Велесов день. Языческие и славянские праздники в феврале

Могуч и славен… Велес-бог! Вот так и никак иначе!

Велес (Волос) один из старших богов славянского пантеона, внук Перуна, сын Сварога, брат Даждьбога – Ярилы.

Как же получилось, что называют его «Тёмным Богом»?

Почему славят его, коли он – тёмный?

В привычном для нас понятии, слово «тёмное» ассоциируется с чем-то страшным, неразумным, животным началом. А тут – Бог! Да ещё из «эшелона верхней власти», так сказать. Давайте разбираться!

Началось всё давным-давно.

После того, как Лада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Был свет и была тень.

Но день не сменялся ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине – вечная ночь и вечная зима.

Вот тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. И поручили эту задачу Велесу. Кто лучше бога-оборотня смог бы справиться с этим?

Обернулся Велес в чудовищно-огромного крылатого змея, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтился в землю. Словно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасывая за собой огромные камни, заставляя сдвинуться неподвижную твердь.

Могутной его силе его толчков уступила неподвижная до селе земля и… повернулась!

С тех пор, раскрученная Великим Змеем она так и крутится, сменяя день ночью, а ночь – ясным днём.

В какую сторону рыл Велес, в ту сторону и начала вращаться земля.

С того времени день стал сменятся ночью; за зимою проходили весна и лето, сменяясь на осень и зиму…

Вот так: вдох – выдох; радость – печаль; жизнь – смерть.

Это даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это – основа всей жизни.

Происходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду – посолонь, по часовой стрелке. Значит, против часовой стрелки будет – осолонь.

Вот этот-то закон правильности движения и дал всем живущим на земле Великий Велес, это он привёл сотворённый Родом мир в движение.

Выброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

Потому и славят Велеса, брата Хорса, как Великого Бога, Бога Всего Сокрытого, Тёмного Бога.

Вплоть до IX в. стоял на Чудском озере Тёмный Храм – капище Велесово, о чём рассказал нам летописец в житие Авраамия Ростовского: «Чудские люди ходют поклоняться идолу камену, называют его Велесом Великим и Великим Змием. Одевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.»

Существовало капище и недалеко от г. Владимира на реке Колочке, где впоследствии и был основан Николаевский монастырь, который люди ещё долгое время называли «Волосовым монастырём».

В Македонии есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка. Тут надо сказать, что Илья-пророк в христианстве «принял на себя обязательства» Перуна.

А в Хорватии есть небольшой городок Волоско, расположенный как раз под горой Перун.

Стоял кумир Велеса и в пантеоне князя Владимира.

Только стоял он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на Подоле, на самом берегу реки Почаины.

Почему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенностях, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Никакого изгнания нет! Велес – не просто бог-брат Богу-Солнцу, он сам Правитель Нижнего мира – Нави, Бог Луны, страж реки Смородины (Ра-река) и хранитель Чёрного камня Познания.

А Солнце с Луной вместе не встречаются, потому и стоит Велесов идол супротив идола Даждьбога и отца их – Перуна.

Надо сказать, что понятия «Правь», «Явь» и «Навь» - единая триада нерушимости мира. Грубо можно объяснить так: «Явь» - это реальность, в которой мы живём; «Правь» - истинные законы, которые управляют Вселенной; «Навь» - потусторонний мир, который совершенно не является миром мёртвых, как многие себе представляют, мир мёртвых находится в Нави, как и множество других, «тонких» недоступных нашему пониманию, миров.

Во всяком случае, именно так трактует эти понятия историк, знаток древнеславянского фольклора, активный участник перевода «Велесовой книги» Ю.П. Миролюбов.

И всё это обширное «хозяйство» управляется одним-единственным Тёмным (Скрытым) богом – Велесом.

Согласно ведическим учениям, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Нави, где её встретит Навий Бог, которому повинуются все низшие боги.

Дни общего поминания покойных на Руси назывались Навьими днями, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник Фоминой недели (Радоница, Красная горка).

До наших времён сохранилось поверье, что перед Новым Годом ворота между Навью и Явью широко открываются, и умершие предки приходят невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

Отсюда и обычай богато накрывать праздничный стол – радовать достатком и хлебосольством предков.

Но строгий Бог Всего Сокрытого мог смиловаться и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребёнка.

Вот так поётся об этом в одной из старинных песен-причитаний:

Пусти меня, Месяц, пусти меня, Ясный, на деревню тучкою!

На деревню тучкою, частым тёплым дождичком!

Частым тёплым дождичком, красною зарёю!

Дай увидеть, Месяц мой, Свет-звезда блескучая,

Как украсят к свадебке милое дитя!

Теперь понятно, почему считается доброй приметой, когда во время венчания, или на свадебном пиру прольётся частый мелкий дождик?

Так что приходилось Велесу заниматься и многими земными делами.

Почитали его и как Владыку лесов и животных.

Кому, как не ему, могущему обращаться и в волка, и в змея, и в медведя понимать язык и чаяния всех гадов земных и тварей бессловесных?

Но нужна была ему и добрая жена-хозяюшка, самому ему в помощь.

Была, была такая красавица! Звали её Асова (Азова), была она покровительницей и духом Азовского моря.

А свою земную резиденцию установил Волос на острове Буяне (Руяне), ибо такова была воля его светлоокой супруги. Почему?

Потому, как лежал на этом острове Бел-горюч камень, который не позволял Тёмному Богу «оборачиваться» в зверьё всякое.

Этих «оборотов» побаивались не только обычные люди, но и сама Азовушка, т.к. часто случалось, что в образе зверя переставал Велес различать чёрное и белое, и был способен принести не столько явной пользы, сколько сотворить страшное зло…

Но как случилось, что стали называть Велеса «скотьим богом», если изначально был он покровителем лесного зверья и Охочьим (Охотничьим) богом? А все божества плодородия, скотоводства и растениеводства находились под волею Яра, так как он являлся подателем всех земных благ? Даже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дням празднования Ярилиных гулянок!

О! Это целая история!

Как все мы помним, у брата его – Даждьбога была колесница, влекомая белоснежными, златокрылыми то ли конями, то ли волами, то ли львами. Так вот, Великий Велес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! Показалось-де Волосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

Украл он тех коней-волов и отогнал их в Кавказские горы.

И наступила на земле великая засуха.

Обратились люди с мольбою к Небу вернуть им тучи-волы, иначе ждёт всё живое на земле погибель мучительная.

Крепко тогда поссорились братья-боги, так крепко, что пришлось вмешиваться их родителю – Перуну.

Задал он большую трёпку обоим, отбил у Велеса коней-волов, и Даждьбог успел напоить иссушенную землю.

Помнят об этом люди и славят победу Хорса в день первой майской грозы, прося его получше охранять скотину «от похитчиков: от медведя лютого, да от волка хищного!»

А Велесу, чтобы не повторялось больше подобного, передал Перун заботу над «всем скотьём, и над диким, и над домашним».

Так Тёмный Бог Всего Сокрытого стал ещё и богом материального благополучия.

У многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветствия: «Добры ли твои стада? Полны ли табуны? Не пусты ли нетели?»

Другое название богатства и достатка – «скотъ».

В Древней Руси, впрочем, как и в других краях, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия и богатства, а так же – важным объектом торговли.

О состоятельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

Вот и вышло, что Волос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. По сему, в культе Велеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

Как отмечал один из крупнейших исследователей славянского язычества и культуры академик Б.А. Рыбаков: «Ранее, до самого средневековья, слово «скотъ» означало «имущество, деньги». «Скотником» именовался *финансовый чиновник*, стоящий между старостой поселения и казной – «скотней».

А непосредственно сама домашняя скотина именовалась «худоба», это, так сказать, «для отвода злого глаза».

Боги – богами, но… На Аллаха надейся, а верблюда привязывай!

Во время свадебного обряда молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

В деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар полевым божествам.

Волхвы – первоначально жрецы только бога Велеса, называются так от слова «волохатый», то есть «мохнатый» или «волосатый», из-за обычая этих жрецов совершать обряды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому Велесу.

У западных славян встречается название Велеса-Волоса, как «Волховец»; у восточных – «Волох».

Амулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было принято вешать не на себя, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

Согласно «христианско-славянскому обычаю», после крещения Руси, функции Тёмного Бога взяли на себя аж двое святых!

В народных верованиях задачи Велеса по уходу за скотом «унаследовал» св. Власий.

В день св. Власия, который частенько называют «коровьим» или «воловьим» праздником, к этому святому обращаются с просьбами: «Святый Власий! Дай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!»

Вплоть до середины ХIX века, если случался падёж скота, то икону св. Власия обносили вокруг всего села трижды.

До этого же времени сохранялся праздник «Волоссе» или «Волосье» - этот праздник справляли, чтобы скот был тучным, а лён – высоким.

Есть ещё одно название этого же праздника – «День льняного волоса» или просто «Льняной день».

Праздник приходится на один из дней Масленицы.

Тягловый скот в этот день получает «освобождение от работ», ему несут всякую *вкусняшку*, перестилают подстилку, вычёсывают и лелеют.

Молодёжь развлекается объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным Велесовым, пардон, Власьим святкам много жирной, мясной пищи, хотя на масленичной неделе мясо есть ещё не положено.

Но готовят столько, чтобы хватило и родне, и соседям, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрёсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

(Кстати, Повелителя Нави ещё величали Властителем трёх дорог… Ну, да это я к слову!)

В этот день пекут оладьи. Пекут, да приговаривают: «Пеку оладки, чтобы тёлки были гладки!», а большие вареники, которые называют «волами» или "валуями", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Блины так же не оставались "пустыми". В них заворачивали начинку из яйца, из творога, мясную, овощную, крупяную. Закатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Называлась такая красота - "скиба", "скибочка".

Второй святой, которого мы знаем – св. Николай.

Празднуют его 19 декабря по ст.ст. Прежде всего св. Николай – покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом – Санта Клаус! «На Николу и медведь в лесу – добрый хозяин!» Интересно, а почему такое совпадение?

А ещё св. Николай покровитель ростовщиков и всяческой торговли. Опять совпадение? А что тогда делать с «Николеной бородой», которую оставляют на поле точно так же, как и «Волосову»? Оставляют, да приговаривают: «Вот волос Миколе на бородку!»

Сейчас уже можно спорить, откуда взялись смутные воспоминания о 9-ом дне и о 11 февраля. К каким дням относятся Малые Велесовы Святки, а к каким – Большие?

В памяти народной остались лишь особо памятные Велесовы дни: 22-25 декабря, само собой – 31 декабря; 2, 6 января (Никола-зимний); 24 февраля (Никола-поворотник); 22 мая (Никола-вешник); 12 июля (Власий-косник); 18-20 августа (Николина борода).

В России «День охотника» отмечают 2 октября, по странному стечению обстоятельств в этот же день славяне отмечали «Вуков (Волков) день», после чего начинался охотничий сезон.

А на одной весьма любопытной иконе рядом со св. Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

А клятву Святослава помните?

Клялись воины и гневом Велеса, ибо гнев тот был страшен.

«Если предам я клятву свою, то пусть стану золотом!» Это не просто слова.

Золото – это то, чем безраздельно владеет Бог земных недр, Великий Змей, Правитель Нави.

Фактически обозначает эта клятва одно: «Пусть смерть моя будет безвременной, пусть стану я вечным рабом Тёмного бога!»

А, учитывая тот факт, что Велес был ещё и покровителем воинских доспехов…

Слишком глубоко ушёл в подсознание культ Великого Бога.

Многое забылось, многое исказилось.

Но неужели мы не вспомним о том, что был этот «тёмный», расчётливый, а иногда и теряющий разум бог, – покровителем поэзии и музыки?

Кому, как не теряющему разум, писать по ночам стихи и сливаться в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

«Чу ли воспети было, веще Бояне, Велесов внуче…»

(ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ)

Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме », в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог - Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя - особо: волхованиями да прорицаниями, воспеваниями да славлениями, а паче того - обретаемыми в радениях Духовными прозрениями...

В пору двоеверия на Руси 11 лютеня/февраля отмечали день святого Власия - покровителя скота, «Коровьего Бога».

">

">

О сём в народе говорили: «Власьев день - Коровий праздник », «Власий - сшиби рог с Зимы », «У Власия и борода в масле ». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.

Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) - 15 лютеня/февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить »; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу » - выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

">

">">

">

Масло (равно как и молоко) издревле входило в требы, приносимые Велесу.

Велесовы дни месяца лютеня/февраля

">">

">">">

1. Месяц лютень - Кологодный удел Велеса

"> ">

В Лета Вращении месяцу лютеню (февралю) покровительствует Велес - Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня: ">

">

1. Большой (Великий) Велесов день - 11 лютеня ; ">

2. Предшествующий ему Малый Велесов день - 3 лютеня . ">

Также Велесу посвящены семь дней - вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) - между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня):

3 лютеня - Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник), ">

">

4 лютеня - Велес Студёный,

">

5 лютеня - Велес Корович (или Велес Коровятник),

">

6 лютеня - Велес Телятник,

7 лютеня - Велес Лукавый, ">

">

8 лютеня - Велес Серповидец, ">

9 лютеня - Велес Житный Дед, ">

10 лютеня - Велес Зимобор, ">

11 лютеня - Велес сшиби рог с Зимы. ">

Вскоре после них празднуются: ">

15 лютеня - Велес Овчар, ">

16 лютеня - Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день). ">

">

"> ">

2. Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия ">

">">

В эпоху двоеверия на Руси отмечали: ">

3 лютеня - Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют », «Власий коней седлает ») - по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи; ">

4 лютеня - Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору », «Никола Студный - Волчий Сват, маковый закат ») - время «звериных свадеб»; ">

5 лютеня - Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит ») - в деревнях творили обереги на скот; ">

6 лютеня - Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы »); ">

7 лютеня - святой Лука («Пришёл Лука - пеки пороги с луком ») - луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;

">

8 лютеня - Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето », «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);

9 лютеня - Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат - хлебом не богат », «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами », «На Никифора лапти плетут »); ">

">

10 лютеня - Прохор («На Прохора Зима заохала », «Пришли Прохор да Влас - никак, скоро весна у нас »). ">

11 лютеня - день святого Власия - покровителя скота («Власьев день - коровий праздник », «Власий - сшиби рог с Зимы », «У Власия борода в масле »). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы. ">

Вскоре - 15 лютеня - отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара - покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой », «На Онисима Зимобора - Зиме время вспять поворотить »). ">

16 лютеня - отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило - с вилами ». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило - Сын Велесов - «воздевает Зиму на вилы ». "> ">

">

3. Празднование Велесовых дней в современном Родноверии

"> ">">

Большой Велесов день - 11 лютеня - широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. Подробнее об Уряде празднования Велесова дня - см., напр., наши: «Коло года » , «Велесов день » , «Славление Велеса » и др.

Малый Велесов день - 3 лютеня - празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем.

">

">">

Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души.

Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами (Труженическое Сословие), Велес - Скотий Бог - является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного («скотьего») начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п.

Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли, выгодных сделок и т.п. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие"; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна » .

">

">">

Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава (Воинское Сословие), - Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес - Третий Лик в Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца , Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом, с Чьим Именем связаны такие понятия, как Воля , Власть , Величие и т.п.

И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), - Велес является, прежде всего, Духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, Вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...

">

">">">

Слава Роду! ">">">

">">"> ">">

Велесе-Боже! До ны сниди,

Волотову силу [имярек] дажди! Гой!

">">">">

Тут же кто-нибудь из зрителей непременно вспомнит стародавнюю быль о борцах: дескать, когда-то жил в соседней деревне один мужичок, хилый с виду, но перед каждым поединком ложился он наземь, лицом в снег, и просил Мать Сыру Землю даровать ему хотя бы самую малую толику силушки её необоримой, после чего побеждал любого здоровяка - чем и вызывал ликованье всего честного народа, присутствовавшего на состязании...

Борца-победителя чествуют всем миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» - во славу Могучего Бога, неиссякаемой силы земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри ...

">">

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных телом и духом детей. Перед тем, как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса.

Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами - очами Предков , во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра, во кобны-бубны звонкие свои бия, Вещего Бога воспевая, колославу сию многократно повторяя:

">">

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Веле-Веле-Велесе го-о-ой,

Веле-Веле-Велесе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!

Велесе есе го-о-ой,

Велесе есе гой!..

">">">">">">">">">">

О сию пору Лесной Хозяин поворачивается в берлоге на другой бок, Дева-Весна встречается на пограничье Мироколицы со Старухой-Зимой и даёт ей первый бой (2 лютеня-месяца - на Громницу), а Русско-Славянская Родноверческая Община «Родолюбие» (коя была основана на Велесов день в лето 1998 от н.х.л.) празднует свой день рождения...

">"> ">">">

Слава Роду! ">">

">"> ">">">"> ">">">">">">">">">">

Велесов день и сейчас отмечают сторонники языческой веры, правда современное празднования немного отличается от старославянского.

Старые верования

Вера славян и других древних народов основывалась на незнании природных явлений, которые подкреплялась страхом к божествам. Чтобы получить благосклонность богов и отвести от себя гнев, проводились всевозможные традиции и обряды.

Особое внимание славяне уделяли богу Велесу, которому приписывали следующие качества:

  • покровитель искусства музыки и поэзии;
  • бог торговли;
  • покровитель скота;
  • бог мудрости.

Велеса считали самым могучи божеством, приписывая безграничную власть и силу. Считается, что после путешествия по темным и светлым мирам, Велес обрел великую мудрость. Покровитель искусства воплощался во множестве образов, что позволяло наблюдать за людьми и их деяниями.

Люди верили, что могущество Велеса позволяло завладеть телом и разумом человека. Если под влияния бога попадали трудящиеся и честные люди, Велес старался направить их к успеху и благосостоянию. В то время как для злых и жадных бог мудрости заготавливал наказание свыше.

В ряде исторических источников Велеса преподносят как могущественного и справедливого бога характеризуя благосклонным к людям. Чаще всего покровителя искусства олицетворяли в образе юноши с дудочкой, а также в облике грозного и могучего медведя (ведь на то время косолапый считался бесспорным хозяином лесов).

Известны интересные легенде о загадочном и могущественном боге. Так, в одной из них рассказывается о кровопролитном сражении между полянами и древлянами. Битва «за границу» проходила с неимоверной жестокостью, что даже Перун был не в силах остановить конфликт, пуская молнии на поле брани. Появившийся Велес заиграл на дудочке волшебную мелодию, которая в миг остановила сражение.

Время празднования

Велеса иногда называют Скотьим богом, благодаря его покровительству над живностью. Именно данной силе посвящен Велесов день.

Празднуют в середине зимы - 24 февраля по григорианскому календарю, который применяется на сей день, или 11 февраля по юлианскому, который использовался до конца XVI века. Чтобы знать какого числа празднуют необходимо помнить о разнице исчисления календарей, такие отличия иногда приводят к путанице.

Славяне верили, что в середине зимы Велес ходит по земле играя на дудочке. Мелодия разносится по просторам не давая замерзнуть людям, скоту, а также земле, которая укрыта снежным одеялом.

Основными традициями Велесового дня являлись:

  • Молодые девушки пили густой мед, чтобы коровы были ласковее.
  • Доски для пряжи льна использовались не только по назначению. Поколотив мужа такой доской жена прививала супругу послушность.
  • Приношение в жертву масла изготовленного из коровьего молока.

Основной ритуал

Отдельного внимание заслуживает ритуал «опахивания», который являлся основой всего праздника. Начинался обряд из определения женщин, которые исполняли ключевую роль. Таких женщин называли «повещалками». Стоит отметить, что ритуал исполняли исключительно женское население.

Повещалки ходили по домам и зазывали женщин, при этом строго воспрещая мужчинам выходить из домов. Вооружившись палицами и сковородками девушки следовали к краю села. Выйдя из села повещалка разрывала на себе рубашку и громко и четко произносила слова, которые должны были отпугнуть «коровью смерть». Затем повещалок впрягали в соху и опахивали село 3 и более раз.

Стоит отметить и некую жестокость ритуала. Например, встретить подобное шествие считалось дурной приметой, а женщины с жестокостью избивали людей попавшихся на пути, считая, что в них затаилась коровья смерть. Из-за подобного нередко забивали до смерти.

Еще одно проявление жестокости заключалось в следующем: женщины, которых посчитали виновными или подозревали в злых поступках завязывали в мешок с котом и петухом, затем мешок топили или закапывали. Выбраться из такой ловушки не представлялось возможным.

Завершением ритуала служило «противостояние» Велеса и Марены. Люди призывали Велеса «сбить рог» у зимы. Ряженый в образ Велеса человек исполнял ожидаемое действие. Праздник заканчивался веселыми гуляньями и богатым застольем. Важно, чтобы на столах не было блюд приготовленных из говядины.

Наши дни

Современное социальное строение мира не позволит проводить ритуал Велесового дня полноценно, ведь то что в древние времена могли посчитать за норму (в частности избиение случайно попавшегося человека, или утопление девушек), сейчас несет криминальную ответственность.

На сегодня сторонники язычества придумали как праздновать подобные торжества без горьких последствий для себя и окружающих. Например, организовывают мероприятия, на которых водят хороводы вокруг костра. Можно послушать увлекательные рассказы и теории волхвов о эзотерике. На сценах происходят соревнования поэтов в словесном мастерстве. Образы Велеса используют в музыке: ряд фолк-, рок- и метал-групп посвящают песни покровителю искусства.

Такое времяпровождение на свежем зимнем воздухе пойдет лишь на пользу для здоровья, а также подарит новые незабываемые эмоции.

Славянские язычники отмечают Великий Велесов день (Коровий праздник). Владыка животных является очень мощным и таинственным Богом. Он предстает "крупным рогатым богом скота", богом богатства, счастья, сельского хозяйства и животноводства.

В древние времена праздник приходился на Лютен месяц. В это время природа еще в ледяном сне, но жестокая зима подходит к концу.

И только Велес остается с людьми в этот тяжелый период, не позволяя шаловливым духам играть трюки над людьми и животными. А Марена, богиня зимы гневается на него, пытаясь напустить лихорадку на людей и скот. Природа находится в ледяной дремоте, и только бог Мудрости обходит города и села, чтобы не расстраивались люди.

Этот день является переломным моментом зимнего периода, когда люди ощущают неизбежное приближение весны. Часто можно услышать выражение, что сам Велес «сломал рога» холодной поре. В этот день Владыка всякого живота защищает скот, гонит прочь болезни, и дает силы жить в морозы.

Люди начинают готовиться к празднику накануне. Выливают молоко в специальные кувшины, раскидывают ковры или шкуры животных, на которых ставят высушенные коровьи рога. Ночью волхвы идут к алтарю, чтобы узнать волю Мудрого Бога. Сны, которые приходят в эту ночь пророческие.

Этот день считается хорошим для лечения заболеваний, для изготовления различных оберегов (амулетов), которые символизируют Силу жизни и творческой силы. На праздник готовят ритуальную пищу: кашу с большим количеством масла и пьют мед. Есть говядину в праздник строго запрещено, потому что сам Бог родился на заре мира от небесной коровы. Пища благословляется на алтаре, а затем помещается на стол для общего пира.

В древние времена после шествия состоялся ритуальный бой Велеса и Марена. Под общие ликования Бог животных (одетый в шкуру быка с копьем) "ломал рог" о Марену. А потом начинались игры и люди шли пировать.

Ночью женщины, хранители очага, производили ритуал вспашки. Они делали борозду деревянным плугом вокруг деревни, чтобы защитить ее. Самая старая женщина шла от двери к двери, сообщая об обряде, прося людей не выходить из домов и не смотреть в окно, чтобы избежать большой беды. Женщины мыли и сушили руки, распускали волосы. Мужчины остались в своих домах, глядя на огонь, который символизировал очаг и честную жизнь. После принесенной жертвы для Велеса, большая чашка медовухи переходила от одного человека к другому.

Другим важным моментом праздника является борьба Велеса со священным Медведем. В отличие от воинственных конкурсов, проводимых в День Перуна, поединки на Велесовый день добродушные. Мать-Земля советует человеку не убивать друг друга, а честно трудиться.

Ночь после Великого Велесова дня хороша для зачатия детей, которые будут сильны духом и телом. Перед тем, как лечь спать, женщины чешут волосы своих мужей специальными гребнями, чтобы защитить их от различных болезней и наполнить силой и мудростью Велеса.

По окончании праздника волхвы уходили глубоко в лес, били в ритуальные бубны и пели хвалу Мудрому Богу.

Великий Велесов день

11 лютеня (февраля) Велесов день - середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли - играли,
А с поля шли - скакали».
Славянский народ необычайно уважал ряд великих праздников. Сегодня большинство богов забыты после введения христианской веры или трансформировались в нечто среднее между православными и славянскими праздниками. Но этого нельзя сказать о Великом Велесовом дне, отмечаемом многими славянами и в наше время 11 февраля. Считается, что 11 февраля Велес гуляет по постепенно просыпающимся от зимнего сна горам и игрой на дудочке не дает предаться зимнему сну людям. Славянский народ очень уважал этого славянского бога, ведь он побывал во множестве темных и светлых миров великой вселенной.
История праздника
Во многих изданиях Велес является Светлым богом, рожденным великими Темными богами Нави. В его появлении скрывается важнейшая тайна его главного предназначения в этом мире, известная лишь прародителю Велеса Роду. Из всех богов, почитаемых славянами, он единственный является одновременно чужим и своим, выступая сыном довольно странного существа из другой вселенной, отдаленно напоминающего корову. Эта богиня-корова именуется Земнун.
Все люди, знающие отдаленно о славянских богах, могут назвать несколько великих и могучих божеств, одним из которых обязательно выступает Велес. Тем не менее, довольно мало людей знают о таком великом празднике, как Велесов День.
Власть Велеса является практически неограниченной. Он покровительствует певцам, поэтам и великим колдунам. Также Велеса считают Скотьим богом, так как родила его богиня-корова Земнун. Считается, что этот бог часто представал перед народом в обличии огромного дикого медведя, являвшегося в то время бесспорным хозяином леса. По этой причине знаком Велеса долгое время считалась лапа медведя, изображаемая на различных талисманах, рукоятях кинжалов и прочей мистической атрибутике.
Велесов День, празднуемый славянами 11 февраля, называется также Днем Зимнего Велеса, Велеса Сивого Яра. В начале февраля он сшибал «рога» Зимы. Упоминание рог в этом поверье неслучайно. Являясь богом скота, Велес управлял всем животным миром, разные элементы которого приписывали людям и событиям и сезонам. Считалось, что 11 февраля таинственный бог Велес бродит по полянам, горам и лугам, и играет на волшебной дудке, звуки которой согревают и не дают замерзнуть уязвимой природе, живородящей Земле и всем людям. Также почитается мудрость этого бога. Согласно легенде именно в этот февральский день он посетил множество светлых и темных миров, где приобрел не только величайшую мудрость, но и могущество. Считается, что именно Велес сделал известными для людей сакральные законы создания мира, а также пролил свет на тайну зарождения жизни на земле и способности вселенной развиваться.