Владыка алтайский и барнаульский сергий. Казанская икона Богоматери, образ великомученика Пантелеимона, плачущая икона Богородицы «Утоли моя печали», Свято-Никольский источник - известные на всю Россию святыни Барнаульской епархии

Информагентству «Банкфакс», рассказав о своём отношении к людям, которые оскорбляют творчеством церковь, и признав божественную природу любой власти. «Барнаул.фм» публикует самые интересные высказывания священнослужителя.

Митрополит Сергий :

— Каждый священнослужитель и архиерей, в том числе, является послушником Бога и начальников, от него поставленных, поэтому несет своё служение там, где ему бывает определено. Взаимоотношения Церкви с органами власти определяются богоустановленным принципом: нет власти не от Бога. Именно поэтому Церковь стремится поддерживать те начинания государства, которые направлены на благо общества и служат высоким нравственным идеалам.

О взаимоотношениях Церкви с органами власти в Алтайском крае в первую очередь свидетельствуют примеры активного соработничества в таких сферах, как оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, реализация совместных проектов в области образования и работы с молодежью. При активной поддержке со стороны краевой и городской администраций осуществляется возвращение исторически принадлежавших Церкви зданий: Барнаульского духовного училища, Крестовоздвиженского храма и т. д.

Церковь никак не влияет на политику, поскольку у неё совершенно иная природа и, соответственно, иные задачи. Однако, Церковь не может не реагировать на те вызовы современности, которые противоречат заповедям Божиим, являющимся основой христианской нравственности.

Как бы нам этого хотелось или не хотелось, душа человека по природе своей христианка, и она чает Бога. Церковь и общество тесно взаимосвязаны, поскольку верующие люди составляют более или менее значительную его часть. Тем не менее Церковь, свидетельствуя миру об Истине, никого не принуждает в вопросах веры и нравственности. Не надо бояться, что вера нас закабалит, она только дает свободу духа, увещевает, напоминая поглощенному житейской суетой человеку о вечной жизни и ценностях христианства.

Как и вся Русская православная церковь, Алтайская митрополия негативно воспринимает все попытки некоторых граждан под видом свободы творчества откровенно издеваться над священными для христиан символами.

По этому поводу уже неоднократно высказывалось церковное Священноначалие. Главной мыслью является тезис о том, что врагом Церкви является диавол, который сеет вражду между людьми, настраивая их друг против друга. Не будем давать радости этому человекоубийце.

Процесс возвращения к своим духовным корням после десятилетий воинствующего богоборчества не может быть столь быстрым. Существенному изменению ситуации в положительную сторону способствует активизация духовно-просветительской и миссионерской деятельности на уровне приходов и епархий.

Фото — Барнаул.фм

Дата рождения: 29 августа 1957 г. Страна: Россия Биография:

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.

Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в . Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

В 1986 г. после окончания академии летом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в .

15 апреля 1992 г. согласно резолюции назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».

1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Вот еще по следам прежних публикаций. Только было довелось похвалить нового епископа: "...этот - похоже, заслуживает уважения. Говорит, что думает, и заботится не о карьере и деньгах, а о вере. Таким и должен быть настоящий священник" . ().

А он уже, как сообщают, отрекся. Напугали, наверное, и его по партийной церковной линии ярлыком "иностранного агента" (см. ниже). А жаль...

Вот что пишут об этом на Банкфаксе (приводится вместе с комментариями):

Епископ Барнаульский Сергий отрекся от своей оценки «судилища над Pussy Riot»?

04.10.2013 13:05

Публицист, руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов опубликовал в своем блоге комментарий, который якобы получил во время разговора с епископом Барнаульским Сергием. Священнослужитель в нем отрекается от оценки, которую дал истории с панк-мольбном группы Pussy Riot в интервью газете «Вечерний Барнаул».

Кирилл Фролов, публицист:

Сегодня в Новоспасском монастыре переговорил с епископом Барнаульским и Алтайским Сергием (Иванниковым), который сообщил мне, что ничего не говорил за Толоконникову и ничего на эту тему комментировать не собирается.

Таким образом, очевидно, что мы имеем дело с «крединской уткой», призванной скомпрометировать еп. Сергия. Вероятно, к организации этой провокации причастны как адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье», не желающее успеха Патриаршей политике столь необходимого создания новых митрополий и епархий. Замечательный русский церковный историк Владимир Махнач писал, что в России нужно 400 новых епархий, что огромные, неокормляемые размеры русских епархий стали ключевым фактором секуляризации, отхода от веры и, как следствие, национальной катастрофы февраля и октября 1917 года. Очевидно, что в Сибири и в Алтайском крае есть огромная необходимость развития церковной жизни - в республике Горный Алтай (Республика Алтай - прим. ред. «БФ») насаждается неоязычество и связанный с ним сепаратизм, поэтому православная миссия актуальна здесь особенно, впрочем, как и везде. Но процесс появления новых митрополий, епархий и викариатств не остановить, он принял необратимый характер, нравится это кому или нет. Сегодня рукоположен викарный епископ на Алтай. Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего.

Напомним, публикация, в которой епископ высказался, что не одобряет «судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot» появилась на сайте городской газеты «Вечерний Барнаул», но вскоре она исчезла из ленты. Цитата из интервью была размещена также в блоге известного богослова, диакона Андрея Кураева, она сопровождается его личной оценкой высказывания епископа Сергия.

Андрей Кураев, диакон:

Сегодня в нашей Церкви немало священнослужителей, получивших опыт учебы и служения в Европе. Но не так уж и многие из них, как показывает жизнь, всерьез впитали гуманистические аксиомы современной европейской культуры (под этой аксиомой я имею в виду убеждение в том, что нехорошо кататься по человеку на асфальтоукладчике).

Рад, что владыка Сергий смог совместить глубокую православную веру и искреннее переживание христианской гуманистической этики. Кстати, он гражданин Эстонии, почетный гражданин Нарвы, многие годы служил в Праге.

Из его интервью следует, что вскоре он должен был бы стать митрополитом Алтайским (при условии ее разделения на несколько епархий). Кстати, его ведь специально не спрашивали про пусек. Но, видать, накипело внутри...

КОММЕНТАРИИ

Окормляемый

04.10.2013 13:31

Слился...
А жаль, появилась уже надежда, что пастырь самостоятельный:(
А у фролова обостренение, осеннее видимо.

04.10.2013 13:35

Полная аналогия папизму. Архиерей Православной церкви, где патриарх только, согласно канонам, «первый среди равных» вдруг демонстрирует, что «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Если это действительно так, то ничего принципиально не изменилось в Барнаульской епархии. Да и, конечно, и не могло измениться, так как она -часть больного организма.

04.10.2013 14:03

вот привязались к девчонкам,а само-то что творят вопреки законам божьим.нет преданных богу и послушных служителей.все продается и покупается.

У кого на службе? Кто больше платит?!

04.10.2013 14:11

Получивших опыт учебы и служения в Европе...

...
Альбертыч

04.10.2013 14:57

Ну и ну. Служитель культа оказался настоящим хозяином своего слова. Сначала дал, потом забрал. Взвесил батюшка плюСы и минусы - приход дороже. А не задавались вопросом - КТО ПОЙДЁТ В ВАШУ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ ВЫ СО СВОИМ ПАТРИАРХОМ ТАК УСПЕШНО ЗАГАДИЛИ?

Дядюшка Хе

04.10.2013 15:24

Ничего так этот крендель-публисцист ярлыки навешивает: "адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье»". Во где паранойя пополам с фашизмом угнездилась как раз. Ну а епископ что - отпинай его ещё по почкам, так он и не от того отречется. Хотя конечно жидковат оказался. Этот абзац "Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего" меня вообще умилил. Остается, действительно, только молиться, чтобы всю эту шушеру смыло с нашей земли поскорее.

Яровчане

04.10.2013 16:12

Ой, могу, непонятно какой национальности и понятно какой веры (поклонитель сворованным деньгам) альбертыч ротик свой раскрыл про церковь! Да тебя туда не пускают!

Душитель Шариковых

04.10.2013 20:23

От Истины отрекаются 3 раза по примеру апостола Петра. Ему еще 2 раза осталось.

***
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Одна надежда - что опять все переврали "опровергатели". А иначе - кому же там остается верить?

- Владыка, Вы возглавили Барнаульскую епархию в середине прошлого года. В каком состоянии Вы нашли нашу епархию? Ведь всегда ведь есть какие-либо проблемы…

Внешне кажется, что это так. В Церкви очень много новоначальных, еще не узнавших истинной сути церковной жизни людей, и они, естественно, ошибаются, поступают иногда не так, как принято. Но они постепенно преображаются, поэтому смотреть нужно по итогам, а не по процессу. В церковной организации иногда бывают недостатки: что греха таить, сами вносим иногда сумятицу, но каемся, исправляемся и возвращаемся на путь истинный.

В нашей епархии на Алтае предыдущими архиереями все было заведено по порядку, по правилам. Мои предшественники, епископы Антоний и Максим, многое сделали для того, чтобы здесь утверждалось православие, истинная духовная жизнь. Было открыто множество приходов, монастырей. Если учесть, что епархии всего-то 20 лет, и практически с нуля создана большая церковная структура, из которой осенью прошлого года уже была выделена самостоятельная Горно-Алтайская епархия. Это показатель духовного роста Церкви на Алтае.

- В епархии Алтайского края есть задачи, которые Вам необходимо решить в первую очередь?

Есть недоработки, но нам они нужны, чтобы сохранялась динамика и сила роста. Еще требуется довести до нормального состояния отдельные приходы, храмы. Не завершились устроения обителей - их у нас шесть. Нужно, чтобы была налажена и материальная база, и духовная жизнь. Для этого требуется титанически работать тем людям, которые призваны созидать церковные общины.

- Планируете ли Вы строительство новых храмов и если да, то где?

Строительство храмов не только планируется, но и идет полным ходом! В первую очередь это касается Барнаула. У нас запланировано строительство кафедрального собора, которого, к сожалению, пока нет. Пока еще идут процессы согласования, выделения, оформления участка земли. Каждая столица епархии должна иметь такой центральный собор, в котором располагается кафедра правящего архиерея и епархиальное управление. К сожалению, пока у нас в этом направлении вопрос не решен, но мы находим поддержку и полное одобрение со стороны губернатора и краевой администрации. Мы надеемся на успех.

Помимо этого, у нас на территории Барнаула есть еще 8 зарегистрированных общин, в которых отчасти согласовано строительство храмов и оформляется документация. В частности, речь идет о восстановлении храма на Нагорном кладбище, уже забытом и заброшенном. Мы хотим обратить внимание населения края на то, что на кладбище должен стоять храм как место молитвы о тех, кто ушел в мир иной. Этот вопрос решается, и в ближайшее время, даст Бог, строительство возобновится. Вы знаете, что там были определенные препятствия, в том числе непонимание истинных причин со стороны людей, у которых сама идея строительства храма вызвала возмущение. Теперь кладбище вместе с храмом будет восстановлено и благоустроено как силами верующих людей, так и городской администрации и общественности.

Положительно решается вопрос о передаче нам другого кладбищенского храма - Кресто-Воздвиженского, где сейчас располагается планетарий. Уже принято решение о передаче этого здания Церкви. Я надеюсь, что в ближайшее время положительно решится вопрос о переносе планетария в более подходящее для этого здание. Как только разрешится эта проблема, храм сразу начнет функционировать. Там тоже было кладбище, и сейчас это парк, но действующий храм будет напоминать жителям, что они находятся на месте упокоения наших предков, которое должно быть почитаемо.

- Владыка, а на территории районов и других городов края будет что-то строиться?

В пределах края у нас сейчас в стадии созидания около 30 храмов. Интересно, что иногда в районных центрах нет храмов и нет желающих их строить, а вот в отдаленных деревушках - есть. Сейчас завершается строительства храма в Троицком, заложен фундамент храма на родине Роберта Рождественского - в селе Косиха. Сейчас возводится храм по программе "Казачьи рубежи России" на границе с Казахстаном - в селе Малиновое Озеро. Строятся храмы в Старобелокурихе и в Заринске, есть проект восстановления храма в Солоновке, в Благовещенке, Степном Озере. Скоро будем освещать еще один храм вблизи Бийска, а в самом Бийске восстанавливается Сретенский храм. Планировали построить храм в селе Верх-Обское, но пока там нет инициаторов. Однако родина Михаила Евдокимова находится под пристальным вниманием администрации края, и я думаю, что в рамках какой-либо краевой программы храм там появится вместе с мемориалом в память о нашем губернаторе и великом, талантливейшем артисте. У нас есть Клуб православных меценатов, и по его инициативе уже приступили к строительству храма в районном центре Топчиха. Строительство храмов идет в Мамонтово, Волчихе, где строится великолепный храм по уникальной монолитной технологии. В Славгороде закладывается два храма - Александро-Невский и кафедральный собор. Реставрируется великолепный храм в Камне-на-Оби, заложено два храма в поселке Фирсова Слобода и в новостроящемся поселке неподалеку от него. Ведется строительство в селе Бобровке. Однако тяжелее всего согласовывать и строить храм в самом Барнауле, потому как здесь много противоборствующих моментов, непонимания со стороны местного населения, привыкшего мыслить штампами атеистического времени, и со стороны чиновников, которые не всегда способны взять на себя такую ответственность.

- Да, масштабное строительство развернуто в крае…

Да. Планов много, и я очень рад, когда вижу их исполнение, но огорчаюсь, если где-то происходит торможение или непонимание. К примеру, подобный случай был в Антоньевке, где территория бывшего храма занята школой. Коллектив учителей выступил против с опасениями вроде "А вдруг дети будут ходит в храм?". В результате разъяснительной работы они изменили свое мнение и не будут препятствовать - храм там строиться будет. Меня особо радует, что люди ко мне приходят с просьбами об открытии новых приходов и строительстве храмов в других районах. Наша задача в том, чтобы каждый районный центр имел свой храм. Она постепенно решается, так как большинство районных центров уже имеют храмы или же готовы к их созиданию.

В разное время в нашей епархии поднимались вопросы о возвращении Церкви принадлежавших ей ранее зданий - речь идет не только непосредственно о храмах, но и о бывших административных церковных зданиях. Насколько этот вопрос сейчас актуален, и что будет делаться в этом направлении?

Безусловно, это самый актуальный вопрос, потому что по церковным правилам все, что когда-то было посвящено Богу, не может быть использованным по другому назначению. Наша задача за этим тщательно следить и содействовать, чтобы здания снова перешли к служению духовному воспитанию и развитию людей. Благодаря политике нашего правительства был принят закон N327, предусматривающий возврат всех церковных зданий религиозным организациям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Сейчас мы занимаемся решением этих вопросов и, находя определенные исторические документы, подаем заявки в органы власти о возврате. На основании этого закона нам уже возвращено здание бывшего духовного училища в Барнауле по проспекту Ленина, 17, которое занимала администрация города. Это очень важный шаг, который свидетельствует о том, что законы выполняются, что у нашего чиновничества происходит поворот к духовным потребностям и задачам, которые решает наша православная церковь. Принято постановление о возврате храма, в помещении которого, как я уже говорил, находится планетарий.

- На Алтае много зданий, которые необходимо вернуть Церкви?

В Алтайском крае на самом деле не так много объектов, которые нужно возвращать. Это следствие того, что Алтай заселялся сравнительно поздно, и здесь не было такого количества каменных храмов, как, например, на Урале. Основные здания, которые подлежат возврату, находятся в Барнауле, Змеиногорске и Бийске, где сохранилось больше всего исторических зданий. Кстати, в Бийске у нас возникла проблема с возвращением Александро-Невского собора, который по непонятным обстоятельствам был продан в частную собственность, и владелец никак не хочет его освобождать. Я надеюсь, что власти и закон помогут решить эту проблему. В Барнауле возврату должны подлежать здания Казанского монастыря, которые теперь принадлежат следственному изолятору системы исполнения наказаний. Это исторические церковные здание, и все документы на них есть. Есть здания бывшей гостиницы и школы Одигитриевской церкви в Барнауле, недалеко от Димитриевского храма. Мы сделали заявку по этим зданиям, и нам, возможно, за них выделят компенсацию либо просто возвратят. По закону возврат имущества может осуществляться в течение шести лет со дня принятия соответствующего заявления.

- Дмитриевский собор ведь тоже был возвращен Церкви?

Да, возвращен и отреставрирован за федеральный счет. Дмитриевский приход уже давно существует, но в восстановленном храме еще ведутся работы. Мы благодарны, что этот храм был возвращен и отреставрирован за счет государства потому, что он является единственным памятником архитектуры федерального значения в крае. Кстати, с памятниками федерального значения значительно легче проходят процедуры возврата и реставрации, а вот с памятниками местного значения - сложнее. Это связано с тем, что бюджет нашего края дотационный, и нам не хватает средств на восстановление этих памятников.

- Владыка, недавно в епархии был создан клуб матушек. Каковы его задачи, чем он будет заниматься?

Клуб матушек - добровольная организация, а чем им заниматься, они будут решать сами. Я участвовал в создании его только через благословение. Я думаю, что это благое начинание, потому что матушки не только спутницы, но и сотрудницы наших священнослужителей, они находятся всегда в тени, им трудно даже между собой наладить общение. Нужно их было как-то собрать и показать друг другу, тем самым дав своеобразный толчок их общению и взаимодействию. Они будут обучаться, как правильно организовывать домашнюю церковь, какой должна быть семья священнослужителя, да и всякого христианина. Матушки будут выступать в качестве образца настоящей жены христианина.

Как оценивается ситуация в Алтайском крае с религиозными сектами? Много ли их, по Вашим данным, и много ли у этих сект последователей?

В Алтайском крае действует множество религиозных общин, но нас, православных, большинство - 80%. Есть представители старинных, традиционных конфессий: мусульмане, католики, протестанты, небольшая община иудеев. С представителями традиционной религии проще договариваться, мы встречаемся с их лидерами на общественных мероприятиях, находим взаимопонимание и толерантны друг к другу. Другое дело, что из нашей среды иногда выходят какие-то экстремистки настроенные сектантские образования. Они образовались, видимо, на почве личных амбиций или психических отклонений. Они немногочисленны, но весьма контрпродуктивны и активны в своей непонятной идеологии.

- У Вас есть опасение, что их количество будет увеличиваться?

Нет, такого опасения у меня нет. Сейчас активно развивается секта "Свидетелей Иеговы", за последние годы особенно активно распространяются неопятидесятнические секты - "Новая жизнь" и т.п. Наша задача - вести открытую духовную жизнь, и тогда люди будут видеть наши добрые дела. Наше дело - не бояться их распространения и не смотреть за ними, а заниматься позитивной духовной работой, и люди сами разберутся, кто прав. Основных неправославных крупных религиозных организаций на Алтае - девять. Мы не ведем контрпропаганды, конфронтации, ведь вера должна быть прежде всего показуема, а не доказуема.

Владыка, в последние годы много говорится о том, что стране нужна национальная идея, что нам нужно защищать наши традиционные ценности. В то же время социологи, политологи, философы ломают копья, пытаясь сформулировать эти самые идеи и ценности. А какова точка зрения Церкви на этот счет?

Что такое национальная идея? Можно взять знаменитую триаду - православие, самодержавие, народность, которая выразилась в формуле Российской Империи "За Веру, Царя и Отечество". Легко было сформулировать это в XIX веке, но в постсоветское время все было растоптано, а новое не создано. Корнем является религиозность, вера, которая присуща всем народам земли. Я считаю, у нас должна быть традиционная православная вера в единого Бога. Однако должно быть и земное начало, объединяющее нацию - власть в виде президента или помазанника Божия. Сейчас от идеи восстановления монархии отказались, и возврат к ней очень затруднителен, ведь многие не согласятся, это грозит расшатыванием и падением трона. Государственная власть - это константа, без которой не существует ни один народ, и нам нужен национальный лидер, которому большинство нации будет доверять. В национальной идее должно присутствовать полное доверие национальным лидерам. У нас это трудно, но все же такое отношение создается.

- А патриотизм является такой ценностью?

Конечно! Патриотизм должен быть краеугольным камнем национальной идеи. На это должны быть направлены все силы и, в том числе, образовательная система. Мы, в свою очередь, всегда были преданы любви к своему Отечеству, и Церковь в лихую годину вставала на сторону защиты Отечества и наших священных рубежей. Любовь к Отечеству способствует развитию и укреплению духовной силы народа, а всякие смуты приводят к ненависти и разрухе, отторжению от Бога.

Владыка, давно уже говорится о необходимости перевода богослужений на современный русский язык. Как Вы думаете, способна ли эта мера привлечь в Церковь новых верующих?

Я противник переводов богослужебных текстов на какие-либо современные разговорные языки. Языки вульгаризируются со страшной силой! На какой язык переводить? На сленговый? Это абсурд! Тут на самом деле другая проблема - доступности. Нужно дать людям, которые приходят к нам, возможность адаптироваться в языковой среде - для этого есть пособия и курсы. Какими-то послаблениями, поблажками, красивыми упаковками, оформлениями на доступном и понятном языке можно привлекать верующих до бесконечности, но толку мало, потому что внешние эффекты быстро проходят. И если это привлекает кого-то, то только людей неглубоких, которые очень быстро уходят обратно. Зачем муссировать тему, как привлечь новых верующих? Привлекает дух Божий и высокие идеалы христианства, а не легкость формы и доступность. Кроме вреда, реформа языка никогда ничего хорошего никакому народу не приносила. Западная Церковь перевела свои богослужения на современные языки, но все равно секуляризация постигла западное общество еще более заразительным образом. Наш церковнославянский язык - это язык межнационального общения всех славян. Я думаю, что для церковно ориентированного человека это будет не только не привлекательным, но и отталкивающим. Если мы уберем силу соединяющего нас церковнославянского языка, то мы нарушим все славянское единство.

Владыка, сейчас много говорят об общем падении нравственности в нашей стране. Возможно ли его остановить, или точка невозврата уже пройдена?

Всегда есть точка возврата, и она находится в сердце человеческом. Я не верю во всеобщее развращение, его не может быть, потому что человек рождается с одним и тем же набором нравственных качеств у всех поколений. На самом деле новое поколение дает нам массу высоконравственных людей. Хочу подчеркнуть, что все не смогут быть высоконравственными, но в целом положение во все времена одно и то же. Я не считаю, что уровень нравственности ниже, чем был когда-то, он приблизительно на одном уровне. Просто категории нравственности у нас самих меняются. Мы предъявляем оценки нравственности советской к постсоветскому человеку, а это неправильно. Отрадно видеть, например, что потребление алкоголя сейчас сократилось, а количество желающих бросить курить возросло. Это значит - в большинстве своем молодежь за здоровый образ жизни, за здоровую семью. Мы о нравственности судим по ток-шоу, а это же не так, там все наигранно, а в реальной жизни - наоборот. И не надо бояться Церкви, ведь это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа.