Исполнительские приемы игры на ксилофоне. Теоретические аспекты постановки рук начинающего ударника

Музыкальный ксилофон: что это и как он звучит?

Ксилофон - это инструмент, что относится к музыкальным. Его особенностью является высокая тональность воспроизведения звуков. Сам инструмент состоит из длинного ряда прямоугольных полосок из дерева (металла). Строение музыкальной полосы начинается от самой большой и заканчивается маленькой с самым высоким звучанием. К инструменту прилагается закругленная палочка с металлической головкой. Ударяя ею по брусочкам, можно издавать разные мелодичные звуки.

Как звучит ксилофон?

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку .

Схемы детских песен для ксилофона

Также на нашем портале есть ноты и схемы игры детских песен для пианино . Некоторые схемы игры на пианино практически ничем не отличается от схем игры на ксилофоне, поэтому вы можете смело брать схемы из этого раздела и играть в своё удовольствие. Единственное, нужно выбирать песни, в которых задействуется одинаковое количество "белых клавиш для пианино и пластин для ксилофона". Но, к сожалению, аналогов черных клавиш для ксилофона нет, поэтому лучше выбирать песни, в которых задействованы только белые клавиши.

Примеры схемы песни:

Здесь, белые клавиши соответствуют пластинам ксилофона, а черных на ксилофоне и вовсе нет. Чем длиннее ксилофон, тем больше мелодий можно сыграть из этого раздела .

Виды инструмента

Ксилофон бывает двухрядный и четырехрядный. Можно научиться играть на ксилофоне двумя металлическими палочками, соблюдая расстояние в 5 см от пластины. Двухрядный ксилофон подразумевает игру несколькими палочками, которые имеют разный диаметр. Такое воспроизведение требует в чередовании их между пальцами.

Игра на ксилофоне требует быстроты действия, так как звук инструмента быстро затихает. Инструмент больше применим для создания таких музыкальных мелодий, как пассаж, арпеджио. Ксилофонные ноты состоят из скрипичного ключа, где партия записывается по низкой октаве, что в разы ниже истинного звучания. Партитура нотируется под партией колокольчиков.

Преимуществом инструмента является его мобильность в сочетании с необыкновенно красивым звучанием. Благодаря такому свойству инструмент приобрел популярность и востребованность во всех уголках мира.

Как играть на ксилофоне?

Для создания мелодичных звуков возьмите молоточек. Край ударника должен касаться указательного пальца так, чтобы подушечка пальца лежала сверху. Такое положение рук поможет фиксации кончика музыкальной палочки без особого прижима. Запястье музыканта должно быть в расслабленном состоянии. Если на молоточек подавать силу, звук приобретет неправильную тональность. В начале обучения требуется проиграть ноты одной рукой и одной палочкой. По мере запоминания мелодии или нотного порядка нужно повторить то же действие второй рукой, и в дальнейшем пробовать проигрывать их двумя руками. Чтобы лучше запомнить материал, требуется заучить такое положение: в мажоре нота «до» берется левой рукой, «ре» – правой, «ми» – левой.

Нотный стан ксилофона можно приобрести в готовом виде, также для обучения подойдет музыкальная хрестоматия для новичков, используемая в школе музыкальных искусств. Цель обучающего курса - научиться распознавать ноты для ксилофона, их расположение и длительность звучания. Целое нотное звучание значится белым кружком, половина - кружком с палочкой, четверть - темный кружок и палочка, 8-я нота отмечается галочкой,16-я - двумя галочками.

Долевая степень каждого такта должна быть идентичной размеру нотного стана. Для практического занятия следует разучить и исполнить несложную композицию. Для этой цели нужно брать звуковые рифмы той рукой, которой удобно. В нотах можно использовать специальные значения. Игра должна начинаться с медленного звучания, в ходе которого важно точно ударять молоточком по центру дощечки. По мере запоминания нот, темп нужно увеличить.

В дальнейшем следует научиться проигрывать любые ноты, обязательно попадая без промаха на середину дощечки инструмента. Действия должны быть скользящими, без напряжения рук и пальцев. Эти навыки пригодятся в произведениях со сложной постановкой, в которых присутствует высокое нотное звучание.

Как выбрать правильный инструмент?

В процессе подбора инструмента следует обратить внимание на его внешний вид. Все дощечки, если они однотонные, должны быть цельными с гладкой поверхностью. Если они имеют разный цвет, стоит посмотреть, как легла краска: если она нанесена равномерно, ксилофон пригоден к использованию.

Для обучения детей лучше приобрести ксилофон, на котором прописаны ноты. Если такого не имеется, ноты определяются на слух. Детский ксилофон имеет конструкцию, настроенную на звучание в «до-мажоре», а вот «ля-минор» на таком инструменте взять не удастся.

Профессиональный ксилофон настроен хроматически, где каждая из дощечек проигрывается в полтона. Начинать играть на детском ксилофоне можно с 5-6 лет. В дальнейшем этот музыкальный инструмент используется для сольного выступления, игры в оркестре или на эстраде.

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.

Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых движений, координацию движений в обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД

ДМШ им В.В. Андреева.

Московского района.

Санкт – Петербурга.

Учебно- Методическое пособие

Преподавателя класса «Ударные инструменты»

Плющай И.В.

ТЕМА:

«Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»

2013

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства. Гамма для поступенного звукоряда придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых движений, координацию движений в обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

Художественные способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

Необходимо, чтобы ученик осознавал, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, кистевых движений рук. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои исполнительские движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Основные задачи при игре гамм.

  1. Начальный период игры гамм, знакомство учащихся с гаммой.
  1. Техническое освоение гамм
  1. Недостатки учащихся при игре гамм
  1. Художественные задачи при игре гамм, динамические нюансы

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности исполнительского движений.

Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. В данной работе будет рассмотрена игра исключительно гамм, а не всего гаммового комплекса.

Начальный период игры гамм

Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл. Тональные сегмент мы связываем с разными жизненными переменами: вечер сменяет день, после лета наступает осень. Меняются настроения человека: за весельем может быть грусть.

Все это в музыке передается разными тональностями и ладами. Как различна цветовая гамма у художника, так меняются тональные "краски" в музыке. У некоторых композиторов было даже цветовое видение тональностей (А. Скрябин, Н. Римский - Корсаков). У Римского - Корсакова, например, тональность Ми мажор была "синей" и связывалась с образами синего моря, а у Л.Бетховена и В. Моцарта Си минор ассоциировалась с черным цветом, был символ трагедии, смерти.

В начальный период обучения закладывается фундамент исполнительской техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным. Учиться слышать в гамме мелодическую линию звучания. Играть выразительным звуком. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

Техническое освоение гамм

По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы фа мажор и ля минор. Хороший и чистый звук извлекается ударом палочек по центру пластины. Следует избегать ударов по краю пластины, так как качество звука будет более не качественным.

Удары производятся движением кисти. Палочки держать одинаково как правой, так и левой рукой, прямо перед собой, и параллельно один другому. Палочка лежит между первым и вторым фалангам указательного пальца, а большой палец слегка поддерживает палочку, кончик палочки от конца примерно 10 см. Для обозначения удара той или иной руки на первом году учебы применяется специальная аппликатура.

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

  1. Палочки не должны "вязнуть" в пластинах. Удар по пластине должен быть активным и точным. Для этого кисти рук должны быть легкими, свободными.
  2. Не "выколачивать" удары по пластине, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
  3. Резкие удары это зажатость, не чувствует свободы в кистях, в предплечье, плечах, спины, ногах.
  4. Утомление, непривычное долгое стояние, руки прижимают, ноги прямые, корпус не ровный. До первых утомлений прекратить играть до полного восстановления.

В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика движений. В это время ставим перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ

Динамические задачи

Сыграть гамму форте (f)

Необходимо сразу настроить ученика на правильное звукоизвлечение forte , объявив его техническую сторону. Иначе ученик может применить сам неправильный прием, что приведет к перенапряжению, к зажимам. Играть звуком forte - это не значит стучать, выколачивать, играть грубо, жестко, форсировать звук. Звук должен быть громким, но глубоким, мягким, и благородным.

Ученику надо подсказать, как добиться желаемого звучания. В игре должна участвовать вся рука от плеча, свободная во всех сочетаниях. Вся рука - это "шланг", по которому свободно "течет вода" - сила от плеча в кончики пальцев и палочек. Эта упругость смягчает резкость звука. Нужен легкий удар, отскок палочки от пластины ксилофона.

Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое движение для воплощения на инструменте своего звукового "прообраза".

Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как "шагает большой, грузный слон", но "надев мягкие тапочки". Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным.

Сыграть гамму пиано (р)

Играя гамму piano, Важно не "шептать", не "прятаться". Звук должен быть свободный, пронизывающий. Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Движение руки легкое, отрывистое, прозрачное. Ученики представляют образ "росинок на цветах на утреней заре". Тихое звучание соответствует образу

Играем гамму "звуковысотной динамикой": вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Ученики сами придумывают и настраиваются на образ: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и силы удара рук на пластины ксилофона. От вершины спускаемся вниз - опять в темноту, в подземелье, в глубокое и насыщенное звучание.


Наталья Замковая
Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме

г. Дальнегорск 2012 год

№ страницы :

1. Пояснительная записка 2 – 3

2. Перспективный план 4 - 5

3. Демонстрационные пособия : 6 - 11

Музыкальная лесенка 7

Нотный стан 8

Фланелеграф и нотки 9

Альбом «Мы играем по нотам» 10

«Где живёт нотка?» 11

4. Музыкально – дидактические игры : 12 - 21

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3 13 - 15

«Весёлые нотки» 16

«Узнай песню и сыграй» 17

«Катаем цилиндр» 18

«Надень платье нотке» 19

«Немая клавиатура» 20

«Музыкальное лото» 21

5. Музыкальная сказка «День рождения нотки» 22 - 24

Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению , движению в музыкаль-ных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир му-зыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучша-ются качество пения (чище поют, музыкально – ритмичных движений (чётче воспроиз-водят ритм) .

Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей на музыкальных заня-тиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумо-вые музыкальные инструменты : бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.

Начиная с младшей группы, учу играть на металлофоне отдельные звуки , неболь-шие попевки на одном звуке. Это не вызывает затруднение у детей, так как провожу ра-боту последовательно, систематически. Но когда дети подрастают, усложняется задача : надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется : вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте зву-чания, чувствовать законченность мелодии – тонику. Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо было непосредственно сыграть мелодию на металлофоне , дети испытывают затруднение.

За долгие годы работы музыкальным руководителем, я, обучая детей играть на металлофоне , использовала много приёмов : определяли сколько раз какое слово надо сыграть на той или иной трубочке металлофона , выучивали с детьми расположение нот на металлофоне и учили песню нотами, т. е. сольфеджировали песню. Разнообразие приёмов не давали желаемого результата, и приходилось заниматься с каждым ребёнком индивидуально. На эту работу уходило много времени. Всё это привело к мысли : надо знакомить детей с элементами нотной грамотой, чтобы они смогли самостоятельно чи-тать нотную запись и играть на металлофоне .

Для этой цели я предлагаю использовать цветовую гамму . Каждая трубочка (пла-стинка) должна иметь определённый цвет . Например : ДО – белый, РЕ – синий, МИ - зе-лёный, ФА – фиолетовый, СОЛЬ – красный, ЛЯ – жёлтый, СИ – оранжевый. Можно ис-пользовать и другую цветовую гамму . Главное условие - каждая нота должна иметь толь-ко свой цвет . Я не ставлю цель научить детей писать ноты, важно, чтобы они знали их название и расположение на нотном стане, и смогли найти их на металлофоне . В альбо-ме «Мы играем по нотам» все песенки написаны тоже цветными нотками .

В запоминании цвета определённой ноты и её написания на нотном стане у детей не вызывает затруднений. Практика показала, что дети, знающие цветовую гамму нот , самостоятельно играют по нотам несложные песенки. Это исключило необходимость за-ниматься с каждым ребёнком индивидуально. Дети за 2-3 занятия полностью усваивают игру заданной мелодии индивидуально. Больше времени требуется научиться играть в ансамбле.

Для обучения игре на металлофоне по моей системе я организовала кружок «Ве-сёлые нотки» . Занятие провожу один раз в неделю, не противореча требованиям сан пи-на, не в ущерб прогулки. Кружок посещают 9 детей, которые захотели научиться играть на металлофоне . Чтобы занятие было эффективным и чтобы дети с интересом воспри-нимали трудный материал, я изготовила демонстрационные пособия :

Нотные станы для педагога, и для каждого ребёнка.

Музыкальную лесенку со звучащими пластинками.

Фланелеграф с нотным станом и нотками длительностями восьмые и чет-вертные.

Альбом «Мы играем по нотам»

Складные карточки «Где живёт нотка?» .

Помогали усваивать и ряд музыкально – дидактические игры :

«Весёлые нотки»

«Узнай песню»

«Кубик»

«Надень платье нотке»

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3.

«Немая клавиатура»

«Музыкальное лото»

Процесс разучивания для детей стал осознанным. Цветовая гамма нот в альбоме «Мы играем по нотам» и на металлофоне сыграли важную роль , соединив зрительное восприятие с звуковысотным представлением. В процессе обучения игры на металлофо -не хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. Уровень музыкального развития, занимающихся в кружке «Весёлые нотки» , значительно повысился. У детей активизировались внимание, творческая инициатива, улучшилась память, а также чище стало пение, улучшился ритмический слух, все научились играть по нотам.

кружка «Весёлые нотки» группы «Гномики»

(подготовительная группа 2011 - 2012 учебный год)

теория Развитие интонацион-ного, ритмического, звуковысотного слуха. Игра на металлофо-не

Музицирование, творчество де-тей

1. Написание долгих, коротких звуков. Д/игра «Весёлые нотки»

2. Нота «соль» (напи-сание, цвет ) 1. Выкладывание ритм. рис. заданного педагогом.

2. Песня «Мы идём с флажка-ми» Е. Тиличеевой - выложить ритм. рис. нотами «соль» , пение словами и сольфеджио 1. Игра нотой «соль» за-данный ритмический рису-нок.

2. Игра нотой «соль» песни «Мы идём с флажками» Е. Тиличеевой.

1. Петь и играть своё имя. (сверху вниз, снизу вверх, на одном звуке)

Ноябрь 1. Ноты «фа» , «ми» (написание, цвет )

2. Сравнить по высоте ноты «соль» , «фа» и «ми» 1. Песня «Смелый пилот» Е. Тиличеевой – выложить ритм. рис. нотами «фа» («ми» ) пение словами и сольфеджио.

2. «Дождик» р. н. п. - пение словами и сольфеджио нот-ками «соль» и «фа» 1. «Смелый пилот» Е. Тили-чеева – игра с пением и сольфеджио нотой «фа» («ми» )

2. «Дождик» р. н. п. - игра с пением словами и соль-феджио нотами «соль» и «фа» по альбому «Мы играем по нотам» 1. Сочинить мелодию марша на слова :

«У меня есть шапка со звездой, я солдат отважный, молодой» и сыграть ритм марша.

Декабрь 1. Ноты «ре» , «до» 1 (написание, цвет )

1. «Лесенка» Е. Тиличеевой – из 5 нот – выложить нотами на нотном стане, петь со словами, сольфеджио.

2. «Маленькая ёлочка» М. Красева- выкладывание ме-лодической линии 1 фразы. 1. Играть в ансамбле «Лесенка» , называя нотами и со словами.

2. Играть первую фразу песни «Маленькая ёлочка» по аль-бому «Мы играем по нотам» . 1.«Маленькой ёлочке» - игра на металлофонах и др . шумовых инструментов.

1. Нота «ля» , «си» -(написание, цвет )

2. Сравнить по высоте звучания выученные ноты. 1. Д/игра «Волшебный моло-точек»

2. Д/игра «Ритмическая це-почка» 1. Повторение всех выучен-ных песен 1. Сочинить колыбель-ную и плясовую на слова. Сыграть на металлофоне и про-петь .

1. Нота «до» 2 – (напи-сание)

2. Звукоряд – гамма

3. Муз. сказка «День рождения нотки»

1. Выложить звукоряд нотами и пропеть сольфеджио

2.»Где был, Иванушка?» р. н. п. выкладывание мело-дической линии 1-ой фразы 1. Играть гамму , называя ноты.

2. Играть 1 фразу песни «Где был, Иванушка?» по альбому «Мы играем по нотам» , петь сольфеджио и со словами. 1. Песня «Гаммы для мамы » - играет ан-самбль металлофо-нов .

2. Песня «Где был, Иванушка?» металло-фоны и ложки , инсце-нирование.

Март 1. Д/игра «Одень пла-тье нотке» .

2. Д/игра «Кубик» 1. «Лесенка» Е. Тиличеева из 8 нот – пропеть словами, сольфеджио 1. Играть свою партию под фонограмму

1. Самостоятельно играть по альбому «Мы играем по нотам»

1. Д/игра «Музыкаль-ное лото» Повторение

ЦЕЛЬ :

Развивать у детей звуковысотный слух, умение соотносить звуки зрительно и на слух.

ОПИСАНИЕ :

Лесенка сделана из оргалита (размер 20 * 27,5 * 8,5 см.) Ступеньки на песенке –пластинки от металлофона . Они висят свободно на леске и не касаются стенок лесенки. Звучание ступенек соответствует звукоряду. Ударом молоточка извлекается звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок играет два звука, разных по высоте, и поёт своё имя. Проговарива-ет как он спел : сверху вниз, снизу вверх, на месте.

При знакомстве с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой, педагог проигрывает её на музыкальной лесенке

Сравнивать по высоте звучания ноты.

ЦЕЛЬ :

Знакомить детей с расположением нот на нотном стане.

Петь по нотам попевки.

ОПИСАНИЕ :

На прямоугольной доске (размер 25 – 100 см.) нарисован краской нотный стан и скрипичный ключ. Поперёк доски, по всей её длине на одинаковом расстоянии на-тянута леска с двухцветными пуговицами – нотами . (одна сторона тёмная – долгий звук, а другая сторона светлая – короткий звук). Пуговицы свободно двигаются по леске, и если нужно можно повернуть тёмной, или светлой стороной. Такое же на-глядное пособие сделано для каждого ребёнка (размер 20 см. - ширина, 30 см. – длина) . Ниже нарисованного нотного стана нарисована полоска красного цвета . Она определяет низ дощечки, и на этой полоске живёт нотка «до» 1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Выкладывать ритмический рисунок, прохлопанный педагогом

Закреплять знание детей о расположение нот на нотном стане

Выкладывать мелодическую линию песни, пропетую педагогом с названием нот, то есть – сольфеджио.

ЦЕЛЬ :

Знакомство с расположением нот на нотном стане.

Уметь нотами выложить ритмический рисунок и мелодическую линию песни

ОПИСАНИЕ :

Фанера (размер 35 см. - ширина и 100 см. - длина) обтянута материалом - флане-лью. На нём нарисованы два нотных стана. Отдельно вырезаны из бархатной бумаги долгие и короткие звуки (четвертные и восьмые) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок прикладывает ноты на фланелеграф с целью получения ритмического рисунка песни.

Педагог называет ноту. Вызванный ребёнок прикладывает ноту на нотный стан в нужное место.

ЦЕЛЬ :

Учить петь сольфеджио несложные песенки и находить по цвету нужную трубоч-ку на металлофоне .

ОПИСАНИЕ :

В альбоме на весь разворот листа записаны цветными нотками мелодические линии несложных песенок, попевок.

ЦЕЛЬ :

Познакомить с названием и расположением нот на нотном стане в цветовой гам-ме .

ОПИСАНИЕ :

Для каждой нотки сделана карточка в виде книжки. Она сделана из двух картонок (размер 12 * 12 см., которые соединены скотчем. На одной карточке нарисована картин-ка. Первый слог соответствует названию ноты. На другой карточке в цветовой гамме на нотном стане изображена нота.

ПРИМЕНЕНИЕ :

При знакомстве с названием, цветовой гаммы и написания ноты на нотном стане.

Для закрепления названия, цвета и расположение ноты на нотном стане. Педагог заворачивает одну половинки карточки с картинкой и просит назвать ноту. Для проверки ответа карточку педагог разворачивает карточку.

Использование карточек для рассказа педагогом сказки про нотки «День рождения нотки» .

ОПИСАНИЕ :

Карточки с изображением животных. (размер 8 * 24 см.) Под каждым животным нарисованы кружочки разного диаметра. большой кружок – длинный звук, а ма-ленький кружочек – короткий звук. Источник «Этот удивительный ритм» И. Кап-лунова, И. Новоскольцева

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Проговаривает название животных и хлопает.

Проговаривая название животных, играет ритмический рисунок на одном зву-ке металлофона .

ЦЕЛЬ :

ОПИСАНИЕ :

В двух экземплярах сделаны карточки с различными ритмическими рисунками. Длинная палочка – длинный звук, а короткая – короткий звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает одну карточку. По команде все ищут себе половинку. Найдя половинку, вдвоём проговаривают ритмический рисунок на слоги ТА и ТИ.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название нот и где она живёт. Пропеть цепочку нотами, играть на металлофоне , соблюдая ритмический рисунок.

ОПИСАНИЕ :

Каждому ребёнку даётся карточка (размер 6*24см.) . На ней изображены не-сколько нот разной длительностью. Для запоминания названия нот нарисованы картинки первый слог которого соответствует ноте. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Пропевает свою цепочку нотами в задан-ном ритме.

Проигрывает свою цепочку на металлофоне .

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей о написания долгих и коротких звуков (четвертная и восьмая) . Формировать умение в составлении ритмических рисунков песенок.

ОПИСАНИЕ :

Прямоугольные карточки из картона (размер 9 * 5 см.) Количество неограниченно. На них изображены четвертная (длинный звук) или восьмая (короткий звук) ноты. Две демонстрационные карточки (размер 11 * 13 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Карточки лежат на полу по всему залу. Дети двигаются под музыку. По окон-чании музыки ведущий поднимают карточку (говорит длинный звук или ко-роткий звук) . Дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Дети делятся на группы. Педагог поёт попевку, и ребята, с помощью карто-чек, выкладывают ритмический рисунок. Если группа выполнила задание быстро и правильно, то она победила.

ЦЕЛЬ :

Учить детей, слушая песню нотами, находить нужную карточку. Сыграть её на металлофоне , пропевая нотами и со словами.

ОПИСАНИЕ :

На карточке написана фраза нотами. Фон карточки подсказывает название пес-ни. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Педагог показывает все карточки, пропевает нотами (или словами) фразу песни. Дети должны узнать песню и найти карточку. Затем все вместе играем эту песенку на металлофоне .

Педагог прохлопывает ритмический рисунок песни, а дети узнают и находят карточку. Все прохлопывают ритмический рисунок.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название и написание нот на нотном стане

ОПИСАНИЕ :

Из картона сделан восьмигранный цилиндр (размер одной грани 17 * 4,5 см.) . На каждой грани расположена одна нота в цветовой гамме . Также нарисован нотный стан и красная линия. Красная линия обозначает низ цилиндра и на ней пишется нотка ДО1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Дети сидят по кругу и перекатывают друг другу цилиндр. Около ребёнка оста-навливается цилиндр и он называет нотку, расположенную на верхней гране.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей цветовую гамму и написания нот .

ОПИСАНИЕ :

Два комплекта карточек по количеству нот (размер 10 * 9 см.) . Они сделаны так, чтобы можно было бы вставить цветной вкладыш - платье нотке (размер 12 * 5 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый получает карточку с ноткой чёрного цвета . Надо вспомнить, какой цвет любит эта нотка , взять цветной вкладыш и вставить в карточку. Таким образом, ребёнок одевает нотке «платье» . Можно ввести элемент соревнования : разделиться на две ко-манды. Какая из команд быстро и правильно оденет в платье нотку, та и выигрывает со-ревнование.

ЦЕЛЬ :

Развивать интонационный и звуковысотный слух, ладовое ощущение.

ОПИСАНИЕ :

Немая клавиатура нарисована на альбомном листе (размер 10 * 29 см) и зала-минирована для жёсткости. На клавишах клавиатуры написаны название нот и порядко-вый счёт звукоряда. Каждый ребёнок работает индивидуально со своей карточкой.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Учить петь цепочку нот, заданную педагогом, при этом пальцем касаться немой клавиатуры.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей написания бесцветных и цветных нот на нотном стане , а также внешний вид долгих и коротких звуков.

ОПИСАНИЕ :

Десять карточек (размер 30 * 10 см.) . Каждая карточка разделена на пять клето-чек. В клетке изображена определённая нота на нотном стане четвертная или восьмая, в цветовой гамме . А если перевернуть карточку, ноты изображены все одним цветом . Для каждой клеточки имеется отдельная крышечка, которая прикреплена к карточке скотчем. На 16 маленьких карточек (размер 10 * 6 см.) на нотном стане даётся цветное изображе-ние ноты определённой длительностью.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок берёт одну карточку. Ведущий поочерёдно показывает ма-ленькие карточки. Дети на своих карточках закрывают крышечками показанную ноту. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

Ведущий не показывает карточку, а только озвучивает её. Дети должны найти ноту на своих карточках и закрыть её крышечкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

… Как - то раз гуляла девочка и набрела на красивый домик. Постучалась и ей открыла дверь нотка ДО. Это она жила в таком красивом домике. Нотка ДО была опеча-лена. Девочка спросила её:

Ты почему такая грустная? Может я смогу чем - нибудь помочь тебе?

Мне не с кем пойти в гости к моей младшей сестрёнке. А одна идти я боюсь. Она живёт высоко в горах и дорога к ней дальняя и трудная. У моей сестрёнки сегодня день рождения и я хотела собрать все нотки в гости, чтобы она смогла спеть все свои лю-бимые песенки – ответила грустно нотка.

Девочка решила, что нужно помочь нотке ДО, поэтому сказала :

Я пойду с тобой в гости и помогу пригласить все нотки на день рождения твоей сест-рёнки.

Обрадовалась нотка ДО, надела своё праздничное белое платье, и они пустились в путь - дорожку …

Только они отошли от домика, увидели синюю речку. Речка бежала и журчала. Прислушались девочка с ноткой к журчанию и услышали, как речка поёт :

Я ре-ре-ре-ре- реченька, плыву куда хочу.

Вот где, оказывается жила нотка РЕ. Пригласили они её на день рождения, и она с радо-стью согласилась. Нотка РЕ умылась в речке, надела своё любимое синее платье и от-правилась вместе с девочкой и ноткой До в гости.

Вскоре они попали в лесок и увидели там под деревом мишутку. Сам весь корич-невый, а жилетку одел зелёную. Сидит он под деревом и поёт свою любимую песенку%

Я ми-ми-ми-ми мишенька, люблю я петь, играть.

Очень обрадовалась девочка, что нашлась нотка МИ. А Мишутка с радостью отпустил свою любимую нотку в гости, нарядив её в зелёное платье.

Из лесочка девочка с нотками попали на полянку. Призадумалась девочка : где ей можно найти нотку ФА? Но тут она заметила, что на кустике висит фиолетовый фарту-чек. Надела она его и сразу же захотелось ей запеть :

Я фа-фа-фа-фа фартучек, красивый и простой.

Девочка поняла, что в этом фартучке живёт нотка ФА. С радостью согласилась нотка ФА пойти со всеми на день рождения и одела свой любимое фиолетовое платье.

Было тихо на полянке, в траве кузнечики стрекотали, ласково пригревало солныш-ко и откуда – то доносилась тихая песенка :

Я соль-соль-соль-соль, я в солнышке живу.

Взяла тогда девочка красное стёклышко и посмотрела через него на солнышко. Объяс-нила девочка, зачем ей понадобилась нотка СОЛЬ. Солнышко, нарядив свою любимую нотку в красное платьице, отпустило её в гости.

Пошла девочка дальше искать недостающие нотки, а чтобы было нетрудно идти, пела она нотки, которые шли с ней рядом. Получилась лесенка, которая вела вверх : ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ… Так они добрались до болота и увидели жёлтый большой цветок .

Цветок был необычный – он пел. Оказывается в нём сидела зелёная лягушка и пела пе-сенку :

Я ля-ля-ля- лягушечка, люблю я жёлтый цвет .

Вот по этой песенке девочка догадалась, что нашла нотку ЛЯ. Попросила она лягушечку отпустить свою любимую нотку на день рождения. Лягушка нарядила нотку в жёлтое платье и с радостью отпустила.

Ещё выше поднялась девочка с нотками на гору. Устала, села отдохнуть под кус-том. Шелестят листочки, цветы благоухают , качаются… Хорошо, тепло и светло. А лис-точки не просто шелестят, они песенку напевают :

Я си-си-си-си сирень, красивые цветы .

Подняла девочка голову и увидела, что сидит под сиренью, той самой, где живёт нотка СИ. Конечно, сирень отпустила нотку СИ на день рождения, нарядив её в оранжевое платье.

Довольная девочка с нотками пошли дальше, и на вершине горы все увидели кра-сивый домик. Постучалась в дверь девочка. Из домика вышла в праздничном белом платье нотка ДО. Обнялась она с родной сестрой, которая от всей души поздравила её с днём рождения и познакомила с гостями - разноцветными нотками .

Нотки выстроились в ряд и получился з в у к о р я д. Всем стало весело и нотки запели свою весёлую песенку ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО…

Организация: Спб ГБОУ ДОД «Спб ДШИ №2»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

1.1 Постановка рук и корпуса при игре на малом барабане. Начальные уроки игры.

Смысловое значение термина «постановка» связана с процессом рационального приспособления двигательного аппарата к инструменту, учитывая анатомические и физиологические особенности играющего.

В настоящее время в мировой практике используется два основных вида постановки на малом барабане:

1) традиционная , берущая своё начало от военных оркестров. Характерной чертой этой постановки является специфическое положение левой руки, связанное с наклоном малого барабана;

2) параллельная , получившая широкое распространение в наше время. Характерной чертой этого способа игры является принцип одинакового, (параллельного), удержания палочек, как правой рукой, так и левой рукой.

Параллельная постановка имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной постановкой. Во-первых, она унифицирует способ звукоизвлечения на звуковысотных ударных инструментах, (колокольчики, ксилофон, маримба, вибрафон, литавры). Во-вторых, с интенсивным использованием в практике эстрадно-джазового исполнительства последних десятилетий новых ударных инструментов, (различные барабаны, том-томы, бонги рото-томы), параллельная постановка рук является наиболее эффективной.

Продолжительная игра на малом барабане утомительна для слуха, поэтому для ежедневных упражнений необходимо иметь так называемый «глухой барабан», издающий слабые, приглушённые звуки.

Заниматься следует сидя. Глухой барабан должен располагаться перед играющим на подставке на уровне колен. Сидеть надо прямо, плечи свободные. В учебной практике рекомендуется заниматься на глухом барабане не только сидя, но и стоя. Для этого следует поднять инструмент до уровня, чтобы движение рук были такими же, как и при игре сидя.

Представим, что барабанная палка – продолжение вашей руки. Она должна создавать прямую линию с предплечьем (рука от кисти до локтя). Обе руки полусогнуты в локтях и кисти отдалены от туловища на ширину ладони. Мысленно разделим палку на три части. Держать её нужно за третью часть (8 – 9 см от конца).

Палка должна проходить между второй и третьей фалангами указательного пальца и между двумя половинами ладони. Указательный палец обхватывает палку второй и третьей фалангами, а средний, безымянный и мизинец держат её только подушечками пальцев. Большой и указательный пальцы чётко фиксируют палку в руке. При этом большой палец остаётся неподвижным и только придерживает палку. Палка движется за счёт кистевых движений руки и пальцев (указательный, средний, безымянный и мизинец).

Кисть должна быть в таком положении, при котором достигается наибольшая амплитуда (в данном значении имеется в виду протяжность траектории движения) движений в сторону музыкального инструмента.

При правильной игре пальцы находятся в постоянном контакте с палкой. Они толкают её к ладони и сопровождают палку обратно (от ладони). Необходимо добиться чётких, естественных движений кисти и пальцев, а также самих барабанных палок – исполнителю должно быть комфортно держать палку. После удара по инструменту палка по инерции отскакивает. С помощью силы инерции пальцы должны возвращать палку в первоначальное положение.

Важно следить за тем, чтобы тело было расслабленным, а движения – свободными.

Постановка удара

Для воспитания у учащегося чёткого темпа, метра и ритма рекомендуется проводить занятия под метроном.

Почти вся техника игры на ударных инструментах построена на различных комбинациях трёх базисных упражнений:

1. Одиночные удары

2. Двойные удары

3. Форшлаги

Совершенно очевидно, что от усвоения этих трёх основных элементов будет зависеть вся последующая игра на ударных инструментах. Поэтому, не смотря на кажущуюся простоту упражнений, от учащегося потребуется кропотливая и продолжительная работа для достижения высокой техники исполнения.

Для занятий потребуется барабанные палки и малый барабан (или имитатор барабана – тренажёр).

Нужно обхватить барабанную палку большим и указательным пальцами. Уже благодаря этому захвату (такой захват называется «замок») палка держится в руке. «Замок» условно делит палку на две части. За счёт движений пальцев одна её часть устремляется вниз, а другая – вверх.

Привести палку в движение – ударить ею по инструменту (тренажёру). Исполнять одиночные удары нужно не спеша, стараться, чтобы все четыре пальца двигались одновременно и каждый из них работал с одинаковой силой.

Можно попробовать играть с большей амплитудой. С увеличением скорости амплитуда обычно уменьшается.

Кончиком палки (головка) необходимо ударять в одну и ту же воображаемую точку на тренажёре, а не скакать по всей площади. Каждый удар должен быть отчётливым.

Теперь нужно взять палку в другую руку, и исполнять одиночные удары, соблюдая те же правила.

Если ученик правша (левша), вероятно, над левой (правой) рукой придётся работать дольше, чем над правой (левой). Можно попробовать играть двумя руками одновременно, копировать движения той руки, которая играет лучше.

Делая вывод, подчеркнём, что в равномерном чередовании ударов важно соразмерять силу ударов правой и левой рук. Целые и половинные ноты на первоначальном этапе обучения играть не приёмом тремоло, как обычно исполняются такие длительности на малом барабане, а одиночными ударами, чтобы удобнее было следить за правильными движениями кисти и для усвоения правильной постановки.

В целях равномерного развития обеих рук рекомендуется чередовать аппликатурные варианты: (как это предложено в Хрестоматии для ксилофона и малого барабана Т. Егоровой и В. Штеймана для 1-3 классов ДМШ; и в школе игры на ударных инструментах К. М. Купинского) сначала играть верхней аппликатурой, при повторении – нижней. Полезно так же каждое упражнение играть в различных нюансах, например, первый раз forte , второй piano . По этой причине динамические обозначения в упражнениях не проставлены.

1.2 Постановка рук и корпуса при игре на клавишных ударных инструментах. Начальные уроки игры.

Играют на ксилофоне в основном двумя палочками, однако при трёх – четырёхголосном изложении нотного текста используют соответственно три или четыре палочки одновременно, размещая их между пальцами по две палочки в каждой руке.

Основная позиция – в центре, напротив пластинки до второй октавы. Корпус исполнителя слегка наклонён вперёд, ноги чуть расставлены, при этом правая нога на четверть шага впереди левой. Перемещение исполнителя за инструментом на полшага или шаг влево или вправо должно предвосхищать

перемещение рук, тем самым готовится удобная позиция для рук в любом регистре инструмента.

Исполнитель на ксилофоне держит палочку в первой трети её части от конца, сжимая палочку большим, указательным и отчасти средним пальцами свободной, слегка опущенной кисти. Кисть руки при этом обращена пальцами вниз, четвёртый и пятый пальцы слегка охватывают палочку, придерживая её. Во время удара свободно охватывающие палочку пальцы слегка «подбивают» её снизу, помогая движению кисти.

Головки палочек независимо от регистра и направления движения рук должны попадать в центр пластинок. Вспомогательная работа пальцев особенно важна при мелкой технике игры на ксилофоне, когда амплитуда взмаха кисти почти отсутствует.

Звук на ксилофоне, извлекаемый ударом палочек по пластинке, короткий, мгновенно затухающий. Для получения протяжности звучания ноты или целой фразы используется приём тремоло. К числу других штрихов, часто используемых при игре на ксилофоне, относятся легато, стаккато, тенуто, портато, мягкий акцент, жёсткий акцент и др.

Постановка удара

Для приобретения навыка правильного удара, сопровождающегося ясным, полным, чётким звучанием, требуется тщательная, кропотливая подготовка как на самом инструменте, так и на тренировочном, глухом барабане – тренировочной подушке.

Первостепенная задача учащегося – добиться полновесного, хлёсткого и острого удара с чётко фиксированным, вертикальным падением палочки на середину пластинки. В случаях аппликатурных трудностей для удара используют, как исключение, крайние части пластинок, звук которых менее богат обертонами.

Следует избегать таких мест для удара, которые находятся над отверстием в пластинке для стягивающего шнура, так как они лишены звуковой вибрации.

Взмах кисти и предплечья руки при ударе должен быть свободным, по амплитуде соответствующим силе и характеру удара. Ощущение плотного соприкосновения головки палочки с пластинкой ксилофона в момент удара должно чётко фиксироваться в движениях кисти и пальцев.

В начальных упражнениях нужно обязательно следить за правильностью удара и амплитудой взмаха, необходимо играть размашисто, полным звуком, свободно поднимая палочку не ранее, чем за восьмую до удара.

Для уверенного, свободного и полноценного исполнения необходимым условием как раз является удобное, естественное распределение рук во время игры. Но не всегда удаётся сохранить это естественное удобство. Так, - особенно при исполнении гамм, арпеджио и различных пассажей, - встречаются менее удобные приёмы, недостаточное, однако, владение которыми в значительной степени снижает технические возможности исполнителя. Это – перекрёстный удар, (через руку), и двойной удар, (два удара подряд одной рукой). При исполнении двойных нот , то есть интервалов и созвучий, совершенно неизбежны многочисленные удары подряд одной и той же рукой. Для усвоения и отшлифовки этих приёмов требуется систематическая, ежедневная тренировка в течении продолжительного времени.

На колокольчиках играютсидя и стоя, корпус не напряжён, почти неподвижен. Нижние регистры клавиатуры инструмента находятся по левую руку исполнителя.

Хороший и чистый звук извлекается ударом молоточка по центру пластинки. Следует избегать ударов по краям пластинок, так как можно задеть соседнюю пластинку, да и качество звука будет более низким.

Удары производятся движением кисти. Молоточки держат одинаково как правой, так и левой рукой, прямо перед собой и параллельно один другому. Молоточки лежат на первом суставе указательного пальца и на втором среднего, который слегка охватывает рукоятку снизу. Большой палец лежит сверху, приблизительно на расстоянии 10см от её конца. Двойные ноты, глиссандо, короткий форшлаг, приём тремоло, трель . – штрихи, часто используемые при игре на колокольчиках.

Таким образом, необходимо помнить, что только систематические, ежедневные занятия могут подготовить учащегося к преодолению технических трудностей, с которыми ему придётся встретиться в процессе исполнительской деятельности.

Не следует забывать, что помимо развитого чувства ритма, тонкого музыкального слуха и хорошей памяти – качеств, необходимых для каждого музыканта, - существенной предпосылкой для изучающего игру на ударных инструментах является наличие хороших физических данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана – М.: Музыка 1994. – 39 с.
  2. Закиян Х. Школа игры на малом барабане – Ереван.: 1986. -184 с.
  3. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах – М.: Музгиз 1957. – 200 с.
  4. Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах Часть 1 – М.: Военфак 1965. – 113 с.
  5. Разумов А. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ – Хабаровск.: 2012. - 106 с.
  6. Рало А. Н. Теоретические основы игры на звуковысотных ударных инструментах Монография – Астрахань.: Изд-во Астрахань. гос. консерватории 2002. – 126 с.
  7. Рало А. Н. Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах Диссертация – Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростов. гос. консерватории 1996. – 150 с.
  8. Снегирёв В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе) – М.: Музыка 1983. – 126 с.

Вопросы о детском оркестре

- Новая форма работы - экспериментирование. Я попыталась понять, над чем можно поэкспериментировать в нашей области. Кроме экспериментов со звуками, мне ничего на ум не пришло, если брать другие виды деятельности, то получается скорей не экспериментирование, а творчество, импровизация. Может быть вы сможете посоветовать, что же это такое экспериментирование в музыке?

Ирина, Новороссийск

По поводу экспериментирования я думаю, что вы абсолютно правы! Скорее всего, дети будут находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к услышанным звукам словесных определений.
Наверняка, это будет связано с поиском ассоциаций при работе со звуками природы ((шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность будет носить игровой, занимательный характер.

Но всё равно тут граница между творческими заданиями и экспериментированием очень размыта..мы привыкли это называть творчеством..

Я понимаю и приветствую - песенную или танцевальную импровизацию, то есть творчество!

И то- это отдельный разговор - что называть танцевальным творчеством? Бегание по залу с листьями или лентами и хаотичное размахивание руками - это ещё не есть танцевальное творчество, как многие думают,…но это отдельный предмет для разговора…

А вот какой же, с позволения сказать, умник ввел в дошкольное обучение импровизацию на музыкальных инструментах?
Мне бы очень хотелось с ним поговорить и познакомиться…. и усмехнуться…

Ну, я понимаю, импровизация- подбор по слуху музыкального ритма, отстукивание ритмических групп,…но « подбор по слуху мелодий»… это перебор…

Это когда же, простите, этим заниматься? - раз! (когда на занятие - на все виды деятельности отводится 20 - 30 мин)! Это же сугубо индивидуальная очень кропотливая и требующая времени работа!

Это какой же слух должен быть у ребёнка, чтобы методом «тыка» найти хотя бы одну нужную ноту», не говоря уже о небольшой мелодии… - (а слухом, как правило, дети обладают ОЧЕНЬ приблизительным, или вообще не обладают, редко, кому это дано от природы…) - два!

Это какое адское терпение должно быть у музыканта, чтобы ожидать - когда же, когда? ребёнок подберет эти 2-3- ноты… а, как правило, - все наши металлофоны в детских садах - НЕ СТРОЯТ, они звучат совершенно железным звуком, не имеющим ничего общего со звучанием камертона…фальшивят ужасно эти металлофоны, звучание приблизительное, с такой натяжкой… что аж жмуришься от этого резкого диссонансного звука…. - три!

(Я сейчас разучиваю с детьми классику - Листа - и прошу мысленно у него прощения за это подвывание металлофонов,некоторые из которые так приблизительно строят….)

Это всё равно, что дать мне дать импровизировать на саксофоне или арфе… как это совершенно не зная инструмента - пытаться на нём играть?….
Это как дать аборигену скрипку… примерно то же самое будет….общее хаотичное пиликание, какофония…

Вообщем, я считаю - это совершенно не нужной тратой времени… слух у ребёнка можно развить тысячами других способов, гораздо более продуктивных, а на инструментах ребёнка играть - надо УЧИТЬ, а не пускать это на самотёк…

Но это моё, чисто субъективное мнение, правда, продиктованное долголетней практикой...…

- Проучиваете ли Вы сначала индивидуально с каждым, а потом вместе соединяте? Или сразу все вместе играете у кого как получится, а потом индивидуально "чистите"?
Я разучивала с детьми нотами, мне так удобнее, так как мы поем по ручным знакам с названием нот со 2 младшей группы и на металлофоне дети их тоже знают. Писала партитуру кружками (маленькими и большими в зависимости от длительностей), внутри кружков так и писала названия нот, так как дети в подготовительной группе уже все умеют читать, паузы использовала четвертные и восьмые, разделяла тактовыми чертами "текст". Детям оказалось все это очень доступно. Сделала вывод, что мальчики лучше справляются (может у них технический склад ума?). Самое трудное для детей "слышать" и выдерживать паузы, особенно когда мелодия выучена и дети чувствуют свободу при игре.

Людмила, Самара

Оркестр мы начинаем учить всегда с детьми все вместе! У детей коллективное желание сыграть красивую музыку САМОМУ настолько подхлёстывает потенциал их возможностей, что обучение проходит довольно быстро!

Дело в том, что я сначала играю всю партию металлофонов САМА в сопровождении фонограммы, чтобы дети понимали-ЧЕГО они должны достичь в идеале, на выходе, в итоге! А потом уже по маленьким кусочкам...

Индивидуальная работа тут, конечно же, обязательна! без неё не обойтись, несомненно, потому что кто-то схватывает быстро, а кто-то тяжелее... но особо трудных я беру в индивидуальной работе на себя, а детей, которые запоминают нетвёрдо- ПОРУЧАЮ САМИМ ДЕТЯМ, которые знают партию хорошо: они берут в группу пару металлофонов и тренируются на прогулке.

Мои дети тоже, конечно же, знают ноты, их название, но я с цветовой гаммой подстраховываюсь: когда я ими дирижирую и подсказываю вслух порядок нот, то сама сбиваюсь с цвета на ноты: говорю: "синяя, желтая, голубая, фа -ми-ре..."

И дети меня понимают, потому что тоже все умеют читать и Страну Музыкальной грамоты мы посещаем регулярно. Кстати, в этом же утреннике мы поём песню "Урок пения" (Чтоб выучиться пению...) где поётся нотная гамма.

На самом деле, это самое трудное: когда дети УЖЕ выучили партию.... их слегка несёт, они немного спешат,... и ТАК ТРУДНО сдержать себя и не "квакать"- кто чуть раньше, кто чуть позже, а играть ТОЧНО с мелодией! Это на самом деле так! Очень важно приучать детей слушать друг друга и мелодию, чтобы звучать с ней в гармонии, тем более, когда их 28 человек! Но будем стараться!

- Как правильно держать палочки при игре на металлофоне? Как ручку или в кулачке? спасибо, а то у всех по-разному, не пойму.

Ирина, Германия, Штутгарт

И так, и так - неправильно!

Палочку металлофона надо держать двумя пальчиками: большим и указательным! Большой пальчик сверху, а указательный снизу.

Притом держится палочка- за самый краешек!


Методом проб и ошибок- если взять палочку не за краешек, а дальше- звук у металлофона будет немузыкальный, а железный...

Локоток при этом надо обязательно отвести в сторону ... иначе- вот удивительно... опять звук будет- как по железной трубе!

И, наконец, последнее условие, чтобы металлофон пел, а не скрипел железом:

Как только нежно, но звонко коснулся нотки- надо СРАЗУ же её отпустить! Если ударить по пластине и держать её палочкой, оставить на пластине, то звука не будет никогда!

Я своим ребяткам всегда говорю: дайте нотке подышать!- это как птица в неволе- не поёт! Если ударите и будете придерживать нотку- она петь не станет.

Зазвучит ТОЛЬКО тогда, когда вы Птицу- Музыку отпустите на волю! Тронули пластину - и СРАЗУ отпустите её- только тогда металлофон запоёт, а не "крякнет" железным звуком!

Вот как-то так...

Для оркестра металлофонов где лучше положить муз.инструменты, чтоб организованно и бесшумно их взять и встать с ними на исходные позиции? Играет вся группа.
И ещё - принципиально или нет играть детям под фортепиано муз.руководителя или под оркестровое сопровождение на диске? Мне удобно включить диск, глазами и жестами тихонько поддерживать детей. Детям тоже так больше нравится. Да и музыка ярче у оркестра.
Ещё - стали пробовать играть стоя и держа металлофон в левой руке, дети говорят: тяжело, руки устали. А как у вас дети привыкали играть стоя?

Елена, Московская обл.

Каждый выбирает для себя наиболее оптимальный вариант- по поводу использования музыкальных инструментов.

Всё дело в расположении зала, постановке стульев для ребят, наличия столов для металлофонов, много ли места в зале... насколько далеко сидят ребята от инструментов итд.

У меня зал небольшой, и ребята сидят к родителям спиной. Инструменты мы кладём всегда под стулья. Сначала, конечно, некоторые трогают их ногами, наклоняются звякнуть... но этот интерес скоро уходит из-за привычки их там видеть.... привыкают- и уже не так интересно пошкодничать...

Эти инструменты не видны родителям и не мешают детям танцевать, они спрятаны под стульями, но в нужный момент дети их берут и выходят перед зрителями - тоже своеобразный сюрприз.
После выступления они так же их кладут под стульчики.

Нам так удобно и привычно, для детей это- норма, поэтому всё делается быстро, без суеты и без шума. Дети приучены, что доставать молоточек и звенеть, пробуя металлические пластины- ни в коем случае нельзя - надо дождаться музыки. Поэтому ребята выходят, кладут металлофон на локоток, берут молоточек и опускают эту руку вниз, чтобы не было ненужного звона, своеобразного "настроя инструментов"...

Фортепиано или фонограмма - это выбор музыканта и всё решает его вкус, задача, которую он ставит, возраст детей и степень их готовности.

Ведь ритмический оркестр играть легко и с фортепиано, и с оркестром-фонограммой, ведь воспитатель и музыкант всегда поможет жестами, кивками, хлопками... в ритмическом оркестре дети смотрят на нас, слушая музыку!

А в оркестре металлофонов ребёнок смотрит на клавиши своего металлофона и тут он может надеяться только на себя, свой навык, свой слух и чувство ритма! Тут у него больше ответственности, самостоятельности и, пусть детского, но профессионализма в этой области!

Ведь вести мелодию под фонограмму сложнее, потому что под пианино мы можем где-то "подыграть", чуть замедлить или подстроиться под детей, если они запаздывают или спешат... а под фонограмму - это невозможно, фонограмма обязывает быть собранным и играть точно в ритме, тут ошибиться нельзя- иначе весь номер - насмарку..

Я в последнее время стала очень любить делать оркестр под оркестровую фонограмму- это, конечно, обязывает,.. но и впечатляет!
Да и звучание металлофонов гармоничнее сливается со звуками оркестра, чем с пианино...

Учим мы только сидя, конечно!
Мы выходим играть стоя, только когда пьеса абсолютно выучена, когда почти не приходится останавливаться и объяснять всё снова и снова... тогда, конечно, рука устанет у ребят... а вот если выйти и ИСПОЛНИТЬ - это занимает 2-3 минуты!
Они в этот момент так сосредоточены, думают о порядке нот, стремлении попасть в ритм... и не думают об усталости...время проходит очень быстро..

В качестве "пробы пера" мы можем выйти в зал врассыпную, сыграть стоя, чтобы просто попробовать - как это звучит...но тут же снова садимся, чтобы отрабатывать и закреплять мелодию!

Просто если в положении стоя ребятки ещё ошибаются - значит надо ещё подучить играть сидя , чтобы пришёл автоматизм и навык, легкость и уверенность в исполнении, тогда стоя сыграют запросто, и не устанут, просто не успеют...

- А как вы думаете, если брать музыкальное сопровождение не оркестровку произведения, а самой играть на инструменте, дети справятся без подсказок? Или ставить перед ними партитуры?

Ольга, Удмуртия

Я раньше всегда брала оркестр под живое музыкальное фортепианное сопровождение! И партитуру никогда не выставляла, потому что по масштабу партия всегда была небольшой и вполне запоминающейся!

Это я в последний раз "замахнулась" что -то слишком... поэтому пришлось ставить партитуру для "подсказки" ребятам...

Но вообще-то я считаю, что партии и не должны быть громоздкими и сложными, ведь оркестр - далеко не единственный вид детской исполнительской деятельности!
А с живым сопровождением оркестр звучит прекрасно! И с фонограммой - тоже чудесно! Но с фонограммой сложнее в том смысле, что она -то ведь ждать не станет, если дети замешкаются и поспешат.. или отстанут от ведущей мелодии или ритма... А если звучит фортепиано - то музыкант всегда может чуть-чуть подстроиться под своих маленьких оркестрантов, поможет им войти в общий ритм и объединить мелодии!
А ребята ОЧЕНЬ хорошо и на удивление быстро запоминают последовательность и сочетание цветов гаммы и названия нот (если уже умеют читать)!
Так что не бойтесь и творите! Чем разнообразнее виды деятельности, тем дети меньше устают, тем им интереснее заниматься!