Он получил хорошее греческое образование будучи заложником. Система образования в греции

Перевод для – Светлана Бодрик

Шизофрения – тяжелое психическое заболевание, симптомами которого могут быть неадекватное социальное поведение, слуховые галлюцинации и характерные расстройства восприятия реальности. Оно часто сопровождается другими, менее серьезными психическими расстройствами, такими как депрессия и тревога.

Само собой разумеется, что люди, страдающие шизофренией, обычно оказываются неспособными работать или поддерживать отношения с другими людьми. 50% людей с диагнозом шизофрения также злоупотребляют алкоголем или наркотиками, стараясь таким образом справиться с болезнью.

Но есть и другие люди, которые ищут утешение не в наркотиках и спиртных напитках, а в искусстве.

Представленные здесь рисунки были созданы людьми, страдающими шизофренией. Глядя на некоторые из них, обычный человек может испытывать чувство тревоги, а для создателей эти работы помогают сделать видимым то, что их волнует, терзает, не дает покоя. Стремление к рисованию – это попытки оформить и упорядочить свой внутренний мир.

«Электричество заставляет вас парить» – рисунок Карен Блер, страдающей шизофренией.

Обратите внимание на разнообразие настроений, которое отобразилось на лицах существ-наростов на голове этого человека – наглядный пример того, в каком смятении может пребывать больной шизофренией.

Эти две фотографии были сделаны неизвестным художником-шизофреником, который пытался запечатлеть гнетущий кошмар своих мыслей.

Это сложный рисунок с нагромождением лиц был сделан художником Эдмундом Moнселем в начале 1900-х годов. Как полагают, он был шизофреником.

Этот рисунок был найден в старо й психиатрической больнице , его создатель страдал параноидной шизофренией.

Так Эрик Бауман изобразил свой гнусный недуг.

В 1950 году Чарльз Штеффен, находясь на лечении в психиатрической больнице, рьяно занялся искусством, рисуя даже на оберточной бумаге. Его рисунки указывают на то, что он, видимо, был одержим идеей перевоплощения.

Этот художник страдает редкой параноидной шизофренией, болезнь вызывает у него визуальные галлюцинации. На рисунке одно из его видений – фигура под названием «Дряхлость».

Жутко, странно, но, вероятно, это точное изображение того, что чувствует больной шизофренией.

Этот рисунок под названием «Сущность мании» изображает шизофрению как призрачную угрозу.

«Безумные» рисунки и картины Карен Мэй Соренсен, страдающей шизофренией, недавно стали доступны для просмотра огромному количеству людей, т.к. она разместила их в своем блоге.

Кошки Луи Уэйна – рисунки, относящиеся к началу 1900-х годов. Работы художника в период болезни видоизменялись, но тематика оставалась прежней. Серию из фракталоподобных кошек Луиса часто используют в качестве динамической иллюстрации изменения характера творчества в процессе развития шизофрении.

Рисунок Джофра Драака.

На этой картине художник воплощает в образ слуховые галлюцинации, связанные с этим заболеванием.

Этот больной художник чувствует так, словно он сам для себя является ловушкой.

Джофра Драак нарисовал это в 1967 году. Так с точки зрения больного шизофренией выглядит ад, описанный в произведении Данте.

Возможно, мы никогда не узнаем, что происходит в сознании тех, кто страдает шизофренией. Дальше всего в понимании этого мы можем продвинуться, когда знакомимся вот с такого рода искусством. Большинство этих рисунков и картин могут показаться нам страшными и наполненными негативом, но для самого художника положительным моментом является то, что он нашел способ избавиться от этого негатива, выплеснув свои тревоги и страхи на бумагу.

Перед вами рисунки 18-летней девушки по имени Кейт, которой год назад поставили страшный диагноз - шизофрения. Она видит странные галлюцинации, которые потом рисует, чтобы попробовать разобраться со своими мыслями. Кейт решила показать всем, с чем ей приходится жить и сопроводила свои рисунки пояснительными комментариями.

"На протяжении многих лет мне ставили несколько диагнозов. В 17 лет, наконец, был поставлен диагноз шизофрении, когда мои родители поняли, что мое психическое здоровье ухудшается".

"Я рисую много своих галлюцинаций, так как рисунок помогает мне справиться с этим".

"Неодушевленные предметы будут выглядеть как картина Ван Гога: извращенные и резкие".

"Это птичка, она поет мне".

"Это цитата художника по имени Джори, и это было то, что говорило со мной. Моя депрессия заставляет меня чувствовать себя никчемной, как муха. Эти иллюстрации отражают мою болезнь".

"Этот человек выползает из вентиляционного отверстия в моем потолке и производит щелканье, или я вижу, как он выползает из-под предметов".

"Это автопортрет".

"Вот пример из бестелесных глаз, которые я вижу. Они появляются в курганах или на моих стенах или полах. Они деформируются и двигаются".

"Моя самооценка находится на самом низком уровне, и я чувствую себя незначительной. Мне всегда хотелось бы превратиться в «красивого» человека".

"Организация, общение, паранойя, депрессия, беспокойство и управление моими эмоциями – они ведут большую борьбу за меня".

"То, с чем я живу, нелегко, и это может быть изнурительным, но я не живу на улицах, крича о похищениях инопланетян.Это не значит, что нет таких людей - есть. Тем не менее, есть такие же люди, как я, которые просто сидят дома, запертые в своей комнате. Это спектр симптомов с различной степенью тяжести. Опыт каждого человека уникален".

Изобразительное творчество - один из самых ранних и древних видов искусства, способов самовыражения человека. Живопись помогает нам проникнуть в мир мыслей, чувств и образов личности художника. Поэтому возможности рисунка используются врачами при работе с больными шизофренией и другими душевными болезнями.

Шизофрения – сложное и до сих пор малоизученное заболевание. Медикам необходимо много времени, чтобы правильно его диагностировать, для этого собирается большой объем информации о больном. И конечно, определить такое заболевание только по рисункам нельзя.

Однако они могут послужить отправной точкой, сигналом для близких людей обратить внимание на развивающуюся душевную болезнь ребенка, родственника или друга.

Особенно к творчеству нужно присмотреться внимательно, если человек демонстрирует другие признаки нарушений психики: склонен к депрессиям, уходу в себя, одержим бредовыми идеями, сообщает о странных явлениях, которые не существуют в реальности (галлюцинации) и т. д. Рисунки больных шизофренией людей обычно имеют ряд отличий и характерных особенностей.

Ни в коем случае нельзя заниматься самодиагностикой и тем более закрывать глаза на признаки душевного расстройства у вашего близкого человека. Помните, что сами они воспринимают проявления болезни просто как особенности личности, и зачастую только близкие люди могут убедить их обратиться к врачу.

Когда недуг точно установлен, именно рисунок часто помогает психиатрам отследить динамику развития патологии, внутреннее состояние пациента, особенно когда он недоступен для продуктивного контакта. Картины шизофреников с описанием истории болезни автора обычно есть в любом пособии по психиатрии.

Чем отличаются рисунки душевнобольных и здоровых людей

Живопись душевнобольного – это отображение его психического состояния на текущий момент, «слепок» его сложного мира бредовых идей, галлюцинаций, попытка осознания себя и своего места в мире.

Психиатры выделяют характерные именно для шизофреников черты и особенности, четко видные в их изобразительном творчестве. У врачей даже существует классификация картин психически больных по основным признакам:

  1. С проявлением стереотипии.
  2. С расщеплением, разрывом ассоциативных связей.
  3. С невыявленными (невыясненными) формами.
  4. Символические.

Стереотипия в рисунке

Больные шизофренией в течение очень длительного промежутка времени могут рисовать одни и те же фигуры, контуры, предметы, символы или знаки. Каждый раз получается некий стереотипный набросок. Это проявляется также в одинаковой манере исполнения и цветовой гамме.

В период обострения психотических симптомов стереотипность рисунков пациента обычно возрастает, но вновь становится более слабовыраженной в периоды ремиссии. Например, пациентка, поглощенная идеей своих взаимоотношений с мужчинами, часто изображала людей и фаллические символы в виде гор, столбов, иных вытянутых предметов. Повторяемость сюжета прослеживалась из работы в работу.

Тематика картинок будет отражать ту самую сокровенную и больную проблему взаимоотношений с миром: конфликты с людьми, галлюцинаторные видения, бредовые идеи.

В отличие от здорового человека, увлеченно рисующего в одном жанре – например, портреты, пейзажи, морскую тематику и т. д. – рисунки шизофреников обязательно будут демонстрировать и другие яркие черты, характерные для живописи именно душевнобольных людей.

На фото, рисунки больного шизофренией. Повторяющийся стереотипный образ, названный им «лимонная птица». Можно проследить характерные черты творчества душевнобольного: символизм, орнаментализм в исполнении, рисовка штрихом и т. д.

Рисунки с разрывом ассоциативных связей, расщеплением

Эффект расщепления, разрыва ярко проявляется в специфической фрагментарности художественного творчества больных шизофренией. Части тела или другого объекта изображаются отдельно друг от друга, могут разделяться линиями или даже предметами.

Здоровые дети рисуют всю кошку целиком, ребенок-шизофреник может изобразить ее отдельные «части» либо в разных углах листа, либо даже на отдельных страницах. Изображая дом, шизофреник рисует крышу, фасад и окна отдельными, не связанными друг с другом частями и т. д.

Как вариант, отдельный фрагмент или любая малозначимая деталь будет главным объектом изображения, что также не характерно для творчества психически уравновешенных людей. Например, больной, отображая себя, рисует одну-единственную загогулину-морщину на лбу («это мои мысли», «это я – печальный»).

Рисунки с невыясненными (невыявленными) формами

Так называют изобразительные работы, состоящие из разнообразных деталей, не связанных между собой. Эти изображения незакончены, объекты на них неясно очерчены, преобладают штрихи неопределенной формы. Например, животные, нарисованные шизофрениками, будут иметь странный вид и форму, которые не встречаются в реальной жизни. Также они видят предметы, людей, события.

Символические рисунки

В символических набросках свои мысли, чувства больные проявляют не прямо, а образами – символами, понять которые можно лишь с помощью самого пациента. Изображения словно зашифровываются душевнобольными, и шифр этот не только неясен окружающим, но зачастую непонятен и самому художнику.

Одновременно для картин шизофреников свойственны:

  • орнаментализм, частое использование симметричных образов;
  • отсутствие логики, сочетание несовместимого;
  • незаконченность, отсутствие целостности композиции;
  • отсутствие пустых мест;
  • рисовка штрихом;
  • неподвижность образов (отсутствует движение);
  • слишком тщательная прорисовка самых мелких деталей.

Обратите внимание! В сравнении с живописью здоровых людей, творчество шизофреников наглядно демонстрирует картину душевной скомканности, разорванности, расщепления сознания, свойственных патологии. Особенно это будет заметно в процессе ухудшения психического состояния. Творчество здорового человека будет отличать, наоборот, целостность композиции, связанность и логичность деталей, разнообразие цветовой гаммы.

Больше работ людей, больных шизофренией, можно посмотреть в видеоматериале:

Картины знаменитых шизофреников

Безусловно, для самого человека болезнь разума – тяжкое испытание. Однако, существует довольно распространенное мнение, что талант и психическая болезнь часто идут рука об руку. Нетривиальный взгляд на жизнь через призму, казалось бы, дефекта сознания подарил миру картины художников-шизофреников, признаваемых гениальными. Считается, что этим недугом страдали Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Сальвадор Дали.

С точки зрения отображения развития болезни, в творчестве особый интерес представляют работы английского художника Луиса Уэйна (1860–1939). Всю свою жизнь Уэйн рисовал исключительно кошек, которые были абсолютно очеловечены в его живописи.

Художник создал целый кошачий мир. Они передвигаются на задних лапах, носят одежду, создают семьи, живут в человеческих домах. Его работы были очень популярны уже при его жизни. Забавные «кошачьи» картинки печатались, в основном, на открытках, которые хорошо раскупались.

Луис Уэйн страдал от шизофрении, которая не сильно затронула его первые работы. Но в последние годы жизни болезнь все больше овладевала им, и он даже был помещен в психиатрическую лечебницу.

Сюжет его картин остался неизменным – кошки, но вот сами картины постепенно утрачивают композицию, связанность, богатство смыслов. Все это вытесняет орнаментализм, сложные абстрактные узоры – черты, отличающие картины шизофреников.

Работы Луиса Уэйна часто публикуют в учебниках по психиатрии как раз в качестве яркого примера изменения живописи под влиянием развития болезни сознания.

Вывод

Изобразительное наследие гениев, больных шизофренией, бесценно. Однако, вопреки распространенному мнению о массовой гениальности шизофреников, стоит отметить, что возможный всплеск творческого потенциала приходится на первые, щадящие этапы болезни. Впоследствии, особенно после приступа психоза и под влиянием деградации психики, человек нередко теряет способность к продуктивному творчеству.

О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла Клодель, вспоминается легко. А кому из российских деятелей искусства был поставлен тот же печальный диагноз? Нет, это не Кандинский или Филонов, гипнотизирующие своей живописью, а художники, чьи полотна подчас были вполне реалистичны. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

МИХАИЛ ТИХОНОВИЧ ТИХОНОВ (1789–1862)

ЯКОВ МАКСИМОВИЧ АНДРЕЕВИЧ (1801–1840)

Дворянин Полтавской губернии и художник-любитель, Андреевич был членом Общества соединенных славян и одним из самых активных декабристов. Во время восстания 1825 года служил при Киевском арсенале. Арестовали его в январе следующего года, и при разборе дела выяснилось, что он призывал к цареубийству, поднимал воинские части на восстание и так далее. Осудили Андреевича в числе самых опасных заговорщиков, по I разряду, приговорив к 20 годам каторжных работ. Блестящего поручика отправили в Сибирь, где со временем он сошел с ума, и через 13 лет ссылки умер в местной больнице - видимо, от цинги. Работ его сохранилось крайне мало.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ (1806–1858)

Будущий автор «Явления Христа народу» прибыл в Италию 24-летним молодым человеком, выигравшим пенсионерскую поездку. В этих теплых краях он остался почти на всю свою жизнь, постоянно сопротивляясь приказам о возвращении. Больше 20 лет он упорно писал свое полотно, жил замкнуто, вел себя мрачно.

Среди русской диаспоры циркулировали слухи о его душевном нездоровье. Гоголь писал: «Угодно было некоторым провозгласить его сумасшедшим и распустить этот слух таким образом, чтобы он собственными ушами на всяком шагу мог его слышать». Друзья художника защищали его, утверждали, что это клевета. Например, граф Федор Толстой сообщал в своем рапорте, что художник Лев Киль после приезда императора в Италию «употребил все интриги, чтоб не допустить государя по мастерским наших художников, а особливо Иванова не терпит и выставляет сумасшедшим мистиком и успел уже надуть это в уши Орлова, Адлерберга и нашего посланника, с которым до гадости подличает, как везде и у всех».

Однако поведение Иванова ясно свидетельствует, что эти слухи все-таки имели под собой почву. Так, Александр Тургенев описал гнетущую сцену, когда вместе с Василием Боткиным они позвали как-то художника на обед.

«- Нет-с, нет-с, - твердил он, всё более бледнея и теряясь. - Я не пойду; там меня отравят. <…> Лицо Иванова приняло странное выражение, глаза его блуждали...
Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих. <…>
- Вы итальянцев еще не знаете; это ужасный народ-с, и на это преловкие-с. Возьмет да из-за бортища фрака - вот эдаким манером щепотку бросит... и никто не заметит! Да меня везде отравливали, куда я ни ездил».

Иванов явно страдал манией преследования. Биограф художника Анна Цомакион пишет, что свойственная ему и раньше мнительность постепенно разрослась до угрожающих размеров: боясь отравы, он избегал обедать не только в ресторанах, но и у знакомых. Иванов готовил себе сам, брал воду из фонтана и порой питался одним хлебом и яйцами. Частые жестокие боли в желудке, причины которых он не знал, внушали ему уверенность в том, что кому-то периодически удается подсыпать ему яд.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ (1808–1859)

Бывший иконописец, которого подобрал Венецианов и научил реалистической живописи, позже поступил в Академию художеств и получил золотую медаль. Из пенсионерской поездки в Италию он вернулся в 1843 году на грани нервного срыва, как говорят - из-за несчастной любви к итальянке-натурщице. И на следующий год попал в петербургскую психиатрическую больницу. Там его сумели привести в относительный порядок. Следующие несколько лет он провел на родине, в Бежецке, а потом снова работал в Петербурге. Скончался Тыранов от туберкулеза в 51 год.

ПИМЕН НИКИТИЧ ОРЛОВ (1812–1865)

Любители русского искусства XIX века помнят Пимена Орлова как неплохого портретиста, работавшего в манере Брюллова . Он успешно закончил Академию художеств и выиграл пенсионерскую поездку в Италию, куда и уехал в 1841 году. Ему неоднократно приказывали вернуться на родину, но Орлову прекрасно жилось в Риме. В 1862 году 50-летний Орлов, к тому моменту академик портретной живописи, заболел нервным расстройством. Русская миссия устроила его в лечебницу для душевнобольных в Риме. Через три года он умер в Риме.

ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРОКА (1823–1864)

Крепостной художник оказался одним из самых талантливых учеников частной школы Венецианова . Но его владелец, в отличие от хозяев многих других венециановцев, отказался дать Сороке свободу, заставлял его работать садовником и ограничивал как мог. В 1861 году художник наконец получил вольную - от Александра II Освободителя , заодно со всей страной. На воле Сорока защищал свою общину, сочиняя жалобы на бывшего барина. Во время одного из конфликтов 41-летний художник был вызван в волостное правление, которое его приговорило «за грубости и ложные слухи» к трехдневному аресту. Но по болезни Сороку отпустили. Вечером он отправился в горшечный сарай, где повесился. Как написано в протоколе - «от неумеренного пьянства и произшедшей от того грусти и с помешательством рассудка вследствие нажитого дела».

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВИЧ ЧЕРНЫШЕВ (1824–1863)

В 29 лет этот выходец из «солдатских детей» получил Большую золотую медаль и отправился на пенсию Академии художеств в Италию. Там проявились первые симптомы его болезни, которую в XIX веке называли размягчением мозга. Его нервное расстройство сопровождалось болезнью глаз, ревматическими болями, ухудшением зрения и, конечно, депрессией. Чернышев пытался лечиться в Австрии, Франции и Швейцарии, но положение его только ухудшалось. Через семь лет после отъезда он вернулся в Россию, причем его успехи все-таки были так велики, что Чернышев получил звание академика. Но деградация продолжалась, и в итоге его поместили в заведение Штейна для душевнобольных, где он умер через три года после возвращения в 39-летнем возрасте.

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ (1815–1852)

Когда автору «Сватовства майора» и других хрестоматийных полотен исполнилось 35 лет, его состояние духа начало стремительно ухудшаться. Если раньше он писал сатирические картины, то теперь они стали депрессивными, полными ощущения бессмысленности жизни. Бедность и тяжелая работа при недостатке света привели к ухудшению зрения и частым головным болям.

Весной 1852 года началось острое психическое расстройство. Современник пишет: «Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него». Затем Федотов придумал себе какую-то свадьбу и стал транжирить деньги, готовясь к ней, зашел ко множеству знакомых и в каждой семье посватался. Вскоре Академию художеств известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Его поместили в частное заведение для страждущих душевными болезнями венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, где он бился об стену головой, а лечение заключалось в том, что его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить. У Федотова были галлюцинации и бред, состояние его ухудшилось.

Больного перевели в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Его друг писал, что там «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетами и находится в положении безнадежном». Умер Федотов в том же году от плеврита. Наш современник психиатр Александр Шувалов предполагает, что художник страдал шизофренией с синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими включениями.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ (1856–1910)

Первые симптомы болезни появились у Врубеля в 42 года. Постепенно художник становился все более раздражительным, буйным и многословным. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре Врубель был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. В клинике он с перерывами провел последние восемь лет жизни, за два года до смерти полностью ослепнув. Умер он в 54 года, нарочно простудившись.

АННА СЕМЕНОВНА ГОЛУБКИНА (1864–1927)

Самая знаменитая из женщин-скульпторов Российской империи во время учебы в Париже дважды пыталась покончить с собой из-за несчастной любви. На родину она вернулась в глубокой депрессии, и ее сразу положили в психиатрическую клинику профессора Корсакова. Она пришла в себя, но в течение жизни с ней случались приступы необъяснимой тоски. Во время революции 1905 года она бросалась на сбрую коней казаков, пытаясь остановить разгон толпы. Ее привлекли к суду как революционерку, но отпустили как душевнобольную. В 1907 году Голубкину приговорили было к году в крепости за распространение революционной литературы, но из-за психического состояния дело было опять прекращено. В 1915 году тяжелый приступ депрессии снова уложил ее в клинику, и несколько лет она не могла творить из-за своего душевного состояния. Дожила Голубкина до 63 лет.

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ МЯСОЕДОВ (1881–1953)

Сын известного передвижника Григория Мясоедова также стал художником. Во время Гражданской войны он воевал на стороне белых, затем оказался в Берлине. Там он применил свои художественные навыки для выживания - стал подделывать доллары и фунты, чему он научился еще в армии Деникина. В 1923 году Мясоедов был арестован и осужден на три года, в 1933 году он снова попался на фальшивомонетничестве и сел в тюрьму на год.

В 1938 году мы видим его уже при дворе княжества Лихтенштейн, где Мясоедов становится придворным художником, портретирует князя и его семью, а также делает эскизы почтовых марок. Однако в княжестве он жил и работал по фальшивому чехословацкому паспорту на имя Евгения Зотова, что в итоге выяснилось и привело к неприятностям. Его жена, итальянская танцовщица и циркачка, на которой он женился еще в 1912 году, оставалась с ним все эти годы, помогая переживать неприятности и сбывать подделки.

До этого в Брюсселе Мясоедов написал портрет Муссолини, во время войны он тоже был связан с нацистами, в том числе из власовцев (немцев интересовало его умение подделывать деньги союзников). Советский Союз потребовал у Лихтенштейна выдать коллаборационистов, однако княжество отказало. В 1953 году супруги по совету экс-командующего РНА германского вермахта Бориса Смысловского решают переехать в Аргентину, где через три месяца 71-летний Мясоедов умирает от рака печени. Художник страдал тяжелой формой депрессивного расстройства, что видно по картинам его последнего периода, полным пессимизма и разочарования, например по циклу «исторических кошмаров».

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ (1891–1967)

ХХ век - это время, когда появляются художники, которые не сошли с ума, а, наоборот, стали художниками, будучи уже сумасшедшими. Интерес к примитивизму, «искусству аутсайдеров» (арт-брют) создает им большую популярность. Один из них - Лобанов. В семь лет он переболел менингитом и стал глухонемым. В 23 года попал в первую психиатрическую больницу, через шесть лет - в больницу «Афонино», откуда не выходил до конца жизни. В «Афонино» благодаря руководству психиатра Владимира Гаврилова, который верил в арт-терапию, Лобанов начал рисовать. В 1990-е годы его наивные произведения, выполненные пастой от шариковой ручки, стали выставлять, и он приобрел большую известность.

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1934–1998)

Один из самых запоминающихся представителей советского нонконформизма в 16 лет почти лишился зрения. Потом началась шизофрения: с юности Яковлев наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы. Зрение у него сохранилось, но из-за искривления роговицы Яковлев видел мир по-своему - с примитивными контурами и яркими красками. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение - что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

Болгария (болг. България), официально - Республика Болгария (болг. Република България) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22 % его площади. Страна получила название по этнониму народа - болгары.

С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией - на западе и с Румынией - на севере.

Общая протяжённость границ составляет 2245 км, из них 1181 км - по суше, 686 км - по рекам и 378 км - по морю. Протяжённость автомобильных дорог - 36 720 км, железнодорожной сети - 4 300 км.

История

Самым древним населением современной территории Болгарии, о котором имеются достоверные сведения, были фракийцы, индоевропейские племена, жившие здесь как минимум с I тысячелетия до н. э. К I веку до н. э. фракийские земли вошли в состав Римской империи и были поделены между провинциями Фракия и Мёзия. Одновременно на берегу возникли греческие колонии, от которых фракийцы в результате переняли греческий язык. После раздела Римской империи в 395 году на Западную и Восточную обе провинции перешли в Восточную Римскую Империю. C VII века н. э., в результате Великого переселения народов, на Балканском полуострове начали селиться южные славяне, постепенно ассимилировавшие остатки фракийцев.

Первым государством болгар, о котором сохранились точные исторические сведения, была Великая Болгария, государство, объединявшее племена протоболгар и просуществовавшее в причерноморских и азовских степях в течение всего несколько десятилетий. Столицей государства был город Фанагория, а его основателем и правителем был хан Кубрат. Подданными государства являлись разные племена тюркоязычных древних болгар.

Первое Болгарское царство

После смерти Кубрата государство распалось и сыновья хана, каждый со своим племенем, откочевали в разные направления. Кубрат умер в 665 году, а наступление хазар началось еще до его смерти. Существует легенда, что перед смертью Кубрат завещал своим сыновьям быть едиными, как пучок стрел, однако превосходство хазар было так велико, что раздел Великой Болгарии был предрешен еще до смерти Кубрата. Еще одна путаница возникает по вопросу, сколько лет длилось переселение болгаров под предводительством Аспаруха. Битва с Византией произошла в 680 году, а от столицы Великой Болгарии, Фанагории, которая находилась на Таманском полустрове Крыма, до устья Дуная всего несколько сот километров. Кроме того, болгары совершали несколько рейдов на Балканы в 6-ом и начале 7-ого века, так что Балканы им были хорошо знакомы. Скорее всего, Аспарух долгое время обдумывал куда идти среди враждебных народов - эту версию невозможно доказать, ввиду отсутствия источников того времени. Болгары знали, что на территории Византии севернее Балканских гор славянские племена были многочисленны, но ввиду своей разрозненности не могли противостоять хорошо организованным византиским войскам. У славян не было конных войск, ополчение состояло только из пехоты. Болгары, как часть гуннского вторжения в Европу, имели одну из лучших конниц того времени - как и у монголов, среди болгаров «джигитовка» начиналась в возрасте 3-4 лет от роду. На территории нынешней северной Болгарии существовал союз Семи славянских племен - от реки Тимок на запад, Балканские горы на юг, Черное море на восток и Дунай на север - это были те славянские племени, с которым Аспарух заключил союз. Союз этот был взаимовыгодным - кажется невероятной легенда, что славяне встретили хлебом и солью воинственное племя всадников с хорошей государственной организацией. Вплоть до крещения Болгарии в 863 году болгары составляли аристократию и верховенство армии, лишь затем после длительного периода образовался единный болгарский этнос. Один из сыновей Кубрата - Аспарух, со своим племенем занял земли за рекой Днестр на северо-западном побережье Чёрного моря. Там он вошёл в союзные отношения с местными славянскими племенами и в 681 году основал Болгарское государство, так называемое Первое Болгарское царство. Официальной точкой отсчета существования Первого Болгарского Царства является подписание договора болгар с Византией после военного поражения последней в устье Дуная, по которому Византия обязалась платить болгарам дань. Столицей государства стал город Плиска. В состав государства вошли протоболгары, славяне и небольшая часть местных фракийцев. Впоследствии эти этносы образовали народ славянских болгар, получивших название по стране и говоривших на языке, от которого произошёл современный болгарский. В начале IX века территория государства существенно расширилась за счёт завоёванного Аварского каганата.

Первое Болгарское Царство при Симеоне I

До 865 года правители Болгарии носили титул хана; при царе Борисе страна официально приняла христианство (от Византии, по восточному обряду), и правители стали носить титул князя, а затем царя. При царе Симеоне государство достигло своего геополитического апогея и включало территории современных Болгарии, Румынии, Македонии, Сербии, восточную часть современной Венгрии, а также южной Албании, континентальную часть Греции, юго-западную часть Украины и почти всю территорию европейской Турции. Столицей стал Преслав, в противовес бывшей языческой столице. При Симеоне Болгарское государство также пережило небывалый культурный расцвет, начавшийся с создания письменности Кириллом и Мефодием, был создан огромный корпус средневековой болгарской литературы.

Практически всю историю своего существования царство вынуждено было воевать с Византией. После удачных войн и завоеваний амбиции образованного Симеона возросли настолько, что он считал, что должен стать императором Византии, покорив её, а также добивался международного признания статуса империи (царства) для своего государства и независимой церкви. Его мечты осуществились частично при правлении его сына, однако Симеон ошибся, назначив своим наследником своего второго сына - Петра I, считавшего, что его призвание - быть монахом, а не царем. В конце правления Петра империя болгар стала крушится под ударами Византии и венгров, а финальным ударом стал поход киевского князя Святослава, который при помощи не очень большого войска на время захватил столицу и часть территории. Будущий царь и полководец Самуил успел вернуть большую часть территории империи, однако была утеряны столица и фракийские территории, составлявшие «сердце страны», а также северо-западные территории, доставшиеся мадьярам. В 1018 году после смерти Самуила Болгария была завоёвана Византией и прекратила своё существование почти на два века. С 1018 по 1187 годы территория Болгарии являлась провинцией Византии, хотя была подтверждена автономия болгарская церковь (Охридского архиепископа). Страна пережила за это время два неудачных восстания, Петра Деляна и Константина Бодина. В XI веке Болгарии в составе Византии последовательно угрожали норманны (варяги), печенеги и венгры. В 1185-1187 годах восстание под предводительством братьев Ивана Асеня и Петра привело к освобождению страны от византийского правления и установлению Второго Болгарского царства.

Второе Болгарское царство

Боляры рода Асен, жившие в Тырново, в 1185 году отправили посольство к византийскому имератору Исааку Ангелу с просьбой потвердить их владения. Высокомерный отказ и избиение посольства стали сигналом к восстанию. За короткое время восстание охватило территорию от Балканских гор до Дуная. С этих пор начался и союз болгаров с половцами, известными в Болгарии как куманы - половцы неоднократно воевали рядом с болгарами против византийцев.

Второе Болгарское царство существовало с 1187 по 1396, новой столицей стал город Тырново. В 1197 году Асен I был убит мятежным болярином Иванко, который перешел на сторону Византии. Петр, средний из братьев, тоже пал от руки убийц. В южной Болгарии существовали два независимых государства - во главе с воеводой Добромиром Хризом в нынешнем городе Мелнике, и деспотом Славом в Родопах, его крепость Цепина ныне не существует. Став царём в 1197 году, Калоян жёстко подавил оппозицию и начал быстрое расширение Болгарии. Последний очаг Византии в северной Болгарии, Варна - тогда Одессос, была взята штурмом 24 марта 1201 года, в пасхальное воскресенье. Весь византийский гарнизон был перебит и похоронен в рвах крепости. Калоян, который во время царствования своего брата Асена I был заложником в Констанинополе, получил хорошее греческое образование. Тем не менее, он получил прозвище «Ромеоубийца». Воспользовавшись разгромом Византии крестоносцами, он нанёс несколько крупных поражений Латинской империи, разгромив войска IV Крестового похода, и распространил своё влияние на большую часть Балканского полуострова. После взятия Констанинополя войсками четвертого крестого похода, Калоян начал переписку с паппой Инокентием, и получил от него титул «император». В 1205 году, вскоре после разгрома крестоносцев, болгарские войска подавили византийское восстание в городе Пловдив - предводитель восстания Алексей Аспиета был повешен головой вниз.

После смерти Калояна Болгария потеряла существенную часть территории, но затем достигла наивысшего могущества при царе Иване Асене II (1218-1241), который контролировал практически весь Балканский полуостров. В 1235 году был восстановлен болгарский патриархат, но всё свое правление Иван Асень II поддерживал отношения с католическими странами. В последний год своего правления победил пришедших из Венгрии монголов.

Второе Болгарское царство при Иване Асене II

После смерти Ивана Асеня II государство стало ослабевать. Монголы всё-таки разорили его в 1242 году, и Болгария вынуждена была платить им дань. В XIII веке Болгария снова потеряла большую часть своих территорий, перешедших к Венгрии и наследникам Византии, а также утратила контроль над Валахией. Династия Асеней прервалась в 1280 году. Царь Феодор Святослав из следующей династии, Тертеров, в 1300 году подписал соглашение с татарами, по которому получил Бессарабию и перестал платить дань. В 1322 году он же подписал договор с Византией, закончивший долгий период войн.

Дальнейшая история Болгарии представляет собой постоянные войны с Венгрией и Сербией. Краткий период расцвета приходится на начало правления царя Иоанна-Александра (1331-1371), когда Болгария смогла победить сербов и установить контроль над Родопами и побережьем Чёрного моря. На это время также приходится подъём культуры, получивший название «второго золотого века».

В 1353 году в Европу переправились турки, взявшие в 1362 году Пловдив, в 1382 - Софию, а в 1393, после трёхмесячной осады, - Велико-Тырново. После смерти Иоанна-Александра Болгария распалась на два государства - со столицами в Видине и Велико-Тырново - и не смогла оказать османам никакого сопротивления. Последний город Тырновского царства, Никопол, был взят турками в 1395 году, а Видинское царство - в 1396 году. Второе Болгарское царство прекратило своё существование.

Экономика Второго Болгарского царства была основана на сельском хозяйстве (Дунайская равнина и Фракия) и добыче руды и выплавке железа. В Болгарии была также развита золотодобыча.

Османское господство

В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. Сначала она находилась в вассальной зависимости, а в 1396 году султан Баязид I аннексировал её после победы над крестоносцами в битве при Никополе. Результатом пятисотлетнего турецкого правления было полное разорение страны, уничтожение городов, в частности, крепостей, и уменьшение населения. Уже в XV веке все болгарские органы власти уровнем выше коммунального (сёл и городов) были распущены. Болгарская церковь потеряла самостоятельность и была подчинена константинопольскому патриарху.

Земля формально принадлежала султану как представителю Аллаха на земле, но реально её получали в пользование сипахи, которые должны были выставлять конницу в военное время по приказу султана. Количество войска было пропорционально размеру земельного владения. Для болгарских крестьян эта система феодального землевладения сначала была легче, чем старая феодальная болгарская, но турецкая власть была глубоко враждебна ко всем христианам. Несмотря на то, что те крестьяне, которые жили на земле, принадлежавшей исламским религиозным учреждениям - вакиф - обладали некоторыми привилегиями, все болгары были в бесправном статусе - т. н. «рая» (тур. стада). Османы пытались обратить все население насильственно в ислам, хотя все христиане, включая живших на землях вакиф, платили больше налогов, чем мусульмане, не имели права на ношение оружия, и к ним применялись многие другие дискриминационные меры по сравнению с мусульманами. Большинство болгар остались христианами, обратившиеся насильственно в ислам болгары - т. н. помаки, в основном в Родопах, сохранили болгарский язык и многие традиции.

Болгары сопротивлялись и поднимали многочисленные восстания против Османской империи, наиболее известные из которых восстание Константина и Фружина (1408-1413), Первое Тырновское восстание (1598), Второе Тырновское восстание (1686), восстание Карпоша (1689). Все они были подавлены.

В XVII веке султанская власть, а вместе с ней и установленные османами институты, в том числе землевладения, начали ослабевать, а в XVIII веке вошли в кризис. Это привело к усилению местных властей, иногда устанавливавших очень жёсткие законы на принадлежащим им землям. В конце XVIII и начале XIX века Болгария фактически впала в анархию. Этот период известен в истории страны как курджалийство по бандам курджали, терроризировавшим страну. Многие крестьяне бежали из сельской местности в города, некоторые эмигрировали, в том числе на юг России.

Одновременно XVIII век был ознаменован началом Болгарского возрождения, связанного в первую очередь с именами Паисия Хилендарского, написавшего болгарскую историю в 1762 году, и Софрония Врачанского и с национально-освободительной революции. Этот период продолжался до получения Болгарией независимости в 1878 году.

Болгары были признаны отдельной национально-конфессиональной группой в империи (до того, они административно рассматривались как члены миллет-и-рум, объединявшего всех православных подданных султана под началом Вселенского патриарха) вследствие султанского фирмана при визире Аали-паше, провозглашённого 28 февраля 1870 года, который учреждал автономный Болгарский экзархат.

Часть Болгарии получила права административной автономии в составе Османской империи после поражения Турции в войне с Россией 1877-1878 годов (См. статьи Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс).

Четвёртой столицей стал город София. С 1879 года, когда была принята достаточно либеральная Тырновская конституция, государство стало княжеством, во главе с князем Александром I Баттенбергом (prinz Alexander Joseph von Battenberg), которого сменил Фердинанд I (Ferdinand Maximilian Karl Leopold Maria von Saxe-Coburg-Gotha, князь с 7 июля 1887 года до 22 сентября 1908 года, когда объявлена независимость княжества Болгарии от Османской империи - царь с 22 сентября 1908 года до 3 октября 1918 года).

В Новейшее время

С 1908 - независимое государство.

В 1912-1913 участвовала в Балканских войнах, в результате которых получила за счёт Османской империи территориальные приобретения в Македонии и Фракии и выход к Эгейскому морю.

В Первой мировой войне выступила на стороне Германии. Потерпев поражение, лишилась значительной части своей территории и выхода к Эгейскому морю. 2 октября 1918 на престол вступил царь Борис III после отречения своего отца царя Фердинанда. После 1920 г. Болгария стала одним из крупнейших центров Русской Белой эмиграции. Вплоть до 1944 г. в Болгарии действовал 3-й Отдел Русского Обще-Воинского Союза. В периодах между войнами, царь Борис III успешно отражал атаки разных правительств, которые пытались отобрать власть у монарха и сделать монархию чисто формальной.

К началу Второй мировой войны царь Борис III стремился обеспечить нейтралитет Болгарии. Но ввиду усиливающегося влияния Германии, Болгария стала на её сторону в войне, что принесло Болгарии возврат северо-восточной области Добруджа, принадлежащей Румынии, отобранной после неудачной Второй балканской войны. Несмотря на (символическое) участие в войне царь Борис III всячески пытался сохранить Болгарию от любых военных действий и в 1943 году он успел осудить желания Германии о депортации 50 000 болгарских евреев. В марте 1941 вовлечена в Берлинский пакт 1940, на её территорию были введены германские войска.

В августе 1943 года царь Борис III скоропостижно скончался после встречи с Гитлером (возникли слухи о его отравлении). После смерти царя на престол вступил его шестилетний сын Симеон II. Фактически государством стали управлять его регенты. Правление юного царя было недолгим - ему пришлось вместе с семьей бежать в Египет, а потом в Испанию, так как после референдума 15 сентября 1946, проведенного под надзором Советской армии, была провозглашена Народная Республика Болгария. Республика развивалась по социалистическому пути вплоть до конца 1989 года, когда страна вышла из-под влияния СССР.

10 ноября 1989 года в Болгарии начались глубокие экономические и политические реформы. С 15 ноября 1990 года страна называется Республикой Болгария. 2 апреля 2004 года Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года - в Евросоюз.

Постсоциалистическими президентами Болгарии были Пётр Младенов, Желю Желев, Пётр Стоянов, Георгий Пырванов.

В середине 1990-х у власти были социалисты. В 2001-2005 премьер-министром Болгарии был бывший царь Симеон II (Симеон Сакскобургготский), возглавляющий собственную партию Национальное движение "Симеон Второй". С августа 2005 года по июль 2009 у власти находилось коалиционное правительство во главе с социалистом Сергеем Станишевым. В состав кабинета Станишева также входили представители партии Симеона Сакскобургготского и Движения за права и свободы Ахмеда Догана.

На парламентских выборах 2009 и социалисты и либералы Симеона потерпели серьёзное поражение. Большиство мест завоевала новая партия «ГЕРБ», возглавляемая харизматичным Бойко Борисовым. Эта партия, хотя и является достаточно популистской в своей риторике, но по сути её идеология - радикальный либерализм. «ГЕРБ» выступает за европейский выбор для Болгарии и дальнейшее её участие в евро-атлантическом сотрудничестве. 27 июля 2009 кабинет под руководством Бойко Борисова приступил к своим обязанностям.

Административное деление

Области Болгарии

Административно территория страны поделена на 28 областей.
Благоевградская область
Бургасская область
Добричская область
Габровская область
Хасковская область
Кырджалийская область
Кюстендилская область
Ловечская область
Монтанская область
Пазарджикская область
Перникская область
Плевенская область
Пловдивская область
Разградская область
Русенская область
Шуменская область
Силистренская область
Сливенская область
Смолянская область
Городская область София
Софийская область
Старозагорская область
Тырговиштская область
Варненская область
Великотырновская область
Видинская область
Врачанская область
Ямболская область

Города Болгарии

София
Пловдив
Варна
Бургас
Русе
Стара-Загора
Плевен
Добрич
Сливен
Шумен
Перник
Ямбол
Хасково
Казанлык
Пазарджик
Благоевград
Велико-Тырново
Враца
Габрово
Видин
Асеновград
Кюстендил
Кырджали
Монтана
Смолян

Политика

Государственное устройство

Болгария - парламентская республика.

Глава государства - президент, избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет.

Постоянно действующий высший орган законодательной власти - однопалатное Народное собрание (240 депутатов), избираемое сроком на четыре года.

Высшим судом общей юрисдикции является Высший судебный совет, который определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии, который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.

Партии

В Народном собрании (парламенте) Болгарии, избранном 5 июля 2009, представлены (по числу депутатов):
Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ),
Коалиция за Болгарию (7 партий: Болгарская социалистическая партия и другие),
Движение за права и свободы (ДПС),
Национальный союз «Атака»,
Голубая коалиция (5 партий: СДС, ДСБ и другие),
Порядок, законность и справедливость

Текущая политика

На парламентских выборах 25 июня 2005 года одержавшая победу коалиция «За Болгарию», возглавляемая Болгарской социалистической партией (БСП), набрала 82 депутатских мандата из 240 и получила право сформировать новое правительство. Однако, хотя социалисты стали самой многочисленной фракцией в парламенте, утвердить правительство собственными силами они не смогли, поскольку для этого им требовалось поддержка как минимум ещё 40 депутатов.

Правоцентристская партия Национальное движение «Симеон II», правившая до этого, отказалась вступать в правительственную коалицию с Болгарской социалистической партией, поскольку её лидер - бывший царь Болгарии Симеон II Сакскобургготский не был согласен уступить социалистам пост премьер-министра.

После этого социалисты вступили в союз с партией турецкого меньшинства «Движение за права и свободы» (ДПС). Новая коалиция пользуется поддержкой 117 депутатов Народного собрания.

25 июля состав нового правительства меньшинства был представлен президенту Болгарии Георгию Пырванову.

26 июля специальное заседание парламента по утверждению правительства было сорвано оппозицией.

27 июля парламент 120 голосами против 119 утвердил лидера БСП Сергея Станишева на посту премьер-министра, но отказался утвердить состав правительства (117 голосов «за» и 119 - «против»). Таким образом, Станишев поставил рекорд - самый короткий мандат, 5 часов.

Позже правительство все-таки было составлено при помощи так называемой «широкой коалиции» при участии как ДПС, так и Национального Движения «Симеон II». Настоящее правительство возглавляется опять Станишевым.

Станишев окончил с отличием исторический факультет Московского государственного университета в 1989, а через пять лет защитил докторскую диссертацию. Мать Станишева - из СССР, родился он в Херсоне (Украина).

На очередных парламентских выборах в Болгарии, состоявшихся 5 июля 2009 года, победу одержала правоцентристская оппозиционная партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») во главе с мэром Софии Бойко Борисовым. Его партия нанесла сокрушительное поражение социалистам, получив 117 мест из 240 в парламенте страны

Экономика

Преимущества: запасы угля и газа. Продуктивное сельское хозяйство, особенно виноделие и производство табака. Тесные связи с ЕС. Производство программного обеспечения.

Слабые стороны: инфраструктура и оборудование устарели; высокая задолженность во всех отраслях. Тянувшаяся до 1998 г. приватизация и структурные реформы.

Вооружённые силы

С 1 декабря 2007 года Болгария отменила воинскую повинность и полностью перешла к профессиональной армии. До этого срок срочной службы в вооружённых силах Болгарии составлял девять месяцев; призывники, имеющие высшее образование, служили лишь шесть месяцев.

Культура Болгарии

Литература

Болгарская литература - древнейшая из славянских возникла ещё во второй половине IX века.

Архитектура и изобразительное искусство е

После освобождения в 1878 году Болгарии от Османского владычества её искусство и архитектура постепенно интегрируются в европейский художественный процесс.

Музыка

В 1890-1892 гг была сделана первая попытка организации оперной труппы.

Балет

Первые самодеятельные танцевальные труппы в Болгарии появились в Софии в 1900 году.

Театр

Театр в Болгарии начал развиваться с середины XIX века.

Значительную роль в становлении режиссёрского театра сыграл Н. О. Массалитинов.

После Второй мировой войны в болгарском театре активно насаждался социалистический реализм.

Кинематограф

Первый игровой фильм Болгарии «Галантный болгарин» поставил в 1915 году театральный актёр Васил Гендов (болг. Васил Гендов). В 1933 году был снят первый звуковой фильм - «Бунт рабов».

Фильмы «Побег из неволи» (в оригинале «Калин Орёл»), «Тревога», «Герои сентября», «Под игом», «Песня о человеке», «Звёзды» (совместно с ГДР, режиссёр Конрад Вольф) снятые в 1950-е годы завоевывали призы на международных кинофестивалях.

В 1960-е следует отметить фильмы «Как молоды мы были», «Разрешение на брак», «Хроника чувств», «Похититель персиков», «Запах миндаля», «Самая длинная ночь».

Туризм в Болгарии

Черноморское побережье Болгарии - популярное направление пляжного туризма. Болгария была одним из важнейших курортов для социалистических стран Восточной Европы. В 1990-е годы отрасль пережила спад, однако теперь наблюдается подъём. Большим спросом пользуется вторичное жилье в болгарии . Основная масса туристов прибывает из стран Западной и Восточной Европы, Скандинавии, Германии, России, Украины и Великобритании.

Наиболее популярные болгарские черноморские курорты:
Албена
Золотые пески
Ривьера
Солнечный День
Св Константин и Елена
Обзор
Солнечный берег
Созопол
Лалов Егрек (дайвинг)

Бальнео (СПА) курорты:
Велинград
Сандански
Хисар

Горнолыжные курорты:
Банско
Боровец
Пампорово

На горнолыжных курортах, как и на черноморских, ведётся активное обновление гостиничной базы и горной инфраструктуры. Строятся новые трассы, устанавливаются современные подъёмники (например Doppelmayer). Курорты располагают небольшой общей протяжённостью трасс, преобладают спуски средней и низкой сложности, чем Болгария уступает популярным альпийским направлениям. В марте 2008 в Банско состоялся европейский турнир по скоростному спуску для мужчин.

Праздники

1 января - Новый год в Болгарии, День святого Василия, национальный праздник
6 января - Богоявление в Болгарии (Иорданов день)
2 февраля (14 февраля старому стилю) - Трифон Зарезан (праздник виноградарей)
1 марта - Бабушка Марта - Мартеницы (приход весны)
3 марта - День освобождения Болгарии от османского ига, национальный праздник
1 мая - День труда, национальный праздник
6 мая - День храбрости, день болгарской армии, День святого Георгия, национальный праздник
11 мая - День святых Кирилла и Мефодия
24 мая - Праздник болгарской культуры и славянской письменности
2 июня - День Ботева и павших за свободу Болгарии, национальный праздник
6 сентября - День Объединения Болгарии, национальный праздник
22 сентября - День независимости Болгарии
1 ноября - День народных будителей
8 декабря - День студента
24 декабря - Сочельник, национальный праздник
25 декабря - Рождество Христово, национальный праздник

Болгария в культуре

Болгарии посвящена известная советская песня «Под звёздами балканскими» («Хороша страна Болгария, но Россия лучше всех.»)
Сладкий перец стали по названию страны называть болгарским.
Угловую шлифовальную машину во всех странах СНГ - по месту первоначального её производства - стали называть болгарка.