1995.

5. «Избранные психологические труды» , М., 1989.

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли” (А. С. Макаренко).

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся.

“Логическая задача”

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель

“Святой Фока”

“Святой Гавриил”

“Диана”

“Мирный”

М. П. Лазарев

Г. Я. Седов

В. Беринг

В. М. Головин

“Географический детектив”

Гарри-фальшивомонетчик в Америке.

Мы напали на след Гарри-фальшивомонетчика, - сказал капитан Винтерс инспектору Рафу.

Вы его взяли?

Нет. Но ещё вчера он был здесь, в Лос - Анджелесе. Гарри выехал из своего номера за час до того, как мы приехали в гостиницу. Зато в номере нашли вот это.

Раф прочитал записку, написанную карандашом:

“Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября”.

Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!

К сожалению, - сказал Раф, ты полетишь не в ту сторону, где надо ловить Гарри. Ближайшие два месяца он не покинет пределов США.

Почему Георг Раф в этом убеждён?

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

Географические вопросы

В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

1. Назовите известного русского путешественника- географа.

1. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.

2. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.

4. Какая река протекает в Южной Америке?

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.

5. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?

6. Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?

8. Папанин.

9. Назовите известный вам канал.

9. Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?

10. Пеннины.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Игра в обучении играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы.

Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Однако учебная географическая сюжетно-ролевая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

  • - наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;
  • - наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  • - понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;
  • - психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;
  • - психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  • - отсутствие в сценарии и сюжете учебной игры фрагментов, неприемлемых с точки зрения социокультурного опыта каждого из учащихся в классе;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;
  • - соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного развития;
  • - соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;
  • - соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
  • - стабильность игрового пространства, плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;
  • - наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Очевидно, что вне зависимости от тщательности проработки сюжета игры, сценариев отдельных игровых действий, элементов игрового пространства, психологическая готовность учащегося к учебной игровой деятельности на этапе включения его в такую деятельность не будет соответствовать указанным условиям. Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность.

Прежде всего, необходимо сформировать у учащегося мотивацию к такой деятельности. Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному и социальному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную, «легитимную» и удобную форму обучения.

При этом мы исходим из того, что игра как форма обучения предполагает согласие учащихся на участие в игре, не может быть директивно навязана учителем, должна быть эмоционально принята играющими. Одновременно необходимо обучить школьника практическому участию в игре, дать ему опыт совершения игровых действий, связанных с принятыми игровыми правилами. Организуемая учителем учебная игра не может и не должна быть сведена к обучающей игровой манипуляции со стороны обучающего взрослого. Для успешного усвоения материала в ходе учебной игры, а также для продуктивного накопления и осмысления творческого опыта учащийся должен владеть навыками анализа проведённой игры. Он должен понимать, какие учебные задачи ставились перед ним как участником учебной игровой деятельности. Учащийся должен, в конечном счёте, уметь оценивать соответствие результатов учебной игры предварительно поставленным учебным задачам.

Предпосылки для этого целесообразно создать уже на стадии обучения учащихся учебной игровой деятельности, применяя для этого также отдельные обучающие приёмы. Начиная с учащимися учебную игровую деятельность, учитель географии может одновременно использовать как неигровые, так и игровые формы обучения. Эти формы используются на одном и том же учебном материале. Учащиеся получают возможность сравнить применение игровых и неигровых форм, проанализировать их с точки зрения сравнительной эффективности усвоения учебного материала и эмоциональной привлекательности. Далее, на стадии включения учащихся в учебную игровую деятельность происходит постепенная смена игровых форм с усложнением требуемых от учащихся игровых действий, которая должна происходить безотносительно конкретного содержания изучаемого в данный момент раздела курса. Сначала учащиеся включаются в учебную игровую деятельность исключительно на индивидуальной основе, получая от учителя учебно-игровые (причём, возможно, не идентифицируемые ими как игровые) индивидуальные задания по изучаемой теме. Например, это могут быть задания по составлению географических ребусов. Выполнение такого игрового задания оценивается как выполнение учебного задания. Затем выполнение таких же заданий, но в увеличенном объёме может быть поручено уже небольшой группе учащихся. Это поможет сформировать навык коллективного участия в совместной игровой деятельности. В дальнейшем учащимся предлагаются уже командно-коллективные формы игры, которые, однако, пока ещё не требуют индивидуально-ролевых действий от каждого учащегося, например игровой диалог, дискуссия между микрогруппами. Когда у учащихся накоплен достаточный опыт участия в таких командных играх, им предлагается участие в сюжетно-ролевой игре с индивидуально-ролевой деятельностью каждого участника в рамках микроколлектива, то есть с заранее распределёнными ролями и чётко очерченными ролевыми функциями. Например, речь может идти о формировании экипажей в ходе игры-«путешествия». Такая игра может пока ещё не предполагать продолжения за пределами одного изучаемого раздела курса, не требовать большой длительности.

После освоения учащимися ролевых действий им предлагается имитационная игра, детально воспроизводящая изучаемую проблемную ситуацию, требующая самостоятельного исследовательского целеполагания, теоретического анализа и осознанной поисковой деятельности каждого из участников. Одно из затруднений, возникающих при включении учащихся в сюжетно-ролевую игру, и особенно в длительную игру, состоит в неготовности многих детей к вхождению в ролевой образ. Это связано с распространённой у многих подростков боязнью выделиться, показаться сверстникам в необычном для них свете. Необходимо научить учащихся свободно чувствовать себя в рамках ролевого статуса. Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащегося должна быть представлена в эмоционально значимой для обучаемого. Должна быть гибким инструментом, способным адекватно отобразить разнообразные стороны командной деятельности, разноплановые, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся, вклады каждого из учащихся в эту деятельность. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность ситуации, когда педагогически целесообразно поощрить, чей реальный вклад в совместную деятельность незначителен или отсутствует. Вводя критерии и шкалу игровых оценок, необходимо вместе с учащимися утвердить принципы её соотнесения со шкалой школьных отметок, возможность или невозможность в различных игровых ситуациях «конвертации» игровой оценки в текущую оценку по предмету в журнале.

При этом, как это ни кажется парадоксальным, необходимо постепенно переходить к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии обучаемого. Противоречие в данном случае лишь кажущееся. Во-первых, непродуктивно было бы обуславливать уровень мотивации учащегося к познавательной деятельности лишь желанием достижения игрового выигрыша. Постепенно необходимо формировать в восприятии учащихся самоценность формирования новых знаний и эмоциональных отношений как результата игры. Во-вторых, необходимо преодоление эмоциональной зависимости учащегося от игровой оценки (как, впрочем, и от школьной) с целью снижения риска. В-третьих, необходимо формирование у учащегося опыта понимания внешней оценки как условной, вторичной по отношению к реальной оцениваемой ситуации, вторичной по отношению к адекватной самооценке. Исходя из сказанного, целесообразно при подведении итогов учебной игры, если её правила предполагают игровую конкуренцию групп участников, вводить дополнительную систему игровых оценок, основанную на одобрении игровой микрогруппой учебных игровых действий «соперников». Например, каждой команде участников игры предлагается назвать наиболее активных и знающих, с их точки зрения, участников из «соперничающей» команды. При этом в некоторых случаях целесообразно делать такую оценку эмоционально более значимой, чем «основной» выигрыш. Таким образом, объективный результат игры становится, более эмоционально значим, чем итог игрового соперничества, а иметь право одобрить действия «соперника» становится более эмоционально значимо, чем одержать над ним «победу».

При проведении учебных игр любой степени сложности, как правило, предлагаю учащимся игровые способы оценки выполнения заданий, а также соотнося их со шкалой школьных оценок, одновременно даю игровым действиям оценку, не основанную на своих преподавательских функциях или принятых вместе с классом правилах игры. Критерием такой в неигровой и внеучебной оценки служит объективная адекватность игрового выхода проблемной ситуации такой же ситуации в реальной действительности. В некоторых случаях такая оценка основывается на этических, ценностных критериях, которые в отдельных ситуациях могут не совпасть с общеигровыми или общегеографическими. Например, учебная игра «Пересадочная станция», предполагает оценку решений экологических, межнациональных, социальных и иных проблем той или иной территории Земли делегацией «Кольца миров», «межгалактического союза цивилизаций», на основе принятой в «Кольце» этической шкалы. В зависимости от соответствия предлагаемых решений этой шкале «Кольцо» принимает решение в пользу «строительства галактической пересадочной станции» на той или иной территории или об отказе от контакта с землянами.

В дальнейшем предлагаю учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку успешности этих действий. При анализе итогов учебной игры у учащегося формируется представление о том, что, в конечном счете, он остаётся с собственной оценкой достигнутого в ходе учебной игры, будь то с точки зрения приобретения знаний или социального опыта, и что он несёт собственную, личностную ответственность за адекватность такой оценки. Например, при проведении в 9-м классе игрового «круглого стола» «Проект „Казахстан“» внимание учащихся было акцентировано на том обстоятельстве, что данная дискуссия является игровой лишь отчасти. Выбор модели развития страны, заявленный участниками дискуссии, является не только игровым выбором, но и личностным, реализации которого учащемуся в очень скором времени предстоит способствовать уже с выбранных профессиональных позиций. В этом случае оценка на игровом табло, в классном журнале или даже в аттестате является вторичной по отношению к тем социально-экономическим и социально-политическим показателям жизни в стране, родном городе, которые будут характеризовать отстаиваемую сейчас учащимся модель развития. Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой краткий анализ должен завершать каждый игровой урок или же серию из таких уроков. Анализироваться должны положительные результаты игры, возникшие трудности и проблемы, вклад каждого участника. В процессе такого краткого обсуждения учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, которые должны были быть реализованы в ходе учебной игры, и оценивают, насколько успешно эти задачи были выполнены.

Учебная игра, предполагающая взаимодействие всех участников в едином эмоционально значимом игровом пространстве предъявляет высокие требования к уровню культуры общения каждого из участников, к его умению понять партнёра, с уважением отнестись как к его точке зрения, так и к его эмоциональным потребностям в игре. Если соответствующие навыки ранее не были сформированы у учащихся, то требуется применение определённых психолого-педагогических техник, направленных на развитие коммуникативных навыков детей. В частности, большое число конкретных игровых приёмов обучения коммуникативным навыкам, повышения уровня культуры общения и уровня коммуникативной компетентности изложено в работе К. Фопеля. Например, к числу таких игровых приёмов относятся упражнения «Будь дружелюбным», «Друзья, непохожие на меня», «Маленький начальник», «Ты слишком много говоришь!».

Задавая условия игры, вводя игровые атрибуты, формулируя содержание ролевых действий, акцентируем внимание учащихся на соотнесении игрового и реального плана действий, реальных понятий и объектов и их символических отображений в игровом пространстве. Тем самым учащиеся лучше понимают механизм игрового восприятия, двуплановость игровой деятельности. Периодически возвращаясь к этому вопросу, формируем у учащихся понимание принципа моделирования как способа познания реальности, что делает возможным самостоятельное применение такого подхода в познавательной деятельности учащегося в дальнейшем, будь то в игровой или неигровой форме. Например, по завершении проведения игр «Я -- гора» и «Я -- вулкан» просила учащихся самостоятельно предложить аналогичную игру, направленную на исследование изучаемой в одном из разделов курса географии среды. Постепенно формируемое у учащегося понимание механизма воздействия игровых, ролевых действий на восприятие человека даёт ему возможность понять сходные механизмы воздействия, осуществляемые в отношении его самого и его сверстников (в молодёжной субкультуре, в политической жизни и пр.). В частности, если говорить об изучении географии, такое понимание помогает учащемуся при усвоении учебного материала об этнокультурных и общественно-политических особенностях.

Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой круг жизни различных стран и народов. Например, при проведении описанной ниже сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» игровым группам предстоит предложить рекламу своего «туристического бизнеса», которая была бы воспринята различными группами населения у нас в стране и за рубежом. При этом, помимо чисто географических материалов, учащиеся рассматривают и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при рассмотрении тех или иных зрительных образов, в данном случае используемых как игровые символы.

Когда учебная игровая деятельность становится для учащихся одной из привычных форм учебной, познавательной деятельности, учитель может поставить перед некоторыми из учащихся задачи самостоятельной разработки, подготовки, проведения и подведения итогов игр с педагогических позиций. При этом учащиеся сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно в его присутствии, формулируют цели и задачи, решаемые при разработке и проведении учебной игры, причём эти цели и задачи рассматриваются ими и как дидактические, и как цели и задачи содействия личностному развитию их товарищей. Через опыт самостоятельного планирования и проведения фрагментов учебной игры вполне реально провести всех или большинство учащихся класса. Если для некоторых из них этот опыт оказался особенно продуктивен, целесообразно закрепление за такими учащимися функций разработчиков и организаторов учебных игр. При этом возможно, что такие функции они будут выполнять по отношению к классу, только приступившему к изучению курса географии. Такое решение оптимально, чем выполнение учащимися таких функций в собственном классе. В этом случае у таких учащихся формируются навыки педагогического целеполагания в учебно-игровой деятельности. Они приобретают умение самостоятельно анализировать соответствия технологических параметров той или иной игры поставленным целям и задачам. Такого рода способам организации учебной игры можно отнести, например, игру «Экзамены в навигацкой школе», разработанную автором. При организации этой игры каждый «экзаменатор» -- учащийся 9 или 10 класса -- самостоятельно готовил свой раздел вопросов и заданий, не только с точки зрения изучаемой тематики, но и педагогической целесообразности. Затем, при подготовке к проведению игры, данный «экзаменатор» обосновывал содержание своего раздела игры перед коллегами-учащимися и перед учителем географии. Применение целого ряда приёмов обучения длительной совместной учебной игровой деятельности позволяет предварить введение учащихся в игровое пространство освоением ими навыков игровой деятельности, а также не утратить игровые навыки в последующем развитии такой деятельности. Системное, долговременное применение игровых технологий даёт возможность учащемуся переходить от простых типов учебных игр к более сложным. Когда сюжетно-ролевая игра начнёт восприниматься учащимися как привычный вид деятельности и эффективная форма усвоения материала, можно попытаться приступить к организации длительной сюжетно-ролевой учебной игры, в которую органично перерастёт очередная среднесрочная игра, учебные игры. Опыт участия, в которых уже накоплен учащимися, теперь организуются и проводятся как составные части «большой» игры, при сохранении общей сюжетной нити, общих этических традиций игрового взаимодействия, общих для каждого этапа форм накопления и использования географической информации.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Интеллектуальная игра

«Магистр географии»

(для учащихся 6-9 классов)

Выполнил:

учитель географии

МОБУ СОШ с.Тюрюшля

Пластовец Валентина Николаевна

Интеллектуальная игра «Магистр географии»

Цель игры:

1.Привитие навыков групповой и индивидуальной работы учащихся.

2.Развитие логического мышления, памяти.

3.Закрепление знаний географической терминологии.

Задачи:

Развитие любознательности,познавательного интереса.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

глобус, «ромашка»,плакат, бочонок, музыкальный фон, эпипроектор,

картины природы, медаль «Магистру географии», призы, грамота.

Оформление зала:

Название игры «Магистр географии»

Эпиграф игры:

«География! Какая емкость слова!

География – опора и основа

Всех без исключения наук!»

Плакат:

Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся Вода,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семёновых- Тяньшанских

Пржевальских, Миклухо - Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!»

(Ю.Ефремов)

Участники игры:

По 1 участнику от 6-9 классов, ведущие игры, жюри.

Вступление.

1 ведущий: Откуда начинается Россия?

С курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озер?

2 ведущий: Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, доброте.

Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

1 ведущий: Отсюда все дела еще большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

2 ведущий: География! Какая емкость слова!

География для нас не просто звук!

География - опора и основа

Всех без исключения наук!

Ход игры.

Учитель географии:

Добрый день! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, кто из участников игры достоин звания «Магистр географии». Представление ведущих, участников игры, жюри: - Сейчас уважаемое жюри поклянется в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на глобус. 1 ведущий (зачитывает клятву жюри): «Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых на модель Земли – единственной из обитаемых во Вселенной планете, торжественно клянёмся судить по совести!»

Жюри (хором): «Клянемся!»

2 ведущий: « Клянемся судить, невзирая на лица!»

Жюри: «Клянемся!»

1 ведущий: « Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца!»

Жюри: « Клянемся! Клянемся! Клянемся!»

2 ведущий : А теперь я обращаюсь к болельщикам:

Вы можете морально поддержать своих участников, активно за них болеть, внимательно следить за их продвижением к званию Магистра.

Ведущие поочерёдно задают вопросы каждому участнику, жюри отслеживает их работу.

Ведущие: Мы начинаем! Наш 1-ый конкурс

«Что такое? Кто такой?»

1.Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар- гейзер

2.Потухший вулкан на Кавказе – Эльбрус

3.Земная кора- литосфера

4.Прибор для измерения высоты холма - нивелир

5.Пересыхающие русла рек в Африке - вади

6.Пересыхающие русла рек в Австралии - крики

7.Чад - озеро, государство в Африке

8.Сельва – лес в Южной Америке

9.Пампа - степи в Южной Америке

10.Сахара - пустыня

11.Виктория - озеро, водопад в Африке

12. Гевея- дерево

13. Гольфстрим - океаническое течение

14. Игольный - мыс, крайняя точка Африки

15. Пигмеи- жители тропических лесов

16. Драконовы - горы

17. Гибралтарский - пролив

18. Канада - страна

19. Исландия -остров

20. Везувий - вулкан

Ведущие: 2-ой конкурс – «Заморочки из бочки»

I. О каких природных явлениях идёт речь?

1. Магма по жерлу рвётся наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный…(вулкан)

2.Рядом, рядом острова,

Ни один, даже не два, а десятки, сотни сотен.

Жить в соседстве им охотней.

Все родные, как – никак.

Значит, здесь…(архипелаг)

3 .Если господствует он,

Порядки свои установит:

Давление высокое, воздух сухой,

Ветер ослабнет. Тишь и покой.

Зимою при солнце крепчает мороз.

Летом на «ясно» укажет прогноз (антициклон )

4. В атмосфере снизилось давление,

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Когда надвигается он.

Пробежит со скоростью большой,

Летом – дождь, и снегопад- зимой (циклон)

5. Зимой дует с суши на море он,

А летом все делает наоборот:

С моря на сушу берет разворот (муссон)

II . О ком речь? О чем речь?

6. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя (о циклоне )

7.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась?.. (о циклоне)

8. Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный… (об антициклоне )

9. В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного в дали

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины Земли (Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов

высадились на льдину у северного полюса в 1937г. и пробыли на ней

272 дня, проплыв 2,5 тыс. км.)

10. Был новогодний день.

Праздничный. Середина лета!

Возможно ли это? (Да, в тропических странах Южного полушария)

11. На улицах встречаются неровности,

Названия которых состоят из местоимений.

Как они называются? (Ямы)

12. Безлесные территории, покрытые травянистой растительностью.

Климат засушливый, осадков выпадает около 500 мм в год.

Лето жаркое и сухое. Почвы черноземные или каштановые.

Растительность - преимущественно злаки. Из животных наиболее

распространены грызуны (Зона степей)

Ведущие: Наш 3-ий конкурс –

«Самый, самый…»

1. Самый большой материк (Евразия)

2. Самый сухой материк (Австралия)

3. Самый малый материк (Австралия)

4. Самый влажный материк (Южная Америка)

5. Самый высокий материк (Антарктида)

6. Самый высокий на Земле водопад (Анхель)

7. Самый большой полуостров (Аравийский)

8. Самое глубокое озеро в мире (Байкал)

11. Самый большой в мире остров (Гренландия)

15. Самое большое по площади озеро (Каспийское)

18. Самый маленький крокодил (аллигатор)

19. Самый высокий действующий вулкан в нашей стране (Ключевская сопка)

Ведущие: Наш очередной конкурс называется

«Карта – язык географии».

1. Известнейший древнегреческий ученый, «отец истории и географии»…

(Геродот)

2. Кто впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

(Аристотель, IV в. до н.э.)

3. Древнегреческий математик и географ, живший во II-III в.в. до н.э.,

впервые ввел термин «география»… (Эратосфен)

4. Немецкий географ и путешественник, создатель одного из первых,

дошедшего до нас, глобуса… (Мартин Бехайм)

5. Известный мореплаватель, стремившийся открыть морской путь в Индию,

плывя из Европы на запад, открыл множество островов и даже целую

часть света, хотя до конца жизни был убежден, что достиг Индии

(Христофор Колумб )

6. Этот английский мореплаватель совершил II кругосветное путешествие.

Его именем назван самый широкий пролив Земли (Френсис Дрейк )

7. Португальский мореплаватель, прошел в 1497 – 1498 г.г. морским путем

из Европы в Индию, уточнил контуры Африки, установил, что Индийский

океан – не внутреннее море, как полагали раньше…(Васко да Гама )

8. Кто из русских казаков со своей дружиной перешел через Урал и положил

начало эпохе русских географических открытий в Сибири? (Ермак

Тимофеевич).

Ведущие: Следующее испытание: вашему вниманию мы предлагаем

«Географические загадки»

1. Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зеленым манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут… (малахит)

2. В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и…(гранит)

3. Найдем в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом -… (изумруд)

4. Я был когда-то смолою,

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце корою

И липкой слезой застывал (янтарь)

5. В таежных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней,

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твердости нет им равных (алмазы)

6. Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл…(алюминий)

7. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (соль)

8.Черен, как ворон,

А греет, как солнце (уголь).

Мы задаем игрокам поочередно вопросы. Если ответа нет, игрок передает

задание следующему игроку, сопровождая его словом «дальше».

1. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы )

2. Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления

(метаморфизация)

3. Погода без ветра (штиль)

4. Изменение свойств воздушных масс (трансформация)

5. Мелководная часть моря (шельф)

6. Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой (изотерма)

7. Сорняк для щей (крапива)

8. Вода в твердом состоянии (снег, лед)

9. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная ради-

ация)

10. Туман на большой высоте (облака)

11. Модель Земли (глобус)

12. Сосновый лес (бор)

13. Наука о населении (демография)

14. Место регистрации безработных (биржа труда)

15.Рощи из дуба (дубравы)

16. Карта с изображением стран мира (политическая)

17. Она видна по полету (птица)

18. Преданность интересам Родины (патриотизм)

19. Страна, родина спагетти (Италия)

20. Форма Земли (геоид).

Ведущие : Быстроту мышления наших претендентов на звание «Магистра»

мы выявим в результате конкурса под названием

«Загадочное слово»

Подберите слово, соответствующее по смыслу данному слову

1.Растение- женское имя (Лиана)

2.Часть дерева- композитор (лист)

3.Широколиственное дерево- глупый человек (дуб)

4.Широколиственное дерево- обман (липа)

Ведущие: В нашей программе есть «молчаливый» конкурс, название

которому «Да, нет, нет, да» (т.е. игра без слов, в которой каждый отвечает

кивком головы)

1.Что такое атмосфера?

- Может, это литосфера? (нет!)

- Может, это гидросфера? (нет!)

- Может, это просто точка? (нет!)

- Значит, это оболочка? (да!)

2.Из чего она?

Из камня? (нет!)

Состоит из смеси газов? (да!)

Той, что воздухом зовут? (да!)

Они жизнь для нас дают? (да!)

Ведущие: Предпоследним испытанием под названием

«Закодированное слово» игроки продемонстрируют нам свое внимание.

Задание: Внимательно слушать, постараться запомнить слова в том же

порядке, назвать слово, которое получится из первых букв в ряду слов.

1.С афари, т етерев, е хидна, п ума, и гуана (степи)

2.П очва, а ромат, м ох, п ух, а гония (пампа)

3. Г епард, и рис, л еопард, е ль, я гуар (гилея (саванна))

4. Т ень, у тка, н авес, д розд, р ысь, а ист (тундра)

Дополнительно очко тому, кто первым назовет слово:

5.С лон, а брикос, в орона, а пельсин, н ора, н ебо, а рия (саванна)

Ведущие: Конкурс «Ромашка»- заключительный этап в выявлении

магистра. Вашему вниманию предлагается «ромашка», на лепестках

которой географические термины.

Ваша задача- разъяснить их, отрывая лепестки по очереди:

Атмосферный фронт

Местное время

Рекультивация земель

Солнечная радиация

Платформа

Эрозия почв

Поясное время

Сточное озеро

Бессточное озеро

Экстремальные условия.

Подведение итогов игры.

Ведущие: Вот и приблизились мы к финалу нашей игры.

Слово уважаемому жюри.

Кто же, по его мнению, сегодня удостоился почетного звания

«Магистр географии»?

Жюри объявляет результаты конкурсных заданий, выявляет Победителя-

Магистра географии.

Вручение призов игрокам.

Награждение грамотой и медалью Победителя.

Ведущие: (берут интервью у победителя):

- Трудно было состязаться?

- Какими были соперники в игре?

- Что ты взял для себя в плане познания географии?

- Изменилось ли твое отношение к географии после победы?

- Чему обязывает почетное звание «Магистр географии»?

- Что ты хочешь пожелать соперникам состязания? Болельщикам твоим?

Мы желаем тебе дальнейших успехов, удачи, новых побед!

Фото на память.

Литература.

1. Болотникова Н.В. География: Уроки – игры в средней школе.-

Волгоград: Учитель, 2004.

2. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии.-

М.: Просвещение, 1987.

3. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии.- Волгоград: ИТД

«Корифей», 2005.

4. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.- М.:

Просвещение, 1994.

5. Петрусюк О.А., Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по

географии.- М.: Новая школа, 1994.

6. Пивоварова Г.Н. За страницами учебника географии. 6 класс.-

М.: Просвещение; Учебн. лит., 1997.

7. Романова А.Ф. Предметные недели в школе: География.- Волгоград:

Учитель, 2007.

8.Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых.- Киев:

«Альтерпресс», 1996.

Интернет- ресурсы.

Описание материала : Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия: повторение пройденного материала в игровой форме. Оценить знания и умения учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра - викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды). На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре принимают участие три сборных команды. В каждой команде по 4 участника - 1ученик 6 класса, 1 ученик 7 класса и 2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель . Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите жеребьёвку и определите номер своей команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки:

1 задание Географическая разминка:

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся 1,5минуты.

За каждый правильный географический объект - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система), о.Сахалин

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан, Африка

2. река Амазонка, г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка, Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад, Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы:

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

3. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан (Тихий)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров (Гренландия)

3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)

3 задание География на все сто!

Учитель . Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект - 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1. 17.1 млн. км 2 - площадь России;

2. 16 - количество соседних государств;

3. 13 - количество омываемых морей;

4. Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира. Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание - смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки. (Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы - чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)

8. Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....(г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста условными знаками. На выполнение этого задания

2 минуты. За каждый правильный знак - 1 балл:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его путь к лагерю шёл через луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево - полевая дорога к болоту, а прямо - тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите - дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

6. Прибор для измерения азимута? (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)

9. Горы, отделяющие Европу от Азии (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1. Количество осадков измеряется в… (мм)

2. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера - это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это … (ветер)

6. Как называется сборник географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро? (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке (Африка)

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь - это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку? (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9. Самый высокий действующий вулкан в России (Ключевая сопка)

10. Назовите самую длинную параллель земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5 о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1 о С;

в 13 часов +15 о С;

в 19 часов +8оС. (14 о С )

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм )

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель . Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)