Верую из жизни знаменитых современников смотреть онлайн. Дмитрий Певцов: Жить надо перед Богом

Борис Корчевников: «Православие - опыт, переживаемый сердцем»

Борис, вы не боитесь открыто говорить о своей вере? Наверное, не все из вашего старого окружения приняли вас таким православным, поняли ваше новое, христианское мировоззрение?
- Не боюсь. Но вместе с тем понимаю, что еще очень плохо умею выражать то, что ощущаю на самом деле. Если меня не приняли - это хороший урок. Значит, я стал не тем православным, не тем христианином. Познавая Бога, мы, вместе с тем, узнаем бесконечную радость, обретаем новые смыслы своего существования и вся наша жизнь озаряется светом. Этот свет мы должны нести всем остальным людям. Если другие не замечают этого - значит, проблема в нас. Всякое непонимание для меня сигнализировало о том, что я переходил на какое-то «умственное» православие и опыт христианской жизни - бесконечной радости и жертвы - я в этот момент не проживал. Совсем недавно я понял, что лучший способ говорить о своей вере - это… жить. Жить так, как положено этой верой - настолько, насколько хватает сил.

- Какие качества цените в людях больше всего?
- Если можно так выразиться - настоящесть. Отсутсвие маски. В актерском мастерстве, как ни странно, истинным актером будет считаться не тот, кто сумеет что-то хорошо изобразить, «одеть маску», а, напротив, будет предельно искренен, правдив. Это такая максимальная оголенность. Один из последователей Константина Сергеевича Станиславского - Михаил Чехов — говорил, что в каждом человеке есть так называемое «высшее я». Доберитесь до своего «высшего я» и поймете, как оно относится к тому, что вы сейчас играете. Он давал это определение в лекции для американских актеров, далеких от религии. Людям верующим не нужно объяснять, что «высшее я» - это тот «сокровенный сердца человек», о котором говорится в Евангелии. Он находится внутри нас и все мы до него усиленно пытаемся добраться. Иногда нам в большей или меньшей степени это удается: в молитве или в храме. У всех это по-разному происходит. Чехов дает определение этого «высшего я» как зоны внутри нас, где нет зла, ненависти, зависти, а только любовь, доброта, сострадание. Я думаю, это и есть образ Божий внутри нас, ведь каждый человек - икона Бога. Поэтому мне импонируют люди, у которых нет никакой внешней маски. Искренность - это состояние, когда ты все-таки добрался до своего «внутреннего человека», того человека, который тебе никогда не соврет. Наверное, в этом своем качестве люди максимально близки к Богу.

- Ваше жизненное кредо?
- Их несколько. Одно время мне хотелось сформулировать его словами Толстого «Делай что должен и будь что будет», потом - Бертольда Брехта: «Кто борется - может потерять, кто не борется - уже потерял». Сейчас я что-то очень важное нахожу для себя в словах преподобного Амвросия Оптинского: «Если хочешь быть легко и до Бога близко, держи сердце высоко, а голову низко», и еще - «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Без простоты невозможно жить по-христиански. Ведь что такое наша «сложность»? Эта такая углубленная мысль о себе, извечная направленность на себя. Во время съемок телесериала «Кадетство», находясь в Суворовском училище на протяжении трех лет, на глазах друг у друга, научаешься той необходимой простоте, которая начинает высвечивать в тебе твой собственный эгоизм, зачастую надуманную «сложность». Там друг о друге думают больше, чем о себе и своем. Мне как-то один батюшка сказал: «Да Вы попроще к себе относитесь, попроще…». А ведь действительно так.

Удивительный парадокс: вас узнают на улицах, просят сфотографироваться вместе, дать автограф, а вы говорите о простоте. Неужели для вас не существует проблемы «звездной болезни»?
- Актерская профессия, которая всегда считалась греховной (древних актеров, как известно, хоронили за оградой кладбища), как никакая другая может приблизить к Богу, избавить от тщеславия и эгоизма. Можно сказать, это профессия антиэгоизма: надо забыть себя, раствориться в персонаже и в партнере - а это, по-моему, и есть терминология любви. Получается, что любовь здесь - часть ремесла, технология. Забывшись в другом, перестаешь себя контролировать, это и есть, наверное, предел свободы - свободы от себя самого. А что это такое? Избавление от собственной «самости», которой присущи не очень красивые вещи, которые каждый из нас знает.

- Чувствуете ли вы себя миссионером, когда играете на сцене?
- Помню, в первые месяцы моей церковной жизни так и было: я хотел «обратить» в православие весь мир, не замечая в этом колоссальной гордыни. Со временем я понял, что изменение нужно произвести, в первую очередь, в себе. Истина чаще открывается нам в молчании, в уединении. Когда я не беру на себя миссионерскую работу, а сосредотачиваюсь на внутренней работе, то вторгаюсь в зоны значительно более глубокие, духовные. Думаю, если свою жизнь полностью подчинить миссионерству, в чем-то не до конца прочувствованному, ничего кроме гордости не останется.

- Ваше обретение веры шло «от головы» или «от сердца»?
- От головы точно не было. Конечно, можно в чем-то логически убедиться, что-то себе умственно доказать, но тогда это, как любая умственная конструкция, живущая до определенного срока, очень быстро рассыплется. Православие для меня - опыт, переживаемый исключительно сердцем, самой моей сутью. Трудно его сформулировать словами, трудно выразить, потому что слова только сужают смысл.

- Какое место в Евангелии кажется вам особенно близким? Есть ли фраза, особенно поразившая вас?
- Я стараюсь читать Евангелие регулярно. В разные периоды жизни разные фразы Евангелия звучат для меня как самые главные. В этом смысл каждодневного чтения: прочитанное тобой вчера может быть понято тобой сегодня, прочитанное сегодня, в чем-то туманное, неясное - откроется завтра. Смысл каждой отдельной фразы проявится для тебя тогда, когда ты, возможно, будешь переживать нечто подобное в своей собственной жизни. У меня было так, что некоторые фразы меня просто «сражали», я долго думал над ними. Последние несколько месяцев меня, например, «держит» притча о талантах. На нас лежит чувство ответственности перед Богом и людьми, и когда-то придется эти таланты возвращать.

Беседовала Анастасия ШОХИНА
Фото Алексея КОЗОРИЗА

Бог несправедлив совсем, Он любит

Журнал «Прихожанин» встретился с известным телеведущим, Борисом Корчевниковым. В начале 90-х на проповедях в столичных храмах часто можно было услышать слова людей духовных о вреде телевидения. Время меняется, меняется, кажется, и телевидение. Уже хотя бы тем, что ведущий популярного ток-шоу «Прямой эфир» так говорит о своей вере.

- Борис, мы знаем, что Вы - верующий человек. Чувствуете ли Вы себя прихожанином какого-либо храма? Что это означает для Вас?

В своем храме чувствую себя, как цветок в своем горшке. Всякая пересадка - не всегда приятна. Это важно - прирасти к какому-нибудь приходу: обостряется чувство храма, не только как Божиего, но и твоего собственного дома. И вот тогда у Вас с Богом уже есть и это общее. Кроме этого, на своем приходе, у тебя есть возможность, которая в остальном мире дается сложнее - испытать чувство братского единения со многими людьми.

- Ваша вера помогает ли Вам в жизни, работе, или, наоборот, быть христианином трудно, особенно в профессиональной деятельности?

Без веры жить легче. Помните Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». Но тут одна проблема - это как бы и не жизнь. Это пребывание во сне, в иллюзии, в вечном побеге от реальности. Это страх посмотреть в глаза всей сложности жизни, страх быть честным до конца с собой и с другими людьми, страх посмотреть в себя самого. Это вечное, чаще трусливое, блуждание по верхушкам. Такое блуждание неизбежно кончается либо колоссальными кризисами, либо все же приходом к вере - потому что человек религиозное существо и обманывать себя долго не может. И тогда ты начинаешь жить, пусть сложнее, но насыщеннее, интереснее, глубже, осмысленнее. С понимаем смысла каждого дела и слова.


- Часть людей считают, что Церковь сегодня занимает в жизни общества слишком много места, а часть уверены в том, что она по-прежнему гонима. Последние утверждают, например, что предмет «Основы православной культуры» неохотно вводят в школах; священники испытывают затруднения с окормлением заключенных и солдат; православные гимназии получают финансирование от государства по нормативу, который в 1,5-2 раза ниже, чем норматив, установленный для государственных школ; аборты по-прежнему финансируются из кармана налогоплательщиков, среди которых много христиан. Как Вы думаете, какое место сегодня занимает Церковь в жизни наших сограждан?

Сама дискуссия говорит, что большое. Но знаете, здесь нам ничего не видно. Только Богу видно. Проблема социологии здесь в том, что исследовать реальное влияние Церкви на общество можно лишь по внутреннему миру конкретного человека - Церковь не работает с массами, а всегда обращается к каждому человеку лично.

- Как Вам кажется, говоря о жизни Церкви с неверующей или нехристианской аудиторией, о чем нужно рассказывать в первую очередь?

Не знаю. Жить бы попробовать по-христиански. И это, может быть, увидят.

- Вас ведь впечатлили очереди к Поясу Пресвятой Богородицы? Как по-Вашему, можно ли после этого события говорить, что Церковь и вера на сегодняшний день объединяющая сила в народе?

Очередь - это так, лишь верхний росточек - видимый признак этой силы. Но обращают внимание на него люди, которые вне Церкви, и на них это производит впечатление. Но сила Церкви, конечно, не в этом, не в массах, а в том, что можно пережить лишь только будучи в ней: она обладает колоссальной созидательной энергией жизни. Церковь создала весь христианский мир только на этой энергии, ни одна религия мира, кроме христианства, не была способна на это. Все самые прорывные открытия планеты - в науках и культуре - это все открытия христианской цивилизации - открытия, которые совершались людьми, движимыми Духом. Последние полвека в мире нет ни одного великого научного открытия. Потому что в мире не остается христианских стран. Мобильники и ай-пэды - это все плоды прежних научных открытий. Россия, пусть медленно, но снова становится христианской страной - мы выстрадали это право, эту судьбу и эту миссию. Выстрадали всем кровавым ХХ веком. Западный мир слабеет именно потому, что теряет подпитку этой энергией жизни и Духа. Россия крепнет потому, что обретает ее. Эта сила, конечно, объединяющая и мобилизующая всю нацию. Но приписывать её на свой счет - глупо. Эта сила - Христос. И особенность этой силы, что она «в немощи совершается». Другими словами, мы сильные - смирением. Но тут вообще ключ к русскому характеру, тут-то нас и не понимает протестантский и пост-христианский мир. И никогда не понимал. И боялся. И будет бояться и не понимать, видимо, всегда.

- Святые говорят, что жизнь ежедневно ставит нас перед выбором между добром и злом. Иногда мы отдаем себе в этом отчет, а иногда действуем по накатанной. Часто ли Вы чувствуете необходимость такого выбора?

Да, каждый день. Но это и делает христианскую жизнь максимально наполненной - ты вдруг понимаешь, что ни одно слово, ни полслова не могут быть напрасными. В мире нет ничего, что не несло бы какой-то окраски, нет ничего нейтрального. «Кто не собирает со Мной, тот расточает». И этот закон действует во всем - если не идешь к Богу, то отдаляешься от Него. А путь к Богу - это в том числе и необходимость делать всякое дело как «дело Божие» - для Него. И возможно, даже готовность в каждый момент жизни предстать пред Богом - умереть. Насколько интереснее и полнее становится тогда жизнь. Но это, конечно, выбор. Выбор каждую минуту жизни. Выбор мысли, слова, дела, оценки, внутреннего движения души. Именно поэтому Церковь и подарила миру свободу. Ведь если человек несвободен, то он лишен возможности выбора: быть с Богом или быть без Бога. В несвободе - любой выбор - неполон. Потому что Господу нужно наше сердце, свободный приход к Нему - по Любви, а не по принуждению. Мы живем в пору неслыханных свобод и выбора. Но тем сложнее его делать, тем легче выбрать доступное - грех, грязь. Тем горячее эта борьба все время, но тем и насыщеннее и осмысленнее жизнь.

- Есть ли примеры из жизни святых, которые вдохновляют и поддерживают Вас?

Очень многих. Более всего - новомучеников ХХ века, святых Царственных страстотерпцев, святой Великой княгини Елизаветы… Это почти наши современники. Их всего лишь вчера за веру распинали на Царских вратах, кидали живыми в шахты, топили в сточных ямах и зимних прорубях, сажали на кол. Их глотки заливали оловом. Это было вчера, это было почти с нами. И если мы почему-то еще и живем, если почему-то еще и есть на земле Россия и наша Церковь, то только ценой жертвы этих людей. Еще мне очень близок святой Серафим Вырицкий - он всю жизнь хотел в монастырь, а Господь держал его в миру, чтобы он жил предпринимателем, семьянином, чтобы свидетельствовал о Христе делами в элитарной среде. И утолил его тоску по монашеству только в революцию, когда монашество стало равнозначно мученичеству. А дальше - жизнь старца Серафима, сохраненная Богом для других через всю первую жуткую половину века. Там всё - чудо. И такое близкое нам.

- Очень трудно понять самому и объяснять человеку неверующему проблему отсутствия «справедливости» на земле. Человеческая справедливость не всегда совпадает со справедливостью вечной. И порой «несправедливые» жизненные ситуации, лишь на наш человеческий взгляд, таковы. Это может быть и болезнь, и смерть. Приходится ли Вам говорить об этом в обычной жизни с людьми, приходилось ли доносить это до зрителей Вашей передачи?

Когда сбиты ориентиры - человек становится «слепым вождем слепых». Распутываться здесь очень сложно. Иногда я чувствую неправильность в жизни героев, в истории, о которой рассказываем. Эта неправильность - так очевидно - в нарушении законов жизни, установленных Богом. Но видеть мало, надо обладать даром указать на главный узелок проблемы и суметь его распутать. А это уже дар Духа - у меня его нет. Это может священник или человек, который много молится, знает Бога лучше, чем я. И слышит Его, живет все время в той пронзительной ясности мысли и видения мира, какое дается в Боге. Любой человек - верующий или неверующий - может это ощутить в Церкви, но и потерять очень скоро. А жить в этом все время - счастье.

- Профессия журналиста-телевизионщика сложна, как представляется, прежде всего, необходимостью делать много дел одновременно, общаться со многими людьми... Стараетесь ли Вы при этом сохранять внутренний мир? Хотите ли, чтобы люди видели в Вас христианина?

Стараюсь, но это не в моих силах. Только молитва. Но и ее я оставляю. Раньше я старался причаститься хотя бы раза два-три в неделю. С началом «Прямого эфира» - я еле успеваю подготовиться к Причастию в воскресенье. И принимаю Его иногда, не «остыв» от суеты и ритма всей недели. Но я верю, что Господь знал, что так будет, приводя меня в эту работу - Он и дает мне много-много сил, если я даю ему хоть немного своего времени. Это тоже к слову о справедливости Бога - Он не справедлив совсем - Он любит.

- Были ли Вы свидетелем того, как неверующий человек стал верующим? Расскажите пожалуйста об этом?

Увидеть такое - самое большое чудо. Господь не каждого сподобляет - чтобы не зазнались и не приняли это на счет своих заслуг. К вере приводит Бог - это вообще закрытая от других интимная часть жизни каждого человека - его личные отношения с Богом.

- Запланированы ли проекты Вашей программы, которые были бы непосредственно связаны с Церковью или рассказом о ней?

А любая тема - вполне церковная. Потому что территория Церкви - это весь мир и каждое человеческое сердце.

Беседовали Иван Коваленко, Екатерина Орлова

В эфире программа «Верую! Из жизни знаменитых современников». Хочу представить вам народного артиста России Дмитрия Певцова. Это громкое имя в мире театра и кино. Дмитрий, этот год для Вас юбилейный – Вам исполняется 50 лет, мы вас поздравляем с этой датой.

– Спасибо.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы расставляете приоритеты в жизни?

– Главное, наверное, – обретение душевного покоя, радости, равновесия душевного, чтобы с этим равновесием существовать в семье. Для меня самое главное – семья, а потом уже все остальные подвиги – профессия, музыка и тому подобное.

– Человек устает к 50 годам?

– Ну, не знаю (смеется), у меня нет ощущения, что мне 50.

– Как говорят англичане, все мы в молодости революционеры, а в зрелые годы становимся консерваторами. Эту истину можно к Вашей жизни отнести?

– Это разговор о внешних проявлениях человеческих. Когда приходит понимание, зачем ты живешь, когда внутренняя жизнь находит истинные опоры, то и поступаешь соответственно, и личность меняется. Конечно, в молодости многого хочется, много сил, очень непосредственная реакция на все и полное непонимание положения себя в этом мире. И, конечно, эгоцентризм, нормальный эгоизм человеческий и желание получить все и вся немедленно и в большом количестве.

– Какова Ваша точка опоры сейчас?

– Я пытаюсь опереться на Православие, на Иисуса Христа, на веру, на то, что Иисус Христос есть любовь.

– Существует мнение, в том числе и мнение старцев, что в наш век, после безбожного периода, люди приходят к вере через какие-то большие скорби – не всегда, но чаще всего. В Вашем случае как все произошло? Ваш приход к вере, к Церкви случился после смерти Вашего старшего сына?

– Да. Я испытал то, что никогда прежде не испытывал. После такого надо не то чтобы понять, за что или в результате чего все произошло, но надо попытаться найти способ выжить и не разрушиться. Ведь подобного рода потери чреваты тем, что человек может озлобиться, а вопросы «за что?» и «где же справедливость?» ни к чему хорошему не приведут. Я понимаю, что нужно смириться, а как смириться, кто мне в этом поможет? Это, очевидно, то, что привело меня к Церкви.

– Церковь – лечебница духовная, когда мы причащаемся, то говорим: исцели меня от… Чувствовали ли Вы это лекарство, реальную помощь?

– Да, я это чувствую. Мне по жизни приходится сталкиваться с большим количеством людей – на сцене, много поездок, выступлений. Очень сложно при этом графике остановиться, глубоко, искренне и благоговейно помолиться и обрести покой и радость. В храме это получается гораздо быстрее. А когда исповедуешься, причастишься… Такие удивительные, светлые минуты, их хочется продлить, с ними живешь еще какое-то время, пытаешься не упустить ощущение покоя, счастья и того, что ты не один в своих проблемах.

– Вы нередко говорите о вере, о Христе в интервью прессе. Вы не боитесь в своей театральной среде, где принято нарушать устои, оригинальничать, стать белой вороной?

– Мне глубоко безразлично, что обо мне думают. Это моя жизнь, и жить надо, в какой-то момент я понял, не перед людьми, а перед Богом. Иногда я сожалею, что у меня вот такая профессия, а иногда, наоборот, есть возможность на сцене совершенно искренне и от всего сердца помолиться. Это мало у кого есть, а у меня есть такие спектакли, такие роли, где я могу не только выплакать свое горе, но и обрести радость.

– Какую роль Вы бы не хотели сыграть никогда?

– Сейчас я понимаю, что не стал бы ничего играть бесовского, ничего, что бы ни несло в конечном итоге свет, любовь, добро. Если раньше я мог пойти на какие-то эксперименты, то сейчас изменилось мое отношение к этому.

(Продолжение следует)

20 июля 1982 года родился Борис Корчевников - известный телеведущий и генеральный директор канала «Спас». В молодости Корчевникову пришлось выбирать между актёрством и журналистикой: он занимался в студии Табакова и переиграл много детских ролей. Затем он поступил в Школу-Студию МХАТ, на актёрский, и одновременно на факультет журналистики МГУ. Выбрал Корчевников журналистику - получив диплом, работал на РТР и НТВ.

За тринадцать лет, прошедших после выпуска с журфака, он дорос до генерального директора и генерального продюсера православного канала, получил премию «Новое имя в журналистике» и две премии «Тэфи» - карьера более чем впечатляющая. В начале нулевых, когда резко менялась обстановка на каналах, прежние мэтры утрачивали свои позиции и в силу вступали новые правила игры, на телевидении быстро взлетели многие молодые люди. Но Корчевников отличается от них: во-первых, он и в самом деле талантлив. Во-вторых, большинство таких персонажей чётко знают границы дозволенного и не переступают их, а Борис часто попадает в скандальные истории.

Генеральным директором телеканала «Спас» Корчевников стал не случайно. Кто-то считает православную веру своим личным, интимным делом, а он несёт её, как знамя. Корчевников - яростный оппонент тех, кого он считает атеистами и либералами. О своём пути к православию он часто рассказывает в интервью. И история эта весьма показательна.

Уверовал Корчевников перед съёмками сериала «Кадетство». Божий промысел он увидел в том, что его, репортёра НТВ, начальство отпустило на длительный период на съёмочную площадку. Также телеведущий прославился сделанным в 2012 году публичным заявлением о том, что его отцом является Иисус Христос, а матерью - дева Мария. А в программе «Не верю!» 2013 года Борис обличал врагов церкви, в том числе и своего учителя Леонида Парфёнова.

Совсем недавно Корчевников опубликовал видео, где он, одетый в шорты и майку и завёрнутый в российский флаг, крестил перед экраном домашнего телевизора стоящих на футбольном поле игроков сборной России. Затем он прижимал ко лбу каждого ладонь - так гендиректор «Спаса» их благословлял. Судя по всему, Корчевников искренне верил в то, что, благословляя телевизионную картинку, он помогает футболистам победить.

В наше время вера может помочь карьере, придать общественный вес. Её используют очень странные люди - известен, к примеру, называющий себя православным священником экстрасенс. Бориса Корчевникова и его веру с этим никто, разумеется, не сравнивает - и всё же в ней есть нечто необычное. Он слишком явно выставляет её напоказ, при этом ведёт себя не по-христиански. В 2014 историк телевидения Заикин утверждал, что на съёмках ток-шоу Корчевников столкнул его со сцены, в результате чего Заикин сломал руку. Как писали СМИ, в 2018 году, во время планёрки, Корчевников побил редактора Добродеева: на людях, в своём кабинете.

Когда-то он был совсем другим человеком, работал в «Намедни», считался «западником». Борис Корчевников был учеником и соратником Парфёнова, а потом перешёл на иные позиции. В наше время люди меняются со скоростью света: бескомпромиссный православный боевик Энтео неожиданно оказывается бойфрендом и соратником осуждённой за богохульство Алёхиной из Pussy Riot. Не придётся удивляться, если какую-нибудь фантасмагорическую метаморфозу вновь совершит и Корчевников. Если общественная конъюнктура изменится, он вполне может стать атеистом: прочной внутренней основы у него, как кажется, нет.

Фильм «Не верю!», просто взорвавший Интернет, вышел именно с таким вызывающим названием. Авторская работа-расследование корреспондента Бориса Корчевникова вызвала большой резонанс в обществе и СМИ. Меньше чем за месяц фильм собрал сотни тысяч просмотров и комментариев в сети Интернет, хотя его премьера состоялась совсем недавно - 20 января 2013 года в прайм-тайм на НТВ. Борис Корчевников известен не только как журналист, но и как актер, сыгравший главную роль в популярном сериале «Кадетство». Что же таится за названием фильма и чему, собственно, не верит его автор? Обо всем этом читайте в эксклюзивном интервью для газеты «Православный Симбирск».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ

БОРИС КОРЧЕВНИКОВ известный тележурналист, актер. Родился 20 июня 1982 года в Москве. Закончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал корреспондентом на НТВ, готовил репортажи для программ "Сегодня", "Намедни", "Профессия-репортер" и многих других. На СТС - автор и ведущий передач "Хочу верить!", "История российского шоу-бизнеса", "История российского юмора" и многих других. В 2004 году стал лауреатом премии "Новое имя в жу
рналистике"
Союза журналистов России.

С 8 лет Борис Корчевников участвовал в спектаклях МХАТ им. А.П. Чехова и Театра-студии под руководством Олега Табакова. Сыграл более чем в 20 спектаклях и фильмах, в том числе в сериале «Кадетство». Борис снял десятки документальных фильмов о Православии и религии, самые известные из них «Загробная жизнь», «По следам всемирного потопа», «О гибели Царской семьи», «Туринская плащаница» и другие. Его авторский документальный фильм «Не верю!» стал лидером рейтинга расследований на российском телевидении.

ЗАЩИТА ЦЕРКВИ - ЭТО САМОЗАЩИТА

- Борис, на канале СТС прошел цикл Ваших прекрасных передач «Хочу верить», и вдруг фильм «Не верю»… О чем Ваш новый фильм и почему у него такое название?

Этот фильм об информационной кампании против нашей Церкви, о том, кто за этим стоит и стоит ли вообще кто-то, с какой целью это делается… «Не верю!» - потому, что мы не поверили всему, что говорилось о Церкви последний год. 150-летие Станиславского, выпавшее на эту же неделю, - очень красивое, но всего лишь совпадение. Но упрек режиссера в неубедительности актерской игры - тут подошел: неубедительно выступили авторы антицерковной кампании.

- Удалось ли докопаться до правды?

Правда в том, что есть технологии, которые мы показали, и есть люди, которые тратят свою жизнь на борьбу с Церковью, т.е. с самими собой - повторяют неудавшиеся эксперименты недавнего прошлого. Их мы тоже показали. Слово «кампания» часто понимают как нечто с единым организационным центром, стратегией и финансированием. В случае с Интернетом - никакой особенной штаб-квартиры не нужно. Хватает ничтожно малой кучки носителей какой-нибудь идеи, и они способны заразить этим идейным вирусом сотни тысяч человек, совершенно бесплатно на это ведущихся, не способных критично мыслить, верящих всему дурному.

- Чем же вызваны, на Ваш взгляд, все эти нападки на Церковь?

Тем, что Россия медленно-медленно, несмотря на все наши беды и неизбежные после трех революций разрушения, становится снова сильной страной. Очень просто доказать, что это происходит в значительной мере благодаря той энергии, которой заряжает Православная Церковь своих членов. Если бы я хотел зла России, я бы долбил только в Церквь. И именно сейчас, когда минусы нашей жизни - бытововой и, что страшнее, культурной - еще сильно перевешивают плюсы. Именно сейчас, потому что завтра (тенденция видна) это соотношение уже изменится. Изменится благодаря новому поколению, что растет в Церкви.

- Борис, а Вы и правда считаете, что сегодня идут гонения на веру? Нуждается ли она в защите?

Гонений на веру сегодня нет. Просто история последнего века в нашей стране, когда не осталось, кажется, и метра русской земли, не политой кровью убитых именно за веру, делает болезненным любой даже намек на богохульство. Наша страна очнулась после векового эксперимента по построению жизни без Бога, и здесь выработался уже какой-то очень правильный иммунитет - неприятие даже намека на гонения. Это наша болевая точка. Но она и объединяет нас. Защита Церкви - это в каком-то смысле самозащита, т.е. для многих это становится уже инстинктом. Но Церковь защищает нас больше, чем мы ее…

- Ваш фильм прежде всего снят в защиту Церкви?

Он снят в защиту правды. Вранье должно одинаково оскорблять верующего и неверующего. О чем бы это вранье не было. Ведь поверили многому негативному, что писалось и говорилось о Церкви, лишь те, кто «сам обманываться рад». Кто просто не знает Церкви. Но, самое обидное, информационные атаки направлены именно на то, чтобы не дать ищущим людям пробиться к правде. Большинство людей тянется к вере, пусть неосознанно. Я убежденных атеистов в своей жизни почти не встречал. Все во что-то верят. Кто-то еще вне Церкви, но ищет, ставит перед собой вопросы… К сожалению, ответы часто находятся не там, где надо: не в храмах и монастырях, где есть живая Церковь, не в личных беседах со священником и прихожанами, а, например, в ток-шоу или в интернет-сводках. А это странный источник информации о жизни чего угодно. Тем более о жизни такой неотмирной организации, как Церковь. С ней надо знакомиться опытным путем. Как к наиболее справедливым

- Фильм "Не верю" получил столько положительных отзывов! Вашу позицию поддержали протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Владимир Вигилянский, Аркадий Мамонтов и многоие другие известные личности. А как Вы отнеслись к отрицательным комментариям, которых тоже было не мало?

- Но нахожу глупыми те редкие комментарии, где говорят о том, что в фильме были названы "враги Церкви".

ВЕРА ДЛЯ МЕНЯ - ЭТО ЖИЗНЬ!

- Люди, которые пришли к вере, часто рассказывают о событиях, кардинально изменивших их судьбу. А в какой момент жизни Вы услышали Господа, стучащего в Ваше сердце?

Это я стучал - и Он открыл. Знание, что Бог есть - всегда было в моей жизни. Я воспитывался вне Церкви, но никто никогда меня не убеждал, что вера - ложь, не заставлял уверовать в атеизм. Я просто рос среди хороших людей, среди женщин, которые меня любили - мамы, тети, крестной, среди друзей нашей семьи, которые со мной играли и тоже любили. Наверно, это дало мне в познании Бога больше, чем любая книжка - я их тогда, к сожалению, не читал вообще. Что-то Божье уже было во мне, но я никак не мог приложить это к жизни и не знал, как Бог может в моей жизни поучаствовать. А уже Бога Живого, Действующего, Ведущего я узнал только в Церкви.

- Как Вы обнаружили, что истина именно в Православии?

Не знаю. Я всегда испытовал духовную жажду, это был поиск смысла жизни, простите за банальность. Но это есть в любом человеке, просто, наверно, чтобы что-то искать, надо хоть как-то это уже знать. Смысл жизни только в любви, и я искал его. Отрывочно уже узнал его в детстве, потому что меня любили. Сейчас мне кажется, что я оказался в Церкви, просто потому что во всей полноте нашел в ней Любовь. Сколько любви в Церкви, в ее святых и в ее Таинствах! Такого нет больше нигде. И эта любовь может тебя реально менять к лучшему. Когда я это обнаружил, уже не смог из Церкви уйти. Хотя оказалось, что Любовь - это не только хорошо, но еще и очень трудно…

- Чем же для Вас является вера в большей степени - трудностью или все-таки радостью?

Вера для меня - это жизнь. А безверие - не жизнь, а подмена, самообман, просто слепота. Что лучше - жить, иногда мучаясь, трудясь, страдая, но все-таки жить или - не жить? Для меня - первое. Кроме того, это еще и знание. Я не только верю, что Бог есть, я это знаю! В этом убеждался много раз в своей жизни, когда получал просимое. Когда видел, как Господь помогает людям, которым, кажется, уже ничто не поможет. А еще, когда видел, как Он умеет вести человека, если тот Ему доверяет, как Его мудрость, создавшая мир, начинает управлять и твоей жизнью, и жизнью целых народов. В конце концов, я твердо знаю, что полнота, которую переживаешь после Причастия в Церкви, это не психологическая реакция, это мир и пребывание на небе, будучи еще на земле… Простите, я не умею еще как следует это объяснить...

- В преддверии Дня православной молодежи (его отмечают на Сретение Господне) задам вопрос на тему «Молодежь и вера». Многие мои друзья в процессе воцерковления сталкиваются с проблемой непонимания и даже осуждения со стороны окружающих… Когда все вокруг говорят: «Мол, ударился ты в свою веру, стал какой-то не такой!» Как Вы думаете, а какой Борис Корчевников больше нравится окружающим людям и Вам лично - до прихода к вере или после

Мне больше нравится Борис Корчевников, когда он совершает красивые и добрые поступки... Знаете, как я горжусь сразу! Моим друзьям - любой, на то они и друзья. Остальным... Христос говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня . Кто может определить эту меру «ударения в Бога»? Мы все, наверно, немного больны, раз оказались в Церкви. Ведь безгрешным она не нужна…

- Соблазны и коварство нашего лукавого времени прежде всего ударяют по молодежи. К великому сожалению, многие не справляются с этими искушениями. Такое чувство, что сейчас делается все, чтобы развратить и погубить неокрепшие юные души. А чтобы Вы сказали, обращаясь к таким же, как и Вы - к молодым?

Я сам не справляюсь с этими искушениями, сам себя похищаю у Бога и вверяю сатане очень часто. Переживаю кошмар, но даже память об этом кошмаре не защищает меня от следующих падений, грехов и предательств. Но Господь всегда так близко. Знаете, почему мы не видим Его? Потому что Он за нашей спиной. Он идет за нами ровно столько, сколько мы будем идти, пока не развернемся, поняв, что блуждаем. И тогда обязательно встретимся с Ним лицом к Лицу и уже попросим Его нас повести... И вот тогда у всего появится смысл, и Он нас выведет к таким красотам, которые мы сами бы никогда не нашли. Но для этого вначале надо обязательно идти, не сидеть на месте, надо искать!

- И напоследок Ваши пожелания читателям «Православного Симбирска»!

Мне очень нравится название Вашей митрополии и Вашей газеты. Вдруг так случится, что это красивое мягкое название вернется и Вашему городу с очень непростой судьбой и Вашей области в сердце нашей России. Я бы очень этого хотел. Сердечно поздравляю Вас с праздником Сретения Господня! Божией помощи нам всем!

Надежда ЗЕМСКОВА.

Известность Борису Корчевникову принесла роль в популярном сериале "Кадетство".
Кадры из фильма: