Что такое духовные отношения философия. Духовные и материальные отношения

Зачастую, многие преданные не могут иметь духовные отношения и приоритетом своих отношений относят к материальным ценностям. В чем это проявляется? Опишу несколько примеров для большего понимания:

Есть такая пословица - "Рыбак рыбака видит издалека". Так же обстоят дела и с алкоголиками. Об этом многие могут сказать и подтвердить, что алкоголикам не нужны мистические способности, чтобы среди толпы увидеть своего, любителя 100 граммов. Они вычисляют это на раз. Без всяких разговоров и обсуждений. Что же это? Это особая связь среди себе подобных. Музыкант видит музыканта, а мастер У-Шу в раз видит мастера У-Шу, хотя видят-то они друг друга в первый раз в жизни. Почему же такого не происходит среди многих преданных?

Секрет таится в том, что эта естественная склонность есть только у настоящих (т.е. Духовных) преданных. Преданный, это тот, кто предан Богу и одухотворяется Духовным видением и Духовной силой.

Духовный учитель или мастер видит другого духовного человека без расспросов о том, следует ли он 4-м регулирующим принципам или нет, читает он 16 кругов или нет. - Так как все эти вопросы направлены на выявление лишь внешней, физической (материальной) деятельности. Это не Духовный показатель! Поэтому, для многих преданных, тех, кто не видит духовных качеств в других, из-за отсутствия духовного роста внутри себя, задают преданным такие вопросы как: "Читаешь ли ты мантру?", "Ходишь ли ты в церковь или на программу, в храм или намахатту?", "Как у тебя с садханой?" и т.д. Все эти вопросы связаны с материальным проявлением на физическом уровне, а то, что внутри преданного, - они не видят. И только когда сам преданный расскажет о себе, что он делает, чему следует, сколько читает кругов и т.д., - только тогда, преданные принимают его за "преданного".

Отсюда получается, что восприятие преданного принимается на физическом (материальном) уровне. Все это не духовные отношения, поэтому на духовном уровне они не могут видеть преданного.

Человек может быть хорошим "актером-преданным" и одеваться в соответствующие одежды, и даже в руках носить четки с высунутым пальцем наружу, но при всем этом, еще не иметь духовных отношений, - именно Духовных.

Т.е. в сравнении, мы видим, что алкоголик и рыбак духовно находятся выше, чем преданный, который пытается являть собою лишь внешнюю форму преданного, но при этом, в других не видеть преданных. Его преданность нацелена исключительно на внешние проявления, а не на Связь с Богом.

Алкоголик не обладает ни какими мистическими способностями для того, чтобы видеть другого алкоголика, тогда почему же преданный не видит преданного? Почему лишь расспросы могут дать ему ответ? Другими словами - это не духовные отношения, а материальные, построенные только на уровне внешних факторов.

Заметьте это! Научитесь видеть преданного в преданном, не по внешним его проявлениям, а именно по его отношению к Богу. Чтобы "преданных" объединял между собою не факт чтения мантры или преемственности к кому либо, - а объединял именно Господь на уровне Господа - т.е. на Духовном уровне. Это и есть та Связь и Любовь Божественного проявления (Бхакти) в прямом смысле этого слова.
В противном случае - это материалистичные преданные, для которых, важны лишь внешние атрибуты, а не Сама Суть (Бог).

С уважением, СадааЩива.

Духовные отношения в обществе

Экономические отношения в обществе функционируют на уровне производственных, маркетинговых, юридических структур. Они отражают общественное разделение труда и являются базовыми по отношению к политическим и духовным отношениям.

Политика – это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отноше-ниями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Термин «власть» используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти; человека, наделенного властью; си-лу, обеспечивающую подчинение и порядок в обществе. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия «власть».

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

1) согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

2) поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

3) придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

4) осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Виды и формы власти

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.

Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. В своей деятельности харизматический лидер опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирую-щие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; формированием социального управления как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Духовные отношения сконцентрированы на вопросах души, духа, веры, жизни после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения Богу и людям, любви. Они могут осуществляться в религиозной и светской формах. Индивидуальная душа ищет в духовности успокоение и уверенность в правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям народа и определенной религиозной конфессии.

Душа народа формируется тысячелетиями и включает этнофольк-лорную, патриотическую, моральную основу.

Что такое духовные взаимоотношения? Духовные взаимоотношения – это блаженство. Духовные взаимоотношения – это неразрушимая, вечная сущность. Это неразрушимая, непрерывная и вечная субстанция. Но возникает вопрос, как эти взаимоотношения могут быть вечными, поскольку, если они появляются в ходе развития духовных эмоций, то они не существуют до начала развития этих эмоций, и если мы остановимся на половине пути, то они уйдут. Как же они могут называться непрерывными? Ответ таков, что духовные взаимоотношения не имеют ни начала, ни конца. Все компоненты духовных взаимоотношений, такие, как постоянные эмоции, причины взаимоотношений, внешние активные проявления эмоций, волны экстатических эмоций – все они вечны. Их связь тоже вечна. Все духовные объекты обладают вечными взаимоотношениями с Господом. Духовные взаимоотношения столь же вечны, как и сам Господь, душа и духовный мир. Поэтому священные писания говорят, что высший объект, Господь, является воплощением духовных взаимоотношений, а душа, обретя отношения с Господом, достигает блаженства. Духовные отношения, которые обретает душа, достигшая чистой любви Богу, вечно сопутствуют этой любви. Но их получают только некоторые души. Отношения возникают, когда душа открывает для себя свою вечную связь с Господом.

Обыкновенные люди также говорят о взаимоотношениях. Какие это взаимоотношения? Это материальные взаимоотношения. Тонкое тело, в которое душа облачается в материальном мире, является совокупностью функций ложного эго, разума, сердца и ума. Посредством ложного эго человек считает себя – в материальном контексте – мужчиной или женщиной. Посредством разума он анализирует преимущества и недостатки. Посредством сердца он испытывает счастье и страдание. Посредством ума он получает определенные знания о материальных объектах и привязывается к ним. Являются ли эти функции новыми для души, обретаемыми, когда она становится обусловленной? Или же семя всех этих функций уже заложено в самой душе? Ответ на это – нет, они не являются чем-то новым, ибо душа в своем уникальном духовном образе считает себя конкретным(-ой) слугой Господа. Это самоощущение является частью чистого духовного образа или эго души. Разум также является частью духовного образа, выполняя соответствующие духовные функции. Составляющей духовного образа является и сердце с его способностью испытывать духовное блаженство. Ум, который дает информацию о других объектах, других душах и Верховном Господе в духовном мире и сосредотачивает на них свое внимание, также существует в своей духовной форме. Когда душа становится обусловленной, под влиянием материи эти духовные функции преобразуются в тонкие и грубые аналоги и проявляются как нечистые, материальные функции. Таким образом, все виды взаимоотношений, существующие в духовном мире, присутствуют в искаженной форме и в материальном мире. Они и являются предметом обсуждения мирских писателей, психологов и философов. Взаимоотношения – суть одно, но в вечном мире они принимают форму вечного блаженства, а в материальном – проявляются как материальное счастье и страдание. Все обозначения, взаимоотношения, действия, методы и результаты, которые мы наблюдаем в материальных взаимоотношениях, и которые являются предметом обсуждения мирских людей, имеют свои чистые аналоги в духовных отношениях. Различие состоит не в типах взаимоотношений, а в самой природе материальных и духовных отношений. Духовные взаимоотношения вечны, материальные – временны. Духовные отношения непревзойденны, материальные – банальны. Объектом духовных взаимоотношений является Кришна, а их вместилищем – душа. Объектом же материальных взаимоотношений является красота или уродство материального тела, а их вместилищем – оскверненное материалистическое сердце. Самой природой духовных взаимоотношений является блаженство, а материальных – счастье и страдание.


При описании духовных взаимоотношений нет необходимости прибегать к метафорам. Прямого использования значения слов вполне достаточно. Если бы это было не так, то «Шримад Бхагаватам» не был бы способен описать высшие взаимоотношения, проявляющиеся в форме чудесных развлечений Кришны. Для обусловленной души все отличительные особенности, необходимые составляющие и способы выражения конкретных видов взаимоотношений проявляются в нечистом, отраженном виде. Эти взаимоотношения: между возлюбленными, родителями и детьми, слугой и господином, друзьями – и рассматриваются мирскими людьми. Если самоочевидный объект не раскроет себя сам, то кто сможет это сделать? Хотя это олицетворение высшего блаженства искажено, его существенные черты и признаки проявляются для всех даже в материальном мире, поэтому для описания духовных взаимоотношений нетрудно использовать прямое значение слов. Те, кто слушают о духовных взаимоотношениях и желают развить свои собственные взаимоотношения с Господом, должны только помнить, что им не следует позволять банальной природе мирских взаимоотношений вторгаться в их духовную практику. Некоторые псевдопреданные, под видом развития духовных взаимоотношений, скатываются до уровня мирских отношений и, как следствие этого, сходят с верного пути. Духовные взаимоотношения могут складываться только в духовном теле души и никогда – в материальном теле обусловленной души.

Те, кто пытаются стимулировать развитие романтических духовных отношений с Господом посредством общения с женщинами, просто прокладывают себе прямую дорогу в ад. Они делают вещи, не имеющие ничего общего с духовным, и, в конечном счете, падают со своего положения. Преданные, старающиеся развить свои взаимоотношения с Господом, должны всячески остерегаться таких людей. Им не следует слушать рекомендации обманщиков, стремящихся к плотским наслаждениям. Те, кто достигли уровня чистой любви к Богу и полностью отрешились от мирских наслаждений, обладают компетенцией, необходимой для вступления в личные отношения с Господом. Те, кто не обрели чистых чувств к Господу и не справились с материальными желаниями, будут совершать лишь тщетные искусственные попытки развить взаимоотношения с Господом путем «практики» этих взаимоотношений. Вкус, который естественным образом развивается у человека, находящегося на уровне чистой любви к Богу, именуется духовными взаимоотношениями. Обсуждение природы духовных взаимотношений представляет собой лишь описание того, как всевозможные составляющие объединяются между собой в различных видах взаимоотношений – это не аспект духовной практики. Поэтому, если кто-нибудь обещает обучить вас «практике» духовных взаимоотношений с Господом, такой человек либо обманщик, либо глупец.

Духовные взаимоотношения включают в себя пять составляющих:

1) постоянные или преобладающие эмоции – корень взаимоотношений;

2) причины взаимоотношений;

3) внешние, активные проявления духовных эмоций – следствия существования взаимоотношений;

4) спонтанные проявления эмоций – особые проявления взаимоотношений;

5) эмоциональные всплески – «помощники» во взаимоотношениях.

Последние четыре компонента придают постоянным эмоциям особую духовную прелесть, давая им статус духовных взаимоотношений. Мы раскроем эти концепции более подробно и тщательно, но практикующий преданный сможет оценить их по достоинству только в той степени, в которой он непосредственно переживает эти взаимоотношения.

Духовные взаимоотношения – это не вопрос понимания, а вопрос переживания. Двумя начальными уровнями знания являются вопрошание и восприятие. Пока человек не пройдет эти стадии, он не сможет достичь окончательной – переживания. То, что обычно называют знанием, является или вопрошанием, или восприятием, но не переживанием. Никакого проявления духовных взаимоотношений без непосредственного переживания их быть не может.

Сначала мы исследуем постоянные, или преобладающие эмоции. То эмоциональное состояние, которое держит все другие состояния под контролем, называется постоянными эмоциями. Когда человек достигает уровня духовных эмоций, в нем возникают духовные чувства с оттенком чувства исключительного «обладания» Господом. Когда они становятся достаточно глубокими, они называются постоянными эмоциями, которые закладывают основу для формирования духовных взаимоотношений. Эти постоянные эмоции ограничиваются лишь одним доминирующим эмоциональным настроением. Даже когда они превосходят эти рамки и входят в сферу чистой любви, они все равно будут называться просто чувствами, так как чистая любовь отличается от просто духовных чувств тем, что ее ни при каких обстоятельствах нельзя ограничить никакими рамками. Природа чистой любви состоит в том, чтобы монополизировать все аспекты духовных взаимоотношений. А духовные чувства, развившись до определенного уровня, становятся просто постоянной эмоциональной составляющей.

Человек, который развил духовные чувства, – будь то стремящийся к чистой любви или уже достигший ее, компетентен для переживания духовных взаимоотношений. Преданный, находящийся на уровне стремления к чистой любви – это человек, уже развивший духовные чувства, но которому все еще предстоит преодолеть некое препятствие. Продвигаясь духовно через уровни твердой веры, вкуса и привязанности к Господу, преданный постепенно избавляется от всех дурных привычек. Грубые материальные привязанности также уходят, но до тех пор, пока остается тонкое материальное тело, живое существо связано с материей. Но и она очень быстро уйдет по милости Кришны. Эта связь с материей и называется неким препятствием. До тех пор, пока это препятствие остается, душа не может достичь фактического совершенства, своего подлинного образа. Однако когда человек, обладающий духовными чувствами к Господу, поднимается до уровня чистой любви, он становится достойным достигнуть духовных взаимоотношений с Кришной (даже обладая материальным телом) – это называется обретением изначального духовного образа.

Для того чтобы создать уникальный вкус взаимоотношений с Кришной, духовные чувства смешиваются с остальными четырьмя ингедиентами и разбиваются в соответствии с пятью категориями причин взаимоотношений. Это категории нейтральных взаимоотношений, отношений слуги и господина, дружеских, родительских и романтических взаимоотношений. Изначально эти категории относятся к причинам существования взаимоотношений. Субъект и объект, связанные духовными чувствами, являются двумя составляющими фундамента взаимоотношений. Эти категории соединяют субъект и объект. Духовные чувства разбиваются на эти категории для того, чтобы породить конкретные взаимоотношения с Господом. Благодаря непостижимой энергии Господа, пары субъект/объект разбиваются на пять видов и создают многообразие форм духовных взаимоотношений. Подразделяясь на пять категорий, духовные чувства становятся нейтральными, чувствами, связывающими слугу и господина, дружескими, родительскими или романтическими чувствами.

В соответствии с пятью категориями причин взаимоотношений духовные чувства бывают пяти видов. Во взаимоотношениях основной составляющей являются их причины, и пять соответствующих видов духовных чувств называются основными чувствами. Эмоциональные всплески – это второстепенные составляющие взаимоотношений, которые помогают основным. Они включают в себя семь дополнительных категорий. Когда эти семь категорий эмоциональных всплесков взаимодействуют с категориями духовных чувств и видоизменяют их, из этих второстепенных категорий рождаются семь дополнительных видов духовных чувств: смех, удивление, доблесть, сострадание, гнев, страх и отвращение.

Фактически, существует лишь пять основных категорий духовных чувств. Семь дополнительных духовных чувств выступают лишь в роли их «помощников». Одновременно с основными взаимоотношениями всегда присутствует второстепенные. Хотя второстепенные взаимоотношения не могут существовать независимо, их анализ показывает, что они имеют те же характерные черты, что и самостоятельные. Поэтому все эти второстепенные взаимоотношения вызывают уникальные переживания благодаря сочетанию постоянных эмоций, причин взаимоотношений, внешних проявлений эмоций, спонтанных проявлений эмоций и эмоциональных всплесков. Хотя мирские ученые относят их к основным взаимоотношениям, в духовном мире эти отношения занимают второстепенное положение. В материальном же мире совершенно естественно, что они выходят на первый план. В духовном мире эти семь видов второстепенных взаимоотношений безупречны и достойны восхищения, поскольку они углубляют блаженство чудесных развлечений Кришны. Эти семь видов взаимоотношений включаются в спектр духовных отношений с Кришной как проявления эмоциональных всплесков. Появляясь в надлежащее время, подобно волнам в океане духовных взаимоотношений, они придают им особую прелесть и содержание. Те, кто не могут понять нематериальную природу духовных отношений, могут возразить, что если некоторые из второстепенных взаимоотношений, а именно: смех, удивление, сострадание и доблесть – приемлемы, то как в духовных взаимоотношениях могут присутствовать гнев, страх или отвращение? Подобного рода эмоции свидетельствуют о материальной природе отношений.

Однако на это можно ответить, что в духовных взаимоотношениях все приносит блаженство. Ничто в них не содержит печали. Откуда же в действительности могут появиться эти порицаемые всеми материальные состояния сожаления, гнева, страха и отвращения? Они являются не самостоятельными аспектами этого материального мира, а отражениями соответствующих элементов духовного мира. Объекты, эмоции и события в духовном мире чисты и благотворны, но их отражения в материальном мире целиком неблагоприятны. Качества, которые прямым образом вызывают блаженство в сердцах преданных в духовном мире, отражаются в материальном мире как благочестие и считаются благотворными. Те же качества, которые в духовном мире вызывают блаженство косвенным образом, отражаются в материальном мире как неблагоприятные и называются грехом. Таким образом, в духовном мире страх и сожаление немедленно порождают неописуемую радость, связанную с Кришной и усиливают блаженство духовных взаимоотношений. Вместе с тем, в материальном мире те же самые элементы рождают страдания обусловленных душ. В духовном мире Кришна является единственным объектом всех качеств и эмоций. В материальном же мире целью всех отраженных эмоций является эгоистическое чувственное удовлетворение. Такая направленность приводит лишь к временным и катастрофическим последствиям. То, что в духовном мире своим «духом противоречия» приносит счастье, в этом мире приводит непосредственно к печали. Тем, в ком осознание своей духовной сущности все еще дремлет, постичь эти вопросы будет нелегко. На этом мы закончим тему второстепенных взаимоотношений и приступим к рассмотрению основных духовных отношений.

Когда, после бесчисленных миллиардов лет наслаждений и страданий в материальном мире, душа обретает чистые духовные чувства к Господу и оставляет склонность к греху, она ощущает облегчение, вырвавшись из этого страшного, опасного места. Подобное умиротворение называется нейтральными чувствами. Когда к этим чувствам добавляется ощущение исключительного «обладания» Господом, она становится чувствами слуги – господина. Принимая Господа своим господином, преданный считает себя Его вечным слугой. Существует два вида этих чувств: пронизанные благоговением и пронизанные уважением. В первом случае преданный ощущает себя объектом милости Господа, а во втором – ощущает себя любимым отпрыском Господа. Слуги Кришны испытывают первый вид чувств, а Его сыновья – второй. Во взаимоотношениях слуги – господина постоянные эмоции находятся на уровне любви. Другими словами, духовные чувства, питаемые ощущением «обладания», поднимаются до уровня любви. Поэтому взаимоотношения слуги – господина главным образом проявляются как чувства и любовь. В них также присутствуют следы нежности и влечения.

Постоянные эмоции дружеских взаимоотношений с Господом находятся на уровне привязанности. Они также проявляются как чувства и любовь. Взаимоотношения, которые в отношениях слуги – господина смешаны с ощущениями благоговения или уважения к Господу, здесь вызревают в ощущение близости или непоколебимую веру. Это состояние проявляется в виде чувств, любви и привязанности. Нежность и страсть проявляются в незначительной степени. В родительских взаимоотношениях ощущение близости вызревает в ощущение жалости, и наиболее ярко оно проявляется в форме чувств любви, привязанности и нежности. Оно проявляется также как влечение. В романтических отношениях преобладает ощущение сильного желания, отодвигая на задний план ощущения благоговения, уважения, близости и заботы. Постоянные эмоции проявляются здесь как любовь, привязанность, нежность, страсть, экстатические переживания и совершенство эмоций.

Духовные чувства проявляются с желаниями, которые преданный лелеял в своем сердце на стадии практики. Мы не будем обсуждать здесь дальнейшие темы духовных чувств, так как это не является целью данной работы. Мы даем здесь лишь информацию общего характера, необходимую для того, чтобы получить представления о духовных взаимоотношениях с Господом.

Причины взаимоотношений включают в себя два аспекта: носители и стимулы. Носителями взаимоотношений являются их субъект и объект. Тот, кто является источником чувств, называется субъектом. Тот, на кого чувства направлены, называется объектом. Душа является субъектом, а Кришна – объектом. Таким образом, чувства, которые мы обсуждаем, можно назвать чувствами к Кришне. Когда чувства достигают уровня взаимоотношений, их называют взаимоотношениями с Кришной. Стимулами для развития этих отношений являются: качества Господа, Его возраст, Его привлекательность, Его красота, Его трансцендентный образ, Его деяния, Его одежды и Его гирлянды из цветов, Его украшения, Его улыбка, Его аромат, Его флейта, Его раковина, отпечатки Его стоп, Его любимое растение – туласи – и Его преданные.

Внешние действия, по которым можно судить о присутствии духовных взаимоотношений, называются активными проявлениями эмоций. Существует тринадцать общих проявлений: танец, катание по земле, пение, потягивание, громкие крики, зевота, тяжелое дыхание, пренебрежение окружающими, слюноотделение, бешеный хохот, покачивание головы и икота. Эти признаки не должны проявляться все одновременно. Один или несколько этих признаков будут проявляться в соответствии с тем, что происходит в рамках конкретных взаимоотношений.

Существует восемь спонтанных проявлений духовных эмоций: оцепенение, испарина, гусиная кожа, дрожь в голосе, трепет тела, изменение цвета кожи, слезы и опустошенность. Некоторые причисляют эти признаки к внешним проявлениям эмоций. Однако различие между ними заключается в том, что каждый из тринадцати активных признаков связан с каким-то одним органом тела, в то время как спонтанные признаки овладевают всем существом преданного, после чего проявляются телесно. В зависимости от обстоятельств, они могут проявляться в большей или меньшей степени и иметь другие виды эмоциональной окраски.

Хотя подобные признаки можно наблюдать у многих людей, их нельзя называть проявлениями духовных эмоций. Они могут проявляться у тех, кто поклоняются Господу ради обретения освобождения, и являются проявлениями отражения духовных чувств. Люди, внутренне сентиментальные, но внешне холодные, часто без всякой причины переживают радость и печаль, которые являются тенью духовных эмоций. Люди, внутренне холодные, но эмоциональные внешне, могут симулировать слезы, оцепенение, гусиную кожу и т.д., которые не являются настоящими эмоциями вообще. И, наконец, люди, враждебно относящиеся к Господу, иногда также проявляют признаки, напоминающие спонтанные проявления духовных эмоций. Все эти феномены абсолютно поверхностны, и мы описали их лишь для того, чтобы можно было отличить их от проявлений подлинных духовных эмоций.

Существует тридцать одно проявление эмоциональных выплесков. Являясь один за другим, они помогают постоянным эмоциям в создании духовных взаимоотношений. Проявляясь через голос, жизненную энергию и органы тела преданного, они питают как вспомогательные, так и основные духовные чувства. Эти признаки следующие: досада, сожаление, смирение, чувство вины, усталость, опьянение, гордость, самомнение, тревога, сильное волнение, безумие, забытьё, болезнь, смятение, потеря жизни, леность, неподвижность, смущение, утаивание чувств, воспоминания, склонность к рассуждениям, волнение, задумчивость, невозмутимость, счастье, страстное желание, ярость, высокомерие, зависть, дерзость, головокружение, сонливость и пробуждение.

Духовные взаимоотношения переживают и душа, и Господь. Когда их переживает душа, их объектом является Господь. Когда их переживает Господь, их объектом становится душа. Более того, сами эти духовные взаимоотношения также являются объектами переживания. Суть духовных взаимоотношений в том, чтобы переживать их, а наделенные сознанием существа – это их субъекты. Духовные взаимоотношения вечны, непрерывны, непостижимы и олицетворяют высшее блаженство. Прогресс – это восхождение от уровня чистых духовных чувств до совершенства эмоций. Регресс – это нисхождение от чистых духовных чувств к иллюзиям этого материального мира. Эту тему под силу понять только людям, наделенным ясным разумом. Ее невозможно постичь при помощи материальной логики. Что уж говорить о духовных взаимоотношениях – даже материальные взаимоотношения не поддаются законам логики.

Итак, уникальная комбинация причин взаимоотношений, активных проявлений эмоций, спонтанных проявлений эмоций и эмоциональных всплесков с постоянными эмоциями приводит к возникновению духовных взаимоотношений. Природу этих взаимоотношений смогут понять лишь люди, обладающие необходимой компетенцией. Люди, чье внимание поглощено материальными отношениями, не смогут проникнуть в природу этих возвышенных духовных взаимоотношений.

Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми, зная такие примеры, как Шри Ауробиндо и Мать, Сатпрем и Суджата, то при этом почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. И, наконец, что такое духовность - это что, религиозность, а духовные отношения - это общение на библейские темы? Но сама по себе религиозность может не иметь никакого отношения к духовности. И может ли, например, Патриарх Гундяев Кирилл, сколотивший себе миллиарды на безвизовой торговле сигаретами и спиртными напитками, называться духовным лицом? Или, может быть, духовность - это информированность - чем больше информации содержит в своей памяти человек, тем он более духовный? Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность - это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.

Человек - многогранное существо, и не все его части одновременно принимают путь совершенствования, и соглашаются отказаться от материальных и витальных ценностей проявленного мира. И даже тогда, когда человек, кажется, окончательно утвердился на духовном пути, низшая его природа иногда пытается, и не безуспешно, взять реванш и тогда это переживается как падение. Но в то же время, это свидетельствует, что ещё многое в человеческом существе должно быть осознанно и трансформировано. На этом этапе внутренней работы духовных искателей, между ними иногда возникают периоды высокого созвучия, которое совсем не обязательно сопровождается вербальным общением. В этот период между ними возникает радость духовной общности, объединяющей их, и это единство бывает настолько глубоким, что любые слова могут быть неуместными. Человек, хотя бы однажды переживший радость духовного общения, знает, что основой его является высокое духовное состояние, однажды возникшее в нём в результате упорной внутренней работы. Ни один из духовных искателей не знает, когда может возникнуть это духовное состояние и не существует способов, при помощи которых это состояние можно удержать. Оно приходит, когда человек внутренне готов к нему, и уходит, если человек даже на время потерял направление духовного пути. Можно как угодно много говорить о духовности, в реальности не зная, что это такое. Можно предполагать, или даже быть уверенным в том, что где-то можно более успешно идти духовным путём, и искать эти места по всему свету. Но в реальности, каждый человек должен делать свою внутреннюю духовную работу там, где он живёт. По крайней мере, для большинства людей это так. В тех случаях, когда для духовной работы человеку действительно необходимо поменять место жительства, то это произойдёт для него естественно без особых усилий. И совершенно бессмысленно стремиться к духовным отношениям с другим человеком, не будучи сам духовным. Нужно во всём полагаться на Божественную волю, и не только в том, где должно быть место жительства, наиболее полно способствующее внутреннему совершенствованию, но и кто будет спутником жизни. Это совсем не означает, что человек должен пассивно сидеть и ждать когда ему принесут билет в другой город, в котором его ждёт квартира с хозяйкой в придачу. Возможно, всё было бы приблизительно так, если бы человек мог осознавать волю Божественного и следовать ей. Примером этому может быть жизнь Шри Ауробиндо и Матери, но человек ещё во многом руководствуется требованиями своего эго и, поэтому путь его полон проб и ошибок. Но всё это принесёт ему только духовный опыт, если он будет искренним на внутреннем пути.

Поиск смысла сегодня является одним из самых главных вопросов человечества. Пытаясь найти смысл, сокрытый за буднями повседневной жизни, мы постоянно спрашиваем себя: «Почему мы здесь? В чем смысл жизни и человеческих отношений?». Многие достигают невероятного уровня материального благосостояния и добиваются всех своих целей, и все-таки им кажется, что чего-то недостает. И заполнить эту пустоту может только духовность.

– это стремление вместе двигаться к таким ценностям, как любовь, сопереживание, доверие, радость. Осознание того, что ваши отношения имеют большой смысл, чем тот, который лежит на поверхности, и что нахождение этого смысла важно для того, чтобы быть вместе, выведет ваши отношения на новый уровень.

И хотя духовность может проявляться в традиционной религии, она не обязательно должна быть связана с ней. Какую бы религию вы бы не исповедовали, поставив духовность в центр ваших отношений, вы только улучшите их качества. В этой статье рассказывается о том, как разрешить кризис смысла и веры, с которым нам часто приходится иметь дело, и создать основу для разумных, духовных, спокойных и умиротворенных отношений.

Готовность к переменам

Готовность к переменам лежит в основе духовности. Духовность обычно вызывает в сознании мысль о поражении. Она часть ассоциируется с несвободой, необходимостью идти на уступки и выступать в роли мученика. Это прямо противоположно тому, что на самом деле представляет собой готовность к переменам – искреннее желание смягчить свою точку зрения, быть гибким, открытым и способным на новое видение. От вас также требуется отказаться от вредных старых привычек – создать почву для реализации того, к чему вы действительно стремитесь.

Отличительные признаки упрямства включают следующие мысленные установки:

Я не могу это больше выносить.

Ты нарочно хотел сделать мне больно.

Мне лучше знать, так почему бы тебе просто не сделать по-моему.

Ты меня не понимаешь.

Признаки упрямства на эмоциональном уровне:

Проявление симптомов стресса, таких как раздражительность, тревога, хроническая усталость, вспыльчивость, физическое напряжение и истощение.

Гнев, страхи, сомнения и фрустрация.

Признаки упрямства, проявляющие в поведении:

Выбежать из комнаты, хлопнув дверьми.

Закрыться от всех в своей «раковине» под предлогом занятости работой или хобби.

Бесконечное сидение под телевизором.

Нежелание распределить день так, чтобы в вашем расписании оставалось время друг для друга.

Осознание того, что вы упрямствуете, ускорит начало процесса перемен. Воспринимая эти признаки в качестве очевидного сигнала, что пора меняться, вы превратите потенциальные преграды в возможность духовного развития. Вместо того, чтоб раз за разом повторять старые модели поведения, воспользуйтесь следующими формулами для движения вперед:

Я мысленно смягчаю свою позицию и становлюсь более терпимым и терпеливым.
Я воспринимаю тебя как своего учителя, друга и возлюбленного, который может сказать такие вещи, которым я изначально сопротивлялся, но которые делаются для нашего высшего блага.
Я открыт новым знаниям и идеям, которые принесут пользу нам обоим.
Чем больше мы готовы меняться и отдаваться любви, тем глубже наше взаимопонимание.

На эмоциональном уровне спросите себя:

Что мои чувства говорят мне?

Чему я могу от них научится?

Чем они могут послужит мне?

Если эмоции преобладают, скажите себе:

Я чувствую……………., но понимаю, что я не есть мое чувство.

И это пройдет.

Дышите глубоко и размеренно, расслабляясь на каждом вдохе.

Сделайте следующие перемены в своем поведении:

Не делайте в порыве гнева ничего, что может нанести вред и о чем вы будете впоследствии сожалеть.

Будьте открытыми все 24 часа в сутки тому хорошему, что несут с собой отношения.

Выключайте телевизор, когда почувствуете, что он начинает затягивать вас. Вместо этого лучше приготовьте что-нибудь вместе, выберетесь на природу, послушайте музыку, сходите в театр.

Планируйте день так, чтобы у вас оставалось время друг на друга, чтобы вы регулярно проводили несколько тихих часов вместе.

Применяя все эти нехитрые правила, вы самым естественным образом обнаружите, что начинаете понемногу уступать, доверять и быть более искренним друг с другом. Это переведет ваши отношения на новый уровень – уровень любви. По мере высвобождения ваша страсть разгорится с новой силой. Теперь вы можете слушать друг друга и смеяться над событиями дня. Помните, что движение начинается с вашего желания перемен, а ваша настойчивость движет их вперед.