Вырубка тропических лесов. Спасение тропических лесов Что нужно сделать чтобы спасти тропических лесов

Как спасти тропические леса


Тропический лес - родина многих видов растений и животных. Однако, так как по-прежнему продолжается его уничтожение, существует опасность, что в 21 веке он исчезнет с поверхности земли.
Вырубка тропических лесов не только приведёт к гибели тысяч видов животных, но также к климатическим изменения земном шаре, что может обернуться катастрофой для всего человечества.

Что такое тропический лес

Троп ический лес охватывает территорию в 10 миллионов км. Он образует многоярусное жизненное пространство, сложное сплетение животных и растительных общин, живущих в единственном в своём роде климате, на который они также оказывают влияние. Почти вся жизнь в тропических лесах сконцентрирована на высоте 30 м над землёй.

Где растут тропические леса?

На Амазонке, в некоторых районах Африки, на территориях Гвинеи и Конго, на Малайском архипелаге, орт западных горных массивов Индии до гористых островов в Тихом океане, на Мадагаскаре и Маскаренских островах.

Вся жизнь находится под угрозой

Чело век использует в качестве пищи лишь небольшое количество растений и животных, которые встречаются в тропиках. Наука пытается вывести новые виды, а тропический лес доставляет ей разнообразный генетический материал.

В тропических лесах растёт много растений, который человек мог бы употреблять в пищу, кроме того, здесь есть большое количество натурального сырья, которое человек мог бы использовать во благо. Десятая часть всех лекарств, которыми пользуются люди, произведена на основе составных, добытых в тропических лесах. Однако мы всё ещё мало знаем о растениях этих лесов. Более важным фактом является то, что атмосфера, от которой мы зависим, частично возникла в результате обмена азота и углекислого газа, происходящего в растениях, перерабатывающих солнечный свет в энергию. Поэтому тропические леса иногда называют «лёгкими» земли.

Троп ические леса поглощают солнечную энергию в большом количестве. Теперь, когда они массово уничтожаются, изменяется отражательная способность поверхности земли. Это нарушает тепловой обмен и приводит к изменению атмосферных условий и ритма осадков. Это виляет на климатические перемены на всём земном шаре. В 1987 году в Бразилии было сожжено 200 тысяч км тропического леса. Проведённые замеры показали, что в атмосферу проникло 500 миллионов тонн озона и углекислого газа.

Угроза для тропических лесов

Почти все тропические леса расположены в странах третьего мира. Их жители считают лес источником доходов - за счёт продажи промышленной древесины финансируется больницы и школы, поддерживается также хозяйственное развитие страны. Количество людей на нашей плане постоянно растет. Чтобы выжить, людям нужна пища обрабатываемая земля. Они также используют древесину для постройки и обогрева своих домов. Вокруг каждого нового поселения вырубаются леса, и земли отдаются под земледельческие поля. Как только земля перестает быть урожайной. люди перемещаются дальше в глубь лесных массивов. 300 миллионов людей ежегодно уничтожают 7 миллионов гектаров лесов.

Что мы можем сделать

Тропические леса могла спасти сельскохозяйственная реформа, но такие фундаментальные перемены стоило предпринимать раньше. Нельзя оставить леса неприкосновенными, так как человек нуждается в их богатствах.

Поэтому надо найти способ как восстановить уничтоженные территории.

Ø Необходимо поддерживать действия экологов, основанные на давлении на правительство отдельных государств.

Фото из открытых источников

Дельта Амазонки по праву считается легкими нашей планеты. Густые непроходимые леса, произрастающие на берегах могучей южноамериканской реки, вырабатывают колоссальные объемы кислорода, рассеивающегося по всей Земле. (сайт)

Тем не менее, такое положение вещей стремительно меняется. Правительства Колумбии, Бразилии и Перу попустительствуют тому, что в их странах с катастрофической скоростью идет вырубка лесов Амазонки с целью получения быстрых денег. Чиновников не волнует, что потребуются века, дабы тропические леса восстановились в прежнем объеме. Да и даст ли им кто-то восстановиться, когда тут и там укладывается асфальт и возводятся различные сооружения?

Защитники природы неизменно протестуют против вырубки лесов, причем из года в год, однако никакого эффекта на власти эти протесты не производят. По словам госслужащих, несколько десятков квадратных километров вырубленных деревьев экологии не навредят. К счастью, такое безответственное отношение жителей Южной Америки к амазонским лесам может в скором времени измениться. И произойдет это не благодаря стараниям «Гринписа» и других зеленых дружинников, а из-за того, что в девственных джунглях проживают оторванные от цивилизации индейские племена, которые непременно погибнут без «своего дома».

Племя дикарей, которых не коснулась цивилизация

Несколько лет назад профессор Хосе Карлос Моралес предоставил мировому научному сообществу поразительный ролик, который взбудоражил умы не только ученых, но и обычных людей со всех концов планеты. На записи, сделанной недалеко от притока Амазонки Энвиры в Бразилии, показано племя, никогда не взаимодействовавшее с современным миром. Не исключено, что вертолет, с которого это видео и было снято, показался индейцам страшным летающим существом или какой-то магической вещью. Геликоптер с Хосе и журналистами «BBC» подлетел к поселению на расстояние километра, однако дикари быстро заметили его.

Фото из открытых источников

По словам Моралеса, это одно из немногочисленных племен, сохранившихся в амазонских лесах. Трудно поверить, что на нашей планете остались общины, не развивавшиеся столетиями, однако это действительно так. Необъятный тропический лес позволяет индейцам жить полноценной жизнью, возможно, даже не подозревая о существовании нашей цивилизации.

Дикари ночуют в крупных шалашах и разводят сады с маниоком - корнеплодным растением, напоминающим картофель. В лесу индейцы собирают бананы и фрукт папайя, несколько похожий на дыню. Не исключено, что они также промышляют охотой.

Представленное ниже видео стало настоящей сенсацией. До недавнего времени Моралес и его коллеги не могли доказать бразильским властям, что в лесах Амазонки действительно живут племена, которые непременно вымрут, если вырубка лесов Амазонки не прекратится. При этом взаимодействовать с дикарями ни в коем случае нельзя, поскольку всегда есть вероятность, что для них могут оказаться смертельными привычные нам ветряная оспа или грипп.

Правительство Бразилии на днях пообещало, что не допустит подобного геноцида. Единственный выход, по словам ученых, - не трогать и позволить им жить так, они жили все это время. А для этого придется оставить в покое и их дом, то есть тропические леса Амазонки.

Слайд 2

Мы искали ответы на следующие вопросы:

  • Почему исчезают влажные тропические леса?
  • Как сохранить эти леса?
  • Слайд 3

    Экология тропиков

    • Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суши. Однако с развитием цивилизации ситуация резко изменилась. Сейчас все леса занимают около трети поверхности суши. Уже первые земледельцы выжигали обширные участки лесов, чтобы расчистить территорию для посевов. С развитием сельского хозяйства и промышленности леса стали очень быстро исчезать. Нужны были земли под пашни и пастбища, древесина для строительства и обогрева. В результате к 20 веку были уничтожены леса практически во всей Европе, на севере Африки, на Ближнем Востоке, в Средней а Азии, на юге России, в ряде регионов Америки.
    • Тропические леса- это лёгкие нашей планеты. Эти леса- одно из чудес природы. Здесь обитают две трети всех видов растений животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода.
  • Слайд 4

    Животный мир

    Эти животные – жители влажных тропических лесов.

    Слайд 5

    Проблемы тропических лесов

    • Причины уничтожения тропических лесов
    • Вырубка ради древесины
    • Выжигание и выкорчевывание деревьев для сельскохозяйственных угодий,для строительства дорог
    • Результат уничтожения тропических лесов
    • Разрыв цепи питания
    • Уменьшение кислорода
    • Разрушение почвы
    • Гибель растений и животных
    • Изменение климата
  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Как спасти тропические леса?

    • На нашей планете уже уничтожено около 50 % тропических лесов.

    Чтобы спасти джунгли необходимо:

    • Прекратить вырубку и выжигание лесов.
    • На месте вырубленных лесов посадить новые леса.
  • Слайд 8

    Исследовав проблему уничтожения тропических лесов, мы пришли к такому выводу:

    • Исчезновение джунглей - это результат хозяйственной деятельности человека.
    • Люди, остановитесь! Тропические леса – одно из чудес природы!
  • Посмотреть все слайды

    У меня иногда вызывает смешанные чувства зрелище, когда для прокладки какой-нибудь мелкой городской коммуникации с размахом уничтожаются целые аллеи. :(Никто не задумывается над тем, что дерево - тоже жизнь, от которой, по сути, зависит судьба человечества...

    Почему исчезают тропические леса

    Большая часть этих лесов расположена на территории так называемых стран третьего мира. В принципе, это и есть ключевой фактор, ведь местное население мало того, что считает лес основным источником дохода, так и на государственном уровне не соблюдаются даже минимальные экологические нормы. Практически вся экономика таких стран завязана на экспорте древесины, за счет которого финансируется социальный сектор. Кроме этого, численность человечества крайне быстро растет, что влечет за собой вырубку под поселения и сельскохозяйственные нужды. Когда падает урожайность участка - от леса освобождаются новые территории, и так повторяется каждый раз. В общих чертах, можно выделить следующие негативные факторы, что сказываются на «легких» нашей планеты:

    • строительное сырье - ежегодная площадь вырубки составляет до 5 миллионов гектаров;
    • животноводство - сжигая леса, предприниматели получают новые пастбища;
    • разработка месторождений - иногда под лесом сокрыто настоящее сокровище - редкие металлы и бокситы. Например, в Бразилии по этой причине были уничтожены гигантские площади леса.

    Что необходимо предпринять для сохранения тропических лесов

    На мой взгляд, ввиду последнего пункта, было бы актуальным поощрять те компании, которые, извлекая полезные ископаемые, по крайней мере минимизируют ущерб, а еще лучше - восстанавливают поврежденные экосистемы. Во-вторых, необходимо во всем мире продвигать идею спасения лесов. Человечество должно знать, что оно теряет, и объяснять это последующим поколениям. Кстати, в некоторых странах подобное давно практикуется, например, в Боливии и республике Мадагаскар.


    Кроме этого, должна быть создана Всемирная организация, в задачи которой входили бы разработка и применение на практике программ по восстановлению тропического леса.

    Тема : Прошлое и настоящее глазами эколога

    Цели : ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

    Оборудование : слайды и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытных людей и последствия деятельности человека; слайды на тему «Загрязнение океана», «Вырубка тропических лесов».

    Ход урока

    1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

    Запись на доске «Прошлое и настоящее глазами эколога».

    Дана нам возможность экологами стать,

    Проблемы экологические решать.

    Природа дарит людям чудеса,

    Мы навечно стали должниками.

    Долг природе мы обязаны отдать,

    Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

    II . Проверка домашнего задания.

    О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Я вам раздам тесты, вы обведете правильный вариант ответа.

    (Тестирование)

    В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (Об этом нам рассказали ученые-историки. )

    Давайте вспомним: первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры, потому что отсчет времени в нашей эре идет от Рождества Христова.)

    Молодцы! А ведь мы не случайно сегодня заговорили о первобытных людях.

    Ш. Работа по теме.

    1. Работа над изучением нового материала.

    Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
    (Просмотр слайдов и картинок из жизни древних людей.)

    Что использовали люди для строительства жилищ ? (Ветки деревьев: их дома похожи на шалаши.)

    Еще люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья.)

    А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только все самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед.

    Жизнь людей изменилась. У них появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно.

    Как вы думаете, к чему привело покорение природы? (Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов животных и растений.)

    Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

    Как вы думаете, что произойдет, если природа погибнет? (Человек связан с природой множеством нитей. Погубив природу, человек погибнет и сам.)

    Кем должен быть человек для природы: сыном или покорителем?

    Правильно. Нельзя быть покорителями, т. к. мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы. А это значит, что заседание экологического совета четвертого класса сегодня состоится. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.

    Как защитить океан от загрязнения?

    Как спасти тропические леса?

    Как избавиться от мусора?

    Итак, первая проблема - «Как защитить океан от за грязнения?» Заслушаем докладчика.

    - 1-й ученик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. (Рассказ сопровождается показом слайдов или иллюстраций.)

    Каковы же основные причины загрязнения океана?

    Слайд Причины Нефтепродукты

    загрязнения Пластмассовые отходы

    океана Сточные воды с полей и ферм

    Бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества

    Радиоактивные отходы

    Я хотела бы добавить, что 80 % загрязнений океана - результат деятельности

    человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.

    А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.

    2-й ученик : Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Создана «Красная книга Международного союза охраны природы » и «Красная книга СССР».


    О каких мерах защиты океана вы услышали в докладе товарища? (Созданы специальные «суда-губки». Используются химические пре­ параты. Ограничен отлов рыбы и животных.)

    - Какие меры для защиты океанов предложите вы? (Сконструиро вать суда, которым не нужен был бы мазут. Поставить фильтры на трубах слива у заводов и фабрики т. д.)

    Меры для защиты океанов:

    Эффективные химические препараты

    «Суда-губки»

    Ограничение отлова рыбы

    Очистительные сооружения на предприятиях

    - Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема «Как спасти тропические леса?». Заслушаем доклад о проблемах тропических лесов.

    3-й ученик: В жарких странах исчезают тропические леса. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают две трети всех видов растений и животных на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса называют легкими нашей планеты. В связи с вырубкой, выжиганием, вы­корчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получе­ния древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, сниже­нию ее плодородия, вымиранию растений и животных.

    Какие проблемы возникли в тропических лесах? {Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.)

    С какой целью люди делают это? {Чтобы расширить поля, до быть больше древесины.)

    - К чему это приводит? {Нарушаются цепи питания, уменьшается количество кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные?)

    - Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия.

    На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для их спасения? (Запретить вырубку тропических лесов, создавать заповедники, национальные парки, брать территории лесов под охрану.)

    Итак, подведем итог нашей работы. Какие же меры надо принимать для спасения тропических лесов?

    Меры для защиты тропических лесов.

    Запрещать вырубку тропических лесов.

    Брать территории лесов под охрану.

    Создавать на территории тропических лесов заповедники, национальные парки.

    Ваши высказывания говорят о том, что вам небезразличны проблемы джунглей, и вы думаете о будущем нашей планеты. Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

    Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?». Предлагаю вам изучить эту проблему самостоятельно, а затем приступить к обсуждению.

    Дети читают про себя материал на с. 49, 50 учебника.

    Откуда появляется мусор? {Люди выбрасывают ненужный му­ сор, пустые бутылки , пищевые отходы.)

    Как же избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предме­ ты можно использовать вторично, например стеклянные банки и бу­ тылки. Бумагу перерабатывают, а потом из нее изготавливают опять бумагу. Черные металлы перерабатывают.)

    Как избавиться от мусора?

    Сортировать отходы, а потом перерабатывать.

    Вторичное использование отходов.

    Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

    2) Физкультминутка

    Раз, два - выше голова,

    Три, четыре - руки шире,

    Пять, шесть - тихо сесть.

    Посидим и отдохнем,

    А потом опять начнем.

    3) Работа в рабочей тетради.

    с. 15, №1 Прочитайте.

    Что такое экологическая проблема? (Загрязнение окружающей среды.)

    - А какие экологические проблемы волнуют вас? Запишите.(Загрязнение воздуха, исчезновение видов растений и животных, загрязнение рек, загрязненные улицы нашего поселка, потепление климата, засуха, кислотные дожди, озоновые дыры.)

    4. Закрепление.

    Как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть? (Конечно, может. Мы уже сегодня говорили о том, к чему приво­ дит загрязнение океана, вырубка леса.)

    - А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо по­ трудиться всем людям.)

    Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Лечить пла­нету сообща» на с. 50-52.

    Прочитав, вы должны найти ответы на следующие вопросы:

    · Какие есть международные соглашения по охране окружающей среды?

    · Какие международные организации созданы для охраны природы?

    · Какие существуют международные экологические дни?

    (Дети читают статью.)

    Отвечаем на вопросы. Заполняем задание №2 на стр. 15 в тетради.

    V . Подведение итогов урока

    Если люди погубят окружающую природу, смогут ли сами выжить? (Если люди погубят окружающую среду, они и сами не выживут. Ведь человек и есть часть природы, он связан с природой невидимыми нитями. Загрязнение океана, уничтожение тропических лесов, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности.)

    Выполнить задания (с. 53).

    Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 16).