Законодательные основы борьбы с международным терроризмом.

После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кады­рова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В Чечне в 2000-2003гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормали­зации политической и экономической ситуации. Но если в эко­номической сфере в этот период успехи были незначительны, то политические изменения отмечали все.

В августе 2000 г. был избран депутат Государственной Думы от Чеченской республики А. Аслаханов. В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Консти­туцию, в которой четко указано, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. По этой же Конститу­ции республике были предоставлены широкие полномочия в пределах российского законодательства. В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил А. Кадыров. В целом федеральный Центр сделал став­ку на решение проблем этой республики силами чеченского на­рода и его лидеров.

Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидера­ми боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе В. Казанцева и представителя бое­виков А. Закаева. Бессмысленность переговоров с представителя­ми террористического интернационала вскоре стала очевидной.

23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост». В результате этого погибли 130 человек, многие получили увечья.

С ноября 2002 г. боевики развернули активную террорис­тическую войну. В конце декабря 2002 г. был взорван дом пра­вительства Чечни в Грозном. В июле 2003 г. в Москве произо­шел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае. В феврале 2004 г. произошел взрыв поезда в Московском метро. Каждый из этих терактов унес жизни десятков людей.

В Грозном 9 мая 2004 г. во время празднования Дня Победы в результате теракта погиб глава Чечни - президент А. Кадыров. В конце августа 2004 г. террористы взорвали два гражданских самолета, совершили теракт около метро «Рижская» в Москве. 1 сентября 2004г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная Осетия - Алания. В ре­зультате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых дети.

В конце 2004 г. ситуация в Чеченской Республике суще­ственно изменилась. 29 августа 2004 г. 73% избирателей про­голосовали за избрание нового президента Чеченской Республи­ки - А. Алханова. Премьер-министром стал Р. Кадыров - сын погибшего первого президента республики (в марте 2007 г. он стал президентом Чеченской Республики). Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской Республики стали очеред­ным свидетельством нормализации обстановки. В июле 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Север­ном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масха­дов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять организованную силу. Началось восстановление экономики Чечни, обустройство мирной жизни.

Страница 42 из 63


Борьба с терроризмом

Борьба с терроризмом предполагает активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. Для ее усиления необходимо осуществить ряд экономических, политических, «силовых», специальных, информационных, психологических мер:

Создать единую систему безопасности, способную не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и наносить по террористам превентивные удары, в том числе и за рубежом, ответственную за комплексное обеспечение внутренней безопасности и борьбу с терроризмом, наподобие той, которая уже давно создана и существует в ряде стран, в том числе в США, столкнувшихся с террористической угрозой;

Прикрепить к главам субъектов Федерации как председателям региональных антитеррористических комиссий первых заместителей – офицеров внутренних войск и возложить на эти комиссии координацию действий территориальных подразделений федеральных структур и координацию работы региональных и местных органов по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионных террористических акций;

Воссоздать министерство, ответственное за вопросы регионального и национального развития (на должность главы образуемого министерства был переведен полпред Президента в Южном федеральном округе В. Яковлев);

Образовать особую Федеральную комиссию по Северному Кавказу, важнейшему в стратегическом отношении региону, где есть богатая питательная почва для роста очагов террора, и где идеологи международного терроризма действуют особенно активно, вербуя себе новых сторонников. Предполагалось, что главе данной Комиссии будут предоставлены широкие полномочия по координации ряда федеральных гражданских министерств и некоторые полномочия в сфере безопасности. В состав комиссии включены первые лица ряда федеральных и региональных министерств и ведомств. Одна из главных ее задач – уже в обозримое время добиться заметного улучшения уровня жизни в регионе, в сфере борьбы с терроризмом;

Запретить экстремистские организации, прикрывающиеся религиозной, националистической и любой другой фразеологией. Руководителей и активных членов таких организаций преследовать в соответствии с законом;

Ужесточить наказания за должностные преступления, повлекшие особо тяжкие последствия. При этом санкции должны быть адекватны тем последствиям, которые наступают в связи с совершенными преступлениями.

Организовать в сфере общественного порядка добровольные структуры, помогающие органам в сборе информации и выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступлений.

Вот наиболее крупные террористические акты, вызвавшие политический резонанс в стране и в мире (осень 1999-2004 гг.) (табл. 4).

Таблица 4

Террористические акты, вызвавшие политический резонанс
в стране и в мире (осень 1999-2004 гг.)

Время события

Событие

Число

погибших

Число раненых

сентябрь 1999 г.

Взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске

240

350

Взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью в Москве

Теракт в Каспийске

Захват Театрального центра на Дубровке в Москве

129

400

2004 г.

Захват школы № 1 в г. Беслане в Северной Осетии

335

435

После кровавой драмы в Беслане был разработан и вступил в силу Указ Президента РФ
«О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». Правительство РФ совместно с Министерствами обороны, внутренних дел, юстиции, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков разработали соответствующие предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона РФ, а также по предотвращению и ликвидации кризисных ситуаций на территории РФ. Начал осуществляться комплекс мер по предупреждению и пресечению проявлений терроризма на объектах транспорта, энергетики и связи, в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях. Правительством вместе с соответствующими министерствами были разработаны предложения по созданию системы государственного управления в кризисных ситуациях, предусматривающие адекватные меры по предупреждению и предотвращению терроризма в той или иной форме. Утверждены планы действий соответствующих служб в кризисных ситуациях, а также перечни объектов повышенной опасности по субъектам РФ. МИД РФ совместно с МВД, ФСБ и СВР поручено в целях недопущения въезда в РФ лиц для участия в террористической деятельности принять меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также по упорядочению пересечения Государственной границы РФ гражданами тех стран, с которыми РФ имеет соглашения о безвизовом въезде. Ужесточено антитеррористическое законодательство, рабочая группа Государственной Думы подготовила целый пакет предложений антитеррористического характера, которые будут реализовываться в конкретных законодательных нормах. Пересмотрены законы о безопасности, о милиции, об органах Генпрокуратуры, в них внесены поправки.
В частности, в Уголовный Кодекс (УК РФ) предполагается включить новые статьи, предусматривающие ответственность за захват жилых и нежилых помещений, а также за должностные преступления, способствовавшие совершению террористических актов. По ряду статей намечалось ввести срок заключения от 20 лет до пожизненного.

20 сентября 2004 г. главы МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры выступили на закрытом заседании перед думскими депутатами. Они проинформировали последних о ходе расследования обстоятельств трагедии в Беслане и сообщили о тех шагах, которые их ведомства в этой связи планируют предпринять. В тот же день В. Путин подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке к введению новых паспортов – документов нового поколения, в которых будет заложена биометрическая информация о человеке. До 2006 г. для этого будет создана соответствующая нормативно-правовая база. Массовый обмен документов запланирован на
2006-2008 гг.

20 сентября 2004 г. Совет Федерации создал Парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств теракта в Беслане. 29 числа того же месяца он принял постановление о неотложных мерах противодействия терроризму, обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности РФ. Настоящей сенсацией стало предложение о передаче Президенту контроля над судебной властью, наделении его новыми полномочиями при формировании органов судебного сообщества. Глава Совета Федерации предложил также провести тотальную инвентаризацию всех складов оружия в контексте борьбы с терроризмом. Был принят ряд мер по усилению безопасности воздушных судов и крупнейших аэропортов страны.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasno... (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В Чечне в 2000-2003 гг. федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все.

В августе 2000 г. был избран депутат Госдумы от Чеченской республики А. Аслаханов. В марте 2003 г. в ходе референдума ее жители проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что Чеченская республика является частью Российской Федерации. В этой же Конституции республике предоставляются широкие полномочия в пределах российского законодательства. В октябре 2003 г. прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил А. Кадыров. В целом федеральный Центр сделал ставку на решение проблем этой республики силами чеченских лидеров, а не пу-

тем насаждения в республике генерал-губернаторов из Москвы.

Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Так, в ноябре 2001 г. прошла встреча полпреда в Южном федеральном округе Виктора Казанцева и представителя боевиков А. Закаева. Но скоро стало очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети. 23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате которого погибли 130 человек.

С ноября 2002 г. боевики развернули активную террористическую войну. В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном. В июле 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае. В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес жизни более десятка человек. На праздновании Дня Победы в 2004 г. в результате теракта погиб глава Чечни - президент А. Кадыров. В конце августа 2004 г.

Террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро «Рижская» в Москве. 1 сентября 2004 г. бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная Осетия - Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых дети.

29 августа 2004 г. 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Ал-ханова. Премьер-министром стал Р. Кадыров - сын погибшего первого президента республики. В марте 2007 г. он стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество и параллельно вело войну на уничтожение с лидерами боевиков. Прошедшие в ноябре 2005 г. выборы в парламент Чеченской республики стали очередным свидетельством нормализации обстановки. В июле 2006 г.

был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы.

Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов-одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.

24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы. Граждане России подтвердили мандат доверия, выданный В.В. Путину в 2000 г.

Документы эпохи

(указаны только списки, получившие более 1% голосов)