Какое вероисповедание у азербайджанцев. Римско - католическая конфессия
Современный Азербайджан в соответствии с действующей Конституцией - светское государство. Религия и государство официально отделены друг от друга, тем не менее, роль ее в обществе достаточно велика. В стране приняты и действуют законы, которые определяю правовое положение религий в обществе и положение граждан относительно религий. Азербайджан, религия в котором многоконфессиональна, относится к числу довольно толерантных государств в межрелигиозных отношениях.
На сегодняшний день основная религия азербайджанцев - ислам шиитского толка. Эту по данным статистики, свыше 99,2 % населения, причем имеется и некоторая часть населения, которые придерживаются суннитской ветви ислама (примерно 15%). Ислам в Азербайджане и других странах Закавказья возглавляется Духовным управлением мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина еще в 1943 году. Главный орган этого учреждения находятся в Баку. С 1980 года во главе его находится Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта духовная организация получила новое название - Управление мусульман Кавказа. Под его юрисдикцией на территории страны находится 1802 мечети, кроме того имеются мечети в Ленкорани (75) и Массалинском районе (12).
Христианство занимает второе место в Азербайджане по количеству верующих. Как само государство Азербайджан, имеет долгую историю, насчитывающую более 2000 лет. Его распространение непосредственно связывают с деятельностью апостола Варфоломея. Согласно преданию, именно он первым из учеников Христа посетил эту землю и принес ее народу христианскую веру. В Баку имеется место, на котором апостол Варфорломей пролил свою кровь и принял смерть за веру. По сей день эта святыня является местом паломничества и поклонения вот уже две тысячи лет. Наиболее широко православное христианство распространилось на территории теперешнего Азербайджана в 4 веке, тогда же была создана автокефальная Албанская церковь (такое название она получила в соответствии с тогдашним названием этих земель - Кавказская Албания). Сейчас в стране работает 5 православных соборов, в столице функционирует 3 из них.
Католицизм появился в стране позднее - только в 14 веке, его распространение связано с миссионерской деятельностью католических орденов на территории Закавказья, которая захватила и Азербайджан. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появлялись школы, католические монастыри. В 2002 году Азербайджан посетил с пастырским визитом Иоанн Павел II. На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.
Протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, в которых начитывается примерно 3 тысячи верующих.
Иудаизм представлен тремя еврейскими общинами, которые, несмотря на свою территориальную разобщенность, являются довольно влиятельным институтом общественной жизни страны. В частности, по ее инициативе в Азербайджане действует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы, активно функционирует Культурный центр иудаизма. В столице страны работает 6 синагог, а новейшая их них, которая открылась в 2003 году, считается одной из самых больших в Европе.
Особенностью Азербайджана является то, что в этой стане сохраняется такое религиозное течение как зороастризм. Его истоки восходят к первому тысячелетию, когда зороастризм проник в Азербайджан. почти тысячелетие была самой влиятельной на этих землях. Не совсем случайно, наверное, по мнению некоторых специалистов, само название «Азербайджан» в переводе означает «Земля Вечного Огня». И на сегодняшний день культурные традиции зороастризма популярны в Азербайджане. Они проявляются даже во время традиционных праздников других религий в виде игр, обрядов, которые особо популярны среди молодежи в сельской местности.
В Азербайджанской Республике осуществляют свою деятельность различные религиозные конфессии, среди которых Ислам занимает главенствующие положение. Более 95 процентов населения Республики исповедуют исламскую религию.
В 48-й статье Конституции Азербайджанской Республики указано, что каждый гражданин обладает правом свободы совести. В пунктах 1 и 3 статьи 18 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что в Азербайджанской Республике религия отделена от государства, все вероисповедания равны перед законом, запрещены распространение и агитация религий, унижающих человеческое достоинство и противоречащих принципам человечности.
Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» обеспечивает право каждого человека определять и выражать своё отношение к религии, а также осуществлять это право. Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, этнический состав населения обусловили существование здесь различных религий. В отдельные периоды в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонничество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других религий, которые взаимно влияли друг на друга. В настоящее время на территории Азербайджанской Республики зарегистрировано 510 религиозных общин, 32 из которых являются религиозными не исламскими общинами.
Традиционные конфессии
Ортодоксальная конфессия
В 1991-м году, здание собора Жен Мироносец (построенное в 1907-м году Хаджи Зейналабдином Тагиевым), было передано Русской Православной церкви. В мае 2001-го года Алексий II - Патриарх Всея Руси, находившийся с визитом в Азербайджане, присвоил этому храму статус главного кафедрального собора. В настоящее время в Баку действуют три, в Гяндже и Хачмазе по одной Русской Православной церкви.
Римско - католическая конфессия
В 1999-м году в Азербайджане была зарегистрирована католическая община. В 2000-м году, для выполнения Богослужений данной общине было выделено собственное здание, которое было превращено в церковь. Согласно соглашению между Азербайджанским правительством и Ватиканом, в 2007-м году в Баку было завершено строительство Римской Католической церкви. В мае 2002-го года, глава Римской Католической церкви Иоанн Павел II посетил Баку и провел встречи с официальными лицами государства и с представителями общественности. В апреле 2003-го года Вселенский Патриарх Варфоломей II прибыл с официальным визитом в Азербайджан. В ходе визита Патриарх провел встречи с официальными лицами государства, религиозными деятелями, с руководителями мусульманских, христианских и еврейских религиозных общин, а также был принят Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым. В 2003-м году государством была зарегистрирована Албано-Удинская религиозная община. Албанская церковь, построенная в селе Киш города Шеки, считающаяся одним из древнейших храмов, как на Кавказе, так и во всем мире, в 2003-м году была полностью восстановлена и открыта для посещения прихожанами. В мае 2006-м года состоялась церемония открытия Албано-Удинской церкви Чотари, построенной на месте старинной албанской церкви Святого Елисея, в селе Нидж Габалинского района.
Протестантское течение
Евангелическо-Лютеранская церковь.
Евангелическо-христианская Баптистская община.
Адвентисты седьмого дня.
Религиозная община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»
Религиозная община Молоканских духовных христиан.
Албано-Удинская религиозная христианская община.
Евреи
Религиозная община Европейских евреев.
Религиозные общины горских евреев «Ашкенази» - сефарды.
Религиозные общины грузинских евреев.
Евреи поселились в Азербайджане более 2500 лет тому назад и никогда не подвергались религиозной нетерпимости и дискриминации в нашей стране. В настоящее время, 7 религиозных еврейских общин прошли государственную регистрацию. В городе Баку действуют 3 синагоги и по одной в Огузе и Губе. В марте 2003-го года в Баку сдана в эксплуатацию новая еврейская синагога. В сентябре 2003-го года в Баку было открыта первая еврейская средняя общеобразовательная школа, при финансовой поддержке Международного Фонда «Ор Авнер Хабад - Любавич». Также в соответствии с постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 222, от 5-го октября 2006-го года, школа № 1, расположенная в поселке Красный Губинского района, была названа в честь Исаака Абрамовича Ханукова. Высокая степень толерантности, а также отсутствие в стране какой-либо дискриминации по отношению к евреям, было отмечено
делегацией Конференции Президентов главных еврейских организаций Америки, находившейся с официальном визитом в Азербайджане с 9-го по 14-е февраля 2006-го года. В состав делегации входили – заместитель председателя организации М. Хонлайн, Президент Евро-Азиатского еврейского конгресса А. Махкевич и другие лица.
Нетрадиционные религии и секты
Свидетели Иеговы.
Церковь Восхваления Нехемия.
Животворящая благодать.
Международное общество Сознания Кришны
Новоапостольская церковь бахаи.
Община Евангельских христиан.
Существующие в Азербайджане религиозные центры и ведомства, поддерживают деловые связи и контакты с соответствующими центрами в зарубежных странах, активно участвуют в религиозных международных мероприятиях. Так между Управлениями Мусульман Кавказа и Международной Организацией Исламской Конференции, а также между религиозными организациями зарубежных мусульманских и не мусульманских стран, существуют тесные связи.
Епископство Русских православных Церквей, помимо руководства христианскими православными церквами в Прикаспийском регионе, широко сотрудничает с религиозными центрами, как внутри страны, так и за ее пределами.
Еврейские общины Азербайджана поддерживают тесные связи с такими международными организациями, как «Сохнут», «Агудит Израиль», и «Тшува Израиль», а также с Европейскими общинами США, Англии и других стран.
На территории Республики функционируют христианские и еврейские учебные заведения, в частности воскресные школы при православных церквях, Библейские курсы евангелическо-христианских протестантских общин, Библейский институт общины «Животворящая благодать», курсы обучения иврита, иудаизма и еврейской культуры.
Азербайджанская Республика является многонациональным и многоязычным государством, национальная политика которого построена на принципах совместного существования и терпимости друг к другу разных народов, этнических групп и религиозных меньшинств.
Азербайджан или Азербайджанская Республика – это страна в Закавказье, бывшая советская республика. Граничит с Россией, Арменией, Грузией и Ираном, омывается водами Каспийского моря. Государство многонациональное и поэтому многоконфессиональное. По Конституции религия Азербайджана отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. В стране запрещается распространять религии, которые бесчеловечны и унижают достоинство личности.
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев - мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны – мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть – место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
92,5% азербайджанцев - мусульмане
Кроме мусульман есть и представители других религий – православные, католики, протестанты, иудеи.
Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты – 28,5%, мусульмане-сунниты – 8,4%, православные азербайджанцы – 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий – 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.
Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими – по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.
Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.
Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.
И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.
Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны – шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались
В чем суть ислама
Основатель религии - Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман – Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).
Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).
Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила - что можно и нельзя делать.
Мусульмане считают, что душа - невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.
Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад – грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.
Отличия ислама от христианства:
- у христиан человек в ад или рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай
- Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает
Азербайджанцы-иудеи
В столице Баку и других городах Азербайджана находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе. Еврейские общины – очень активные в Азербайджане.
Сегодня религия - это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.
Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).
Светское государство Азербайджан
Азербайджан - это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.
Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.
Исторически вероисповедание Азербайджана включает:
- ислам;
- христианство;
- иудаизм;
- зороастризм;
- язычество;
- манихейство;
- секты и нетрадиционные общины.
- католицизм;
- православие;
- протестантизм.
В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.
На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.
Древние религии Азербайджана
Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.
Язычество
Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:
- идолопоклонство;
- огнепоклонство.
Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.
Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:
- анимизм;
- фетишизм;
- тотеизм;
- шаманизм.
На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.
Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.
Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:
- земли;
- воздуха;
- воды;
- огня.
Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза - проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.
Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.
Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.
Зороастризм
В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».
Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.
Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала - Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.
Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.
В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:
- после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
- умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.
Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.
Зороастрийцы почитали солнце - величайшее из огней - и пять раз в день читали молитву.
Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром - на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.
Традиции зороастризма сегодня
Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.
С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.
Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.
Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.
Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге - главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.
Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.
В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.
Манихейство
Манихейство - это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.
Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.
Согласно манихейскому учению:
- Истоки света - великодушие, сострадание, радость, единство.
- Показатели тьмы - зло, печаль, унижение, вред.
Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.
Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.
Современный религиозный состав населения
На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.
Мусульмане
Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.
Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.
Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.
В пограничных пунктах - рибатах - имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».
Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:
- Первый этап - период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
- Второй этап - это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
- Третий этап - это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени - ханега на реке Пирсаат в Ширване.
- Четвертый этап - это период правления Сельджуков (середина XI - середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
- Пятый этап - это период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
- Шестой этап - период царствования Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.
После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.
Ислам в XX веке
После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.
В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.
С 1980 года его глава - Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа - Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.
Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:
- Джума-мечеть в Шемахе.
- Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
- Мечеть Биби-Эйбат.
- Мечеть Гейдара в Баку.
- Мечеть Биби-Эйбат - это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы - дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.
Иудеи
Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике - одна из главных общин страны.
В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:
- община горских евреев (живут в Губе и Баку);
- община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
- община грузинских евреев (живут в Баку).
По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.
В столице государства - Баку - и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.
В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.
Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.
В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.
Принципы иудаизма
Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог - творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.
Иудеи почитают две книги:
- Тору.
- Пятикнижие.
Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.
Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:
- Верить только в единого Бога.
- Нельзя богохульствовать.
- Не убивай.
- Не кради.
- Не прелюбодействуй.
- Не употребляй плоть живого животного.
- Суди справедливо.
На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.
Основные религиозные принципы иудаизма:
- Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
- Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
- Миссия иудея - просветить человечество божественными законами.
- Жизнь - это диалог Бога и человека.
- Человеческая жизнь - это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
- Поскольку иудаизм - это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
- Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии - пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
- В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».
Католики
Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.
В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».
Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.
В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:
- храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
- часовня Христа Искупителя;
- приют для бездомных.
На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.
Протестанты
Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.
В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).
В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.
На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.
В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:
- христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
- бакинская община евангелистов-лютеран;
- христианская община «Слово Жизни»;
- христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
- религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
- христианская община «Нехемия»;
- христианско-баптистская община города Баку;
- община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
- христианско-баптистская община города Гянджи;
- община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
- христианско-баптистская община города Сумгаит;
- община «Международная Церковь Братства» города Баку;
- христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
- община «Адвентисты седьмого дня».
Православные
В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.
Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):
- Бакинское городское благочиние.
- Благочиние районов Азербайджана.
В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:
- кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
- собор Рождества Пресвятой Богородицы;
- Михайло-Архангельский храм;
- часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).
В состав благочиния районов Азербайджана входят:
- Александро-Невский храм в городе Гянджа;
- Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
- молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.
История распространения
Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея - Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.
Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе - это результат его деятельности.
Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель - Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.
Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.
В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.
22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.
Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви - церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).
Секты и нетрадиционные общины
В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:
- баптисты;
- адвентисты Седьмого дня;
- евангелисты;
- свидетели Иеговы.
Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.
Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.
Процентное соотношение последователей
Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.
Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:
- мусульмане - 94,2%;
- православные (Русской православной церкви) - 2,5%;
- православные (Армянской апостольской церкви) - 2,3%;
- другие религии - 1,8%.
Вероисповедание азербайджанского народа - это неотъемлимая часть богатой культуры страны.
Видео о православии в Азербайджане
В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.
В разделе на вопрос какая вера у азербайджанцев? заданный автором Бросок
лучший ответ это Ислам является основной религией в Азербайджане. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб) , меньшинство - к суннитской (в основном ханафитский мазхаб) . Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов.
В Азербайджане функционируют синагоги, иудаистские общины являются одними из самых активных и влиятельных религиозных объединений Азербайджана. Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве.
Православие не сильно распространено в республике, но на данный момент в стране функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие - Баку с официальным визитом посетил папа римский Иоанн Павел II. В Азербайджане существует 25 поместных общин ЕХБ, а также зороастрийские общины...
Ответ от Невроз
[эксперт]
Вера - это имя женское.
Вера - ведаю ра, светлые знания. Именно, настоящие, полезные знания о мире.
Ответ от россыпью
[новичек]
Бог един во всем мире! То есть, каждый за себя, один бог за всех.
Ответ от Shadow Theninghem
[гуру]
Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.
Шии́ты (от араб. شيعة ; [шӣ‘а] - «приверженцы, партия, фракция») - направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.