Почему мужчины в храме с непокрытой головой. Почему женщины покрывают голову в церкви

Грешно ли женщине войти в храм с непокрытой головой?

Вконтакте

Одноклассники

Ситуация, в которой оказалась наша читательница, случается нередко. Ей сделали в храме замечание за то, что она была без платка на голове. Это якобы большой грех. «Так ли это, — спрашивает она. – И как быть, если в теплую погоду вышла из дома без платка, а потом решила зайти в церковь, неужели это будет греховным поступком?»

Многие священники отвечают на этот вопрос одинаково: лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе.

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

- Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Лучше уж молиться без платка

Можно еще вспомнить, как на подобные вопросы отвечал в свое время митрополит Сурожский Антоний. Он говорил:

- Если ты непокрытая стоишь перед Богом и молишься, Он видит твою молитву, и это лучше, чем если бы ты стояла покрытая и думала: когда же это всё кончится?! Если так, то лучше уж стоять в брюках, с непокрытой головой – и молиться.

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи. Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась, красавица рассказала о своем видении.

Естественно, эта чудная весть о новом «церковном дресс-коде» вмиг облетела весь свет. И, конечно же, все хотели иметь своего собственного Ангела и быстрые ответы на молитвы, а, значит, все стали приходить в храм как полагается.

С тех пор прошло уже много веков, а традиция ходить в церковь в платке и длинной юбке осталась. Правда сейчас юбка стала не в чести. Кто знает, может быть, поэтому молитвы современных девиц не столь быстро долетают до неба?

Эта легенда – всего лишь шуточная иллюстрация к злободневной теме. Но, вне всякого сомнения, традиция покрывать голову в церкви берет свое начало с древних времен.

И одним из источников такой традиции является, прежде всего, Святое Божие Слово – Библия, которой руководствуются христиане.

Что говорит Библия о покрытии головы

Что же говорит Библия о покрытии головы и о том, почему женщина должна одевать в церкви платок?

В 1-м послании Апостола Павла Коринфской церкви, в 11 главе говорится, что женщине неприлично молиться с непокрытой головою. Более того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.

Также есть упоминание о том, что волосы даны женщине вместо покрывала. И они являются для нее честью, в то время как для мужчины длинные волосы — позор (с чем сейчас не согласятся многие представители сильного пола).

Тем не менее, для современной женщины странно считать позором модную стрижку или даже бритье. Так же, как и странно заменять покрывало распущенными волосами.

В чем же здесь суть? Без детального анализа текста и погружения в традиции Коринфа, куда было отправлено письмо Апостола, здесь явно не разобраться.

Почему в Коринфе женщины покрывали голову в церкви

Оказывается, есть простое объяснение, почему некоторые женщины в Коринфе покрывали голову в храме. А ведь отсюда и произошла традиция надевать платок на голову в церкви.

Во времена Первоапостольской церкви в Коринфе был большой храм богини Артемиды, содержащий жриц любви, с которыми любой мужчина мог вступить в связь за деньги. Отличительной чертой жриц была обритая голова.

Непрофессиональные же проститутки того времени, чтобы показать род своих занятий, выстригали себе волосы на висках. Соответственно, если ваши виски были подстрижены или вы были побриты наголо, становилось понятно, кто вы. Это было своеобразным знаком женщин легкого поведения.

Что же нужно было сделать новообращенным христианкам с темным прошлым? Когда они заходили в церковь, все видели, что их волосы короткие или бритые – и этим они не только навлекали позор на себя, но еще и бросали тень на всю церковь.

Зная то, с чем приходится сталкиваться общине в Коринфе, Павел написал: «Женщины, отращивайте волосы, не стригитесь, а если с волосами беда — покрывайте головы, чтобы никто не подумал, будто вы порочные женщины».

Оказывается, весь вопрос библейского отрывка заключается в особенностях территории, которой предназначалось послание. Хотя, безусловно, подобная ситуация могла наблюдаться и в других местностях. Главное, понятна сама идея возникновения традиции, чтобы женщина покрывала голову в церкви.

Традиции покрывать голову женщине

Конечно же, на современное понимание женской одежды в церкви, помимо Библии, оказала влияние и традиция древнего мира.

В традициях древнего мира (Греция, Рим, Византия) головной убор имел для женщин большое значение.

Прежде всего, он был необходим для защиты от агрессивных погодных условий. Не зря в жарких южных странах и на территории пустынь женщины до сих пор покрывают голову – иначе им просто не уберечься.

Помимо защиты и удобства, плащ-платок символизировал зрелость, и его ношение было честью для женщины, тогда как обнажение головы для замужней женщины являлось величайшим позором.

В древней Руси женский головной убор (платок) был также обязателен. Его называли «убрус». Под убрус надевался еще один платок, который утеплял голову и предохранял верхний убор от загрязнения. Зимой поверх платка надевалась шапочка или меховой платок.

Также мы знаем о существовании кокошника и кики.

Позднее старинные головные уборы были заменены шляпами.

В настоящее время традиции покрывать голову женщинам были утеряны, хотя и существует тенденция к их возврату, ведь даже на улице можно увидеть женщин в платках. И это действительно очень женственно и красиво.

Другой разговор, когда в церковь вас не пускают без платка, объясняя это традицией. А женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.

Справедливо ли это на самом деле?

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

Почему же сейчас женщины в церкви в платках? Должна ли в наше время женщина покрывать голову в церкви?

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

Мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль покрывала.

В довершение всего, мы не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то, теряется.

К тому же, богобоязненные женщины молятся еще и дома. Нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви.

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь – личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

Единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – церковное правило.

Итак, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она имеет право на существование.

На нашем портале саморазвития мы найдете много полезной информации , о том, и .

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, почему в церкви женщины покрывают голову платком. Уже сам вопрос можно считать недостаточно корректным. Если появились сомнения в этой традиции, то очень легко перейти и к другим, не менее некорректным вопросам.

Может ли традиция устареть

Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие. Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.

Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан, об этом заговорили.

Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.

В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы, среди которых может попасться и кружевной шарф и снуд.

Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.

Платок-капюшон

Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой. Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты.

Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.

Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.


Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.

Какой платок выбрать в церковь

Между тем, по церковным канонам предопределено не только, каким следует быть головному убору, но и какого цвета в каких случаях надевать, как повязать, и кто может надевать ту или иную разновидность:

  • светлый, белый однотонный или с мелкой цветочной каймой, в небольшой рисунок, можно надевать в храм по праздникам;
  • любого цвета, кроме зеленого или черного, используют для обычного, каждодневного визита;
  • черный надевается в знак траура, а однотонный темного цвета можно и нужно надевать в дни строгого поста;
  • красный надевают на Пасху или все время до Святого Вознесения;
  • зеленый – приличествующий только на Вербное Воскресенье и Троицу;
  • в цветочек или в мелкий горошек с каймой обычно надевают женщины, прислуживающие в храме.

Донские платки, которые сейчас усиленно продают в интернет-магазинах, кружевные и со стразами от Сваровски – вещь, абсолютно противоречащая самому духу сложившейся традиции, которая присутствует только в православной религии.

Есть специальные православные платки (платок-капор с завязками под подбородком, которые надеваются на голову). Завязки сшиты на кулиске.

Надетый и завязанный под подбородком головной убор, обычно не спадает, его можно надеть и женщине, не привыкшей к такому наряду.


Можно любую косынку использовать, как платок, девочке главное чтобы он не соскальзывал с головы. Традиционный платок в церковь должен быть средних размеров, чтобы его можно было завязать под подбородком, а сзади он закрывал волосы.

Ниспадающий не выполняет той функции, для которой он изначально был предназначен.

Важно. Огромное значение имеет именно, как в церковь, остальные светские профанации обычая, допущенные современной церковью в процессе секуляризации – это имитация традиции, но не совсем ее соблюдение.


Стразы Сваровски, используемые по праздникам, чтобы продемонстрировать, по какой цене приобретен головной убор для похода в церковь – не более, чем гордыня. Христианская религия призывает бороться с такими перегибами, осуждая такой наряд, как один из недозволенных грехов.

Чтобы разобраться в традиции, которую призывают соблюдать опосредованно, нужно просто понять, почему в церкви женщины покрывают голову платком.

Почему в церкви женщины покрывают голову платком: истоки и важность традиции

Согласно преданию, эту традицию положил Апостол Павел. Она ведет свои истоки со времен его прибытия в Коринф с проповеднической миссией.

На тот момент существовал языческий храм, в котором жрицы обривали голову наголо и отдавались во славу своей богине, совершая таким образом акт жертвоприношения.

Некоторые из жриц этого храма стали исповедовать христианскую религию. Чтобы никто не мог упрекнуть их прошлым, пока не отрастут волосы, Апостол Павел обязал всех одевать в храм платки.

Вторая версия этого же события состоит в том, что женщины с волосами демонстрировали их в назидание блудницам, а это было проявление гордыни, ведь пред Господом все равны.

Еще одна трактовка платка в церкви состоит в том, что мужчина создан Богом по образу своему и подобию. Поэтому он снимает шляпу или головной убор, в знак уважения перед Творцом. Женщина, созданная Богом из мужского ребра, надевает платок, чтобы показать свое смирение и покорность мужчине.


Существуют и другие версии. Например, что покрывая волосы в храме сразу после замужества, женщина дает обет верности, оставляя возможность видеть волосы только самому близкому человеку – мужу.

В церковь же платок надевают не только женщины, но и девушки, чтобы скрыть одну из самых привлекательных черт внешности.

В Храме Господнем не должно быть греховных мыслей и предметов вожделения, поэтому и предписывалось надевать юбки до полу и платки.

Важно. В этом случае надевать кружевной шарф, кокетливый платочек с выправленными из-под него волосами и завязанный назад, нет никакого смысла. Он не прячет дамские прелести, как это происходит в случае с настоящим головным убором, а, наоборот, подчеркивает их и привлекает внимание.

В случае с мужчинами снимание головного убора тоже может трактоваться по-разному. На Руси шапка была отличительной особенностью титула или должности, особенно у государевых служащих.

Когда снимали головной убор, то они нивелировали свой общественный или имущественный статус. Снятая шапка демонстрировала всем, что пред Господом все равны.


Насколько оправдано ношение платка в церкви

Прежде, чем искать в сети, где купить или как сшить накидку платок, следует подумать о том, для чего надевается в церковь головной убор. Это не средство продемонстрировать или подчеркнуть свои прелести, привлечь восхищенные взгляды мужчин или завистливые – женщин.

Потому что иначе хождение в Храм не имеет особого смысла. Начиная с отрицания одной традиции, заложенной в религиозных постулатах, далее можно легко поставить под сомнение целесообразность обрядов, облачений читаемых молитв.

Ведь именно они используются для обращения к Богу. Определенные правила поведения приняты в любом сообществе. Только самому невоспитанному человеку придет в голову есть на полу, плевать в колодец, отказывать в уважении старших или лишать заботы детей.

Примерно так же обстоят дела и с религиозными обычаями, продиктованными вековым опытом, национальным менталитетом, наследием предков.

Жизнь изменилась, появились новые транспортные средства, информационные технологии, способы общения. Но для многих людей ничего не изменилось в отношении и обращении к Богу, следовании религиозным заповедям, церковным канонам и правилам. И если человек считает себя верующим, он следует им неуклонно, без рассуждений о целесообразности.

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «...Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «...Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа...» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка - принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц - блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «...если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается...» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы - постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «...если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется...». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и ее головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» - сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «...не муж создан для жены, но жена для мужа...» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме - её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Традиция покрывать голову в церкви , это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина — с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем Литургии. Таким образом, христианской традицией является недопустимость находящихся в храме верующих мужчин в головном уборе, а верующих женщин - без платка.

Эта традиция основана на утверждении Апостола, что Христос является главой всякому мужу, жене же глава – муж, а Христу глава — Бог. Ибо мужчина, молящийся с покрытою головою, свою голову постыжает, а жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову, приравнивая ее к обритой голове. Мужчина является образом и славой Бога, а женщина- славой мужчины, поскольку «не муж от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа». Платок — знак власти над ней, это для Ангелов.

Противное утверждение основано не неправильном понимании принципа равенства мужчин и женщин перед Богом. Иисус никогда не отгонял женщин во время своих проповедей, это же, кстати, относится и к язычникам, которых Иисус никогда не подвергал дискриминации. Практически, Мария Магдалина первая наблюдала Воскресшего, и здесь ее преимущество, например, перед апостолом Петром. Перед Христом в деле достижения спасения и освобождения, стяжании Святого Духа и вечной мужчины и женщины совершенно равны.

Однако ошибка некоторых самодеятельных теологов заключается в том, что равенство во Христе не тождественно равенству во плоти. Во Христе, на самом деле, отсутствуют гендерные и национальные признаки, однако, в естестве мы все будем различаться, до самого момента перехода в вечность. Как раз на эти определенные признаки и пытается обратить внимание коринфян апостол Павел, рассуждая о покрытии головы. У него речь не идет о покрытии или не покрытии голову «духовного человека», находящегося во Христе, здесь конкретно говорится о человеческой плоти, а она уж точно еще не во Христе.

Идея состоит в том, что у Бога в подчинении содержатся все элементы и материального, и духовного мира, и они (это главное) между собой упорядочены и находятся в стройной системе, с целым рядом уровней и соподчинений. Эта система и есть гармония, и претензии отдельных элементов этой системы на не свойственные им функции приводят к дисгармонии, возмущениям и дисбалансу, а в результате и к ее расстройству.

С Христом на землю пришла идея единства, а не идея равенства, именно она дает согласованность, единомыслие и отсутствие недовольства, и при сохранении индивидуальности каждого человека, должно существовать взаимное подчинение -субординация и определенная система иерархии.

Иллюстрацию этой взаимозависимости апостол Павел находит в человеческом теле, у которого каждый находится в состоянии подчинения у других членов, обладая равными правами, но и неравными возможностями. Тело действует успешно тогда, когда не уравниловка всех членов имеет место, но согласованное взаимодействие и единство каждого на своем месте и со своими функциями. Следовательно, равноправие в определенном отношении не исключает, но предполагает иерархию, то есть, неравенство. Павел пишет: не все тело — глаз или ухо. Замужняя сестра, покрыв голову, показывает окружающему миру свое подчинение установленному Богом положению. И это свидетельство не только для окружающих, но и знак для Ангелов. Наблюдая за людьми, сатана и павшие ангелы, обнаруживают, что Бог получил от людей повиновение, не полученное от них, и это их постыжает. Сатана постыжен не только Иисусом, покорившемся Отцу, но и обычными платками, то есть людьми, покорившимися Божьим установлениям добровольно. Это и повиновение жены мужу, а покрытие головы является знаком этого состояния. Сатана же пытается убедить не стойких духом женщин в необязательности покрывать голову.

Но при этом, Павел указывает, что покрытие головы является добровольным актом. В этом и проявляется постыжение ангелов, в добровольности, когда женщины, равные мужчинам в части благодати, во плоти подчиняются им, подавая знак о своей покорности Божьим установлениям. Следовательно, принудительного церковного закона о покрытии головы для сестер не должно быть.