Из дома пропала святая вода. Что делать, если крещенская вода испортилась? Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании – жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка – благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее желательно в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре – ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, при которых святая вода портится.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранят ее круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водички. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она – средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма – символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.

Иерей Андрей Чиженко

Преодолевая километр за километром трудного пути, армия Александра Македонского приближалась к Индии. Изнурительная жара валила с ног даже самых бывалых, закаленных солдат. Быстро таяли запасы продовольствия: в этом влажном и знойном воздухе продукты моментально портились. Воду берегли и сохраняли особо. Повозки с драгоценной влагой в священных сосудах сопровождала специальная стража. И всякий раз, когда приподнимали крышки и извлекали свежую, будто только сейчас зачерпнутую из родника воду, это производило впечатление настоящего чуда.
Этот завоевательный поход Александр Македонский предпринял незадолго до своей смерти, в 327 году до нашей эры. Уже тогда греки знали секрет длительного хранения воды. А еще раньше им владели древние египетские жрецы. В своих хорошо оборудованных по тем временам лабораториях они сделали немало важных открытий. Но открытия эти оставались строжайшей тайной, потому что на их основе жрецы создавали многие религиозные чудеса, которыми так славились древние египетские храмы. «Святая» непортящаяся вода тоже была одним из таких чудес.
В чем же причина этого загадочного явления? Существует ли в действительности «святая» вода?
Изучая драгоценные металлы - золото и серебро, жрецы обнаружили у них ряд интересных свойств. С помощью вогнутого зеркала, изготовленного из золота, они научились собирать в одну точку солнечные лучи и успешно демонстрировали опыт в храме. Только тут ловкие руки фокусников-жрецов превратили его в религиозное чудо - огонь, спускающийся с неба по воле богов.
Сосуды из чистого серебра отличались другим свойством - они отлично и долго берегли чистоту и свежесть воды. Такую посуду объявили священной, хотя ничего священного в ней не было. Секрет заключался в свойствах серебра, в его способности убивать микроорганизмы и бактерии гниения.
Частицы металла растворяются в воде ничтожно мало, но и этого оказывается достаточно, чтобы очистить ее от микробов. Недаром в древности существовал такой способ лечения: к открытым ранам прикладывали серебряные пластинки, которые способствовали быстрому заживлению.
Открытие древних египетских жрецов прочно вошло в церковную практику, где «святая» вода нашла широкое применение. Ее расходуют щедро, особенно по праздникам. Верующие делают запасы «святой» воды и хранят ее дома. С ней связывают надежды на излечение больных, на то, что само ее присутствие обеспечит благополучие в семье.
Одним из главных доказательств в пользу святости воды верующие считают ее способность не портиться длительное время. По их мнению, это чудо творят слова молитвы, которые произносит священник, погружая в воду крест. На самом же деле чудесные качества воды зависят не от силы молитвы, а от ионов серебра, переходящих с серебряного креста священника и серебряной чаши, в которой хранится вода.
Вы тоже можете сотворить чудо. Для него нужна серебряная ложка и сосуд с плотной крышкой. Наполните его водой и опустите в нее ложку. Через некоторое время вы без всяких молитв получите «святую» воду. Только не оставляйте ее открытой, иначе она со временем испортится, как портится всякая вода, в том числе и церковная. Сейчас серебряная непортящаяся вода применяется в промышленности.
Использует ее и медицина при лечении воспалительных процессов. ♦ Рубрика:

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании - жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка - благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре - ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранить ее можно круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она - средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма - символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.

Из сборника 100 ответов верующим.

VII. О "ЧУДЕСАХ" БОЖЬИХ, "ВЕЩИХ" СНАХ И СУЕВЕРИЯХ

Вопрос. "Святая" вода и "освященные" яйца долго не портятся. Можно лн это объяснить обычными причинами?

Ответ. "Кто не знает, что обычная вода может быстро портиться. А вот возьмите эту воду и освятите в церкви. И тогда вы увидите, что она может простоять много лет и не испортиться. Разве это не верное доказательство того, что бог все же есть? С освящением вода обретает святую силу, которая и не дает ей испортиться" - так обычно говорят верующие.

Попробуем, однако, внимательнее присмотреться к "удивительному" поведению "святой" воды.

Прежде всего, вспомним, почему вообще портятся продукты. Происходит это в результате деятельности гнилостных бактерий, разлагающих органические вещества: белок яйца, мяса и т. д. Продукты приобретают неприятный запах, становятся негодными к употреблению.

Значит, гниение может быть только там, где, во-первых, есть гнилостные бактерии и, во-вторых, где есть благоприятные условия для развития их деятельности.

Зачерпните летом стакан воды из озера, реки. Вам может показаться, что вода чиста. В действительности это далеко не так. Взгляните на капельку этой воды через микроскоп, и вы убедитесь, что в ней буквально кишат мельчайшие микроорганизмы. Известно, что в одном кубическом сантиметре воды, взятой из реки по течению ниже населенного пункта, насчитывается до 100 тысяч различных микробов. В такой воде есть чему гнить. Поэтому, если хранить ее в теплом месте, она вскоре испортится, протухнет. Если же взять воду из родника, где почти нет микроорганизмов, то в такой воде и гнить-то нечему, поэтому она может долго не портиться.

Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что "святая" вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была "освящена"!

А теперь вспомним, в какое время "святят" воду. Делается это зимой. Но ведь именно зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, "освященная" и "неосвященная", хорошо сохраняется.

Чистая вода долго будет оставаться свежей, если мы ее будем хранить в чистой, плотно закупоренной посуде, то есть так, как хранят "святую" воду верующие. Если же мы оставим обычную или "освященную" воду открытой, то в нее из воздуха могут попасть микроорганизмы, растительные споры, они быстро разовьются, и тогда уже никакая "святость" не спасет воду от порчи.

Значит, и "неосвященная" вода может долго сохраняться, а "освященная" - скоро разлагаться.

Однако это еще не все: "святая" вода в церкви хранится в серебряных сосудах, а иногда в нее кладется еще и серебряный крест. А некоторые металлы, в том числе серебро, обладают удивительным свойством: если кусочек серебра хотя бы ненадолго опустить в воду, то микроорганизмы в этой воде вскоре погибнут. Заметьте, они погибнут не только тогда, когда мы погрузим в воду крест из этого металла, но и в том случае, если мы опустим в воду серебряную фигурку Будды, Мухаммеда или просто ложку. Значит, "сила божья" здесь ни при чем. Микробы погибают под действием особых частичек -ионов серебра, которые образуются при растворении металла в воде.

Ученые проделывали такой опыт: воду, зараженную большим количеством болезнетворных бактерий (возбудителей брюшного тифа, дизентерии и т. д.), насыщали серебром. В воде растворяли очень небольшое количество серебра, всего-навсего 0,5 миллиграмма (миллиграмм- одна тысячная доля грамма) на один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали. Подобными "святыми" свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся в вербе. Поэтому если мы поместим веточку обычной, "неосвященной" вербы в стакан с водой, то тем самым тоже можем получить долго не портящуюся воду.

В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов и т. д. В ряде случаев лечение "серебряной" водой дает положительные результаты.

Получая "серебряную" воду, врачи не обращаются ни к силе "святых таинств", ни к "силе божьей". А вода по своим качествам получается все же не хуже, а лучше церковной. Приведем для примера один из способов получения такой воды. В сосуд с водой погружают два не касающихся друг друга серебряных стержня (электрода). Затем через них пропускают постоянный электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств "святой" воды.

А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, когда верующие, чтобы доказать, что "освященные" яйца не портятся, клали их даже за икону, а через год или два разбивали. И что же? Яйца, как правило, оказывались испорченными.

Значит, "освященные" пасхальные яйца не могут сохраняться дольше, чем обычные? Нет, этого мы сказать не можем. Дело в том, что пасхальные яйца, в отличие от обычных, окрашиваются луковичной шелухой и другими красками. А во время их окраски и хранения создаются такие условия, которые препятствуют быстрому разложению продукта. По этой причине "освященные" яйца могут сохраняться дольше обычного. Однако такое "освященное" яйцо сохраняется не дольше, чем "неосвященное", приготовленное тем же способом и сохраняющееся в точно таких же условиях.

Домохозяйки знают немало способов сохранять яйца свежими довольно длительное время, не пользуясь никакой божественной силой. Для этого они, например, покрывают скорлупу яйца жиром, то есть замазывают мельчайшие отверстия, имеющиеся в скорлупе, через которые в яйцо могли бы попадать микроорганизмы. То же самое де лают нередко и с пасхальными крашеными яйцами. Кроме того, известно, что в луке, как и в его шелухе, находятся особые вещества-фитонциды, которые сковывают развитие и деятельность микробов. Эти вещества могут проникать через мельчайшие, невидимые простым глазом отверстия в скорлупе яйца при его окраске. А покрывая поверхность белка, они могут создать неблагоприятные условия для гнилостных бактерий. Попробуйте у "освященного" яйца разбить скорлупу, разрушить поверхность белка и положить его в теплое влажное место, то есть создайте благоприятные условия для развития и деятельности гнилостных бактерий, и вы убедитесь, что яйцо быстро испортится (как, скажем, консервы во вскрытой коробке}. Так же портятся и другие "освященные" продукты. Все это не оставляет места для наивной веры в их "особые" свойства.

  1. Мезенцев В. А., Пинчук.Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М., 1963.
  2. Скворцов-Степанов И. И. Беседы о вере и знании. М., 1960.


1. Многие верующие во время освящения набирают воду из рек, в частности, из Днепра. Является ли освящение водоемов основанием для употребления воды из них в пищу?

В Украине много еще есть рек и озер, которые почти эталонно чисты. Конечно же, из них можно почерпать воду и до освящения, и после как для питья, так и для приготовления пищи.

Но вода, которая непригодна для питья, однако подлежит освящению (ведь освящается в день Богоявления всякое водное естество!) вовсе не обязательно должна быть для питья. Пример этому имеется там, где служится Великое освящение воды над морем. Вода освящается, но никто не станет пить солено-горькую воду и в приготовлении пищи ее не будет употреблять. Но в нее погружаются, ею окропляются сами, окропляют других, предметы, животных и прочее.

2. Если крещенская вода в банке позеленела, свидетельствует ли это о «неправильной духовной атмосфере» в доме? О чем это говорит?

Скорее, это говорит о том, что вода стояла на солнце. Надо помнить, что освященная вода остается по всем физическим параметрам все равно водой. Другое дело, что метафизически она приобретает силу освящения! Но о ней требуется тоже определенная забота.

Ее следует ставить в темное место, желательно рядом с иконами, в шкафчике. У меня, например, хранится вода с Иордана еще 1981 года освящения в запечатанной бутылочке! Для меня это особая святыня. Она сохраняет свежий вид до сих пор. А один священник пять лет тому назад мне рассказывал, как после смерти своей мамы обнаружил у нее бутылки с Крещенской водой еще с 1947 года! И вода была совершенно свежая, пригодная для питья. Хранила ее с благоговением, и этого было достаточно, чтобы вода стала свидетельницей любви почившей к святыне.

Но и болезненное душевное состояние людей может сказываться на воде. Например, вода редко хорошо стоит там, где частые ссоры, где бранные скверные слова, где рукоприкладство, блуд, прелюбодеяние, скверноприбытчество. Здесь Господь через воду может показать мерзость запустения в таком доме…

3. Отличается ли крещенская вода от «обычной» святой воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно выяснить, что используем мы в быту наименование «святая вода» неверно.

Дело в том, что святой вода быть не может. Она – освященная. По-гречески «Мегало агиазма» переводится как «Великая святыня», но не «святая» (по-гречески «Агиа»). Слово «святыня» свидетельствует о святости предмета, но сам предмет не является «святым», поскольку, по большому счету, «Един свят, един Господь…». И человек в силу образа и подобия Божия тоже может быть святым, святыми могут быть Дары, храм тоже может именоваться святым - ради того, что является местом особого пребывания Бога. А вода может быть освященной, святыней.

Итак, если мы обратим внимание на чины освящения воды в дни Крещения Господня и в иные дни, то увидим, что освящающей молитвой призвания Духа Божия на воду остается одна и та же: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши ны, иже во Иордане креститися изволивый…». Именно эта молитва читается перед погружением креста как в Великом чине освящения, так и в малом. И во время ектении мы просим об одном и том же: «О еже ниспослати Господу Богу благословение Иорданово, и очистити воды сия, Господу помолимся!».

Таким образом, мы видим, что и в Великом чине освящения воды, и в Малом чине, вода имеет одну и ту же освящающую силу воды Иорданской, которую благословил Господь Своим вхождением в речные струи.

Просто Крещенская вода освящается с большим торжеством, и потому ей оказывается больше почестей и придается большее значение.

4. Чего нельзя делать с крещенской водой?

(Можно ли выливать ее в раковину или на землю; что делать, если она пролилась на пол, можно ли просто вытереть тряпкой?)

Освященную воду, как уже говорилось, хранят дома с благоговением. Если случилось, что вода пролилась, или разбился сосуд, в котором хранилась святыня, то будет правильным собрать агиасму чистым рушником или новой ветошью и отжать в другой сосуд, чтобы вылить в проточную воду или другой естественный водоем. Можно также отжать рушник в горшки с домашними цветами.

В раковину, которая сообщается с канализацией, выливать освященную воду недопустимо!

5. Что делать с крещенской водой, если она испортилась? (как узнать, испортилась ли она?)

Вода освященная, как упоминалось ранее, имеет все свойства воды обычной и может портиться. Прежде всего, потому, что ее наливают в посуду недостаточно чистую, или берут из источника загрязненного, или, возможно, хранят в жарком месте, на солнце.

Один священник говорил, что видел, как у людей портилась вода, хранящаяся в посуде с неподобающими надписями, например, на бутылке не убрали прежнюю этикетку «Водка» или просто «Лимонад». Само такое отношение к агиасме может стать поводом, чтобы ради посрамления неблагочинных людей, вода проявила свойства испорченности: затхлый запах, обильные хлопья осадков, плесень, позеленение дна и стенок сосудов.

Но даже в таком состоянии вода не лишена своих благодатных свойств, потому требует уважительного к ней отношения. Ее пить уже нельзя, но можно ею окроплять. Однако я рекомендую все же взять из церкви другую освященную воду, а испортившуюся вылить или в домашние цветочные горшки, или в водоем.

6. Крещенская вода считается особенно целебной. Возможно ли ее употребление при болезнях, если так рекомендуется в различных "целебниках" и прочих книгах с заговорами?

Освященная вода имеет силу целить Божьей волей, а не потому, что имеет некую магическую силу. Поскольку Господь действует посредством освященной водной стихии, то волен это делать в разных проявлениях: кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то призван вразумляться через освященную воду вплоть до болезней!

Мне одна женщина принесла показать гадательные карты, которые она положила тайком в пасхальную корзину с яствами для окропления их освященной водой - так ей посоветовали, чтобы лучше гадалось. Так вот, туда, куда попали капли воды, на картах появились пятна, словно их прожгли горячими каплями свинца или олова!

Потому я бы поостерег тех людей, что хотят святыню использовать в магических целях: Господь может посрамить эту затею самым неожиданным образом!

7. Можно ли, чтобы у христианина дома не было крещенской воды? Что делать, если вода заканчивается?

Христианин не от того христианин, что у него есть в наличии освященная вода, а потому что живет по-христиански.

Однако у христианина есть потребность все в своей жизни освящать, посвящая и самую жизнь Господу святому. Потому обычно дом христиан с иконами, сосудами освященной воды, благодатного масла, в сухих туесках хранят антидор для ежедневного принятия с молитвой. Это общение со святынями наполняет жизнь христианина не просто ритуалами, а дает возможность почувствовать укрепляющую силу Божию, действующую через них. Как иногда Господь это делал в Евангельских историях: не просто исцелил, а дунул и плюнул, или брение соделал и помазал слепорожденному очи, или непосредственно вложил пальцы Свои в уши глухому и прочее.

8. Как употреблять крещенскую воду? Можно ли ею, например, запивать лекарства?

Освященная вода должна быть употребляема на всякое добро и в разных потребностях. Ею можно окроплять для благословения те или иные предметы, места проживания, животных, растения. При помощи освященной воды силою Божьей изгоняем всякую нечистоту, которая может проявляться через предметы или животных, людей.

Агиасма предназначена для исцелений. Ее хорошо и ежедневно принимать натощак с молитвой. И можно пить в болезни даже не натощак. Также освященная вода может быть употребляема в сочетании с лекарствами. Она уместна и в тяжелом духовном состоянии: скорби, депрессии, духовной растерянности, унынии. Ею можно кропить себя, умываться и, конечно, испивать в разумном количестве – около полстакана, не больше.

К воде, повторюсь, должно быть отношение благоговейное.

9. Является ли препятствием для принятия святой воды очистительные дни у женщин?

Согласно выводам Патриарха Сербского Павла, в месячные дни женщине непозволительно только причащаться Христовых Таин. Ее состояние остается полноценным в христианстве, а значит, и все святыни она может лобызать, их касаться; мазаться благословенным маслом и испивать освященную воду.

10. Почему освящают воду и в Навечерие Богоявления, и на Крещение?

Многие считают, что это «две разные» воды, и выстаивают очереди, чтобы набрать и ту, и другую. Отличаются ли эти две воды по воздействию?

Вообще двойной чин Великого освящения воды существует только в Русской Церкви и Церквях, принявших от РПЦ эту традицию. В древних Церквях воду освящают только в Сочельник Богоявления, т.е. накануне самого праздника Крещения.

Дело в том, что в Сочельник или Навечерие Крещения служится Вечерня непосредственно уже самого праздника Просвещения (такое еще имеет название этот праздник). И, как завершение Вечерни Крещения, бывает литания с исходом к источнику для Великого водоосвящения. Эта традиция совершается и в нашей Церкви.

Но примерно с 15 века из-за того, что русские деревни находились на большом расстоянии от сел с церквями, епископы и священники стали ездить по этим деревням, чтобы для них святить воду и в сам праздничный день. Так канонизировалась традиция для Русской Православной Церкви освящать воду повторно на сам праздник Крещения, хотя особой для этого нужды, на сегодня, не имеется.

Более верно почерпать воду во время освящения в Навечерие Крещения - 18 января по новому стилю (5 января по старому). А кто не успел или почему-то не смог это сделать в Сочельник, имеют возможность взять освященную воду на день позже - 19 января по новому календарному стилю.

Как вы понимаете, свойства воды, освященной что в Сочельник, что в день праздника, идентичны и незачем брать воду дважды.