Кто из перечисленных мыслителей относится к нигилистам. Кто такие нигилисты: описание, убеждения и примеры известных личностей

Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма - предлагаем разобраться.

Нигилизм - что это?

Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.

Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:

  • нравственные принципы;
  • любовь;
  • природа;
  • искусство.

Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

Кто такой нигилист?

Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист - это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.


Нигилизм - плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою .
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Правовой нигилизм

Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Разные научные концепции.

Моральный нигилизм

Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

Юношеский нигилизм

Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный . Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом. Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо. Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:


Мереологический нигилизм

Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический. Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес. Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.

Географический нигилизм

Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:

  • географических направлений;
  • географических признаков частей света;
  • подмене географических направлений;
  • частей света культурологическим идеализмом.

Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.

Эпистемологический нигилизм

Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа. Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.

Культурный нигилизм

Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.


Религиозный нигилизм

Справедливым будет утверждение, что нигилизм - современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.

Социальный нигилизм

Социальный нигилизм - это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:

  1. Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
  2. Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
  3. Недовольство нововведениями, переменами.
  4. Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
  5. Несогласие с разными политическими решениями.
  6. Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
  7. Отрицание западных образцов поведения.

1) образ мыслей нигилиста (см.); 2) отрицание всяких норм, принципов, законов (например, этический нигилизм, эстетический нигилизм). Большой словарь иностранных слов

  • нигилизм - орф. нигилизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • Нигилизм - (лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития. Словарь по культурологии
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ ж. лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать. Толковый словарь Даля
  • нигилизм - -а, м. 1. Огульное отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. 2. Направление, имевшее место в среде русской разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., отрицательно относившейся к устоям дворянского общества, к крепостничеству. [От лат. nihil - ничто, ничего] Малый академический словарь
  • НИГИЛИЗМ - (от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. Советская историческая энциклопедия
  • нигилизм - нигили́зм Надеждин (1829 г.), Н. Полевой и др. Широко распространилось благодаря книге "Отцы и дети" Тургенева с 1863 г.; см. Чижевский, ZfslPh 18, 383 и сл. До этого ср нем. Nihilismus у Ф. Якоби (1799 г.), затем у Ж. Поля, франц. nihilismе... Этимологический словарь Макса Фасмера
  • нигилизм - Нигилизм, нигилизмы, нигилизма, нигилизмов, нигилизму, нигилизмам, нигилизм, нигилизмы, нигилизмом, нигилизмами, нигилизме, нигилизмах Грамматический словарь Зализняка
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ -а; м. [от лат. nihil - ничто, ничего] 1. Книжн. Полное отрицание всего (установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов); полный скептицизм. Бессмысленный н. Н. в вопросах морали. Детский... Толковый словарь Кузнецова
  • нигилизм - нигилизм I м. 1. Полное отрицание общепринятых ценностей: культуры, идеалов, моральных норм и т.п. 2. Образ мыслей нигилистов нигилист I II м. Течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX... Толковый словарь Ефремовой
  • Нигилизм - (от лат. nihil - ничто, ничего) в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. Большая советская энциклопедия
  • НИГИЛИЗМ - НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - англ. nihilism; нем. Nihilismus. 1. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ, и госуд. жизни. 2. Течение русской обществ, мысли 60-х гг. XIX... Социологический словарь
  • НИГИЛИЗМ - НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. Большой энциклопедический словарь
  • нигилизм - НИГИЛ’ИЗМ, нигилизма, мн. нет, ·муж. (·книж.). 1. Образ мыслей нигилиста (·ист.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. Толковый словарь Ушакова
  • нигилизм - НИГИЛИЗМ, а, м. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания). | прил. нигилистический, ая, ое. Нигилистическое отношение к чему-н. Толковый словарь Ожегова
  • Нигилизм - Полемический термин для обозначения крайностей движения 60-х гг. (от лат. nihil - ничего, т. е. ничего не признающие). Самое слово существует очень давно. Вт. средние века было еретическое учение H., преданное анафеме папой Александром III в 1179... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Нигилизм - отрицание установившихся принципов, норм, порядков, традиций, законов человеческого общежития. В дореволюционном словаре иностранных слов добавленно «форма анархизма» .

    В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 - 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).

    Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.

    Основные утверждения нигилизма

    • Нет доказательств существования создателя или высшего разума
    • Нравствености не существует
    • Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная

    Впрочем, ко времени Ницше (1844 - 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…

    Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма - ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям - долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.

    В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.

    Существует ли нигилизм сегодня?

    Ещё как!

    • Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
    • Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
    • Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» - прав тот, кто сильнее
    • Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости

    Нигилизм - это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби . Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса , которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада , которое может привести к мировой катастрофе.

    Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

    • Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
    • Объективной нравственности не существует;
    • Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

    Разновидности нигилизма

    • Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
    • Мереологический нигилизм - философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
    • Метафизический нигилизм - философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
    • Эпистемологический нигилизм - отрицание знания;
    • Моральный нигилизм - метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
    • Правовой нигилизм - порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.

    Нигилисты в России

    В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы », 1829 год) . В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма .

    В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» - неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.

    Нигилизм в исследованиях психологов

    Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом . Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, - это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма - нигилизма. «Невроз характера» - это тип невроза , при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера , способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Нигилизм"

    Примечания

    Литература

    • Фридрих Ницше - .
    • Фридрих Ницше -
    • Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
    • Ткаченко С. В.
    • Ткаченко С. В. : монография. - Самара, 2009.
    • Россинская Е. Р. Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
    • Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
    • Гуляихин В. Н. // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
    • Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
    • Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании - социализм, коммунизм и нигилизм - о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
    • Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
    • Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Отрывок, характеризующий Нигилизм

    – Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
    – Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
    Помолчав несколько времени, Платон встал.
    – Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
    – Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
    – Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
    – Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
    – Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
    – А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
    Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

    В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
    Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
    Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
    Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
    Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
    Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
    – Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
    Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
    Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
    Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
    Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

    Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
    В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.

    НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ни-что) - термин, употребляющийся для обозначения разлинчых мировоззренческих направлений и социально-психологических установок, для которых характерно отрицание общепринятых ценностей, норм, традиций и устоев.

    Ис-то-ки он-то-ло-ги-че-ско-го нигилизма мож-но ус-мот-реть в сочинение Гор-гия «О том, че-го нет, или О при-ро-де», в ко-то-ром он в по-ле-ми-ке с кон-цеп-ци-ей бы-тия Пар-ме-ни-да ис-хо-дил из по-ня-тия ни-что.

    В XII веке как нигилизм (nihilianismus) бы-ло оце-не-но ере-тическое уче-ние, от-ри-цав-шее че-ло-ве-че-скую при-ро-ду Хри-ста, в конце XVIII века по-ня-тие «нигилизм» ис-поль-зо-ва-лось для ха-рак-те-ри-сти-ки фи-ло-со-фии И. Кан-та и И.Г. Фих-те (пись-мо Ф. Яко-би к Фих-те с оцен-кой его «аб-со-лют-но-го идеа-лиз-ма» как нигилизм по-ло-жи-ло на-ча-ло дис-кус-сии во-круг это-го по-ня-тия в немецкой фи-ло-со-фии).

    По-ня-тие «нигилизм» встре-ча-ет-ся в эс-те-ти-ке Жан По-ля, в ис-то-ри-ко-фи-лосовских лек-ци-ях Ф. Шле-ге-ля (при-ме-ни-тель-но к пан-те-из-му), в ре-лигиозно-фи-ло-совских со-чи-не-ни-ях Ф.К. фон Баа-де-ра (атеи-стический «сци-ен-ти-ст-ский» нигилизм) и др. Ши-ро-кий куль-тур-но-ис-то-рический смысл оно по-лу-ча-ет у Ф. Ниц-ше как вы-ра-же-ние ис-то-рической судь-бы ев-ропейской куль-ту-ры, её все-об-ще-го кри-зи-са и упад-ка (décadence), пре-одо-леть ко-то-рый Ниц-ше на-де-ет-ся пу-тём «пе-ре-оцен-ки всех цен-но-стей»: «Что обоз-на-ча-ет ни-ги-лизм? - то, что выс-шие цен-но-сти те-ря-ют свою цен-ность. Нет це-ли. Нет от-ве-та на во-прос "за-чем?"» (Во-ля к вла-сти. СПб., 2011 год. С. 27).

    В Рос-сии тер-мин «нигилизм» впер-вые был упот-реб-лён Н.И. На-де-ж-ди-ным (статья «Сон-ми-ще ни-ги-ли-стов» с кри-ти-кой ро-ман-тиз-ма, в т. ч. по-эзии А.С. Пуш-ки-на , журнал «Вест-ник Ев-ро-пы», 1829 год, № 1-2), им поль-зо-ва-лись С.П. Ше-вы-рёв, В.Г. Бе-лин-ский, Н.А. Доб-ро-лю-бов и др., од-на-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние он по-лу-чил (от-час-ти бла-го-да-ря М.Н. Кат-ко-ву) по-сле вы-хо-да в свет в 1862 году ро-ма-на И.С. Тур-ге-не-ва «От-цы и де-ти» с центральным об-ра-зом «ни-ги-ли-ста» сту-ден-та Ба-за-ро-ва - че-ло-ве-ка, «ко-то-рый не скло-ня-ет-ся ни пе-ред ка-ки-ми ав-то-ри-те-та-ми, ко-то-рый не при-ни-ма-ет ни од-но-го прин-ци-па на ве-ру, ка-ким бы ува-же-ни-ем ни был ок-ру-жён этот прин-цип» (От-цы и де-ти. СПб., 2008 год. С. 25).

    Ни-ги-ли-ста-ми ста-ли на-зы-вать ра-ди-каль-ную мо-ло-дёжь, от-вер-гав-шую ус-тои до- и по-ре-фор-мен-ной Рос-сии - со-слов-ные по-ряд-ки, ре-ли-гию, нор-мы мо-ра-ли и ка-но-ны идеа-ли-стические эс-те-ти-ки и про-по-ве-до-вав-шую ес-те-ст-вен-но-на-учный ма-те-риа-лизм и ате-изм. Ру-по-ром этих идей в начале 1860-х годов стал журнал «Рус-ское сло-во», ве-ду-щую роль в ко-то-ром иг-рал Д.И. Пи-са-рев, иг-но-ри-ро-вав-ший при этом тер-мин «нигилизм» и на-зы-вав-ший се-бя и сво-их еди-но-мыш-лен-ни-ков «реа-ли-ста-ми». Ес-ли М.А. Ба-ку-нин, С.М. Крав-чин-ский, П.А. Кро-пот-кин вкла-ды-ва-ли в тер-мин «нигилизм» по-ло-жит. со-дер-жа-ние, то в кон-сер-ва-тив-ной пуб-ли-ци-сти-ке и т. н. ан-ти-ни-ги-ли-стич. ро-ма-нах А.Ф. Пи-сем-ско-го («Взба-ла-му-чен-ное мо-ре», 1863 год), Н.С. Лес-ко-ва («Не-ку-да», 1864 год), Ф.М. Дос-то-ев-ско-го («Бе-сы», 1871-1872 годы) он при-об-рёл об-ли-чи-тель-ный смысл. К началу 1870-х годов сло-во «ни-ги-лист» поч-ти ис-чез-ло из русской пуб-ли-ци-сти-ки, од-на-ко в западно-ев-ропейской литературе ста-ло упот-реб-лять-ся как обо-зна-че-ние россиского ре-во-люционного дви-же-ния. В даль-ней-шем фе-но-мен рус-ско-го нигилизма по-лу-чил ис-тол-ко-ва-ние в ра-бо-тах С.Л. Фран-ка (статья «Эти-ка ни-ги-лиз-ма» в сборнике «Ве-хи», 1909 год) и Н.А. Бер-дяе-ва («Ис-то-ки и смысл рус-ско-го ком-му-низ-ма», 1937 год).

    В цик-лической фи-ло-со-фии куль-ту-ры О. Шпенг-ле-ра нигилизм оп-ре-де-ля-ет-ся как «чис-то прак-ти-че-ское ми-ро-на-строе-ние ус-та-лых оби-та-те-лей боль-шо-го го-ро-да, имею-щих за спи-ной за-вер-шён-ную куль-ту-ру и не имею-щих уже ни-ка-ко-го внут-рен-не-го бу-ду-ще-го» («За-кат Ев-ро-пы». М., 1993 год. Т. 1. С. 543). В эк-зи-стен-ци-аль-ной фи-ло-со-фии М. Хай-дег-ге-ра нигилизм вслед за Ниц-ше рас-смат-ри-ва-ет-ся как «ос-нов-ное дви-же-ние в ис-то-рии За-па-да», ко-ре-ня-щее-ся в ме-та-фи-зи-ке, ис-то-ки ко-то-рой вос-хо-дят к древне-греческой фи-ло-со-фии (пре-ж-де все-го к Пла-то-ну) и ко-то-рая с её рас-ко-лом ми-ра на «су-щее» и «цен-ное» и про-ис-те-каю-щим из это-го «заб-ве-ни-ем бы-тия» оп-ре-де-ли-ла всё раз-ви-тие ев-ропейской ци-ви-ли-за-ции («Ев-ро-пей-ский ни-ги-лизм» - в его книге «Вре-мя и бы-тие». М., 1993 год. С. 63-176). Для А. Ка-мю нигилизм свя-зан с осоз-на-ни-ем пол-ной аб-сурд-но-сти че-ло-ве-че-ско-го су-ще-ст-во-ва-ния, «бунт» про-тив ко-то-рой яв-ля-ет-ся един-ст-вен-ным вы-ра-же-ни-ем че-ло-ве-че-ской со-ли-дар-но-сти. Ха-рак-те-ри-зуя нигилизм как «по-гру-же-ние в без-ве-рие», К. Яс-перс про-ти-во-пос-тав-ля-ет ему «фи-ло-соф-скую ве-ру» в транс-цен-ден-цию.

    Дополнительная литература:

    Стра-хов Н.Н. Из ис-то-рии ли-те-ра-тур-но-го ни-ги-лиз-ма 1861-1865. СПб., 1890;

    Алек-се-ев А.И. К ис-то-рии сло-ва «ни-ги-лизм» // Сб. ста-тей в честь ака-де-ми-ка А. И. Со-бо-лев-ско-го. Л., 1928;

    Hingley R. Nihilists. Rus-sian radicals and revolutionaries in the reign of Al-e-xander II (1855-81). L., 1967;

    Rauschning H. Revolution of nihilism. N. Y., 1972;

    Der Ni-hi-lis-mus als Phänomen der Geistesgeschichte / Hrsg. von D. Arendt. Darmstadt, 1974.