Интересные игры по истории. В.Г

Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить такие умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования полученных знаний. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний, эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Какие игры рационально использовать на уроках истории, а может приспособить и для других уроков?

Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра «Дерево мудрости» . Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик» . Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион» . Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV . Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.

Игра «Реставрация» . Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.

КУВУР __________________ * * Ответ: Урук В

АШАГАЛ ________________* * Лагаш А

РЭВУДЭ _________________ * * Эруду В

ИРИАМ _________________* * Мари И

ШРУШАЛ _______________* * Ашшур Л

ИНЕЯВИНО _____________* * Ниневия О

НУР ___________________* * Ур Н

Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевые игры

Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

Игры – импровизации . Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»

Роли: сельский староста, крестьяне

2. Судебная реформа.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.

Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение. Можно использовать такие ролевые игры как: «Светский салон XIX века», « Интервью с историческими героями», «Урок – суд», «Музей» и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования РФ ГОУ ВПО

"Нижневартовский государственный гуманитарный университет" Гуманитарный факультет

Контрольная работа

"Игры на уроках истории"

Выполнил : Абдуллин А . О .

31СЭО .

Теоретический аспект

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которые они сами и изображают, хотя и по-разному в различного типа играх.

Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи.

Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных и театральных. Вся эта деятельность по "перевоплощению" в другого человека развивает эмпатические способности школьника.

Методисты давно выделили два важных признака исторической игры - наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (но с обсуждением прошлого). Проводя такое деление, ученые затронули вопрос о классификации игр по истории. Исследователи-педагоги выделяют различные виды учебных игр.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи - связаны с новыми знаниями и способами деятельности. (Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985)

В.Г. Семенов выделил:

1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

3) неинтерактивные (индивидуальные игровые задания). Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

1) игры с ролями и сюжетом (импровизационные);

2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

3) бессюжетные игры (кроссворды) (Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984).

Г.К. Селевко разделяет игры на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации (Г.К. Селевко, А.В. Басов. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998).

Возможно, что в приведенных педагогических классификациях, безусловно, есть смысл: они показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников.

В теории и практике обучения истории была известна классификация, разделяющая игры на ретроспективные и деловые, если идет речь об играх с внутренними правилами (И.В. Кучерук. Учебные игры на уроках истории / "Преподавание истории в школе, 1989, №4).

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.

Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. Как правило, такие игры даже при определенной программе деятельности проводятся с большой долей импровизации ребят.

Другая форма деловой игры - это игра - исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Ретроспективная игра (также встречается термин "реконструктивная", от слов "ретро" - воспоминание о прошлом, "реконструкция"-воссоздание), в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" и принцип исторической беллетристики - "так могло быть". Как справедливо заметил психолог А.Н. Лук, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее" (А.Н. Лук. Эмоции и чувства. М, 1972).

Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Не все ретроспективные игры одинаковы, поэтому они делятся на подвиды. И.В. Кучерук делит все ретроспективные игры на:

1) формально-реконструктивные - игры-иллюстрации исторического события, документально воссоздающие обстановку, соответствующую определенной эпохе (по-иному такие игры называют театрализованными представлениями);

2) формально-конструктивные игры, когда в сюжет и уста "очевидцев" событий вкладывается собственная их оценка, и даже с учетом современного опыта познания (по-другому театрализованные игры);

3) неформально - конструктивные игры, которые дают больший простор воображению и деятельности участников, которые могут отступить от четкого сюжета (регламента), канонизации персонажей (ролевые игры дискуссионного характера) (И.В. Кучерук. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР. М, 1991).

Нам представляется, что данная классификация не вобрала в себя все многообразие современного опыта проведения ретроспективных игр. Все эти игры можно разделить условно на ролевые и неролевые.

игра урок история деловая

Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи "демонстрируют" свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. Путем такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой, дает возможность эти знания "применить" в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры "зажигает" ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.

Другой тип ретроспективной игры - это маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им "попадаются" в путешествии.

В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурсных играх нет явных ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Тогда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной одновременно. Собственно ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся также на подвиды.

Один из подвидов ролевой игры - театрализованное представление. Оно имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в "оживлении картин" прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Здесь важны "ассоциации", когда дети распознают время и место действия, исторические явления и представителей социальных слоев по действиям героев представления.

Другим подвидом ролевых игр является театрализованная игра, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако, в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

Третий подвид ролевой игры - проблемно-дискуссионная игра. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиций своих персонажей, причем заранее неизвестен результат решения данного вопроса. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно "движение" каждого ученика в разработке проблемы.

Последний подвид приближает нас к промежуточному типу игры, которую методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, очевидцев событий, которые "встречаются" для обсуждения важных вопросов и "дознания" прошлого с потомками. Очевидцы исторического события могут в этой игре "принять" участие в современных формах общения людей - судах, съездах, митингах, клубах путешественников и телемостах и др. Современная ситуация с участниками событий может быть смоделирована и с частичной реконструкцией и отдельными сюжетами прошлого (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет оценивающую и воссоздающую роль одновременно, что называется, "в одном флаконе". Учитель вынужден комплектовать на таких уроках разные задачи обучения, не имея достаточного количества часов на реконструкцию и оценку прошлого.

Приведенная выше классификация исторических игр основана по меньшей мере на трех критериях - характере ролей участников (очевидцы или наши современники), условиях воображаемой ситуации на занятиях (тогда или сейчас), жесткости сценария (программы) и степени импровизации детей в игре. Однако, мы до сего момента не касались так называемых игр с внешними (жесткими) правилами или игр, основанных на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми. К ним относятся: 1) настольные игры (домино, лото, поле чудес и др.; 2) игры на основе алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) и 3) сюжетные с воображаемой ситуацией на основе тренинга ("неотосланная депеша", расшифровка иероглифов, найди ошибку профессора Головотяпова и др.). Поскольку именно эти игры достаточно разработаны в методической литературе, то мы главное внимание уделили в книге играм с внутренними правилами.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Обратимся к вопросу об участниках игры и их стационарной роли в различного рода игровых занятиях, затем рассмотрим ход моделируемой игровой ситуации и ее раскручивание. Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

3) тренера - который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой (М.В. Кларин. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994).

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты оценивают создаваемы в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности и творчество исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная задача - проанализировать и сам процесс игры, ее результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.

Теперь обратимся к основным этапам исторической игры. Первый этап - подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовится общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. Учитель при необходимости проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре путем формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. В эти минуты школьники вводятся собственно в игровое состояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшему вниманию учителя на этом этапе должна подлежать не деятельность актеров и экспертов, а зрителей, то есть всего класса.

На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц - интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Предложенная игра

Викторина " Знаешь ли ты историю ?"

Игра проводится в 10 - 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа - финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга ) 2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк ) 3. Кто написал "Поучение детям? (Владимир Мономах ) 4. Кто был убит в полюдье? (Игорь ) 5. Кто автор "Повести временных лет? (Нестор ) 6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской ) 7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван ) 8. Кто такие "гости"? (Купцы ) 9. Кто такой князь? (Глава государства ) 10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич ) 11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке ) 2. Что такое вече? (Народное собрание ) 3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества ) 4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение ) 5. Что такое "свинья"? (Ннемецкое построение войск ) 6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва ) 7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами ) 8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение ) 9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре, окончание монгольского ига ) 10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета ) 11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе ) 2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве ) 3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье ) 4. Где расположен Киев? (На реке Днепр ) 5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай ) 6. Где правил Иван Калита? (В Москве ) 7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон ) 8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях ) 9. Где правил Константин Мономах? (В Византии ) 10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье ) 11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна ) 2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль ) 3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария ) 4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь ) 5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения ) 6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь ) 7. Как звали основателя города Киева? (Кий ) 8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки ) 9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем ) 10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату ) 11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте ) 2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел ) 3. Кто такие вои? (Воины на Руси ) 4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани ) 5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359 - 1389 гг.) 6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже )

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей ) 2. Что такое тьма? (10 тысяч ) 3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси ) 4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий ) 5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства ) 6. Что такое поместье? (Земля за службу )

Литература

1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Радянська школа, 1983. - 244с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 352 с.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

6. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. - Сумы: СумДПУ, 2009. - 122 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - С. 385-409.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Игры на уроках английского языка. Фонетические и лексические игры. Роль игры на уроках английского языка в младших классах. Игры, формирующие речевые навыки. Место игровой деятельности в педагогическом процессе. Подготовка педагогического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие и сущность игры, особенности ее применения в педагогической деятельности, классификация и разновидности, отличительные признаки. Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников. Проявление отношений в игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Научно-методические основы игровой деятельности в школе. Типы игровых методик, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Суть и признаки деловой игры, ее структурные компоненты. Потенциал игровой деятельности на уроках информатики.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2017

    Понятие и сущность игры. Виды и функции игр. Методологическая основа по подготовке и проведению игр. Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников. Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности. Сценарий игры "Буриме".

    дипломная работа , добавлен 02.05.2009

    Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности учащихся на уроках истории в 8 классе. Дидактические и методические основы использования игры в учебном процессе. Организации игровой деятельности на уроках отечественной культуры XIX в.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    курсовая работа , добавлен 13.12.2012

    Структура, классификация дидактических игр и их особенности в обучении школьников. Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической науке. Дидактическая игра как средство повышения качества знаний. Реализация игры на уроках в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Учебные цели проведения тренингов и игр на уроках истории и исторического краеведения, а также их значение в творческо-поисковой деятельности школьников. Перечень тренинговых игр и ответов к ним, раскрывающих жизнь и деятельность адмирала Ф.Ф. Ушакова.

    методичка , добавлен 29.04.2010

    Изучение и анализ теоретических аспектов деловой игры в научно-методической и психолого-педагогической литературе. Определение особенностей применения деловых игр на уроках ОБЖ. Оценка эффективности использования метода деловой игры учителем ОБЖ.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Влияние игры на формирование коммуникативного навыка у младших школьников на уроке английского языка. Педагогические основания игровой деятельности. Методика организации игровой деятельности на уроках иностранного языка и диагностика ее эффективности.

Игры на уроках истории

Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.

Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.

Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.

Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.

Оборудование : карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин.)

Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды(придумать название, девиз, выбрать капитана).

II. Основная часть урока-игры (35 мин.)

1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву,Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император,реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция,конфузия, капитан .
3. Дай определение: конфузия, регентство,аристократия, подушная подать, ассамблея,император .
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей –Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город –Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат,произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х(Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»

    Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт , Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).

    Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).

    Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).

7. Восстанови хронологию

    Азовские походы

    Полтавская битва

    Основание Санкт-Петербурга

    Учреждение Сената

    Окончание Северной войны

8. Конкурс капитанов

По тексту определить, о каком событии идет речь.

Когда оба войска, сильно утомившиеся,отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов.Итак, с помощью этих и других больших пушек,которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа…и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты)уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие,голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты,часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)

По тексту определить пропущенное слово:

Придти на ________________ имеет право всякий…Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены:стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт,англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию,вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти,начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)

9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение«Роль Петра 1 в истории»

III. Подведение итогов (3 мин.)

IV. Выставление оценок (2 мин.)

Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».

V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения«Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на IIIуровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

I-й уровень

1. Определить слово и назвать его:

    Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь )

    Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок )

    Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам )

    Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет )

    Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк )

    Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье )

    Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр )

2. К одному слову подобрать семь слов.

    верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван )

    турнир (замок, рыцарь , состязание, сила, ловкость, оружие, конь )

    ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы )

    крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба )

    султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)

    купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль )

    император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть )

3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы,молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть ).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».

II-й уровень

Выбрать правильный ответ.

    Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?

    Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный ?

    В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?

    Парламент возник в Англии или во Франции?

    Жакерия произошла в Англии или во Франции ?

    Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?

    Барон – это сеньор или вассал рыцаря?

    630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама ?

    1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?

    1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии ?

    1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле ?

    1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания ?

    500 год – это год возникновения ислама или государства у франков ?

    843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?

III-й уровень

Определите слово:

Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию.В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь,Стамбул )
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга )
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк )
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах )
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь )
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор )
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской )
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван )
8. Кто такие «гости»? (Купцы )
9. Кто такой князь? (Глава государства )
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич )
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке )
2. Что такое вече? (Народное собрание )
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества )
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение )
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск )
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва )
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами )
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение )
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре,окончание монгольского ига )
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета )
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе )
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве )
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье )
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр )
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай )
6. Где правил Иван Калита? (В Москве )
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон )
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях )
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии )
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье )
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна )
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль )
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария )
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь )
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения )
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь )
7. Как звали основателя города Киева? (Кий )
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки )
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем )
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату )
11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей)
2. Что такое тьма? (10 тысяч)
3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси)
4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий)
5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства)
6. Что такое поместье? (Земля за службу)

Игра «Колесо истории»

Игра проводится на историческом вечере на«неделе истории» среди 8–11-х классов. Также игру можно проводить в начале или конце года для проверки усвоения знаний. Игрой руководит учитель или подготовленный ученик. Перед игрой выбирается жюри, которое оценивает знания игроков. Кроме участников за игрой наблюдают и принимают участие зрители – все желающие.Участники: по одному из каждого класса, остальные– группа поддержки.

I ТУР

Неотосланные депеши

(Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?)

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно.Голодно». (Наполеон, 1812 г .)
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы,1825 г. )
3. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (А.Невский, 1240 г.)
4. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Пётр I, 27 июня 1709 г. )
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (А.В.Суворов,1790 г., Измаил )
6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». (М.И.Кутузов, 1812 г. )
7. «Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику». (С.Разин,1669 г. )
8. «Всё ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал». (Отмена креп. права, 1861 г. )

Игра со зрителями

1. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!» (Владимир,крещение Руси )
2. «Иду на вы!». (Святослав )
3. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский, Ледовое побоище )

II ТУР

Что? Где? Когда?

1. Какое отношение имеет свинья к войне? (Боевой порядок построения войск )
2. Где в I в. была изобретена бумага? (В Китае )
3. Где было положено начало Олимпийским играм? (В Греции )
4. Когда Константинополь был завоёван турками? (В1453 г. )
5. Какая династия была установлена в 1613 г.? (Романовых )
6. Где впервые изготовили сахар? (В Индии )
7. О ком писал А.С.Пушкин:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник»? (О Петре I )

8. Что произошло в 1380 г.? (Куликовская битва )

Игра со зрителями

1) Чьё имя вспоминается при чтении этих строк:

«Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу»? (А.В.Суворов )

2) Фамилию какого полководца времён Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Барклай-де-Толли )
3) Что обозначало в Киевской Руси слово «задница»? (наследство князя, нажитое добро )
4) Что такое завалинка? (земляная насыпь для утепления пола )

III ТУР

Знаешь ли ты их имена?

1. Гладиатор, сумевший поднять рабов на восстание. (Спартак )
2. Кому из учёных приписывают слова: «А всё-таки она вертится!» (Галилею )
3. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жанны д Арк )
4. Кому принадлежат слова: «Приходи, брате, ко мне в Москов»? (Ю. Долгорукому )
5. Назовите первого фельдмаршала России. (А.В.Суворов )
6. О ком говорил А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (О М.В.Ломоносове )
7. Кто является первым русским царём? (Иван Грозный )
8. Какой царь был прозван Освободителем? (АлександрII )

Игра со зрителями

1) При каком князе состоялась Куликовская битва? (Д. Донском )
2) Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак )
3) Кто крестил Русь? (Князь Владимир )
4) Кто стал первым императором России? (Пётр I )

IV ТУР

Что означают слова?

1. Сбор в пользу государства (налог )
2. Религия арабов (ислам )
3. Основной закон страны (конституция )
4. Глава республики (президент )
5. Здание, где совершаются религиозные обряды (храм )
6. Предприятие с разделением труда и ручным трудом (мануфактура )
7. Народное собрание (вече )
8. Совет бояр при царе (Боярская дума )

V ТУР

Искусствовед

1. Назовите первое «чудо света» (Пирамиды в Египте )
2. Где находится самая большая стена? (В Китае )
3. Назовите знаменитую икону и её автора («Троица»Рублёва )
4. Какой город назывался Царьградом? (Константинополь )
5. По примеру какого города был построен в Киеве Софийский собор? (Константинополь )
6. Грамоты из какого материала были найдены в Новгороде? (Из бересты )
7. Назовите самую древнюю летопись и её автора? («Повесть временных лет» Нестора )
8. Чем знамениты Кижи? (Деревянными церквами )

Игра со зрителями

1) Скажите второе название Покровского собора (Храм Василия Блаженного )
2) Какие два царя не управляли страной? (Пушка и колокол )
3) Откуда пришло название «деньги» (От монгол –таньга )
4) В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? (Победы в Отечественной войне 1812 г. )

VI ТУР

Исторический зоосад

Назвать животных, птиц, «вошедших в историю», и связанные с ними события.
Волчица – кормилица Рема и Ромула;
Гуси – Рим спасли от нападения галлов;
Слон – участник похода Ганнибала в 218 г. до н.э.;
Коза – её молоком был вскормлен Зевс;
Лошадь – в кавалерии, коннице, колесницах;
Корова – священное животное в Индии;
Крокодил; кошка; птица ибис; змея; ....

Жюри подводит итоги и объявляет результат.

Использование инновационных технологий на уроках истории. Дидактические игры на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и запоминающимися. Особенно в сегодняшней школе, в которой постоянно расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы является предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитию навыков самостоятельного подбора и оценки полученной информации.Одной из форм обучения, рвзвивающей подобные навыки, является дидактическая игра.

Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для учащегося,

потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе».

Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания.

Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.

Преимущество предложенных вариантов игр - простота использования для учителя и интерес их для учащихся. Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала на комбинированном уроке истории.

Предложенные игры приближенны к тем, в которые дети играют на улицах, в летних лагерях отдыха. Много игр не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть, часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра «Переводчик»

Эта игра актуальна при работе с терминами. Трудности усвоения разных дефиниций обуславливаются сложностью научного языка. Чаще всего учащиеся просто запоминают исторические определения, не понимая их содержание. В процессе игры учащимся предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, преимущественно занимающиеся умственной работой = люди разного чина, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, поплнявших ряды русской интеллегенции». Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные могут записываться в специальный исторический разговорник, который можно разместить, например, на стенде исторической информации в кабинете.

Игра «Три предложения»

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения учащиеся могут записать в тетрадь. В этом случае проще определить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором базируются и навыкивыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.

Игра «Ожившая картина»

Учащимся предоставляются задания изобразить какое- либо историческое событие («Сбор дани», «Продажа крепостных», «Декабристы на Сенатской площади» и т. д.) или другую известную картину на историческую тему: «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни» и т.п.

Учитель, объясняя новый материал, может «рисовать живую картину» с помощью учащихся. Например, при изучении темы «Реформы 60-70-хх гг. ХIХ века в России», раскрывая суть судебной реформы, учитель «рисует» картину пореформенного суда: учащейся, сидящий за первой партой среднего ряда назначается судьей, 12 человек назначаются присяжными заседателями. Из оставшихся учащихся выбирают в соответствии с ситуацией прокурора, защитника, подсудимого.

Игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»)

Эта игра формирует одно из важных дидактических умений - умение составлять конспект. Конспект - это короткое изложение материала. Во-первых, необходимо научиться сокращать слова, выделять главное и избегать второстепенного; во-вторых, необходимо уметь расшифровывать конспект, то есть по короткой записи восстановить весь текст, максимально приближенный к исходному.

Для игры на доске или на карточке пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, без запятых, с пропусками слов. Учащимся необходимо восстановить текст. Приведем пример нескольких вариантов игровой задачи:

«Представьте себе, что вы работаете в архиве и нашли древние документы, которые почернели от влажности и выцвели. Вам необходимо восстановить текст».

Или, «Перед вами зашифрованный текст. Некоторые слова сокращены. Некоторые слова пропущенны. Вам необходимо из минимального текста сделать максимальный».

Или, «Представьте себе что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но наконец вам попалась шпаргалка. Ваша задача ее расшифровать и сделать из сокращенного текста связный ответ». Игра может происходить в группах или индивидуально. Когда игра происходит впервые, необходимо показать, что означает «расшифровать текст».

При проверке работ учитель ознакамливает учащихся с интересными вариантами различных ответов. Проведение этой игры подготавливает учащихся к игре другого типа: зашифровать текст, сократить слова и мысли насколько это возможно, но так, чтобы по ним можно было бы воссоздать первичный вариант, то есть, организовывается работа по составлению конспекта. Выполняя ее в форме игры, учащиеся проявляют заинтересованность, внимание, творчество, способствующие успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.

Игра «Найди ошибку»

Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она может быть использована при изучении нового материала, если прежде чем искать ошибки, учащиеся ознакомились с этим текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.

Учитель заблаговременно готовит несколько листков с текстом №1 (без ошибок) по теме, которая изучается, а также такое же количество листков с подобным текстом №2 , в котором специально сделаны ошибки.

Учащиеся могут работать с ними индивидуально и разделившись на пары или на группы по 4 человека (объединяются две парты). Учитель объясняет суть игры: « У каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит текст. Вы должны внимательно ознакомиться с содержанием текста. На эту работу вам отводится 10 минут. Разрешается делать записи в тетради. Через 10 минут этот текст у вас заберут, и вы получите другой похожий текст. Только в нем будут ошибки, которые надо найти. Победит тот (или та группа), кто быстрее и правильнее найдет большее количество ошибок».

Игра «Из уст в уста»

Игру можно проводить со всем классом. Вызываются 4 человека. Три из них должны не надолго выйти из класса. Тот, кто остался, вместе со всем классом должен внимательно выслушать рассказ, который учитель зачитывает перед всем классом, и пересказать его одному из участников, вышедших за дверь. Рассказ должен быть коротким, интересным и содержать максимум дат и терминов. Как только рассказ зачитан, преглашается другой участник, выходивший за дверь. Его задача внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику, который потом делится информацией с четвертым. Последний (четвертый) участник рассказывает классу о том, что он понял из рассказа третьего участника (важно, чтобы игра проходила динамично: пересказывать надо в быстром темпе, без пауз). После этого учитель медленно читает первый вариант рассказа, а потом помогает учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

Игра «Аукцион имен»

Эту игру можно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, подняв руку и назвав любую историческую особу, жившую в эпоху правления Ивана IV. Учащиеся называют известные им имена современников Ивана Грозного и записывают их на доске (для этого назначается один из учащихся). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент спада активности участников аукциона учитель бьет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся выбранной темы. На эту работу выделяется время, например, 5 минут. Через 5 минут начинается аукцион. Предлагается стартовая цена (скажем, 2 условные единицы). « Кто может предложить больше?»

Участники называют свои числа (по количеству имен в списке).

Победитель получает оценку «5» (или приз).

Игра «Историческая цепочка»

Задается тема. Первый участник игры называет имя любого исторического героя, связанного с этой темой. Следующий участник должен сначала сказать то, что сказал первый, а потом добавить новое имя, понятие, связанные с содержанием темы. Новый участник дополняет этот ряд. Наконец, выходит долгий ряд имен и понятий, по заданной теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех игроков выйти к доске и стать в одну линию. Тот кто ошибается или делат очень долгую паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линия перед доской быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске созданный исторический ряд и определяет ошибки. Игроки стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видят только учитель и те, кто выбыл из игры. Игра заканчивается беседой, в которой

определяется взаимосвязь слов, создавших историческую цепочку.

Игра «Историческая азбука»

Задается буква, например «П». Учащимся по одному, группой или парами предлагается за определенный промежуток времени написать список, состоящий из слов, начинающихся на эту букву или тесно связаных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Игра «Отгадай героя»

Один из участников (ведущий) выходит из класса. Учащиеся загадывают имена исторических деятелей. Ведущий должен их отгадать. Ему позволяется задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы могут быть только: «да», «нет», «частично».

Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить следующие условия: между ответом и вопросом проходит не более минуты, ограничить количество ответов до 10 (то есть, тот, кто в ответах на 10 вопросов не угадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукционна имен», когда на доске записан большой список имен, что способствует большему разнообразию и меньшей стереотипизации при выборе героя, задав определенное количество вопросов. Игра приучает учащихся логически мыслить, правильно задавать вопросы, искать правильные ответы, делать выводы.

Игра «Отгадай термин»

Эта игра проводится также, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает любое историческое понятие, касающееся заданной темы.

Любая игра, основанная на реальных событиях, несет в себе познавательно-образовательную функцию. Это всегда интересно, поскольку вымышленные миры приедаются, и хочется побольше реальности, пускай даже из прошлого. Всегда приятно вершить историю народов, а заодно почерпнуть знаний из позапрошлого века, ведь они . Но для этого, само собой, нужно выбирать .

Age of Empires II

Такое ощущение, что разработчики создавали эту игру именно для того, чтобы нерадивые умы, предпочитающие компьютер школьным урокам, хоть как-то приобщались к истории. Игра сама по себе очень красивая (по тем временам) и интересная, так что волей-неволей заинтересуешься историей, чтобы разбираться в происходящем чуточку лучше. А кроме этого, разработчики позаботились о словаре, в котором кратко описан жизненный путь той или иной фракции в конкретную историческую эпоху.

Отдельным пунктом вспомним красочные заставки перед миссией, которые даже пропускать не хотелось. Бархатный голос рассказывал предысторию реального исторического конфликта или битвы, в которой нам предстояло принять участие, а рисунки на заставке создавали атмосферу. И пусть визуально это было не слишком похоже на реальность, зато многие узнали из этой игры больше, чем из уроков истории.

Age of Empires давала общее представление о том, как выглядела армия эпохи средневековья, как назывались характерные отряды той или иной фракции, как назывались все типы осадных орудий, чем закончилась битва при Фолкирке, кто такой Эль Сид, и где географически проходила битва при Азенкуре. Для тех времен это была совершенная игра, которая просвещала и позволяла расслабиться, строя город, развиваясь и воюя. Хотя находились вещи и поинтереснее.

Total War

Чего нам не хватало в Age of Empires, так это масштабных битв. К тому же со временем надоедало отправлять крестьян на сбор фуража и ремонт зданий. Хотелось, чтобы такие мелочи решались автоматически. Именно за это мы и полюбили серию Total War. На протяжении всей франшизы, начиная от римских кампаний и заканчивая Японией периода феодальной раздробленности, мы брали в руки маленькое государство и либо волокли его в пропасть, либо делали хозяином мира.

На приличном уровне сложности это было непросто - захваченные территории постоянно бунтовали, противясь новой религии, новому языку и тому факту, что ими теперь владеют иноземцы. Периодически нож в спину вонзали генералы, становясь вольными налетчиками, прихватив половину армии, а соседи, иногда даже союзники, посылали к тебе шпионов, дезертиров и убийц, хотя только что клялись в вечной дружбе. Видимо, не могли забыть, как 10 ходов назад ты оттяпал у них половину земель.

А до чего было обидно, когда тебе отказывали в династическом браке. Предлагаешь свою единственную красиво прорисованную дочь могущественному соседу, а он нос воротит и сыпет оскорблениями. Значит, нужно собирать поход и отвоевывать Лотарингию.

Игра хороша тем, что дает возможность почувствовать себя в роли правителя и столкнуться со всеми тонкостями политического устройства любого государства. Почти тренажер для начинающих политиков. При этом игра была как одна сплошная историческая справка, знакомившая с народами, о которых многие даже не слышали, показывающая, где простирались их территории, какая религия была в ту или иную пору, и какие беды происходили в тот или иной период.

Разумеется, полного соответствия быть не может, ведь всё в руках игрока, а повторять реальный исторический путь племени гетов довольно скучно. И вообще, очень сложно представить, как королевство Шотландия правит землями от Эдинбурга до Антиохии.

Но главная изюминка - это битвы: масштабные, огромные, кровавые. С самого младенчества каждому мужику хотелось хотя бы попробовать повести в бой 10000 отборных копий и луков и захватить ненавистную… скажем, Петродаву. Это тебе не обычная стратегия, где быстрый налет на союзника в стиле «зерг раш» гарантирует успех. Нужно было грамотно расставить свою армию, учесть погодные условия и тип войск противника. От осознания, что те же проблемы волновали корсиканца Наполеона и остгота Теодориха, события обрастали новой порцией эпичности. А если твоя битва исторически и территориально совпадала с каким-нибудь известным побоищем, то ответственность возрастала в три раза.

Assassin’s Creed

В своей знаменитой серии компания Ubisoft всегда старалась придерживаться исторических событий о противостоянии тамплиеров и ассасинов. Конечно же, нельзя точно передать и внедрить в игру всё происходящее, но и жаловаться на полное вранье не приходится. Особенно когда каждый исследованный предмет имеет свое обширное описание. На изучение всех персонажей, всех зданий и всех городов потребуется едва ли не больше времени, чем на прохождение игры. А если учесть, что за всю историю серии вышло немало частей, которые затронули и эпоху крестовых походов, и Ренессанс, и Французскую революцию, и даже карибское пиратство, то всё собрание сочинений Assassin’s Creed в печатном виде будет не меньше Большой Советской Энциклопедии.

Разумеется, у нормального человека сразу возникнут сомнения насчет того, что историю вершит странный парень в капюшоне, которого можно вычислить в толпе, как Роналда Макдоналда в офисе. Но персоны, архитектура и события практически всегда соответствуют действительности, пусть совсем без фантазии и не обошлось. Что ж, это игра - иногда нужно приврать, чтобы дать логику творящемуся вокруг беспределу.

Тем не менее, это нисколько не смазывает эффекта от общения с и Черной Бородой, наблюдения за походом женщин на Версаль, а также попытки убийства самого Наполеона. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но такие аспекты радовали больше, чем лазанье по стенам.

Mount & Blade Warband: Viking Conquest

Mount & Blade - это вымышленная легенда, основанная на реальной истории. У всех народов и оружия в игре были свои прототипы. Блуждание по территории незалежной Кальрадии, служба вассалом у очередного правителя, а также создание своего государства с вином и куртизанками давали ощущение чего-то невероятного. Скачешь по горам да по долам, собираешь отряд вояк - сотни так три-четыре, скачешь на коне с видом от первого лица, а они - за тобой, оглушая комнату ревом записанных турецких голосов. Дальше начинается битва с другими тремя сотнями. И пускай все угловато и не слишком красиво, главное - атмосфера и удовольствие.

Игра стала настолько популярной, что восторженные фанаты начали клепать моды один за другим. Была откровенная фантастика вроде Clash of Clans, пародирующая «Игры престолов», но были и относительно реалистичные моды вроде «Огнем и мечом», повествующем о временах Запорожской Сечи и Государства Московского. Но у всех у них не было сценария, пока за дело не взялись сами разработчики и не представили миру Warband - собственное дополнение, которое, в отличие от игры, происходит в реальный исторический период, а именно - во времена завоевания Британии датскими викингами.

Нам предлагают детализированную карту, включающую в себя Британские острова, Данию и Норвегию - в общей совокупности это 21 королевство, 6 уникальных культур и около 300 городов, замков, деревень, а также особых мест для исследования, изучения, захвата и грабежа. Заходишь, например, на Адрианов Вал, а тебе рассказывают, что это за место такое. Игра выглядит всё так же примитивно, но многие сцены, включая архитектуру поселений, основаны на археологической информации.

Кроме того, в игре есть 200 исторических персонажей, например, Ивар Бескостный, его брат - Сигурд Змеиноглазый, Харальдк Прекрасноволосый и даже Альфред из Уэссекса. Основную сюжетную линию пытались было вплести в историческую канву, но получилось не очень, ибо мир Mount & Blade чувствителен к изменениям. Но зато появляется представление о том, что происходило в северо-западной части Европы в IX веке.

Europa Universalis

Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Потому что львиную долю времени в игре ты будешь именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры, а потом подолгу смотреть, как твой план воплощается в жизнь.

На твоей совести судьба отдельно взятого государства. Реально существующего, в отдельный исторический период. Делай с ним всё, что заблагорассудится: укрепляй армию, развивай торговлю, вступай в войну, отыскивай Новый Свет. Главное, не растеряй территории и не уйди в минус.

Это не Total War, здесь война - не суть, а инструмент дипломатии. Тут нужно просчитывать гораздо больше и дольше. Но в остальном игры похожи: можно запросто изучать историю по местным географии, экономике, составу населения и обилию реальных исторических событий, происходящих в игре. Здесь историзма всё же побольше, потому что захватить пол-Европы, как это можно было в Total War, не получится.