Игра для детей умники и умницы. План-конспект занятия (2 класс) на тему: Интеллектуально – познавательная игра «Умники и умницы

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» во 2 классе

Цель:
- развивать внимание, память, речь, умение работать в команде;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать чувство уважения.

Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

В. А. Сухомлинский


Я хочу представить 5 команд 2-х классов и жюри

Девиз сегоднящих соревнований:

Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования. Успех придет не сам собой –помогут ваши знания.

Представление команд
1. Задания «Разминка» (за правильный ответ 1 балл) Каждая команда выбирает карточку с номером, под номерами представлены вопросы разной сложности) Отвечать надо быстро.

Разминка будет по теме «Мир растений» каждая команда получит (по 1 вопросу)

1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)

2. Блиц-турнир
В мире животных (по 2 вопроса)

1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
(У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.

Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)


3. Птицы – наши друзья (По 1 вопросу)
(В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы) Какая самая маленькая птица?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)

1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3..
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
4.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
5.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)

4. Насекомые (По 1 вопросу)
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
(6)
5. Занимательная математика (по 1 вопросу)

1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
3. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 10 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (5)

4.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(2)
5.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку? (12)


6. Пословицы Задание: закончить пословицы.
1. Маленькое дело лучше большого (безделья)


Труд человека кормит, а лень (портит)


2. Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
По одежке встречают, по уму (провожают)

3. Терпение и труд все (перетрут)

Глаза боятся, а руки (делают)

4. Не ищи сто рублей, а ищи (сто друзей)

Правда в огне не горит и в воде (не тонет)


5. Не спеши языком – торопись (делом)
Семь раз примерь, один раз (отрежь 0


7. «ПРЯТКИ».

Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.

Давайте попробуем найти два хитрых слова.

ш утка

у крот итель

А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд

М УЖ ЧИНЫ

ГОЛО СОВА НИЕ

Д ОСА ДА

П ОСЁЛ ОК

СЕР ЁЖ КА

ЗА СЛОН КА

КОНЬ КИ

С КИТ АЛЕЦ

С ОЛЕНЬ Е

ПО БЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

8. Книжное царство – мудрое государство

Что за прелесть – эти сказки!
- Итак, друзья, начнем следующее состязание

Затей у нас большой запас

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки

Кто быстрее даст ответ?
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)

Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)

2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)

Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
3.


(Подснежники)

Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)

Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)

5. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро).

Вижу, сказки вы знаете! А сами сочинить не пробовали?

Давайте сами попробуем сочинить сказку. Обычно как ими словами она начинается? Правильно! «Жил-был» или «В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нем написаны слова, которые помогут вам.

Сочини сказка про...

Жил-был_________________. Раз пошел_____________________. Вдруг видит __________________________________. Испугался ________________________________________________,

хотел было _______________________, как вдруг ________________________из-за_________________________

выскочил_______________и___________________давай ________________________________________________.

Глянул__________________на_______________________ и____________он_______________отправился_________________________________________________________________________________________________________________.

(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)


И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов,
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!

Вопросы для работы с залом.

1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь .

2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф , лиса.

3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица , колыбельная, сказка.

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива , колокольчик, василёк.

5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички , Зайчишки, Медвежки, Енотики.

6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник .

7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр , хомяк.

8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж , крот, волк, лиса.

9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка .

10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка , одуванчик, роза.

11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела , оса, шмель, муха.

12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля , Венера, Россия.

13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка , сокол, воробей.

14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.

15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука , нога, глаз, живот.

16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб .

17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж .

18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму , фламинго, павлин, курица.

19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр , ондатра, хомяк.

20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд , тигр, волк.

Кто быстрее

(1 балл за правильный ответ)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какую траву узнает даже слепой? (крапиву)

Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)

След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

Трава от 99 болезней? (зверобой)

Пористые, слоистые, кучевые … что это? (облака)

Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

Белка крот ёж кабан (ёж)

Северо-Казахстанская область.

район им. Г.Мусрепова.

Чистопольская средняя школа .

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

« УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Баяхина Роза Ахметжановна

2012 уч.год.

ЦЕЛЬ: знания детей по разделам программы; развивать память, сообразительность, находчивость; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность; формировать интерес к играм, соревновательного характера.

Оборудование: ватманы, альбомные листы, картинки разрезные, фломастеры, геометрические фигуры.

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые товарищи взрослые! Я рада Вас приветствовать на интеллектуальной игре.

Представляю многоуважаемое жюри, которое будет судить строго, но справедливо.

Итак, начинаем турнир! (Звучат фанфары)

Встречаются команды: “Почемучки”, “Знайки”, “Угадайки”.

Оценивать выполнение будет жюри, за каждый правильный ответ будет вручаться жетон.

Для начала прошу команд представиться… (Звучат девизы команд).

Ну что ж, на такой эмоциональной ноте и начнём нашу интеллектуальную игру.

1. Какое сейчас время года?

2. Назовите осенние месяцы.

3. Какие приметы осени вы знаете?

Вопрос для капитанов команд: Вспомните и расскажите стих. об осени.

I блок “Развитие речи”

1. Вспомните и расскажите скороговорки.

2. “Доскажи словечко”

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт (солнце).

3. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар (земля).

4. Течёт, течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит (река).

5. Летит – рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его (ветер).

6. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга (радуга).

7. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).

8. Скажи наоборот:

Больше – (меньше);

9. Выше – (ниже);

10. Старше – (младше);

11. Глубже – (мельче);

12. Раньше – (позже);

13. Шире – (уже);

14. Плохо – хорошо;

15. Сладко – горько;

16. Холодно – тепло;

17. Тихо – громко;

18. Весёлый – грустный;

19. Добрый – злой;

20. Жадный – щедрый;

21. Вежливый – грубый;

22. Доверчивый – подозрительный;

23. Чистый – грязный;

24. Шершавый – гладкий;

25. Мелкий – глубокий.

26. “Доскажи пословицу”:

Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда);

27. “Поспешишь…(людей насмешишь);

28. “Что посеешь…,(то и пожнёшь);

29. “Когда я ем…(то глух и нем);

30. “Книга…(лучший друг человека);

31. “Умелые руки…(не знают скуки).

32. Доскажи фразу:

Ворона каркает, а сорока?

33. Сова летает, а лягушка?

34. Корова жуёт сено, а лиса?

35. Олень бежит, а змея?

36. Конь ржёт, а корова?

37. Луна светит, а звёзды?

38. Трактор водит…(тракторист);

39. Стены выкрасил…(маляр);

40. Доску выстругал…(плотник);

41. В доме свет провёл…(монтёр);

42. В шахте трудится…(шахтёр);

43. В жаркой кузнице…(кузнец).

44. “Слоговой аукцион”:

Придумайте слова со слогом “во”:

Во – ва, во – рона, во – рота, во – робей;

МА – мА, мА – сло, мА – рка, мА – лина;

Придумать имена со слогом “Ва”:

Ва – ся, Ва – ря, Ва – ня, Ва – ля.

45 . “Сказочное лото”:

Сивка –…

Гуси – …

Заюшкина…

Конёк – …

Красная – …

Гадкий…

Мороз –…

Дюй…

Царевна…

Цветик –…

Доктор…

Мёртвая –…

46. Произнесите чистоговорки чётко, не путая слова:

Клара украла у Карла кораллы”;

47. “Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!”

48. “Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто”.

49. Вспомним сказки:

Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!”
“А дорога далека
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк
Съесть бы пирожок” (“Маша и медведь”)

50. “По тропе,
Шагая бодро,
Сами воду
Тащат вёдра!” (“По щучьему велению”)

51. “Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко” (“Кот, петух, лиса”)

52. “Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка” (“Снегурочка”)

53. “Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

54. “Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов” (“Теремок”)

55. (К.Чуковского)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей “Тараканище”).

58. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными…(грибами “Путаница”).

59. Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под…(кровать “Мойдодыр”).

60. Придумать рифму к словам:

Кочка – дочка, бочка, точка, строчка.
Картошка – кошка, матрёшка, Серёжка.
Лягушка – квакушка, подружка, подушка, кружка, ватрушка.
Зайчик – пальчик, мальчик, побегайчик.
Мышка – трусишка, воробьишко, малышка.
Тучка – кучка, ручка, Жучка.

61. “Назови одним словом:
Муха, комар, пчела – насекомые.
Дуб, берёза, липа – деревья.
Заяц, медведь, лиса – звери.

Физ.минутка: “Карлики – великаны”.

II блок “Математика”

62. “Составь человечка из геометрических фигур”.

63. “Назови и сосчитай геометрические фигуры”.

64. “Назови соседей числа”:

5 –;

65. – 2 –;

66. – 9 –.

67. Какое число получится, если 7 увеличить на 1?

68. 10 уменьшить на 1?

69. 5 минус 1?

70. Разгадай загадки:

Два брюшка, четыре ушка” (подушка);

71. “Две в руках,
Две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа (лыжи);

72. “Пять ступенек –
Лесенка
На ступеньках –
Песенка (ноты).

73. Какие цифры могут сказать про себя: “Повернёшь меня вверх или вниз головой и стану цифрой я другой” (6 и 9).

74. У стула 4 ножки.
Сколько ножек у двух стульев? (8)

75. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдёт 8)

76. Подумай и реши:

Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана:
Был 1 банан у него – посмотрите!
А теперь сколько стало всего?

77. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

78. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось?

79. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать (4 жука); I

80. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)

81. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)

Физминутка: “Буратино”

III блок “Основы безопасности жизнедеятельности”

82. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой).

83. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…(отнять).

84. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (огонь)

Физминутка: “У оленя дом большой”

IV блок “Правила дорожного движения

85. С какими видами транспорта вы знакомы?

86. В каких местах можно переходить через дорогу?

87. Чем отличаются светофоры для транспорта и для пешеходов?

88. Молодцы, ребята! Какое у вас настроение?

Тогда я предлагаю нарисовать портрет одного из вас – “Весёлого человечка”;

89. Засиделись?
Ну, что ж, поднимайтесь и принимайтесь за следующее испытание: “Собери картинку”.

Заключительный этап:

Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за работу, вы хорошо отвечали на вопросы.

А сейчас мы узнаем, кто же победил.

(Жюри объявляет победителя, раздача призов).

Замышляева Галина

Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были настроены на победу! На вопросы отвечали быстро, содержательно, уверенно. Лишь только два раза они дали шанс зрителям ответить на вопрос.

Игра закончена, дипломы вручены!

Давайте посмотрим, как это было.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на финале интеллектуального конкурса «Умники и умницы: первые шаги».

В финальной игре принимают участие победители первого тура игры, это… (называются участники игры). Давайте поприветствуем их.

(Зрители приветствуют участников игры)


Ведущий. В финале нашей игры 5 категорий: сказки А. С. Пушкина, окружающий мир (птицы, краеведение (мой родной край, праздники России, русский язык (устаревшие слова).

Правила игры все те же. Каждому участнику я буду задавать по одному вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ зрители могут заработать жетон.

Будьте внимательны, отвечает только тот, кому задали вопрос.


Оценивать ваши ответы будет наше справедливое жюри. .(представляются члены жюри)


Итак, начинаем игру. Прошу участников пройти на дорожки. Желаю вам удачи !


Вопросы к финальной игре

1. В «Сказке о царе Салтане» девицы, занимаясь рукоделием, вели неспешную беседу и мечтали о своем будущем.

Вопрос: что они обещали сделать в роли царицы?

Ответ: приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря.

2. Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» по приказанию старухи несколько раз ходил к морю с просьбами к золотой рыбке.

Вопрос: сколько просьб старика выполнила золотая рыбка и какие?

Ответ: четыре (корыто, изба, дворянка, царица)

3. В «Сказке о мертвой царевне» злая царица решила извести свою молодую падчерицу. Переодевшись нищенкой, она угостила царицу отравленным яблоком. И только верный пес почуял беду.

Вопрос: как звали собаку у семи богатырей в этой сказке?

Ответ: Соколко.

1. Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают, учат летать. Но есть птица, которая бросает своих птенцов сразу после рождения.

Вопрос: о какой птице идет речь?

Ответ: кукушка.

2. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Эта птица не просто уничтожает жуков и их личинки, она достает их оттуда, откуда никто не может достать. И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга всем известной птицы, которую в народе называют лесным доктором.

Вопрос: что это за птица?

Ответ: дятел.

3. Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко красные надбровные дуги.

Вопрос: как называется эта птица?

Ответ: глухарь.

1. В нашей стране, да и в других странах мира каждый город, поселок, село, деревня имеют свое название, которое отличает его от других населенных пунктов. Наше село получило свое название в честь великого драматурга Островского

Вопрос: а как раньше называлось наше село?

Ответ: Семеновское-лапотное.

2. У каждого человека есть своя малая родина, т. е. место, где он родился, вырос, живет. И чтобы его найти, нужно знать адрес его проживания. Но адрес имеют не только жители, а и различные здания.

Вопрос: на какой улице находится наш детский сад?

Ответ: переулок Школьный.

3. Все вы знаете, что каждая страна имеет свою государственную символику. Города и поселки так же имеют свой флаг и герб, которые рассказывают об их особенностях.

Вопрос: какие цвета на флаге и что изображено на гербе нашего поселка?

Ответ: синий и зеленый, Снегурочка.

1. Этот праздник отмечают не только в России, но и во многих других странах, потому он и международный. В нашей стране в этот день поздравляют всех женщин и девочек.

Вопрос: о каком празднике идет речь?

2. В законе о днях воинской славы так говорится об этом празднике: 23 февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Сейчас это праздник всех настоящих мужчин.

Вопрос: как называется этот праздник?

Ответ: день защитника Отечества.

3. Этот праздник, наверное, самый трогательный, самый радостный праздник нашей страны. Ветеран с орденами на груди, ведущий за руку внука, - символ связи поколений, силы нашего Отечества. В этот день мы особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все трудности.

Вопрос: что это за праздник?

Ответ: День Победы.

1. Поздним вечером три девицы под окном делились друг с другом своими мечтами, если станут царицей…

«Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь»

Вопрос: какое помещение в давние времена называли светлицей?

Ответ: у восточных славян светлая парадная комната, часто в верхней части дома.

2. Послушайте отрывок из «Сказки…»

«В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался»

Вопрос: объясните, что такое сени?

Ответ: нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.

3. Князь Гвидон после превого посещения корабельщиками прекрасного града на острове Буяне захотел увидеть царя Салтана, своего отца. О своем желании он поведал царевне Лебедь, и она взмахом крыла сотворила чудо:

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборатился, полетел и запищал, судно на море догнал»

Вопрос: что это значит, оборотился?

Ответ: перевоплотиться, превратиться.





Ведущий: Дорогие участники, вы с честью прошли все испытания!

И выполнили все сложные задания. Минута истины наступает

Пора расставить все точки над "И"

Победителей конкурса пусть объявит

Беспристрастное строгое наше жюри.

(Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.)


Самый эрудированный зритель игры.


Участники, занявшие второе место.



Победитель интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"


Ведущий: На этом наш конкурс «Умники и Умницы» заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам игры желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

«Умники и умницы » – это телевизионное игровое шоу для старшеклассников, представляющее собой игру в вопросы и ответы по заранее выбранной теме. Цель игры – выйти в финалисты и получить приз; для победителя игры – поступление без экзаменов в Институт международных отношений (МГИМО), для финалистов – льготы на вступительных экзаменах.

История создания программы Умники и умницы

Эта передача была придумана Юрием Вяземским в 1992 году и сразу заявила о себе как об очень серьезной игре для старшеклассников – на вопросы, которые им задаются, может ответить не каждый взрослый, – и этим дала повод сравнивать ее с не менее легкой игрой для взрослых – «Что? Где? Когда?» . Одним из обязательных элементов игры «Умники и умницы» стали рассуждения игроков, которые в некоторых случаях давали возможность засчитать как призовой даже не слишком точный с точки зрения фактологии ответ.

Способность рассуждать и грамотно аргументировать свою точку зрения, по мнению Юрия Вяземского , является одним из основных показателей ума, поэтому и вопрос, где участнику предлагалось не вспомнить факты, а составить обдуманную речь, был вынесен сначала в предварительное выступление, а потом оформлен как полноценный раунд.

Умники и умницы оцениваются жюри, специальной комиссией преподавателей МГИМО, ведущий и автор программы имеет возможность дополнительно просить за участников в спорных ситуациях.

Отбор игроков для викторины «Умники и умницы » ведется по письмам с ответами на вопросы, иногородних выбирают только так, жителей Москвы приглашают на собеседование. Также ребят находят в обычных школах на основании участия в олимпиадах. В мае-июне проходит отборочный тур. Для многих жителей глубинки участие в интеллектуальной викторине «Умники и умницы» стало реальным шансом поступить в одно из лучших образовательных учреждений страны.

Отобранных игроков называют агонистами (от греческого «агон» – теоретик), жюри – ареопагом, по названию древнегреческого суда. На самой игре первый тур проводится отдельно для москвичей и жителей регионов, на втором туре различий уже нет.

Правила игры Умники и умницы

В каждой игре участвует три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два шага и нет права на ошибку. На желтой – три шага и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре шага и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «зеленого» игрока шансов меньше, чем у других – но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.

Конечно, «Умники и умницы», как любое соревнование подобного типа, кроме знаний, интуиции и сообразительности, предполагает везение.

Несколько раз во время игр были случаи, когда, не ответив на первый вопрос, выбывал «красный» агонист, после второго вопроса – «желтый», а зеленый автоматически становился победителей по причине отсутствия соперников. Чтобы свести к минимуму такие случаи во время игры «Умники и умницы», Юрий Вяземский ввел дополнительный, третий, полуфинал «Шанс».

«Шанс» на викторине«Умники и умницы» проходит отдельно, в мае. И из него тоже можно попасть в финал. В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре, и те, кто ранее вышел в следующий тур). За правильный ответ на вопрос, оказавшийся не под силу основному игроку-агонисту, теоретик получает орден.

По окончании игры ордена суммируются, получившие наибольшее количество, проходят в следующий тур. В финал викторины «Умники и умницы» выходят девять агонистов и несколько теоретиков, за каждый правильный ответ игрок получает орден, тот же, кто сделал три ошибки, удаляется. Выигрывает тот, кто получил больше всех орденов.

В 1996 году «Умники и умницы» становится обладателем высшей телевизионной награды ТЭФИ в номинации «Лучшая программа для детей». В 2002 году «Умники и умницы» получают ТЭФИ в номинации «Лучшая просветительская программа. В 2006 году программа вновь отмечена ТЭФИ как «Лучшая программа для детей».

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
  • Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы» . Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон» . Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий 3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри)

Ведущий 1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  7. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  8. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  9. Что значит «прикусить язык» ? (замолчать)
  10. Какой первый день недели? (понедельник)
  11. Пальто, платье, свитер это... (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Курица в детстве? (цыпленок)
  3. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
  4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  6. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
  7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
  8. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  9. Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)
  10. Первый месяц года? (январь)
  11. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур. Логические задачи

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи) . За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2. Видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физкультминутка.

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур. Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам» .

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.

Что принадлежит фее?

  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.

Кого поймал Емеля?

  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.

Что хранилось в сундуке Кощея?

  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур. «Отгадайка?» .

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.

Ответ: Лягушка

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.
Ответ: Конь, Лошадь

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.