Человек играющий. Что думает психолог о компьютерных играх? Серия Total War

— Как соотносятся спорт и компьютерные игры?

— Спорт и компьютерные игры сложно развести, настолько они перекликаются. Та же спортивная на сегодня дисциплина покер начиналась как настольная игра. Точно так же мы говорим о шахматах, шашках и других играх, где есть элементы соревнования.

— В компьютерных играх отсутствует физический контакт. Когда ты бегаешь по футбольному полю — ты сам не устаёшь, если противник применяет болевой приём — тебе не больно. Это хорошо или плохо?

— И хорошо, и плохо. На тренировках у футболистов есть теоретические занятия, где они занимаются тем, чем занимается компьютерный игрок: разбирают возможные действия и тактики. Для этого тренер использует не компьютер, а магнитную доску с фишками. Но они могли бы взять игру FIFA и показывать все те же тактики, если бы там был режим программирования игровой ситуации.

— Как по играм, которые выбирает человек, можно что-то о нём сказать?

— Вся наша жизнь полна условностей. В игре всё ограничено только фантазией разработчиков.

Игра привлекает прежде всего своей интерактивностью: можно побыть в шкуре пирата XVII века или космического исследователя ХХХ века. Попытки сделать это были всегда: вспомним театр, древние мистерии или просто книги.

Читая книгу, мы погружаемся в её атмосферу и представляем себя персонажем. Игра расширила эти возможности до непосредственного участия.

Игра очень часто может предложить какой-то моральный выбор. Иногда игроки сохраняются перед выбором, чтоб потом переиграть разные варианты. В психологии на ролевых тренингах мы как раз и воспроизводим это — разыгрываем исходную ситуацию по нескольким сценариям.

Почему мы ходим в театр? Мы наслаждаемся игрой актёров и погружаемся вместе с ними в эту среду. Игра оказывает на человека гораздо большее воздействие. Хорошо подобранная музыка, визуальный ряд и сюжет оставляют след гораздо больший, чем прочитанные книги: далеко не у каждого есть фантазия, чтобы всё в деталях представить.

У каждого из нас есть хобби. Оно появляется в подростковом возрасте и может остаться с нами на всю жизнь. Компьютерная игра легко может стать таким хобби. Почему мы не удивляемся, когда человек проводит много времени в гараже, совершенствуя свою машину? Или театралу, который посещает все премьеры? Мы считаем это нормальным. А когда человек отслеживает все новинки игровой индустрии, вдруг называем это зависимостью.

— Почему в игре человек может проявлять свои лучшие умения и качества, а в жизни оказывается не таким конкурентным?

— В психологии эта проблема давно известна и изучена. Когда мы кого-то обучаем в рафинированных лабораторных условиях, то должны добиться того, чтобы в реальных условиях жизни он это успешно применял. В лаборатории, в классе, на тренинге, на тренировке он делает всё хорошо, а выходит в жизнь — и ничего не может сделать.

Здесь похожая ситуация. Какие навыки могут понадобиться человеку, который регулярно играет в фентезийные игры? Понятно, что никакой магии в нашей жизни нет. Но игра предоставляет возможности коммуникации. Не зря такие люди обычно ищут сообщества, где они друг с другом могут быть наравне. Игры — это всего лишь среда, в которой человек может себя проявить.

Обратите внимание на сегодняшний бум социальных сетей. Пройдёт и он. Но почему у молодёжи возникла такая большая потребность в этом? Они порой не могут пообщаться с соседом по лестничной клетке, но в виртуальном мире у них гигантское количество друзей из разных стран. Это сегодняшняя потребность в сплочении и в поиске близкого себе человека. Близкого по духу, идеям и интересам.

Перенос навыков из игры в реальную жизнь может происходить как положительный, и так и отрицательный. Но это проблема не игровой индустрии, а психологической системы воспитания человека. Игра — это провоцирующая среда, но наша жизнь создаёт нам гораздо больше провоцирующих ситуаций. Пьяный хулиган на улице — это тоже провокация.

— Как быть с отрицательными героями в играх?

— Мы читаем детективы про преступников, книги Достоевского — но не берем топор и не идём с его помощью решать вопросы. Никому не приходит идея запретить Достоевского.

Перенос форм поведения из виртуальной, то есть вымышленной реальности в жизнь — это проблема не только компьютерных игр, а всего современного общества. И обсуждаться эта проблема должна широко и с привлечением разных специалистов — педагогов, психологов, врачей, но без предвзятого отношения к компьютерным играм.

Я бы предложил в школах рассматривать игры как одну из форм обучения. В исторические игры можно играть на истории — они гораздо лучше позволяют узнать эпоху, чем это можно сделать по атласам и картинкам. География, астрономия, физика, химия, анатомия. Игровая форма выдвигает определённые требования к человеку: должна быть доля воображения. Но при этом мы помним, что есть граница, где заканчивается условность и начинается реальность.

У маленького человека эта граница очень часто размыта, поэтому важно, чтобы люди вокруг: родители, учителя — помогали ему приобрести ощущение этой границы. На сегодняшний момент чаще всего общение ребенка с другими игроками ограничивается сверстниками.

Игра несет гигантский воспитательный потенциал, как и спорт. Сегодня у нас есть дети, которые никогда не занимались спортом. А это серьёзнейшее упущение, потому что спорт воспитывает не только физически, но и психологически. Но такие же качества, терпение и выносливость, воспитывает и компьютерная игра; тренируются память и мышление.

Игра — всего лишь средство. Как ядерная энергия, которую можно использовать как на пользу, так и во вред.

— В играх есть плохие и хорошие герои. Когда возможен выбор, чаще выбирают плохого героя?

— Выбирают по другим критериям. Если я не реализовал себя как хороший, то в игре я чаще всего буду хорошим. А вот если я в жизни обычный— то в игре я могу выбрать себе плохого. То есть это один из вариантов компенсации, возможность побыть в другой шкуре. Но чаще мы всё-таки стремимся выбирать героев, соответствующих нам.

— Большинство людей, увлекающихся компьютерными играми, воспринимают своё увлечение нормально. Не мучает ли иногда игрока чувство вины за то, что он «просидел» все выходные в новой игре, и если да, то что с этим делать?

— Чувство вины мучает. Более того, знаю многих, кто бросил из-за этого играть. Мой знакомый рассказывал мне, как сел играть в «Цивилизацию» и очнулся в понедельник. И понял, что, если будет продолжать в таком же духе, будет очень тяжело. Если человек не владеет средствами выхода из этой ситуации, ему нужно помогать. Например, показывать привлекательность реального мира и условность виртуального. Но похожих ситуаций мы знаем много.

Даже на психологических тренингах бывают люди, зависимые от психологических тренингов.

Конечно, в этом нет физиологической зависимости, но психологическая зависимость может быть не меньшей.

— Постигровой стресс — насколько он распространён и как с ним справляться? Когда человек в игре показывает невероятные способности, завоёвывает миры, а тут ему нужно возвращаться к обычным делам, выносить мусор…

— Постигровой стресс — интереснейшее явление. Вот ситуация: вы отличник в школе. Но заканчиваются уроки, вы выходите из школы и оказываетесь в толпе одноклассников, которые более успешны в чём-то другом. Такие жизненные ситуации встречаются сплошь и рядом. Если вы не переносите свои школьные успехи в жизнь, если вы не стали успешным в быту, в личной жизни, предпринимательстве, то так и останетесь с этим синдромом отличника.

Ощущение удовольствия и радости достижения победы в идеале должно быть перенесено на реальную жизненную ситуацию. Ведь, чтобы достичь чего-то в игре, нужны работа и усердие. И, если применить эти навыки в жизни: в работе, в изучении языка, — человек сможет достигнуть такого же успеха и в жизненных целях.

Дети очень часто не осознают объём усилий, на которые они способны.

Что же касается самого стресса — да, эта проблема актуальна. Ведь человек в игре пребывает в определённом игровом состоянии, и прямой переход из этого состояния в другое достаточно сложен. Точно так же, как, например, боксёра прямо с ринга никто сразу не выпускает на улицу. Но жизнь даёт массу промежуточных ситуаций для переключения, начиная с душа после тренировки, где человек возвращается к своему обычному состоянию. А в играх перерыв может произойти мгновенно: закончил бой, вскочил и побежал на занятия.

Я рекомендую всё-таки делать эту паузу — выходить из игры немного раньше. Что происходит с человеком, который только что вышел из кинотеатра? Там только что такие события происходили, а человек выходит — и над ним обычное небо, обычные люди. И у человека может возникнуть потребность пройти пару остановок пешком, чтобы сохранить в себе это состояние и пережить его. Нечто аналогичное нужно делать и в играх.

— На что обратить внимание, если ребёнок увлёкся компьютерными играми?

В конечном итоге родителей настораживает не факт сидения перед компьютером (хотя именно это должно пугать — это гиподинамия). Пугает взрослых то, что он за компьютером делает. «Он убивает!».

А ведь, может быть, он в этот момент защищает слабых по сюжету игры. Проблема в том, что содержание игр очень часто создаётся в угоду инстинктам. Возможность порезать человека на части может впечатлить. Но точно так же есть дети, которые издеваются над кошкой или надувают лягушек. Поймал муху, оторвал крылышки и посмотрел, как она бегает без крылышек, — это тоже жестокость. В чём разница? Более того, там виртуальный персонаж, а тут реальный. Но на этом не так заостряется внимание.

Должны быть жанровые запреты, не зря существует возрастной рейтинг. Ещё эффективнее — вводить диагностические блоки. Когда человек начал медленнее реагировать, мы можем выдать ему предупреждение, что пора отдохнуть.

Мы не учитываем, что в игровой зависимости виноваты не игры. Виновато окружение, которое не даёт альтернативы играм.

Игры оказываются настолько хороши, что всё остальное по сравнению с ними — серое и бледное. Нужно учиться получать удовольствие от других видов активности. В принудительном порядке. Сначала это напрягает, а потом начинаешь получать от этого удовольствие.

Весело ли ходить в тренажёрный зал? Нет. Но через какое-то время вы начинаете ощущать огромное удовольствие от занятий. Многие дети плачут, когда их принуждают заниматься музыкой. Но на всех выпускных они благодарят тех, кто заставил их заниматься. Неправильно ругать игры за то, что они яркие и привлекательные. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы всё остальное в жизни сделать более привлекательным.

— Как по играм, которыми увлекается ребенок, распознать в нём его таланты и склонности?

— Это уровень доверия: нужно расспрашивать ребёнка обо всём, что он делает. Ведь мы спрашиваем у детей, как в школе дела. Почему бы не интересоваться его прогрессом в игре? Узнайте, чего он достиг, кто ещё играет в эту игру и чего достигли другие, у кого и почему прогресс идёт лучше или хуже. Можно использовать игру как способ коммуникации с ребёнком. Он будет рад, если вы попросите его показать, как играть. Детско-родительские отношения только выиграют от этого.

Воображение развивается прежде всего в игре. В игровой деятельности ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок проявляет больше воображения, чем во многих других ситуациях. Ему необходимо уметь придумать и во что играть, и какие предметы использовать для игры, а также слова и действия в каждой из принятых ролей. Дошкольники, характеризующиеся богатой фантазией, охотнее всего принимаются в игру другими детьми, часто сами бывают инициаторами и организаторами игр. Образы воображения ребенка строятся на основе того, что он видит в реальности, что для него является интересным и значимым. В своих представлениях дети перерабатывают информацию, которую они увидели и услышали ранее, воспроизводят ее в играх, сказках, рисунках.

Воображение младшего дошкольника еще зависит от конкретных предметов. Он организует игру на основе тех предметов, которые видит и может обыграть. Словесное творчество у младших дошкольников еще очень слабо развито: в лучшем случае они способны представить себе, что происходит в сказке, ответить на вопросы или иногда даже придумать свои дополнения к сказке. Поделки и рисунки детей младшего дошкольного возраста однообразны, поскольку их воображение носит в основном репродуктивный характер. Ребенок почти без изменений отображает в своих образах увиденное или услышанное им ранее. Это ярко проявляется в словесном творчестве детей. Если ребенка попросить рассказать, что он видит на картинке, или придумать, что случилось раньше или что будет потом, то дети младшего дошкольного возраста просто перечисляют воспринимаемое, даже не пытаясь обычно связать компоненты увиденного в какой-либо один сюжет. Старшие дошкольники уже пытаются придумать сюжет, объединяющий увиденное, могут досочинить что-то свое, но с опорой на соответствующую картинку.

Характерной особенностью воображения ребенка младшего дошкольного возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Воображение сначала не подчиняется поставленной задаче. В возрасте от трех до четырех лет начинает формироваться способность оформления замысла будущего действия, которое включает неполные отдельные впечатления от реальных объектов, дополняющиеся с помощью воображения до какого-либо целостного образа. В возрасте до пяти лет еще не развита способность планирования и построения действия в умственном плане в соответствии с замыслом. Прогнозирование результата воображаемого действия осуществляется со значительными затруднениями. Достаточно долго дошкольники не могут ответить, что они планируют сделать до начала действия. В пять-шесть лет поведение ребенка становится более осознанным, но при этом снижается вклад воображаемых действий в его психические процессы, что приводит к некоторому снижению продуктивности творческого воображения. В это время дошкольник начинает контролировать свою речь и игровые действия, сравнивая свои побуждения и замыслы с реалистичностью их исполнения.

В табл. 9.4 приведены результаты определения продуктивности (в виде беглости) и качества (в форме оригинальности) выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение. Критерий продуктивности (единица измерения) – число успешно выполненных заданий.

Таблица 9.4

Определение продуктивности и качества выполнения дошкольниками заданий на словесное и образное воображение

Продуктивность и оригинальность словесно-вербальной формы воображения характеризуется слабо выраженными возрастными изменениями. Отрицательную динамику имеет образное воображение, так как снижаются беглость и в значительной степени оригинальность этой важнейшей формы воображения, которая составляет основу технического и художественного творчества у взрослых. Очевидно, окончательное усвоение сенсорно-перцептивных эталонов и формирование устоявшихся способов действия с предметами приводит к ослаблению этой способности уже в старшем дошкольном возрасте у большинства детей.

На протяжении дошкольного детства воображение ребенка претерпевает существенные изменения (рис. 9.5). Качественно меняется характер игровой деятельности дошкольников. Сюжетноролевая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.

Рис. 9.5.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию возможности осуществлять действия полностью в плане образов, в плане представлений. Первоначально воображение ребенка связано с теми предметами, с которыми он действует, в дальнейшем оно основывается на игровых действиях в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста происходит отрыв воображения от внешних опор и его переход во внутренний план. Этот переход обусловлен тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенку сначала необходимо представить свои действия и их последовательность, их значение для игрового сюжета, а потом выполнять эти действия. Данная необходимость способствует тому, что ребенок начинает все чаще и чаще "проигрывать" различные ситуации в уме. Постепенно происходит переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения.

Практический пример

В. С. Мухина описывает процесс перехода игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения у своего шестилетнего сына: "Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. “Что ты делаешь? Ты заболел?” – “Нет. Я играю”. – “Как же ты играешь?” – “Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит”".

У старшего дошкольника появляется также умение подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать составленному плану. Процесс воображения развертывается в виде двух относительно самостоятельных этапов, проявление которых в возрастном отношении не совпадает друг с другом: первый этап – появление замысла определенного действия; второй этап – формирование плана реализации замысла.

Существенная черта развития воображения в целом – проявление целостного планирования, которое позволяет вначале построить план действий, а затем последовательно его реализовать, корректируя по ходу выполнения. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно приобретает произвольный характер, сопровождаясь созданием замысла, его планированием и реализацией. Дети осваивают приемы и средства создания образов воображения, которые характеризуются конкретностью и наглядностью, недостаточно обобщенным характером, яркостью и большой эмоциональностью. Воображение постепенно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в наглядной опоре для создания образов воображения.

Игра

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятели и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки - это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание происходило преимущественно в неправильно организованной игре.

Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.

Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.

Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться,- в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, и него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре нет ответственности. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.

Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребенка в область труда, который медленно, но неук­лонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой; выбором игры, помощью ребенку в игре.

В настоящей беседе мы будем говорить только о второй,цели, в6просу же о трудовом воспитании будет посвящена отдельная беседа.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия ро­дителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих де­тей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много вни­мания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, наказывают, рассказывают, дают игровые задачи, час­то решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и за­трудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом спим и говорит:

Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.

Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы И говорит:

Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо ВЫШЛО?

Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец ОХОТПО это делает, ДОВОЛЬНЫЙ своими успехами. У таких родителей дети повторяют только ТО, что дела­ют родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, ЧТО только взрослые все умеют делать хорошо- у таких детей развивается неуверенность в СВОНХ силах, страх перед не­удачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в ко­личестве игрушек. Они расходуют большие деньги на ИГРУШКИ забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические Хит­рые игрушки и заполняют ими ЖИЗНЬ своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса пере. ходят от игрушке к игрушке, играют без увлечения, портят и ло­мают игрушки и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия --"- это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет *. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допус­кает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой, стадии как раз развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нуж­но следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она во­время перешла во вторую стадию.

В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный ин­терес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, ненужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязыва­ние приводит только к разрушению игрового настроения, к при­вычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый ЛУЧШИЙ метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это - полезно. Если же вы против его ВОЛИ посадите его играть в группе, то этим самым, не избавите его от агрессивности, себялюбия.

У некоторых детей раньше, у других позже ЭТО предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совер­шить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у де­тей этого возраста еще не потухли наклонности индивидуалистичес­кие, есть склонность спорить и ссориться. Нужно, чтобы расшире­ние круга товарищей происходило не сразу и в обстановке наибо­лее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воз­духе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое по­ложение, когда в группе мальчиков во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых. .

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более­ широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр.

Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лёгкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится пред ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считает, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна-две механических игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались газа, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлёкся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробков, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится ущерба и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда смогут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушке, никогда не выбрасывать её раньше времени.

В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх, бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и один помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива: будет очень полезно, если и их родители также организованно будут руководить ими.

Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего, расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.

В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.

Резюмируем то, что сказано в беседе.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребёнка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.
Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951

Электронную версию статьи подготовил Дмитрий Гончар. Статья перепечатывается с сайта http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Makarenko_about_games.htm

Далее читайте:

Макаренко Антон Семенович (1888-1939), педагог.

Антон Семенович Макаренко до сих пор остается непревзойденным авторитетом в педагогике. Он возвращал в нормальную социальную жизнь бывших малолетних преступников. Несмотря на суровость предыдущего "воспитания" его коммунаров, он применял в работе игры, самые что ни на есть детские. Ибо известно, что игрушки детские учат жизни взрослой.

Всякая Игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Разумеется, свободу тут следует понимать в более широком смысле слова, при котором не затронуты проблемы детерминизма. Ребёнок и животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода.

Как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть. Во всякое время игра может быть отложена или же не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает "в свободное время".

Таким образом, налицо первый из главных признаков игры: она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй признак.

Игра не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Она украшает жизнь, она дополняет её и вследствие этого является необходимой. Она необходима индивидууму как биологическая функция, и она необходима обществу в силу заключённого в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности.

Игра обособляется от "обыденной" жизни местом действия и продолжительностью. Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Она "разыгрывается" в определённых рамках пространства и времени. Здесь перед нами ещё один новый и позитивный момент признак игры. Игра начинается и в определённый момент заканчивается. Пока она происходит, в ней царит движение, подъём, спад, чередование, завязка и развязка. Ещё замечательнее временного ограничения пространственное ограничение игры. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена - все они по форме и функции игровые пространства. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. И это ещё одна новая положительная черта игры - творить порядок. Игра есть порядок.

У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила и игра становиться невозможной, она перестаёт существовать.

Исключительность и обособленность игры проявляются самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них "секрет". Это игра для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует.

Инобытие и тайна игры вместе наглядно выражаются в переодевании. Здесь достигает законченности "необычность" игры. Переодеваясь или надевая маску, человек "играет" другое существо.

Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, мы можем теперь назвать игру свободной деятельностью, которая осознаётся как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследуя при этом никакого прямого материального интереса.

Игра

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьезной ответственностью, она связана и с более определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребенка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребенка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, веселой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьезную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, это значит, что они плохо воспитаны, и это плохое воспитание происходило преимущественно в неправильно организованной игре.

Все сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесет пользы, он явится насилием над ребенком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.

Для того чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается От работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нем как следует, они не смогут руководить ребенком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребенка, чем воспитывать. Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребенку заводную мышку, целый день будете заводить ее и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться - в этой игре не будет ничего хорошего. Ребенок в этой игре остается пассивным, все его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребенок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишенный почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу. Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе,- конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.

Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве или в руководстве этим производством, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным вовлечением ребенка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой: выбором игры, помощью ребенку в игре.

В настоящей беседе мы будем говорить только о второй цели, вопросу же о трудовом воспитании будет посвящена отдельная беседа.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трех видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит:

Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.

Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит:

Давай я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?

Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит еще что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят или ломают игрушки и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребенка... В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации...

У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11 - 12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более четкую организацию, определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребенок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т. е. связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребенок не состоит еще членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;

Игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели;

Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды,

Бумаги, растения, проволока, гвозди...

Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения...

Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определенный транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребенка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, ее механичностью и легкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребенок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да еще не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребенок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьезнее развертывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребенком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребенок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями...

В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы; следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считаем, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна-две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нем было все, чтобы у ребенка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребенку маленькую лошадку и он увлекся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам ее сделал из каких-нибудь коробок, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребенка к игрушке. Ребенок не должен ломать игрушку, должен любить ее, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребенок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребенку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать ее раньше времени. В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и одни помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите: и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители так же организованно будут руководить ими.

Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребенок пришел в слезах если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное, и ваш ребенок в чем-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы ни стало помирить вашего ребенка с противником, пригласите этого противника в гости и с ним поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребенка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать ее вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесете наибольшую пользу и вашему ребенку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребенка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребенка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребенку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

На всех трех стадиях родители должны зорко наблюдать чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребенка чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трех стадиях вы должны воспитывать стремление к более ценным удовлетворениям, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третьей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребенок вступил в общество, что от него уже требуется умение не только играть, но и правильно относиться к людям...