Позитивные последствия политического конфликта примеры. Последствия и функции политических конфликтов

Шпаргалка по конфликтологии Кузьмина Татьяна Владимировна

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

Благодаря многим исследованиям в сфере конфликта удалось определить большое количество позитивных последствий или функций происходящего конфликта. Положительные последствия выявляются как на личностном уровне, где рассматриваются участники конфликта, так и на социальном уровне, где рассматривается окружение конфликта.

Позитивные последствия для первой категории (на личностном уровне) :

1) конфликт направлен на создание структуры в социальной группе, он способствует сплочению единомышленников или группы в целом;

2) конфликт стимулирует развитие личности и индивидуальности, дает новые знания, полезные в будущем для предотвращения конфликтной ситуации;

3) конфликт устраняет синдром «покорности», провоцируя индивидов к активности;

4) конфликт выполняет информационную функцию (в конфликтной ситуации участники раскрывают многие личностные черты и особенности, поэтому лучше узнают другу друга);

5) конфликт может улучшить межличностные взаимоотношения, положительно влияет на качество деятельности, поведение участвующих сторон;

6) столкновение взглядов и мнений при водит к расширению стратегий поведения, границ мировоззрения участников конфликта.

Позитивные последствия и функции конфликта на социальном уровне :

– конфликт заставляет меняться уже сложившиеся отношения, группы, системы в сторону совершенствования;

– инновационная функция конфликта также направлена на развитие сложившихся взаимодействий;

– конфликт, как индикатор, обнаруживает в системе преимущества и недостатки, находит наиболее слабые связи и выявляет сильные стороны отношений – диагностическая функция;

– разрешение конфликта снимает психическую и эмоциональную напряженность участников и всего окружения в целом, выступая своего рода разрядкой для психики и организма всех субъектов конфликта;

– конфликт исследует мнения, распространенные в окружении, выявляет коллективные настроения и установки, способствует актуализации демократических и гуманистических ценностей – нравственноморальная функция конфликта;

– конфликт создает более гармоничные отношения среди участников и оптимизирует внешние условия, в которых находятся участники;

– функция сплоченности конфликта, установление более доброжелательной обстановки;

– конфликт используется как средство стимулирования более продуктивной деятельности участников;

– моделирование конфликтной ситуации в деловых или ролевых играх выполняет познавательную функцию;

– конфликт может рассматриваться как профилактика конфликтных ситуаций в дальнейшем, повышается ценность согласия и бесконфликтного поведения

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 1.1.2 Негативные последствия конфликта Возможные негативные последствия конфликтов таковы. ? Приблизительно 80 % производственных конфликтов имеют психологическую природу и переходят из производственной сферы в межличностные отношения. ? На конфликты и

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Позитивные утверждения Негативный разговор с собой рождает сомнения в своих силах и снижает самооценку, и все же большинство из нас склонны вести внутренний диалог в таком тоне - вы сами знаете, как это бывает…Подумайте… Я никогда не умел обращаться с техникой. Я

Из книги Сила разума для детей автора Кехо Джон

Позитивные результаты Если вам угрожает межличностный конфликт, избегаете ли вы конфронтации? Придерживаетесь ли вы установки «все что угодно, лишь бы сохранить мир и покой»? Настроены ли вы на «победу любой ценой»? Стремитесь ли вы к компромиссу? Пытаетесь ли вы найти

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

3. ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счет мыслей и установок, которые мы внушаем себе. То же самое касается и детей. Ум ребенка невероятно

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

2.2. Существуют ли позитивные долгосрочные последствия развода? Разведенная семья – функционирующая семьяЕсли подумать о семьях, где царят конфликты и общая неудовлетворенность относится к обычной повседневности, то на вопрос, поставленный в начале главы, является ли

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Позитивные и негативные последствия обмана Преимущества людей, которые успешно лгут, очевидны. Они получают большую власть и богатство, запугивая окружающих или ослабляя их власть дезинформацией. Лжецы увеличивают свои шансы на сексуальные отношения и избегают

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

5.4. Переживание внутриличностного конфликта и его последствия Всякий конфликт отличается тем, что переживается в форме психоэмоционального напряжения, которое возникает в ситуации, осознаваемой личностью как трудная, и отражает процесс выбора, сомнения и

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Позитивные ожидания Если вы стремитесь чего-то достичь, важно научиться оптимистичному взгляду на жизнь. Когда вы почувствуете, что можете доверять окружающему миру, вам будет легче справляться с поставленными задачами, поскольку вы будете надеяться на лучшее. Оптимизм

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Позитивные аффирмации Решение смотреть в будущее с оптимизмом способствует успеху в достижении цели. Радостное волнение, которое приносит с собой оптимистичный взгляд на мир, помогает вам по-новому взглянуть на себя. Создание визуального образа – это один из возможных

Из книги 175 способов расширить границы сознания автора Нестор Джеймс

Позитивные утверждения Следующий прием основывается на том, что инстинкты обычно порождают какие-нибудь навязчивые мысли. Поэтому нужно выявить эти характерные мысли, четко сформулировать их и затем работать с ними по общим правилам работы с негативными

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Позитивные цвета Я надеюсь, что осознание того, что это стихотворение было написано умственно отсталым человеком, заставит вас пересмотреть предубеждения, которые у вас имеются о способностях людей с таким состоянием здоровья. Что мы знаем об уровне жизни людей с

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Позитивные послеобразы Неожиданно большое количество квазимистических практик в последнее десятилетие используют искусство «смотрения на солнце» как способ повышения уровня сознания и самоисцеления от всего, что болит. Один парень в Мэриленде вот уже двадцать лет

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Позитивные чувства Иногда у осваивающих технику возникает стремление всегда использовать «Я-» и избегать «Ты-высказывания». Хочется снять с них подобный самозапрет.Дело в том, что в позитивных высказываниях «Ты-сообщения» и смесь «Я-» и «Ты-сообщений» не только не

Из книги автора

Из книги автора

Позитивные ощущения Цвет радости _______________Звук радости _______________Аромат радости _______________Аромат любви _______________В теле я ощущаю благодарность как _______________Я знаю, что счастлив, когда _______________Если бы удовольствие было животным, это было бы _______________Экстаз живет в

Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х годов в оценке последсвий появления нового класса?Укажте три аргумента, которые он

приводит в обоснование своей позиции.

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

1.политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия,принятия решений по принципу единодушия,который называется

1)консенсусом
2)плюрализмом
3)демократией
4)федерализмом
2.Общеобязательность решений государственной власти,возможность отмены постановлений негосударственных политических организаций,обладание рядом исключительных прав составляют сущность
1)публичности государственной власти
2)легитимности государственной власти
3)суверенитета государственной власти
4)структуры государственной власти
3.Меры по удовлетворению потребностей людей в жилье,охране здоровья населения,обеспечению инвалидов и престарелых характеризуют
1)правовую фикцию государств
2)политическую функцию государства
3)социальную функцию государства
4)культурно-воспитательную функцию государства
4.По какому признаку политические партии делятся на партии консервативные,либеральные,социалистические
1)организационному
2)отношению к правящему режиму
3)идеологическому
4)месту в политическом спектре
Заранее спасибо...

Негативные последствия конфликта

В литературе сложилось два направления в оценке послед­ствий конфликтов: интеграционное и диалектическое. Первое из них, которое представляет, например, известный амери­канский ученый-экспериментатор Э. Мейо, рассматривает конф­ликткак дисфункциональное явление, нарушающее нормаль­ноесуществование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая ра­боты различных представителей данного направления, можно ныделить следующие негативные последствия конфликтов:

♦ дестабилизация организации, порождение хаотических ианархических процессов, снижение управляемости;

♦ отвлечение персонала от реальных проблем и целей орга­низации, смещение этих целей в сторону групповых эгоисти­ческих интересов и обеспечения победы над противником;

♦ неудовлетворенность участников конфликта пребывани­ем в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увели­чение текучести кадров;

♦ нарастание эмоциональности и иррациональности, враж­дебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;

♦ ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

♦ отвлечение участников конфликта от решения задач орга­низации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

В противоположность функционализму сторонники социо­логического подхода к конфликтам (их представляет, напри­мер, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Да-рендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник обще­ственных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для органи­зации результаты:

♦ инициирование изменений, обновления, прогресса. Но­вое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;

♦ артикуляция, четкая формулировка и выражение интере­сов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую про­блему и создает благоприятную почву для ее решения;

♦ мобилизация внимания, интереса и ресурсов для реше­ния проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особен­но те, которые касаются всей организации, не решаются Д° тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконф" ликтном, «нормальном» функционировании из уважения к орга­низационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые воп­росы;


♦ формирование у участников конфликта чувства сопри­частности к принятому в его результате решению, что облег­чает его реализацию;

♦ стимулирование более продуманных и обоснованных дей­ствий для того, чтобы доказать свою правоту;

♦ побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму про­блему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осозна­ют невыгодность углубления конфликта;

♦ развитие у участников конфликта способности к сотруд­ничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согла­сию честное соперничество повышает взаимное уважение и дове­рие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

♦ разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и пози­ций;

♦ преодоление традиций группового мышления, конфор­мизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, ин­дивидуальности работника. В результате этого возрастает спо­собность персонала к разработке оригинальных идей, нахожде­нию оптимальных путей решения проблем организации;

♦ вовлечение обычно пассивной части сотрудников в ре­шение организационных проблем. Это способствует личностно­му развитию сотрудников и служит решению целей организа­ции;

♦ выявление неформальных групп, их лидеров и более Мелких группировок, что может быть использовано руководи­телем для повышения эффективности управления;

♦ выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в буду­щем проблем;

♦ усиление групповой сплоченности в случае возникнове­ния межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной пси­хологии, наиболее легкий способ сплочения группы и при­глушения или даже преодоления внутреннего раздора - это

нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт спо­собен погасить внутренние распри, причины которых со време­нем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и за бываются.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне кон­кретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции; 2) - примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.; - примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры; 2) - создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой - воспринимается не всеми, а ценителями - для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
- демографическая; - экологическая; - разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества: а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная. 2. Институты, которые стали выполнять. 1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности. 2. Государство, защищает права детей. Армия. 3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества; 2) - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: – социальные нормы; – социальные санкции; 3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом 2. - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
- отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России; - отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу; - отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
- консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии); - консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов; - сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
- возраст (молодёжь); - профессия (депутаты); - величина дохода (средний класс);

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы; 2. От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); - нацеленность на приобретение новых знаний и умений; - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); 2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества); 3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации; 2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей; 3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал; 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию; 3) приобретение участка земли, недвижимости; 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ
1) Воздействие государства на личность: – принятие законов, определяющих права и свободы личности; – наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы; – деятельность государственных СМИ; 2) Воздействие личности на государство: – участие в выборах; – выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.

Слайд 78

39 (33)
Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

Слайд 79

Ответ
- в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме; - в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия"; - в России существует гласность, СМИ широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Слайд 80

40 (33)
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Слайд 81

Ответ
- органы местного самоуправления; занимаются такими вопросами местного значения, как озеленение, уборка территорий, благоустройство территорий. - акционерные, кооперативные предприятия; коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на получение прибыли, занимаются торговлей, производством товаров и услуг; - общественные объединения; объединяют группы людей, для защиты профессиональных интересов, совместного проведения свободного времени, совместного решения определенных проблем. Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Слайд 86

43 (33)
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 87

Ответ
1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека); 2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы); 3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников); 4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Слайд 94

47 (34)
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Слайд 95

Ответ
Вертикальная восходящая социальная мобильность. Факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. 3. Общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Слайд 96

Задание
Составьте не менее 14 заданий по типу 33 и не менее 14 заданий по типу 34 (по 2 задания из блоков обществознания) 1.Общество. Человек. Природа. 2. Познание. Наука. Истина. 3. Политическая сфера. 4. Экономическая сфера. 5. Социальная сфера. 6. Духовная сера. 7. Право. 8. Деятельность.