Город Иерусалим: религиозный центр мира. Значение для ислама

Иерусалим - один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий - в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля - всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим - это другая планета, только на Земле. И не важно - верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру - равнодушным вас Иерусалим не оставит.

1. Улица Яффо - одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай - удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.

2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо - цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали - башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.

3. Яффские ворота - одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота - самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.

4. У Яффских ворот находится цитадель Давида - стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.

5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала - Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский - но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева - это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.

6. Купола храма Гроба Господня.

7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима - это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.

8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет - 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара - во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.

Храмовая гора - священное место для трёх религий - иудаизма, ислама и христианства.

У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.

У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа - вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.

Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам , на Храмовой горе были построены мусульманские объекты - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса - третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы - построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.

9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы - а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.

10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.

11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва - белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась - в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.

12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.

14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим - единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной - арабское.

15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала - Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня - главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда - тут очень оживлённо.

16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века - построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).

17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.

Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I - позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен - здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены - сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню ("эдикула" или "кувуклий") размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.

Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их - полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это - лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом - независимо от того, верующий вы или нет.

18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.

19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.

21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-"кувуклий", внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.

22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь - мы стояли минут 20-25.

23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.

25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима - торговые ряды в районе площади Муристан.

26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.

К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал - пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, - но при этом здесь много интересного! Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.

28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.

29. Собор Святого Иакова - кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII - XVIII веков. Внутренний дворик храма.

31. Армянские кресты - хачкары.

32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима - Еврейскому кварталу.

34. Арки узеньких улочек.

Еврейский квартал Иерусалима - и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма ("Стена Плача") снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании - а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года - часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть - это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.

35. Площадь Хурва - центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.

36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии - мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.

37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе - золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним - главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе - древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!

38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.

39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.

42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.

43. Купол Скалы на Храмовой горе - сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.

44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.

45. Русская православная церковь Марии Магдалины.

Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима - помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.

46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.

48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.

50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима - огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.

53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.

54. Дамасские ворота - вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота - самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов - и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы - чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.

55. В заключение - ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате - экзотика! :)

56. Османский минарет на территории цитадели Давида.

57. Мусорные (также Марокканские) ворота - расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.

58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.

60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.

61. Вечер пятницы. Начало шаббата - возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных - крики, возгласы, лозунги, снова танцы... Фотографией не передать - это надо просто увидеть!

62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача - внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.

63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!

64. В завершение - пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.

Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим - потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник - в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!

Подъезжая к заветному израильскому городу Иерусалиму впервые, мечтая пройтись по тем же улицам, где жили святые много веков назад, я была немного удивлена. Меня ждал огромный современный город с населением более 1 миллиона человек. Я с родителями путешествовала по Израилю самостоятельно, поэтому и в Иерусалим мы приехали без экскурсии. Но обо всем по порядку.

Величие Иерусалима

Все переплелось здесь. Новейшие скоростные дороги, трамваи, высотки домов и многовековая история разных народов.

Вы затрудняетесь ответить, какой город является столицей Израиля, Иерусалим или Тель-Авив? Правильно, ответа просто нет. Официально – Иерусалим. Но столкновения между Палестиной и Израилем за эту территорию идут, и посей день. На улицах военные с автоматами – обычное дело. Некоторые страны так и не признали суверенитет Израиля, поэтому многие посольства находятся в Тель-Авиве. Таким образом, у государства два главных города, но именно в старом городе Иерусалима, находится большая часть достопримечательностей всей страны.


Как добраться из Тель-Авива в Иерусалим

Добраться в Иерусалим из Тель-Авива, вы можете меньше чем за час с центральной автобусной станции Арлозоров на автобусе номер 480. Стоимость проезда 21 шекель. Далее на трамвае до пятой остановки Сити-Холл. Стоимость 6.9 шекелей. (подробнее о перемещениях по Израилю на общественном транспорте вы можете прочитать здесь). Далее нужно спуститься немного вниз. Весь старый город обнесен высокой стеной, ее видно из далека. В стене есть несколько входов/выходов. Ближайшие к вам-Дамасские ворота.

И вот я в Иерусалиме


И вот уже входя в старый город Иерусалима, я всегда накидываю на голову платок. Для меня это не город со святынями. А город-святыня.

Верующие мусульмане, христиане и иудеи со всего света считают эту землю центром своей культуры, веры, истории. Именно здесь количество памятников на квадратный метр зашкаливает.

Одеться лучше скромно. И у женщин и у мужчин должны быть закрыты плечи и колени. Для женщин подойдет длинная юбка, желателен платок на голове.

Как же не растеряться и в короткие сроки впитать в себя все богатство этого места?

Мы были в Иерусалиме 2 дня. Первый раз ночевали 2 ночи перед поездкой на мертвое море (подробнее о поездке на мертвое море вы можете узнать здесь), но, по сути, были один день, и второй раз приехали на один день из Тель-Авива.

Эти дни в Израиле мы провели под новый год и не прогадали!


Ходить по достопримечательностям в жару может быть утомительно. Плюс экономия времени в связи отсутствием огромного количества туристов. Зима - достаточно выигрышный вариант, когда времени не так много.


Остановились мы в центре старого города, все достопримечательности были от нас в пешей доступности. А других вариантов перемещения как пешком, там просто нет.

Мы вышли из отеля около 9 утра, большинство лавочек с иконами и свечами были еще закрыты, но тех, что открыты было достаточно, чтобы поторговаться и приобрести свечи и иконы для самостоятельного освещения в Храме Гроба Господня.

Достопримечательности Иерусалима

Храм Гроба Господня


Именно здесь любые вещи, прикладываемые самостоятельно к Камню Миропомазанья (по центру от входа в храм), Звезде на голгофе и месте захоронения Христа (Кувуклия), считаются освещенными. И люди освещают все… даже мобильные телефоны.

Так же можно освятить свечи благодатным огнем, который раз в году на Пасху появляется внутри Кувуклии, и потом весь год горит у входа для прихожан. Здесь поджигают свечи и тут же тушат. Мы тоже приобрели несколько пучков по 33 свечи и опалили их. По возвращении домой от этого пучка рекомендуется поджигать любые другие свечи. В тяжелой жизненной ситуации его лучше поджечь весь и помолиться, потом потушить.


В Храме Гроба Господня еще очень много важных мест и интересных моментов. Если вы не планируете пользоваться услугами экскурсоводов, подготовьте информацию самостоятельно и идите с ней в Храм, тогда многие ваши вопросы не останутся без ответа.


Присмотритесь к многочисленным указателям (вам нужна надпись Western Wall дословно «Западная стена») или попросите подсказки местных жителей. Идти совсем не долго, минут 5.

Стена Плача


Это остатки стены, окружающей Иудейский Храм, построенный на Храмовой горе, в 19 г. до н.э. Иродом Великим и главная иудейская святыня.

Откуда же такое название? Лично я постепенно узнала три версии и думаю, что в совокупности все они верны и очень четко характеризуют это место.

1.Возможно, подойдя к стене, вам захочется плакать.

Это нормально и очень хорошо, не сдерживайтесь, постойте у стены подольше или посидите рядом на стуле (конечно, если это ваша религия). Не зря же говорят « слезы душу очищают». Вы услышите, как плачут другие. Даже если вы ничего не почувствуете сразу, попросите о самом сокровенном, и в скором времени, обязательно, в вашей жизни начнутся изменения. Я знаю много таких примеров, и, конечно же, мой личный опыт подтверждает святость этого места.

2.После разрушения Храма римлянами в 70 г, евреи начали оплакивать уничтоженную святыню и просить здесь Бога о возвращении им Израиля.

3. Почти каждый год, в один и тот же день (по еврейскому календарю - 9 ава), обычно это август месяц, на всей поверхности стены появляются капли, словно слезы. В этот день к Стене прилетает белый голубь и сидит там неподвижно.


Перед тем как оказаться здесь, будьте готовы пройти через металлоискатель и положить вещи на ленту интраскопа, как в аэропорту. Процедура очень быстрая.

Для посещения Стена разделена на мужскую и женскую половины. Мужчинам на входе дают напрокат кипу. Перед тем как подойти к Стене вымойте руки прямо у входа. Налейте сначала воду в ковш и полейте уже из ковша, сначала одну руку до локтя, потом другую. Говорят что выражение «рука руку моет» началось именно с этой традиции.

Постарайтесь подойти к Стене поближе и дотронуться до нее. Подготовьте записки со своими самыми сокровенными пожеланиями для себя и близких. Материальные блага просить не рекомендуется. Пожелания должны быть краткими и точными, и умещаться на маленьком листочке. Место, чтобы оставить записку, найти сложно, а чужие убирать нельзя. Если вы не подготовились заранее, ничего страшного. У входа можно взять ручку и листочек, и написать все на месте. У стены много свободных стульев, где можно посидеть, если вы хотите побыть в этом прекрасном месте подольше или просто устали. Отходить от стены принято пятясь спиной назад, чем дольше, тем лучше.


Мы застали праздник Бар-мицву для многих мальчиков. Это день, когда по достижении 13 лет и одного дня, еврейский мальчик становится ответственным за свои религиозные поступки. На мужской половине Стены мужчины читали тору. Женщины наблюдали, встав на стулья на своей стороне. Все это сопровождалось своеобразным улюлюканьем с обеих сторон Стены и перекидыванием конфет друг другу. Достаточное интересное зрелище, особенно, если вы хотите узнать больше о традициях еврейского народа.

Находясь у Храмовой Горы, мы видим лишь часть Стены высотой 20 метров. А на самом деле она уходит еще на 12 метров вниз. Это очень большой комплекс туннелей, прилегающих к Стене и проходящих под зданиями Старого Города. Он разрабатывается археологами и по сей день.

Я посещала это место в другой свой приезд в Израиль. Экскурсия мне понравилась, она начиналась в определенное время и проводилась на английском языке. Билеты можно приобрести вот здесь.

График работы: с воскресения по четверг с 7.00 до 23.00, в пятницу и накануне праздников с 7.00 до 12.00. Закрыт в шабат, праздники и предпраздничные дни.

Храмовая гора


На Гору можно подняться по деревянному мосту только в строго отведенное время. Уточнить график можно до того как вы пойдете к Стене Плача, тогда вам проще будет ориентироваться по времени. Скажу только, что охранник посоветовал подойти минут за 20 до открытия КПП, мы не послушались и стояли потом в вот такой очереди.


На КПП вас не пропустят ни с какой Христианской и Иудейской символикой и сувенирами. Все можно оставить здесь в ячейках, которые не закрываются, и к которым потом достаточно неудобно возвращаться.

Мы об этом не знали, пришлось делать круг и немного менять планы, и после посещения Хамовой Горы, перекусить в старинном кафе, выложенном внутри иерусалимским камнем, рядом с северным выходом у Стены Плача. Цены вполне адекватные, какой-то сильной наценки за «звездность места» мы не ощутили, но еще больше прониклись необычностью архитектуры Старого Города.




Итак, вернемся к Храмовой Горе. Пройдя КПП, металлоискатель и прочие досмотры, мы опять оказались в месте, значимом для всех трех Религий. Не вдаваясь в какую-либо из них, я перечислю лишь самые яркие события, к которым принадлежит это место.

Считается, что это и есть центр земли, откуда Бог начал создавать Мир. Здесь появился первый человек - Адам. Здесь Каин и Авель приносили свои жертвы на первом алтаре. Так же после потопа Ной остановился здесь. И Авраам, из любви к Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака тоже на Храмовой Горе.

И еще… Согласно всем трем религиям, настанет день и именно сюда придет Сын Божий, чтобы совершить суд над миром.

Более 3000 лет назад царь Соломон построил первый Храм для молитв и жертв Единому Богу. Он просуществовал около 400 лет. Но вавилонские захватчики разрушили его до основания. Он был отстроен заново, но менее чем через век был разрушен Римлянами. Осталась только – Стена Плача.


На Храмовой же горе на данный момент находятся две мечети. Первая-Купол скалы. Ее золотой купол виден из любой точки Старого города.

Она отмечает то место, на которое приземлился пророк Мухаммед в своем чудесном мгновенном перемещении из Мекки. Здесь он вознесся на небо, предстал перед Аллахом, и получил заветы мусульманской веры.

Вторая мечеть на Храмовой горе - Аль-Акса, тоже имеет для мусульман огромное значение, долгое время все мусульмане во время намаза обращались к ней лицом. И только позже в сторону Мекки.


За пределами старого города

Чтобы побывать в других значимых для христиан местах за пределами Старого города, мы вышли через Львиные ворота. Но предварительно помолились в Храме Святых Анны и Иоакима (родителей Богородицы). Это всего несколько метров от выхода из города. Попросите ключи от входа в пещеру у служащей Ольги, которая работает там уже несколько лет. На самом нижнем этаже хранится чудотворная икона. С Ольгой всегда очень приятно пообщаться на духовные темы.

Далее вам достаточно немного спуститься вниз и перейти дорогу. И вот уже перед вами - Гефсиманский сад, современная c, храм Успения Девы Марии, монастырь Креста (на месте, где росло дерево, из которого затем был сделан крест Распятия), Храм Святой Марии Магдалины. Не буду подробно описывать все вышеперечисленные места, все они уникальны и достойны внимания.


Мы успели практически везде и даже поднялись уже гораздо выше на Масличную гору к Храму Вознесения Христа.

Только хочу обратить внимание на график работы Храма Святой Марии Магдалины. На воротах указан график приема: вторник и четверг с 10:00-12:00.


Но и в любое другое время можно постучаться и попросить о визите. Когда нет службы, сам храм может быть закрыт, но все же зайдите за высокие ворота монастыря, и вы попадёте в прекрасный зелёный сад. Спокойствие и умиротворение - это атмосфера которая прибудет и в каждом пришедшем сюда. Тут же находится женский православный монастырь, в котором можно пожить от месяца до трёх, "потрудничать" (как сказала мне одна из настоятельниц).

Место чудесное, как и все в Иерусалиме...

Во всех святынях, описанных в этой статье мы побывали самостоятельно, за один день, и без экскурсовода.

Возвращаясь обратно в отель через Львиные Ворота, мы еще прошлись по всем девяти «станциям» от лат. Via Dolorosa(«виа де ла роса» или «Путь Скорби») - улица, по которой, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. Последние пять из четырнадцати находятся в самом Храме Гроба Господня.

Иерусалим был полностью разрушен ещё в I веке, и дороги даже в старом городе выложены новой брусчаткой.

Тем не менее, обратите внимание, на огромные камни недалеко от некоторых «станций». Эти камни сохранились со времен Иисуса. Полицейские любят на них стоять. Если камни будут свободны постойте и вы. Люди чувствительные к энергиям обязательно почувствуют тепло в стопах.

Хороших вам впечатлений!

ЭЗОТЕРИКА

Иерусалим – это поистине уникальное Место Силы, где даже камни «заряжены» особой энергетикой. Не зря говорят, что того, кто хоть раз побывал в этом вечном городе, видел Бог. Иерусалим также располагается в горах, пусть и невысоких: 800 метров над уровнем Мёртвого моря.

Сюда съезжаются миллионы паломников со всех уголков планеты, поэтому не ощутить силу «намоленности» древнего города просто невозможно.

Центр Иерусалима - средоточие мощнейшей энергетики

Интересно, что большинство паломников отмечают очень разную энергетику горы Сион и Храмовой горы. Местным жителям хорошо известно, что лучше не селиться рядом с Сионом. Все, кто жил возле горы либо сильно болели, либо быстро умирали, а постояльцы ближайшей гостиницы жаловались на головные боли и бессонницу. Даже недолгое пребывание на Сионе способно лишить человека душевного равновесия и обострить хронические заболевания.

Побывать в Иерусалиме будет полезно всем без исключения, ведь энергетика этого Места Силы помогает человеку подняться в своей жизни на качественно новый уровень: духовный, материальный, интеллектуальный, творческий, а также повысить свой статус в обществе. Кроме этих главных святынь в Иерусалиме много и других мест силы. Например, если вы хотите избавиться от одиночества, укрепить силу воли, принять важное решение и выбрать свой путь, обязательно посетите Гефсиманский сад!


На Храмовой горе благодать ощущают практически все

Храмовая гора, которая хранит главные святыни трёх мировых религий: Храм Гроба Господня, Стену Плача и Мечеть Силы, обладает совершенно иной энергетикой. Многие паломники отмечают возникшую лёгкость на душе и ощущение любви, защиты и благодати. Эти ощущения сильнее всего у Гроба Господня.

Внутри Храма Господня расположена ещё одна христианская святыня – Голгофа, мощнейшее Место Силы, помогающее избавиться от тягот жизни, несправедливости, проблем, которые кажутся неразрешимыми и дарующее радость, смысл и наполненность жизни.

В нескольких шагах от входа в Храм находится ещё одна важная святыня – камень миропомазания, то самое место, где Иосиф и Никодим помазали миррой и алоэ тело Иисуса. Камень и по сей день мироточит. Это единственное место на Земле, где можно самостоятельно освятить любую вещь.


Огромной энергетикой обладает и Стена Плача – место, где Иисус разговаривал со своим Отцом небесным. Это своеобразный «портал» в «небесную канцелярию», где наши мольбы и желания обязательно должны быть услышаны.

Здесь объединяется и сила желаний миллионов паломников, которые оставляют в Стене Плача записки со своими просьбами.

У Стены Плача человек начинает очень ясно осознавать, чего хочет его душа на самом деле. Со многими происходит интересная метаморфоза: то, с чем человек сюда пришёл, может вдруг показаться неважным, и станет понятно, что по-настоящему ценно.


Кроме этих главных святынь в Иерусалиме много и других мест силы. Например, если вы хотите избавиться от одиночества, укрепить силу воли, принять важное решение и выбрать свой путь, обязательно посетите Гефсиманский сад! Побывать в Иерусалиме будет полезно всем без исключения, ведь энергетика этого Места Силы помогает человеку подняться в своей жизни на качественно новый уровень: духовный, материальный, интеллектуальный, творческий, а также повысить свой статус в обществе.

Парадокс: Израиль – совсем молодое государство, история которого, однако, уходит в глубину веков и затрагивает развитие огромного количества великих держав прошлого и современности. Израиль – это родина множества народов, а события, которые разворачивались на его территории, сыграли огромную роль в развитии мировой истории. Все это сделало современный Израиль кладезем достопримечательностей и колорита, мимо которых не пройдет ни один любитель истории и туризма. Радует туристов и природа Израиля: прекрасные пляжи двух морей – Красного и Средиземного, удивительные пейзажи гор и пустыни, уникальный микроклимат Мертвого моря.

Самой главной достопримечательностью Израиля является Иерусалим – один из самых древних городов на Земле, который справедливо называют столицей трех религий. За трех тысячелетнюю историю Иерусалим накопил столько достопримечательностей, что на их осмотр может уйти весь отпуск. Чтобы получить полное представление о городе, лучше подняться на Масленичную гору, которая находится недалеко от Иерусалима. С нее открывается поистине потрясающий вид. Второй превосходный вид на Иерусалим открывается с горы Скопус, которая находится западнее города.

На территории Старого города расположен храм Гроба Господня, построенный в 1149 г., рядом с которым находятся каменоломни, сооруженные в то же время. Поблизости можно посмотреть такие достопримечательности как Александрийское подворье, развалины Судных ворот, камень Помазания, Голгофа, церкви Спасителя, Александра Невского и Святой Елены. Еще в Старом городе находятся такие знаменитые церкви как Искупления и Иоанна Крестителя.

По территории Старого города пролегает Скорбный Путь, которым, по преданиям, прошел к своей Голгофе Иисус Христос. Вдоль Скорбного пути расположено множество церквей и других религиозных святынь.

А севернее Скорбного Пути расположен мусульманский квартал. Здесь можно посмотреть Мечеть Купол скалы (или Омара) с ее золотым куполом, которая была сооружена над легендарным храмом Соломона. Эта мечеть – самая древняя из сохранившихся святынь ислама. Неподалеку находится мечеть Аль-Акса.

Дальше на юго-запад расположен еврейский квартал. Из достопримечательностей здесь можно отметить руины цитадели Давида, Израильскую башню, Южную стену, а также знаменитую Стену Плача. Последняя играет важную роль в жизни иудеев. По традиции, правоверный иудей должен прийти к ней три раза в год, поэтому Стена плача является местом постоянного паломничества.

Еще одно интересное место в Иерусалиме, которое посещают туристы, прибывшие на отдых в Израиле – Долина Царей. Именно здесь находится город Давида – место, с которого началось строительство Иерусалима.

Не только Старый город Иерусалима богат на достопримечательности. Для русских туристов интересно будет посетить так называемое Русское подворье, в котором расположен православный собор, построенный в 1836 году. Также здесь находятся главный рынок Иерусалима, квартал Меа-Шеарим (ортодоксальных иудеев), Эфиопская церковь, здание израильского парламента, Академия иврита, амфитеатр, Храм книги – хранилище «свитков Мертвого моря», и многие другие достопримечательности.

Интересным местом является известная Кедронская (иначе – Иосафатова) долина, в которой находятся гробницы начала новой эры.

В Иерусалиме много не только культовых сооружений, но и музеев. К ним относятся Музей стран Библии, бедуинского быта, Рокфеллера, музыкальных инструментов и многие другие, даже музей налогов.

Помимо многочисленных достопримечательностей, Иерусалим богат на уличные кафешки и очень даже приличные рестораны. Есть здесь и дискотеки, они расположены в районе Тальпйиот. Любопытным явлением являются иерусалимские кулинарные мини-фестивали, которые проводятся прямо на улице в июле и в августе.

За всю историю человечества немало было известных городов. Однако самым загадочным из них был Иерусалим. История этого места знала больше войн, чем любого другого населенного пункта планеты. Несмотря на это, город выстоял и сегодня продолжает процветать, являясь святыней для трех религий.

История древних: Иерусалим в доханаанский период

Как свидетельствуют археологические находки на территории священного города, первые поселения людей были здесь еще за 3000 лет до Рождества Христова. Первое письменное упоминание названия города Рушалимум датируется XIX-XVIII веками до н. э. Вероятно, жители Иерусалима уже в те времена враждовали с египтянами, так как название города было записано в ритуальных надписях проклятий для врагов Египта.

О происхождении названия населенного пункта ходят разные версии. Так, самым ранним принято считать имя Ирушалем, обозначающее, что город находился под защитой некого древнего божества. В других рукописях название связывают со словом «мир» («шалом»). А вот в первой книге, Библии, Иерусалим называется Шалем, что обозначает «ханаанский». Это связано с тем, что до евреев город принадлежал ханаанским языческим племенам.

Иерусалим в ханаанский период

История Иерусалима в это время хотя и содержит мало письменных свидетельств, зато полна интересных событий. Так, превратившись в город-государство, Иерусалим играл важную роль в своем регионе. Им правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества - патрона города.

В XIV- XII веках до н. э. двенадцать племен израильских возвращаются из Египта. Под предводительством Иисуса Навина они завоевывают город-государство, сломив сопротивление пяти соседних царей, объединившихся против них. Однако сопротивление местного населения было слишком активным, и, не имея возможности удержать город, евреи отдают его народу иевусеев.

Иерусалим - столица царя Давида

На протяжении многих лет оставался под властью иевусеев Иерусалим. История города в то время не содержала особо ярких событий - постоянные войны между евреями и иевусеями изнуряли его. Однако только в X веке до н. э. под предводительством царя Давида город был наконец-то покорен евреями. Иевусеи были изгнаны из центральной части Иерусалима, но долгое время еще оставались жить на окраинах.

Покорив Иерусалим, Давид объявил город собственностью колена Иудина, к которому сам принадлежал. Более того, со временем Иерусалим получил статус царской столицы. С перемещением в город святыни евреев, началась история Иерусалима как религиозного центра.

За годы своего царствования многое сделал для развития города. Однако по-настоящему «жемчужиной» Иерусалим стал при правлении его сына - Соломона. Этот царь построил величественный Храм, в котором долгие годы хранился Ковчег Завета. Также при Соломоне иевусеи были окончательно изгнаны из города, а сам Иерусалим превратился в один из самых богатых населенных пунктов региона. Однако после смерти Соломона не нашлось достойного приемника, и царство евреев распалось на два государства: Северное и Южное. Остался во владении династии Давида, правящей Южным царством, Иерусалим.

История священного города в последующие годы - это перечень войн. Так, не прошло и десяти лет после смерти Соломона, как египетский царь нападает на Иерусалим. Чтобы спасти святыню, правящий царь Ровоам платит огромный выкуп, разрушив тем самым экономику города.

В течение следующих двухсот лет Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Северного царства евреев, а позже - сирийцами. Во время египетско-вавилонской город недолгое время принадлежал египтянам, а после был завоеван вавилонянами. В отместку за восстание евреев правитель Вавилона Навуходоносор разрушил город почти до основания, а большую часть населения переселил в свою страну.

Период Второго храма

После разрушения Навуходоносором семьдесят лет пустовал Иерусалим. История евреев, переселенных в Вавилон, за эти годы полна удивительных примеров героизма и верности своей религии и традициям. Иерусалим для них стал символом свободы, и поэтому они мечтали вернуться туда и восстановить его. Однако такую возможность евреи получили лишь после покорения вавилонян персами. Персидский царь Кир разрешил потомкам Авраама вернуться домой и заняться восстановлением Иерусалима.

Через 88 лет после разрушения святого города он был частично восстановлен, особенно Храм, в котором снова начали проводить церемонии. В последующие пять веков, вплоть до рождения Иисуса, переходил от одного завоевателя к другому Иерусалим. История святого города в этот период - это непрекращающаяся борьба евреев за независимость, которая так и не увенчалась успехом. В IV веке до н. э. Иерусалим был захвачен Александром Македонским, а позже - его приемником Птолемеем I. Несмотря на зависимость от греков и египтян, евреи имели автономию, что позволяло Израилю процветать.

Во II веке до н. э. начинается эллинизация населения Иерусалима. Храм ограблен и превращен в святилище верховного бога греков Зевса. Такой поступок вызывает у евреев массовые протесты, которые перерастают в восстание под предводительством Иуды Маккавея. Восставшим удается захватить часть Иерусалима и очистить Храм от языческих предметов культа.

Иерусалим во времена Иисуса Христа. Римский и византийский периоды

В середине I века до н. э. становится одной из Иерусалим. История города в этот период полна событий, важных для одной из самых распространенный и влиятельных мировых религий - христианства. Ведь во времена царствования римского императора Октавиана Августа (в Иерусалиме правил царь Ирод Великий) родился Иисус Христос. Прожив всего 33 года, из-за зависти и интриг еврейских духовных лидеров Он был распят в Иерусалиме на горе Голгофе.

После воскресения и вознесения Христа ученики стали распространять Его вероучение. Однако сами евреи негативно отнеслись к новой религии и стали притеснять своих братьев, исповедующих ее. Продолжая мечтать о независимости, во второй половине I века евреи подняли восстание. На протяжении 4 лет они удерживали Иерусалим, пока к власти в Риме не пришел император Тит, который жестоко подавил восстание, сжег Храм и разрушил город. Следующие несколько десятилетий Иерусалим был в руинах.

В период царствования императора Адриана на развалинах города была основана римская колония Элия Капитолина. Из-за осквернения священного города евреи снова восстали и почти 3 года удерживали Иерусалим. Когда город перешел снова к римлянам, евреям под страхом смертной казни запрещалось жить в нем, а на Голгофе стали строить храм Венеры (Афродиты).

После того как христианство стало официальной религией империи, Иерусалим был снова отстроен по приказу императора Константина. Языческие капища были уничтожены, а на месте казни и захоронения тела Христа были воздвигнуты христианские храмы. Евреям теперь разрешалось посещать город только в редкие праздники.

Во времена царствования византийских правителей Юлиана, Евдокии и Юстиниана Иерусалим снова расцвел, став столицей христианства. К евреям стали относиться лучше и иногда позволяли селиться в священном городе. Однако в VII веке евреи, объединившись с персами, захватили Иерусалим и уничтожили многие христианские святилища. Через 16 лет столица была отвоевана византийцами, а евреев изгнали.

Иерусалим под властью арабов

После смерти пророка Мухаммеда почитатели основанной им религии, ислама, во главе с халифом Омаром овладевают Иерусалимом. С тех пор на долгие годы город остается в руках арабов. Примечательно, что возводя мечети, мусульмане не разрушали святыни других религий. Также они позволяли христианам и евреям жить и молиться в столице теперь уже трех религий. С VIII века Иерусалим постепенно утрачивает статус столицы для арабов. Кроме того, вплоть до прихода крестоносцев не утихали религиозные войны в городе.

Завоевание Иерусалима крестоносцами. Период мамлюков

В конце XI столетия глава католической церкви Урбан II инициировал завоевание Иерусалима рыцарями-крестоносцами. Овладев городом, крестоносцы объявили его своей столицей и вырезали всех арабов и евреев. В первые годы правления рыцарей-храмовников в городе был упадок, однако вскоре удалось стабилизировать экономику Иерусалима за счет многочисленных паломников из Европы. Евреям же и мусульманам жить здесь снова запретили.

После завоевания религиозной столицы Саладином, она снова стала мусульманской. Попытки крестоносцев овладеть Иерусалимом не увенчались успехом. В 30-40 годах XIII столетия город был разделен между христианами и мусульманами. Но вскоре хорезмийское войско овладело городом и разорило его.

С середины XIII века Египет был покорен мусульманами-мамлюками. Более 60 лет им принадлежал Иерусалим. В то время евреи снова получили возможность вернуться на родину. Однако огромного экономического развития город в этот период не получил.

Иерусалим в составе Османской империи. Город под властью Великобритании

XVI столетие ознаменовалось расцветом Османской империи. Султан Селим I смог завоевать священный город трех религий, а его сын Сулейман долгое время занимался реконструкцией Иерусалима. Со временем этот султан разрешил христианским паломникам посещать священный город.

Годами позже Иерусалим перестал восприниматься турками как религиозный центр и постепенно угасал, превращаясь в одну из крепостей для обороны от кочевых племен. Но в более поздние эпохи его экономика знала как взлеты, так и падения. С годами главной статьей прибыли стали паломники, которых становилось все больше. Здесь строились святыни мусульман, евреев и различных христианских деноминаций.

Столица трех религий принадлежала туркам вплоть до 1917 года, когда Османская империя, проиграв Первую мировую войну, была разрушена. С того времени и до 1948-го Иерусалим управлялся Великобританией. Британское правительство старалось дать возможность мирно жить в городе всем верующим, независимо от деноминации. Кроме того, евреи теперь могли селиться в своей древней столице. Поэтому в течение следующего десятилетия их численность возросла, что способствовало экономическому развитию города.

Однако к началу 30-х мусульмане, заметив рост численности еврейского населения и опасаясь потерять свои привилегии, начали восставать. В последующие годы из-за многочисленных арабо-еврейских конфликтов в городе гибли сотни людей. В конечном итоге британцы при содействии ООН принимают решение сделать Иерусалим свободным городом, где могут жить и евреи, и арабы.

Возвращение Иерусалима евреями. Современный Иерусалим

Объявление священного города интернациональным не смогло остановить арабско-израильские конфликты, которые вскоре переросли в войну. В результате в 1948 году Израиль стал независимой страной, которой отошел Западный Иерусалим, но в то же время район, называемый Старый город, остался во власти Трансиордании.

После многолетних войн и различных договоров, которые ни арабы, ни евреи не соблюдали, в 1967 году Иерусалим был снова объединен и назван столицей Израильского государства. Примечательно, что в 1988-ом Израиль был объявлен столицей Палестинского государства и до сих пор официально входит в ее состав. Однако оба решения до сих пор не признаны большинством стран мира, в том числе ООН.

Сегодня, несмотря на многочисленные споры о принадлежности города, в нем живут представители большинства наций. Кроме еврейских, арабских, немецких и английских, здесь есть и русские общины. Являясь столицей трех религий, Иерусалим полон еврейских и христианских храмов и мусульманских мечетей, построенных в разные эпохи. Благодаря туризму и организованной системе управления городом сегодня Иерусалим на подъеме.

Стена Плача

Нельзя не упомянуть о легендарной рассматривая историю священного города, ведь это место стремится посетить каждый прибывший в Иерусалим. Стена Плача (история евреев знает ее как Западную Стену) - это единственная часть строения Второго Храма, дошедшая до наших дней. Расположена она недалеко от в Старом городе. Считается, что на этой самой горе когда-то прародитель евреев Авраам собирался принести в жертву сына своего Исаака.

Несмотря на многоразовые разрушения города, Стена Плача устояла и стала для евреев символом надежды и твердости. Начиная со времен разрушения Иерусалима римским императором Титом, Западная Стена стала местом молитв и скорби для евреев. На протяжении 19 лет (с 1948-го) арабы не допускали евреев к этому священному месту. Но с обретением независимости ежегодно миллионы паломников всех религий приходят сюда. Согласно еврейской традиции, пространство возле стены разделено небольшой стенкой, чтобы мужчины и женщинами молились раздельно. Также популярна среди туристов традиция оставлять в промежутках между древними кирпичами записки с заветными желаниями.

Музей «Новый Иерусалим»: история обители

С принятием христианства в Римской империи интерес к Иерусалиму возрос. После возведения там храма Гроба Господнего многие правители пожелали построить в своих странах церкви, аналогичные иерусалимской. С тех пор каждый храм или монастырь, построенный по подобию храма Гроба Господнего, носил название «Новый Иерусалим». История знает немало таких Новых Иерусалимов, позже названных Кальвариями. Стоит отметить, что европейские Кальварии чаще копировали сам священный город, а не устройство храма.

А вот в России начала XVII столетия патриарх Никон недалеко от Москвы построил копию иерусалимского храма Гроба Господнего, а также монастырь под названием «Новый Иерусалим». История обители насчитывает более трех с половиной веков. Именно тогда, в 1656-ом, было начато строительство монастырского комплекса, который должен был быть точной копией священных для каждого христианина мест в Иерусалиме. На протяжении десяти лет Никон руководил строительством и оформлением монастыря. Однако позже патриарх попал в опалу, и последние этапы строительства обители завершались без него.

Будучи не только одним из самых красивых, но и богатых монастырей в Российской империи, Новоиерусалимский неоднократно пытались лишить земельных владений. Но это удалось сделать только во времена правления Петра I. К счастью, с восхождением на трон его дочки Елизаветы, взявшей обитель под личное покровительство, монастырь снова расцвел. Этот период благоденствия, когда монастырь владел 22 тысячами десятин земли и более 10 00 крестьян, был недолгим. После воцарения Екатерины II во время проведения реформы по изъятию земель из собственности церквей и монастырей обитель лишилась большинства своих владений и существовала только за счет паломников и пожертвований. К счастью, их количество возрастало из года в год. А с постройкой железной дороги в конце XIX столетия число паломников за год превышало тридцать тысяч человек.

После Революции, в 1919 году, история «Нового Иерусалима» прерывается, так как его закрывают. А через три года на его месте открывают Художественно-исторический музей. В годы Второй мировой войны немецкие оккупанты взорвали многие сооружения на территории музейного комплекса, в частности, собор Воскресенский. После победы удалось восстановить многие постройки, и с 1959 года музей снова был открыт для посещения.

После распада СССР в 1993-1994 годах, после долгих переговоров музей был превращен в мужской монастырь. Однако на его территории продолжил существовать Музейно-выставочный комплекс под названием «Новый Иерусалим». Сегодня, как и век назад, паломники со всего мира приезжают сюда не только полюбоваться этим удивительным памятником архитектуры, но и помолиться.

Из-за любви человечества к войнам многие великие города прошлого были уничтожены, и сегодня на их месте стоят одни руины. К счастью, постигла иная судьба столицу трех религий - Иерусалим. История этого города насчитывает шестнадцать серьезных разрушений, и каждый раз, словно мифическая птица Феникс, Иерусалим восставал из пепла. И сегодня город процветает, приглашая всех желающих своими глазами увидеть места, где жил и проповедовал Иисус Христос.