История 18 века кратко. История России XVIII век

Страница 1 из 2

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России 18 века . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Даты

Основные события России 18 век

1700

Смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола

1701

Открытие в Москве школы математических и навигацких наук

Осада и взятие штурмом русскими войсками крепости Нотебург (Орешек)

Выход в свет первой русской газеты «Ведомости»

Взятие русскими войсками под командованием Б. П. Шереметьева крепости Ниеншанц в устье Невы

Основание Санкт-Петербурга

1703

Выход в свет учебника «Арифметика» Л. Ф. Магницкого

1704, лето

Осада и взятие русскими войсками крепостей Дерпт и Нарва

1705

Введение ежегодной рекрутской повинности

1705 – 1706

Стрелецкое восстание в Астрахани. Подавлено Б. П. Шереметевым

1705 – 1711

Восстание башкир

1706, мар.

Отступление русских войск из Гродно к Брест-Литовску, а затем к Киеву

1707 – 1708

Крестьянско-казацкое восстание под руководством Кондратия Булавина, охватившее Дон, Левобережную и Слободскую Украину, Среднее Поволжье

Вторжение шведской армии короля Карла XII в Россию, форсирование р. Березина

Выступление гетмана И. С. Мазепы на стороне Швеции против России

1708, 28 сен.

Разгром Петром I шведского корпуса у Лесной

Реформа административного управления . Разделение России на губернии

Введение гражданского шрифта

1709

Разрушение Запорожской Сечи

Полтавская битва. Поражение шведских войск. Бегство Шведского короля Карла XII и Мазепы в Турцию (30 июня)

Союз России, Речи Посполитой, Дании и Пруссии против Швеции

1710

Взятие русскими войсками Риги, Ревеля, Выборга

1710

Подворно-податная перепись населения

Объявление Турцией, подстрекаемой Карлом XII, войны России

1711, фев.

Учреждение Правительствующего Сената

Прутский поход русских войск под командованием царя Петра I

Окружение русской армии на р. Прут

Заключение Прутского (Ясского) мира между Россией и Турцией. Возвращение Турции Азова, обязательство уничтожить крепости на Юге и Азовский флот

1712

Указы царя Петра I о создании Оружейного двора в Туле и Литейного двора в Петербурге

1712, мар.

Венчание Петра I с Мартой Еленой Скавронской (после принятия православия – Екатерина Алексеевна)

1713

Наступление русских войск в Финляндии. Взятие Гельсингфорса и Або

1714

Указ царя Петра I о единонаследии

Гангутское морское сражение. Победа русского флота над шведами

1716, мар.

Принятие «воинского устава»

1716, сен.

Бегство царевича Алексея за границу


Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Реформы Петра I

Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).

Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.

Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.

В 1706 г. позорно провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.

Характерные особенности культуры петровской эпохи:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • европеизация;
  • просвещение;
  • светский характер культуры.

Петербург

Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.

16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.

Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

Таблица “Русская культура 18 века”

Область культуры

Ведущие стили и жанры

Представители

Работы

Литература

Классицизм; ода, басня, комедия

В. К. Тредиаковский

“Телемахида”

М. В. Ломоносов

“Слово похвальное Петру Великому…”

Д. И. Фонвизин

“Недоросль”

Архитектура

Барокко, классицизм

Д. Трезини

Петропавловский собор, Летний дворец Петра I

В. Растрелли

Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе

Дж. Кваренги

Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе

Живопись

Историческая и портретная живопись

А. Матвеев

“Автопортрет с женой”

И. Н. Никитин

“Портрет Петра I”

А. П. Лосенко

“Прощание Гектора с Андромахой”

В. Л. Боровиковский

“Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны”

Д. Г. Левицкий

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам... Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

Ценности и нормы культурного процесса в России XVIII века были обусловлены несколькими системными факторами. Во-первых именно этот период развития характеризуется усилением внешнеторговых и внешнеполитических связей России со странами Западной Европы и вхождением Российской империи в мировой историко-культурный процесс. Соответственно, ценности и нормы культуры начинают тяготеть к общемировым. Именно XVIII век назван в России эпохой просвещенного абсолютизма. То есть самобытность (абсолютизм) оставалась, но в то же время дополнялась новыми феноменами, характерными для эпохи Просвещения .

Во-вторых, в этот период в недрах феодальной экономики, что в Западной Европе, что в России формируются новые капиталистические отношения, которые несут с собой фундаментальные изменения в ценностной системе общества. Опять-таки, специфика России XVIII века в том, что государственный строй, административное деление сохраняется феодальным, а экономика уже худо-бедно становится на рельсы капиталистического производства, на арену выдвигается и новый класс - буржуазия - купцы, заводчики и промышленники. И все это на фоне сохранения рабства.

Некоторые исследователи полагают (См., например: Данилевский И. Я. Россия и Европа . -М., 1991), что именно в этот период завершается процесс формирования русской нации, на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.

Все указанные выше процессы привели к становлению новых сфер культуры таких как: наука, художественная литература, светская живопись, театр и т.п. Каждая новая сфера культуры добавляет новые ценности и нормы в культурную жизнь нации.

Реформы Петра Первого , проводившиеся «огнем и мечом» и породившие огромный коррупционный механизм, утвердившийся на последующие века в административно-политической сфере, тем не менее, внесли и положительный вклад. Это касается, например, института образования, который начинает формироваться именно в XVIII веке. Западная Европа имела свои университеты и гимназии, начиная уже с позднего Средневековья , тогда как Россия только только познавала всю широту возможностей, открывающихся в результате узаконивания образования как государственного института.

Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. Худ. Н. Неврев, 1903 г., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

В целом, в указанный период налицо тенденция к гуманизации культурных норм и ценностей, однако, до наступления настоящей эры гуманизма было еще далеко.

Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., безусловно, способствовала укреплению гуманистических тенденций в обществе. Введение гражданской азбуки делало возможным чтение нерелигиозных книг «простыми смертными». Появились и первые учебники - всевозможные азбуки, грамматики, арифметики. Жажда знаний стала проникать и в крестьянскую среду.

Квинтэссенцией всех новых тенденций в культурной жизни страны становится строительство и укрепление новой столицы - Петербурга . В нем русский барокко сменяется русским же классицизмом, эстетическая функциональность выходит на первое место в архитектуре и искусстве . Кстати сам термин «культура » в указанное время в обществе отсутствует, он появится несколько позже в веке XIX , а пока культура для россиян - это просвещение - именно так определяет ее словарь Гердера (в переводе с немецкого). Естественно, что русское просвещение заимствовало черты просвещения Западной Европы. Нравственный контекст эпохи изложен в сочинении А. П. Куницына «Право естественное » (Русские просветители (От Радищева до декабристов). Собрание произведений в двух томах. Т. 2. -М., «Мысль», 1966). Согласно философу, нравственность - естественное проявление человеческой природы, свобода - абсолютная ценность, к ней направлены все помыслы и стремления человека, главная ценность общества - благополучие его граждан, достигается оно через воспитание.

Основание Санкт-Петербурга Петром Великим. Иллюстрация из книги: В. О. Ключевского « Русская история ».- М., «Эксмо», 2005

Много примеров ценностей и нравов России в рассматриваемый период находим в сочинениях Фонвизина . Передовые умы, к коим, безусловно, относится Фонвизин, полагаем, видели все несоответствие новых гуманистических идей российской действительности. Наряду с первыми плодами просвещения - университетами, коллегиями, школами, законами и т.п. в стране продолжал существовать громадный государственный институт абсолютного рабства - и в этом основная особенность культурно-исторического контекста российского XVIII века.

Фонвизин. Гравюра из книги: «Сочииненiя Д. И. Фонвизина. Полное собранiе оригинальныхъ произведениiй», С.-Петербургъ, 1893, Издание А. Ф. Маркса

Тенденции российской культуры XVIII века

Основной тенденцией русской культуры XVIII века является ее все большая европеизация, тяготение к западным нормам морали и права, перенимание основ Просвещения, как указывалось выше. Стало модным ездить за границу, для поправки здоровья, на учебу, в гости; все новшества в моде, обычаях, образе жизни, подмеченные там спешно применялись и у себя. Начало этому положил, конечно, Петр I, в юности уехавший заграницу обучаться ремеслу, привечавший иностранцев (появление целых кварталов, в которых проживали немцы - Немецкой слободы), пресловутое бритье бород и насильственное забирание отроков в средние специальные заведения. Полагаем, что Петр понимал, что «ласково» насадить просвещение не удастся, и это принесло свои плоды.

По примеру европейских в России учреждаются Академия наук и Московский университет во главе с М. В. Ломоносовым, государство реформируется на манер Европы - учреждены коллегии-министерства, церковь подчиняется государству, страна разграничена на административные единицы. Государство облагораживалось - Табель о рангах теперь рассматривала и гражданскую и военную службу (по примеру Франции и немецких княжеств), обратили внимание на экспорт - и вот уже он превысил импорт в два раза, а государственная монополия на некоторые виды товаров сослужила хорошую службу государственной казне.

В результате многочисленных заимствований западных образцов культуры, образования, государственного устройства в России XVIII века наблюдалось своего рода культурное многоголосье или полифония. Выше уже говорилось о том, что формирование русской нации и самознание к этому времени завершилось, а значит можно с уверенностью говорить, что русский менталитет сформировался. Заимствования других культурных черт влияет на национальную ментальность, однако, не меняет ее сути. Привлеченные извне черты ассимилируются и становятся как бы своими, отсюда и культурное многоголосье.

Еще одна важная тенденция российской культурной жизни XVIII века - это постепенное замещение канона религиозного каноном светским. Светское начало постепенно вытесняет религиозное мировоззрение и религиозный контроль. Поскольку институт церкви теперь становится подчиненным государству, он более не может диктовать свои условия и членам общества.

Если ранее образование и грамотность были доступны в основном представителям духовенства (именно монахи вели русские летописи, составляли поучения и т.п.), то теперь уже и «мир» мог вкусить плоды просвещения.

Наиболее важным, на наш взгляд, является проникновение светского канона в живопись. Ранее изобразительное искусство было полностью церковным. Например, нам неизвестны нерелигиозные картины художников до XVIII века; до этого времени писались только иконы и фрески , изобразительное искусство было в основном фольклорным. Теперь же светское искусство прочно входит в жизнь общества, весь его уклад перестраивается на новый лад. В школах упор делается на грамматику и арифметику, хотя и уроки закона божьего не отменяют.

Вообще то, что происходило в Европе в течение двухсот-трехсот лет, тот плавный переход от Средневековья к Новому времени , свершился в России всего за какие-нибудь лет восемьдесят. Впрочем и в Европе было не все гладко, переход к Ренессансу сопровождался реформированием церкви и выделением протестантства как еще одной конфессии, а Реформация , в свою очередь, сопровождалась кровавыми религиозными войнами. Россия была избавлена от этого, однако, в ней хватало своих «проблем». Тенденции просвещения и обмирщания входили в неразрешимые противоречия с государственно узаконенным институтом рабства и не могли свободно развиваться. Естественно, что всякая система стремится к гомеостазу и, рано или поздно, примиряет конфликтующие тенденции, однако примирение крепостного права и прогрессивной идеи свободы вылилось в России в уродливые формы.

Правовые аспекты жизни

В России издавна в основе правового культурного поле лежали общинные ценности. Даже после упразднения общины как таковой отношение к государственности всегда находилось в русле общинных ценностей и представлений. Государство - в представлении русского человека - это основа основ, оно защищает мирян, а те, в свою очередь, должны его обеспечивать всем необходимым для жизни. Персонификацией государства выступал царь-батюшка, а на микроуровне - помещик, владелец крестьянских душ.

Широкие реформы законодательства, проведенные в рассматриваемый период, на долгое время определили лицо правовой жизни российского общества. Начиная с Петра I, единственным источником права признавался закон. В то же время источником закона, помимо монарха, выступали различные правительственные органы, далеко не всегда формально имевшие это право. «Специфика российского законодательства XVIII в., обусловленная особенностями системы власти, процесса управления и принятия решений, была такова, что лишь к концу этого столетия нормообразующие акты инновационного характера стали исходить только от монарха. Ранее законодательные, нормообразующие черты можно обнаружить и в указах Сената, Синода, отдельных коллегий, а также таких органов, как Верховный тайный совет, Кабинет министров и т.д.» (Каменский А. Б. От Петра 1 до Павла 1: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). -М.: РГГУ, 1999. - С. 32).

По мнению А. Каменского, российское законодательство XVIII века имело две особенности:

1) многообразие видов законодательных актов, среди которых указы, манифесты, регламенты, инструкции, учреждения, жалованные грамоты;

2) пестрота их тематики - от общегосударственных проблем до сугубо частных, касающихся конкретных лиц.

За Россией XVIII века прочно закрепился термин «полицейского государства», и, действительно, все правое поле, в котором протекала жизнь общества, было наполнено запретительными правовыми актами, всевозможными наказами и поучениями. Каралось все - нищенство, побеги крепостных, неправильная постройка дома или даже печи в нем, праздное шатание. Госаппарат регламентировал существование отдельно взятого человека до мельчайших подробностей, вплоть до того, в каком виде подавать челобитные.

Подобное патерналистское отношение к своим гражданам объяснилось все тем же общинным укладом и патриархатом, поселившимся на всех этажах социальной иерархии общества изучаемого периода. Система была простейшей - над всеми царь, потом высшие чиновники, за ними - низшие, на уровне между этими чиновниками помещики-крепостные, в самом низу - крестьяне. Купцы и заводчики где-то на уровне крестьян (еще в гоголоевском «Ревизоре» мы видим отголоски бесправности нарождающейся буружуазии, когда городничий обращается с купцами практически как с крепостными, а ведь это уже 30-е годы XIX века).

Ключевым направлением политических трансформаций в России начала XVIII века стало заметное влияние рационалистических подходов в определении основных политических задач. Это касалось, прежде всего, экономической сферы. Многие дворяне в этот период стали проявлять интерес к производству и торговле, становясь своеобразной прослойкой в русском обществе. Дворянские вотчины, богатые и пашнями и лесами, бесплатная рабочая сила - крепостные, становились хорошей основой для открытия новых прибыльных промышленных предприятий.

Правовое поле жизни русского человека XVIII века «поражало» своей регулярностью. Как упоминалось выше, Табель о рангах регламентировала и гражданскую и военную службу, а выпускаемые регулярно наказы и грамоты регулировали частную жизнь. Эти два поля - государственная служба и частная жизнь пересекались редко. Иногда один и тот же человек был совершенно разным на службе и дома, некоторые выбирали лишь одно поле - только службу, или только дом. Между бытом и службой - бездна, но бездна регламентированная.

Большим достижением XVIII века явилось формирование губернской системы, своеобразной административной власти на местах, которая, тем не менее, беспрекословно подчинялась власти государственной.

В литературе неоднократно поднимался вопрос о том, чем считать властную систему России XVIII века - деспотизмом или абсолютизмом. Но поскольку последний термин давно и прочно закрепился в учебниках, предпочтение отдается именно ему. Подчеркивается, что в противовес деспотизму власть в Российской империи все же опиралась на закон, хоть и закон несовершенный, а также была не вещью в себе, а взамодействовала с зарубежными государствами, чем несколько облагораживала себя и не позволяло скатиться в деспотизм. Тем не менее, какие-то черты деспотизма, как-то: непререкаемость воли главы государства, вмешательство его в исполнительные институты власти, а также сугубо национальный характер власти - все это в той или иной мере присутствовала в политических реалиях страны. Опять-таки, так ли важно терминологическое разделение на абсолютизм и деспотизм? И тот и другой феномен входят в неразрешимые противоречия с новой гуманистической парадигмой, зачатки которой прорастают в Западной Европе уже с финальными аккордами эпохи Средних веков. В Россию семена свободы попадут только полтора столетия спустя.

Ключевые конфликты

В продолжении всего XVIII века в России развивался и углублялся полномасштабный социальный конфликт, который в конечном итоге привел к экономическому упадку, потере властью доверия почти всех слоев населения и политическому бессилию. Пока правители были заняты дворцовыми переворотами, деля власть и подтверждая легитимность претензий на престол, социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Диссонанс между декларируемыми идеалами просвещения и наличием полной анархии во внутриполитической жизни страны углубил существовавшие противоречия.

Государственная власть, после смерти Петра I, отождествляла себя исключительно с дворянским сословием, а гарантировать себе привелегии могла только посредством использования рабского труда. Для этого были введены бесконечные ревизские сказки, государство хотело знать, сколько крестьянских душ есть у того или иного помещика, хотя далее в его дела не вмешивалось. И если на государственном уровне в стране существовал абсолютизм, о чем говорилось в предыдущем параграфе, то на уровне помещика-крепостника власть была деспотичной. А ведь еще Аристотель говорил с предостережением о том, что раб рано или поздно взбунтуется.

Крестьян закабаляли медленно, но верно: сначала запретили приобретать недвижимость, затем наниматься на работу в артели или брать откуп, после их отделили от земли и разрешили продавать отдельно от семьи. Барщину ограничили тремя днями в неделю, но это было формальностью. У Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине », вышедшей в середине XIX века читаем о том, как баре тиранили крестьян, били, мучили, забивали насмерть, заставляли работать по семь дней в неделю на барщине (зато ночью и в дождь крестьяне могли работать на себя).

Все эти «реформы» привели к невиданному упадку в социально-экономической жизни страны, а также послужили порохом для восстаний крестьян, которые, конечно, жестоко подавлялись. Интерпретируя данный феномен путем сравнения Америки и России, Алексис де Токвиль говорил о существовании демократии в обеих странах, однако подчеркивал, что в первом случае демократия основана на синтезе равенства и индивидуальной свободы, во втором — равенства и рабства (Токвиль А. де. Демократия в Америке . М.: Прогресс, 1992).

Крупнейшим социальным конфликтом XVIII века явилась крестьянская война, поднятая Емельяном Пугачевым, продолжавшаяся с 1773 по 1775 год и завершившаяся жестокой казнью последнего. Подчеркнем, что этот конфликт в исторической науке относят именно к войне, а не к бунту (восстанию), поскольку он имел настолько всеобщий характер и продвигался по стране так стремительно, что принял все черты полномасштабной гражданской войны.

Некоторые исследователи предлагают считать войну Пугачева неудавшейся аграрной революцией, и в защиту этой версии, действительно, находятся аргументы. Кроме того, подчеркивается, что эта война стала возможна из-за отсутствия каких-либо связующих социальных институтов способствующих формированию у различных социальных классов какого-либо единства. Проще говоря между правительством и крестьянами не было никакого диалога, никто не интересовался жизнью крестьян, а те, в свою очередь, не видели ничего хорошего от власти, отпускающей милости щедрой рукой только дворянскому сословию.

В пугачевской войне с особой ясностью проявились все социально-экономические конфликты российского общества. Началось все с недовольства казачества, жившего по Яику, в связи с ликвидацией его вольностей. В казаки часто убегали крепостные крестьяне за той самой свободой, что декларировалось на словах в рамках российского просвещения. Автономию отняли у них в 1771 г., затем забрали и традиционные промыслы - добычу рыбы и соли.

Об усилении личной зависимости крестьян от помещиков было много сказано выше. Это, на наш взгляд, основная причина пугачевщины. Крестьяне, кстати, очень надеялись на то, что после Жалованной грамоты дворянству, по которой те освобождались от обязательно военной службы, и крестьянам будет дарована такая грамота. Все больше распространялось слухов о том, что Петр III совсем было подписал такую грамоту, да здыдни-дворяне его извели, однако он чудесно спасся от смерти и придет восстановить справедливость.

Русско-турецкая война также подлила масло в огонь крестьянского недовольства.

Заметим, что в сложную эпоху петровских реформ каких-либо сильных социальных конфликтов выявлено не было: крестьяне тогда не бунтовали, дворяне тоже притихли. Да, Петр насаждал культуру «огнем и мечом», но люди видели действенность его мер и правильность выбранного курса. Пока он царствовал не было ни самозванных царей, ни императоров, видимо, было некогда. Думается, что нация сплотилась тогда, чтобы сделать решающий прыжок в новое время, и худо-бедно ей это удалось. И только с приходом в Россию золотого века Екатерины II социальные конфликты обострились. Все-таки абсолютная власть и патриархальный уклад общества - это факторы ведущие в бездну. Не из XVIII ли века тянуться корни российских революций века XX?

Основные движущие силы социальных явлений

Восемнадцатый век часто называют эпохой дворцовых переворотов , и действительно за какие-то сто лет такая чехарда правителей.

Политика государства в эпоху дворцовых переворотов определялась отдельными группами и кружками приближенной ко двору знати. Многие считают, что происходило это из-за указа о престолонаследии, который принял Петр I в 1722 г. На самом же деле, дворянское сословие и придворные, потесненные царем-солдатом, спешили прибрать власть к рукам, ловко манипулируя венценосными претендентами.

Итак хронология переворотов следующая:

1725 г. - переворот в пользу вдовы Петра Первого Екатерины I. Осуществлен гвардией во главе с Меньшиковым .

1741 г. - гренадеры-преображенцы забирают трон в пользу дочери Петра - Елизаветы. Заметим, что этот переворот отличается от других тем, что в нем движущей силой была не верхушка гвардии - офицеры и генералы, но гвардейские низы, выходцы из народа, патриотизм которых требовал на престол дочь великого реформатора.

1762 г. - на престол восходит Екатерина II , гвардейские фавориты которой будут впоследствии помыкать российским троном себе в угоду.

Всегда, во всех дворцовых переворотах движущей силой была гвардия - дворянское военное сословие, добивающееся себе привилегий.

В науке долгое время велись споры относительно того, как называть крестьянские волнения, происхлодившие в XVIII веке. Предлагали называть их антифеодальной или классовой борьбой (в частности, в советской историографии). О. Г. Усенко предлагает именовать их социальным недовольством и подразделяет на три категории (Усенко О. Г. Психология социального протеста в России XVII-XVIII вв. Электронный ресурс. Режим доступа: http://olegusenko1965.narod.ru/index/0-16):

2. народное сопротивление

3. социальный протест в узком смысле.

Движущей силой подобного сопротивления является народ, однако, тот же автор предостерегает от генерализации понятия. Народом следует называть только трудящееся (трудовое) население, таким образом, к нему относятся: крестьяне, дворовые люди, казаки (за исключением офицерской верхушки), солдаты, приходское духовенство (часто бывавшее крепостным), монахи (рангом не выше игумена). На другом конце социального социального сопротивления те, против кого направлено это сопротивление, тоже движущие силы социальных процессов, привилегированные сословия, к которым относятся дворяне, помещики (землевладельцы), в том числе представители духовенства, настоятели крупных монастырей, крупные же чиновники, средний и высший командный состав вооруженных сил (гвардия).

Отмечается (Золотарев В. А., Межевич М. Н., Скородумов Д. Е. Во славу отечества российского . -М.: Мысль, 1984), что во второй половине XVIII века полку социальных движущих сил прибыло. Активно вступать в общественные отношения начал едва народившийся класс капиталистической буржуазии, который, впрочем, имел серьезное влияние на политическую жизнь страны, поскольку обладал финансовым капиталом. Капиталистическое производство, все эти мануфактуры и артели, процветало благодаря наемному труду, владельцам мануфактур было запрещено покупать крестьян, впрочем, наиболее дальновидные и не стремились к этому. Рабский труд экономически не оправдывает себя, да и вообще рабство противоречит новому капиталистическому укладу.

Подчеркнем, что в XVIII веке происходило формирование единого национального самосознания, в котором находили отражение интересы всех классов, сословий и других социальных групп России, а также тех нерусских групп населения, которые ассимилировались русским народом. На это сложное переплетение накладывало отпечаток и то, что в России в границах одного государства проживало и много других народов, сохранявших собственное своеобразие, а значит, на общегосударственном сознании сказывалось и их влияние.

Если рассматривать процессы обретения собственной национальной идеи через призму новых социально-экономических отношений, то станет очевидным (Перевезенцев С. В. Российские Вольтеры: просветительство XVIII века и национальная идея. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=132) тот факт, что российское просвещение, характерное для идеологической сферы жизни общества, не было идеологией какого-либо одного класса, но, напротив, являлось те системообразующим началом, на котором строилась самоидентификация русских. Однако, и эти положения спорны.

Общественно-политические процессы

Основным общественно-политическим процессом, протекавшим в XVIII веке, является процесс формирования социально-политической структуры России, который включает в себя в том числе образование государственных сословий.

Имеет смысл взглянуть на факты. В первое десятилетие XVIII века до 200 000 рабочих рук было потеряно, половина из них полегла на строительстве Петербурга, другая половина стала жертвой драконовской политики европеизации страны. Госбюджет рос, по сравнению с предыдущим периодом он стал больше в несколько раз, 3/4 из него шло на содержание армии, остальная четверть на нужды государства. То есть фактически вся прибыль, получаемая государством от подушной подати, которую платило все мужское население податных сословий, шла на нужды армии. В экономику государство денег не вкладывало, однако, получало налоги с мануфактур и от собственных монополий. Естественно, что подобная политика никак не способствовала социально-экономическому развитию страны. Рабский труд с одной стороны, непомерные налоги с другой затрудняли для первых предпринимателей ведение хозяйственной деятельности. Выживали по сути только крупные промышленники, сосредоточившие в своих руках несколько мануфактур и ставшие монополитстами в своей отрасли. Даже зачатков свободного рынка в России не наблюдалось.

Политика расширения территории российской империи в указанный период набирает обороты. При Петре к России были присоединены (а вернее возвращены в ее состав) Лифдяндия, Эстляндия, Карелия и Ингрия. При Екатерине II, в связи с распадом Польши, к России отходят Литва, Курляндия и другие области, бывшие когда-то в составе Днепровской Руси (Корнилов А. А. Курс истории России XIX века . -М.: АСТ, 2004). В связи с этим задача расширения и укрепления российской государственности в целом и государства в частности была решена, и внимание обратилось на внутреннюю политику, которая, как указывалась выше, велась либо драконовскими методами, либо не велась вообще, а была отдана «на откуп» гвардии и дворянству.

Конечно, несправедливо считать, что Петр Первый не думал и не заботился о благе страны. Однако даже личность такого масштаба как он, захваченная более чем кем-либо из его предшественников борьбой за территорию, могла посвящать народным нуждам лишь второстепенное внимание, и то большей частью урывками. Из-за нужд и интересов изнурительной и напряженной борьбы у него и вопросы народного благосостояния и просвещения принимали чаще всего служебный, подчиненный интересам борьбы характер. Отсюда даже и те меры, которые он принимал по отношению к созданию и поощрению промышленности и торговли и к распространению просвещения, имели казенный, технический характер. Петровские фабрики и заводы служили главным образом казенным интересам и производили прежде всего те предметы, которые нужны были для вооружения, обмундирования и всестороннего обслуживания нужд армий и флота. Школы Петра были главным образом профессиональные технические школы - таковы навигацкая, артиллерийская, инженерная и низшая цифирные школы. Даже Духовную академию он, по-видимому, хотел одно время обратить в своеобразный политехникум, который доставлял бы людей ив церковную службу, и в гражданскую, и в военную, и в строительную, и в медицинскую.

При Екатерине вопросы народного благосостояния и просвещения официально ставятся во главу угла. К сожалению, народное благосостояние понимается чрезвычайно своеобразно: сложившаяся под влиянием предшествующего процесса русской истории социально-политическая структура страны при этом сильно дает себя чувствовать. К тому же сама Екатерина, возведенная на престол дворянством и на него сознательно опиравшаяся, быть может, даже преувеличенно чувствовала свою от него зависимость. Поэтому и вопросы народного благосостояния она поневоле рассматривала с дворянской точки зрения, которую старалась искусно комбинировать с теоретическими воззрениями, заимствованными у корифеев политической мысли Европы XVIII века. В первые годы своего царствования Екатерина, как известно, несколько наивно намеревалась водворить «блаженство» народное при помощи единовременно созданного рационального законодательства. Созывая свою знаменитую комиссию уложения, она поставила передней в своем наказе задачу всеобъемлющего государственного преобразования на началах, заимствованных главным образом у Монтескье и Беккарии.

Выдающиеся деятели, значение их деятельности и историческое наследие

Самым известным выдающимся деятелем России XVIII века считается М. В. Ломоносов (1711-1765), основавший Московский университет в 1755 году, и ставший первым русским академиком. Ломоносов считается также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. В целом вклад Ломоносова в развитие русской науки и образования огромен.

М. В. Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман. 1757 г.

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.