Как боролись с терроризмом в ссср.

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasno... (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

ИАГ ВЦИОП

В 2004 г. в мире было совершено в 3 раза больше терактов, чем в 2003 г. Об этом говорится в опубликованном 27 апреля ежегодном докладе Госдепартамента США о терроризме в мире. Вместе с тем авторы доклада считают, что сравнивать показатели 2003 и 2004 гг. бесполезно, а во всем виноват “более тщательный” подход к учету терактов, принятый в последнее время в Госдепартаменте.

По данным Госдепартамента США, в прошлом году в мире произошел 651 акт международного терроризма (из них в Ираке - 201), в которых пострадали “более 9000” человек, в том числе 1907 - погибли. В число крупнейших терактов в докладе включены захват заложников в российском Беслане 1-3 сентября 2004 г. (более 330 погибших), взрыв на мадридском вокзале Аточа (погиб 191 человек) 11 марта и взрыв филиппинского парома Superferry-14 27 февраля (130 погибших).

Согласно методике подсчета, принятой в Госдепартаменте, учету подлежат теракты, в результате которых погибли или были ранены люди либо был нанесен ущерб собственности на сумму более $10 000 . При этом актами международного терроризма считаются теракты, среди жертв или участников которых присутствуют граждане более чем одной страны . Напр., как заявил директор Национального антитеррористического центра США Джон Бреннан, “нападение на школу в Беслане рассматривается как международный терроризм, поскольку один из нападавших был узбек, а другой - казах. Если бы не это [теракт в Беслане] не был бы включен в статистику”.

Показатели 2004 года заметно выше показателей 2003 г., когда, по данным Госдепартамента, в мире произошло только 175 терактов (в Ираке - 22).

Сильное расхождение между количеством терактов в 2003 и 2004 гг. заставили Госдепартамент принять в начале апреля решение не публиковать данные за прошлый год. Однако после того, как с цифрами были ознакомлены конгрессмены, один из них, Генри Ваксман, направил открытое письмо госсекретарю К. Райс, потребовав ознакомить американскую общественность с тревожной статистикой. “В Ираке, где мы тратим миллиарды долларов на восстановление порядка, число террористических атак в 2004 г. выросло в девять раз по сравнению с 2003 г.”, - констатировал Г. Ваксман.

Однако, как заявил Бреннан, данные 2003 и 2004 гг. невозможно сопоставлять, поскольку новый доклад - результат “гораздо более тщательного исследования”. “Такой рост числа терактов связан с изменениями в методах подсчета, - соглашается Дэвид Хэймэн из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, - Хотя усиление террористической активности в мире действительно имеет место”. Аналогичного мнения придерживается и профессор Академии ФСБ России А. Плеханов. В одном Ираке в отдельные дни происходит по несколько терактов, включение которых в общую статистику зависит от интерпретации правил подсчета, напоминают эксперты. По мнению Хэймэна, публикация доклада “ставит администрацию США в неудобное положение, поскольку на фоне этих цифр сложно говорить об успехе глобальной антитеррористической кампании”.

“Расхождения могут быть связаны с занижением показателей террористической активности в 2003 г.”, - допускает Ариэль Коэн из Heritage Foundation. В целом, по его мнению, результаты исследований Госдепартамента “сильно зависят от текущих политических установок”, поэтому их выводы вовсе не обязательно отражают реальные состояние и динамику международного терроризма.

Основной угрозой для США, по мнению Госдепартамента, в 2004 г. оставалась террористическая сеть “Аль-Каида”. За последний год США и их союзникам по антитеррористической коалиции удалось серьезно ослабить “Аль-Каиду”, арестовав ряд ее крупных функционеров. Однако сеть смогла адаптироваться к новым условиям и теперь уделяет основное внимание пропаганде своей идеологии и методов борьбы среди местных террористических групп по всему миру.

Ряд государств, отмечается в докладе, продолжают поддерживать терроризм. В их число входят Куба, Сирия, КНДР и особенно Иран. Иран и Сирия вызывают особое недовольство США своей поддержкой ливанского движения “Хезболла” и палестинских террористических организаций. С другой стороны, Ливия и Судан, отмечается в докладе, сделали ряд важных шагов в направлении участия в международной борьбе с терроризмом.

Россия, констатируют в Госдепартаменте, в 2004 г. “продолжала ориентировать свою внешнюю политику” на борьбу с терроризмом, активно участвуя в деятельности FATF и обмениваясь информацией с США и странами ЕС. Что до террористической активности на российской территории в 2004 г., то она, по мнению авторов доклада, является во многом “доморощенной” - производной от чеченского сепаратизма. При этом признается связь чеченских террористов с международными террористическими организациями. По мнению Коэна, в США “растет понимание” того, что “борьба чеченского народа за отделение от России была узурпирована террористами”.

Ниже приводятся выдержки из доклада Госдепартамента США о терроризме – “Обзоры о терроризме по странам за 2004 год ” по Евразии:

В 2004 году Армения продолжала полноценно и активно участвовать в глобальной войне с терроризмом. В 2003 году законодательство советских времен заменил новый уголовный кодекс Армении, более четко определяющий террористические акты. В декабре 2004 года Национальная ассамблея приняла закон об уголовной ответственности за отмывание денег и финансирование терроризма, приведя законодательство Армении в соответствие с ее международными обязательствами по борьбе с финансированием терроризма и, укрепив способность правительства преследовать за преступления, связанные с терроризмом. В 2004 году пограничники изъяли 42 грамма радиоактивных материалов. Хотя ни один из этих материалов, скорее всего, не предназначался для террористических организаций, пограничники продемонстрировали способность обнаруживать и перехватывать ядерные материалы. Центральный банк Армении оказывал полное содействие усилиям по замораживанию террористических активов, но в 2004 году не сообщал о каких-либо находках.

Азербайджан

Азербайджан и Соединенные Штаты имеют очень хороший опыт сотрудничества по вопросам контртеррористической деятельности еще до терактов 11 сентября 2001 года. С ратификацией в 2004 году Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту самолетов, и Конвенции о физической защите ядерных материалов Азербайджан присоединился ко всем 12 международным конвенциям и протоколам, относящимся к терроризму. Хотя Азербайджан служил маршрутом для международных моджахедов, связанных с террористическими организациями, стремящимися перемещать людей, деньги и материалы по всему Кавказу, правительство Азербайджана активизировало свои усилия, и ему удалось сократить их присутствие и воспрепятствовать их деятельности. Азербайджан предпринял шаги по борьбе с финансированием терроризма и выявлению возможного финансирования терроризма путем рассылки списков предполагаемых террористических групп и лиц в местные банки. Экспертная группа под руководством Национального банка Азербайджана подготовила проект закона о борьбе с отмыванием денег, предусматривающий создание подразделения финансовой разведки (ПФР) и расширение перечня преступлений, служащих основанием для отмывания денег, помимо торговли наркотиками.

В 2004 года правительство продолжало производить аресты лиц, связанных с террористическими группами. Члены местной террористической группы "Джайшулла", которые были арестованы в 2000 году и предстали перед судом в 2001 года за подготовку нападения на посольство США в Баку, остаются в тюрьме.

Правительство Грузии оставалось в 2004 году глубоко приверженным борьбе с международным и внутренним терроризмом и последовательно и публично осуждало террористические акты. Грузия все еще в ограниченной степени используется террористами в качестве транзитного государства, хотя и гораздо меньше с момента правительственного наступления в Панкисском ущелье в конце 2002 года. Усиленные контртеррористические операции грузинских правоохранительных органов в Панкисии в конце 2004 года в связи с бесланским терактом в сентябре 2004 года в России еще более подорвали способность транснациональных террористических групп использовать Панкисское ущелье в качестве транзитного района.

Возможности грузинских правоохранительных органов ограничены, хотя и улучшаются благодаря внутренним реформам и оказываемой правительством США и западными донорами технической и финансовой помощи. В частности, Соединенные Штаты обеспечивают контртеррористическую подготовку по линии Программы антитеррористической помощи Госдепартамента. В Прокуратуре действует специальное подразделение из шести прокуроров и следователей, занимающихся исключительно делами о финансировании терроризма и отмывании денег. Попытки реформировать Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности и усилить их контртеррористический потенциал сдерживаются отсутствием достаточных ресурсов, оборудования и, главным образом, подготовки. Эти реформаторские усилия в сочетании с большой текучестью кадров породили путаницу и не позволили выработать общую контртеррористическую политику. Продолжается реформа пограничной и таможенной службы, за последние несколько лет значительно улучшились морские, воздушные и коммуникационные возможности.

Казахстан

После взрывов, совершенных террористами-смертниками 30 июля в Ташкенте (Узбекистан), правительство Казахстана настойчиво искало улики и преследовало лиц, связанных с экстремистскими группами, противодействующими западным интересам в регионе. Правительственное сотрудничество и своевременность обмена информацией с Соединенными Штатами значительно улучшились с 2003 года. Правительство продвигает законодательство о повышении прозрачности банковской деятельности для облегчения расследований по финансированию терроризма. В октябре Казахстан вместе с Беларусью, Кыргызстаном, Китаем, Таджикистаном и Россией вступил в Евразийскую группу - региональную организацию по борьбе с отмыванием денег по образцу регионального органа Специальной группы по финансовым действиям. Казахстан, наряду с Китаем, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, является членом Шанхайской организации сотрудничества, которая в июне учредила Региональный антитеррористический центр в Ташкенте.

В октябре Верховный суд признал "Аль-Кайду", Исламскую партию Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс и Исламское движение Узбекистана (ИДУ) террористическими группами. Это решение запрещает любую их деятельность в стране. Не имея законодательных средств для преследования предполагаемых террористов, правительство должно использовать другие нормы своего уголовного кодекса. В 2004 году Казахстан арестовал и судил более 60 лиц, подозреваемых в участии в деятельность "Хизб ут-тахрир". По уголовному кодексу они обвинялись в "участии в деятельности незаконных организаций" (хотя "Хизб ут-тахрир" не запрещен в Казахстане под этим названием) и "разжигание социальной, национальной, клановой, расовой или религиозной розни. Несколько тысяч членов "Хизб ут-тахрир" - экстремистского политического движения, выступающего за создание безграничного теократического исламского государства в масштабах всего исламского мира, - присутствуют в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, а также в странах за пределами Центральной Азии. Правительство США не располагает доказательствами того, что "Хизб ут-тахрир" совершил какие-либо террористические акты, но исповедуемая группой радикальная антиамериканская и антисемитская идеология сочувствует актам насилия против Соединенных Штатов и их союзников и публично призывает мусульман ехать в Ирак и Афганистан для борьбы с коалиционными силами.

В ноябре правительство объявило, что казахстанские органы безопасности задержали лидеров и соучастников "Джамаата моджахедов Центральной Азии" (в англоязычных странах чаще именуемого группой "Исламский джихад"). Задержано более десяти подозреваемых, в том числе четыре женщины, которые предположительно готовились стать террористками-смертницами. Эта группа предположительно причастна к взрывам 30 июля в Ташкенте.

Кыргызстан

Кыргызстан в 2004 году оставался надежным и искренним союзником в глобальной войне с терроризмом, предпринимая политические, законодательные и правоохранительные инициативы по пресечению и сдерживанию терроризма.

Кыргызстан пережил в 2004 году смертоносный террористический акт. В ноябре в южном городе Оше от взрыва погибли один полицейский и один предполагаемый террорист. В декабре Министерство внутренних дел объявило, что оно откроет в Оше временный антитеррористический центр. В декабре киргизский парламент начал рассматривать закон о финансировании терроризма, который в случае его принятия значительно укрепит усилия Кыргызстана в этой области. В апреле Кыргызстан добавил "Хизб ут-тахрир" в список запрещенных религиозных экстремистских групп, хотя его членов обычно арестовывают только за распространение литературы, "разжигающей религиозную, этническую или расовую рознь". Несколько тысяч членов "Хизб ут-тахрир" - экстремистского политического движения, выступающего за создание безграничного теократического исламского государства в масштабах всего исламского мира, - присутствуют в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, а также в странах за пределами Центральной Азии. Брошюры "Хизб ут-тахрир" с антиамериканской пропагандой распространялись по всему южному региону страны и даже появлялись в Бишкеке и других северных районах. Правительство США не располагает доказательствами того, что "Хизб ут-тахрир" совершил какие-либо террористические акты, но исповедуемая группой радикальная антиамериканская и антисемитская идеология сочувствует актам насилия против Соединенных Штатов и их союзников и публично призывает мусульман ехать в Ирак и Афганистан для борьбы с коалиционными силами.

Военные и внутренние силы Кыргызстана в 2004 году стремились повысить свой контртеррористический потенциал и расширить сотрудничество с региональными партнерами. Пограничные службы Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана провели в июне на своей общей границе совместные учения для улучшения регионального сотрудничества против террористов. В июле Россия, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан провели совместные военные контртеррористические учения в Кыргызстане. В апреле Национальная пограничная службы открыла Межведомственный учебный центр, который будет заниматься подготовкой кадров для борьбы с нелегальной миграцией и терроризмом. Кыргызстан и Китай подписали в сентябре двустороннее соглашение о сотрудничестве против терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Кыргызстан принимает в своей столице Бишкеке контртеррористический центр СНГ. Кыргызстан, наряду с Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, является членом Шанхайской организации сотрудничества, которая в июне учредила Региональный антитеррористический центр в Ташкенте. В октябре Кыргызстан, наряду с Беларусью, Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Россией, образовал Евразийскую группу - региональную группу по борьбе с отмыванием денег по образцу регионального органа Специальной группы по финансовым действиям.

В 2004 году Россия осуществляла несколько важных внутренних и глобальных контртеррористических инициатив, расширяя свою роль в глобальной войне с терроризмом. Руководство и общественность России придавали все большее значение контртеррористической деятельности после серии смертоносных терактов в 2004 году. Террористы-сепаратисты, базирующиеся на Северном Кавказе, несли ответственность за убийство сотен российских граждан. Имеются доказательства присутствия иностранных террористов в Чечне и международных финансовых связей с чеченскими группами, хотя реальная террористическая деятельность в регионе и других частях России во многом доморощенная и связана с чеченским сепаратистским движением.

В течение года Россия продолжала уточнять свое внутреннее контртеррористическое законодательство и перестраивать свои правоохранительные органы и спецслужбы в ответ на террористическую угрозу. Она содействовала эффективному пресечению финансовых потоков террористов как полноправный член Специальной группы по финансовым действиям (ФАТФ). В октябре Россия выполнила свое обязательство создать в Центральной Азии региональный орган по образцу ФАТФ - Евразийскую группу, в состав которой входят Беларусь, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россия. Будучи председателем этой новой группы, Россия объявила о намерении создать учебный центр в Москве для укрепления регионального сотрудничества.

13 сентября, сразу после трагедии в Беслане, Президент Путин объявил о политических реформах (включая назначение губернаторов Президентом), которые, по мнению правительства, приведут к большей внутренней безопасности. Некоторые русские считают эти реформы антидемократическими, и США выразили озабоченность в связи с характером некоторых предложений и тем, в какой степени они касаются контртеррористических усилий России.

Примеры примечательных правоохранительных и судебных мер, принятых Россией в 2004 году, включают в себя следующее. В ноябре российские правоохранительные органы арестовали Алишера Усманова, который, как утверждают российские власти, возглавлял террористическую ячейку. Как сообщалось, в момент ареста Усманов вез взрывчатые вещества и учебные материалы "Аль-Кайды". Абдулла Алиев, помощник чеченского террориста Шамиля Басаева, был признан виновным в причастности к вторжению Басаева в Дагестан в 1999 году после возвращения в Дагестан из добровольной ссылки в Турцию и признания прокурорам. Он был приговорен к восьми годам лишения свободы условно.

Россия все более ориентировала свою внешнюю политику на укрепление усилий по борьбе с терроризмом и участвовала в двустороннем контртеррористическом сотрудничестве с многочисленными странами, включая Великобританию, Индию, Францию, Пакистан, Японию и Германию. Президент Путин ввел должность специального представителя по международному контртеррористическому сотрудничеству и назначил выполнять эту функцию бывшего заместителя министра иностранных дел А. Сафонова.

Американо-российская контртеррористическая группа провела заседания в марте и октябре, укрепляя оперативные связи по сотрудничеству между многочисленными учреждениями США и их коллегами в России. Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральное бюро расследований (ФБР) регулярно обменивались оперативной контртеррористической информацией, и в 2004 году проводилось несколько совместных расследований. ФСБ и российская Служба внешней разведки (СВР) предоставили американским органам информацию, которая помогла выявить потенциальные финансовые потоки террористов и подозрительные банковские счета и операции. В декабре 2004 года в ходе визита директора ФБР Мюллера в Москву он и директор ФСБ Патрушев подписали всеобъемлющий меморандум о сотрудничестве между двумя организациями в области борьбы с терроризмом, в частности, обязывающий их своевременно обмениваться информацией о террористических угрозах. ФСБ и ФБР договорились расширить свою совместную программу обменов, включив в нее информацию об оружии массового поражения. Россия также вела широкое сотрудничество с Агентством транспортной безопасности МВБ по укреплению безопасности аэропортов после того, как в августе из-за действий террористов разбились два российских авиалайнера. Министерство финансов США и российская Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ) представили в июле 2004 года Президентам Бушу и Путину совместный доклад о совместных стратегиях противодействия финансированию терроризма.

Россия была главным инициатором принятой 8 октября резолюции 1566 Совета Безопасности ООН, которая создала рабочую группу по изучению возможностей введения санкций против террористических групп, не охватываемых Комитетом по санкциям против "Аль-Кайды"/"Талибана", и укрепила Контртеррористический комитет (КТК) ООН. Во второй половине 2004 года Россия председательствовала в КТК и активно участвовала в многочисленных других международных форумах по укреплению механизмом и программ сотрудничества против террора. Например, в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Шанхайской организации безопасности (ШОБ) Россия возглавляла усилия по ориентированию этих организаций на контртеррористическое сотрудничество. Россия подписала совместную декларацию о международном контртеррористическом сотрудничестве с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Джакарте в июле и настояла на том, чтобы члены организации создали специальную группу Россия-АСЕАН по борьбе с терроризмом. Россия призвала ОБСЕ и другие организации ориентировать свои миссии и цели на глобальную борьбу с терроризмом. Совет НАТО-Россия принял совместный контртеррористический план на своем декабрьском заседании в Брюсселе. На том же заседании Россия подписала соглашение о начале постоянного участия в 2005 года в операции НАТО "Эктив индевор" путем предоставления морских средств для продолжающейся морской запретительной операции в Средиземном море.

(Всего в 2004 году, по данным Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, было зафиксировано 265 терактов, что в 1,5 раза меньше, чем в 2003 году. Из них около 250 терактов были совершены в ЮФО РФ, в том числе 214 - на территории Чечни. При этом количество нераскрытых терактов сократилось почти на 50%. Благодаря совместным усилиям МВД и ФСБ России было предотвращено более 200 терактов, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону и в Волгоградской области. В результате проведенной работы у преступников было изъято более 1 тыс. единиц огнестрельного оружия, 175 кг взрывчатки и 662 взрывных устройства. – Прим. ИАГ ВЦИОП ).

Таджикистан

Правительство Таджикистана остается твердым сторонником Соединенных Штатов в глобальной войне против терроризма. Таджикское правительство направляет разведывательные и правоохранительные ресурсы на борьбу против террористических групп, действующих в пределах его границ, таких как "Исламское движение Узбекистана". Кроме того, Таджикистан ведет борьбу и против финансирования терроризма, передавая списки выявленных террористических групп и лиц местным банкам и другим финансовым институтам. На международном уровне Таджикистан участвует в антитеррористических инициативах, выдвинутых "Шанхайской организацией сотрудничества" (ШОС) и Антитеррористическим центром СНГ. ШОС создала региональный антитеррористический центр в Ташкенте в июне. В 2004 году Таджикистан совместно с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем и Беларусью стал сооснователем "Евразийской группы", региональной организации по борьбе с отмыванием денег, своего рода региональной "Рабочей группы по мерам в финансовой области". В настоящее время Соединенные Штаты оказывают техническую помощь антитеррористическим подразделениям таджикского правительства. С помощью Соединенных Штатов и других иностранных государств работники правоохранительных органов Таджикистана проходят подготовку в таких областях, как управление кризисами, обнаружение взрывных устройств и расследования после взрывов. В 2004 году Таджикистан взаимодействовал с Россией в выдаче России таджикского гражданина, чтобы там он предстал перед судом по обвинениям в совершении террористических актов в 2000 году.

Туркменистан

Правительство Туркменистана является участником международной коалиции против терроризма, предпринимая ограниченные меры по обеспечению безопасности своей границы с Афганистаном, проявляя большую готовность принимать помощь в некоторых экспертных вопросах безопасности границ, а также необходимое оборудование от международного сообщества и осуществлять новые меры по безопасности аэропортов.

После нападения на автомобильный кортеж Президента С. Ниязова 25 ноября 2002 года отношение правительства к терроризму, а именно к "внутреннему терроризму", произошло значительное изменение. Однако новые законы и строгие положения по борьбе с терроризмом ставили своей целью укрепление контроля над внутренней безопасностью с тем, чтобы обеспечить выживание правительства Ниязова. Последствиями этих новых законов были серьезные посягательства на гражданские свободы и нарушения прав человека.

В развитие своего Закона по борьбе с терроризмом, принятого в августе 2003 года, Президент в сентябре 2004 года опубликовал указ, в котором утвердил создание Государственной комиссии по борьбе с терроризмом. Управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел также взяло на себя задачи по борьбе с терроризмом в 2004 году и превратилось в Управление по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

Борьба против терроризма является одним из высших внешнеполитических приоритетов правительства Украины. В Украине нет проблемы внутреннего терроризма. В 2004 году украинские суды не вели каких-либо судебных дел, связанных с обвинениями в международном терроризме, хотя в мае украинские власти арестовали одного иракца, двух греков и одного пакистанца в ходе стремительной операции с целью воспрепятствовать попытке закупки оружия для использования его в Ираке иракскими повстанцами; все четверо были осуждены в конце декабря, получили сроки тюремного заключения условно и подверглись депортации.

Узбекистан

Узбекистан играет активную роль в многосторонних региональных усилиях по борьбе с терроризмом. В июне в Ташкенте был создан Региональный антитеррористический центр Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и он находится на раннем этапе своего развития. Членами ШОС являются Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. После взрыва на явочной квартире в Бухаре, террористы-смертники организовали нападения на местный базар и другие места в Ташкенте в марте и апреле, что привело к гибели более 10 полицейских и мирных прохожих и десятки людей получили ранения. Это были первые случаи терактов, совершенных самоубийцами в Центральной Азии. Следующая серия терактов произошла в июле перед зданиями американского и израильского посольств, а также перед зданием Генеральной прокуратуры Узбекистана, в результате чего несколько человек были ранены и погибли двое узбекских полицейских в посольстве США, один человек из Службы национальной безопасности Узбекистана и узбекский охранник в израильском посольстве. Недавно правительство Казахстана задержало лиц, подозреваемых в организации этих недавних терактов.

Узбекистан продолжает рассматривать противодействие терроризму и антиправительственным угрозам в качестве высокого приоритета. В августе и сентябре узбекские суды осудили более 80 человек в связи с их террористической деятельностью и участием в терактах в марте и апреле.

P. S.

В 2004 году в мире произошел 651 теракт против 208 терактов, зафиксированных в предыдущем году. Эти цифры были обнародованы 27 апреля 2005 года Национальным антитеррористическим центром (НАЦ), действующим под эгидой ЦРУ. Количество жертв также существенно возросло – с 625 человек в 2003 году (по подсчетам американского госдепартамента) до 1907 в 2004 году. В общей сложности в 2004 году в результате терактов получили ранения 6704 человека, тогда как в 2003 году их было 3646 человек. В докладе НАЦ также отмечается, что в 2004 году 710 человек были захвачены в заложники.

Более половины всех совершенных в 2004 году терактов произошли в Южной Азии, где зафиксировано 327 атак, унесших жизни 502 человек. Ближний Восток лидирует по числу погибших (270 терактов, 726 убитых). Наиболее кровопролитными были теракты в Европе и Евразии, где в результате 24 терактов было убито 636 человек. Речь идет, прежде всего, о терактах в Мадриде (март) и в городе Беслане (сентябрь).

По оценкам исследовательского центра RAND , проанализировавшего статистику глобального терроризма за период с 1970 по 2003 год, с каждым годом террористы все чаще атакуют гражданские цели. При этом, каждый теракт уносит все больше жертв.
В 1970-е годы среднестатистический теракт приводил к гибели или ранениям 4,47 человек. В 1980-е годы - 4,87, в 1990-е – 12,29. “Коэффициент летальности” терактов, совершенных с 2000 по 2003 год, составил 14,49. Увеличение числа убитых и раненых, прежде всего, связано с активизацией “религиозных” террористических структур. В 1970-е-1980-е годы большинство терактов совершали “секуляристские” террористы - в основном, националисты, анархисты или неофашисты. В 1990-е годы “первую скрипку” в террористическом интернационале стали играть “религиозные” структуры, прежде всего исламисты.
Если в результате теракта, организованного “светскими” террористами страдало, в среднем, 3,27 человек, то для “религиозных” террористов этот показатель почти в 9 раз выше - 27,05. Еще более разительна разница при оценке числа погибших в результате террористических атак: террористы – “секуляристы”, в среднем, убивали 0,92 человека за теракт, "религиозные" террористы – 38,4.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 1(14)/2006

Полковник юстиции М.Ф. ГАЦКО,

кандидат философских наук,

профессор АВН

Еще в недавнем прошлом борьба с терроризмом являлась прерогативой спецслужб. Однако сегодня уже совершенно очевидно, что мы имеем дело с международным терроризмом. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации прямо указывается, что «международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России»1. Поскольку проявления терроризма приобрели международные масштабы, влекут огромные политические, экономические, людские и моральные потери, силами только лишь спецслужб бороться с этой угрозой безопасности уже невозможно. В этой связи в Российской Федерации, как и в других странах, Вооруженные Силы должны быть способны эффективно участвовать в борьбе с терроризмом.

До недавнего времени участие российской армии в контртеррористической деятельности не было предусмотрено Федеральным законом «Об обороне»2. В 2005 году было осуществлено законодательное расширение предназначения Вооруженных Сил. Так, Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороне»3. Указанным законом пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» был дополнен отсылочной нормой, указывающей на то, что Вооруженные Силы Российской Федерации также предназначены для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами Российской Федерации.

Заметим, что первоначально, при принятии 2 февраля 2005 года в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороне» предполагалось указанную статью закона дополнить более жесткой нормой прямого действия следующего содержания: «Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации». Очевидно, что при принятии окончательной редакции статьи 10 Федерального закона «Об обороне» российские законодатели не решились прямо заявить о возможности Минобороны России своими средствами решать задачи контртеррористической деятельности. Вместе с тем указанная выше отсылочная норма в совокупности с нормами контртеррористического законодательства дает Вооруженным Силам Российской Федерации правовые основы противодействия военными средствами террористической деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» Минобороны России является субъектом, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции. Пунктом 6 статьи 7 указанного закона в компетенцию военного ведомства входят: защита находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; защита объектов Министерства обороны Российской Федерации; обеспечение безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации; участие в проведении контртеррористических операций4. Таким образом, Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» на Минобороны России прямо возложена функция участия в проведении контртеррористических операций.

На возможность выполнения Вооруженными Силами Российской Федерации контртеррористической функции четко указывает и Военная доктрина Российской Федерации, в п. 15 раздела II которой акцентируется внимание на тот факт, что участие армии в контртеррористических операциях должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством5.

Какие же задачи могут возлагаться на органы военного управления при проведении контртеррористических операций?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны6. Этим же указом детально определены вопросы, относящиеся к ведению военного ведомства, однако в прямой постановке среди них не указаны какие-либо конкретные задачи по участию в контртеррористической деятельности.

Вместе с тем, по сложившейся в последние годы практике, на Министерство обороны Российской Федерации реально возлагаются следующие задачи по противодействию терроризму:

анализ оперативной информации о состоянии и тенденциях распространения терроризма;

участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организации и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;

координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения.

На Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации также возлагаются задачи антитеррористической деятельности, в том числе: планирование и организация антитеррористической деятельности в Вооруженных Силах; организация взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом; представительство военного ведомства в Федеральной антитеррористической комиссии.

В соответствии с п. 1 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности7. Однако в этом положении не указываются какие-либо задачи военных округов по участию в осуществлении контртеррористических мероприятий.

Представляется, что командование войсками военных округов (флотов) должно отвечать за планирование, организацию и поддержание войск (сил флота) в постоянной готовности к борьбе с терроризмом, за поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, организацию работы в региональных антитеррористических комиссиях.

По аналогии, на главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск должна быть возложена ответственность за планирование и организацию антитеррористической деятельности в видах Вооруженных Сил и родах войск, а также за подготовку войск к борьбе с терроризмом.

Действующие Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации не содержат каких-либо норм, регламентирующих полномочия воинских должностных лиц в антитеррористической деятельности. Вместе с тем, по нашему мнению, командиры (начальники) воинских частей и учреждений, а также начальники воинских гарнизонов должны отвечать за планирование, организацию и проведение антитеррористических действий в соединениях (воинских частях, учреждениях) и гарнизонах, за их постоянную готовность к борьбе с терроризмом, за поддержание на высоком уровне караульной, гарнизонной служб, службы внутреннего наряда, поддержание постоянного взаимодействия с органами федеральной власти и местными органами исполнительной власти.

В настоящее время в рамках борьбы с международным терроризмом в Министерстве обороны Российской Федерации созданы специальные части, оснащенные спецтехникой. Так, в целях своевременного реагирования на угрозу террористических актов в военных округах и на флотах созданы мобильные резервы, в состав которых наряду с общевойсковыми подразделениями входят и подразделения специального назначения. Помимо этого, для совместных действий с Министерством внутренних дел и Федеральной службой безопасности по предотвращению террористических актов в каждом из субъектов Федерации от Вооруженных Сил выделены ротные тактические группы. Привлекаемые для осуществления антитеррористической деятельности силы оснащены унифицированными специальными техническими средствами как наземного, так и воздушного базирования, в том числе и установленными на вертолетах8.

Таким образом, несмотря на то, что органы военного управления фактически уже выполняют задачи в рамках антитеррористической деятельности и даже создали для выполнения этих задач специальные воинские части и подразделения, до настоящего времени указанные задачи еще не конкретизированы и юридически не закреплены. В этой связи, по нашему мнению, представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Также представляется целесообразным законодательно закрепить вопросы правового регулирования применения Вооруженных Сил в контртеррористической деятельности. В этой связи следует ускорить принятие Федерального закона «О противодействии терроризму», проект которого (№ 115259-4) был в 2005 году принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации.

Указанным законопроектом предлагается закрепить норму, что Вооруженные Силы Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации, прикрытия войсками и силами противовоздушной обороны отдельных объектов государственной охраны и иных важных объектов Российской Федерации, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации, пресечения террористических акций во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации; оказания содействия обеспечению безопасности национального морского судоходства, защиты собственных объектов и находящегося на вооружении (сохранении) вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ; проведения разведывательных и специальных мероприятий, а также посредством оказания содействия другим федеральным органам исполнительной власти при пресечении террористических акций.

Также разработчики законопроекта предлагают закрепить положение, что в исключительных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться к участию в проведении контртеррористических операций за пределами территории Российской Федерации.

Проект Федерального закона № 115259-4 «О противодействии терроризму» содержит отдельную главу (№4), регламентирующую порядок участия Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении террористических акций и противодействии терроризму. Так, применение Вооруженных Сил Российской Федерации для непосредственного пресечения террористических акций предусматривается в следующих случаях:

1) для пресечения полетов воздушных судов в пределах воздушного пространства Российской Федерации, нарушивших ограничения и запреты на правила полетов, если имеются основания полагать, что нарушение таких запретов создает опасность нападения на объекты Российской Федерации, а также пресечения полетов воздушных судов, захваченных террористами либо используемых ими для реализации террористических акций;

2) для защиты объектов Военно-Морского Флота, пресечения террористических акций во внутренних водах и в территориальном море России, а также для пресечения террористических акций, направленных на объекты морской производственной деятельности, расположенные на континентальном шельфе России, для оказания содействия в обеспечении безопасности национального морского судоходства и пресечения террористических акций в подводной среде;

3) для участия в проведении контртеррористической операции.

Законопроектом предусматривается, что при привлечении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в проведении контртеррористической операции на них должны распространяться положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей.

В целях развития международного сотрудничества в сфере безопасности и координации антитеррористической деятельности 20 июня 2000 года в Москве на встрече глав государств СНГ было принято решение о создании Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ). Он координирует деятельность одиннадцати спецслужб стран СНГ. Фактической датой начала функционирования АТЦ можно назвать 1 декабря 2000 года - с момента утверждения Советом глав государств СНГ в Минске Положения об Антитеррористическом центре СНГ.

Антитеррористический центр СНГ возглавляет руководитель (генерал-полковник Б. Мыльников), который назначается решением Совета глав государств СНГ сроком на три года, с возможностью дальнейшего продления полномочий. По статусу руководитель АТЦ приравнивается к первому заместителю руководителя органа безопасности того государства, на территории которого пребывает штаб-квартира АТЦ. В целях более полного и оперативного взаимодействия руководителя Центра с другими силовыми ведомствами у него имеется три заместителя. Соответственно от Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих пограничными войсками СНГ. При этом руководитель Центра, его первый заместитель и заместители не являются гражданами одного государства. При исполнении своих обязанностей они должны соблюдать интересы всех государств СНГ. Следует обратить внимание на тот факт, что сегодня в АТЦ представлены практически все силовые структуры, которые призваны бороться с терроризмом: органы государственной безопасности, министерства обороны и внутренних дел, а также пограничные войска государств СНГ.

Под эгидой АТЦ ежегодно проводятся совместные командно-штабные и оперативно-тактические учения антитеррористических подразделений и войск СНГ. Так, на территории Кыргызстана было проведено командно-штабное учение «Юг-Антитер-рор-2001», на территории Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана проводилось оперативно-тактическое учение «Юг-Антитеррор-2002», на территории Украины проводилось учение «Азов-Антитеррор-2003», в Молдавии - «Запад-Антитеррор-2004», в Казахстане - «Каспий-Антитеррор-2005». В указанных учениях были задействованы органы безопасности и спецслужбы большинства государств СНГ. В проводимых учениях задействуются и силы Минобороны России, в частности в учениях «Юг-Антитеррор-2001» участвовал личный состав дислоцированной в Таджикистане 201-й российской дивизии. Учения позволяют выработать способы и формы проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом, а их проведение приносит большую практическую пользу как руководству, так и личному составу антитеррористических и специальных подразделений государств СНГ9.

К сожалению, не все государства СНГ стремятся к сотрудничеству с Российской Федерацией в контртеррористической деятельности. Министр обороны Российской Федерации СБ. Иванов, выступая на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса в Военной академии Генерального Штаба 10 декабря 2004 года, предложил создать на базе управления Группы российских войск в Закавказье, расположенной в Тбилиси, Информационно-аналитический антитеррористический центр. Одновременно предлагалось на основе 12-й российской военной базы в г. Батуми создать центр по подготовке специалистов контртеррористической борьбы на объектах морской инфраструктуры, а на основе 62-й российской военной базы в г. Ахалкалаки сформировать центр по подготовке специалистов погранвойск и МЧС. Однако грузинская сторона не поддержала указанные предложения российской стороны.

Активизация деятельности международных террористических организаций на территории Российской Федерации, повлекшая огромные человеческие жертвы, гибель ни в чем не повинных людей, в том числе детей и женщин, в результате нападения боевиков 21-22 июня 2004 года на Республику Ингушетия, взрывов 24 августа 2004 года в самолетах Ту-134 и Ту-154, взрыва 31 августа 2004 года у станции метро «Рижская» в городе Москве, захвата заложников 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания, террористических актов в Чеченской Республике свидетельствует о необходимости принятия чрезвычайных мер по пресечению терроризма.

Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» (п. п. «а» п. 2) перед Минобороны России, а также перед другими силовыми структурам поставлена задача по выработке адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме10.

В этой связи руководством Минобороны России высказано предложение о возможности нанесения превентивных ударов по террористам. Так, министр обороны Российской Федерации С.Б. Иванов заявил: «Мы действительно будем наносить превентивные удары. Если вне территории России в нашу сторону будет двигаться какая-то банда с целью совершения теракта, мы не будем ждать, пока они придут и сделают свое черное дело. У нас есть высокоточное оружие, есть войска спецназа. И мы себя ничем ограничивать не будем. Кроме одного: ядерное оружие применять не собираемся»11.

Начальник Генерального Штаба Ю.Н. Балуевский также сделал заявление о том, что Россия допускает возможность нанесения превентивных ударов в любой точке, откуда может для нас исходить угроза терроризма. Такие удары будут наноситься по базам, лагерям и местам скопления террористов, где бы они ни находились, с применением любого вида оружия (кроме ядерного). Для нанесения таких ударов могут применяться различные силы и средства. О том, какими именно средствами и где будут наноситься удары, руководство Минобороны России никого предупреждать не намерено, поскольку в противном случае эффективность таких ударов будет минимизирована12.

Еще задолго до объявления официальной позиции Минобороны России по вопросу нанесения превентивных ударов по террористам за такого рода действия высказывался известный специалист в области применения стратегического ракетного вооружения доктор технических наук генерал-майор В.З. Дворкин, ранее возглавлявший ЦНИИ Минобороны России. Он считает возможным использование возможностей стратегических ракет для оперативного поражения удаленных целей в интересах антитеррористических действий. Технически для этого необходимо оснастить стратегические ракеты неядерными маневрирующими боеголовками с высокоточной системой наведения13.

В связи с возможностью нанесения превентивных ударов возникает вопрос о правовых основах такого рода действий. Следует подчеркнуть, что право нанесения превентивных ударов против международного терроризма закреплено в решениях ООН. Так, в резолюциях 2001 года № 1368 и 1373, принятых после террористической атаки на США, Совет Безопасности ООН призвал международное сообщество удвоить свои усилия по предотвращению и пресечению террористических актов, а также подтвердил необходимость бороться всеми допускаемыми Уставом ООН средствами с угрозами международному миру и безопасности, создаваемыми террористическими организациями14. В Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. № 1373» также подтверждается необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами15.

Кроме того, в ответ на террористический акт, совершенный в сентябре 2004 года в Беслане, Совет Безопасности ООН своей резолюцией от 8 октября 2004 года № 1566 призвал все государства предотвращать преступления террористического характера, а если этого не удалось сделать, то принимать меры к тому, чтобы наказывать за такие деяния сообразно тяжести последствий16.

Таким образом, право применения адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма, включая возможность нанесения спецподразделениями Вооруженных Сил превентивных ударов по террористам, сегодня закреплено на международно-правовом уровне резолюциями Совета Безопасности ООН и детализировано в соответствующих Указах Президента России.

При этом применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом должно соответствовать следующим правилам:

Соответствовать Уставу Организации Объединенных Наций, Конституции России и федеральному законодательству;

Осуществляться только допускаемыми ООН силами и способами;

Быть адекватным угрозам для международного мира и безопасности, создаваемым террористическими актами;

Возможные превентивные удары должны наноситься только неядерными средствами.

В целом, по нашей оценке, в России уже создана и действует база нормативно правовых актов, обеспечивающая возможность дальнейшего своего развития, в том числе и для специфичной сферы морского терроризма. Новые возможности в борьбе со всеми видами терроризма, применения на законных основаниях Вооруженных Сил РФ открывает только что принятый закон о противодействии терроризму.

ЛИТЕРАТУРА

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации 1997 г., № 52, ст. 5909; 2000 г., № 2, ст. 170.

Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 23, ст. 2750.; 2000 г., № 1 (часть 1), ст. 6.; 2004 г., №27, ст. 2711.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г., № 15, ст. 1276.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 31, ст. 3808; 2000 г., № 33, ст. 3348; 2002 г., № 47, ст. 4634; 2004 г., № 35 ст. 3607.

Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2000 г., № 17, ст. 1852.

Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г., № 34, ст. 3538.

Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., №31, ст. 3840.

Выступление министра обороны Российской Федерации СБ. Иванова на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса

В 1999 году чеченские боевики вторглись на территорию Дагестана и провозгласили создание исламского государства. В то время Путин занимал должность премьер-министра. По его инициативе началась контртеррористическая операция. Отряды сепаратистов были уничтожены. Вскоре российские войска вошли на территорию самой Чечни. Началась вторая чеченская война. В ходе боевых операций вся республика была освобождена от сепаратистов, в Чечне восстановлена юрисдикция России.

В 2003 году на референдуме жители республики высказались за сохранение Чечни в составе России. Президентом Чечни избран А.Кадыров.

Однако борьба с терроризмом не закончилась. Скрывшиеся в горах боевики продолжали совершать теракты – и не только в самой Чечне, но и за ее пределами. Сотни боевиков были уничтожены уже после активной фазы контртеррористической операции.

Одновременно в республике шло восстановление разрушенных городов и сел. На эти цели из бюджета страны были выделены огромные деньги. За короткий срок удалось преодолеть последствия сепаратистского режима и двух войн.

Президент Путин не раз призывал западные страны объединиться в борьбе с международным терроризмом. Однако его голос был услышан лишь после чудовищного теракта в США в сентябре 2001 года, когда управляемые террористами пассажирские самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра. В результате теракта оба небоскреба были разрушены до основания, тысячи человек погибли.

Россия поддержала США и другие страны, начавшие подготовку к проведению контртеррористической операции в Афганистане. Страна активно включилась в борьбу с международным терроризмом не только в России, но и за ее пределами.

Законодательные основы борьбы с международным терроризмом.

Законодательства по борьбе с терроризмом имеются и на национальном и на международном уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы, карающие за терроризм. По мнению специалистов, наилучший закон о борьбе с терроризмом имеет Великобритания, принятый в 2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе действий, попадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба собственности».

Несмотря на то, что терроризм как международное явление сформировался сравнительно недавно, мировое сообщество уже накопило большой опыт в сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). По разным причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом.

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки о предупреждении и наказании террористических актов. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

На европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в 1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том числе и посредством соответствующих законов. Международному сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения». Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

«Совет Безопасности, подтверждая свои резолюции 1269(1999) от 19 октября 1999 года и 1368(2001) от 12 сентября 2001года, подтверждая также свое безоговорочное осуждение террористических нападений, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ КОЛУМБИЯ) и Пенсильвании, и, заявляя о своей решимости предотвращать все подобные акты, подтверждая далее, что такие действия, как и любой акт международного терроризма и безопасности, подтверждая необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами, действуя на основании главы 7 Устава Организации Объединенных Наций.» Что касается совместных действий в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, то в соответствии с решением совета глав государств СНГ от 25.01.2000. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ» была разработана «Программа государств- участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года». Данная программа разработана в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пересечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах- участниках Содружества Независимых Государств. В Программе в частности говорится: Международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства – участников СНГ консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с международным терроризмом. Настоящая программа имеет цель координировать усилия государств- участников СНГ, направленные на противодействия на противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма. Она разработана в развитие Межгосударственной программы государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года. При этом сотрудничество государств- участников СНГ предусматривается осуществлять с соблюдением их национальных интересов и в формате заинтересованных государств».

В качестве первоочередных мероприятий, согласно Программе, значатся: « присоединение государств – участников СНГ 2000 года к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом. Создать Антитеррористический центр СНГ ». Не остался в стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом и Казахстан.

Казахстан подписал ряд международных договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, « Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» (Ташкент, 21 апреля 2000 г.).

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом: « Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом- « Шанхайской конвенции » от 15 июня 2001 года в статье определена сфера совместной деятельности сторон: « Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие ».

Таким образом, можно видеть, что мировое сообщество уделяет огромное внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и борьба должна с ним проводиться на международном уровне - только так можно устранить. На этом пути имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм - поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.