Пб струве министр внутренних дел. Петр Бернгардович Струве: биография, идеи, вклад в социологию

СТРУВЕ, ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ (1870–1944), русский экономист, социолог, философ, общественный деятель. Родился 26 (7 февраля) 1840 в Перми. В 1895 окончил юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы увлекался марксизмом и играл активную роль в марксистских кружках. В 1892–1893 изучал право и социологию в университете Граца (Австрия) под руководством Л.Гумпловича . В 1913 защитил в Петербургском университете магистерскую, а в 1917 защищает в Киевском университете докторскую диссертацию (Хозяйство и цена ). В 1916 Струве было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета. В 1890-е годы Струве стал ведущим теоретиком русского «легального марксизма». Среди трудов этого периода – Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России (1894), оказавший серьезное влияние на развитие марксизма в России . Струве редактировал марксистские журналы («Новое слово», «Начало»), подготовил текст манифеста первого съезда РСДРП.

В начале 1900 взгляды Струве претерпели эволюцию в сторону либерализма: он участвовал в создании Конституционно-демократической партии (кадетов), был избран членом 2-й Государственной думы (1907) от этой партии. В философском плане Струве эволюционировал к идеализму и религиозной метафизике, принял участие в издании сборников Проблемы идеализма (1902), Вехи (1909), Из глубины (1918) и работе петербургского Религиозно-философского общества. После февральской революции занимал высокий пост в Министерстве иностранных дел. Октябрьскую революцию воспринял как национальную катастрофу, участвовал в белом движении, входил в состав правительства Врангеля. В эмиграции издавал ряд журналов и газет («Русская мысль», «Возрождение», «Россия» и др.), преподавал в Белградском университете, возглавлял Отделение общественных наук Русского научного института.

В философских работах эмигрантского периода (Заметки о плюрализме , Метафизика и социология. Универсализми и сингуляризм в античной философии и др.) Струве развивал концепцию «плюралистической метафизики», согласно которой первичные элементы бытия характеризуются принципиальной «многопространственностью» и «разновременностью». Причинно-следственные закономерности не могут служить адекватной характеристикой мирового универсума, в своей основе плюралистического и не сводимого к рационально-научным моделям. В социальной философии Струве подчеркивал особое значение рациональных элементов в деятельности государственных институтов, противопоставляя такого рода «разумность» стихийности и даже хаосу общественной жизни. Государственный «организм» не только разумен, но и сверхразумен, мистичен; его основная историческая функция – упорядочение социальных процессов, установление в обществе своеобразной «культурной дисциплины». Для Струве понимание и признание исключительного значения государства вполне совместимо с либеральными ценностями: сильное государство в сочетании с либеральной идеологией способно обеспечить социально-экономическое и культурное процветание нации.

Струве (Struve ; псевд.: П. Борисов; П.И. -въ; Независимый; П.Б.; П.Г.; П.С.; Петербуржец; Р.Д.; Р.Н.С.; Редактор; С.; С.Т.Р.; П. Ст.; Вирг. Ш-е; Вирг. Ш-ъ; P. Inorodzew; Novus; Str.; Сергей Лунин) Петр Бернгардович (26.01/7.02.1870, Пермь - 26.02.1944, Париж, Франция), экономист, историк, социолог, философ, публицист, редактор, издатель, политический и государственный деятель, педагог.

Из дворян Полтавской губ. (ДРК. Ч. 3). Жил в Германии (1879-1882), с 1882 – в СПб. Учился в 5-й прогимназии, 3-й СПб. гимназии (1882-1889). Поступил на естественное отделение физико-математического факультета СПб. университета (1889), перевелся на юридический факультет (1890). Декабрь 1891 – весна 1892 – обучался в Университете Граца. По возвращении вышел из СПб. университета (ноябрь 1892). Служил в общей канцелярии Министерства финансов, биб­лиотекарь в Ученом комитете министерс­тва (1893-1894). Член имп. Вольного экономического общества (1895). Экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета (1895).

Одним из лидеров легального марксизма в Рос­сии. Участник IV Международ­ного социалистического конгресса (Лондон, 1896). Автор Манифеста РСДРП (1898). Неоднократно арестовывался (апрель 1894, март 1901). В апреле 1901 административно выслан в Тверь, сошелся с либералами, в декабре 1901 выехал в Германию. Редактор журналов «Освобождение» (Штутгарт, 1902-1904, Париж, 1904-1905), «Листок Освобождения» (1904-1905). Один из лидеров «Союза освобож­дения» (с 1903). Вернулся в Россию (октябрь 1905, СПб.). Член партии кадетов (1905-1915), в составе ее ЦК (1906-1915). Занимал правые позиции.

Член Государственной думы II созыва от СПб. (1907), член комиссий: библиотечной, бюджетной, финансовой, о помощи безработным, о нормальном отдыхе служащих в торговых и ремесленных заведениях (председатель), о привлечении к следствию 55 членов Государственной думы I созыва.

Редактор журнала «Полярная звезда» (1905-1906), газеты «Дума» (1906), соредактор журнала «Свобода и культура» (1906), «Русская мысль» (1907-1918). Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909).

Участвовал в деятельности СПб. Религиозно-философского общества (1909-1913). В 1 МВ член Особого совещания по продовольствию. Председатель Комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при Министерстве торговли и промышленности (1915-1917).

Доцент (1906-1915), экстраординарный (1915-1917), ординарный (1917) про­фессор Политехнического института императора Петра Великого. Приват-доцент СПб. Высших женских курсов (1910). Магистерская дисс. «Хозяйство и цена» (СПб.-М., 1913. Ч. 1) (Московский университет, 10.11.1913), докторская дисс. «Хозяйство и цена» (СПб.-М., 1916. Ч. 2) (Университет св. Владимира, 17.02.1917). Почетный доктор права (Кембриджский университет, 12.08.1916). Ординарный академик РАН по Отделению исторических наук и филологии (политическая экономия и статистика, 13.05.1917). Исключен из списков 15.12.1928.

Печатался в журналах «Новое слово», «Русское богатство», «Освобождение», «Полярная звезда», «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская свобода», «Известиях СПб политехнического института», «Русская школа», «Вестник Европы», «Труды Вольного экономического общества», «Мир божий», «Московском еженедельнике», «Научное обозрение», «Начало», «Жизнь», «Право», «Вопросы философии и психологии», «Листок Освобождения», «Вестник Партии народной свободы», «Свобода и культура», «Известия Российской Академии наук», «Отечество», газетах «Северный курьер», «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Самарский вестник», «Искра», «Народная свобода», «Дума», «Русская молва», «Слово», «Речь», «Русская свобода», немецкой, английской, французской периодической печати.

Директор Экономического департамента МИД (8.04 - 20.05.1917). Организатор и руководитель «Лиги русской культуры» (май - сентябрь), редактор газеты «Русская свобода» (1917). Участник Государственного совещания. Член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). В декабре 1917 отбыл в Москву, оттуда - в Новочеркасск, вошел в состав Донского гражданского совета для организации Добровольческой армии.

Участник Белого движения. Добывал средства для Добровольческой армии, налаживал связи с антисоветским подпольем (зима – осень 1918, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Царицын, Москва, Новгород, Птг., Вологда, Вологодская губ.). Участник сборника «Из глубины» (1918). Вместе с А. Борманом перешел финскую границу (9.12.1918). Вошел в Национальный комитет при Н.Н. Юдениче, командирован в Великобританию (Лондон, январь – февраль 1919), Францию (Париж, март – сентябрь 1919) для агитации в пользу Белого движения и сбора средств. Член Комитета освобождения России, Политического совещания.

В сентябре 1919 вернулся на Юг России. Редактор газеты «Великая Россия» (1919). Член Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР генера­ле А.И. Деникине. Глава управ­ления внешних сношений в правительстве генерала П.Н. Врангеля (с апреля 1920). В поездках мая – июля 1920 в Париж и Лондон добился признания правительства Врангеля Францией. В начале октября 1920 выехал из Севасто­поля в Париж через Белград. В декабре 1920 – в Константинополе, в январе 1921 вышел в отставку и вернулся в Париж. Участвовал в работе съезда Русского национального объединения, избран товарищем председателя (1921). Член парижской и брюссельской Русской академической группы, правления Союза русских академических организаций за границей, член Совета Института русского права и экономики при факультете права, Русского общества в Англии по помощи голодающим в России (1921).

В 1921 переехал в Софию, возобновил издание журнала «Русская мысль» (1921-1924, 1927). В 1921-1922 в ЧСР (Прага), Германии (Берлин), Франции (Париж). В мае 1922 переехал в ЧСР. Профессор Русского юридического факультета (1922-1925). Читал лекции в Русском научном институте в Берлине (1923-1924).

Член, председатель (1922-1924) Русской академической группы в ЧСР, председатель Русского института в Праге, товарищ председателя Правления Общества правоведения и общественных знаний при Русском юридическом факультете, член Союза рус писателей и журналистов в ЧСР, Союза русских военных инвалидов в ЧСР, РОВС, Казачьего союза в Шанхае, почетный член пражского отдела Общества галлиполийцев, член-пайщик издательского товарищества «Единство», член Совета РЗИА (с 4.03.1932).

В апреле 1925 переехал во Францию (Париж). Редактор газет «Возрождение» (1925-1927), «Россия» (1927-1928). Председатель Зарубежного съезда (1926). Товарищ председателя Экономического совещания Российского торгово-промышленного и финансового союза. Член Братства Святой Софии.

В апреле 1928 переехал в КСХС, прожива л в основном в Белграде. В 1928-1938 часто ездил с лекциями и деловыми целями по Европе (Германия, ЧСР, Франция, Польша, Болгария, Великобритания). Читал лекции в Русском научном институте в Белграде (с осени 1928). В начале 1934 приглашен в Белградский универсиетет . Вступительная лекция 29.03.1934 сорвана левыми. Читал лекции студентам юридического факультета Белградского университета, расположенного в Суботице. Председатель Русского научного института в Белграде (1928), почетный член, председатель (1930-1931) Союза рус ских писателей и журналистов в КСХС . Почетный доктор права (Софийский университет, 1939).

В мае 1941 арестован гестапо (в тюрьме в Белграде, Граце), выпущен в июле 1941, вернулся в Белград. Дважды подавал прошение о выезде к детям в Париж, разрешение получил в июле 1942.

В эмиграции публиковался в журналах «Русская мысль», «Вестник РСХД», «Вестник Русского Национального комитета», «Вестник общества галлиполийцев», «Экономические записки», «Экономический вестник», «Ученые записки Русской Ученой коллегии в Праге», «Борьба за Россию», «Сборник Русского института в Праге», «Записки Русского научного института в Белграде», газетах «Общее дело», «Возрождение», «Россия», «Россия и славянство», «Руль», «Меч», немецкой, чешской, английской, сербской, французской, болгарской периодической печати.

Похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа (Франция).

Отец: Бернгард Васильевич (Вильгельмович) Струве (20.07/1.08.1827, Дерпт – 18.02.1889, Ницца), государственный деятель. Землевладелец Самарской губ. Астраханский (1857-1861), Пермский (1865-1871) губернатор. Действительный статский советник. Мать: Анна Федоровна (урожд. Розен), баронесса (1835? – 1903, СПб.). Братья: Василий (26.06/8.07.1854 – 16/29.01.1912), педагог. Директор Константиновского межевого института (1908-1912). Действительный статский советник; Федор (24.09/6.10.1858 г.р.); Николай (23.07/4.08.1862 – 1912, Монреаль), дипломат. Генеральный консул России в Канаде; Александр (21.03/2.04.1866, Пермь – 1915), педагог, автор учебников; Михаил (23.10/4.11.1867, Пермь – 1919), горный инженер. Жена: Антонина (Нина) Александровна (урожд. Герд; Heard ) (21.04.1867, СПб. – 26.05.1943, Париж, Франция), педагог. Сыновья: Глеб (19.04/1.05.1898, СПб. - 4.06.1985, Беркли, шт. Калифорния, США), историк литературы, литературный критик, журналист, переводчик, поэт; Алексей (30.05.1899 – 26.05.1976, Париж, Франция), библиофил; Константин (в монашестве Савва) (11.10.1902, СПб. – 25.02.1949, с. Межелаборси, Словакия), церковный деятель. Архимандрит (1944); Лев (19.01/1.02.1902, Монтрё, Швейцария - 16.01.1929, Давос, Швейцария), историк, юрист, поэт, писатель; Аркадий (17.10.1905, Париж, Франция - 13.12.1951, Париж, Франция), церковный деятель.

Библиография: Материалы дли библиографии русских научных трудов за рубе­жом (1920-1940) / Под ред. Е.В. Спекторского. Белград, 1931. Т. 1. № 472. С. 383-388; Печатные труда П.Б. Струве // Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952. С. 359–381; Зернов Н.М. Биобиблиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов // На темы русские и общие: Сб. ст. и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева / Под почет. ред. П.А. Сорокина; Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк, 1965. С. 369–370; Библиография русской зарубежной литературы, 1918–1968 / Сост. Л.А. Фостер. Boston , 1970. Т. 2: Л–Я. С. 1040-1043; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston , 1973. С. 131; 1905. Cambridge , 1970. P. 394-405 (Russian Research Center Studies; 64); 1905-1944. Cambridge ; Lnd., 1980. P. 470-508 (Russian Research Center Studies; 80); Bibliography of the published writings of Peter Berngardovich Struve = Библиография печатных работ Петра Бернгардовича Струве / Еd. by R. Pipes . Ann Arbor, 1980 (Monograph publishing); L’émigration russe: Revues et recueils, 1920–1980: Indéx general des articles / Publie par la Bibliotheque russe Tourguenev et la Bibliotheque de documentation internationale contemporaine avec le concours du Centre national de la recherché scientifique; Préface de M. Raeff. Paris , 1988. Р. 473; П.Б. Струве: Библиография / Сост. И.А. Кондакова // Советская библиогра­фия. 1991. № 6. С. 89-105; Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. С. 172-173; Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917-1940: Материалы к библиографии / Отв. ред. К.Д. Муратова. СПб., 1993. С. 164; Труды русской, укра­инской и белорусской эмиграции, изданные в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1, ч. 2. С. 693; Пайпс Р. Струве: правый либерал, 1905-1944 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001. С. 585-668; Русская эмиграция: Журналы и сборники на русском языке, 1981–1995: Сводный указатель статей. М., 2005. С. 195 .

Воспоминания: My Contacts with Rodichev // Slavonic and East European Review . 1934. Vol. 12, № 35. Р. 347-367; My Contacts and Conflicts with Lenin // Ibid. № 36. Р. 573-595; Vol. 13, № 37. Р. 66-84; Родичев и мои встречи с ним: Главы из воспоминаний // Возрождение. 1949. № 1. С. 27-46; Мои встречи и столкновения с Лениным // Там же. 1950. № 9. С. 113-121; № 10. С. 109-118; № 12. С. 91-107; М.В. Челноков и Д.Н. Шипов: (Главы из моих воспоминаний) // Новый журнал. 1949. № 22. С. 240-245; Н.С. Лесков: Несколько черт из воспоминаний // Вестник Русского христианского движения. 1981. № 134. С. 153-157; Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках: Аннотированный указатель книг, журнальных и газетных публикаций, изданных за рубежом в 1917–1991 гг. В 4 т. / Науч. ред. А.Г. Тартаковский, Т. Эммонс, О.В. Будницкий. М., 2003. Т. 1. № 286, 409, 1926; 2005. Т. 3. № 5786; 2006. Т. 4, ч. 1. № 7237, 8179.

Дневник: Колеров М.А. Юношеский дневник П.Б. Струве (1884) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник / Под ред. М. А. Колерова. 2006-2007. М ., 2009. № 8. С. 345-352.

Письма: Struve G. From Peter Struve’s Unpublished Correspondence // Russian Review. 1949. V оl . 8, № 1. P . 62-69; Брюсов В.Я. Письма к П.Б. Струве / Подгот. А.Н. Михайловой // Литературный архив: материалы по истории литературы и общественного движения / Под ред. К.Д. Муратовой. М.-Л., 1960. Вып. 5. С. 257–345; Письма И.А. Ильин к П.Б. Струве, 1925-1927 гг. / С прил. писем архиепископа Анастасия к И.А. Ильину; Публ. Н.П. Полторацкого // Записки Русской академической группы в США. 1986. Т. XIX . С. 305-372; Розанов В.В. Письма к Н.К. Михайловскому и П.Б. Струве / Предисл. к публ. М.А. Колерова // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 121–126; Переписка П.Б. Струве и С.Л. Франка (1922-1925) / Предисл. Н.С. Плотникова // Там же. 1993. № 2. С. 115–139; [Переписка П.Б. Струве с В.Г. Чертковым, М.О. Гершензоном, Г.П. Струве] / Материалы к творческой био­графии П.Б. Струве / Сост., публ. и примеч. М.А. Колерова // Там же. 1992. № 12. С. 102-105; Письмо П.Б. Струве к С.П. Мельгунову / Публ. Н.К. Пушкаревой // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII –XX вв. М., 1994. Т. V . С. 434–435; Потресов А.Н. Письма к П.Б. Струве (1898–1899) / Предисл., публ. и коммент. М.А, Колерова // Вестник Московского университета. Сер. История. 1992. № 6. С. 37–53; Письма к А.Н. Потресову (1898–1899) / Предисл., публ. и коммент. М.А. Колерова // Там же. 1994. № 4. С. 51–64; Булгаков С. Письме к П.Б. Струве (1901-1903) / Публ. М.А. Колерова // Новый круг. 1993. № 3. С. 246-259; Колеров М.А. Н.А. Бердяев в начале пути (Письма к П.Б. и Н.А. Струве) // Лица: Биографический альманах. М., СПб., 1993. Вып. 3. С. 119-154; Письма И.А. Ильина к П.Б. Струве / Публ. В.В. Бойкова и Н.А. Струве // Вестник Русского христианского движения. 1995. № 171. С. 87–146; К истории национал-большевизма. Письмо Н.В.Устрялова к П.Б.Струве (1920) / Публ. М.А. Колерова // Россия и реформы: сб. ст. / Сост. М.А. Колеров. М., 1995. Вып. 3. С. 155–158; П.Б. Струве – В.А. Францеву / Олонова Е. К предыстории присуждения Нобелевской премии 1933 года (письма П.Б. Струве и И.А. Бунина к В.А. Францеву, 1930-1933 гг.) // Русская, украинская и белорусская эмиграция в Чехословакии между двумя мировыми воинами: Результаты и перспективы проведенных исследований. Фонды Славянской библиотеки и пражских архивов. Praha , 1995. Т. 1. С. 323-326; Дмитриев А.Л. Письма В.И. Борткевича к П.Б. Струве // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 1996. № 1. С. 110–119; Письма П.Б. Струве к А.Л. Бему / Янгиров Р. Пушкин и пушкинисты: По материалам из чешских архивов // Новое литературное обозрение. 1999. № 37 (3). С. 217–223; «Каждый обязан бороться на своем месте». Письма П.Г. Виноградова к П.Б. Струве. 1902–1904 гг. / Публ. подгот. А.В. Антощенко // Исторический архив. 2000. № 5.С. 186–201; [Переписка П.Б. Струве с Н.А. Бердяевым, Г.Н. Трубецким, С.Н. Булгаковым] // Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве; Подгот. текста и примеч. Н.А. Струве, Т.В. Емельяновой. М., 2000. С. 169-177, 185, 186, 235; М.К. Пять писем Н.А. Бердяева к П.Б. Струве (1922-1923) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник / Под ред. М.А. Колерова. 2000. М., 2001. С. 297-307; М.К. С.Л. Франк. Три письма к П.Б. Струве (1921, 1925) // Там же. 2001/2002. М., 2002. С. 645-654; М.К. С.Н. Булгаков. Письма к П.Б. Струве (1901-1903); М.К. П.И. Новгородцев. Письма к П.Б. Струве (1921) // Там же. 2003. М., 2004. № 6. С. 514-543; Колеров М.А. О месте философии в «Русской мысли»: из писем А.А. Кизеветтера к П.Б. Струве (1909-1910) // Там же. 2006-2007. М., 2009. № 8. С. 400-420; Материалы Н.М. Зернова и его семьи в российских архивах / Публ. А.Л. Гуревича // Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / Сост. А. Гуревич, В. Жилкин, Т. Прохорова. М., 2008. С. 314.

Сочинения: Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. Вып. 1; На разные темы (1893-1901 гг.): Сб. ст. СПб., 1902; Patriotica . Политика, культура, религия, социализм: Сб. ст. за пять лет (1905-1910). СПб.,1911; Крепос­тное хозяйство: Исследования по экономи­ческой истории России в XVIII и XIX вв. [СПб.], 1913; Хозяйство и цена: Критические исследования по теории и истории хозяйс­твенной жизни. СПб.-М., 1913-1916. Ч. 1-2; Размышления о русской революции. София, 1921; Статьи о Льве Толстом. София, 1921; Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952; Дух и слово: Статьи о русской и западноевропейской литературе. Paris , 1981; Избранные сочинения / Сост. и ред. М.А. Колерова; примеч. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова, Подгот. текста Е.В. Харитоновой, Н.В. Россиной. М., 1999; Дневник политика (1925–1935) / Вступ. ст. М.Г. Вандалковской, Н.А. Струве; Подгот. текста, коммент., указ. А.Н. Шаханова. М.; Париж, 2004; Избранные труды / Сост. О.К. Иванцова; вступ. ст. К.А. Соловьев; коммент. К.С. Балушкина, К.Г. Ляшенко, Д.С. Новоселов, В.В. Сапов. М., 2010 (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века).

Литература: Члены Государственной думы: (портреты и биографии): Второй созыв, 1907-1912 г. / Сост. М.М. Боиович. М., 1907. С. 162-163; Русские ведомости, 1913. С. 171; Русские в Праге 1918–1928 гг. / Ред.-изд. С.П. Постников. Прага, 1928; Даватц В.Х. Правда о Струве: Опыт одной биографии. Белград, 1934; Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956; Струве Г.П. К столетию со дня рождения П.Б. Струве (Р. 26/I – 7/II 1870 в Перми; † 26/II 1944 в Париже): Неизданные документы и воспоминания: Из переписки с сыном в канун Второй мировой войны // Записки Русской академической группы в США. 1969. Т. III . С. 125-152; он же. Из истории русской зарубежной печати. Издания П.Б. Струве // Русская литература в эмиграции: сб. ст. / Под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 333-351; Ковалевский П.Е. Наши достижения: Роль русской эмиг­рации в мировой науке. Мюнхен, 1960. Вып. 1. С. 31; он же. Зарубежная Россия: История и культур­но-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Па­риж, 1971. С. 27, 21, 95, 97, 157, 176, 310, 335, 341; он же. Зарубежная Россия. Дополнения. Па­риж, 1973. С. 27-28; История исторической науки в СССР: Дооктябрьский период: Библиография / Редкол.: М.В. Нечкина (отв. ред.) и др. М., 1965. С. 389-390; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и биб­лиография их по богословию, религиозной философии, церковной исто­рии и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н.М. Зернов. Boston , 1973. С. 130-131; Зернов Н. К 100-летию со дня рождения П.Б. Струве // Вестник Русского студенческого христианского движения. 1970. № 95-96. С. 137-142; Борман А.А. Факты биографии П.Б. Струве // Там же. № 98. С. 153-154; Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и П.Б. Струве // Записки Русской академической группы в США. 1986. Т. XIX . С. 271-304; Полторацкий Н.П. П.Б. Струве как политический мыслитель. Lnd ., 1981; Шелохаев В.В. Кадеты – главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1983; Булгаков В.Ф. Словарь русских зарубежных писателей. Нью-Йорк, 1993. С. 140; Кондакова И.А. Он не был бунтарем… // Советская библиогра­фия. 1991. № 6. С. 85-89; Колеров М.А., Плотников Н.С. Творческий путь П.Б.Струве // Там же. С. 91–102; Материалы к творческой био­графии П.Б. Струве / Сост., публ. и примеч. М.А. Колерова // Там же. С. 102–111; Колеров М.А. Новые материалы к истории полемики С.Л. Франка и П.Б. Струве (1921–1922) // Россия и реформы: сб. ст. / Сост. М.А. Колеров. М., 1995. Вып. 3. С. 159–165; Зотова З.М. П.Б. Струве // Вопросы истории. 1993 № 8. С. 55-72; Рябова Т.И. П.Б. Струве – политик и историк // Проблемы социально-политической истории и исторической науки / Редкол.: С.Ф. Блуменау (отв. ред.) и др. Брянск, 1995. С. 79-90; Консерватизм и либерализм: созвучия и диссонансы (к 125-летию со дня рождения П.Б. Струве): Материалы международ. науч. конф., Пермь, 24-26 мая 1995 г. Пермь, 1996 (Исследования по консерватизму. Вып. 3); Петр Бернгардович Струве (к 125-летию со дня рождения): Сб. науч. ст. / Под ред. В.И. Старцева. СПб., 1996; Яковлева Т.А. Пути возрождения: Идеи и судьбы эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова и А.Ф. Керенского. Иркутск, 1996; Козлитин В. Русская и украинская эмиграция в Югославии (1919-1945 гг.). Харьков, 1996 (по указ.); Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. и вступ. ст. К.Ю. Лаппо-Данилевского. Париж; М., 1996. С. 363; Витенберг Б.М. П.Б. Струве и Комитет по ограничению снабжения и торговли неприятеля (1915-1917 гг.) // Английская набережная, 4 / Редкол.: Л.Е. Шепелев (глав. ред.) и др. СПб., 1997. С. 217-228; Русская философия: малый энциклопедический словарь / Редкол.: А.И. Алешин (отв. ред.) и др. М., 1995. С. 495–498 (авт. М. Колеров); Российская Академия наук: Персональный состав. М., 1999. Кн. 1: 1724-1917. С. 98; Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999. С. 491–493 (авт. В.Н. Жуков); Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / Сост. и гл. ред. П.В. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 770–771; Политические деятели России. 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 307-310 (авт. В.П. Боечин); Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996. С. 596-597 (авт. Н. Казакова, М. Колеров, И. Нарский); Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX ве­ка: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В.В.Шелохаева. М., 1997. С. 609-612 (авт. М. Колеров); Бирман М. Русская эмиграция и Болгарии (в науке, культуре и просвещении) // Новый журнал. 2000. Кн. 218. С. 174; Балуев Б.П. Петр Бернгардович Струве // Историки России XVIII – XX веков / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. М., 2000. Вып. 7. С. 87-100; Пайпс Р. Струве: левый либерал, 1870-1905 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001; он же. Струве: правый либерал, 1905-1944 / Пер. с англ. А. Цуканова. М., 2001; Философия в Санкт-Петербурге (1703–2003): Справочно-энциклопедическое издание / Отв. ред. А.Ф. Замалеев, Ю.Н. Солонин. СПб., 2003. С. 374–375; Нарбут А.Н. Струве. М., 2004. С. 10-11, 15-17, 29-30 (Родословные росписи. Вып. 20); Чепарухин В.В. Поборник свободы и культуры, неутомимый искатель правды. П.Б. Струве // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета / Редкол.: Н.Я. Олесич (отв. ред.) и др. СПб., 2003. Т. II . С. 169-187; Смагина С.М. П.Б. Струве в эмиграции: опыт историко-политологического анализа // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. Ставрополь, 2003. Вып. 3. С. 221–232; она же. Петр Бернгардович Струве в эмиграции: либерал-консерватор или консерватор-либерал? // Консерватизм в России и мире / Редкол.: А.Ю. Минаков (отв. ред.) и др. Воронеж, 2004. Ч. II . С. 238–254 (Сер. «Монографии»; вып. 3); Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 771-774 (Summa ); Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зару­бежья: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 468-471; Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 2009. С. 533-536 (авт. О.К. Иванцова); Общественная мысль России XVIII – начала XX века: энциклопедия / Редкол.: В.В. Журавлев (отв. ред.) и др. М., 2005. С. 519-522 (авт. Т.И. Рябова); Белов С.В. История одной «дружбы» (В.И. Ленин и П.Б. Струве). СПб., 2005; Санькова С.М. П.Б. Струве – политическая биография консервативного либерала // Российские либералы: люди, события, эпоха: Сб. науч. ст. Орел, 2004. С. 138-160; Государственная дума Российской империи, 1906-1917: Энциклопе­дия // Редкол.: В.В. Шелохаев [и др.]. М., 2008. С. 593-594 (авт. В.Ю. Канищев); Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. М., 2006. С. 502; Секиринский С. Петр Бернгардович Струве: «Соединить здоровое патриотическое чувство с гражданскими освободительными стремлениями…» // Российский либерализм: идеи и люди. 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. А.А. Кары-Мурзы. М., 2007. С. 449–455; Косик В.И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде. 1920–1950-е годы. М., 2007. (по указ.); Андреев Н.Е. То, что вспоминается: из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908-1982). СПб., 2008; Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: Жизнь, борьба, творчество. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2009; Русские в Сербии. Белград, 2009. С. 220; Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: Франция. 1920-1940 / Под ред. Л.А. Мнухина. В 4 т. Париж; Москва, 1995-1997 (по указ.); Хроника культурной, научной и обществен­ной жизни русской эмиграции в Чехословацкой Республике / Под ред. Л. Белошевской: В 2 т. Прага, 2000-2001 (по указ.); Грезин И.И. Алфавитный список русских захоронений на клад­бище в Сент-Женевьев-де-Буа. М., 2009. С. 466; Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ века: энциклопедия / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2010. С. 920–923 (авт. О.К. Иванцова); Российское зарубежье во Фран­ции. 1919-2000: Биографический словарь: В 3 т. М., 2010. Т. 3. С. 233; Ульянкина Т.И. «Дикая историческая полоса...»: Судьбы российской научной эмиграции в Европе (1940-1950). М., 2010 (по указ.); Русский заграничный исторический архив в Праге – документация: каталог собраний документов, хранящихся в пражской Славянской библиотеке и в Государственном архиве Российской Федерации / Сост. Л. Бабка, А. Копршивова, Л. Петрушева. Прага, 2011. С. 95; История Государственного архива Российской Федерации. Документы. Статьи. Воспоминания / Отв. ред. С.В. Мироненко; Отв. сост. О.Н. Копылова; Сост. Б.Ф. Додонов, Н.С. Зелов и др. М., 2010. С. 132; Российское научное зарубежье: биобиблиографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Мухачев; Ред.-сост. М.Ю. Сорокина; Под общ. ред. Г.А. Месяца, Е.П. Челышева. М., 2011. С. 573-574 (Энциклопедия российской эмиграции); Ковалев М.В. Русские историки-эмигранты в Праге (1920–1940 гг.). Саратов, 2012 (по указ.); Borman A.A. Peter Struve’s Escape from Soviet Russia // Russian Review. 1953. Vol. 12, № 1. P. 42-50; Pipes R. Struve. Liberal on the Left, 1870- 1905. Cambridge , 1970 (Russian Research Center Studies; 64); idem. Struve. Liberal on the Right, 1905-1944. Cambridge ; Lnd., 1980 (Russian Research Center Studies; 80); Struve N. Soixante-dix ans d"emigration russe (1919-1989). Paris, 1996; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918–1941 / Hrsg. von K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum. Berlin, 1999 (по указ.) ; Chinyaeva E. Russians outside Russia: The Émigré Community in Czechoslovakia, 1918–1938. München, 2001 (по указ.); Andreyev С., Savicky I. Russia Abroad. Prague and the Russian Diaspora, 1918-1938. New Haven , Lnd., 2004 (по указ.); Schakhovskoy D. Les Struve: Monographie généalogique // La Russie en Devenir: Mélanges en l"honneur de Nikita Struve / Sous la direction de A. Davidenkoff. Paris, 2002. P. 198-199, 203-205, 210 (Bibliotheque russe de l’Institut d’Études Slaves. T. CVI).

[Струве А.П.] П.Б. Струве о судьбах России // Новый журнал. 1978. № 132. С 161-174; Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный кон­серватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54–64; Колеров М.А. П.Б. Струве и русский марксизм: 1888–1901 (Опыт политической биографии). Автореферат … дис. канд. ист. наук. М., 1993; Хашковский А.В. Эволюция политических воззрений П.Б. Струве. Автореферат … дис. канд. полит. наук СПб., 1994; Дмитриев А.Л. Экономические воззрения П.Б. Струве. Автореферат … дис. канд. эконом. наук. СПб., 1998; Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала ХХ века: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., 1994. С. 54–91; она же. Консервативный либерализм П.Б.Струве (историко-социологический анализ). Автореферат … дис. д-ра социол. наук. СПб., 1997; она же. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998; Балуев Б.П. П.Б. Струве как историк (к постановке проблемы) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 117-133; Иванцова О.К. Философия либерального консерватизма: П.Б. Струве: Опыт историко-философского анализа. Автореферат дис. ... канд. философ. наук. М., 2003; Пономарева М.А. П.Б. Струве в эмиграции: развитие концепции либерального консерватизма. Автореферат … дис. канд. ист. наук. Ростов- на- Дону, 2004; Putnam G. P.B. Struve’s View of the Russian Revolution of 1905 // Slavonic and East European Review . 1967. Vol. 45, № 105. Р. 457-473; Plotnikov N., Swiderski E.M. Revolution and the Counter-Revolution: The Conflict over Meaning between P.B. Struve and S.L. Frank in 1922 // Studies in East European Thought . 1994. Vol. 46, № 3. Р. 187-196; Horowitz B. Unity and Disunity in Landmarks: The Rivalry between Petr Struve and Mikhail Gershenzon // Ibid. 1999. Vol . 51, № 1. Р. 61-78.

Некрологи: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 т. / Сост. В.Н. Чуваков. М., 2006. Т. 6, ч. 2. С. 227; Pares B. Two Great Russian Liberals Peter Struve and Sergius Bulgakov // Slavonic and East European Review. 1945. Vol . 23, № 62. P . 141-145.

Архивы: ГАРФ. Ф. 604 (личный фонд), Ф. Р-5912 (личный фонд), АДП. ОР РНБ. Ф. 753 (личный фонд), РГАСПИ. Ф. 279 (личный фонд), Hoover Institution Archives (личный фонд).

П.А. Трибунский

Документальный фильм о П.Б. Струве


Петр Бенгардович Струве родился в г. Пермь в 1870 г. Его отец был губернатором Перми и с ранних лет воспитывал мальчика в атмосфере высокой культуры и интеллектуального развития.

Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, который окончил с дипломом первого разряда в 1885 г., Струве увлёкся марксизмом и познакомился с участниками первых марксистских кружков М.И. Брусневым, Л.Б. Красиным, А. Н. Потресовым, В.И. Ульяновым (Лениным) и др., вёл социал-демократическую пропаганду среди рабочих.

В 1896 г. участвовал в 4-м Международном социалистическом конгрессе в Лондоне. После 1-го съезда РСДРП (1898 г.), по предложению группы социал-демократов, написал Манифест РСДРП. Однако вскоре пришёл к выводу, что в марксизме есть противоречие между социальными и экономическими формулами, отверг необходимость падения капитализма. В 1901 г. Струве эмигрировал в Германию, где издавал еженедельник Освобождение, нелегально распространявшийся в России.

Революция 1905-07 гг. позволила ему вернуться на родину. С образованием в октябре 1905 г. Конституционно-демократической партии Струве стал членом её ЦК и вскоре был избран депутатом 2-й Государственной Думы. В годы первой мировой войны он пропагандировал идею защиты отечества.

В 1906-17 гг. Струве преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте. После опубликования труда по экономике Хозяйство и цена (1916 г.) ему были присвоены степень доктора и звание профессора. С 1917 он являлся академиком в области политэкономии и статистики. В 1928 был исключён из Академии Наук.

После Февральской революции 1917 г., которую он называл величайшим мировым событием, Струве входил в состав Временного Совета Российской Республики и от группы гражданских общественных деятелей - в комиссию по иностранным делам.

Октябрьский переворот категорически не принял, а в годы Гражданской войны активно участвовал в белом движении, являлся членом Особого совещания при генерале А.И. Деникине и правительства генерала П.Н. Врангеля.

После поражений белого движения, Струве эмигрировал сначала в Лондон, а затем в Париж, где Адмирал А. В. Колчак назначил его членом Парижского совещания. В эмиграции Струве продолжал активную издательскую и исследовательскую работу.

Основной экономический труд П. Б. Струве - Хозяйство и цена, его магистерская (I том) и докторская (II том) диссертации, вышедшие в 1913 и 1916 гг. соответственно. Книга является определенным итогом, логическим завершением научной работы этого русского экономиста и мыслителя. Отдельные ее главы издавались в виде статей и до выхода всей книги, но, как подчеркивает автор, всякий раз - как части некоторого большого плана. Таким образом, Хозяйство и цена - это не просто сборник статей, а цельное произведение, пронизанное изначально существующим видением закономерностей, лежащих в основе хозяйственной жизни.

Вот некоторые из важных элементов этой книги.

1. Теория цены-ценности. Теория цены-ценности является для Струве ключом к переосмыслению основных проблем экономической науки. С точки зрения Струве, существуют два диаметрально противоположных подхода к отношению цены и ценности благ: так называемые метафизическая и эмпирическая идеи.

Суть метафизической идеи, возводящей цену к ценности, в формулировке Струве заключается в следующем: ...блага обмениваются и могут обмениваться потому, что в них есть нечто общее. Эта общая субстанция и есть ценность. Этот подход ведет свое начало от Аристотеля и находит высшее выражение у Маркса (субстанцию ценности образует застывший в товаре труд).

Критикуя метафизическую идею, Струве приводит в качестве контраргумента единственно верный эмпирический, или статистический, способ решения этой проблемы: ...равенство между товарами, или благами, создается в самом процессе обмена, и только в нем. Никакой общей субстанции и никакого равенства, предшествующего обмену, нет и быть не может.

Совершенно ясно, - продолжает Струве, - что с этой точки зрения ценность вовсе не управляет ценами. Образованию цен, в конечном счете, предшествуют только психические процессы оценки. Ценность же образуется из цены.

Но что же такое ценность, по мнению Струве?

Ценность - это норма, понятие идеального, или должного, соотношения между благами в процессе обмена. В зависимости от происхождения этой нормы Струве различает два вида ценности.

Нормативная ценность - это этически или юридически определенная норма. Ее происхождение: оценочное веление власти-нормативная ценность-цена. Нормативная ценность - это указная (т. е. назначенная сверху) цена.

Типическая ценность - это цена, в действительности уплачиваемая, которая сообразуется с обычной или фактической нормой. Ее происхождение: оценка (субъективная)-цена-ценность (типическая). Типическая ценность является как бы...отверждением некоторого множества свободных цен в оценочную среднюю...; Цена возникает в случае, когда психический процесс оценки материализуется при посредстве менового акта.

Типическая ценность не может быть первичной, так как предполагает так называемое улавливание всеобщего мнения, и сама по себе нуждается в определенном количестве субъективных оценок, реализовавшихся в цены. Ценность... - подводит итог Струве, - как нечто отличное от цены, от нее независимое, ее определяющее, есть фантом.

Что касается цены, то Струве также различает два ее вида: цену вольную, которая возникает путем свободного образования цен, и цену указную, возникающую при социальном регулировании цены влиянием власти.

Далее, Струве проводит обширный экскурс в историческую феноменологию цены и историческое соотношение двух форм цены: вольной и указной. Здесь Струве проявляет себя как незаурядный экономист-историк, экономист-систематик, его исторические этюды по феноменологии цены поражают своей емкостью. Струве исследует моменты хозяйственной деятельности (или зачатки таковой) в межплеменном общении, на Мадагаскаре, в первых столкновениях европейцев с полинезийцами, древнегерманское, индийское, римское право - список можно продолжать, кажется, до бесконечности.

На основе этого исторического экскурса он делает следующие выводы. Во-первых, вопреки распространенной точке зрения, нет исторического приоритета указной цены над вольной ценой, а наоборот, стихийно слагающаяся вольная цена предшествует указной. Во-вторых, попытки регулирования цен (т. е. насаждения указной цены) при любом существующем строе заведомо обречены на неудачу, потому как цена есть гетерогеническое явление по своей природе и превращение ее в автогеническое явление противоестественно ее глубинному содержанию.

По мнению Струве, цена является главной межхозяйственной (а следовательно, и главной экономической) категорией, своего рода базисом межхозяйственных отношений. Поэтому, исследовав в первом томе эту основную категорию, во втором томе Струве выстраивает производные категории - производства, блага, вменения, распределения, дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента).

2. Теория производства. По мнению Струве, производство как создание прибавочного продукта не существует ни в одной отрасли, кроме сельского хозяйства (известный постулат физиократов). Во всех других случаях, - пишет Струве, - кроме случаев вегетативного процесса, может быть речь не о создании прибавочного продукта, а только об образовании прибавочной ценности.... Поскольку единственную оценку труду может дать цена, если субъект в результате своей хозяйственной деятельности придает продукту некую дополнительную положительную ценность, его экономическая деятельность производительна. Рассуждая таким образом, Струве опровергает полностью учение о производительном и непроизводительном труде сторонников трудовой теории ценности (в частности, Маркса).

Пересматривая с позиций критического эмпиризма проблему производства, Струве приходит к выводу, что всякая экономическая деятельность всякого хозяйствующего субъекта стремится получить большее за меньшее, стремится к реализации положи-тельных ценностных разностей. Поэтому единое экономическое понятие производства - фантом, за которым напрасно гонялась и гоняется экономическая наука. И здесь Струве вводит в анализ категорию приобретения, которое, если его понимать в смысле реализации положительных ценностных разностей, - есть основное верховное понятие. Ведь производство экономически существенно постольку, поскольку оно учитывается как приобретение. Экономический процесс есть всегда процесс приобретения, а производство как материальный процесс существенно для этого экономического процесса, но оно недостаточно для него и не всегда совпадает с ним.

Именно в процессе приобретения происходят оценка блага и образование ценности. Поэтому...верховным экономическим понятием является именно приобретение, предполагающее процесс оценки и понятие ценности, а то, что мы называем производством, есть лишь особая форма или метода приобретения, или реализация положительных ценностных разностей.

Но если отказаться от материалистического понимания производства, каким образом определить продукт? Струве принимает позицию австрийской школы: понятие продукта как вещи заменяется понятием блага как носителя определенной полезности или услуги, которым может быть все что угодно. Хозяйственным благом та или иная вещь или услуга является, поскольку она приобретает цену. Цена для Струве - это своеобразное клеймо, печать; то, что отмечено клеймом цены (или может быть отмечено), является хозяйственным благом. Цена выступает здесь как некая грань, отделяющая экономическое от неэкономического. А так как...экономическое клеймо цены может быть поставлено решительно на все, то, по Струве, отсюда делается вывод, что...все может получить цену, другими словами, все может быть продажным. Конечно, в определенном смысле, эта, чисто экономическая, проблема пересекается с определенно морально-этическими соображениями. Здесь Струве утверждает, что если что-либо в нашей жизни еще не оценено (конечно, речь идет о том, что в принципе можно оценить) - это следствие наложения на экономические явления морально-этических соображений общества. В качестве примера Струве приводит общественно презираемые и этически недопустимые, но фактически везде и всегда присутствующие брак по расчету, проституцию (в этих случаях происходит наложение клейма цены, а следовательно, и приравнивание к хозяйственным благам интимнейших проявлений жизни).

3. Теория вменения. От благ как таковых Струве переходит к источникам, которые эти блага создают, - к так называемой проблеме вменения, и выделяет три вида вменения: 1) производственное, 2) ценностное, 3) социально-экономическое.

Производственное вменение - это отнесение определенного конечного продукта к факторам (труду, капиталу, земле), участвующим в его создании. По мнению Струве, в данной постановке вопроса дифференциальное вменение есть единственно возможное, тогда как абсолютное теоретически невозможно. Действительно, так как некое целое есть результат взаимодействия, допустим, трех факторов, оценить роль одного из них невозможно (просто потому, что отсутствие его означало бы, например, невозможность создания продукта), тогда как оценить изменение общего эффекта от изменения частного фактора представляется реально осуществимым.

Струве замечает, что не затрагивал бы вообще проблему вменения, если бы известные экономисты не переводили бы проблему простого производственного вменения в проблему вменения экономического (т. е. ценностного). Сама проблема ценностного вменения появляется как возможность (в случае ее успешного, справедливого разрешения) решения проблемы распределения, т. е. как возможность некоего дележа совокупного общественного продукта между различными группами, классами людей, стоящих за определенными факторами производства.

Струве отмечает, что ценностное вменение понадобилось постольку, поскольку...выручку и трату объединяет только цена, и полезности и отрицательные (т. е. затраты) могут быть соизмеримы только как цены. Что же тогда такое ценностное вменение? На самом деле, объясняет Струве, все просто. За ценностным вменением, да и за вменением вообще (в рамках экономической проблемы), следует понимать калькуляцию, т. е., в общем смысле, исчисление издержек и доходов. Калькуляция знает только цены: она отправляется от цен и приходит к ценам. Ничего, кроме цен, - это есть лозунг калькуляции, и таков должен быть лозунг всей реалистической или эмпирической политической экономии.

4. Теория распределения. Вслед за проблемой вменения Струве исследует проблему распределения, которая логически вытекает из первой. Он полностью отвергает расхожее мнение о возможности разделения общественного продукта между классами в зависимости от их участия в производстве или на основе неких социальных предпосылок (а чаще в результате взаимодействия). В основе такого утверждения Струве видит две определяющие предпосылки и, опровергая их, приходит к...полному отрицанию некоторых традиционных проблем и путей политической экономии.

Сущность первой предпосылки Струве видит в ошибочном утверждении, что...процесс сложения доходов из цен может быть представлен как процесс деления какой-то массы вещей или ценностей между индивидами или классами <...> то есть как распределение в виде дележа. Но ведь, замечает Струве, делимого как некоего данного в реальной жизни не существует. Общественный продукт есть простое сложение цен, процесс же образования цен - это процесс сложения доходов. Таким образом, процесс сложения доходов не есть распределение, а есть процесс образования цен.... Социальный же дивиденд слагается из частнохозяйственных доходов, и вне суммирования частнохозяйственных доходов никакого социального дивиденда вообще не существует.

Прерывая логический ход мыслей автора, заметим, что в экономический анализ вводится категория дохода. Что Струве понимает под доходом? Привязывая доход к цене как к первичному явлению, Струве выделяет: 1) доходы, получаемые путем отдачи блага и получения вознаграждения за него (так называемые прямые доходы, к которым в основном относится заработная плата); 2) доходы, основанные на реализации ценностных разностей (так называемые косвенные доходы - предпринимательская рента или прибыль), 3) производные доходы (процент на капитал и владельческая рента).

Прибыль - это правильный учет и реализация цен предпринимателем, в результате чего и возникает положительная ценностная разность. Тем самым формулируется следующий вывод: ...политическая экономия о природе прибыли не может сказать ничего больше, чем скажет правильно составленный бухгалтерский отчет. Из всего вышесказанного видно, что проблемы прибыли и дохода для Струве не главные вопросы, они восходят к проблеме цена-ценность и имеют второстепенное значение.

Теперь вернемся к проблеме распределения. Отвергнув первую предпосылку своих оппонентов, Струве останавливается на второй, в основе которой лежит понятие классов как общественных делений, наперед определяющих дележ продукта и дохода. Здесь Струве говорит, что социальный класс есть производное понятие дохода (доход определяет класс, а не класс определяет доход).

Основополагающим моментом критики так называемой теории распределения для Струве является признание невозможности существования прямого перехода от факторов производства к процессу ценообразования, которая объясняется принципиальной невозможностью выведения межхозяйственных категорий из явлений чистого хозяйства. Цена (межхозяйственная категория) есть данность, все явления взаимодействия хозяйств есть производные цены.

Отсюда Струве приходит к решающему для проблемы распределения методологическому выводу: ...проблема распределения, как проблема образования доходов из цен, есть <...> проблема не номографическая, а идиографическая. Принимая цены за данности, которые вообще нельзя ниоткуда вывести, Струве изначально вводит идиографический момент в экономическую теорию (ведь данности есть предмет идиографии). Более того, Струве расширяет значение идеографического метода: ...идиография хозяйственной жизни не может ограничиваться одним Lкатегорическим исчислением, она должна быть расширена до целостного и всестороннего описания жизни экономических атомов - отдельных хозяйств.

5. Концепция равновесия. Последняя крупная теоретическая идея П. Б. Струве в рамках его системы политической экономии содержится в статье Научная картина экономического мира и понятие равновесия (1922).

В основе понятия равновесия как закона экономических явлений лежит, по мнению Струве, отождествление экономических соотношений с соотношениями механическими, взятыми из классической механики.

Хозяйственная жизнь составляется из множества отдельных действий хозяйствующих субъектов, которые определяются мотивом хозяйственного расчета. Микроскопически действия продавцов и покупателей определяются расчетом, ориентированным с разной, бесконечно дифференцированной, осведомленностью о положении рынка, столь же дифференцированной разумностью и с неопределенной подвижностью во времени субъективных оценок и их оконча-тельных денежных выражений или значений, каковыми являются реализованные, сделанные цены. Хотя эти цены и имеют тенденцию к единству или равновесию, но равновесия эти неустойчивы и подвержены постоянным колебаниям. В рассуждениях же А. Маршалла и Е. Бем-Баверка, по мнению Струве, рынок как бы искусственно a priori рационализируется. В концепции равновесия всего спроса и всего предложения равновесие предполагается достигнутым заранее и ищутся только условия его осуществления. Но реальный рынок это описывает несколько неточно.

Сложившаяся под обаянием классической механики экономическая концепция равновесия без всякого размышления не только следовала за классической традицией, построившей статику независимо от кинетики, но клала и кладет статику в основу всей экономической теории. Это совершенно не соответствует предмету, или материи экономической науки, материи подвижной и даже текучей, дискретной и прерывной по существу.

Выходом из этого затруднения, по мнению Струве, является статистификация экономической теории - все подлежащие определению в каждом конкретном случае индивиды должны быть сосчитаны, сведены в разряды и категории, т. е. в статистически обозримые совокупности. Числить же и мерить плодотворно в экономике можно только статистически, и это - как это ни странно - вытекает именно из основного положения новейшей математической экономии о всесторонней взаимозависимости экономических явлений.

В заключение следует отметить, что практически все мысли Струве в этой работе являлись весьма актуальными для экономической науки того времени - и отказ от трудовой теории ценности (а вместе с этим и от марксизма), и определение сферы экономического анализа (сравните рассуждения Струве о благе с теориями Г. Беккера), и доказательство невозможности построения теории распределения (которая была весьма острым вопросом в западной и русской науке в то время), и подчеркивание роли социологии в исследовании хозяйства (расцвет экономической социологии начался только в 1980-х гг.).

Но главное достоинство книги Струве - самостоятельность мысли этого русского ученого, изложившего свое видение теории хозяйства, независимое от каких-либо столпов или авторитетов. К сожалению, именно этой самостоятельности часто не хватает русским экономистам в наше время.

Страница:

Струве Петр Бернгардович - (1870-1944), русский экономист, социолог, философ, общественный деятель. Родился 26 (7 февраля) 1840 в Перми. В 1895 окончил юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы увлекался марксизмом и играл активную роль в марксистских кружках.

В 1892-1893 изучал право и социологию в университете Граца (Австрия) под руководством Л.Гумпловича. В 1913 защитил в Петербургском университете магистерскую, а в 1917 защищает в Киевском университете докторскую диссертацию (Хозяйство и цена). В 1916 Струве было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета. В 1890-е годы Струве стал ведущим теоретиком русского «легального марксизма». Среди трудов этого периода - Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России (1894), оказавший серьезное влияние на развитие марксизма в России. Струве редактировал марксистские журналы («Новое слово», «Начало»), подготовил текст манифеста первого съезда РСДРП.

По существу, среди всех «инородцев» в России – несмотря на все антисемитские вопли, – нет элемента, который мог бы легче, чем евреи, быть поставлен на службу российской государственности и ассимилирован с русской культурой.

Струве Петр Бернгардович

В начале 1900 взгляды Струве претерпели эволюцию в сторону либерализма: он участвовал в создании Конституционно-демократической партии (кадетов), был избран членом 2-й Государственной думы (1907) от этой партии. В философском плане Струве эволюционировал к идеализму и религиозной метафизике, принял участие в издании сборников Проблемы идеализма (1902), Вехи (1909), Из глубины (1918) и работе петербургского Религиозно-философского общества. После февральской революции занимал высокий пост в Министерстве иностранных дел. Октябрьскую революцию воспринял как национальную катастрофу, участвовал в белом движении, входил в состав правительства Врангеля. В эмиграции издавал ряд журналов и газет («Русская мысль», «Возрождение», «Россия» и др.), преподавал в Белградском университете, возглавлял Отделение общественных наук Русского научного института.

В философских работах эмигрантского периода (Заметки о плюрализме, Метафизика и социология. Универсализми и сингуляризм в античной философии и др.)

Струве развивал концепцию «плюралистической метафизики», согласно которой первичные элементы бытия характеризуются принципиальной «многопространственностью» и «разновременностью». Причинно-следственные закономерности не могут служить адекватной характеристикой мирового универсума, в своей основе плюралистического и не сводимого к рационально-научным моделям.

В социальной философии Струве подчеркивал особое значение рациональных элементов в деятельности государственных институтов, противопоставляя такого рода «разумность» стихийности и даже хаосу общественной жизни. Государственный «организм» не только разумен, но и сверхразумен, мистичен; его основная историческая функция - упорядочение социальных процессов, установление в обществе своеобразной «культурной дисциплины».

Для Струве понимание и признание исключительного значения государства вполне совместимо с либеральными ценностями: сильное государство в сочетании с либеральной идеологией способно обеспечить социально-экономическое и культурное процветание нации.

Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму. (в 1894 году)

Струве Петр Бернгардович

Страница:

Новости и публикации, касающиеся Струве Петра Бернгардовича

140 лет назад, 26 января (7 февраля по н. ст.) 1870 года в г. Перми родился Пётр Бернгардович Струве — русский философ, экономист, общественный и политический деятель, публицист.

Один из лидеров легального марксизма, разочаровавшийся в учении Маркса, и ставший либералом.
Западник - и потому русский националист и государственник....

Струве был сыном пермского губернатора Бернгарда Струве и внуком астронома Василия Струве. В 1895 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1892 году учился в университете в Граце (Австрия).

Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, который окончил с дипломом первого разряда в 1885 г., Струве увлёкся марксизмом и познакомился с участниками первых марксистских кружков М.И.Брусневым, Л.Б.Красиным, А. Н.Потресовым, В.И.Ульяновым (Лениным) и др., вёл социал-демократическую пропаганду среди рабочих.
В 1890-х годах один из лидеров легального марксизма. В 1896 г. участвовал в 4-м Международном социалистическом конгрессе в Лондоне. После 1-го съезда РСДРП (1898 г.), по предложению группы социал-демократов, написал Манифест РСДРП. Однако вскоре пришёл к выводу, что в марксизме есть противоречие между социальными и экономическими формулами, отверг необходимость падения капитализма.

В дальнейшем Струве переходит от марксизма к либерализму. С 1901 года в эмиграции, с 1902 года редактор журнала «Освобождение». Один из авторов сборника «Проблемы идеализма» 1902.
В 1905 году вернулся в Россию. Член ЦК партии кадетов (1905—1916), 8 июня 1915 года вышел из ЦК.

С 1906 года — в Петербургском политехникуме: преподаватель, доцент, экстраординарный профессор, заведующий кафедрой политэкономии.
В 1906 году возглавил журнал «Русская мысль» и оставался его редактором до закрытия большевиками в 1918 году.
В 1907 году — депутат II Государственной думы (1907) от Петербурга, статский советник.
Издатель журнала «Полярная звезда» (1905—1906), с осени 1907 года один из ближайших сотрудников «Московского еженедельника» (редактор-издатель Е. Н. Трубецкой).

В 1909 году Струве вошел в состав участников сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», содержавшего также статьи его единомышленников Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского...

1913 — магистр, экстраординарный профессор Петербургского университета.
1915 — председатель секретного Особого межведомственного комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при министерстве торговли и промышленности (по 1917).
В 1916 Струве получил звание почетного доктора Кембриджского университета
1917 — в апреле - мае — директор Экономического департамента МИД, в мае избран в академики Российской академии наук (оставался в составе Академии до 1928 года).

Будучи патриотом и государственником, Струве испытал разочарование от политики Временного правительства в 1917 году.
На заседании Совета Республики 20 октября 1917 г., говоря о внешней политике Временного правительства, утверждал, что провозглашение пресловутой формулы "без аннексий и контрибуций" было "исторической ошибкой" . Сетовал на то, что "русское государство превратилось в какой-то аукцион, на котором народная душа предлагается тому, кто, не справляясь ни со своим карманом, ни со своей совестью, готов дать наибольшую цену - выдать какие угодно векселя для того, чтобы потом убежать от всякого платежа" .
Критиковал с.-д. за подстрекательства против власти:
"Мы живём в каком-то сумасшедшем доме, где здоровые, честные и нормальные люди исходят в борьбе с буйными больными".
Характеризовал большевизм как "смесь интернационалистического ада со старой русской сивухой" , которой "опаивают русский народ несколько неисправимых изуверов, подкрепляемых кучей германских агентов " ("Речь", 1917, 21 окт. ).

Пропаганду немедленного мира называл сознательным введением русского народа в "тягчайшее заблуждение" , которое "ввергнет массы в испытания, гораздо более горшие, чем испытания, налагаемые войной" . По его словам, если власть будет передана в руки левых элементов, это приведёт к государственному банкротству, с их правительством не станут разговаривать не только союзники, но и враги.

К Октябрьскому перевороту Струве отнесся резко отрицательно.
В статье "В чём революция и контрреволюция?" он утверждал, что события 1917 "это солдатский бунт... принятый интеллигенцией страны за революцию, в надежде превратить в революцию" . Надежда не оправдалась, и бунт превратился в "грандиозный и позорный всероссийский погром" ("Рус. Мысль", 1917. № 11/12, с. 57 ).
Революция, вдохновляемая социалистическими лозунгами, направлена против "русской конституции" и есть "сплошное отрицание собственности и правопорядка", поскольку она не является буржуазной, "русский социализм в его борьбе с буржуазией и буржуазными порядками по существу контрреволюционен" и должен быть преодолен и сметён (там же, с. 60). Для победы над внешним врагом и в гражданской войне России нужна "большая вооруженная сила в руках твёрдой государственной власти" (там же, с. 58).

В начале 1918 г. выступил инициатором издания "Из глубины. Сборник статей о русской революции" (М- П., 1918; переизд., М. 1990), основными авторами которого были участники "Вех".
В "Предисловии издателя" он писал, что авторы ощущают то "ни с чем не сравнимое морально-политическое крушение, которое постигло наш народ и наше государство" (с. 19).
Свою статью "Исторический смысл русской революции и национальные задачи" Струве начинал словами:
"Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором - таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 г. событий" (там же, с. 235).
Струве даёт объяснение "той катастрофы, которая именуется и впредь будет, вероятно, именоваться русской революцией" . Он отвергает ссылки "на некультурность народных масс" и на "режим ("старый порядок" и т. п.)" (с. 236). Причина заключается в совпадении "извращённого идейного воспитания русской интеллигенции... с воздействием великой мировой войны на народные массы" .

"Это отщепенство от государства получило с половины XIX в. идейное оформление, благодаря восприятию русской интеллигенцией идей западноевропейского радикализма и социализма" (с. 239).

В ситуации 1918 г. Струве видит "реальное воплощение в жизни проповеди революционного социализма, опирающегося на идею классовой борьбы. Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных общественных отношений и учреждений - как средство, ...идея социализма как организации хозяйственной жизни - безразлично, правильна или неправильна эта идея - вовсе не воспринимается русскими массами; социализм (или коммунизм) мыслится ими только либо как раздел наличного имущества, либо как получение достаточного и равного пайка с наименьшей затратой труда, с минимумом обязательств" (с. 242).

Завершает Струве статью утверждением, что в России "возрождение жизненных сил даст только национальная идея" . У интеллигенции "долг перед народом" состоит в том, чтобы "нести в широкие народные массы национальную идею как оздоровляющую и организующую силу, без которой невозможно ни возрождение народа, ни воссоздание государства" (с. 250).

Во время гражданской войны член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. Входил в состав правительства генерала П. Н. Врангеля (начальник управления иностранных дел). После поражения белого движения — в эмиграции.

Виновницей поражения белого движения Струве считал интеллигенцию, которая изменила национальным интересам:
"Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации".

Пытался возобновить ежемесячный литературно-политический журнал «Русская мысль», который под его редакцией выходил в 1921 в Софии, затем в Праге (1922—1923), Берлине (1923—1926) и, наконец, в 1927 в Париже. Но так как все свои силы Струве в то время отдавал другому своему «детищу» — газете «Возрождение», то идею возрождения «Русской мысли» в эмиграции ему пришлось окончательно оставить.
Участвовал в деятельности Русского юридического факультета в Праге.

Был участником известной полемики по поводу книги И.А.Ильина "О сопротивлении злу силою". В этой полемике П.Б.Струве поддержал И.А.Ильина, выступив как государственник, патриот, последовательный сторонник борьбы с коммунизмом.

П.Б. Струве в 1930-е гг

Эстафета поколений продолжается: среди потомков П.Б.Струве есть священники, в том числе протоиерей Пётр Струве. Внук П.Б. Струве, известный выпускник Сорбонны, профессор славистики Никита Алексеевич Струве уже почти полвека возглавляет известнейшее в Европе парижское издательство «ИМКА-Пресс», чьи книги, «проникая» сквозь «железный занавес», оказали заметное влияние на взгляды советской интеллигенции. Именно в издательстве ИМКА-Пресс в начале 1970-х годов впервые на Западе Струве опубликовал романы Солженицына «Август 14-го» и «Архипелаг ГУЛаг». После падения коммунистического режима Н.Струве многое сделал для российской культуры, в том числе для поддержки российских библиотек. Н.Струве бывал в Рязани, где присутствовал на открытие выставки печатной продукции парижского издательства «ИМКА-ПРЕСС» и французской литературы, которое состоялось в областной библиотеке имени Горького. Н. А. Струве рассказал об истории и нынешнем дне своего издательства, а на следующий день в читальном зале областной библиотеки он прочел лекцию, которая посвящалась А.И.Солженицыну..

Солженицыны и Н.Струве

О себе Струве говорил: "Я западник и потому - националист. Я западник и потому - государственник".

Цитата из сборника "Вехи", где П.Б. Струве упоминает рязанского патриота Прокопия Ляпунова:

П.Б. Струве :
Таким образом, в событиях смуты начала XVII века перед нами с поразительной силой и ясностью выступает неизмеримое значение государственного и национального начал. С этой точки зрения особенно важен момент расхождения и борьбы государственных, земских элементов с противогосударственными, казачьими. За иллюзию общего дела с "ворами" первый вождь земства Прокопий Ляпунов поплатился собственной жизнью и полным крушением задуманного им национального предприятия. Те "последние люди московского государства", которые по зову патриарха Гермогена встали на спасение государства и под предводительством Минина и Пожарского довели до конца дело освобождения нации и восстановления государства, совершили это в борьбе с противогосударственным "воровством" анархических элементов. В указанном критическом моменте нашей допетровской "смуты", в его общем психологическом содержании чувствуется что-то современное, слишком современное...