К какой вере относятся азербайджанцы. Государственный комитет по работе с религиозными образованиями

URL copied to clipboard

Читать еще!

Отправить

Было несколько удивительно видеть, как Ильхам Алиев меняет в апреле свой обычный костюм с галстуком на белые одежды для паломничества в Мекку. Ведь президент богатого энергоресурсами Азербайджана – дитя советской эпохи. Самого Алиева и его гламурную жену и дочерей редко можно увидеть соблюдающими религиозные традиции, тем более посещающими Мекку, чтобы увидеть Каабу, главную святыню ислама.

Визиту правящей семьи в Мекку предшествовало открытие мечети Гейдара в азербайджанской столице Баку в декабре 2014 года, однако эта мечеть остается закрытой для обычных посетителей. Неожиданный интерес президента к религии вызывает целый ряд вопросов.

Означает ли он, что в этой стране, где религия подавлялась на протяжении семидесяти лет, ислам превращается в нечто большее, чем просто символ этнической принадлежности? Или, как во многих других странах, ислам становится еще одним инструментом консолидации власти и привлечения на свою сторону более религиозных слоев общества? Есть также и третья теория: что правительство предпринимает усилия по созданию своей собственной национальной версии ислама.

Апрель 2015: Ильхам Алиев посещает Каабу в Мекке. Фотография: www.president.az.В любом случае религиозные чувства в Азербайджане, несомненно, находятся на подъеме. Мусульмане Азербайджана принадлежат к разным течениям внутри ислама. Примерно 85 процентов – шииты, 15 процентов – сунниты, при этом значительная часть жителей страны просто обозначают себя словом «мусульмане» и соблюдают ограниченный набор религиозных правил. Сложная экономическая ситуация, хроническая коррупция и отсутствие других идеологических альтернатив – всё это заставляет азербайджанцев обращаться к религии как единственному источнику надежду…

Правительство пока не нашло открытого и прозрачного способа отвечать на религиозные чаяния граждан, что побуждает некоторых людей занимать в маргинальные ниши и даже уходить в подполье. Многое зависит от того, какой путь в итоге выберет правительство Алиева.

Нетрадиционная традиция ислама в Азербайджане

Ислам обрел массовую популярность в Азербайджане только после распада Советского Союза. Экономические трудности и гуманитарные проблемы побудили людей искать альтернативные варианты заполнения ощущаемого ими вакуума. Религия дала возможность восстановить связь с исламскими корнями страны, которые осуждались при советской власти.

Эльдар Мамедов уже много лет наблюдает за развитием азербайджанского общества и в настоящее время занимает пост политического советника при Европейском парламенте. Он описывает возросшую роль ислама вскоре после распада СССР как результат проектов по национальному строительству и объясняет это следующий образом: «Национализм был движущей силой беспрецедентной политической мобилизации в конце 1980-х – начале 1990-х годов, но за пределами элит он не затрагивал такие глубинные струны, как религия. Затем национализм был серьезно дискредитирован в 1992 году, когда Народный фронт предпринял неудачную попытку руководства страной, и ислам заполнил образовавшийся вакуум».

Люди ищут смысл, выходящий за рамки культа лидеров, предложенного режимом Алиева, и этот поиск выражается в религии.

В отличие от многих других стран с преимущественно мусульманским населением в Азербайджане восстановление связи с исламскими корнями не имело экстремистских коннотаций. «Люди идеализировали не ислам предков, а ислам как таковой, – добавляет Мамедов, – очищенную версию ислама, свободную от местных обычаев и предрассудков».

В 1992 году правительство, сформированное только что победившим на выборах Народным фронтом, и лидер партии Абульфаз Эльчибей недооценили силу религиозных устремлений и объявили страну светским государством, несмотря на то, что большинство населения составляют мусульмане.

Эльчибей стал первым демократически избранным президентом посткоммунистического Азербайджана и принес с собой светскую националистическую идеологию, заимствованную у Турции, но страна всё еще ощущала идеологический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза.

И хотя вдохновленный турецким примером светский национализм продвигался партией власти, он был далеко не единственной идеологией, которую проповедовали в молодой республике. На Азербайджан большое влияние оказывали его южный сосед Иран и арабские государства, что во многом объясняется религиозным наследием и исторически сложившимися связями.

Учитывая, что правительством страны не были предложены альтернативные нарративы, которые бы конкурировали с глубоко укоренившейся советской идеологией, то возможность представилась идеальная. Единственным мощным нарративом позднее стал «культ личности», внедренный третьим президентом Гейдаром Алиевым и позднее расширенный его сыном и нынешним президентом Ильхамом Алиевым.

Мамедов считает, что режиму Алиева удалось предложить народу лишь свою собственную форму культа – культ лидера, а нефть подпитывала консьюмеризм и культурный элитизм. «Люди ищут смысл, выходящий за рамки всех этих лозунгов о «стабильности, независимости и прогрессе», статуй, парков и музеев имени Гейдара Алиева. [Этот поиск] выражается в религии».

К середине и концу 1990-х годов Азербайджан оказался разделен между различными направлениями ислама. Умеренные шииты столкнулись с радикальными шиитскими группами, которые отказывались признать юрисдикцию государства в религиозных делах. Появились салафитские и радикальные ваххабитские группы, а община, придерживающаяся классических суннитских традиций, оказалась под сильным влиянием Турции.

До 1990-х годов салафизм не был известен в Азербайджане. Ваххабизм, крайне антишиитское направление религиозной мысли и радикальное крыло салафитского ислама, стало популярным в северных регионах страны, особенно среди суннитского лезгинского меньшинства, но также и в столице страны. Более умеренные салафиты часто собирались в мечети Абу Бакр в Баку, чтобы послушать выступления имама Гамета Сулейманова, порицавшего бедность, коррупцию и социальную несправедливость.

Тем не менее, правительство Азербайджана всегда видела угрозу в этом течении ислама. Непропорционально жесткие методы работы государства – полицейские рейды на главную мечеть, принудительное публичное бритье бород и многое другое – заставили последователей этой религиозной группы уйти в подполье. Однако за пределами Баку их дела обстоят лучше. В ходе своей недавней поездки по разным частям Азербайджана профессор теологии и эксперт по исламу Алтай Гоюшов отмечал, что последователи салафизма закрепились и весьма активны в регионах.

В начале 1990-х годов появилось много иранских инициатив. Иран финансировал религиозные школы и направлял миссионеров в южную часть Азербайджана. К концу 1990-х многие иранские муллы были высланы по приказу покойного президента Гейдара Алиева, а деятельность большинства медресе (религиозных школы) была запрещена.

Однако Иран продолжил оказывать влияние на религию в стране через азербайджанских мулл, прошедших обучение в Иране. Эти муллы, такие как Талех Багирзаде или Ильгар Ибрагимоглу, проявляли симпатии к иранскому теократическому режиму.

Теолог Ильгар Ибрагимоглу объединил вокруг себя другого рода мусульманскую группу – проиранских шиитов. Ибрагимоглу совместил исламские ценности с демократической риторикой, что сделало его крайне популярным среди образованной молодежи. Сам Ибрагимоглу прошел обучение в Коме, священном городе шиитов, и изучал права человека в Польше.

Талех Багирзаде, другой харизматичный имам, собирал толпы слушателей своими яростными проповедями, жестко критикуя правительство Азербайджана. После одной такой проповеди в 2013 году Багирзаде оказался в тюрьме, получив двухлетний срок по обвинению в хранении наркотиков. Его недавно освоодили, но уже дважды снова допрашивали. В ходе своего последнего визита в местный полицейский участок пределами Баку, он выяснил, что кто-то предупредил полицию о его присутствии, обвинив в том, что он якобы приехал в город для выступления с антиправительственной проповедью.

На сегодняшний день значительная часть юга страны придерживается иранской версии шиитского ислама. Его основным оплотом является село Нардаран недалеко от Баку. Здесь практически нельзя встретить женщину без хиджаба. Стены покрыты радикальными плакатами и лозунгами на арабском языке, гласящими: «Мусульмане должны стать солдатами ислама и защищать ислам» и «Красная смерть лучше черной жизни. Аллах Акбар!»

Протурецкое суннитское присутствие в Азербайджане проявляется в двух формах: через турецкое Управление по делам религий и компанию «Чаг Огретим», которая связана с проживающим в США священнослужителем по имени Фетхуллах Гюлен. Первая организация финансировала строительство нескольких мечетей (все к настоящему моменту уже закрыты), а вторая финансировала и руководила деятельностью сети школ, одного университета и факультета теологии в Бакинском государственном университете. В общей сложности одиннадцать школ, один университет (Кавказский университет в Баку) и 13 университетских подготовительных центров были созданы компанией «Чаг Огретим» после получения Азербайджаном независимости.

Июль 2015: люди празднуют Курбан-байрам в мечети "Фатима-Захра", г. Баку. (c) Famil Mahmudbeyli / Demotix.Однако ситуация изменилась в 2013 году. Все учебные заведения «Чаг Огретим» за исключением университета были переданы Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и переименованы в Бакинский международный учебный центр. И хотя представители ГНКАР не комментировали решение взять на себя управление этими школами, обозреватели связали его с ухудшением отношений между тогдашним премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и Гюленом.

После протестов в парке Гези Эрдоган, теперь занимающий пост президента Турции, обвинил движение Гюлена в создании «параллельного государства» с целью свержения правительства Партии справедливости и развития. В ходе встречи с членами своей партии в апреле прошлого года Эрдоган упомянул о списке предполагаемых сторонников Гюлена в Азербайджане и попросил азербайджанские власти внимательно его изучать. В результате проправительственные средства массовой информации раскритиковали некоторых чиновников за связи с новым врагом Эрдогана, который «проник» в азербайджанские государственные институты.

Правительство продолжает осуществлять контроль за радикальными религиозными группами. Управление мусульман Кавказа, правительственная организация по работе с религиозными группами, является близким союзником правящей элиты, и его лидер Шейх Аллахшукюр Пашазаде известен своей поддержкой правительства. Правительству Азербайджана также удалось купить лояльность других шиитских священнослужителей, таких как Ибрагимоглу, причем этот феномен наблюдается с 2009 года.

Алтай Гоюшов говорит, что правительство заключило выгодную для себя сделку: «Это тщательно продуманная политика. С одной стороны, правительство покупает лояльность шиитских священнослужителей, помогая им расширять базу сторонников, а с другой, использует их образ для запугивания местного светского большинства, а также международной аудитории при помощи [растущего беспокойства относительно] исламизации». Гоюшов приходит к выводу, что правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей.

«Правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей».

В то же время продолжается подавление активного гражданского общества в Азербайджане и светской демократической оппозиции, происходят аресты известных критиков правительства, в последние два года было несколько приговоров против видных журналистов.

Всё это говорит о том, что правительство испытывает страх перед демократической оппозицией. «Для этого правительства демократия – главный враг, и оно задействует любого, кто может помочь в борьбе со светским демократическим гражданским обществом», – говорит Гоюшов. Этим также объясняется официальная и неофициальная правительственная поддержка активных религиозных групп.

Приезд в Баку высокопоставленного иранского священнослужителя Аятоллы Хусейна Нури Хамадани в августе этого года и его встречи с шиитскими религиозными лидерами и их последователями является частью игры и сигналом Западу. Даже американского замминистра не приглашают в Азербайджан, при этом азербайджанские политики находят время для встреч с иранскими священнослужителями.

Сохраняется сопротивление влиянию религии

В Баку в изобилии присутствуют признаки светской жизни. Бурная ночная жизнь столицы славится вечеринками и этим не отличается от других городов мира. Дорогие клубы, бары и рестораны открыты до самого утра, жители страны производят и пьют традиционную тутовую водку и даже едят свинину.

Религию не преподают в школах, а духовная литература находится под строгим контролем. Распространение не получивших официального одобрения религиозных материалов карается крупными штрафами. Все мечети страны, а их около двух тысяч, должны регистрироваться в местных органах власти. 6 октября парламент страны принял новую поправку к закону «О средствах массовой информации». Теперь до публикации любой вид религиозной литературы должен получить одобрение соответствующего органа исполнительной власти. С 2009 года все религиозные группы должны регистрироваться в органах власти, а религиозные деятели должны заново получать разрешительные документы.

Выступления в поддержку ношения женщинами хиджаба в школах и университетах, в которых в 2013 году приняли участие консервативные мусульмане, не принесли результата. Споры вокруг хиджаба происходят постоянно, ящик Пандоры каждый раз снова открывается с началом учебного года в азербайджанских школах. В этом году Управление мусульман получило порядка ста жалоб. И хотя удалось убедить некоторых директоров школ разрешить ученицам носить хиджаб в классе, в большинстве случаев девочкам приходится выбирать между образованием и религией.

Тем не менее, по словам теолога и бывшего политического заключенного Талеха Багирзаде, нельзя даже говорить о формировании исламского правительства в Азербайджане, у этой идеи нет перспектив.

Эльдар Мамедов согласен: «Я думаю, Багирзаде прав в том смысле, что в Азербайджане не созрели условия для формирования того, что можно было бы назвать «исламским правительством». Для работы такого правительства нужны религиозные юристы, хорошо разбирающиеся в вопросах исламского права. Или же нужна возвышающаяся над другими харизматичная и эрудированная личность, способная навязать свои взгляды остальным, как покойный Аятолла Хомейни, основатель Исламской Республики Иран. Я не вижу, чтобы нечто подобное могло в ближайшем будущем появиться в Азербайджане. Кроме того, в Азербайджане довольна сильна светская традиция, а иранская система правления здесь непопулярна, если не считать маргинальные группы».

Алтай Гоюшов также говорит, что «азербайджанцы среди всех мусульманских наций наименее серьезно относятся к религиозным церемониям и посту. Баку по-прежнему остается самым светским местом в мусульманском мире, несмотря на то, что количество практикующих мусульман растет».

Ясно одно: за последние двадцать лет с прихода к власти клана Алиевых Баку выработал эффективные методы, которые позволяют держать под контролем всех игроков: активистов, НКО, СМИ, оппозицию и религиозные группы. За исключением официальных лиц и родственников правящего клана Алиевых, ни одна из этих групп не является автономной и полностью жизнеспособной. Опубликованный в 2010 году отчет Международной кризисной группы описывает политику режима как целенаправленное продвижение безнаказанности, насаждение самоцензуры в обществе и затруднение коллективных действий. Позиция правительства по отношению к религиозным группам часто преувеличивается с целью привлечения поддержки Запада и маскировки недемократических тенденций в стране.

Чем дольше правительство Азербайджана будет избегать приведения в порядок ситуации с демократией и правами человека, тем больше людей будут обращаться к религии, и это не зависит от числа новых мечетей (особенно если они будут оставаться закрытыми для широкой публики) и президентских визитов в Мекку. Гоюшов с данным тезисом согласен и заключает, что «это становится совсем другой проблемой, если вы видите, что люди берут на вооружение радикальные взгляды из-за беззакония, несправедливости, бедности, безудержной коррупции, развалившейся системы образования и экономической политики правящей элиты».

Современный Азербайджан в соответствии с действующей Конституцией - светское государство. Религия и государство официально отделены друг от друга, тем не менее, роль ее в обществе достаточно велика. В стране приняты и действуют законы, которые определяю правовое положение религий в обществе и положение граждан относительно религий. Азербайджан, религия в котором многоконфессиональна, относится к числу довольно толерантных государств в межрелигиозных отношениях.

На сегодняшний день основная религия азербайджанцев - ислам шиитского толка. Эту по данным статистики, свыше 99,2 % населения, причем имеется и некоторая часть населения, которые придерживаются суннитской ветви ислама (примерно 15%). Ислам в Азербайджане и других странах Закавказья возглавляется Духовным управлением мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина еще в 1943 году. Главный орган этого учреждения находятся в Баку. С 1980 года во главе его находится Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта духовная организация получила новое название - Управление мусульман Кавказа. Под его юрисдикцией на территории страны находится 1802 мечети, кроме того имеются мечети в Ленкорани (75) и Массалинском районе (12).

Христианство занимает второе место в Азербайджане по количеству верующих. Как само государство Азербайджан, имеет долгую историю, насчитывающую более 2000 лет. Его распространение непосредственно связывают с деятельностью апостола Варфоломея. Согласно преданию, именно он первым из учеников Христа посетил эту землю и принес ее народу христианскую веру. В Баку имеется место, на котором апостол Варфорломей пролил свою кровь и принял смерть за веру. По сей день эта святыня является местом паломничества и поклонения вот уже две тысячи лет. Наиболее широко православное христианство распространилось на территории теперешнего Азербайджана в 4 веке, тогда же была создана автокефальная Албанская церковь (такое название она получила в соответствии с тогдашним названием этих земель - Кавказская Албания). Сейчас в стране работает 5 православных соборов, в столице функционирует 3 из них.

Католицизм появился в стране позднее - только в 14 веке, его распространение связано с миссионерской деятельностью католических орденов на территории Закавказья, которая захватила и Азербайджан. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появлялись школы, католические монастыри. В 2002 году Азербайджан посетил с пастырским визитом Иоанн Павел II. На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.

Протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, в которых начитывается примерно 3 тысячи верующих.

Иудаизм представлен тремя еврейскими общинами, которые, несмотря на свою территориальную разобщенность, являются довольно влиятельным институтом общественной жизни страны. В частности, по ее инициативе в Азербайджане действует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы, активно функционирует Культурный центр иудаизма. В столице страны работает 6 синагог, а новейшая их них, которая открылась в 2003 году, считается одной из самых больших в Европе.

Особенностью Азербайджана является то, что в этой стане сохраняется такое религиозное течение как зороастризм. Его истоки восходят к первому тысячелетию, когда зороастризм проник в Азербайджан. почти тысячелетие была самой влиятельной на этих землях. Не совсем случайно, наверное, по мнению некоторых специалистов, само название «Азербайджан» в переводе означает «Земля Вечного Огня». И на сегодняшний день культурные традиции зороастризма популярны в Азербайджане. Они проявляются даже во время традиционных праздников других религий в виде игр, обрядов, которые особо популярны среди молодежи в сельской местности.

В разделе на вопрос какая вера у азербайджанцев? заданный автором Бросок лучший ответ это Ислам является основной религией в Азербайджане. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб) , меньшинство - к суннитской (в основном ханафитский мазхаб) . Приблизительно 85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15 % мусульман-суннитов.
В Азербайджане функционируют синагоги, иудаистские общины являются одними из самых активных и влиятельных религиозных объединений Азербайджана. Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве.
Православие не сильно распространено в республике, но на данный момент в стране функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие - Баку с официальным визитом посетил папа римский Иоанн Павел II. В Азербайджане существует 25 поместных общин ЕХБ, а также зороастрийские общины...

Ответ от Невроз [эксперт]
Вера - это имя женское.
Вера - ведаю ра, светлые знания. Именно, настоящие, полезные знания о мире.


Ответ от россыпью [новичек]
Бог един во всем мире! То есть, каждый за себя, один бог за всех.


Ответ от Shadow Theninghem [гуру]
Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.
Шии́ты (от араб. شيعة‎‎ ; [шӣ‘а] - «приверженцы, партия, фракция») - направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.

Сегодня религия - это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.

Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).

Светское государство Азербайджан

Азербайджан - это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.

Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.

Исторически вероисповедание Азербайджана включает:

  • ислам;
  • христианство;
  • иудаизм;
  • зороастризм;
  • язычество;
  • манихейство;
  • секты и нетрадиционные общины.
  • католицизм;
  • православие;
  • протестантизм.

В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.


Древние религии Азербайджана

Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.

Язычество

Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:

  • идолопоклонство;
  • огнепоклонство.

Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.

Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:

  • анимизм;
  • фетишизм;
  • тотеизм;
  • шаманизм.

На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.

Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.

Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:

  • земли;
  • воздуха;
  • воды;
  • огня.

Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза - проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.

Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.

Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.


Зороастризм

В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».

Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.

Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала - Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.

Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.

В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:

  • после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
  • умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.

Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.

Зороастрийцы почитали солнце - величайшее из огней - и пять раз в день читали молитву.

Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром - на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.


Традиции зороастризма сегодня

Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.

С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.

Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.

Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.

Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге - главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.

Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.

В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.


Манихейство

Манихейство - это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.

Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.

Согласно манихейскому учению:

  1. Истоки света - великодушие, сострадание, радость, единство.
  2. Показатели тьмы - зло, печаль, унижение, вред.

Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.

Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.


Современный религиозный состав населения

На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.

Мусульмане

Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.

Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.

В пограничных пунктах - рибатах - имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».

Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:

  1. Первый этап - период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
  2. Второй этап - это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
  3. Третий этап - это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени - ханега на реке Пирсаат в Ширване.
  4. Четвертый этап - это период правления Сельджуков (середина XI - середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
  5. Пятый этап - это период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
  6. Шестой этап - период царствования Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.

После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.


Ислам в XX веке

После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.

В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.

С 1980 года его глава - Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа - Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.

Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:

  • Джума-мечеть в Шемахе.
  • Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
  • Мечеть Биби-Эйбат.
  • Мечеть Гейдара в Баку.
  • Мечеть Биби-Эйбат - это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы - дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.


Иудеи

Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике - одна из главных общин страны.

В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:

  • община горских евреев (живут в Губе и Баку);
  • община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
  • община грузинских евреев (живут в Баку).

По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.

В столице государства - Баку - и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.

Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.

В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.


Принципы иудаизма

Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог - творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.

Иудеи почитают две книги:

  1. Тору.
  2. Пятикнижие.

Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.

Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:

  1. Верить только в единого Бога.
  2. Нельзя богохульствовать.
  3. Не убивай.
  4. Не кради.
  5. Не прелюбодействуй.
  6. Не употребляй плоть живого животного.
  7. Суди справедливо.

На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.

Основные религиозные принципы иудаизма:

  1. Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
  2. Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
  3. Миссия иудея - просветить человечество божественными законами.
  4. Жизнь - это диалог Бога и человека.
  5. Человеческая жизнь - это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
  6. Поскольку иудаизм - это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
  7. Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии - пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
  8. В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».


Католики

Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.

В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».

Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.

В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:

  • храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
  • часовня Христа Искупителя;
  • приют для бездомных.

На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.


Протестанты

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.

На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.

В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:

  • христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
  • бакинская община евангелистов-лютеран;
  • христианская община «Слово Жизни»;
  • христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
  • религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
  • христианская община «Нехемия»;
  • христианско-баптистская община города Баку;
  • община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
  • христианско-баптистская община города Гянджи;
  • община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
  • христианско-баптистская община города Сумгаит;
  • община «Международная Церковь Братства» города Баку;
  • христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
  • община «Адвентисты седьмого дня».


Православные

В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.

Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):

  1. Бакинское городское благочиние.
  2. Благочиние районов Азербайджана.

В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:

  • кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Михайло-Архангельский храм;
  • часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).

В состав благочиния районов Азербайджана входят:

  • Александро-Невский храм в городе Гянджа;
  • Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
  • молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.


История распространения

Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея - Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.

Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе - это результат его деятельности.

Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель - Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.

Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.

В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.

Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви - церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).


Секты и нетрадиционные общины

В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:

  • баптисты;
  • адвентисты Седьмого дня;
  • евангелисты;
  • свидетели Иеговы.

Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.

Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.


Процентное соотношение последователей

Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.

Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:

  • мусульмане - 94,2%;
  • православные (Русской православной церкви) - 2,5%;
  • православные (Армянской апостольской церкви) - 2,3%;
  • другие религии - 1,8%.

Вероисповедание азербайджанского народа - это неотъемлимая часть богатой культуры страны.


Видео о православии в Азербайджане

В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.

Религия в Азербайджане (азерб. Azərbaycanda din ) - Согласно действующей Конституции , Азербайджан является светским государством . В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана.

Религиозное разнообразие в Азербайджане [ | ]

Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена идолопоклонничество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг другу взаимное влияние. Сегодня многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения.

Несмотря на то, что на территории Азербайджане действуют разные конфессии, среди них ислам занимает доминирующее положение. По приблизительным подсчётам 96% населения Азербайджана составляют мусульмане, 4% - представители других религий (иудаизм, христианство, бахаи, и тд.), атеисты и агностики. Последние всё чаще прослеживаются среди русскоязычного молодого поколения [ ] . Примерно 60-65 % мусульман страны составляют представители шиитского направления, а 35-40% - суннитского . Из числа христианских конфессий, в Азербайджане проживают представители православия, католичества, лютеранства и протестантизма, «духовного христианства» (молокане) , а также исторической Албанской церкви. В Азербайджане также имеются представители других протестантских направлений – адвентисты, баптисты , пятидесятники, свидетели Иеговы. Наряду с общиной поселившихся с древних времен горских евреев, в стране также есть общины грузинских и европейских евреев (ашкенази). В настоящее время в Азербайджане имеются более 2246 мечетей, 13 церквей и 7 синагог [ ] . Помимо молитвенных домов, в республике функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения, в том числе Бакинский Исламский Университет, факультет Религиоведения Бакинского Государственного Университета. На факультете Международных отношений Нахчыванского Государственного Университета студенты обучаются по специальности «религиоведения». Также функционируют 10 исламских колледжей, воскресные школы при православных церквях, библейские курсы протестантских общин, курсы иврита, религии и культуры евреев, и т.п.

Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база [ | ]

После восстановления государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию, принятой в 1995 году, были включены пункты, регулирующие государственно – религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.

В соответствии со статьей 18 Конституции страны, «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещаются распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер» . Кроме того, в соответствии со статьей 48 Конституции, которая закрепляет свободу совести, «Каждый вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Совершение религиозных обрядов является свободным, если не нарушает общественный порядок или не противоречит общественной нравственности. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения. Никто не может принуждаться к выражению (демонстрации) религиозного верования и убеждения, совершению религиозных обрядов или участию в них» .

Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» . Согласно статьи 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции, «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» .

Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, определяет статус религиозных образований, их права и обязанности, регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных образований.

В соответствии со статьей 1 главы 1 Закона «О свободе вероисповедания» , «Каждый обладает правом исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии» .

Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители в нашей стране могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.

Помимо этого, Закон «О свободе вероисповедания» регулирует деятельность религиозных центров и управлений, религиозно – образовательных учреждений, определяет правила государственной регистрации и упразднения религиозных образований .

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями [ | ]

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.

Государственная регистрация религиозных образований [ | ]

Государственную регистрацию религиозных образований в Азербайджане, осуществляет Государственный комитет по работе с религиозными образованиями. Процесс регистрации довольно прост и прозрачен. Так, для государственной регистрации религиозной общины не менее пятидесяти образовавших ее совершеннолетних лиц или их полномочных представителей обращается в религиозный центр или управление с заявлением с приложенными к нему учредительным протоколом и уставом общины. К заявлению также прилагаются список лиц, учреждающих религиозную общину, с указанием их гражданства, места жительства и даты рождения, копии документов, удостоверяющих их личность, сведения об основах религиозного учения, в том числе дате образования религиозной общины, формах и методах ее деятельности, традициях, отношении к семье, браку и образованию, ограничениях прав и обязанностей членов данной общины, а также другие документы, предусмотренные Законом Азербайджанской Республики «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» . Религиозный центр или управление в течение 30 дней направляет эти документы вместе со своим представлением в Государственный комитет.

Религиоведческая экспертиза [ | ]

Государственный комитет в рамках своих компетенций обеспечивает проведение экспертизы литературы религиозного назначения, товаров и изделий и других информационных материалов религиозного содержания, следит за их производством, импортом и распространением и дает согласие на создание специализированных торговых пунктов для их продажи. Выполнение данного процесса контролирует отдел религиоведческой экспертизы ГКРС. Религиоведческую экспертизу проводят квалифицированные в данной сфере религиоведы комитета.

Организация просветительской работы [ | ]

Журнала «Государство и религия»

Комитет проводит последовательные мероприятия по защите в стране толерантной среды и мультикультуральных ценностей, по проведению просветительской работы о радикализме и последствиях дискриминации на религиозной почве, в направлении регулирования государственно–религиозных отношений. Просветительскую работу комитет осуществляет посредством научного журнала «Государство и религия» и газеты «Общество и религия» , являющиеся органом печати, а также авторскими программами по различным телеканалам. В научном журнале, который издается с 2006 года, публикуются научно – публицистические статьи на темы истории религий, религиозных памятников, государственно – религиозных отношений, мультикультурализма и на другие. Газета же начала издаваться в 2009 году. В основном освещается деятельность комитета, население информируется о последствиях религиозного радикализма, экстремизма и сектанства, пропагандируется толерантность. Электронная версия обоих изданий размещается в формате pdf на официальном сайте комитета (scwra.gov.az) .

Первый номер газеты «Общество и религия»

Религиозные образования [ | ]

Бакинский исламский университет

Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких–либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:

Религиозные конфессии [ | ]

Ислам [ | ]

Управление Мусульман Кавказа [ | ]

Другие религиозные организации прошедшие государственную регистрацию [ | ]

В 2009 году после внесения дополнений и изменений в закон «О свободе вероисповедания» более 750 религиозных общин прошли государственную регистрацию в Государственного комитете по работе с религиозными образованиями. Из них 27 не исламского толка: 17 из них христианские, 7 - еврейские религиозные общины, 2 - бахаи и одна - общество сознания Кришны.

К настоящему времени в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию следующие протестантские религиозные общины:

  • Христианская евангелистская религиозная община «Новая Жизнь»
  • Бакинская религиозная община евангелистов-лютеран
  • Христианская религиозная община «Слово Жизни»
  • Христианская религиозная община «Слово Жизни - 2» города Сумгайыт
  • Религиозная община «Агапе» евангельских христиан-баптистов города Баку
  • Христианская религиозная община «Нехемия»
  • Христианско-баптистская религиозная община города Баку
  • Религиозная община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»
  • Религиозная община «Адвентисты седьмого дня»
  • Христианско-баптистская религиозная община города Гянджи
  • Религиозная община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи
  • Христианско-баптистская религиозная община города Сумгайыт
  • Религиозная община «Международная Церковь Братства» города Баку
  • Христианская религиозная община «Библейского Общества Азербайджана»

Религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы», которая распространена на всей территории республики, также прошла государственную регистрацию. Согласно закону «О свободе вероисповедания», немусульманские религиозные общины имеют право подчинения и изменения своего подчинения действующим за границей религиозным центрам. Также неисламские религиозные образования, организационные центры которых находятся за рубежом, в своей деятельности могут руководствоваться уставами данных центров в случаях, не противоречащих законодательству Азербайджанской Республики. В настоящее время религиозные центры подавляющего большинства неисламских религиозных общин, в том числе Русской Православной, Католической, Лютеранской, Грузинской Православной церквей находятся за границей и религиозные деятели, возглавляющие религиозные обряды в этих церквях, а также в протестантской и еврейской религиозных общинах, назначаются центрами за рубежом. Кроме этого, существующие в Азербайджане религиозные центры и учреждения поддерживают деловые отношения с соответствующими религиозными центрами за рубежом, активно участвуют в международных религиозных мероприятиях. В то же время, правительство Азербайджана материально и морально поддерживает деятельность религиозных образований. Начиная с 2011 года, по инициативе и указанию Президента Ильхама Алиева религиозным образованиям, в том числе неисламским религиозным общинам, выделяются средства из государственного бюджета.

Сохранение и пропаганда толерантной среды [ | ]

Деятельность правительства Азербайджана по пропаганде толерантных и мультикультуральных ценностей построена в двух направлениях:

  • внутригосударственное
  • международное

Пропаганда толерантности, восстановление религиозных памятников и сооружение новых, поддержка деятельности религиозных образований, борьба против религиозного экстремизма и радикализма составляют внутригосударственное направление.

Национальная политика Азербайджанской Республики построена на принципах совместного сосуществования и толерантности различных национальностей, этнических групп и религиозных меньшинств. Глава государства приносит свои поздравления мусульманам в нашей стране по случаю священных праздников ислама, христианской православной общине по случаю Пасхи и Рождества, еврейской общине по случаю Рош-А-Шана -Нового года еврейских граждан. Президент Азербайджанской Республики на церемонии ифтар по случаю священного месяца Рамазан садится рядом с руководителями действующих в стране различных конфессий, участвует в открытии построенных в стране новых культовых сооружений, поддерживает религиозные конференции.

За последние десять лет в стране построены сотни мечетей, в более чем 80 мечетях проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции, в том числе за счет государственных средств построены или же восстановлены более 10 мечетей.

В период роста конфликтов на национальной и религиозной почве, Азербайджан, который своей толерантностью на протяжении векой является образцом, выходя за границы внутригосударственной деятельности, определила новые цели за пределами страны. Азербайджанское правительство в области толерантности, мультукильтурализма, межрелигиозного и межкультурного диалога организовало десятки международных и региональных конференций, форумов и симпозиумов, заседание международных религиозных образований.

В 2008 году, впервые в истории, на заседании в Баку министров культуры стран-членов Европейского Совета также были приглашены министры культуры стран-членов Организация Исламского Сотрудничества. В свою очередь, министры культуры стран-членов Европейского Совета присоединились к заседанию министров культуры стран-членов Организация Исламского Сотрудничества, которое проводилось в 2009 году в Баку. Эта инициатива по названием «Бакинский процесс» далее придала импульс проведению в Азербайджане саммита мировых религиозных лидеров, межкультурного диалога и Бакинского международного гуманитарного форума. Проведение в Баку в мае 2010 года саммита мировых религиозных лидеров, а в ноябре организация на высоком уровне мероприятия «Межрелигиозный диалог: от взаимопонимания к совместному сотрудничеству» обусловлено тем, что Азербайджанское государство придает особое значение религиозной толерантности в стране. В апреле 2011 года в Азербайджане было проведено следующее мероприятие - Форум по межкультурному диалогу. Проведение по инициативе Президента Ильхама Алиева под девизом «Совместное проживание в мирных условиях в многокультурном мире» II Всемирного форума по межкультурному диалогу с 29 мая по 1 июня 2013 года и III Всемирного форума по межкультурному диалогу 18-19 мая 2015 года запомнилось как важное событие в политико-культурной жизни страны. В качестве основных партнеров форума выступили ЮНЕСКО, Альянс цивилизаций ООН, Совет Европы, Центр Север-Юг Совета Европы, ИСЕСКО, Всемирная туристская организация ООН. Проведение в 2016 году VII Глобального форума Альянса цивилизаций ООН под названием «Сосуществование в инклюзивных обществах: вызов и цель» имеет большое значение в повышении международного авторитета Азербайджанского государства и широкомасштабной популяризации историко-культурного наследия Азербайджанского народа. Международные мероприятия, проводимые в стране по инициативе руководства Азербайджана, призывают весь мир быть верным гуманистическим ценностям.

В целом, основа стратегии толерантности заложена общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Эта богатая традиция успешно продолжается Президентом Ильхамом Алиевым.

После восстановления независимости общенациональный лидер Гейдар Алиев сыграл исключительную роль в возрождении национально-духовных ценностей. Великий политик придавал большое значение правам и свободам человека, в особенности установлению свободы совести и религии, сохранению национально-духовных ценностей. Обращаясь к народу по случаю национальных и религиозных праздников, великий лидер не ставил различия между гражданами страны, принадлежащим к различным религиям, оказывал поддержку восстановлению мечетей, церквей и синагог.

Азербайджанская модель мультикультурализма [ | ]

В Азербайджане, которая развивает мультикультуральные традиции, ведется целенаправленная работа по сохранению культуры, языка, обычаев и традиций малочисленных народов. Несмотря на этнические и конфессиональные различия малочисленных народов, забота им в стране проявляется в равной степени, традиции толерантности независимо от языка, религии, этнического происхождения, числа являются приоритетными. Национальные меньшинства в полной мере пользуются правом создания центров, ассоциаций и других структур. В целом, все это лишний раз подтверждает, что пример Азербайджанского мультикультурализма находит свое отражение не только в воле народа, но и в то же время в форме государственной политики.

Несмотря на развитие мультикультурных традиций, в 1998-2005 годах близ города Джульфа было разрушено древнее армянское кладбище .

В настоящее время Азербайджанский мультикультурализм преподается в 28 местных и в 15 престижных зарубежных университетах. Целью преподавания данного предмета является представить миру Азербайджан с другой точки зрения, привлечь внимание мировой общественности на толерантные традиции, мультикультуральные ценности народа.

Данный предмет преподается в нижеследующих учебных заведениях:

  • Софийский Университет имени Святого Климента Охридского , Болгария
  • Тбилисский Государственный Университет имени Иванэ Джавахишвили , Грузия
  • Екатеринбургский филиал Уральского Федерального Университета Российской Федерации
  • Литовский Педагогический Университет
  • Карлов Университет в Праге, Чешская Республика
  • Римский Университет Сапиенца , Италия
  • Гуманитарный и Технологический Университет Лусофона, Италия
  • Полтавский Университет Экономики и Торговли , Украина
  • Фрайбургский университет в Германия
  • Университет Эрджиез в Турции
  • Университет Гаджа Мада в городе Джокьякарта , Индонезия
  • Аугсбургский Университет, Германия
  • Вюрцбургский Университет , Германия

Также следует отметить, что с целью сохранения, дальнейшего развития и широкой пропаганды в Азербайджане мультикультуральных традиций, в соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики 2016 год был объявлен в Азербайджанской Республике «Годом мультикультурализма» .

Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии [ | ]

Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой , проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности – Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати , отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря еще одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.

Разрушение армянских памятников и кладбищ в Азербайджане [ | ]

В Азербайджане, начиная еще с советских времён, проводится политика присвоения или уничтожения армянских памятников, храмов и кладбищ.