Вопрос священнику грех. Грех

Инструкция

Важно понимать, что сами мы не можем искупить никакой свой грех. У нас есть Искупитель, принявший на Себя все наши грехи. Мы можем только просить Его милости, чтобы он простил нас, в очередной раз нарушивших Его заповеди и Его волю. Прощение мы получаем через раскаяние и своих грехов. Прелюбодеяние – один из смертных грехов. Святой Иоанн Златоуст считал, что прелюбодеяние – более тяжелый грех, чем всякой разбойничество, потому что прелюбодей не только оскверняет свое тело и душу, но и крадет у других то, что дороже всякого сокровища – любовь и супружество. Поставьте себя на место , узнавшего супруга, поймите его боль и душевную муку. Это необходимо для того, чтобы впредь удерживаться от подобного греха.

Чтобы получить прощение, нужно обратиться к и исповедаться ему не только в грехе прелюбодеяния, но и в остальных грехах, которые накопились у вас, как и у любого человека. Подумайте хорошо, в чем вы еще грешны, составьте ваших прегрешений, вольных или невольных. Если вы хотите очиститься, то после исповеди очень хорошо принять Причастие. До Причастия нужно поститься, как минимум, три дня.

Утром и перед сном читайте молитвенные . Если есть возможность, лучше идти , накануне Причастия, чтобы во время утренней Божественной службы не отвлекаться от молитвы. Очень трудно будет рассказывать священнику о своих грехах, но сделать это необходимо, потому что нераскаянный грех останется непрощенным. Не нужно в подробностях рассказывать о своих похождениях, если только вам не нужен совет в какой-то конкретной ситуации. Достаточно сообщить, что вы прелюбодействовали, обманывали супруга и вовлекли в обман и других людей. Если у священника будут вопросы, отвечайте на них максимально честно – помните, что ложь и утаивание на исповеди добавят тяжести к вашим уже совершенным грехам.

После получения разрешения от грехов запомните момент стыда, когда вы рассказывали в рясе о своем падении, и представьте, насколько мучительнее будет стоять перед Господом и Ему отвечать за свои деяния. Старайтесь избегать в дальнейшем любой ситуации, которая может привести вас к новому падению.

Полезный совет

Помните, что не только физическая измена, но и попытка совратить несвободного человека - грех перед Господом и людьми.

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Грех – это нарушение заповедей, данных Богом. По словам диакона Андрея Кураева, грех – рана, которую человек наносит своей душе. Человек несет ответственность за свои грехи, и лишь дети до семи лет считаются безгрешными, так как не могут полностью осознавать свои поступки.

Инструкция

Уверовать - возложить всю свою надежду на Господа Иисуса Христа. Необходимо помнить, что Иисус Христос умер на Кресте за все наши грехи и приобрел для нас дар вечного спасения. Милосердие Божие бесконечно: «призови Меня в день и Я избавлю тебя» (Псалом 49:15).

Исповедь – это великое Таинство, в котором кающийся очищается от грехов самим Господом Иисусом Христом. Как учит Святое Писание: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-е послание Иоанна, гл.1, стих 8). Необходимо знать, что упоминания своих грехов в домашней молитве недостаточно, так как право разрешать грехи людей Господь дал только апостолам и их преемникам – епископам, священнослужителям.
К Исповеди необходимо подготовиться заранее: необходимо помириться с ближними, попросив прощения у тех, кого обидели. Желательно прочесть литературу о Таинстве Исповеди и Причащения и вспомнить все свои грехи (иногда, чтобы не забыть, их выписывают на отдельный листок). Вечером дома три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу . Можно пользоваться молитвословами, где есть эти три канона.

Исполнить епитимию, назначенную священником. Иногда священник может наложить на кающегося епитимию как в борьбе с . В качестве епитимии может выступать усиление молитвенного правила, запрет на Причащение в течение определенного времени, пост, паломничество к Святым местам, милостыня и т.д. К этому нужно отнестись как к воле Божией, предназначенной для врачевания души. Епитимия требует обязательного исполнения. В случае, если по каким-либо причинам выполнить епитимию невозможно, необходимо обратиться к , который ее наложил.

Полезный совет

Чтобы исповедоваться, необходимо обратиться в храм и узнать, в какое время совершается Таинство Исповеди.

Понятие греха можно определить как нарушение личностной целостности, гармонии. Каких бы взглядов вы ни придерживались, какую религию бы вы ни исповедовали, преступая нравственные законы, вы прежде всего наносите вред самому себе. Если вы испытываете мучения от сознания совершенного греха , и задаетесь вопросом искупления греха блуда , постарайтесь не впадать в отчаяние. Подумайте, чей совет будет для вас авторитетным, и далее следуйте ему, чтобы вновь обрести душевный покой.

Инструкция

Прежде чем прибегнуть к помощи авторитетов, определите для себя, в чем суть вашего греха . Четко сформулируйте то ваше действие, которое сейчас приносит ощущение вины. Ответьте на следующие вопросы: «Кому еще, кроме себя, навредили ваши действия?», «Как можно было бы избежать этого?», «Что нужно сделать в будущем, чтобы ошибка не повторилась?». Запишите ваши ответы на бумаге, это поможет избежать туманных формулировок. Подобный анализ важен для того, чтобы разобраться в ситуации и наметить пути ее исправления. Бумагу можете сжечь как акт «прощения себя».

Молитесь Господу, Божьей Матери, читайте «Покрову», если вы воспитывались в вере. Приносить покаяние нужно через священника. Церковные каноны различают блуд . За блуд отлучаются от Причастия до 7 лет, а за прелюбодеяние - до 12. Не ищите сердобольных батюшек, которые дадут епитимью на две недели и уже толкают к Причастию.

Ищите иные , если вы приверженец другой веры. Обратитесь за помощью к психологу, если вам это больше подходит. Возможно, вам нужно поговорить с кем-то из близких людей, кто сможет понять и поддержать, чтобы вы не отчаивались. Будде приписывают слова: «Каждый сам себе прибежище, кто еще может быть прибежищем?». Но нужна ясность взгляда, чтобы продолжить свой путь.

Христианство признает две формы организации личной жизни: брак и безбрачие (целибат). Если случился такой грех, искать ответа как искупить - неверно. Господь сказал: покайтесь. Не сказал: искупите.

Инструкция

Покайтесь в душе и осознайте греховность блуда. Покайтесь любимому человеку, ели вы совершили грех блуда по отношению к нему. Честно расскажите ему о причинах, приведших к блуду, о ваших чувствах, переживаниях, эмоциональном состоянии. Извинитесь перед ним и всячески пытайтесь вновь завоевать доверие и любовь того, от кого вы блудили. Не поддерживайте никакой связи с человеком, с которым вы согрешили и старайтесь не допускать даже намека на то, что вы можете еще раз совершить этот грех. Ведите себя достойно, прилично, не давайте даже малейшего повода вашему любимому человеку усомниться в искренности вашего раскаяния. Но при этом никогда не позволяйте себя унижать, не терпите издевок моральных или физических наказаний.

Постарайтесь объяснить, что вы полностью осознаете совершенный вами и грех и готовы искупить его. Акцентируйте внимание на том, что вы честно признались в блуде и теперь раскаиваетесь в совершении такого поступка. Напомните своему любимому человеку, что вас постоянно наказывает ваша совесть, что она не дает вам ни на секунду забыть о совершенном вами грехе.

Сходите в церковь, если вы хотите искупить грех блуда перед Богом. Исповедуйтесь священнику, не утаивайте ничего, расскажите все, как было, не приукрашайте свой рассказ и не пытайтесь добиться его понимания. Покайтесь священнику всей душой и осознайте всю греховность блуда. Никогда впредь не блудите, воздерживайтесь от искушений и совершения греховных поступков. Начните жить правильной человеческой и христианской жизнью, чаще исповедуйтесь и живите по церковным законам. Не допускайте отчаяния, которое также является очень большим грехом, у источников которого стоит человеческая гордость. Узнайте у священника порядок причащения и обязательно начните постоянно причащаться.

Измены нередко влекут за собой расставания. Однако, если ваш любимый человек простил вам подобный поступок, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы искупить свою вину. Ни в коем случае нельзя думать, что если вы добились прощения, то на этом ваши усилия окончены. Впереди еще много работы.

Инструкция

Попросите прощение за свой поступок. И обязательно честно объясните, почему вы так обманули доверие своего партнера. Очень важно искренне раскаяться и показать это любимому человеку. Продемонстрируйте, что вы столько же сожалеете о том, что изменили, сколько переживает обиду обманутый. Дайте высказаться. Пусть лучше ваш партнер закатит скандал, выскажет свои мысли, чем это будет копиться внутри и однажды выплеснется наружу.

Постарайтесь поднять самооценку любимого человека. Имейте ввиду, что ваша измена воспринимается партнером как то, что вы сравнили его с кем то и выбор оказался не в его пользу. Поэтому именно сейчас вы должны внушить любимому, что он самый лучший на свете, красивый, интересный и загадочный. Особенно это принципиально для женщин. Восхищайтесь, делайте побольше комплиментов. Только делайте это искренне. Ведь, если вы пытаетесь сохранить отношения - значит любимый человек для вас действительно особенный. Поэтому не забывайте почаще напоминать ему об этом.

Верните доверие в ваши отношения. Без этого вряд ли что то получится. Только не думайте, что сделать это так же просто, как было потерять его. Еще довольно длительный промежуток времени ваш партнер будет ждать от вас подвоха и предательства. Сведите к минимуму свое общение с противоположным полом. Старайтесь быть полностью открытым с любимым человеком. Даже в мелочах ведите себя честно и ничего не утаивайте. Не прячьте телефон, не закрывайте перед носом партнера свою почту. Не давайте даже малейшего повода для подозрений. И чаще обещайте что то и сдерживайте свое слово. Это убедит любимого, что вы всегда говорите правду.

Демонстрируйте свою любовь. Не ленитесь преподнести подарок или сделать приятный сюрприз. Внесите новое дыхание в вашу любовь. Свежие эмоции постепенно заместят чувство обиды и ваши отношения начнут налаживаться. Но будьте готовы к тому, что этот проступок еще долго будут припоминать вам. К сожалению, забыть предательство еще сложнее, чем простить его.

Полезный совет

Постарайтесь больше никогда не обманывать любимого человека. Если вас однажды простили, вовсе не значит, что так будет всегда.

Грехом в православии называется серьезный проступок человека, ведущий к погибели человеческой души, невозможности вечной жизни в царствии бога. Почти все грехи можно искупить на исповеди.

Непростительный грех

Существует один грех, который навсегда закроет дверь в царствие бога - выражение недовольства и осуждение его действий. Православному христианину следует всегда помнить об этом и не совершать фатальной ошибки. Этот грех называется гордыней и считается первородным. Согласно Библии, Люцифер был изгнан с небес на землю именно из-за того, что дерзнул выражать недовольство существующим порядком.

Другие грехи

Всего существует 7 смертных грехов. Гордыня входит в их число. Они называются смертными, так как губят жизнь души. Если человек совершает серьезные проступки слишком часто, он может навсегда отдалить себя от бога и своего истинного пути. В таком случае ему остается лишь уповать на божью милость и всепрощение.

Жадность - сегодня наиболее распространенный грех. Человек настолько поглощен своими материальными благами (или их отсутствием), что забывает о своей душе, о том, что он несовершенен и ему необходимо полагаться на помощь и милость бога. Жадность усугубляют "грязные" деньги, которые человек заработал нечестным путем.

Блуд - еще один распространенный грех. Иногда животное начало человека берет верх над его духовными устремлениями, и человек пускается во все . В даже взгляд на женщину считается . Сквернословие, чтение и просмотр порнографических материалов также считается греховным.

Зависть считается греховной лишь в том случае, если она доводит до причинения зла ближнему. Это так называемая "черная" зависть. Она чем-то напоминает гордыню, так как человек, завидуя кому-либо, также выражает недовольство существующим порядком вещей, который установлен богом.

Уныние приводит человека к депрессии, а иногда и к самоубийству. Все начинается с того, что человеку попросту лень делать добрые дела и устраивать свою жизнь. Это постепенно переходит в то, что человек перестает испытывать страх перед богом и полагаться на него.

Гнев затуманивает разум человека и полностью овладевает им. Из-за него человек способен на все, лишь бы избавиться от этого неприятного чувства. Нередко на почве гнева совершаются распри и убийства. Разумеется, дело не всегда заканчивается рукоприкладством, но ненависть и между людьми обязательно остается.

Чревоугодие выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, а также несоблюдении предписанных постов.

Источники:

  • смертные грехи
  • грехи в православии

Мастурбация или рукоблудие с древнейших времен воспринималось как занятие греховное и осуждаемое. Однако современная статистика утверждает, что мастурбируют хотя бы один раз в своей жизни 99% мужчин и более 80% женщин. Медики в один голос говорят, что такая разрядка полезна и для физиологии организма и для психики. Церковь чаще всего обходит такие темы стороной, а в священных писаниях информации по этому вопросу крайне мало.

Мастурбация в Библии

Термин «онанизм» произошел от имени героя ветхозаветного мифа Онана. Его старшему брату Иру Господь повелел взять в жены Фамарь, однако тот вскоре умер, так и не дав потомства. Жена перешла по наследству к Онану. Молодой человек должен был продолжить род брата. То есть первый ребенок мужского пола, родившийся от Онана, должен был считаться сыном умершего Ира. Такая перспектива Онана не впечатлила, и в первую брачную ночь он «излил семя на землю», чтобы предотвратить зачатие. Однако, скорее всего, здесь речь идет не о , а о прерванном половом акте.

Вероятно, в те времена мастурбация и способы предохранения от нежелательной беременности были понятиями тождественными, т.к. не приносили желаемого результата – детей. Господь сильно разгневался, ведь он пообещал, что именно из этого рода должен произойти Мессия. В наказание он поразил несчастного молнией. Больше нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете об этом занятии ничего не говорится. Из чего можно сделать вывод, что за всю историю человечества наказан был всего лишь один онанист и только лишь за то, что его семя попало не туда, куда было нужно богу.

Мастурбация в Средневековье

Христианская церковь, взращенная на фундаменте Ветхого Завета, чтила мифы еврейского народа и переняла многие их обычаи, касающиеся богослужения и праведной жизни. Долгое время онанистов никто не трогал, до них никому не было никакого дела. Но на смену относительно толерантному раннему христианству пришли средневековые священнослужители, которые во всех отношениях страдали максимализмом. Мастурбацию, петтинг, оральный секс, предохранение от беременности и даже самопроизвольные поллюции стали считаться греховными занятиями, и те, кто ими занимался, должны были подвергаться наказанию. Расправлялись с «рукоблудниками», чаще всего по доносу недоброжелателей, богобоязненных родственников, друзей и даже родителей.

Подростков, впервые уличенных в мастурбации, били по рукам палкой, накладывали епитимью и отпускали. Однако, если это не помогало, и молодые люди продолжали удовлетворять себя самостоятельно, ответственные родственники с помощью священников переходили со всем рвением к более радикальным мерам. В исторических мемуарах о средневековой жизни описаны случаи, когда за онанизм мальчикам отрезали головку полового члена, а девочкам прижигали каленым железом или вырывали щипцами клитор. Конечно же, эти действия сопровождались чтением псалмов и молитв для таких щекотливых случаев. О дальнейшей судьбе этих искалеченных детей не говорится ни слова, но, можно полагать, что мастурбация их больше не интересовала.

Мастурбация в современном религиозном мире

Расхожее заблуждение о том, что онанизм - преступление против природы, очень часто используют ретрограды и религиозные фанатики. И все же, мастурбация является весьма распространенным явлением в животном мире, что позволяет говорить о том, что она заложена в живых существах самой природой.

Православная церковь осуждает половую жизнь до брака, а также акты самоудовлетворения и мысленную похоть. Католические и протестантские священники, в большинстве своем, смотрят на это занятие снисходительно, если речь не идет о навязчивом онанизме. Кроме того, большинство православных и католических священников не осуждают взаимную супружескую мастурбацию, как акт прелюдии перед соитием, предпочитая не вмешиваться в эту сферу личной жизни паствы, если она не идет в разрез с духовными и общечеловеческими нравственными нормами.

В восточных же учениях к мастурбации подходят философски. Отдельные даже рекомендуют занятия онанизмом для достижения духовного просветления. Многие восточные культуры веками возводили прелюдию и секс в культ, и здесь взаимная мастурбация, а также самоудовлетворение играли очень важную роль.

В XXI веке единого мнения о мастурбации нет, есть лишь личное отношение отдельных священнослужителей к ней. Одни считают греховными и похотливые помыслы и , приравнивая последнее к половым извращениям, другие опираются на отсутствие прямых указаний в Священном Писании и заповедях, утверждают, что онанизм не считается грехом.

Когда человек принимает решение о самоубийстве, он не думает о том, что совершает страшный смертный грех. Жизнь - сокровище, которое даровал ему Господь. И отнять может только он. Однако бывают и особенные случаи добровольного ухода из жизни.

Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных «рабочих лошадках», - обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Как реагировать на то, что священник совершил грех?

— Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: «Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь -- это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного - это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет.

— Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой, как общество?

— Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра ― совсем другой, и таким уже останется до смерти… Человек интересное создание: он поднимается на какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом смысле Церковь действительно - срез нашего общества. Не секрет, что с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более заметными «родимыми пятнами»: внутренними проблемами и ранами. Даже если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог полностью освободиться от ее влияния.

— Должен ли священник быть более благочестивым, чем его прихожане? Обязан ли он быть подвижником? Ну, или хотя бы не ездить на вызывающе дорогой машине?

— Что значит более благочестивым? Нет ведь таких измерительных приборов, чтобы выйти поутру из своей квартиры и замерить уровень благочестия в себе и в окружающем мире… Однако священник действительно должен быть образцом, должен быть правилом для своих прихожан. Он должен на деле исполнять то, к чему призывает, а в материальном отношении - жить так же, как его паства. Но не стоит выносить поспешных суждений, если нам кажется, что это не так.

Вот представьте: пришел человек в Церковь - искренний, верующий. Он оставил за порогом все, что можно оставить, все, что у него было. Он стремится к духовным вершинам и поэтому стал монахом. Потом ― раз, и его назначили на большой московский приход - молодого, не очень опытного монаха. И тут перед ним открываются такие возможности, которые, возможно, никогда бы не открылись, если бы он монахом не стал. Я не говорю, что он берет деньги из церковной кассы и устраивает на них какие-то кутежи. Просто у него появляются новые знакомые, духовные чада (например, известный эстрадный артист, или кто-то еще). Эти люди возят его с собой, он для них нечто вроде экзотической игрушки. Они для него становятся компанией, и мало-помалу человек доходит до того, что разбивает какое-то невообразимое средство передвижения при сомнительных обстоятельствах. Как это произошло, в какой момент надо было остановить этого молодого человека? И, может быть, все остальные обязанности священника он выполнял замечательно. Допустим, он был прекрасным настоятелем, по-доброму относился к людям, и люди его любили, потому что он мог им помочь, выслушать, поехать ради этого ночью на другой конец города… Одно с другим достаточно часто сочетается. Поэтому будем стараться быть аккуратнее в своих суждениях. И будем надеяться, что те ситуации, о которых сегодня говорят в СМИ, кого-то остановят, кому-то послужат уроком.

Кстати, я вспомнил одну историю, никому о ней раньше не рассказывал. Когда я был помоложе, я часто ездил в Грецию. Две вещи меня там поразили, и я их хорошо запомнил. Несколько архиереев возили меня там на своих машинах. Да, это были нормальные иномарки, но, что называется, «рабочие лошадки» - не то что побитые, а очень подержанные. Они ничем не выделялись из общего потока автомобилей. Для меня это было первым уроком. А вторым… Мы были в гостях у священника в маленьком селе высоко в горах, и я спрашивал, как живет приход, на какие средства живет с семьей сам священник. Село крохотное, по нашим меркам там не то, что семью, кошку прокормить невозможно. Часть зарплаты священника дает митрополия, часть государство, квартира всегда церковная. А машину, говорят мне, всегда покупают обычные жители деревни, и всегда машина священника в деревне самая лучшая! Речь, естественно, не идет о «Лексусах», о какой-то претензии на роскошь. Но никому не придет в голову купить себе машину лучше, чем машина священника. И если в соседней деревне батюшке купили новую машину, то и здесь тоже возьмут и купят новую. Я слушаю и думаю - у нас такое просто невозможно. А там это естественно, потому что священник - это человек, которого уважают, который сопровождает людей, всех жителей этого села, от рождения до смерти. Это к вопросу о различиях в национальных психологиях.

— Нужно ли жаловаться епископу, если знаешь, что священник совершил грех?

— То, что священники могут грешить и грешат - открытие не последних двух недель, и даже не последних двух столетий. Именно для этого Церковь имеет соответствующие каноны и обширный опыт борьбы с недостатками духовенства, а также опыт избавления себя от служителей, которые эти недостатки в себе преодолеть не могут. Есть книги правил, в которых рассматриваются все возможные греховные поступки, которые могут совершить клирики, и за которые канонами полагается соответствующее наказание. Само слово епископ в переводе означает «надзиратель». Если священник не исполняет своих обязанностей, или исполняет их неправильно, и если вы являетесь свидетелем недолжного поступка, совершенного священнослужителем, то я уверен: именно обращение к епископу - самое правильное решение. Если человек совершил поступок, несовместимый с пребыванием в священном сане, он должен быть лишен этого сана. Если этот поступок является еще и преступлением, подлежит уголовному наказанию, значит, священник должен его понести, как и любой другой гражданин. Здесь никаких вопросов быть не может.

А с другой стороны, встречаются ведь иногда у людей странные представления о Церкви, о том, каким должен быть священнослужитель, непонятно откуда взявшиеся. Вот мне написали жалобу: «Я пришла в церковь, а нас оттуда выгнали». В чем оказалось дело? Выгнать не выгнали, а сказали, что прежде чем крестить ребенка, нужно пройти катехизаторские курсы. И вот пишут жалобы, как будто в магазине обвесили, только что в общество потребителей не жалуются: я пришла, извольте выполнить мое пожелание… Достаточно часто священника обвиняют в том, что он сохраняет верность присяге, вместо того, чтобы узаконить беззаконие.

— Откуда появилось непонимание обществом сути Церкви, мифологизированность и оторванность от реальности ее образа?

— Пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны» в наше время можно сказать, пожалуй, о каждом из нас. На самом деле, если у человека есть желание разобраться в том, что такое Церковь, и разобраться беспристрастно, то в интернете есть все. Вы научитесь и богословию, и литургике. Семинарию и академию можно закончить на основе тех сведений, что сегодня доступны. Но мы ленивы, нелюбопытны и при этом самоуверенны, ничего не зная, считаем, что можем судить обо всем. Это же не только Церкви касается. Посмотрите, сколько у нас специалистов в государственном управлении. У нас каждый знает, как управлять страной, сельским хозяйством, что делать с экономикой и как вести внешнюю политику. Люди не знают тех обстоятельств, которые вокруг той или иной проблемы складываются годами, если не веками, но при этом безапелляционно выносят самые радикальные суждения. А потом начинают ругаться: почему их никто не слушает и не бежит немедленно делать то, что они сказали… Абсолютно то же самое и по отношению к Церкви. Это скорее особенность человеческой психологии.

— Но, все-таки, почему в большей степени критикуют Церковь? Потому, что общество не понимает ее сути? Или мы действительно заслужили эту критику своим состоянием, в том числе и состояние духовенства?

— И первое, и второе. Еще стоит учитывать, что мы являемся свидетелями массированной атаки на Церковь со стороны ангажированных СМИ. Эта атака очевидна для человека, который следит за ситуацией: на сетевых площадках, на радиостанциях и в телевизионных студиях сидят умные люди и с отстраненным любопытством обсуждают подробности этой атаки, ее технологию и качество исполнения. Берутся реальные ситуации и события, и раздуваются настолько широко, насколько возможно. Сообщения постоянно повторяются, поддерживая интерес к теме. Иной раз для того, чтобы снова дать информацию в эфир, нет даже никакого информационного повода. Но факт существования этой компании ни в коем случае нас не оправдывает. Еще апостол Павел говорил: не давайте повода ищущим повода (ср.: 2 Кор, 11, 12). Наши собственные грехи и недостатки ни в коем случае не оправдываются тем, что наши враги эти недостатки отыскивают и размахивают ими как флагом. Но сам этот факт должен заставить верующего человека насторожиться и призвать его сохранять здравомыслие и трезвость.

— Ваш пастырский совет человеку, увидевшему прегрешение священника - как это пережить?

— Прежде всего, не надо специально всматриваться и искать эти грехи, верить каким-то разговорам, потому что далеко не всегда человек грех этот увидел сам: чаще всего где-то прочитал, от кого-то услышал. Я бы не сказал, что так уж часто грехи священнослужителей бьют в глаза присутствующим в храме людям. А еще есть такой добрый евангельский совет: «Не судите, да не судимы будете». Надо понимать, что священник - тоже человек, что у него точно так же есть обстоятельства жизни, которые могут подвигнуть его к тому, что он не сможет 24 часа в сутки быть ласковым, приветливым, добродушным и, что называется, «при исполнении». Желательно, чтобы так было, но это очень сложно. Священник так же, как и прихожане, подвержен искушениям и грехам. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы все христиане были настоящими христианами, в мире уже не осталось бы ни одного язычника или иудея. Все исторические неудачи Церкви связаны только с одним - мы, люди Церкви, не отвечаем своему предназначению и не живем так, как нам заповедовал жить Спаситель.

Беседовал Кирилл Миловидов

Екатерина, Москва

Как спасти семью, если совершила грех прелюбодеяния?

Я совершила грех прелюбодеяния имея мужа и ребёнка. Об этом узнали люди. Я нахожусь в отчаянии и на грани. Как спасти себя и семью от моего падения?

Доброго здоровья, Екатерина. Прежде чем ответить на ваш вопрос и порекомендовать конкретные действия, хочу немного обратить ваше внимание на то, что уже произошло. То есть на грех, а точнее сказать, на само понимание этого слова. Обычно грех понимается как преступление заповеди Божией и воспринимается именно как что-то такое, что нам вроде бы и неплохо, но запрещает Бог. И если бы Он за это не грозил муками, то всё было бы даже очень и неплохо. Но это поверхностный взгляд людей, далёких от понимания духовных законов, по которым живёт наша душа. Если перевести слово грех как рана, то всё видится совсем в другом свете. Что такое рана — мы все понимаем. Мелкая рана — маленькая боль, большая рана — очень сильная боль. Естественно, и процесс выздоровления идёт по-разному. Иногда вообще уже невозможно вернуть прежнее состояние здоровья, иногда только частично. То, что у вас произошло, — это рана, которую вы чувствуете в полной мере. Не просто Бог недоволен вами, а вы вроде и нормально себя чувствуете, а именно​ вы и страдаете. Так подробно пишу об этом по одной простой причине: многие люди воспринимают грех. Если бы вы знали и думали об этом именно как о ране, вполне возможно, не сделали бы этого. Всеми силами сопротивлялись бы и боролись. Но то, что произошло, уже не вернуть, и важно сделать правильные выводы.

Самое первое средство, что можно вам порекомендовать, — это мужественно терпеть последствия греха — не помню точно, у кого из святых отцов читал эту мысль. Второе — это ваша борьба с собственной страстью гордости. Есть мысли святых отцов, что за гордость Бог попускает впасть человеку в подробное нечестие. Извалявшись в блудной грязи, он уже высоко о себе не думает. То есть некоторым образом достигается смирение. Третье — хотя, наверное, было бы правильнее назвать это первым — не отчаиваться. Перед грехом враг показывает нам его в мыслях как незначительный и маловажный, который никто не узнает и Бог скоро простит. А когда грех совершен делом, то диавол уже всей силой нападает на человека в мыслях, загоняя его в тупик. Как бы говоря, что нет уже спасения и Бог не простит, выставляя Бога нечеловеколюбивым. Здесь главное из одной страсти — блудной — не впасть в другую — уныние. И тем более отгонять мысли о самоубийстве, если они приходят. Потому что тогда будет практически невозможно спастись. Четвертое — это обширное направление для деятельности. Начинать в себе правильную духовную жизнь. Сюда можно отнести и пост, и молитву, и посещение Богослужения в храме, милостыня и, конечно же, чтение духовной литературы — священного писания, творений святых отцов, жития святых. Пятое — просить у Бога и у мужа прощения, в большей степени именно мысленно. Шестое — помнить про свой грех, никогда не забывать его. Возненавидеть его делом, словом, мыслью.

Если постараться исполнить то, что вам посоветовали, думаю, будет гораздо лучше. А если не свернуть с пути и не бросить всё на полпути — как и бывает у многих, когда им становится легче, — то можно получить прощение в своих грехах. Не отчаивайтесь: дорогу осилит идущий. Бог не хочет смерти грешников.

Большая часть вопросов, и вполне важных и серьезных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК».

К примеру, вопросы следующие:

  • как лучше поступить в той или другой жизненной ситуации (обмен квартир, споры о наследстве, злоупотребление начальников, священнослужителей в том числе);
  • как простить обидчиков;
  • как быть с пьющими родными и как помочь им преодолеть зависимость;
  • как бороться со страхами, укрепить в себе веру;
  • как правильно сделать то, другое, третье и т.д.

Заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задает человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт, как правило, это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода «палочку-выручалочку», либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем.

И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьезную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

И задающим, и отвечающим на вопросы хорошо бы помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет четких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей). Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся прежде всего вероучения, основных догматов или понимания разных библейских текстов, да и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально!

Поэтому отвечающим священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция… И из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Этот тип вопросов часто перекликается или дублируется другим, очень похожим типом: 1) «А не грех ли это?» (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на… или относится к… Эти два последних вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.

  • грех ли брить или стричь бороду?
  • грех ли желание путешествовать?
  • является ли грехом физиогномика и графология?
  • не грех ли православному христианину коллекционировать нэцкэ?
  • является ли моя работа грехом (увлечением науками мира сего)?
  • как Церковь смотрит на охоту?
  • как религия относится к бодибилдингу? Является ли он греховным?
  • грешно ли увлекаться рыбалкой?
  • является ли грехом то, что я в кофе для разведения горячего напитка налила святую воду?
  • не грех ли играть в шахматы?

И даже до такого доходит:

  • правда ли, что родить ребенка – это грех?

К сожалению, таким вопросам способствовали разные сомнительного качества издаваемые брошюрки в помощь, так сказать, кающимся, где давались перечисления сотен или даже тысяч всяких «наименований»…

Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, – по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode).

Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, касающимся вероучения, и для вынесения их созывались Соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить.

В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях – относительное, если речь не идет о нарушении одной из 10 Божьих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними и весьма посторонними по отношению к вере факторами.

К сожалению, эта грехобоязнь часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаженного Августина, люби – и делай, что хочешь).

Какие вопросы не так уж часты по сравнению с предыдущими? Конечно же, о том, как понимать те или другие мысли Писания. Иногда присылаются весьма интересные и даже глубокие вопросы, над которыми самому не приходилось задумываться. Но, конечно, это единицы процентов, если говорить об их доле в общем количестве. Хотя вопросы по Ветхому Завету и его жесткости или даже жестокости присылаются довольно регулярно (что это за «злой Бог» такой в Ветхом Завете, повелевающий убивать).

Разумеется, достаточно регулярно присылаются вопросы, касающиеся суеверий, сект или семейных отношений, но по этим вопросам обычно специализируются другие священники, могущие на них ответить лучше меня самого.

И еще не может не радовать то, что среди задающих вопросы увеличилось число совсем юных участников – от 12 до 16 лет!

Ну и есть еще определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию. Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта – не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объем задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков). А для того, чтобы вникнуть в сложную жизненную ситуацию задающего вопрос, которую требуется описать максимально подробно, и дать какую-то наводку, – если только это возможно сделать, то лучше связываться со священником по личной электронной почте.

Что же касается Писания, то насчет греха там есть два кратких определения: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) и «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14:22), поскольку «Всё, что не по вере, грех» (14:23). Но поскольку вера у всех неодинаковая, то и сознание греха может быть более или менее искаженным, либо в сторону нечувствия, либо в сторону преувеличения каких-то несущественных деталей, а нередко и того, и другого вместе – «отцеживания комара» и «поглощения верблюда» (Мф. 23:24).

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми. И это тоже бывает результатом не обязательно сознательного лукавства, но их ограниченной и субъективной меры в понимании, что есть грех и добродетель для христианина.

Но видения только отрицательных сторон в себе совершенно не достаточно, а сосредоточение только на них – большая ошибка. Важно не просто осознать себя грешником, склонным к плохому: еще важнее стремиться к хорошему, положительному, светлому, пробуя вытеснять свои страсти противоположными им добродетелями. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте…, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4:8-9).

Важно понять, что мы грешники не обязательно потому, что творим дурное – в нас просто мало хорошего, его заведомо недостаточно!

Но в то же время именно к грешникам пришел Иисус, а не к праведникам, чтобы их призвать и спасти! И если я искренне чувствую, что это ради меня Иисус пришел в этот мир и пострадал, и доверяюсь Его любви, то неужели какая-то греховная мелочь, с моей ли точки зрения или с точки зрения кого-то еще, сумеет отдалить от любви Божией и разлучить меня с ней?..

Добрый день Сергей!
Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость (Лев.20,13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт.19,1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее постыдных страстей и непотребств, оскверняющих человеческое тело: женщины их заменили естественное употребление противоесттественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (Рим.1,26-28). Не обманывайтесь...ни малакии, ни мужеложники...Царства Божия не наследуют, - писал Апостол жителям развращенного Коринфа (1Кор.6,9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двеннадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр.7, Григория Нис. пр.4, Иоанна Постника пр.30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим взывал: " Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!..Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостыней и чистою молитвою...Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы".
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосек-зма не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосек-ое влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущим к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосек-ые устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими в Бога людьми, готовыми оказать духовную поддержку .
Храни Вас Бог!
Прот.Алексей