Что значит сретение господне. Как отмечают Сретение Господне

Сретение Господне входит в число 12 главных церковных праздников, которые посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Сретение Господне не является переходящим праздником и всегда приходится на 15 февраля. В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

Праздник установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова.

Сретение

В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. По ветхозаветному закону, женщине, родившей младенца мужского пола, в течение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.

После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Икона "Симеон Богоприимец"

И когда Богоматерь переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец — по имени Симеон, что на древнееврейском означает "слышание".

В Евангелии от Луки сказано: "Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

Симеон, согласно преданию, был одним из 72 книжников, которые по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. В год, когда Святому исполнилось 360 лет (по некоторым источникам около 300 лет), Святой Дух привел его в Иерусалимский храм.

По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд.

Симеон понял, что пророчество исполнилось и Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет, и теперь он мог спокойно умереть.

Богоприимец взял на руки младенца и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как Святого.

Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова пророчица Анна. Слова, сказанные Симеоном в момент встречи, стали частью православного богослужения.

История

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников, но несмотря на это до VI века этот праздник отмечался не так торжественно.

Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века, а на Западе — с V века. Тогда Сретение в Иерусалиме не было еще самостоятельным праздником, и называлось "сороковым днем от Богоявления".

© photo: Sputnik / РИА Новости

Икона "Сретение", написанная в XVI веке

В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек.

В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее и внесла в число основных праздников.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества 16 февраля Церковь празднует память праведного Симеона, которого назвала Богоприимцем, и Анны пророчицы — Святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.

Суть

Священнослужители поясняют, что суть праздника — в долгожданной и спасительной встрече, в этот день встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

В лице Симеона, одного из лучших людей отходящего времени, Ветхий Завет приветствовал и поклонился Новому Завету, который должен был воплотить в себе Младенец Христос.
Закон Божий, данный еврейскому народу, встречается с новым высшим Законом Божественной любви, принесенным миру Господом нашим Иисусом Христом.

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня. И этот долгожданный день настал — человечество в лице Симеона ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя.

Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.

Этот светлый праздник является равноценным как для Господа нашего Христа, так и для Девы Марии.

Традиции

В этот день, помимо праздничной литургии в храмах, иногда проводится крестный ход. Люди воздают благодарения небесам, а также забирают свечи из храма себе домой, чтобы зажигать их во время чтения молитв.

По обычаю, в день Сретения Господне освящают церковные свечи. Этот обычай пришел в православную церковь от католиков в 1646 году. В народе верили, что свечи, освященные в Сретение Господне, могут защитить дом от молнии и пожара.

© photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска "Сретение" XVIII века

После праздника крестьяне начинали множество "весенних" дел, в том числе выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. Помимо трудов по хозяйству, в деревнях конечно же проводили гулянья.

В народе верили, что 15 февраля встречаются зима с весной, о чем свидетельствуют множество поговорок — "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила".

Согласно приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Но, как бы то ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

Симеоново проречение

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которую именуют "Умягчение злых сердец" или "Симеоново проречение".

Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу", которое он изрек после того, как взял на руки Богомладенца и благословил святого Иосифа и Пречистую Деву Марию.

Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой поразит некое "оружие" печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

Икона "Сретение". Иконописец Андрей Рублев

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких "символических" икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, как облегчаются страдания душевные и телесные.

Образ "Умягчение злых сердец" происходит, предположительно, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, или где и когда она явилась, нет.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей — по три справа и слева и один снизу. Выбор образа меча на иконе не случаен, поскольку он связан в человеческом представлении с пролитием крови.

Число "семь" в Священном Писании означает "полноту" чего-либо, в данном случае — полноту всего того горя, "печали и болезни сердечной", которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех Святых (в первое воскресенье после Троицы).

Молитва

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.

Истоки

В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.

Что означает Сретение Господне

По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.

Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.

Важность встречи

Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.

Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена

Более подробно о Симеоне Богоприимце

Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.

Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.

День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.

Анна-пророчица

В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.

Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.

Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня

Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.

А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.

Актуальные приметы

Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.

Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.

Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.

В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.

Сретение Господне: традиции

Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.

В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.

Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.

Особенности празднования

Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.

Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).

Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.

Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.

Иконография Сретения

Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.

Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.

Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).

Значение иконы «Умягчение злых сердец»

Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.

В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

15 февраля Церковь отмечает Сретение Господне. Слово «сретение» означает встречу, лицезрение чего-то или кого-то значительного. В данном случае – встречу человечества в лице святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с Господом Иисусом Христом.

Значение и события праздника

В День Сретения Господня праведники ветхого завета, такие как Симеон Богоприимец или Анна Пророчица наконец увидели обещанного им Спасителя, который примирит с Богом томящееся падшее человечество. В этот день Ветхий Завет в лице закона также встречается с Новым Заветом и его благодатью, привносящей в закон жизненную силу и делающей его тем самым «лёгким игом» о котором позднее будет говорить Господь.

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения. Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. При нём также воспитывались до определённого возраста посвящённые Богу дети (как сама Пресвятая Богородица). Также туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Из Предания нам известно о том, что Симеон был в числе 72 переводчиков Септуагинты – версии Ветхого Завета на греческом языке, которая была создана в III веке до Рождества Христова по желание египетского царя Птолемея II Филадельфа для пополнения знаменитой Александрийской Библиотеки.

Птолемей попросил еврейских старейшин отрядить для перевода самых грамотных и опытных переписчиков, знающих греческий. Каждому досталась определённая часть работы. Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до места, где говорилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой предыдущего переписчика и решил исправить слово на: «жена» (женщина).

В эту минуту к Симеону явился ангел Господень. Он удержал его руку и уверил в правильности пророчества, в которой он сможет убедиться сам, так как по воле Божией доживёт до рождения Спасителя. Учитывая то, что Симеон уже был опытным переводчиком на момент приглашения царя Птолемея, ко времени встречи со Спасителем ему могло быть 300-350 лет.

О праведной Анне нам известно из Евангелия от Луки: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Проповедовала о появлении Мессии и праведная Анна, рассказывая о Нём жителям Иерусалима.

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Становление и особенности праздника

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Воскресения Христова (Пасхи). В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечается 2 февраля (15 февраля по григорианскому календарю).

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (редко) праздничное богослужение, переносится на предыдущий день – 1 февраля, Неделю Адамова изгнания (прощёное воскресенье).

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Древнейшим свидетельством о чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам» западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его «сороковым днем от Богоявления», а также кратко и эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, уже литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века, где Сретение определено, как: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века, в противовес осуждённому на Халкидонском соборе 451 года монофизитству, утверждавшему, что Иисус Христос является только Богом в человеческом теле, а не Богочеловеком.

В богослужении Сретения сочетаются особенности господских и богородичных двунадесятых праздников. Праздничные стихиры и канон, повествующие о событиях праздника и его великом значении, написаны известными церковными гимнографами – Анатолием, патриархом Константинопольским (V век); преподобным Андреем Критским (VII век); преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (VII-VIII века), Германом, патриархом Константинопольским (VIII век) и преподобным Иосифом Студитом (IX век).

Иконография Сретения носит глубокий символический смысл: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя представляет собой как бы ветхий мир, наполняющийся и оживотворяемый Божеством, а Матерь Божия, отдающая сына как бы отпускает его на крестный путь и спасение мира.

Интересно, что также существует и икона, символизирующая собой пророчество Симеона Богоприимца, сделанное Деве Марии. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Традиции праздника

В праздник Сретения Господня в конце шестого часа принято освящать церковные свечи и раздавать верующим.

Традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришла в Русскую Православную Церковь от католиков через требник митрополита Петра (Могилы) в 1646 году.

Католики освящали свечи и пускались с ними в крестный ход, которым пытались отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня (Имболк, Луперкалии, Громницы и т.п. в зависимости от местности и народности). В Православии к сретенским свечам относились проще и благоговейнее – их хранили в течение года, зажигая во время домашней молитвы.

Также Сретение Господне является Днём православной молодёжи с 1953 года. Идея праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос», объединяющему уже более 100 молодёжных организаций из 40 государств.

В этот день во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры и другие интересные мероприятия.

В России с 2002 года молодёжная активность дополнилась традицией проведения красивейших Сретенских балов.

В народе принято говорить, что в день Сретения «зима с весной встречаются», то есть основные холода уже позади, день заметно удлинился и совсем скоро наступит весенний сезон. После праздника крестьяне начинали белить плодовые деревья, готовить к посеву семена и высаживать рассаду (дома).

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Сретения Господня! Пусть Ваша встреча с Богом будет столь же радостна, как и для праведного Симеона Богоприимца!

Андрей Сегеда

Вконтакте

Приход христианства дал новую религию, а с ней – сонм разных событий, новых правил, торжественных мероприятий, среди которых сретение Господне и что это за праздник хочется выяснить всем верующим, историкам, да и просто желающим расширить кругозор. Церковь дала свои ответы на вечные вопросы о возникновении мира, дала людям понимание, многие приходят к христианству по своим причинам и принимают веру уже взрослыми, делая осознанный выбор. Тем важнее разбираться во всем, что важно для религии, для верующего. Например, разобрать значение праздников. Тогда обряды, даты и посвящения приобретут новый смысл.

Зачем отмечают Сретение Господне и что это вообще такое? В христианстве еще остались непонятные «белые пятна» или что-то было утеряно? Ведь прошли тысячелетия. Многие важные для христиан связаны с жизнью или деяниями Иисуса, главного пророка, который некогда принес им новую религию, стал вестником перемен. Он многое прошел, решив посвятить себя народу и даже ярые атеисты, изучая его жизнь признают: если такой человек действительно существовал, то он прожил нелегкую, но достойную жизнь, был великим. Что же значат слова: «сретение Господне», когда появился впервые этот праздник и с чем оказался связан?

Или 2 февраля, если смотреть на старый календарь, ежегодно, православные встречают Сретение Господне. Люди традиционно посещают церковь, где батюшки могут объяснить значение праздника и события, которым он собственно посвящен. Причем удивительно, дата Сретения не изменяется, она постоянная. События были описаны Лукой в своем Евангелии, как известно, ученики Иисуса писали свои Евангелия, где описывали те или иные происходящие события.


Благодаря этому люди сейчас могут судить о происходящем. Лука писал, что младенец Иисус встретился впервые с одним старцем Симеоном, это был сороковой день после прошедшего Рождества. Местом встречи оказался иерусалимский храм.

«Сретение» что?

Оно дословно переводится с церковно-славянского как «встреча» собственно. Это описанный Лукой день, когда Дева Мария, сопровождаемая Иосифом Обручником принесла сына Иисуса к иерусалимскому храму. Шел сороковой день уже после Рождества, то есть Иисусу было сорок дней. Известно сейчас, как младенцев до сорока дней нельзя выносить или показывать кому-то, кроме ближайших родственников. Здесь Дева Мария должна была принести законную жертву для богов за подаренного ей первенца.

Если смотреть по закону Моисея, все женщины, ставшие матерями мальчиков, должны выждать сорок дней (раньше ей нельзя переступать даже порог храма), затем прийти, взяв ребенка для очистительной жертвы. Правда необычные обстоятельства рождения (Иисус ведь родился без греха) избавил его мать от очистительной жертвы, ей осталась благодарственная. Так люди искренне благодарили Бога за счастье познать материнство.


Что же удивительного в этом? Ранее старец Симеон говорил, что получил откровение Всевышнего о явлении Спасителя и что ему, старцу, дарована долгая жизнь и возможность увидеть его воочию. Возможно, старец много странствовал, ведь он не мог знать, где именно родится Спаситель. И вот однажды, Симеон посетил храм (зная законы, старец поступал верно, ходя именно в храмы, ведь туда несли детей все матери) именно в нужный день, когда там была Дева Мария. История праздника как раз в этой судьбоносной встрече. Симеон узнал Спасителя мира и взяв на руки, провозгласил это всем. Что его очи наконец узрели дарованное Богом спасение. Вот какой смысл имеет слово «сретение».

Важность мероприятия

Ну прошла встреча старца, что тут судьбоносного? Казалось бы, в храмах всегда ходят старцы, старушки и другие люди. Велика вероятность встретить кого-то из них любой молодой матери, принесшей младенца. Однако, для любого верующего этот день действительно важен.

Ведь первым пророком, заговорившим о едином Боге был Моисей и он завещал, что придет некий Мессия как Божий Помазанник. Даже факт его рождения станет удивительным, это выделит его среди остальных людей. Люди верили, что пришедший Мессия изменит мир, их жизнь, все станет иначе. Кому не захочется воочию убедиться в исполнении пророчества? Возможно, кроме старца Симеона тысячи верующих мечтали о такой встрече, но повезло ему. И всем, кто был тогда в храме, ведь Симеон крикнул о явлении Спасителя открыто.


Симеон – кто он?

Желая узнать побольше о празднике, стоит разобрать и ключевые фигуры, кто имел огромное влияние на жизнь Иисуса, даже когда ему исполнилось всего сорок дней. Дева Мария – святая мать, женщина, давшая ему жизнь. Иосиф – принявший его как родного, ее муж и земной отец ребенка. Что касается старца, то в момент судьбоносной встречи он справил уже 360 лет(!). Так говорится в преданиях. Имя «Симеон» значит «слышание». Возможно, старец обладал богатыми знаниями, ведь его относят к 72 книжникам, которые получили указ Птолемея Второго, египетского царя переводить Священные писания, пришедшие верующим на понятный для египтян, греческий язык.

Тогда сведения Симеона о явлении пророка находят логичный источник – Священное писание. Впервые писание открыл для людей Моисей, затем он постепенно распространил учение среди народа, поэтому первые источники были естественно на древнееврейском. Потом писанием заинтересовался египетский царь, что неудивительно, стоит вспомнить бегство евреев с Египта. Христианство распространялось, вера крепла. Возможно, Симеон владел несколькими языками, имел хорошее образование и сев переводить древний текст, узнал пророчество.


Там писалось о деве, которая родил сына, будущего Спасителя для мира. Израильский пророк пытался изменить показавшееся ему не слишком удачным слово «дева» на более «пристойное» — «жена», подразумевая, что Спаситель родится, как обычно, в семье, но ангел, явившийся в коротком видении, воспрепятствовал этому.

Тогда Симеон впервые увидел небесного посланника и решив выполнить просьбу, взамен попросил возможность увидеть воочию, как сбудется пророчество. Вот 15 февраля и стал тем самым, обещанным ангелом днем.

Анна – пророчица

Как было сказано выше, кроме старца Симеона в храме присутствовали еще люди, когда Дева Мария относила туда сына. Они тоже стали невольными свидетелями происходящего и среди них был интересный персонаж, которого тоже можно отнести к «сретению Господню». Это 84 вдова, подошедшая к Марии – Анна. Она видимо тоже знала писание и часто читала слушателям мудрые речи, в которых упоминала деяния Господни, возможно, часто посещала храм.

Люди прозвали женщину Анна-пророчица, возможно, она действительно обладала даром ясновидения или развитой интуицией. Горожане уважали ее почтенный возраст, возможно часто обращались за житейскими советами, выслушивали проповеди. Вот Анна, услышав речь старца Симеона, поклонилась Спасителю на руках Девы Марии и покинув храм, разнесла новость о рождении Христа окружающим.

Что же до самого старца, то он уже со спокойным сердцем вскоре умер. Многие ученые утверждают, что раньше люди имели долгий век, что отражено и на библейских персонажах. Например, Ною, строителю Ковчега, на момент Потопа было уже за 250, мужчина был женат, причем жена тоже была за 200, имел сыновей и невесток, большую семью.

Языческое Сретение

Известно, как до распространения христианства, славяне, как и многие другие народы жили по своим законам, были язычниками. У них проводились свои праздники, имелось собственное летоисчисление. С появлением новой религии отношение к ее мероприятиям во многом остались прежними, языческими. И Сретенье по дате приходится на последние дни после , поэтому его и отмечают скорее не как отдельный праздник, а как последнее прощание с Рождественским праздничным циклом.


15 февраля еще считался пограничной датой, чем-то средним, когда зима еще толком не прошла (а многие регионы еще весь март будут в снегу), а весна не началась. Наши предки серьезно готовились к встрече потепления. Сретение выступало еще ориентиром. По нему они судили, что пора выгонят скот к загонам, впервые, ведь зимует домашняя скотина в теплых сараях. А здесь их выгоняют размяться, прогреться.

Уже на праздничный день их обильно кормят – курам добавляют сена, это нужно для увеличения яиц, остальным тоже сыплют больше корма, тогда к весне можно рассчитывать на хороший, богатый приплод. Затем идет доскональный подсчет оставшихся запасов – что из зерна есть, овса и хлеба и пр. Если остается половина, все хорошо, живем дальше, если меньше – увы, пора затягивать пояса, экономить, это касается и кормов. Ведь каждый крестьянин запасает для зимы еды себе и скоту соответственно. Также нужно готовить семена для будущих посевов – просеять, убрать лишнее. Белили деревья, весной начнется мошкара и другие вредители.

Хозяйки начинали печь все круглой формы, прославляя Солнце, несущее жизнь, свет и тепло. Пекли вкусные и на молоке, разнообразные пироги. Другие селения имели забавную традицию печь баранки, которыми угощали потом всех желающих, даже животных. Народ верил, что испеченное с любовью, заботой в особенный день станет защитой от разных болезней.


Конечно, гуляли, пели, танцевали! Более того, запрещалось скучать, для Сретения это считалось крайне негативной приметой. Ведь покровителем дня кроме самого Солнца считалась еще богиня Любви и если скучать или не отмечать сретение, она могла уйти.

На Руси любили сжигать чучело, которое изготавливали сами, называя куклой Ерзовкой. Основа делалась из соломы и веток, снаружи украшали цветами, разноцветными лентами и шили праздничную красивую одежду. Эта кукла видимо символизировала для людей Солнце с богиней Любви, ведь Солнце давало людям свое тепло, значит любило их. Для обряда ждали, пока Солнце не достигнет небесного зенита. Считалось, что, почитая его, можно призвать богатый урожай, больше теплых дней.

А влюбленные, пользуясь моментом, пока кукла еще висела на шесте, просили вместе от богини Любви взаимопонимания, гармонии, ее покровительства и счастья в будущей супружеской жизни. Могли попросить все желающие: молодожены, еще незамужние девушки, мечтающие о суженом, парни, которые надеялись в будущем году отыскать себе красивых и любящих жен и супружеские пары. Ведь любви хочется всем.

Сретенская вода по мнению предков обладала почти мистическими свойствами, и чтобы набрать ее, люди дождавшись полуночи, посещали 3 колодца. Они верили, если обрызгать ею тяжело больного, тот вскоре выздоровеет. А чтобы дети росли здоровыми, в ней купали, также пили ее.


Иногда проводили обряд так называемой «продажи ребенка». Вот посторонний, не связанный родственными узами с семьей человек (лучше старушка) подходил к дому. Затем родители передавали ему ребенка через открытое окно, а старушка платила небольшую сумму. На нее родители обычно брали свечи, которые потом зажигали. Это считалось символом начала жизни для ребенка. Долгой, полной хороших событий и открытых горизонтов. Затем старушка возвращала ребенка с хорошими, добрыми пожеланиями, чаще счастья.

Приметы, которые связывают со Сретением

Уже понятно, что церковники считают его своим мероприятием, а народ – языческим, праздновать который они умеют по-своему. Сохранилось несколько примет, непосредственно связываемых с днем Сретения:

Народ считал, что нужно обязательно наблюдать за погодой на Сретение. Вот какая выпадет, такой и получится будущая весна. Также если ночью видно много звезд, значит сама весна все же придет поздно.

Когда к празднику выдавался теплый день и наступала ранняя оттепель, люди верили: значит, пшеница богатая получится. Капель – хороший урожай, вьюга – хлеба увы не будет. Иногда Сретенье приходилось на холодный, ветреный день. Мела метель, снег кружился и люди вздыхали – урожай не выйдет.

Это касаемо погоды. Конечно, для предков главным определяющим фактором был урожай, ведь от него зависела их жизнь. Пшеница – значит мука, хлеб, овес – корм лошадям и тоже хлеб людям. Крестьяне большую часть года проводили на полях ради урожая, молились о хорошей погоде. Ведь пшеница плохо растет в сильные морозы, нужно следить, чтобы дожди проходили вовремя. Увы, наблюдать за полями можно было только со стороны, управлять погодой или налаживать оросительную систему для больших полей людям не приходило в голову. Они полагались только на волю богов.


Стоит наблюдать за поведением свечей, зажженных для Сретения. Когда они горят ровно и огонь даже мало двигается, не гаснет сам, то и проблем со здоровьем не ожидается. А если у пламени синий цвет, оно колышется, иногда само гаснет, пора морально готовится к будущей проблеме.

Приметы могут коснуться и дороги. Если человек уходит в путь 15 февраля, значит это долгая дорога, и скоро его ждать не стоит. Объяснялось это прозаически – все же Сретение, это пограничный праздник, неясно, зима еще на пороге или весна уже. Часто выпадали дни с беспросветной метелью, когда людям приходилось днями ждать на постоялых дворах или сильные дожди, размывающие дороги.

Как в церкви празднуют

Праздничный день в Сретение священники посвящают свои службы чаще Богородице, освещая ее личность и деяния. Сначала им нужно освятить свечи и всю воду внутри церкви перед обрядами. Люди собираются, потом разносят освященные предметы домой. С этим предки связывали свое поверье: если дом охраняет освященная свеча, можно не бояться молнии, а лучшее место для такой свечки – пространство перед иконой.

Стоит обязательно посетить ближайшую церковь, чтобы послушать красивые тексты, где раскрывается личность пророка Симеона, выполненное для него обещание ангелов, когда старцу дали огромную честь – увидеть первое явление Спасителя.

Если говорить о продолжительности мероприятия, то Сретение долгое – его празднуют целых 8 дней, начиная с предпразднования (14 февраля), заканчивая отданием праздника 22 февраля.


Священники тщательно готовятся для Сретения – они все будут в традиционных белых одеждах и перед самым началом торжественной мессы пройдут красиво, держа свечи. Затем будет сам обряд, с активным участием всех прихожан. Они поют за священниками песни, где пересказываются слова Симеона, произнесенные при виде младенца. Заканчивая обряд, священники обязательно окропят всех присутствующих святой водой.

Многие верующие считают Сретение важным праздником таким же как и , ведь для них это первая весточка о прибытии Спасителя, началу его долгой и наполненной событиями жизни. Мастера посвящали Сретению множество картин, расписывали иконы, чтобы запечатлеть встречу.

Интересно, что многие полагают встречу старца с маленьким ребенком символической. Это как передача эстафеты от Ветхого завета, который представлял Симеон к новому, что миссия Моисея вместе со смертью Симеона уходит спокойно в вечность, зная, что верующие в хороших руках.

Сретение обычным людям

Религия для любого народа занимает особое место и споры о ней наверняка не стихнут еще долгие годы. Одни пытаются объяснить появление мира опираясь на ученых и космическую теорию, другие свято верят в присутствие Творца, как единого Разума, наполняющего все вокруг. Третьи стараются не вникать в религиозные споры и только наблюдают, не поддерживая никого.


Праздники же занимают отдельное место. Ведь неважно, кто и во что верит, отдохнуть хочется всем. Тем более, если нужно наряжать елку или сжигать чучело – почему нет? Для предков религия была ответом на самые значимые вопросы, она давала надежду, ведь люди жили настоящим, не зная, куда все уйдет потом, что происходит сейчас в другой стране или происходило ранее. Они учили своих детей, передавая так традиции, чтобы вековые привычки не ушли следом за умершими родителями.

Если говорить о верующих, то Сретение для них важный, светлый праздник, возможность прославить Христа, окунуться на мгновение в события давно ушедшего времени. На миг представить себя в том храме, когда Дева Мария заносит маленького Иисуса, впервые увидевшего мир за стенами дома. И как улыбается старец Симеон, понимая, что вот, его долгие поиски закончились. Спаситель пришел. И все теперь будет хорошо.