О промысле божием в жизни человека. Несколько слов о Старце Паисии

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас»

(1 Пет. 5, 7)

Под Промыслом Божиим (греч. πρόνοια, лат. providentia) с древних времён христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах, живущих в нашем мире. На Промысел Божий во все времена христиане уповали: «Промысел есть Божие попечение о существующем » (преп. Иоанн Дамаскин).

В «Пространном катихизисе» дается следующее определение: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям ».

Рассказывают, что Антоний Великий, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Божия Домостроительства (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?» Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это - душевредно!». (Алфавитный Патерик).

Рассмотрим вопрос Божьего Промысла в рамках современной православной доктрины.

В контексте христианского понимания цели человеческой жизни, спасения души, следует разделять Промысел Божий на Общий и Частный. Общий относится ко всем людям и состоит в том, что Бог дает каждому возможность сделать свой выбор – идти к Богу или от Бога, при этом следуя своей сущности – любви, Бог никогда никого ни за что не наказывает, т. е. предоставляет человеку полную свободу выбора. Частный Промысел состоит в том, что к тем, кто сделал свой выбор и делает шаги к Богу, Бог делает адекватные шаги в ответ, и помогает прожить земную жизнь так, чтобы очиститься от страстей, подготовиться к жизни вечной и спастись. Бог любит нас и жаждет нашего спасения. В большинстве случаев, именно Частный Промысел и понимается верующими как Промысел Божий вообще или «Провидение».

Следует признать, что вопрос о Промысле Божиим является сложным для самостоятельного понимания, но Православие отличается от других конфессий тем, что исходит из святоотеческого понимания ответов на вопросы, которые нам предлагает жизнь. Так что же говорят Святые Отцы о Божием Промысле?

Величайший христианский подвижник, мыслитель VII века Исаак Сирин писал: «Если ты однажды вверил себя Господу, вседовлеющему для охранения твоего и смотрения о тебе, то не заботься опять о чем-либо таковом, но скажи душе своей: «На всякое дело довлеет для меня Тот, кому единожды предал я душу свою» . Добавляя: «Как скоро человек отринет от себя всякую видимую помощь и человеческую надежду и с верою и чистым сердцем пойдёт вслед Богу, тотчас последует за ним благодать и открывает ему силу свою в различных вспоможениях ». Преподобный научал, что любое решение следует подкреплять словами: «Господи, да будет воля Твоя, а не моя». Возлагая, таким образом, искреннее упование на Бога, а не на себя, человек делает шаг на встречу Богу, ответный шаг которого и есть свершение Промысла. Очевидно, что речь идет о частном Промысле.

Наш современник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил так: «У Бога нет для человека предопределения, но человек непременно является сотворцом Господу своей жизни ». Здесь, делается акцент на общий Промысел.

Живший в девятнадцатом веке святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, в своём произведении «О путях Промысла Божия в жизни человеческой» писал: «Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Творец Премудрый, чтоб не нарушить сего преимущества, управляет судьбою нашею невидимо и неприметно. С нами в сем отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспитатели скрывают иногда своё присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле ». По-видимому, святитель имел в виду общий Промысел.

Так как же нам, православным христианам разобраться в этом калейдоскопе определений, толкований и мнений?

Апостол Павел говорил о непостижимости Промысла Божия:

"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему " (Рим. 11, 33-36).

Однозначного толкования Промысла Божьего нет. Но оставлять без определения такое важное понятие, все же, нельзя.

Однажды, к Антонию Великому пришли три подвижника и начали рассуждать, какая добродетель высшая. Один сказал – пост, второй – молитва, третий – послушание. Антоний же ответил: «И постом неразумным можно убить себя, и послушанием неразумным можно сделаться рабом человеков, а не Божиим рабом, и молитвою можно как вознестись на небо, так и впасть в бездну гордыни и заблуждения. Там, где нет рассуждения – нет добродетели ».

Из слов Антония Великого делаем вывод, что только рассуждая, т. е. задействовав свой разум, возможно «отделить зерна от плевел» и понять суть. Только рассуждая, человек может прийти к осознанному выбору и реализовать общий Промысел, а рассуждая еще больше, сможет делать шаги к Богу, а не от Него, и таким образом реализовать Частный Промысел Бога по отношению к себе. Только таким образом возможно осознать сущность Божьего Промысла и понять его истинный смысл, ибо нет добродетели выше рассуждения!

Источники:

1. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. О путях Промысла Божия в жизни человеческой .

2. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

3. Протоиерей
Олег Давыденков. Катехизис

Владыка, очень часто, рассказывая о случаях, когда человек чудесным образом спасся, избежал опасности или исцелился от серьезной болезни, мы говорим: «В этом, наверное, был Промысел Божий». Расскажите нам, что это такое – Промысел Божий?

В первую очередь Промысел Божий на­правлен на сохранение жизни человека, ведь мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Один военный врач рассказывал мне, как во время Великой Отечественной войны он со своей частью попал в окружение, и никто не мог их оттуда вывести. Ситуация была безнадежная, и он мог только молиться. Он и молился. Молился Богородице, и Она явилась и указала им путь. Потом этот военный врач стал свя­щенником, это был митрополит Рижский Леонид. Часто в ситуациях, когда мы, казалось бы, находимся на волоске от гибели, если мы с Богом, если мы просим Его о спасении, Бог отвечает на призыв нашего сердца. Но этот ответ зависит от нас, потому что наша молитва, наш призыв - это не внешнее действие, а внутреннее. И тогда Бог идет навстречу нам, идет на сверхъестественные действия, являя Себя человеку даже вопреки некоторым законам бытия. Описано много случаев, когда в трудные минуты людям являлись святые и спасали их. Все это проявления Промысла Божьего о человеке, о его жизни.

Часто люди, чудом спасшиеся в экстремальных ситуациях, после тяжелых болезней воспринимают это спасение как повод переос­мыслить свою жизнь, начать жить по-другому.

Совершенно верно, ведь мы сейчас говорили о спасении физической жизни, но главное - спасти душу.

- А спасение жизни и спасение души не все­гда совпадают?

Трагический пример из нашей новейшей истории, когда мальчик-воин подвергся в Чечне невероятным истязаниям за то, что носил крестик. Но разве могут быть сомнения, что, приняв мученическую смерть за веру, он спас большее - свою душу? Кстати, мать нашла и опознала его именно по этому крестику...

Наша Церковь не случайно канонизирует все новых и новых святых - это не только образцы того, как можно жить в Боге, это и доказательство того, что Господь с нами ря­дом...

Бог дает нам жизнь, и Он нам ее сохраняет - это первая черта Промысла Божьего. Рождение и смерть - две конечные точки, и линия между ними - наша земная жизнь, она тоже подчинена Промыслу Божьему. Бог не бросает человека, Он направляет его к благим делам, Он пресекает зло и даже пре­вращает его в добро, постоянно являя человеку Свою милость. При этом у человека есть свободный выбор, как поступать, он не марионетка в руках Божьих. Бог дает ему возможность к благоделанию, но человек волен выбирать: жизнь с Богом, благая жизнь или жизнь без Него.

Направленность жизни человека к добру - вторая черта Промысла Божьего о нас. Ведь зло оказывается притягательным для человека, и Промысел Божий заключается в том, что Бог отвращает человека от него.


- Как? Бог не дает человеку возможность его совершить?

Нет, просто в какой-то момент Бог обнажает ему зло, показывает, ведь мы говорим, что зло соблазнительно, оно «рядится в красивые одежды».

У каждого человека бывают ситуации, когда Господь дает ему возможность остановиться, когда Он показывает, как надо действовать, когда Он даже зло - и в этом тоже Промысел Божий, например, болезнь - обращает во благо нам. Любое исцеление, когда человеку возвращается не только физическое здоровье, но и духовное, когда человек приходит ко Христу - это пример милости Божьей.

В Евангелии рассказывается, как Христа встретили десять прокаженных, которые взмолились к Нему, чтобы Он помиловал их. «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога» (Лк. 17. 14-15).

- А что остальные девять?

Остались в неблагодарности своей, в Евангелии о них больше ничего не сказано. Но ясно, что они выбрали свой путь вне Бога.

Но раз человеку отводится активная роль, то как мы можем, делая каждодневный выбор между добром и злом, понять, где что? Ведь это не всегда очевидно.

Когда принимаешь решение, надо иметь возможность отстраниться от ситуации. Как это сделать? Надо начать молиться, ведь молитва - это возможность вырваться из пут обстоятельств, из всего временного, это диалог с Богом. Надо, чтобы голос Божий зазвучал в нас. А голос Божий в нас - это наша совесть. Но у каждого из нас есть наше Ego, складывающееся из привычек, черт ха­рактера, наших обязательств перед людьми, и часто, когда голос совести пробуждается в нас, возникает драматический момент, конфликт между нашим Ego и тем, что нам подсказывает голос Божий. И тут важно распознать, в чем воля Божья.

Существуют разные способы, бывает, люди бросают жребий. Причем перед тем как бросить его, они молятся и говорят: «Господи, благослови!»

- А разве жребий это не воля случая, развеэто не математическая статистика?

Жребий бросали апостолы, когда выбирали, кто станет двенадцатым вместо Иуды. Они «...помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место» (Деян. 1. 24-25). Апостолы приняли жребий как Промысел Божий. Патриарха Исповедника Тихона тоже выбирали жребием на Поместном Соборе 1917 года: отслужили Литургию и выбрали.

- Бросили жребий - значит, выбрали путь. А чем такая жеребьевка отличается от гадания?

Когда человек пытается узнать о своей жизни гаданием, возникает совершенно другая реальность. В случае с апостолами, с выбором Патриарха Тихона была обращенность к Богу, хранителю нашей жизни. А к кому мы обращаемся, когда идем к гадалке? Безусловно, человеку может что-то открыться, но что именно - вот в чем вопрос. Принципиально здесь то, что в наших примерах люди обращались к Богу: «Господи! Да будет воля Твоя!» Они отдавались на волю Божью, принимали и исполняли ее. А жребий - это только способ.

- А что тогда астрология?

Это расчет человеческой судьбы по звездам. Но дело в том, что звезды, все небесные тела были сотворены Богом в четвертый день творения, а человек, как известно, в шестой. И когда судьбу высшего творения, человека, ставят в зависимость от более низших, то мне это кажется величайшей несправедливостью по отношению к человеку.

А что касается гадания по снам, приметам и т. д., то это опыт предшествующих поколений. Важно понимать, откуда этот опыт воз­ник. Например, в 30-е годы родилась «примета»: встретил попа - не к добру. Конечно, когда всех священников истребили, сам их облик ассоциировался у людей с обреченностью. А вера в черную кошку? Мол, перебежала дорогу - возьмись за пуговицу и т. д. Весь этот комплекс примет сформирован не на христи­анских, а на стихийно-языческих основах. Православный человек знает, что в этом мире нет ничего сильнее, чем сила крестного знамения. И если у него есть какие-то сомнения, то он перекрестился, благословил дорогу и идет смело, зная, что с ним Бог и крестная сила. А вот неверующий человек несвободен, онпод гнетом каких-то мелких стихий этого мира, каких-то низких сил. Когда перед челове­ком стоит выбор, есть две позиции: искать волю Божью о себе или решать самому.

- А как еще, кроме жребия, определить, в чем она, воля Божья?

Главное - готовность принять Его волю. Можно пойти к духовнику. Бывает, приходят люди и говорят: «У меня разрывается душа между этим и этим. Я не знаю, как поступать», - и испрашивают благословение Божье.

- А в этом нет перекладывания ответственности?

Наоборот, это очень сильное решение. Нужно мужество, чтобы принять и исполнить то, что тебе дал Бог. Ведь если ты спра­шиваешь благословение у священника, то значит, ты готов принять то, что тебе скажут, не зная, что это будет. Очень простой пример. Все знают такой закон: если человек решил, что он будет делать по десять поклонов в день и если это он решил сам, то тут ника­ких проблем - берет и делает. Но когда у не­го вдруг появляется сомнение: может, на это стоит взять благословение - дело-то духовное, и он его берет, то тут качество действия совершенно меняется. Человек начинает исполнять волю Божью, которая была явлена через благословение. И если в случае, когда он делал эти поклоны «от себя», все было нормально, то тут сразу начинаются проблемы: то забудет, то лень...

И дело не в поклонах, просто сразу возникает противодействие сил дьявольских тому, как ты выполняешь волю Божью. Так, кстати, человек учится распознавать, какой дух как действует, как духи воплощаются в этом мире. В общем, если начинаешь выполнять какую-то заповедь, а на пути препятствие, то для духовного человека это показатель того, какие силы тут действуют. А раз тебе мешает дьявол, то значит, ты поступаешь по воле Божьей. Старцы говорят: «Делаешь доброе дело - готовься к искушениям».

Воля Божья может явиться человеку через духовника, при чтении Библии или в Богообщении. Бывает, человек зашел в храм в одном состоянии, совершенно разбитый, а вышел - в нем радость и свет. Это признак того, что благодать коснулась его, и если человек чувствует при этом обновленность всего своего существа, осмысленность, то это критерий того, что он с Богом и в Боге.

В ситуации выбора надо обратиться к За­поведям: к Евангельским Заповедям Блаженства или к Десяти Заповедям Моисея - их никто не отменял. Можно просто начинать их читать. И когда человек начинает их чи­тать, он уже начинает смотреть на ситуацию не своими глазами, а Евангельским взглядом. Вот тогда мы говорим, что уже не я жи­ву, а Христос живет во мне.

- Но жизнь становится все сложнее, и выбор бывает делать сложнее.

Да не сложнее жизнь! Что, человек из­менился за эти тысячелетия? Да, в процессе развития он что-то приобрел, но это все внешнее. Как может быть для человека эта жизнь сложнее, если он сам упростил ее. Чем? Грехом. Он обеднил себя тем, что все время загоняет себя в какие-то условности созданного им мира и живет не по законам Бога, а по законам внешним, им же и созданным. А внутреннее вот это оскудение любви, оно же видно!

Мы свидетели того, как растет обособлен­ность людей, как человек загоняет внутрь свои проблемы, не решая их. И тут Церковь призвана спасти человека, потому что она хранит язык Бога, она распознает его, охраняя человека и не давая сбиться ему с пути.

- На самом деле каждый знает свои грехи, и как бы далеко и глубоко он их в себя ни прятал, он осознает их.

Конечно. И это тоже дар Божий нам - осознание своей греховности. Это тоже проявление Промысла Божьего о нас. Кстати, когда с нами что-то случается, мы в глубине души точно знаем, почему это так. Хотя, ко­нечно, бывают люди с состоянием окамене­лости души, с такой сожженной совестью, что они не способны увидеть своего греха. Но это крайнее состояние, и мы молимся, чтобы Господь избавил нас от него. И Господь все время возвращает нас к Себе, дела­ет так, чтобы мы прислушались к голосу Божьему.

Помните, как в Евангелии фарисеи привели грешницу к Христу на суд? Они поставили ее в центр и сказали: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8. 4-5). Конечно, они еще и испытывали Христа, они хотели что-то найти и к Его обвинению. Но Иисус, низко склонившись, что-то писал перстом на земле и не обращал на них внимания. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8. 7-8).

- А что Он писал?

Есть версия, что Он писал грехи каждого из обличавших, ведь Христос видит сердце человека. И дальше фарисеи, «услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один задругам, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8. 9-11).

Промысел Божий

божественная деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия. По определению московского митрополита Филарета (в "Пространном христианском катехизисе"), промысел Божий есть "непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям". Этими понятиями, не чуждыми, в основных чертах, всем религиям, не исчерпывается идея П. вполне. Она получает свою законченность в христианстве, указывающем на бесконечную любовь Божию, в обновлении человечества искуплением и возведении его к высшему нравственному совершенству. Христианское учение о П. подробно раскрыто в Св. Писании и в священном предании (см. епископ Сильвестр, "Опыт догм. Богословия", т. III). Богословие всех христианских исповеданий содержит в себе возражения против пантеистов, материалистов, деистов, Лейбницевой теории предустановленной гармонии, обычных житейских указаний на существование в мире зла, на господство порока, на злодейства отдельных лиц, на страдания невинных, на физические бедствия, разрушающие нормальный строй природы, и т. д. На христианском учении о П. основываются все те отношения, которые называются религиозными. В русской литературе по этим вопросам писали наши богословы В. Д. Кудрявцев-Платонов ("Прибавл. к твор. св. отцев в русск. переводе", 1871, XXIV), преосв. Иоанн Смоленский ("Христ. чтение", 1876, 1), Ф. А. Голубинский ("Странник", 1862) и др. См. также: "Теория Бокля и христ. учение о П.", Гр. Чельцова ("Христ. чтение", 1867); "Материализм Бюхнера", прот. В. Г. Рождественского (ib., 1868).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Промысел Божий" в других словарях:

    Промысл (или промысел) Божий (Провидение; лат. Providentia) деятельность Высшего существа, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, согласно религиозным представлениям. Идея провидения зародилась уже в Древней Греции… … Википедия

    Промысел Божий - это действие «премудрости и благодати Божией», благодаря чему сохраняется бытие земных существ, и они направляются к благим целям, к добру, а возникающее зло пресекается и обращается к добрым последствиям. Это бесконечная любовь Всевышнего,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Промысел Божий - ♦ (ENG economy, divine) (греч. oikonomia, лат. dispensatio план, устройство) Божественный план спасения и непрерывного промысла, космического по своим масштабам. Объемлет все стороны человеческого существования и мироздание в целом … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Промысл (Промысел) Божий - Божественная деятельность, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия, непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. В понятии о Промысле Божием дается указание, что Промысл Божий открывается… … Православие. Словарь-справочник

    См … Словарь синонимов

    Божественный промысел, провидение, промысел Словарь русских синонимов. божий промысел сущ., кол во синонимов: 3 божественный промысел (3) … Словарь синонимов

    промысел - и промысл. В знач. «занятие, ремесло; промышленное предприятие добывающего типа» промысел (и устарелое промысл), мн. промыслы, род. промыслов и в профессиональной речи промысла, промыслов. Кустарный промысел. Нефтяные промыслы. В знач. «забота,… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ПРОМЫСЛ, а и ПРОМЫСЕЛ 2, сла, мн. ы, ов, м. (высок.). То же, что провидение. Божий п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (или промысл) в общем смысле совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким либо делом в объёме, который может обеспечить,… … Википедия

    Прил., употр. сравн. часто 1. Божьим вы называете то, что имеет отношение к Богу. Божий храм. | Божий промысел. 2. Божьей Матерью называют Марию, мать Иисуса Христа. Икона Казанской Божьей Матери. = Богоматерь, Богородица 3. Божьим светом или… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Промысел Божий в истории человечества , А.П. Лопухин. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1898 года (издательство`Санкт-петербург`). В…

Про́мысл Бо́жий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей , непрестанное Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко , направляющее к вечному человечество в целом и каждого в отдельности. (Значение слова промысел, обозначающего ремесло или вид ремесла, например, народный промысел, не следует путать со значением слова «Промысл» (Божий)) .

Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.

Очень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а из будущего. Бог иногда предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову.
диакон Андрей

Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.
Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».
Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.
Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению греха, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (); и: предаде их в неискусен ум , то есть, попустил их свободе творити неподобная (); также: ожесточая ожесточу сердце Фараоново (), то есть, попущу ожесточиться за непокорность его.
преподобный

Промысл Божий

протоиерей Александр Глебов

Можно ли сравнивать православное учение о промысле Божьем с понятием человеческой судьбы? Об этом мы сегодня поговорим с кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Александром Глебовым.

К: Отец Александр, что же такое – промысл Божий?

А: Разговор о промысле Божьем открывает очень важную тему – тему ответственности Бога за свое творение. Вот мы обычно говорим о своей ответственности перед Богом, о том, что нам придется держать перед Богом ответ. Такое понятие, как промысл Божий, говорит об ответственности Бога за род человеческий и за сотворенный Им мир. Есть такое религиозно-философское учение, которое называется «деизм» – в нем понятие промысла Божия отсутствует! Деизм говорит о Боге как о творце мира, но не говорит о Боге как о промыслителе мира. Да, Бог сотворил мир, Бог сотворил человека, наделил человека разумом, свободной волей и как бы отстранился от всякого участия в дальнейшей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире происходит. Почему я упомянул о деизме? Потому что сегодня многие люди, может быть даже сами того не осознавая, разделяют именно такую точку зрения. Они видят в творческом акте Бога обоснование бытия этого мира, потому что представить себе, что вот этот мир, столь разумно устроенный, столь сложно организованный, развивающийся по каким-то определенным законам, возник просто сам по себе из ничего. Представить такое для многих людей довольно проблематично. Но в то же время они не видят какого-то разумного присутствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много несправедливости, люди болеют, страдают, умирают. То есть, с одной стороны, они признают, что Бог сотворил мир, потому что этот мир как творение прекрасен и разумно устроен, но, в тоже время, они отказываются признать промысл Божий, потому что то, что происходит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хаотично.
В христианском откровении такие понятия, как Бог-творец и Бог-промыслитель, неразрывно связаны между собой, потому что само решение Бога о творении мира принималось неразрывно вместе с Его решением о спасении этого мира. Вот это двуединое решение Бога о спасении и о творении мира получило название «Предвечный совет Святой Троицы». Предвечный – значит до времени, до века сего, до творения мира. И этот предвечный совет совершенно гениально изобразил преподобный Андрей Рублев на своей иконе, которая так и называется – «Троица». Поскольку Бога в его троичности невозможно не только изобразить, но и даже как-то представить, то в православной традиции Святая Троица изображается в виде трех ангелов, которые были явлены Аврааму у дуба Мамврийского. Но рублевская Троица описывает не этот исторический эпизод, когда три ангела пришли к Аврааму и возвестили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет единственный возможный упоминаемый в Библии образ Святой Троицы и наполняет его не историческим содержанием, а доисторическим, предвечным, он как бы изображает вот этот совет предвечной Святой Троицы. Три ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше виднеется голова жертвенного животного и ангелы смотрят друг на друга, как бы советуясь, совещаясь между собой, кто из них станет вот этой жертвой – Агнцем Божиим. И когда принимается решение, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жертвой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого принимается решение о творении самого мира, то есть промысл Божий как бы первичен, а акт творения – вторичен.

К: Как соотнести человеческую свободу и промысл Божий, ведь человек свободен и может делать все, что хочет? Как распознать, что происходит в результате наших достижений и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–А: Довольно сложный вопрос и, наверное, дать какой-то исчерпывающий ответ на него невозможно! Здесь как бы явное противоречие, просто не хватает логики, чтобы это охватить. С одной стороны, мы веруем в то, что Господь ведет каждого человека, начиная с его рождения по жизни, но, с другой стороны, ведь Вы совершенно верно сказали, что человек абсолютно свободен и может делать все, что он хочет. Он сам планирует свою жизнь, правда практика показывает, что наши планы часто и остаются планами и жизнь идет совершенно по другому сценарию, не так, как мы это запланировали, и делать приходится в жизни не то, что ты хочешь, а то, что вынуждают тебя обстоятельства. Но все-таки все равно свобода выбора остается у человека всегда. Более того, мы попадаем под воздействие других людей, иногда это воздействие доброе, иногда — злое, и если государственный закон и уголовное право ограничивают как-то злую волю людей, карая их за совершенное преступление, то Господь ведь никого не ограничивает. За примерами далеко ходить не надо: сейчас наши телезрители посмотрят эту передачу, переключат на программу новостей и что они там услышат? Новости! Какие новости? Такие же, как и вчера! Войны, процветает террор, льется кровь, страдают невинные люди, насилие одних над другими, и ведь Господь никого не останавливает, потому что такова злая, но свободная воля людей. Но более того, есть законы природы, закон этого мира и мы, живя в этом мире, попадаем под действие этих законов. Поэтому что-то приходит в нашу жизнь по нашей воле, что-то по доброй или злой воле других людей, где-то мы подчиняемся законам мироздания, но и в том, и в другом, и в третьем случае есть место для промысла Божьего. Как-то провести в этом калейдоскопе такую четкую черту и сказать, где промысл Божий есть, а где его нет – это, наверное, невозможно! Правда, некоторые люди эту проблему для себя решают следующим образом: они говорят приблизительно так, что вот, если пришло что-то в мою жизнь, то, что не зависит ни от моей воли, ни от воли других людей, а вот совершенно неожиданно, как бы непрогнозируемое, что-то такое необычное. Знаете, как говорил покойный митрополит Никодим: «Все, что неожиданно – то от Бога». И собственно с этим, конечно, очень сложно не согласиться, но все-таки я бы не стал ограничивать промысл Божий только какими-то особыми событиями в нашей жизни. Мы веруем в то, что Господь промыслом своим ведет человека по жизни, не нарушая человеческой свободы, но каков механизм сочетания этих, казалось бы, несочетаемых реальностей сказать нельзя.

–К: Вы сказали, что многие люди отказываются признавать Божий промысл, потому что не видят разумного действия Бога в мире, но с этим невозможно не согласиться, потому что в мире много страданий, люди делают что хотят, они совершают преступления и Господь их не останавливает. Другие, проходя через испытания, просят Бога о помощи, но Господь не часто их слышит, а если слышит, то только усиливает эти испытания. Как совместить любовь Бога к своему творению, Божий промысл о мире с реальностью, которая происходит вокруг нас?

А: То, что касается благости Божией и зла, которое присутствует в мире, то обычно по этому поводу высказывают два соображения. Первое – это то, что зло можно уничтожить только с его носителем, то есть с человеком, ну а Бог как раз по своей благости хочет исправления человека, его покаяния, а не его смерти. Мы же с вами обращаемся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не называем Бога ни судьей, ни прокурором, ни законом, ни справедливостью, мы называем его отцом. И вот, если перенести наши отношения с Богом на внутрисемейные отношения, если ребенок чем-то провинился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уничтожает? Даже если ребенок болен, даже если ребенок распространяет вокруг себя зло, даже если этот ребенок вырос и стал преступником. Да, его осудит общество, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец относится к своему ребенку не с позиции юридического закона, даже не с позиции закона справедливости, он к нему относится с позиции закона любви. Вот то же самое происходит в наших взаимоотношениях с Богом. Собственно, почему Господь терпит зло, и до какого момента это будет продолжаться, Он пояснил довольно ясно, когда рассказал притчу о пшенице и плевелах. Ну и второе соображение: раз уж в мире существует зло, то Господь оборачивает его ради спасения людей, для исправления людей заблудившихся, грешных людей и для укрепления веры и испытания праведников. Это было хорошо подмечено Гете во фразе Мефистофеля, в известной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Дьявол сеет зло, но Господь использует это зло, как горькое лекарство, для спасения людей и тем самым обращает зло во благо.
Но, в общем и целом вот этот вопрос, который Вы мне задали, я, наверное, не ошибусь, если скажу, что с апологетической точки зрения – это, конечно, самый сложный вопрос. Есть в богословии попытка разрешения этого вопроса, которая получила название «Теодицея», что значит «оправдание Бога». Нам это название тоже может показаться странным, потому что ведь мы ищем оправдания у Бога, а здесь мы говорим о том, что Бога надо оправдывать. Бога, действительно, иногда приходится оправдывать, но вот я приведу такой пример, который хорошо известен, наверное, каждому священнику. Например, приходит в храм мать и говорит, что у неё умер ребенок. Вот она подходит к священнику и задает ему примерно следующий набор вопросов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребенок хуже других, и какое преступление они совершили? Как вообще можно понять вот это действие Бога, который отнял у неё ребенка и обрек её на такие страдания, сломал ей жизнь?» Священник, конечно, пытается как-то утешить этого человека, хотя ни о каком утешении здесь говорить невозможно, но и в то же время он пытается как-то защитить Бога, оправдать Его действия, чтобы этот человек веру не потерял. Другими словами, это попытка согласовать между собой все те противоречия, о которых Вы упомянули в вашем вопросе: что Бог действительно есть любовь, что его промысл направлен ко благу людей. Все эти положения подвергаются очень серьезным сомнениям, ведь абсолютно каждый человек, с очень разной степенью воцерковленности, вообще религиозного чувства, задавался подобными вопросами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожалел ради спасения этого мира и, если Он всемогущий, то где проявление этого всемогущества и любви в нашем мире. А ведь иногда совершенно невинные люди проходят через такое горнило страданий, что просто в силу ужаса происходящего принять это как благую волю Божию, как некое добро не представляется возможным. И вот тогда люди соотносят то, что произошло и промысл Божий, у них остается не много вариантов ответа. Либо Богу действительно нет до нас никакого дела и все рассказы о его любви сильно преувеличены, либо Он не обладает всемогуществом, Он просто вынужден бессильно смотреть, как в мире царствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о страдании невинного, о страдании праведника мы находим в Новом завете, в страдании в смерти невинного Христа. Если человек определяет для себя вечное спасение как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем праведности и путем святости, то это будет крестный путь, только крестный, никакого обходного пути не существует! Это будет узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство Божие. И ведь Господь никого не обманывает, Он не дает никаких ложных обещаний! Каждый, кто читал Евангелие, у него должны отпасть всяческие иллюзии относительно того, что значит следовать за Христом. Господь совершенно ясно говорит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем праведнее человек, тем сильнее его духовная жизнь, тем тяжелее ему будет этот крест. И если человек осмысленно принимает Таинство Крещения, то он должен понимать, что он тем самым изъявляет желание разделить земную судьбу Христа. Не только Его вечность, не только Его Воскресение, а Его земную участь. Ну, а как Господь закончил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Промысел Божий в жизни каждого из нас кажется невидимым. Большинство людей думает, что их судьбой правит слепой случай. Для чего человеку даются проблемы и испытания? Как взаимодействуют темные и светлые силы? В чем отличия прозорливцев и гадалок?


Ваше имя

Отмена Отправить


Людмила Смирнова 2 года назад

Помогай Вам Господь! Прочла текст (1 раз смотрела видео недели 2 назад), и Бог открыл ответ на мой вопрос - как вести себя с людьми от Него далекими, я познала Бога и всем говорю - читайте Евангелие, осмысливайте свою жизнь. Ваша трактовка Иова открыла мне ответ - не надо ничего никому говорить,- тут я себе грехов добавляю. Слушала многих про Иова (сама тоже читала), а Ваше объяснение открыло мне новое видение, с этой точки зрения вопрос не рассматривался ни кем, благодарю! Пришла к пониманию... , что про Бога надо молчать, беречь жемчуг! И как вовремя Ваша лекция,у Бога - всё вовремя, всё не случайно - появилась земная проблема, стала думать и размышлять - ответ Бог послал. Хвалить тоже грех, но Ваши лекции, простые, доступные, они очень важны и нужны, кто ищет - тот найдет! Спаси нас Господи!!!

ВЕРА 2 года назад

Ещё видео материалы

Исходные материалы

Текст занятия

Чего люди только не делают что бы узнать свою судьбу. И по гадалкам ходят и на картах гадают и чего только не делают. Все хотят знать наперед что будет и есть люди, много людей, которые считают, что есть такой рок то что написано «рожденный ползать упасть не может, кто утонет тот в огне не сгорит.» то есть отношение к року, судьбе как к чему-то, предреченному и которая будет хочешь ты этого или не хочешь. Особенно в древней Греции большое внимание уделяли року, вот как написано, так и будет. В связи с этим возникает второй вопрос в богословии «промысел божий».

Мы уже говорили, что вот человек ловит рыбу, это его промысел, выращивает пшеницу, это тоже его промысел, то есть он промышляет. А что Бог промышляет? А Бог промышляет наши души, по сути дела. То есть Бог хочет, чтобы у нас душа была исправленная.

Вот есть несколько уровней ада, точно так же есть несколько уровней миров и вот где-то здесь проходит ватерлиния, разделяющая адские и райские миры.

И мы находимся в верхнем адском мире. И от того как мы будем жить, чего мы достигнем, исправим мы свою душу или нет будет завесить попадем мы в райский мир или будем находится в адских мирах.

То есть наша задача перейти мир уровнем выше. А для этого надо стать не много не мало, а почти святым. Ну святость определяют потом, а стать человеком, который знает, что такое благодать знает, как находится в этом состоянии. Потому что здесь, после смерти, это можно еще сравнить с физическим экспериментом, ставят такую колбу длинную, ну стакан такой. И бросают сюда разные шарики и по плотности они распределяются, один выше другой ниже и так далее, а какие-то шарики аж на дно будут опускаться. Таким образом изучали плотность вещества.

Если посмотреть, то египтяне хорошо это дело отобразили у себя. У них было нарисовано после смерти весы и на весах на одной чаше лежит перо птицы «мат» - это по-нашему страус, а на другой чаше сердце человека, как бы взвешивали сердце, то есть что перетянет перо или сердце. Ну сердце - это желания человека, когда вы встречаете в литературе о сердце это значит, что человек хочет, что он желает. Ум - это голова, а сердце - это желание. Если сердце легкое, то поднимается в верх в райские миры, если оно тяжелое, то опускается вниз. А тяжёлое это все наши грехи, все наши негаразды, которые накапливаются как в программе всякие вирусы и утяжеляют душу.

Ну на прошлом занятии мы говорили, что программа человека должна быть вот такая, в виде домика мы ее изобразили, а на самом деле у людей программа выглядит примерно так эти все сини, красные шарики - это грехи, которые образуют неправильные связи и задача что бы в течении жизни человек от этих всех шариков избавлялся постепенно и привел свою конструкцию в порядок.

Сразу этого не сделать, потому что, если все шарики сразу вынуть - все просто развалится и человек вообще умрет, душа его не сможет существовать. Поэтому постепенно, сначала один убирают потом другой потом соединяем с этим, вот этим исправлением человека Бог или высшие силы и занимаются. Вот это их задача, исправить человека что бы он попал в как можно лучшее место.

Теперь как это выглядит в жизни. Ну начнем мы со святого, Серафима Саровского, все его знают, хоть он уже от грехов избавился, он Бог все время дает какие-то события какие-то случаи, в которых человек должен себя проявить и показать, что он безгреховный.

И вот смотрите какой был с Серафимом Саровским максимальный случай. Когда последнее что мог ему предъявить, ну сатана искушает обычно, и пришли к нему, он жил тогда в лесу в одиночестве и к нему пришли мужики и думали, что у него золота много, ну какой-то святой живет один в лесу, к нему люди ходят, наверное, же деньги берет, золото у него там зарыто где-то. И начали его бить и били сильно, он же тоже был не слабый мужчина, но в конце концов они его топором по голове и боялись, что он выдаст их и думали, что они его убили.

Он остался жив и этих мужиков потом судили. Серафим пошел на суд и попросил судей что бы их не трогали, целую речь сказал. Сказал, что их Бог накажет и им не стоит этого делать. То есть он их простил и этим показал, что нужно своих товарищей или собратьев прощать. Бог их потом наказал у них у всех погорели дома, они потом их построили заново, ну вот таким способом наказал.

Ну не важно, то есть его искушал сатана, вот он дал такое испытание, как он поведет себя в такой ситуации после того как его побьют что он будет делать. И потом не было никаких грехов практически, не чем было его искушать. И люди не могли уже повлиять.

А сатана же как влияет? Человек на человека, то есть он людям мысли внушает, вот этим мужикам он внушил, что нужно его ограбить и они пошли грабить бить и так далее. И сатана уже через людей воздействовать не мог и дальше ему пришлось прямыми действиями заниматься и его начали с того света черти просто бить копытами. С того света могут воплотится сущности и ударить человека. Это известно стало, когда его спросили, как он научился так молится, что по его молитвам все происходило. На что он ответил, что его черти научили, когда плохо молишься сильно копытами били. Вы же знаете, что молитва противодействует темным силам, а если плохо молишься, то даёшь возможность силам темным на тебя влиять.

То есть уже искушение шло прямым не стандартным способом, не через людей не через события, а прямо уже темные силы пытались повлиять. Это все промысел Божий, потому что Бог хочет, что бы мы исправились и он попускает на нас темные силы до какой-то степени влиять. На определенном этапе и эти все черти, бесы не могу просто так повлиять, они могут повлиять только по его попустительстве, вот таки образом это приблизительно действует. Ну это случай не ординарный, это когда люди говорят, что пойдут в церковь что бы было жить хорошо это не совсем так, вас будут максимально исправлять, это значит, что вы не исправитесь чуть-чуть, вам будут постоянно давать испытания, но после этих испытаний вы попадете как можно выше. То есть вас будут максимально высоко определить по той схеме что я рисовал.

Ну вы понимаете, что сразу человека исправить нельзя, поэтому обычно такой человек его по чуть-чуть что бы сильно не трогать, а то он в уныние впадет или даже самоубийством закончит. Испытания Бог всегда дает по мере возможностей человека, ангелы знают, что вы можете что вы не можете у них это все видно, как на графике на компьютере. Поэтому если человек не выдерживает, то он не хотел выдержать, это другое. Все что вам дается все вы можете выдержать и со всем вы можете побороться.

Ну а как это в обычной жизни происходит? Ну давайте расскажу пример: была у нас одно женщина, иконы писала. И она очень хотела поехать в Иерусалим, ну все верующие люди хотят там побывать. Ну а на поездку надо две тысячи долларов, это очень много, как не пиши иконы столько не заработаешь. Ну и вдруг кто-то из достаточно обеспеченных людей у нее икону заказал и эти две тысячи дает, ну жертвует, потому что икона стоила триста долларов, а он заплатил больше, она обрадовалась, берет эти две тысячи.

И прямо перед подъездом останавливается машина, выскакивает молодой парень и начинает предлагать ей цептаровскую посуду, как обычно предлагают, то что стоит семьсот за триста и так далее. И она чуть не удержалась и почти потратила деньги, а потом вспомнила, что это на Иерусалим.

Только зашла она домой, и подруга звонит, приносит платье, давай платье покупать и эти искушения у нее были до того, как она на следующий день не пошла и не отдала куда надо. Ей дали испытание насколько сильно она хотела поехать.

Точно так же Петр Мамонов в фильме Остров, кто не смотрел обязательно посмотрите, очень серьезный фильм, с первого раза можете не все понять, лучше посмотрите несколько раз его, так вот тоже он рассказывает в своем интервью, когда он уже стал ходить в церковь потом, когда он более правильный образ жизни начал вести решил погулять, вспомнить старую жизнь, водки взял и так далее, ну в общем гульнул, как говорится.

Ну и после этого ангелы решили его наказать, после этого едет он на своем мерседесе, на полном ходу врезается в дерево, машина вдребезги, не подлежит восстановлению, а его выбрасывает наружу, то есть он сам целый, а мерседес разбил. Ему дали понять, что не надо такой ерундой заниматься, потому что один раз захотелось гульнуть потом еще раз и человек возвращается на старый свой путь. И ангелы за этим следят и всеми возможными способами пытаются помочь.

Был еще у меня такой случай. Один мой товарищ решил начать ходить в церковь, начал каяться, исповедоваться, то есть вести церковную жизнь и в это время поссорился с женой, уже чуть ли не до развода дошло. Так вот в первый раз он исповедался и только он вышел из церкви ему звонят и говорят, что жена заболела сильно и сын заболел сильно, что ходить даже не могут. И ему пришлось все бросить, бросить работу и ехать ухаживать за женой и за сыном потому что родственники в этот момент никакие не могли ухаживать. Это тоже явление промысла божьего так как они помирились в результате. Так бы неизвестно чем бы это закончилось, может быть даже разводом, а так тут уже болезнь, тут уже деваться некуда и ссоры все прошли.

Хотя видите, как получается Бог дает болезнь, а они идет во благо. Вообще на самом деле ничего случайно не происходит. Все имеет свои закономерности. Есть такая притча. Когда человек уже умер и спрашивает у Бога «Почему ты мне не помогал?» а вот так вот следы на песке идут. Бог отвечает «Видишь? Вот твои следы, а вот мои я всегда рядом шел» а потом в одном месте пошли одни следы, вот так вот. Это товарищ говорит «а вот видишь дальше я уже сам шел» Бог отвечает «та не, то я тебя на руках нес». Поэтому всегда присутствует с вами ангел хранитель, даже несколько и все обстоятельства случаются для того что бы вас исправить.

При условии, что вы посещаете церковь и верите в Иисуса Христа. Если вы не посещаете церковь, то к вам точно так же и бесы имеют доступ. То есть тут вы уже не знаете кто вас на руках нес и куда вас несли. Ну вы скажите, а как же так что и темные силы дают болезнь и светлые силы дают болезнь. Ну только светлые силы дают болезнь к исправлению, а бесовские наоборот будут в самый неподходящий момент это все приносить, чтобы вы пошли не к исправлению, а в другую сторону. Вы знаете, что если начинают бесы искушать, то люди то спиваются, то наркоманами становятся, то есть понимаете, что одна сила действует в одну сторону другая в другую, хотя методы могут быть и болезни, и какие-то трудности и так далее.

Ну на человека надо как-то повлиять, при чем таким способом, ну нельзя же человека взять за ухо и сказать делай то а не это у человека же свобода. Почему это так будем обсуждать на других занятиях, там тоже интересный вопрос почему Бог дал людям свободу.

Ну что бы было окончательно понятно, что такое промысел Божий расскажу историю, я уже рассказывал на одном занятии, но не все его могут посмотреть. Вот один человек, мирянин достал уже Бога своими просьбами объяснить, что такое промысел, как Бог управляет миром, вот Бог посылает ангела что бы тот показал, что такое промысел Божий. Ну ангел спускается и говорит, что что давай будем путешествовать. Ну на первый день они идут, ангел воплотился в человека, естественно.

Раньше были такие условия или требования, что когда путники приходят обязательно нужно было его накормить и дать ему приют. Раньше не было гостиниц и поэтому любой, к кому он обращался должен был его приютить. Вот они пришли в дом, хозяин их накормил, и тут ангел собирает посуду серебряную со стола, сворачивает в скатерть и выбрасывает далеко в море. Хозяин обиделся их выгнал они пошли в посадку. Человек спрашивает зачем ангел так поступил. Ангел сказал, что потом объяснит.

Пошли они дальше. На следующий день пришли к другому хозяину, он их тоже кормит и в конце приводит сына своего и показывает им. И ангел этого сына нес того не с сего убивает. Ну хозяин кидается на них. Они убегают и опять ночуют в лесу где-то.

Мирянин опять просит ангела рассказать зачем он так поступает, но ангел продолжает молчать. На следующий день опять приходят в дом, им накрывают стол, и ангел начинает расшатывать опоры дома. Вся конструкция заваливается, они убегают хозяева тоже выбегают, дом заваливается, и этот мирянин говорит, что ему уже надоело спать не в домах, а где-то в лесах и нас вообще скоро убьют за твои действия. Ну вот ангел и объясняет. Ну смотри у первого хозяина посуда была ворованная я ему сделал благое дело, потому что если человек пользуется ворованными вещами, то счастья ему не видать, поэтому я посуду эту выбросил и у него будет теперь все нормально. У второго хозяина сын должен был вырасти и его убить и в этом случаи и сын бы в ад попал и хозяин не на хорошее место, я сына убил, он не совершит этот поступок, то есть он попадет не в такое плохое место, а хозяин теперь будет за него молится и станет ближе к Богу, то есть он наоборот сделал лучше обеим душам. А в третьем дому был закопан клад под полом и скоро они бы его нашли и перессорились из-за него, а я дом завалил теперь клад они не найдут.

Вот это пример как действует Бог. Дело в том, что обычно все на перед в том мире видно. Видно варианты какие есть. Поэтому те существа с того мира наперед видят, мы не видим, мы не знаем кто перед нами, друг или враг, а они это видят наперед и могут согласно этой перспективе действовать и что-то с этим делать.

Вот даже в Библии есть такие слова «Мои мысли не ваши мысли, не ваши пути мои пути и как небо выше земли так мои пути выше путей ваших и мысли мои выше мыслей ваших.» То есть здесь говорится о том, что на том свете видно все дальше, все на перед. Вот как выглядит путь человека, вот начинается и потом он вот так разделяется и здесь точно так же только здесь темный путь будет уже. Ну это можно как рельсы рисовать, как развилки, говорят вот у тебя будет развилка в жизни ты должен будешь правильно выбрать путь.

И вот в этих развилки обычно всегда вмешиваются ангелы и он будет переходить с темного на допустим зеленый, черная это темная сторона, а зеленая светлая. То есть человек может двигаться, ну начал он жить, вот живет живёт и тут какая-то ситуация, вот допустим он жил и дошел до этой ситуации и сделал неправильный выбор, пошел не туда.

Потом опять вроде бы все нормально, но позже неправильный выбор сделал. И так он может идти по темной половине двигаться, потом с темной начинать вверх подниматься, то есть это все выборы. Ну выборы какие? Допустим не на той женился, не на ту работу поступил, потерял кто-то кошелек он его не отдал.

То есть допустим строит человек такую ситуацию, он идет на работу, кто-то роняет кошелек и там как раз та сумма денег, которая нужна человеку, допустим ему срочно нужны деньги, а это все ему подстраивают, это все промысел Божий, поэтому срочно нужно что-то купить ему не хватает тысячи рублей находит он этот кошелек, там как раз эти деньги ему так хочется, а ему нужно отдать его и вот он перед выбором отдать или простоять чуть-чуть. Он может замешкаться, а человек в это время убежал сел в автобус и уехал, и он вроде бы и хотел отдать, но не отдал потому что начал думать, размышлять. А потом подумал ну раз человек уехал, то куда я уже денусь, возьму себе.

Вот он уже поступил неправильно, он должен был отдать и пошел бы дальше в верх, но не отдал и опустился вниз. Теперь раз он поступил неправильно в мелочи ему дадут тоже самое только в более крупном размере. То есть теперь у него следующая сумма будет не тысяча, а допустим две тысячи или три и ситуация будет по тяжелее.

Может будет какая-то болезнь или еще что-то и ему надо будет деньги. И у него опять появится возможность уворовать или взятку взять, не честно поступить и получить деньги. Если он опять на это дело пойдет, то ему потом еще ситуацию тяжелее дадут и вот так ему будут давать ситуации и если он все время будет неправильно поступать с деньгами дойдет он до тюрьмы или еще до чего-то пока он не остановится, если он уже упрется что надо банк грабить и скажет себе, что банк грабить не будет, то он начинает снова в верх идти и вот это судьба человека. То есть здесь участвует человек и ему подстраивают ситуации. Выбирает человек сам и пока он не сделает правильный выбор ему будут эти ситуации подстраивать.

Вот таким образом человека судьба регулируется. Теперь вы слышали есть прозорливцы ну или если говорить о православном, то говорят прозорливый и есть гадалки или предсказатели. Так вот разница между предсказателями и прозорливцами очень большая. Дело в том, что прозорливцы все видят эту судьбу наперед до следующей развилки, по сути дела.

Вот допустим если вы кошелек подняли, то следующая развилка будет у вас через три месяца допустим. Подстроят ситуацию что у вас там будут лишние деньги, которые можно со стола украсть. Вот уже видно, как эта ситуация развивается, прозорливцы это видят, и прозорливцы видят, как будет делать Бог и могут правильно вас настраивать что бы вы все-таки в этой ситуации поступили правильно.

А гадатели или предсказатели не знают, как вы поступите. Они предполагают, как вы поступите и вам предсказывают судьбу что раз вы своруете это две тысячи рублей, то следующее будет то-то или то-то и в конце вы приходите к тюрьме и вам говорят вот тебя ждет казенный дом.

Но ними руководят темные силы, то есть бесы. Бесы не знают наверняка они могут только догадаться и построить систему, а вот ангелы и прозорливцы они точно знают, как будет Бог поступать и то что скажет прозорливый это сто процентов, там вариантов не будет уже. То есть если он говорит значит он уже так видит значит так оно и будет.

А что говорят гадалки это может быть, а может не быть. То есть в том случае если вы поступите неправильно оно может и будет, а если правильно вы уйдете с этой ситуации. Вот в чем между ними разница. И есть в книге «Не святые святые», кто не читал обязательно почитайте. И там есть рассказ про Ивана Крестьянкина, когда молодые монахи столкнулись и он прозорливцем был.

Прозорливца вы всегда узнаете потому, что за ним во всех монастырях очередь стоит. Ну вы же понимаете, что по его молитвам можно выздороветь моментально, по его молитвам много всего совершается, он все знает, он все видит, вы к нему походите с вопросом, а он вопрос знает с которым вы к нему подошли, то есть он наперед все это знает и знает, что вы будите спрашивать.

Так вот к нему подходит молодая мать с грудным ребенком и говорит, что болезнь у ребенка и одни врачи говорят, что нужно делать операцию, а другие наоборот и он без сомнения ей отвечает, что операцию делать нужно. И прозорливец уверенно это сказал потому что знает, что будет, что не будет, даже когда на кону жизнь ребенка, ему боятся нечего потому, что у него информация от Бога, ни одна гадалка так бы не сделала.

Поэтому обращается нужно к прозорливцам если кому-то что-то уж очень надо. Но учтите, что эти обращения опасны тем, что вы будите знать волю Бога, то есть вы вдвойне согрешите если потом так не поступите. Вот допустим приходите вы к нему и говорит, что любите Машу и спрашиваете женится или не женится, а он говорит - не женится, и вы уже знаете волю Бога, если бы вы женились, не зная ответа то вы согрешили бы наполовину так как волю Бога не знали, а если зная волю Бога поступите не так как сказано, то вы получается волю Бога нарушили.

То есть к прозорливцам можно обращается только если вы твердо намерены поступить так как скажут вот тогда можете обращается, а если вы думаете так просто походить, то лучше два раза грех не совершайте. Вот таким образом приблизительно происходят все наши события в нашей жизни, то есть нас постоянно ведут, нам постоянно дают задачи, и мы должны эти задачи постоянно решать - решать правильно. Если неправильно дают еще задачи и так каждый раз. Так устроена жизнь. Ну если вы помните, что мы говорили на прошлом занятии, что мы хотим понят почему существуют войны, болезни, цунами и все прочее. Вот исходя из этого Бог ведет не только одного человека, а он ведет и все общество.

И вот если в обществе накопились проблемы, агрессия, так называемая, друг другу морду набить или еще что не будь, то Бог дает эту возможность. Люди должны испытать это обязательно, то есть подраться или еще какие-то преступления совершить. Да они потом будут наказаны, но вы же знаете вот допустим ребенку говоришь нельзя это делать, а он все равно берет ну допустим иголки ну тогда уже пусть играется пока не уколется, а сами в это время следят.

То же самое и здесь, когда люди грешат и не понимают, что происходит им дают разные события, цунами, войны, землетрясения и так далее. Это все связано с тем что бы общество исправлялось. И вы знаете что в этих событиях, даже в том же цунами, куча там домов стоит и больших, и маленьких, и сарайчики. И идёт цунами, вот так заливается вода и потом волна уходит и погибает при цунами приблизительно пятьдесят процентов. То есть кому надо, кто уже исправится не может Бог их забирает на тот свет. Они не умирают, они живы только там живут. Для нас это трагедия, на самом деле для Бога все живы. Половину домов залило, половина людей спаслось на крышах, теперь у них хозяйство разрушено, промышленность, но этих оставили на исправление здесь, они еще могут исправится, а те, которые погибли, те погибли, то есть видно было что они зашли в такую ситуацию, из которой не исправится.

Бог не даст ухудшатся, то есть у них душа уже максимально исправлена. Они уже зашли в такую ситуацию что дальше будет только хуже, тогда их и убирают, тогда они уже попадают на исправление в тот мир. Ну для нас это трагично и страшно, но на самом деле для нас это лучший вариант.

Бог дает всегда самые лучшие варианты, вы должны это обязательно помнить. Чего у меня заболела печень или там почему у меня машина разбилась или еще что-то. Было много вариантов можно было дом спалить, а не машину, могла не печень заболеть, а сердце и так далее. Силы высшие знают эти варианты, и они выбирают самые лучшие и оптимальные для вас.

Если лучше для вас вариантов нет значит вас на тот свет отправляют, при чем это очень четко и лишней минуты вам пожить тут не дадут потому, что вы в это время уже начнете в худшую сторону развиваться, портиться. Вас воспитывали, воспитывали, вы уже часть пороков изжили и опять вы эти пороки начнете наживать, нет. Поэтому пока вы живете - есть надежда на ваше исправление. Чем больше даю вам трудностей, тем больше вы должны радоваться этим испытаниям.

Это как в школе сидит троечник и на него никто внимания не обращают, бывает ни преподаватели, вот он сидит себе тихо и все. И у меня такой случай был со школы, я математику особо не учил и у меня там тройки, когда четверки в общем не сильно напрягался. Потом вдруг началась тема хорошая и я выучил это все, ответил хорошо, там на пятерку и преподаватель говорит родителей в школу позвать за то, что я раньше не учился. И в результате я каждый урок был у доски и стал отличником.

Поэтому ту такая ситуация, что когда на человека обращают внимание то это хорошо, а не плохо. Хотя человеку вроде бы не хорошо, он страдает. Зато, когда у человека все хорошо, все тихо, как в болоте то вот тут как раз есть повод задуматься. Исправляют всех, просто одного можно исправлять интенсивно, а другого нельзя, один это выдержит другой не выдержит.

Поэтому чем тяжелее нам испытания даются, тем это для вас лучше и как я говорил непосильных испытаний не дается. Ну можно еще поговорить о Наполеоне, о роли личности в истории. Вот захотел бы обычный человек что бы была война во всей Европе, получилось бы у него? Нет не получилось бы, то есть это все что касается крупномасштабных событий войн или кризисов это все попускается свыше для исправления, что бы люди начинали исправляется. Вот то что сейчас войны идут при чем много войн. Каждый в этой ситуации получает свое. Нельзя, когда кто-то обижается мол из-за тех идет война, а я-то тут страдаю. Ничего подобного, Бог справедлив.

Есть такое понятие Бог един, не один, а един, то есть в нем совмещаются все качества, допустим справедливость у него тоже существует и совмещается со всеми другими качествами. То есть он одновременно и сильный, и справедливый, и благой, то есть он не может делать не благое, все что он делает это все к вашему исправлению и справедливый это говорит о том, что каждый получит свое.

Может бушевать болезнь, чума допустим, все погибнут, а кто-то останется или наоборот все будут в здравие жить, а у кого-то случится несчастье. То есть всем все дается по заслугам для его исправления. Некоторые думают, что вот я хожу в церковь и все вроде правильно делаю, а мне все трудности да трудности, так раньше делали грехи и эти грехи остались у вас в программе и их нужно исправить, вот за что дается. Обязательно исправление будут делать пока вы не станете святым.

Святой человек, когда поднимется в высший мир или как мы его называет раем, тогда его душа станет легкой и избавится от всех пороков вот только тогда, а представите сколько у человека этих всех негараздов и все нужно исправить, поэтому жизнь не легкая у нас. Надо этому радоваться, а не обижаться. Знаете, что люди всегда думают, как бы денег накопить и потом там до старости жить, а потом раз - кризис и деньги пропали. Опять он что-то себе замыслил где-то там пристроился, торговля какая-то идет, а потом раз у него все опять улетело. Это для того что бы человек исправлялся и убирал свои грехи.

Ну вот приблизительно так, поэтому не надо говорить, что в войне виноват Путин или Порошенко, или Наполеон, общество исправляется, вот эти все события для исправления общества. Поэтому следите за собой и исправляйтесь сами. Когда каждый следит за собой вокруг него человек исправляется «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» слова Серафима Саровского. То есть ты сам, когда исправляешься вокруг тебя люди исправляются тоже. Если ты к людям относишься хорошо, и ты им не хамишь не грубишь ну это все действует сложнее, мы уже говорили про волны и так далее. То есть вот это как раз тот вариант и не надо кого-то винить, надо начинать всегда с себя.

Мы говорили, что у человека работает аж два процента мозга. И что можно с этими двумя процентами работающего мозга человеку поручить? Представляете, это такая бестолочь редкостная, когда думает что, когда вы что-то делаете это приносит пользу, когда человек начинает ходить в церковь думает вот сейчас я начну делать благие дела и бабушка переведенная через дорогу думаешь вот я хорошее дело сделал. На самом деле ангелы думают, что эта бабушка должна уже попасть под машину потому, что она уже свой путь заканчивала, а вы тут раз, бесы вас надоумили и вы нарушили план ангелов и бабушка дальше мучается, болеет и они опять выстраивают схему где она попадет под машину, а тот кто ее собьет тоже должен попасть в тюрьму для исправления.

Поэтому это тоже целая схема, а вас подбили потому, что вы слушаете бесов потому, что вы еще от их влияния не застрахованы, а вы думаете вы благое дело сделали, а когда вы будите знать, что вы благое дело сделали, это когда вы будите видеть, что в том мире происходит, когда вы станете прозорливцем, будите видеть, что наперед происходит и тогда вы сможете правильно действовать.

А пока вы наперед не видите вы действуете, конечно, не правильно. Вот человек решил вы что-то сделать, делайте, ничего страшного. Решили вы допустим помочь другу деньгами, помогайте, ничего страшного, потом увидите, что друг эти деньги неправильно потратит, и ангелы вам это покажут и вы увидите зря вы ему денежки давали. В следующий раз вы станете мудрее, вас уже подправили и будите поступать по-другому. Будите думать стоит ли помогать деньгами или есть какая-то альтернатива, ведь помочь можно даже словом.

На самом деле истинная помощь намного сложнее чем мнимая. Вот допустим пьяница сидит милостыню просит и дают, а зачем им давать? Они все равно водку пить будут. Ну я тоже бывает даю, но мало, какую-то копейку только что бы сделать вид что не пошел мимо потому, что ему тоже обидно когда никто ничего не дает. Но с этой копейки он уже не напьется естественно. А с точки зрения дать много денег это еще хуже, как его исправить. Это же надо ним заниматься, попробуйте пьяницу исправить, сколько лет вы будите это делать? Ну однозначно долгое количество времени. Поэтому праведный поступок совершить очень тяжело, а не праведный легко, помог вроде бы, а на самом деле вышло не очень. Ну об этом мы уже говорили.

Подводя итоги хотелось бы сказать за книгу Иова - это в Библии, она достаточно сложная, ее сложно понять, но что бы окончательно у вас шарики за ролики заехали давайте ее разберем. Я кратно ее разберу, ее конечно нужно прочитать и про нее есть материалов много, в интернете можно почитать.

Ну начнем с начала. «Был человек земле Уц имя его Иов и был человек этот непорочен справедлив богобоязненный и отдалялся от зла. И родилась у них семь сыновей и три дочери. В имении у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и весьма много прислуги. И был человек этот знаменитее всех сынов востока» вот дается характеристика человека богатого, богобоязненного с земли Уц и вот таким был.

Потом рассказывается о событиях происходящий на небе. «И был день, когда пришли сыны Божие предстать перед Господом между ними пришел сатана» это уже многих удивляет почему сатана приходит к Господу на ровне с сынами Господа. Ну вы знаете что сатана был ангелом и был при боге и был его первым заместителем по распределению света и было у него имя Денец и потом, когда он уже впал в гордыню согрешил был изгнан с неба и стал сатаной. То есть сатана это бывший ангел вот.

«И сказал Господь сатане: «откуда ты пришел?» и отвечал сатана Господу: «я ходил по земле и обошел ее» и сказал Господь сатане: «обратил ли ты внимание на раба моего Иова? Ибо нет на земле человека такого справедливого, богобоязненного, непорочного, удаляющегося от зла.» и отвечал сатана Господу: «разве даром богобоязненный Иов? Ни ты ли кругом оградил и дом его, и все что у него, дело рук его ты благословил и стада его распространились по земле.»»

То есть сатана говорил, что Бог дал ему все вот это и поэтому он богобоязненный и такой хороший. ««но простирни руку, коснись его, что у него и благословит ли он тебя» - то есть он говорит попробуй все это у него забрать и посмотрим благословит ли он тебя. И сказал Господь сатане: «вот все что есть у него в руке у тебя (то есть он может этим распоряжаться) только на него не простирай руки своей» и отошел сатана от лица Господа.» то есть дальше что происходит, все это угоняется, сатана делает такие дела, что все это пропадает, при чем валится крыша на доме умирают скот и дети. То есть он остается без ничего. А дети раньше были очень важны, считалось что если у тебя нет детей, то ты грешен и Бог не дает тебе детей, продление рода, а если род не продлевается, то значит человек погибает.

Потом второй раз сатана приходит «и сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу: я ходил по земле и обошел ее? И сказал Господь сатане: не обратил ли внимание на раба моего Иова, ибо нет такого как он человека непорочного, справедливого, богобоязненного? Отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все что есть у него.»

То есть до этого я тут немного пропустил, до этого еще рассказывается, что Иов, когда все это случилось, к нему пришла жена, он сказал «ну что поделать, Бог дал - Бог взял.» Отсюда эта фраза пошла. И не стал хулить Бога за то, что он у него все это забрал, а сатана этого не ожидал, он думал, что Иов теперь начнет на Бога. И теперь, когда сатана второй раз приходит Бог говорит: «видел ты это все?» а он отвечает, что ты за его кожу возьмись, то есть дай ему болезни.

После этого жизнь Бог не разрешает забирать сатане, но говорит насылай на него болезни, разрешаю. Сатана насылает на него проказу и вот дальше Иов сидит уже в проказе, это страшная болезнь к нему приходят друзья и обсуждают за что же тебе такое несчастье? Ну хоть Иов и возмущается он говорит, что хочет поговорить с Богом он хочет понять за что ему все это дано, он вроде бы все правильно делает по законам живет, а тут на тебе такие несчастья, но Бога он не проклинает, не хулит, а просто возмущается, а друзья наоборот ему рассказывают, что Бог хороший, вот такой вот там рассказ, он конечно большой, но обязательно почитайте.

В конце Бог является и разговаривает ними, и он говорит, что Иов более прав и честен по отношению ко мне, то есть он как бы правду говорил, а друзья льстили, просто выгораживали. Как обычно хвалят начальство, просто он хотел понять почему это все с ним происходило. Таким образом Иов выходит из испытания, и Бог ему теперь дает ему: четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и ослиц, семь сыновей и три дочери.

А теперь вопрос, почему он все хозяйство увеличил, а количество детей нет. Ну и объяснение такое как я и говорил, что для Бога все живы, те сыновья и дочери, которые на том свете они-то на самом деле есть, они там уже, чего их увеличивать, поэтому зачем увеличивать, а души животных не воскресают в таком смысле как люди.

Вот таким вот образом это объясняется, а за что это все? Многие задают этот вопрос и те, кто читает Библию на него не могут ответить. За что все-таки Иову дали наказание, Бог же все-таки все справедлив? Неужели за то, чтобы показать сатане что Иов праведник, поспорить, так сказать, и из-за этого Бог дает такое серьезное наказание? Оказывается, там есть в последних строчках, обратите внимание, когда Бог с ним разговаривает он дает объяснение. Потому что, когда Иов был таким праведником он всех учил, он говорил, чтобы люди жили правильно и будут у вас и стада и сыновья и так далее и вот, когда он показывал свою праведность и хвалился, ну не то что хвалился, а учил всех праведности и Бог ему показал, что дали тебе и молодец, но учить всех не надо. То есть тут тонкий момент и это касается многих праведников, которые начинают рассказывать, как надо жить и потом из-за этого страдают. Потому что они уже себя начинаю возвеличивать. Поэтому вот такая история и вот такое понятие что такое промысел Божий.

Поэтому все вот эти вещи должны понимать, они сразу в голову, поэтому кто в первый раз все эти вещи слышит это будет не понятно. Ничего случайного быть не может. Ни черные кошки ни белые и не воробьи на дереве. Все взаимосвязано. Просто мы в этом разобраться не можем потому что этого не видим, это да. Поэтому надо в это дело вникать и судить никого не надо. Все что с вами происходит - все по промыслу Божьему и все для того, что бы вы исправлялись, и чем больше трудностей, тем оказывается лучше.

Вот такое противоречивое действие. Еще про младенцев спрашивали - отвечу. Когда рождается младенец, казалось бы, он ничего не согрешил и тут он умирает, бывает сразу, бывает позже. Но в это время что он еще не согрешил, и родители в это время приняли ряд неправильных решений, они же живут у них продолжаются испытания. То есть ребенок рождается и ему уже судьба уготована плохая, ребенок рождается с определенным набором качества, а они станут только хуже, и Бог решает, что надо его сразу и забирать. В общем если у человека есть шанс на исправления у него его никогда не заберут. Жизнь Бог забирает только когда все шансы потеряны.