Топ 10 самых хардкорных игр. Ты не пройдешь: самые хардкорные компьютерные игры

Геймеры бывают разные. Одним подавай «однокнопочное кинцо», другие жаждут самостоятельно творить историю героев. Одним нравится красивая картинка, другим по душе разнообразие геймплейных механик. Кто-то боится выбирать сложность выше самой минимальной, кому-то нужны только трудности, только хардкор. О последних, а также играх, в которые они играют, мы и поговорим в этой статье.

Хардкорные игры, по очевидным причинам, нравятся не всем. В принципе, сама вероятность того, как будут приняты подобные проекты аудиторией, зависит от их разработчиков. Одни студии придумывают сложные механики с множеством составляющих, заставляют игроков постоянно совершенствоваться, преодолевать трудности и побеждать только за счет собственных способностей. Другие искусственно завышают сложность, делают врагов сильнее и «толще», но при этом не утруждают себя внедрением каких-либо инновационных идей, интересных геймплейных находок. Естественно, творения первых будут гораздо более благосклонно приняты публикой.

Две точки зрения

Как мы уже отмечали выше, геймеры бывают разные. Кто-то воспринимает игры как способ расслабиться, отдохнуть, поучаствовать в занимательном приключении. Они могут играть во все новинки, но не задавать сложность выше средней. Другие же, напротив, смотрят на погружение в виртуальный мир как на возможность проверить свои навыки. Им интересно бросить игре вызов, отдать все силы ради победы, пусть даже ценой тысяч попыток, разбитых геймпадов и безвозвратно утраченных нервных клеток. Зато и эмоции после успешного прохождения «на хардкоре» гораздо ярче.

Первый тип игроков более распространен, и это стало причиной того, что игровая индустрия сегодня оказуалилась. Если вспомнить проекты 80-90х годов прошлого столетия – почти все они были хардкорными, не давали геймерам поблажек, но при этом увлекали и заставляли возвращаться к себе за очередной порцией адреналина (Интересный факт: отчасти в этом были виноваты технические ограничения консолей того времени, которые не позволяли часто записывать прогресс, поэтому часто игрокам приходилось довольствоваться тремя «жизнями» на несколько десятков уровней). Battletoads, Ninja Gaiden, даже Super Mario Bros. – эти известные каждому геймеру игры требовали оттачивать навыки, заучивать особенности локаций и поведение врагов.

Денежный вопрос

Со временем игроков стало больше, а деньги в индустрию стали приносить те, кто хочет развлекаться, а не сталкиваться с трудностями. Поэтому редкий крупный издатель решит профинансировать хардкорную ААА игру. Так что многие студии ушли в инди , обратились к Kickstarter, пользуются преимуществами Раннего доступа. Это позволяет им выпускать самые хардкорные игры для лояльной аудитории, тем более что спрос на них остается довольно высоким.

Некоторые проекты даже способны переманивать игроков из одного лагеря в другой. Так, например, серия Dark Souls за счет необычной вселенной, полного загадок лора, оригинального дизайна монстров стала известной далеко за пределами хардкорной тусовки и привлекла часть казуальных геймеров, обеспечив издателю хорошие продажи.

Всем не угодить

Из этого примера вытекает другой вопрос, ставший частым предметом споров на игровых форумах: стоит ли давать пользователю возможность выбирать уровень сложности в подобных играх или же преодоление трудностей и выживание во враждебном мире является одним из элементов геймдизайна.

Мнения высказываются диаметрально противоположные: одни хотят, чтобы такая возможность присутствовала, чтобы погружение в сюжет не омрачалось тяжелыми сражениями и частыми смертями, другие же находят удовольствие в победе над высокой сложностью и отсылают первых к симуляторам ходьбы , где бои отсутствуют в принципе. Иногда игроделы умудряются совместить оба подхода: например, создают ММОРПГ , которые быстро обучают азам и без проблем проходятся, но в то же время требуют приложить немало усилий, чтобы стать настоящим мастером.

Подводим итоги

Возвращаясь к теме статьи, несомненно, хардкорные игры есть и будут популярны, на ПК и консолях, хоть и не так сильно, как казуальные. Да, многие разработчики идут по легкому пути, создавая игры «для всех», которые гарантированно соберут большую аудиторию и принесут много денег. Да, многие разработчики не понимают, как сделать действительно сложную игру, реализовать в ней интересные, но непростые в освоении механики. Да, отдельные халтурные творения можно отнести к хардкорным лишь по вине запутанного интерфейса, нелогичной структуры уровней и толстокожести противников. Но действительно качественные проекты будут востребованы, а значит, наши нервы, клавиатуры и мышки (а также геймпады) еще не раз пройдут проверку на прочность.

Лучшие хардкорные игры

Список (но не топ) сложных, интересных, по-хорошему хардкорных проектов, на которые стоит обратить внимание.

Серия Souls

Трилогия Dark Souls (а также первая игра в серии, Demon`s Souls, и идейный наследник, Bloodborne) сильно повлияли на популяризацию хардкорных игр. Каждый геймер хоть раз, да слышал о невероятно сложной, таинственно мрачной, потрясающе стильной action RPG , в которой любой, даже самый слабый, враг может отправить главного героя к костру возрождения. На самом деле, Dark Souls не станет слишком тяжелым испытанием для опытного игрока, но чтобы освоить ее, нужно все же потратить энное количество времени.

EVE Online

Хардкорная онлайн-игра с высоким порогом вхождения и невероятным количеством различных механик, которые необходимо изучить, чтобы добиваться хоть каких-то успехов в необъятном космосе. В то время как другие проекты ведут игрока за ручку, обучая всем геймплейным аспектам, и стараются сделать все, чтобы он не потерял интерес, EVE Online заставляет месяцами прокачиваться, чтобы просто научиться управлять кораблем, штудировать местную энциклопедию, вникать в экономику и надеяться, что приобретенный с таким трудом звездолет не превратится в обломки при встрече с первым же более опытным противником.

Life is Feudal: MMO

Darkfall: New Dawn

Хардкорная MMORPG с нон-таргет боевкой , массовым PvP и полной потерей лута в случае гибели. Игроков ждет огромный мир, который не сулит ничего хорошего путешественнику, полная свобода действий, возможность выбрать любую роль для отыгрыша, масштабные осады и клановые войны. Стать мастером здесь непросто, но истинный поклонник хардкора справится с любыми трудностями.

Red Orchestra/Rising Storm

Серии военных шутеров от студии Tripwire Interactive, отличающиеся честной баллистикой, исторической достоверностью и необходимостью поддерживать боевой дух вашего виртуального протеже. Игроки могут принять участие в сражениях на Восточном и Тихоокеанском фронтах Второй мировой , а также вдыхать запах горящего напалма по утрам – соответственно, на Вьетнамской войне . Здесь стрелять от бедра и бежать напролом не получится: просвистевшая рядом пуля вызовет помутнение взгляда и дрожание прицела, а длинная очередь из автомата выпустит все пули «в молоко». Поэтому положение лежа, тщательное прицеливание и командное взаимодействие станут лучшими друзьями в сетевых матчах.

Helldivers

Кооперативный top-down экшен от авторов Magicka, посвященный четверке бравых космодесантников, освобождающих разные планеты от кровожадных ксеноморфов. Чудовищно высокая сложность дополняется постоянно включенным дружественным огнем: здесь чаще можно погибнуть от товарищеской пули, чем от атаки монстра. Получается довольно весело, но надо иметь железные нервы, чтобы не сорваться на неосторожного напарника.

Это топ 10 самых сложных игр на ПК для тех, кто не боится хардкора и согласен бросить вызов самому умному искусственному интеллекту монстров.

Готовьтесь умирать раз за разом, тратить нервные клетки и в ярости разбивать клавиатуру об пол. Вы будет ненавидеть эти игры, но обязательно вернетесь к ним снова.

В список вошли только проекты последних лет с кооперативным и онлайн прохождением.

1. Dark Souls 3 – легендарное темное фэнтези

« » – третья часть известной серии ролевых экшенов радует значительно улучшенной мрачной картинкой и ничуть не уменьшенной сложностью прохождения.

Видео: трейлер к игре Dark Souls 3

Особенности игры

1 Динамичная боевая система – магия и оружие, много прыжков, уклонений и перекатов.
2 Армии врагов – в каждой части этого большого красивого мира найдутся свои противники.
3 Разнообразие боссов – смиритесь, на убийство каждого уйдет не менее 10 попыток.
4 Крутая атмосфера – огромный завораживающий темный мир и великолепный звук.
5 Совместное прохождение – используйте специальные предметы для кооператива и PvP.

Игра для людей со стальными нервами, мгновенной реакцией и хорошо развитой интуицией. В 2016 году получила звание «RPG года» и десяток других наград, и в этом нет вообще ничего удивительного.

2. Rust – один из самых известных сурвайвалов

«Rust» – игра для тех, кто слишком уверен в своих навыках выживания. Здесь от них толку мало, на начальном этапе одинаково часто погибают и новички, и ветераны жанра.

Видео: трейлер к игре Rust

На первых порах в игре были зомби, но позже от них решено было отказаться. Ничего удивительного, реальные противники гораздо опаснее!

3. Nether – шутер с атмосферой Сталкера

«Nether» – еще одна версия постапокалиптического будущего, но на этот раз все как полагается, с десятками видов различных мутантов.

Видео: трейлер к игре Nether

К сожалению, сейчас игра уже не так популярна как раньше, но взглянуть на нее все еще интересно. Тем более, что она полностью на русском языке и без внутренней монетизации.

4. Spelunky – инди-платформер с элементами рогалика

«Spelunky» – великолепный хардкорный рогалик про безымянного археолога, отправляющегося в поисках сокровищ в двухмерную пещеру.

Видео: трейлер к игре

И пусть вас не смущает наличие в Steam ачивки «пройти за 10 минут». Это вполне реально сделать, но для начала придется потратить несколько десятков часов на неудачные попытки.

5. Hotline Miami – мясной экшен в кислотных тонах

«Hotline Miami» – это что-то вроде самой первой «GTA» с видом сверху на пиксельный мегаполис. Только значительно более безумное.

Видео: трейлер к игре Hotline Miami

Когда игра будет пройдена, обратите внимание на продолжение, оно не менее мясное, интересное и драйвовое.

6. Legend of Grimrock – узники в изолированном подземелье

«Legend of Grimrock» – классическая RPG «старой школы» с группой узников, блуждающих по запутанному, полному опасностей подземелью.

Видео: трейлер к игре Legend of Grimrock

Игра выглядит лампово и уютно, а многочисленные повороты коридоров не успевают надоесть из-за огромного количества монстров и загадок. А еще у нее есть продолжение.

7. Bit Blaster XL – аркадная ретро-стрелялка

«Bit Blaster XL» – игра, созданная одним человеком за 75 часов, и проданная более чем 300 тысячами копий уже за первые месяцы. Это космическая стрелялка с очень простой графикой.

Видео: трейлер к игре Bit Blaster XL

Забавно, примитивно и очень затягивающе. Это ностальгия по игровым автоматам из детства с символической стоимостью, приятным звуком и непростым прохождением.

8. Celeste – пиксельный платформер с отличным сюжетом

«Celeste» – еще одно двухмерное пиксельное приключение, оказывающееся при ближайшем рассмотрении значительно глубже, чем кажется на первый взгляд.

Видео: трейлер к игре Celeste

В меру сложная, доступная для новичков и ветеранов жанра, с отличной рисовкой, трогательным звуком и харизматичными персонажами. И на русском языке.

9. Shovel Knight: Treasure Trove – платформер на двоих в 8-битном стиле

«Shovel Knight: Treasure Trove» – не просто очередной пиксельный платформер, притворяющийся игрой из 90-х. Это великолепное, продуманное до мелочей приключение.

Видео: трейлер к игре Shovel Knight: Treasure Trove

10. SpaceChem – головоломка про программиста

«SpaceChem» – действительно сложная головоломка, рассчитанная на узкую аудиторию технарей-хардкорщиков. Игрок выступает в роли инженера реакторного отсека космического корабля.

Видео: трейлер к игре SpaceChem

И это не преувеличение, просто посмотрите на количество сыгранных часов у людей, пишущих положительные обзоры на игру. Картинка тут простая, но примитивная, звук неплох, а геймплей – оригинальный и выводящий из себя.

Это список самых сложных игр на ПК по нашему мнению. Мы подобрали проекты в самых разных жанрах, но, конечно, не смогли включить в подборку абсолютно все. Чтобы найти другие интересные игры, рекомендуем просмотреть остальные топы на сайте.

Сложность, одна из главных составляющих практически любой игры. Очень сложные игры в наше время не большая редкость, так же, как и любители таких игр. Для людей с неустойчивой психикой, игры с повышенной сложностью бывают очень опасными, в веду того что из-за нервных срывов игроки способны повредить не только свой ПК, но и навредить своему здоровью. Именно о таких хардкорных играх мы и поговорим в нашем топе. (Этот топ создан основываясь лишь на моём мнение, которое может не совпадать с вашим. Людям с неустойчивой психикой, беременным и т.п желательно не играть в игры из данного списка.)

Пятое место: Bloodborne

Чума - это то, что потрясало всю западную Европу несколько столетий назад, и вот такая же чума снует в городе Ярнам, созданном в викторианском стиле. Мы играем за паломника прибывшего в данный город для попытки излечить свою болезнь, но вследствие древнего ритуала, он стал "охотником". Сюжет в данной игре подобен другим играм компании FromSoftware, у вас есть локация, куча мобов на ней, ну и конечно же тяжелые босы. Главный герой имеет при себе в левой руке огнестрельное оружие, ну а в правой - холодное оружие. Нашего персонажа можно улучшать, используя руны, оружие улучшается с помощью самоцветов. Здоровье восполняется с помощью пузырей крови и других лечащих средств. Сложность в игре установлена стандартная и не настраивается, поэтому вам будет очень сложно играть в данную игру, если вы не являетесь фанатом компании FromSoftware. Именно из-за своей сложности и интересности Bloodborne попадает в наш топ, но лишь на пятое место.

Четвертое место: Hotline Miami 2: Wrong Number

Интересно играть за убийцу? А за убийцу в 2D мире, в увлекательнейшей игре Hotline Miami 2: Wrong Number. Действие игры разворачивается сразу после событий первой части. Но фокусировка сюжета сделана на события после уничтожения русской мафии, главным героем первой части игры Джекетом, по поручениям телефонных сообщений от неизвестного. Игровой процесс во многом похож на первую часть, но появляется также два режима сложности, классический и сложный. В сложном будет больше противников, уровни перевернуты, противники стали более серьезными, а фиксацию цели использовать нельзя. Главная сложность игры заключается в том что вы, как и враг, умираете после одного попадания. Будет доступно тринадцать игровых персонажей со своей историей. Также будут добавлены новые маски, дающие уникальные способности. Из-за своей оригинальной сложности, смерти от одного выстрела, и динамичности игра Hotline Miami 2: Wrong Number заслуженно падает на четвертое место нашего топа хардкорных игр.

Третье место: Super Meat Boy

Жизнь бывает простой, у кого нибудь, но только не у вас, ведь вы "Живой фарш" в прямом и переносном смысле данного слова. Главной вашей задачей будет спасти свою любимую Пластырь-девочку из лап злого Доктора зародыша. Главным интересным моментом игры будет то, что все локации можно проходить за время, ну и конечно то что умирать вам придется очень-очень много раз. В некоторых местах вам придется виртуозно выходить из сложных ситуаций, проскакивать между пилами, запрыгивать на высокие уступы, скользить на крови. И когда вы почти-почти достигаете нужной цели, она тут же исчезает из ваших рук. Игра довольно сложная, и заставит вас умирать настолько часто, насколько нервов у вас хватит. Из-за такой нервотрёпки Super Meat Boy достойно плюхается на третье место.

Второе место: Dark Souls 2

"Возможно, тебе уже доводилось видеть это, например, во сне. Тёмные, заброшенные земли. Место, где души излечат твой беспокойный разум." Именно такими словами встречает нас данная прекрасная игра. Мы играем за проклятого, который прибыл на земли королевства Дранглик, чтоб найти исцеление от поразившего его проклятия. Но былое достояние королевства было утеряно, замки превратились в руины, а по местности ходят недобрые монстры, единственным желанием которых будет вас убить. Король тех мест, который познал сущность самой души и нашел способ исцеления от проклятия, исчез, а главному герою придется отправится на его поиски и встретить свои ночные кошмары. Придется сражаться с боссам для того, чтобы добыть самые сильные души тех земель и вернуться в мир живых. Игра покорила игроков своей сложностью и беспринципностью. По этим и многим другим причинам Dark Souls 2 тихо садиться возле костра и занимает второе место нашего невероятно сложного топа.

Первое место: I Wanna Be the Guy

Бесплатный и невероятно сложный платформер I Wanna Be the Guy заставит вас плакать и кричать одновременно. Сама игра рассказывает нам о приключениях паренька по имени "The Kid", который стремится стать мужчиной "The Guy". Игра пародийно отсылает нас к другим играм на Nintendo, таким как: Castlevania, Tetris, Ghosts "n Goblins, The Legend of Zelda, Kirby, Mega Man. Хардкорность игры заключается в рандомной генерации уровней и сложности выждать момент, в который нужно перепрыгнуть с места на место. В конце каждого уровня есть босс, а в конце всей игры вам предстоит драться против своего отца "The Guy". В игре есть четыре уровня сложности: средняя, сложная, невероятно сложная и невозможная. Кроме прочего, сложность также и в количестве возможных сэйвов в игре, от 64 до 1 на невозможном уровне сложности. Из-за всего этого игра заслужено вырывает ваши нервы и спускается по ним прямиком на первое место.

Ну вот и всё топ-5 самых хардкорных игр закончен, берегите ваши нервы и удачи вам на полях сражений!


Хардкорные игры на PC и консолях не особо ценятся среди геймеров. По их мнению, всякий продукт обязан дарить лишь наслаждение и в него должно играться не в тягость, к примеру, после рабочего дня. С одной стороны, позиция довольно логичная. Но, с другой, среди тонн казуальных творений, в которых игрока берут за руку, на его голову одевают розовенький бантик, в рот кладут соску и потом ведут по линейному уровню, рассказывая, что справа аптечка, а слева - новый вид оружия, тяжело найти серьезные проекты. В последнее время игроков слишком разбаловали Call of Duty, King’s Bounty, «Веселой фермой» и иной раз тяжело найти игру, которая бы выдавливала все соки из геймера, заставляла его крушить клавиатуру и материться на весь дом, проклиная разработчиков. А ведь так хочется чего-нибудь такого! Hardcore игры редки, но, к счастью, они существуют уже длительное время.

История хардкорных игр

Вообще, хардкорные игры не имеют определенного времени создания. Большинство старых игр, которые зачастую относятся к платформерам, в свое время совсем не щадили игроков. Жизней ограниченное количество, по кнопкам иногда приходится безумно долбить, а врагов невероятно много и каждый из них делает персонажу какую-то гадость. Нельзя не вспомнить игру Earthworm Jim 1994 года, которая полюбилась игроками именно благодаря сложности (но и графика, музыка, а также геймплей были на высоте). Игроку отводилась роль червя Джима, который по стечению обстоятельств овладел космическим костюмом, дающим суперсилы. Геймер бегал по уровням, уничтожал врагов, проходил препятствия и страдал от сложности некоторых мест. Характерной чертой всей франшизы является юмор (начиная от главного злодея первой части Королевы Пульсирующей Надутой, Прогнившей, Потной, Гнойной, Уродливой, Улитко, Слизнезадницы и заканчивая поимкой бабушек, падающих с неба, на секретных уровнях второй игры). Куда же слово «хардкор» без игры Battletoads (1991 год)? Если в Earthworm Jim игроку разрешалось вводить пароли, чтобы после выхода из игры возвращаться на тот же уровень, то в «Боевых жабах» после траты всех жизней игрок просто начинает игру сначала, а ни о каких сохранениях нет речи. Принципы этой игры почти такие, как и у прошлого экземпляра.

То, что сейчас

В последнее десятилетие игры утратили былую крепь. Но есть люди, которые переживают за развитие жанра. Разумеется, речь идет о Namco Bandai и их проектах: Demon’s Souls, Dark Soul’s, Dark Soul’s II. Эти игры почти ничем не различаются. Цель у них также общая - разрушать нервную систему игрока. Представляют собой темные RPG, в мире которых неуютно себя почувствует даже человек, посмотревший мультсериал My Little Pony (на самом деле, мультик очень хороший: поучительный и добрый). Здесь никто не будет давать подсказок игроку, и предоставлять полезные советы. Геймера сбрасывают в саму пучину непонятных событий, и он сам решает, куда ему пойти. Никакого автоматически восполняющегося здоровья, «ваншотных» врагов и прочего. Черт возьми, да здесь даже пауз нет! Порой, дойдя до босса, сняв ему половину жизни, минуты две рубая его голову мечом, захочется в туалет. Вот и решайте - остаться или сходить по нужде. И далеко не каждый выбирает второе. Самые хардкорные игры последних лет вмещают в себя еще один проект Lords of the Fallen, который тоже «не особо легок в прохождении». Жанр такой же, смысл тот же, сюжет… да неважен в таких играх сюжет.

Хотите почувствовать себя на вершине блаженства? Покупайте хардкорные игры на ПК и консоли и ломайте пальцы - такое классное ощущение, нужно признать, особенно когда кости хрустят. Мы вам в этом поможем широким ассортиментом! Многие думают, что сложнейшую игру в мире за всю историю выделить невозможно. Но это полная чушь. Поиграйте в I Wanna Be The Boshy (а перед этим в I Wanna Be The Guy, которая слегка проще) и вы поймете, что Ад на Земле существует!

«Хардкорные игры» — разработчики по-разному понимают это словосочетание. Кто-то создает сложную механику, где для успеха надо учитывать много составляющих, кто-то полагается на жестокие правила (шаг не туда — смерть), а кто-то просто бездумно перенасыщает проект однообразными ловушками. Желание сделать сложную игру иногда заводит разработчиков в тупик, а сама игра при этом превращается в череду проб и ошибок. О правильных, неправильных и неоднозначных представителях этого течения в игровой индустрии мы и поговорим в этой статье.

Я сделаю свой Диснейленд с блекджеком и шлюхами!

Сейчас модно говорить о том, что игровая индустрия находится в состоянии застоя. Крупные издательства делают ставку на проверенные временем сериалы. Студии-разработчики пытаются делать игры для как можно более широкой аудитории, что ведет либо к переизбытку виртуальных помощников, либо к понижению уровня сложности. В итоге, простите за каламбур, сложно найти сложную игру. Куда идти, показывает стрелка, не надо читать описания заданий. Интерактивные объекты подсвечиваются. Головоломки раскладываются сами, схватки с боссами превращаются в мини-развлечения со своевременным нажиманием кнопок.

Однако остались команды, которые хотят создать игру своей мечты, нечто в корне отличающееся от «блокбастеров».

В результате одни студии создают шедевры вроде , и God Hand. Эти игры собрали немало поклонников, несмотря на то, что заставляют постоянно быть в напряжении, запоминать структуру уровней, выкладываться в каждой схватке. А другие разработчики делают что-то типа и , где главной проблемой становится освоение нелогичного, запутанного интерфейса. У них тоже есть свое сообщество почитателей, но оно больше напоминает клуб ежиков, готовых сквозь слезы терпеть колючки кактуса ради того, чтобы бегать/летать в симпатичном им мире.

Хардкорные игры безжалостны к пользователю: гибель ведет к потере немалого количества заработанных ценностей и времени, знание хитростей механики является обязательным для победы над боссом. Приходится долго осваивать особенности и копаться в Интернете в поисках решения.

Однако какой бы сложной правильная хардкорная игра ни была, неудачи нельзя списать на сторонние факторы. Интерфейс удобен и прост, все важные действия выполняются без промедлений. Игровая механика подчиняется очевидным условностям, что позволяет выстроить представление о системе в целом и освоиться с правилами игры. За счет этого разобравшийся во всех тонкостях становится практически неуязвимым для противников. Эти проекты не ломают философию видеоигр и остаются развлечением.

Классика жанра шутеров в лице Quake 3: Arena и Unreal Tournament, японские файтинги Tekken и Street Fighter, гоночные симуляторы Gran Turismo и Forza Motorsport позволяют освоиться с азами даже человеку, который никогда играми не увлекался. Однако попытка выйти на территорию профессионалов или сразиться с компьютерными противниками на высоком уровне сложности закончится для новичка плачевно по причине незнания тонкостей и неумения ими грамотно пользоваться. Но с помощью тренировок получается делать то, что поначалу казалось невыполнимым.


Игры, ориентированные на одиночное прохождение, также предоставляют новичкам возможность освоиться. В далеко не самой примитивной стратегии есть специальный режим, где герои возрождаются после битвы. Легкий и нормальный уровни сложности в позволяют не напрягаться в ходе сражений. Хотя процесс обучения не всегда был реализован как следует. Достаточно вспомнить первую версию Devil May Cry 3: Dande’s Awakening или God Hand, которые с первых уровней сталкивали героев со сложнейшими испытаниями. Но даже там после десятка-другого смертей получалось расправляться с врагами, ощущая собственную крутость.

Конечно, одним из эталонов правильного хардкора являются платформеры от Nintendo во главе с серией Super Mario. Многие, кто проходил Super Mario Bros. от начала до конца (без хитрых телепортаций в финальный мир) на NES, прекрасно помнят, как Грибное королевство из милой сказки постепенно превращалось в ад с заковыристыми препятствиями. В дальнейшем приключения водопроводчика не раз заставляли игроков бороться с желанием запустить геймпад в стену.

Но какие бы вызовы ни бросала хорошая хардкорная игра пользователю, она всегда оставляет, пускай и едва уловимый, шанс для победы, возможность возвыситься над трудностями и открыть в казалось бы изученной вдоль и поперек механике новую особенность. Ведь как приятно было планировать и затем идеально выполнять операции в тактических боевиках вроде Rainbow Six и SWAT. Даже фирменный садизм создателя Ninja Gaiden Томонобу Итагаки вынуждал всегда быть на чеку, а спасала от смерти только грамотная и молниеносная реакция на неожиданное происшествие.


Понятно, что в «настоящей войне» патроны не прыгают в карманы к бойцу, стоит ему пробежать по трупу врага. Однако авторы сериала ArmA умудрились сделать этот процесс запутанным. Торговля — вроде бы банальная для игр вещь, но в X: Rebirth она напоминает плохой симулятор работы бухгалтера. Какой смысл в таких сложностях? Каково их влияние на общую картину? Создатели игры не спешат отвечать на эти вопросы. Вот и приходится выискивать едва заметные цифры, выполнять бестолковые действия, а не наслаждаться открытым космосом или атмосферой «реального военного конфликта».

Многие тактические шутеры, будь то вышеупомянутый Raindow Six или Ghost Recon (до их превращения в командные боевики без этапа планирования), грешили случайными гибелями. Да, труп одного бойца не определяет исход всего поединка, но беспомощность перед фортуной раздражает. Такую систему нельзя победить, можно только уповать на удачу и подстраиваться под независящие от игрока обстоятельства. Это не делает игры плохими, однако наличие в системе элемента, который нельзя просчитать, обескураживает.

В хардкорных симуляторах военной техники (вроде серии «Ил-2: Штурмовик» и первой части Steel Battalion) тоже надо выполнять немало заковыристых действий, чтобы машина совершила тот или иной маневр. Однако эти проекты призваны, в первую очередь, передать все трудности управления сложным механизмом, и не зря в них надо играть при помощи специальных устройств.


Замах на рубль

Сейчас сложно найти издателей, готовых вкладывать деньги в хардкорные проекты вроде тактических шутеров и командных ролевых игр с пошаговыми боями. Так что авторы уходят в загружаемый сектор, обращаются к фанатам через сервис Kickstarter и собирают дополнительные деньги посредством программы Steam Early Access. В последние годы в Steam и других сервисах цифровой дистрибуции действительно вышло немало замечательных игр. Это и сложнейшая игра-головломка , и возрождение концепции Eye of the Beholder в образе , и хардкорная метроидвания .

К сожалению, не у всех студий получается воспользоваться новыми возможностями. Так, в Steam Early Access появилась практически неиграбельная бета-версия ролевой игры Wasteland 2. Человек, купивший этот продукт, может потерять всякое желание играть в финальную версию. Реалистичный командный тактический шутер Takedown: Red Sabre, позиционировавшийся как «завершенный продукт», страдал от непроходимо тупого АI напарников, что для подобной игры является смертным приговором.

В то же время выросший из любительской модификации мультиплеерный симулятор выживания чувствует себя неплохо и расширяет армию поклонников, хотя и пребывает в состоянии кривой альфа-версии. Происходит это потому, что авторы уже собрали немало фанатов и честно предупреждают игроков об уровне готовности проекта, а не обещают золотые горы.


А судьи кто?

Оценка хардкорных проектов — вещь тоже неоднозначная. Вполне логично отмечать в обзорах, что рассматриваемый продукт «не предназначен для всех». Но в этом случае оценки в виде циферок не значат ровным счетом ничего.

Пользователи в случае хардкорных игр разделяются на два непримиримых лагеря. Одни вовсю нахваливают предмет обожания и упражняются в остроумии, когда речь заходит о популярных проектах. Другие по очевидным причинам не понимают первую группу и выплескивают в Сеть лишь негатив, полученный за первые часы знакомства с игрой.

Так что пользователь, который перед покупкой хочет узнать об игре побольше, рискует столкнуться с полярными мнениями и неоднозначными обзорами. Такое положение вещей не только не проясняет картину для него, но и еще больше сбивает с толку.


Analysis

Многие хардкорные игры всегда оставались в тени более доступных и понятных собратьев, но вокруг них тоже формировались крепкие сообщества поклонников. Как бы сложен ни был интерфейс и система планирования, а почувствовать себя командиром отряда спецназа в Rainbow Six стоит того, чтобы преодолеть все трудности. Как и ни с чем не сравнимое ощущение от подчинения боевого самолета в «Ил 2». А как приятно обчистить до нитки особняк богача на максимальном уровне сложности в Thief: The Dark Project!

В современном мире практически не осталось компаний, готовых идти на риски и выпускать настоящий хардкор в формате «большой» игры. Поэтому создателям приходится идти на компромиссы и добавлять уровни сложности и упрощения для широкой аудитории. Некоторые уходят в загружаемый сектор или пытаются собрать деньги через Kickstarter. Результат таких действий варьируется от великолепного до неудовлетворительного.

В любом случае хардкорные игры никуда не денутся. Все-таки приятно, когда авторы идут против течения, понимают, что они делают, и делают это как следует. Без ошибок тут не обойтись, как не обойтись без неудач в по-хорошему сложной игре. Но победа в ней доставляет несравнимо большее удовольствие, чем прохождение очередного «интерактивного фильма».