У берегов какого материка встречаются айсберги. Знатоки географии

Помимо обычных льдов, образующихся в результате замерзания морской воды, в некоторых районах Мирового океана можно встретить ледяные горы - айсберги. Это - обломки ледников, сползающих в море, различной формы и размеров. Иногда они похожи на пирамиды, нередко имеют форму куба, а в антарктических водах можно встретить огромные ледяные массивы с совершенно плоской поверхностью. Под действием солнечных лучей и морских волн форма айсбергов с течением времени меняется. Чем старее айсберг, тем причудливее его форма.
Обычно морские льды по мере выноса их из высоких широт в умеренные, быстро разрушаются. Айсберги более живучи. Их можно встретить там, куда морские льды никогда не доходят. Разбросанные прихотью ветров и течений по большой площадки океана, айсберги всегда представляли серьезную опасность для мореплавания. В недалеком прошлом, когда на кораблях не было радиолокаторов, встреча с айсбергами грозила большими неприятностями. Ночью или днем при плохой видимости на носу судна выставляли «впередсмотрящих» матросов для наблюдения за морем. Но в ночной темноте или тумане матросы могли заметить опасность только за несколько десятков или сотен метров. Поэтому часто приходилось уменьшать скорость хода судна, а иногда и совсем останавливаться. Однако это не всегда гарантировало безопасность корабля. Даже после изобретения радиолокатора возможность столкновения с айсбергами, как мы увидим ниже, полностью не отпала. Время от времени мы узнаем о катастрофах, вызванных столкновениями с айсбергами.
В 1912 г. весь мир потрясло известие о гибели огромного пассажирского корабля «Титаник». В то время это был самый большой в мире пароход, водоизмещением в 52 300 т, длиною - 250 м, а скорость хода его достигала 25 узлов (46 км/час). Он мог взять на борт 3500 пассажиров.
11 апреля 1912 г. «Титаник» вышел в свой первый рейс из английского порта Куинстаун (южная Ирландия) в Нью-Йорк, имея на борту 2201 человека (пассажиры и команда корабля); среди пассажиров было 109 детей.
Конкурирующие английские пароходные компании боролись за сокращение времени перехода через океан. Каждый выигранный день и даже час увеличивал приток пассажиров, ночты и грузов. Все было использовано для увеличения скорости корабля и обеспечения удобств пассажиров. Но не были предусмотрены в достаточной степени спасательные средства. На корабле было всего 16 шлюпок, рассчитанных на 1180 человек.
«Титаник» шел полным ходом, не считаясь с погодой (плохой видимостью и туманами), со средней скоростью в 22 узла. Он не снизил скорости и вблизи Ньюфаундленда, где в апреле особенно много айсбергов, которые весною спускаются далеко к югу. Хотя от других кораблей, плавающих в этом районе, непрерывно поступали по радио сообщения о встречах с айсбергами, капитан «Титаника» не принял мер предосторожности и шел с прежней скоростью, не слушая советов своих помощников. Ему приказано было спешить. Ведь «Титаник» должен был вырвать «голубую ленту» у лучших кораблей конкурирующей компании «Мавритании» и «Лузитании».
В 23 ч. 40 мин. «впередсмотрящий» доложил на мостик: «Впереди по курсу айсберг». Немедленно последовала команда изменить курс и застопорить машину, но было уже поздно: «Титаник» с полного хода налетел на ледяную гору. В огромную пробоину борта корабля хлынула вода и затопила все отсеки носовой части корабля до мидельшпангоута. Откачивать воду не было никакой возможности. Последовала команда оставить судно и садиться на шлюпки. А. между тем нос «Титаника» быстро погружался в воду, и через 2 ч. 40 мин. после столкновения корабль пошел ко дну.
Слишком неожиданной была встреча с грозным айсбергом, слишком велика была скорость движения корабля, слишком недостаточны средства спасения. Удалось спасти только 712 человек. Правда, шлюпки были рассчитаны на большее число пассажиров, но отчаянная паника, поднявшаяся на судне, и малый срок, в течение которого «Титаник» держался на воде после катастрофы, сделали свое дело.
Прошли годы. В районе гибели «Титаника» в 1913 г., на основании международного соглашения, была организована регулярная служба оповещения об айсбергах - Международный ледовый патруль. Суда Ледового патруля крейсировали в районе сосредоточения айсбергов на участке наиболее интенсивного движения судов. Зона деятельности патруля - воды, примыкающие к Ньюфаундленду с северо-востока, востока и юго-востока. В задачу патруля входит вести учет айсбергов, следить за их продвижением и предупреждать приближающиеся суда об опасности столкновения.
В 30-х годах нашего столетия был изобретен радиолокатор, позволяющий даже при плохой видимости получать на экранах прибора изображение айсберга или встречного корабля, плывущего на значительном расстоянии от судна. Но это все же не смогло полностью предотвратить случаи столкновения с айсбергами, приводящие к катастрофам. Как сообщалось в нашей печати, 30 января 1959 г. в 36 милях к юго-востоку от южной оконечности Гренландии (мыс Фарвель) от столкновения с айсбергом потерпел аварию и затонул датский теплоход «Ханс Хедтофт». Теплоход плавал за пределами зоны действия Ледового патруля.
«Ханс Хедтофт», водоизмещением около 3000 т, был построен в 1958 г. Так же как и «Титаник», он совершал свой первый рейс. Судно было оборудовано новейшей радиолокационной аппаратурой. Теплоход имел двойное дно, семь поперечных водонепроницаемых переборок, специальные ледовые крепления и множество спасательных средств (вместительный моторный бот, шлюпки и надувные плоты). Несмотря на это, теплоход довольно быстро затонул и из 95 человек, находившихся на борту теплохода (40 моряков, 55 пассажиров, из них 19 женщин и 6 детей) никому не удалось спастись. От первой телеграммы, переданной в эфир сразу же после столкновения в 17 ч. 58 мин., до последних телеграмм прошло 3 ч. 50 мин. За две минуты до лаконичной последней телеграммы - «Идем ко дну», радист теплохода передал по радио: «Судно медленно погружается. Просьба ко всем судам - немедленно прибыть на помощь. Наши координаты - 59 градусов 05 северной широты, 43 градуса западной долготы».
Осталось загадкой, почему экипаж теплохода не воспользовался спасательными шлюпками. Некоторый свет проливает сообщение немецкого рыболовного судна «Иоганес Крейес», находившегося ближе всего к месту аварии теплохода. Капитан «Крейеса» пятнадцать раз связывался по радио с аварийным судном, но ни в одной из радиограмм с теплохода не сообщалось о намерении капитана спустить шлюпки и покинуть судно. Вероятно, капитан теплохода Раус Рассмуссен, тридцать лет плававший в полярных водах, был уверен, что его судно не затонет и старался спасти теплоход. Но в последнюю минуту произошло что-то непредвиденное, ускорившее гибель судна. Скорее всего оно перевернулось вверх килем, похоронив под собою весь экипаж.
Поиски потерпевших кораблекрушение, проводившиеся в течение нескольких дней с судов и самолетов, не увенчались успехом. Но иногда на экранах радиолокаторов не получается различимого изображения айсберга, хорошо видимого простым глазом. Это бывает, когда айсберг слабо выдается над водой или обращен к судну наклонной стороной. «Ханс Хедтофт», по всей вероятности, столкнулся с небольшим айсбергом, незначительно выдающимся над поверхностью моря, изображение которого на экране локатора могло легко затушеваться отображением волн.
Но не всегда столкновение с айсбергом ведет к гибели судна. В январе 1956 г. советское экспедиционное судно «Лена» столкнулось в тумане с айсбергом в море Девиса на пути в поселок Мирный (Антарктида). Судно ударилось об айсберг левой скалой (носовая часть левого борта), резко накренилось и потеряло ход. Однако никаких повреждений корпуса не оказалось.
В 1958-1959 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля: «Чернышевский», «Радищев» и «Ногинск».
Где же чаше всего встречаются айсберги? Айсберги можно встретить в Северном Ледовитом океане и его морях, в северо-западной части Атлантики и в южных частях Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Особенно многочисленны айсберги в водах, омывающих Гренландию и Антарктический материк.
В северной части Тихого океана айсберги чрезвычайно редки. Основным «поставщиком» айсбергов в этом районе служит ледник Маласпина в заливе Аляска, спускающийся на широте 60° непосредственно в океан.
Айсберги Северного Ледовитого океана поставляются ледниками островов Шпицберген, Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли и Гренландии.
Самые мощные ледники находятся в Гренландии. Вот почему и самые крупные айсберги встречаются в северном полушарии около ее берегов: в Баффиновом море, в Девисовом проливе и Гренландском море. Айсберги, рождающиеся от ледников других островов Северного Ледовитого океана, значительно уступают по величине гренландским.
Изредка ледяные горы встречаются и далеко за пределами указываемых на картах границ. Так, однажды, обломок ледяной горы был встречен на 36° 10" с. ш. и 39° з. д., то есть на 650 морских миль к юго-востоку от Большой Ньюфаундлендской банки и в 360 милях от обычной границы распространения айсбергов.
Был случай, когда айсберг обнаружили в 500 милях к западу от Ирландии, т. е. на очень большом расстоянии от границы распространения айсбергов. Но такие случаи чрезвычайно редки.
То же отмечено и для южного полушария. Судно «Дохра» встретилось в 1894 г. с айсбергом в 500 милях от границы их распространения. Ледяная гора находилась, очевидно, в последней стадии разрушения, так как только гигантский айсберг мог проникнуть в такие низкие широты (26° ю. ш. и 26° з. д.) и не растаять по пути. В Антарктике встречаются все виды айсбергов: столообразные, пирамидальные, куполообразные (айсберги-холмы), разрушенные и наклоненные. Но наиболее характерны для Антарктики столообразные ледяные горы, совсем не встречающиеся в Арктике.
Айсберги разнообразны и по размерам. В океане можно увидеть и небольшие куски льда - обломки айсбергов и огромные ледяные острова.
Лед, из которого состоят айсберги, совершенно пресный. Над водой обычно возвышается только 1/5 или 1/6 часть всего айсберга, остальная часть скрыта под водой. Иногда у айсберга образуется подводный выступ - таран.
В cpеднем, высота ледяных гор над уровнем моря в северном полушарии - 70 м, а в южном несколько меньше - 40-50 м. Но изредка встречаются ледяные горы высотою 150-200 м и даже 800 м.
Горизонтальные размеры айсбергов, особенно антарктических, могут быть также весьма значительными. В декабре 1854 г. в Атлантическом океане была встречена огромная ледяная гора высотой 90 м. В длину она простиралась на 75 км, а в ширину - на 11 км. До апреля 1855 г. эту гору видели экипажи 21 судна.
Один из очень больших айсбергов был замечен в Атлантическом океане к востоку от Фолклендских островов; он имел в длину 150 км. Но, пожалуй, самым большим был айсберг, встреченный моряками американского ледокола «Глетчер» в ноябре 1956 г. к западу от острова Скотта. Он имел в длину 333 км, а в ширину - 96 км.
Экспедиция на дизель-электроходе «Обь» в феврале 1958 т. в районе ледника Ниннис встретила айсберг длиной 80 км. Через год, по-видимому, этот же айсберг наблюдали китобои «Славы».
Самые крупные айсберги встречаются поблизости от мест их происхождения. Большинство их под действием морских волн и температуры разрушается. Они рассыпаются на множество мелких ледяных гор, сильно затрудняющих плавание. Однако некоторые большие айсберги, не имеющие глубоких трещин, сохраняются неразрушенными и выносятся ветрами и течениями в низкие широты. Айсберги южного полушария могут плавать по океану с момента отрыва от ледника до момента полного уничтожения около 10 лет. Продолжительность существования айсбергов северного полушария значительно меньше и не превосходит 5 лет. Возраст гренландских айсбергов и того меньше (не выше 2-3 лет). Причины меньшей продолжительности жизни северных айсбергов заключаются в том, что их быстро выносит Лабрадорское течение в низкие широты, где они и тают.
Антарктические айсберги, как правило, не прорываются через кольцо поперечного течения, опоясывающего весь земной шар по 40-45 параллели.
Айсберги никогда не достигали экватора, а тем более не попадали из одного полушария в другое. Поэтому совершенно фантастически звучит заметка турецкой газеты, воспроизведенная «Вечерней Москвой» 24 февраля 1958 г. В заметке «Находка в айсберге» в разделе «коротко о разном» газета писала: «Моряки американского флота подорвали динамитом у побережья Антарктиды огромную ледяную глыбу. Каково же было их изумление, когда из разлома показался хорошо сохранившийся труп человека... в смокинге. Вскоре было установлено, что это один из пассажиров трансатлантического парохода «Титаник», затонувшего при столкновении с айсбергом в 1912 году».
По-видимому, здесь допущена какая-то ошибка или же все сообщение от начала до конца вымышлено.
Представляет интерес проект буксировки айсбергов из полярных районов в тропические области, где испытывается недостаток в воде. С таким проектом выступил американский ученый Джон Исаакс из океанографического института Скриппса в Ла-Джола (Калифорния, США). Он предложил план буксировки больших антарктических айсбергов в район Южной Калифорнии, для которой проблема водоснабжения жизненно важна. Исаакс считает, что если использовать попутные морские течения, то для реализации его плана потребуется всего лишь 6 мощных океанских буксиров общей мощностью в 80 000 л. с. Маршрут буксировки можно выбрать так, что передвижению айсберга будут помогать морские течения. Ведь иногда Перуанским течением айсберги выносятся очень далеко в низкие широты. Можно выбрать в антарктических водах достаточно большой и хорошо сохранившийся айсберг и, пользуясь Перуанским течением, отбуксировать его к экватору. Затем, с южным пассатным течением несколько удалиться от материка и где-нибудь западнее Галапагосских островов войти в область экваториального противотечения, направленного с запада на восток. Это течение поможет буксирам подтащить айсберг к Панамскому перешейку. Здесь экваториальное течение разделяется на две ветви - северную и южную. Северная ветвь течения понесет айсберг к месту назначения - берегам Калифорнии.
В теплых тропических водах айсберг будет интенсивно таять, поэтому для его сохранения потребуется специальная защита из теплоизоляционного материала около трех метров толщиною.
Исаакс подсчитал, что для снабжения пресной водой южной Калифорнии в течение года (на что сейчас расходуют 100 000 000 долларов) потребуется очень крупный айсберг - в 20 миль (37 км длиною, 1/2 мили шириною) и с осадкой в 300 м. Такая форма айсберга наиболее удобна: узкая часть этого гигантского ледяного «кирпича» будет оказывать наименьшее лобовое сопротивление при буксировке.
Успех операции зависит от скорости буксировки (по Исааксу она потребует 6 месяцев) и качества защиты.
По предположению Исаакса, убыль айсберга во время буксировки в субтропиках будет в какой-то степени компенсироваться конденсацией на айсберге влаги из атмосферы, особенно во время стоянки его у Калифорнии, что может дать дополнительно около 25% воды.
Пресная вода, образовавшаяся при таянии айсберга во время стоянки, как более легкая, будет скапливаться на поверхности океана, поэтому вокруг айсберга должна быть устроена круговая защита из водонепроницаемого материала, несколько возвышающаяся над водой, но не очень глубоко опущенная под поверхность. Из этого резервуара воду можно непрерывно качать в глубь материка.
Операция буксировки айсберга связана с большими трудностями, и в научных кругах США проект Исаакса встречен весьма скептически. Директор Вудсхоллского океанографического института Эдуард Хенсон Смит считает его «умозрительным и в то же время фантастическим».
Однако делались попытки использования айсбергов для нужд человека более реалистического характера. При работе промыслового флота айсберги могут служить прекрасными ориентирами. За айсбергами можно отстаиваться в период волнения и проводить необходимые грузовые операции. Участники Советской антарктической экспедиции в 1957-1958 гг. широко использовали столообразные айсберги для посадки самолетов и вертолетов с полевыми научными партиями.
Но все же вред, причиняемый айсбергами человеку, не идет ни в какое сравнение с пользой, которую из них можно извлечь. Вот почему изучение жизни айсбергов, предсказание их путей - одна из важнейших проблем физической океанографии.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Урок – игра для 6 класса
Цели: развить внимание, мышление, помочь легче усвоить учебный материал, научить находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, увлечь предметом
Оборудование : контурные карты, конверты с шарадами, ребусы, письма «капельки-путешественницы»
Ход игры
Урок – игра состоит из 6 конкурсов.
1 конкурс « Немая карта»
Каждой команде учитель раздает контурные карты, на которых цифрами обозначены 20 объектов. Участникам игры за 2 минуты нужно подписать как можно больше названий отмеченных географических объектов. При выполнении задания не разрешается пользоваться атласом. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
^ 2 конкурс «Географические ассоциации»
Учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой команде. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Задания:

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)

  3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)

  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)

  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

  6. Мел, раковина, море, осадок, дно. (Горные породы органического происхождения)

3 конкурс «Путешествие капельки-невидимки»
Каждой команде выдается письмо «капельки-путешественницы». Почитав его, необходимо обозначить на контурной карте все описанные капелькой географические объекты. Правильное задание оценивается в 5 баллов.

Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождем на поверхность самого глубокого озера мира . Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан . С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сестрами-капельками образовала облако. Это облако перенес ветер, и я пролилась с дождем на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро . Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенес это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я еще успела побывать в водах самого соленого в мире моря , проплыть по самой длинной реке Африки , упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.
На контурной карте должны быть отмечены: озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, река Обь, Мертвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка.

^ Конкурс 4 «Географические шарады»
На столе лежат 4 конверта, в которых написаны шарады. Представителям от команд необходимо выбрать по 2 конверта и правильно отгадать географическую шараду. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вот вам легкая шарада:

К ноте «Н» прибавить надо.

Нота больше не поет,

А рекой она течет. (Дон)
Первое – летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе – есть машины марка

Из российского, ребята автопарка.

Все же вместе – Франции столица,

Этот город модницам всем снится. (Пар + «Иж» = Париж)
Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас)
С «Ч» - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С «Л» - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и стар и мал (Туча – Тула)
^ Конкурс 5 « СТО»
Необходимо отгадать слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

СТО __ - сторона света (Восток)
__ СТО __ - начало реки (Исток)
СТО __ __ __ __ - главный город страны (Столица)
__ __ __ __ __ __ __ СТО __ - город России, порт на Тихом океане (Владивосток)
__ __ __ СТО __ __ __ - имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб)

^ Конкурс 6 «Географические ребусы»

Необходимо разгадать как можно больше ребусов за 5 минут. Правильный ответ оценивается в 2 балла.




После проведения всех конкурсов подсчитывается количество заработанных баллов и объявляется победитель.

Кроме этого, арктическая научно-исследовательская экспедиция «Роснефти» «Кара-лето-2016» провела 18 экспериментов по буксировке ледяных глыб, заложила научную базу и спасла метеорологов от белых медведей.

Взять на буксир

После распада СССР серьёзно изучать Арктику у нас почти перестали. Но в последние годы интерес к региону вырос в разы благодаря государственной политике по освоению северных богатств. Это и Северный морской путь, и богатейшие ресурсы углеводородов на арктическом шельфе. Нефтяная компания ведёт активную разведку нефти и газа на шельфе арктических морей. В Карском море она уже открыла Карскую морскую нефтеносную провинцию, по объёму ресурсов превосходящую Мексиканский залив, шельфы Бразилии, Аляски и Канады.

Но добыче углеводородов предшествует изучение всех природно-климатических условий этого сурового края. Одна из главных целей - сделать работы безопасными, сведя к минимуму воздействие на природу. Нефтяная компания вместе с Арктическим Научным Центром и ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» проводят уже двенадцатую экс-педицию.

Специалисты провели 18 экс-периментов по буксировке айсбергов разных форм и размеров при самых разных погодных условиях. Самым крупным из них стал айсберг весом более 1 млн тонн. Удалось даже взять на буксир две «ледяные горы» одновременно.

Учёные плавучей лаборатории - научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» - изучали айсберги детально: вели съёмку их надводной и подводной частей, устанавливали дрейфующие буи, чтобы знать, как, куда и каким образом они плывут, строили 3D-модель. Четыре года исследований позволили НК «Роснефть» разработать технологию управления ледовой обстановкой и обезопасить будущие объекты морской нефтедобычи.

Миша, не шали!

Радиолокационная и аэрофотосъёмка продуцирующих ледников на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, островах Де-Лонга и Земле Франца-Иосифа позволит определить характеристики айсбергов и найти зоны, где они рождаются. Бесценную информацию дали и 13 притопленных автономных буйковых станций: год они измеряли волнение моря, уровень соли в воде, осадки ледяных образований и течения.

Специалисты не только проверили 7 автоматических метео-станций и 6 широкополосных сейсмических станций, которые установили раньше, но и добавили новую метеостанцию. Здесь, на побережье Хатангского залива, экспедиция положила начало строительства первой научно-проектной базы нефтяной компании, с которой будут постоянно мониторить природно-климатические условия, а зимой - исследовать льды юго-западной части моря Лаптевых. Ведь Арктика - это кухня погоды.

«Попутно» участники экспедиции спасли работников метеостанции о. Тройной в Карском море, которые не могли выйти из здания, буквально окружённого белыми медведями. Полярных хищников отогнали шумом вертолёта, не причинив им вреда, но получив новые данные о поведении зверей. Биологи экспедиции занимались, в том числе, изучением популяций белого медведя, моржа и других морских млекопитающих.

«Кара-лето-2016» - крупнейшая экспедиция в Арктику за последние десятилетия.

Задания школьного тура олимпиады по географии

7 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_________________

2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000__________________________

3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

4) самый высокий водопад__________________________________________________________

5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

6) самый холодный материк__________________________________________________________

7) самый широкий пролив____________________________________________________________

8) самое большое озеро______________________________________________________________

9) самый маленький материк__________________________________________________________

10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

4 . Объясните, что означают термины?

1) Лавразия ___________________________________________________________

2) Пассат _____________________________________________________________

3) Меридиан __________________________________________________________

4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. Название этого объекта произошло от слова «масуну», которое на индейском языке означает «большая вода». Что это за объект? _______________________________________

7. С тибетского языка это название переводится как «богиня - мать Земли» Что это

_____________________________________________________________________________

8. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

9. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

10. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

11. Выберите правильные утверждения

  1. На южном полюсе холоднее, чем на северном
  2. Берингов пролив открыл Витус Беринг
  3. Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план
  4. Азимут на восток означает 180 градусов
  5. Самый большой остров в мире - это Сахалин
  6. Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма
  7. На юге Евразия омывается Индийским океаном

12. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита - 4 км). Кто из героев находится ближе всего к центру Земли? ______________________________________ (10 баллов)

13.

(за каждый верный ответ 2 балла)

14. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(15 баллов)

15.

1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

7 класс

1. 34 ю.ш 19в.д _

2. 1 см 300км _

1) Нил

2) Джомолунгма

3) -Амазонская

4) -Анхель

5 -Байкал

6) -Антарктида

7) -Дрейка

8) -Каспийское

9) -Австралия

10) Красное море (за каждый правильный ответ 2 балла)

1) Лавразия - древний материк, 2) Пассат -ветер от 30 широт к экватору

3) Меридиан -линия, соед. северный и южный полюс

4) Азимут - угол между направлением на север и на предмет (за каждый правильный ответ 2 б)

5. Сев. и юж. полюс (5 баллов)

6. Река Амазонка (2 балла)

7. Джомолунгма (2 балла)

1) цунами, 2) водопад, 3) айсберг (за каждый правильный ответ 2 балла)

9. выпадает наибольшее количество осадков (5 баллов)

10. дневной бриз дует с моря на сушу. А не наоборот (15 баллов)

11. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров Гренландия (за каждый верный ответ 2 балла)

12. _полярник (10 баллов)

13. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

Назначение прибора

для определения разности высот между точками

Гигрометр

Для определения влажности воздуха

Люксметр

Для измерения освещённости

Батометр

для взятия пробы воды с заданной глубины естественного водоёма с целью исследования её физического и химического свойств, а также содержащихся в ней органических и неорганических включений

Сейсмограф

для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн

(за каждый верный ответ 2 балла)

14. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. (15 баллов)

17. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

1. Магеллан

2. Крузенштерн

3. Марко Поло

4. Беллинсгаузен

5. Кук

  1. васко да Гама

Айсберг – это громадная льдина, плавающая в мировом океане.

Откуда же берутся айсберги?

Огромные куски льда откалываются от ледников, которые покрывают материки и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги откалываются от ледникового покрова Гренландии, а южные от Антарктиды, причем южные айсберги, по своим размерам намного превышают северные. Не только от свойств айсберга зависит длительность существования и дальность его плавания, это также зависит и от таких факторов, как направление и скорость течения в океане.

Самые крупные по своим размерам и промороженные вплоть до -60 C, айсберги Антарктиды «живут» по многу лет, бывает даже более десятилетия. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. Живут они гораздо меньше, и срок их таяния составляет 2-3 года.

Лед намного легче воды, этим то и объясняется почему, даже самые глубокие водоемы не замерзают зимой полностью. Если бы было наоборот, то, в самом деле, лед падающий на дно вытеснял бы на поверхность нижние слои воды, и постепенно вся вода в водоеме просто бы замерзла.

Но, при замерзании воды совершается совсем обратное. В момент преобразования воды в лёд, ее объём увеличивается примерно на десять процентов, и в итоге плотность льда оказывается намного меньше чем у воды. Этим-то и объясняется, почему лед плавает на поверхности.

На значительной глубине мирового океана температура воды бывает ниже нуля градусов, однако вода там не замерзает. Истолковывается это давлением, которое образовывают верхние слои воды.

Впервые на вопрос, почему айсберги не тонут, ответил Михаил Ломоносов. Плотность айсберга - 920 кг/м?. Кроме того, айсберг или глыба льда состоит из пресной воды и, отделяется от шельфовых ледников.

Из-за того, что морская вода плотнее айсберг и не тонет полностью. И потом важно знать, что на поверхности воды плавает только его десятая часть – макушка, все остальное - 90% этой глыбы льда спрятано под водой.

Встреча с ним для судов в открытом море весьма опасна. Если корабль вовремя не заметит движущейся айсберг, то при столкновении он может получить очень серьёзные повреждения или даже погибнуть.