Роль школьных географических карт и атласов в процессе обучения. Виды атласов

Класс 7 «Б» Дата 7.09.16г.

Учитель географии: Какенова Гулим Сериковна.

Тема: Карты материков и океанов. Практическая работа №1 «Характеристика карт атласа по плану».

Цель: дать краткие сведения о картах, используемых в процессе изучения природы материков и океанов, об их группировке по содержанию, а также об использованных на этих картах проекциях и имеющихся в них искажениях.

Задачи: Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение содержания карт, картографических проекций, систему условных знаков;

Развивающая: Сформировать у учащихся навыки работы с картой; развитие мышления школьников; развитие кругозора; сформировать умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения к труду ученых-картографов, трудолюбие.

Тип урока: урок-практикум.

Наглядные пособия: карты полушарий, несколько тематических карт, карты атласа.

Время: 45 мин.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний/пересказ

    Объяснение новой темы

    Закрепление/практическая работа

    Дом.задание

    Оценки за урок/подведение итогов/

    Рефлексия

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний: опрос домашнего задания.

3. Объяснение новой темы:

Загадка для учащихся : я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно –

На одном листе бумажном.

(географическая карта)

Тема сегодняшнего урока – «Карты материков и океанов». Карта – уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, содержащее данные в соответствии с темой и назначением.

Типы карт

Группы карт

1.По охвату территории

1.карты полушарий и мира

2. материков и океанов

3. государств и их частей

1. физическая карта мира

2. физическая карта Африки

3. физическая карта США

2. по масштабу

1. мелкомасштабные

2. среднемасштабные

3. крупномасштабные

1. физическая карта мира

2. карты материков

3. карты стран

1. общегеографические

2. тематические

1. физические карты

2. климатические карты, карты природных зон

4. по назначению

1. научно-справочные

2. учебные

3. туристические карты

В зависимости от содержания географические карты делятся на общегеографические и тематические. Общегеографические карты отображают с одинаковой потребностью природные и социально-экономические объекты (рельеф, растительность, реки, озера, водохранилища, населенные пункты и т.д.). На тематических картах обычно наиболее полно раскрывается какая-нибудь одна тема (почва или геологическое строение, климат или рельеф, растительность или население и т.д.), входящая в содержание общегеографической карты, или отображаются компоненты, которые не показываются на общегеографических картах. Часто тематические карты содержат несколько взаимосвязанных компонентов – их называют комплексными. В географии материков и океанов используется много карт.

Глобус – уменьшенная во много раз модель Земли. Для того чтобы перенести с глобуса на карту точное изображение земной поверхности, используют картографические проекции – способы перенесения поверхности эллипсоида или шара на плоскость с помощью точных математических расчетов. Суть картографических проекций состоит в том, чтобы наилучшим образом «спроектировать» реальную сферическую поверхность планеты на плоскость, учитывая при этом все искажения и сводя их к минимуму. Классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов. В зависимости от величины и характера искажений различают несколько картографических проекций: равноугольные, равновеликие и произвольные.

Проекции классифицируются также по виду вспомогательной поверхности, используемой при переходе от эллипсоида или шара к плоскости карты. Самые распространенные проекции – цилиндрические, конические, поликонические и азимутальные.

Система условных знаков является основным средством изучения карты. На карте с помощью условных знаков изображают различные объекты и явления. Существуют несколько видов условных знаков: масштабные или контурные знаки, внемасштабные, линейные, пояснительные.

4. Закрепление знаний/ п рактическая работа №1 «Характеристика карт атласа по плану».

План характеристики карт атласа:

План записывается в тетради и на доске.

1. Прочитай название карты.

2. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?

3. При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.

5. Домашнее задание: пересказ параграф 3, стр. 14-18.

6. Оценки за урок

7.Рефлексия: понравился ли вам урок? Чем понравился? Какие изменения вы хотели бы внести на следующий урок?

Подобно картам, атласы подразделяют по пространственному охвату, выделяя атласы планет (мира, Венеры, Луны), континентов, океанов, крупных географических районов, государств, областей, городов. Возможны самые разные варианты группировки атласов по административному делению, политическим, историческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, охватывающие полушарие (Атлас обратной стороны Луны), атласы группы стран (Атлас Дунайских стран), небольших территорий и акваторий (Атлас Южного берега Крыма, Атлас озера Байкал).

Атласы общегеографические

Атласы физико-географические:

геологические

геофизические

климатические

океанологические

гидрографические

почвенные

ботанические

зоогеографические

медико-географические комплексные

физико-географи ческие

Атласы социально-экономические:

населения промышленности сельского и лесного хозяйства культуры

политико-административного деления

комплексные социально-экономические

Атласы эколого-географические:

факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты последствий воздействия и загрязнения среды экологических ситуаций условий жизни населения экологической безопасности

Атласы исторические:

Древнего мира средних веков новейшей истории военно-исторические

Атласы общие комплексные

Классификацию атласов по содержанию обычно сочетают с делением их на комплексные, включающие широкий набор карт природы, населения и хозяйства, отраслевые (например, геоботанические) и узкоотраслевые (например, атлас ареалов лекарственных растений).

Наиболее полезной с практической точки зрения является группировка атласов по назначению, в соответствии с которой выделяют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учебные, туристские, дорожные, военные и т.п.

Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно передающие общегеографические элементы: населенные пункты, рельеф и гидрографию, дорожную сеть, границы. Атласы этого типа особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются обширными указателями и другими справочными данными.

Прекрасным примером картографических произведений этого типа стал упоминавшийся выше российский справочный Атлас Мира, вышедший 3-м изданием в 1999 г. Его структура характерна для капитальных справочных атласов этого типа. Атлас состоит из восьми разделов: карты мира, России, зарубежной Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании, Арктики и Антарктики, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В нем помещены также карты крупнейших городов мира. Масштабы основных карт - от 1:1 250 ООО до 1:7 500 ООО. Карты регионов России приведены в масштабе 1:2 500 ООО, а в некоторых случаях - 1:1 500 ООО. Москва и Санкт-Петербург показаны в масштабе 1:250 000. Особое место в Атласе отведено крупномасштабным картам (от 1:25 000 до 1:1 000 000) густонаселенных и важнейших промышленно-экономических районов мира таких, как Рурская область, Средняя Англия, Центральная Япония, Среднеатлантичес-кий район США и др. Одновременно издан идентичный том Атласа Мира на английском языке.

Атласы научно-справочные- капитальные картографические произведения, содержащие наиболее полную и научно достоверную характеристику территории. Часто это многотомные издания, которые дают системное представление о территории. Они предназначены в основном для ученых, администраторов, органов планирования и т.п. Таков отечественный многотомный Атлас Океанов, первые три тома которого были изданы в 1974, 1977 и 1980 гг. (рис. 9.7), Физико-географический атлас мира (1964), Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (1997) и др.

Выдающимся произведением российской и мировой картографии стал атлас «Природа и ресурсы мира», созданный Российской академией наук в 1999 г. (рис. 9.8). Над ним почти 10 лет трудились свыше 300 ведущих специалистов в области наук о Земле. В 2-томном атласе большого формата (35 х 49 см) представлены самые современные научно обработанные картографические материалы по географии и геологии нашей планеты, включая такие сферы знания, как минералогия, почвоведение, метеорология и климатология, экология, биология и медицинская география. Атлас насыщен космическими снимками и сопровождается географическими описаниями.

Популярные атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны, а пользование ими не требует профессиональной подготовки. Они адресованы школьникам, туристам, краеведам, охотникам и рыболовам. Поэтому в атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их картами достопримечательных мест и исторических памятников, туристских маршрутов. Такие издания обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, справочными данными. К этой группе близки школьно-краеведческие атласы, предназначенные для учащихся, изучающих родной край, а также для путешественников и краеведов.

Четко выделяется группа учебных атласов, ориентированных на применение в начальной, средней и высшей школах.

Набор карт в таких атласах, степень их подробности и глубина раскрытия тем определяются соответствующими учебными программами.

В последние годы большую популярность приобрели туристские и дорожные атласы. Они нужны автолюбителям, спортсменам, туристам. В них подробно показывают туристские объекты, сеть автомобильных и железных дорог, размещение кемпингов и мотелей, пешеходные, водные и иные туристские маршруты.

Особую группу составляют военные и военно-исторические атласы, предназначенные для высшего командного состава и офицеров армии и флота. Они удобны в работе, строги по оформлению, насыщены справочными материалами по военной географии и истории, экономике и природе стран мира, в них включены справочные сведения по общей топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Атласы можно классифицировать и по иным признакам, например по формату и способу брошюровки. Выделяют атласы настольного формата- большие фолианты, пользоваться которыми можно только, держа их на столе. Большинство атласов имеют книжный формат. Существуют также малые (карманные) и миниатюрные атласы, и эти последние более всего ценятся за свое полиграфическое изящество.

Обычно атласы брошюруются в переплете, но бывает, что их издают в виде отдельных листов в общей папке или в коробке размером с чемодан и на металлических запорах. Листы карт атласа удобно использовать для сравнения и взаимного сопоставления. Но главное, для такого атласа всегда можно выпустить новую дополнительную карту или обновить в переиздании устаревшую. Национальные атласы некоторых стран издают именно таким образом. По мере выхода в свет новых карт подписчики атласа приобретают их и складывают в общую папку. Издание и обновление карт атласа может продолжаться много лет.

В наши дни, наряду с традиционными бумажными, широко используют компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и даже виртуальные, размещенные в сетях телекоммуникации.

Примерно так, как опера к отдельной музыкальной пьесе». Это очень меткая аналогия. Действительно, каждый атлас - это множество отдельных картографических сюжетов, объединенных общим замыслом и подчиненных единой программе.

Тяжелые фолианты капитальных атласов мира содержат сотни карт, они оправлены в твердые переплеты с золотым тиснением и занимают почти весь рабочий стол. Тонкие учебные атласы легко умещаются в школьном портфеле, а изящные малые атласы можно носить в кармане (они так и называются - карманные). И все это - одна семья особых картографических произведений, отличающихся единством и законченностью. Создание атласа - трудное и ответственное дело, это вершина картографического искусства. Каждый атлас представляет собой картографическую энциклопедию - систематизированный свод знаний и сведений о территории. Точно так же как энциклопедии, атласы бывают универсальными, отраслевыми или региональными.

В эпоху Средневековья атлас Птолемея предали забвению, но в самом начале XV в. греческая рукопись и сами карты были переведены на латинский язык, раскрашены и изданы под названием «Космография».

Ученые эпохи Возрождения были поражены: древние греки, оказывается, обладали широким географическим кругозором и довольно точно представляли окружающий мир, умели подробно и правильно изображать моря и страны, пользовались и . Атлас Птолемея стали многократно переиздавать, пополняя его новыми картами. Особенно этому способствовало изобретение книгопечатания. Первый печатный атлас был выпущен в 1477 г. в Болонье и за короткий период переиздан более 30 раз с дополнениями и уточнениями. Великий труд Птолемея приобрел столь высокий авторитет, что стал потом даже тормозить развитие картографии. И так продолжалось почти до эпохи Великих географических открытий, когда пределы известного мира раздвинулись, картография поднялась на новую ступень и стали появляться новые атласы.

В Средневековье получили распространение атласы портоланов - особых морских навигационных карт с сетками. На них очень подробно со всеми бухтами и заливами изображалась береговая линия, это и было основное содержание карт. Портоланы использовались для плавания в Средиземном и , у побережья Европы и Африки, иногда в . Атласы портоланов кроме набора таких карт часто содержали еще обзорную , навигационные таблицы, календари, справочные сведения по астрономии и астрологии.

Во второй половине XVI в. центр картографии переместился в . Здесь возникли картографические мануфактуры, где гравировали и печатали новые карты, изображавшие мир таким, каким он предстал после открытий , и других мореплавателей. Это был золотой век . Карты и атласы той эпохи хранятся теперь в библиотеках и музеях как драгоценные памятники науки и замечательные образцы изобразительного искусства. Гравер и картограф Абрахам Ортелий издал в в 1570 г. собрание карт «Theatrum orbis terrarum», которое можно перевести с латыни как «Зрелище шара земного». Название очень точно передавало суть: в атласе содержалось 53 развернутых листа карт, на первой карте был показан весь мир, затем следовали карты частей света — Америки, Азии, Африки и Европы, а далее карты отдельных стран. Атлас был, по существу, собранием карт, созданных другими картографами. Ортелий указал имена всех авторов, снабдил атлас географическими описаниями, красивым титульным листом, алфавитным списком всех стран и указателем географических названий.

И все же первый атлас в современном его понимании был создан королем картографов Герардом Меркатором, старшим современником Ортелия. Все карты Меркатора были искусно составлены по новейшим источникам, отчетам экспедиций, географическим описаниям и согласованы специально для этого атласа. Для ряда карт были рассчитаны проекции. Меркатор опубликовал в 1585 г. первую часть атласа, а через четыре года - вторую. Всего в атлас вошло около 80 карт европейских стран. Уже после смерти великого картографа труд был завершен его сыном Румольдом и издан в 1595 г. под названием «Атлас, или Космографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного». Так впервые в картографии появилось название «Атлас». Оно происходит от имени легендарного мавританского царя Атласа - покровителя наук, философа и картографа, изготовившего первый небесный . Название прочно закрепилось в науке и не только в картографии. Есть, например, атласы растений, животных, атласы облаков и анатомические атласы.

В России карты называли чертежами, а атласы - чертежными книгами или розмерными книгами. Пространство Московии было велико, составлялись чертежи отдельных ее частей и, вероятно, каким-то образом сводились воедино. В описи архива Ивана Грозного упоминается множество чертежей Русского государства, но, увы, почти ничего не сохранилось: вражеские нашествия, разорительные смуты и беспощадные пожары погубили эти памятники древнерусской картографии. Хорошо известна лишь «Книга Большому чертежу» - обстоятельное географическое описание «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленное примерно в 1600 г. Потом чертеж стал «ветх, впредь по нем урочищ смотреть не мочно, избился весь и розвалился». В «Книге…» описаны дорожные карты, население, реки и шляхи, приведены географические названия. Есть предположение, что отдельные части этого чертежа были переплетены в книгу и составили своеобразный атлас. Больше повезло сибирским чертежам. Уцелела «Чертежная книга Сибири», составленная в 1701 г. С. У. Ремезовым (1642 - после 1720) - знаменитым картографом, жившим и умершим в Тобольске. Это атлас большого формата, содержащий два общих чертежа Сибири и 21 чертеж ее частей. Карты не имеют математической основы, но на них чрезвычайно подробно и довольно точно представлены речная сеть Сибири, населенные пункты, этнография. Это настоящий атлас в современном понимании с титульным листом, оглавлением, предисловием, таблицей условных сокращений. Сохранилась также рукописная «Служебная чертежная книга Сибири» на 116 листах, собранная сыновьями С. У. Ремизова уже после его смерти.

В эпоху Петра I атласное картографирование было на подъеме. В первой половине XVIII в. была создана целая серия атласов и Черного, и . В «Истории Петра» А. С. Пушкин отмечает особое внимание государя к картографическим и гидрографическим работам.

Заметным произведением российской картографии стал «Атлас Всероссийской империи», составление которого начал И. К. Кириллов (1689 - 1737) - видный государственный деятель, картограф и географ XVIII в. По его замыслу, три тома атласа должны были содержать более 300 листов общегеографических, исторических и, главное, экономических карт. При жизни автор успел напечатать и подготовить к изданию 37 карт.

Таковы истоки отечественной атласной картографии, отмеченной впоследствии замечательными произведениями (капитальными атласами мира, океанов, других планет), завоевавшими признание картографов всего мира.

Атлас - это систематическое собрание карт, выполненное по единой программе как целостное произведение. Это не просто набор карт под общим переплетом, а система взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга карт. Если отдельная карта рассматривается как пространственная модель какого-либо явления, то атлас предстает как модель целой географической системы. Система карт атласа делится на разделы, и в каждом из них есть основная и дополнительная карты, показывающие отдельные подсистемы (например, рельеф, почвы, климат) и компоненты (скажем, в подсистему карт климата входят карты осадков, температур, преобладающих ветров). Кроме того, есть карты, характеризующие взаимодействие компонентов (к примеру, взаимодействие ветров и океанических течений или взаимосвязь рельефа с геологической структурой). Также в атлас непременно включают карты интегральных характеристик, которые отражают результаты взаимодействий отдельных компонентов. К примеру, экологические карты дают представление о совокупном влиянии природных и социальных факторов на условия жизни людей. Есть в атласах и карты динамики геосистем, на которых показано направление переноса вещества и энергии, например перемещение отложений, водных масс, перевозки промышленных товаров и многое другое. Одним словом, изучая карты атласа, можно хорошо представить себе основные свойства географических систем и как они функционируют и взаимодействуют. Карты атласа удобно сопоставлять, сравнивать и накладывать друг на друга. При необходимости можно получить количественные сведения, провести математические корреляции и создать производные изображения. Атласы специально предназначены для таких работ. Как и положено энциклопедическим изданиям, они имеют многоцелевое назначение.

Для решения всех этих задач атлас должен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим его внутреннее единство:

  • в атласе должно быть минимальное число разных картографических проекций, желательно даже иметь одну проекцию, так как это упростит сравнение карт;
  • целесообразно использовать один масштаб для всех карт, а если это невозможно, то масштабы должны быть кратными; карты атласа следует составлять на единых базовых основах;
  • легенды разных карт, шкалы и градации необходимо взаимно согласовывать;
  • важно соблюдать на картах атласа единый уровень генерализации и одинаковую подробность в изображении явлений;
  • совершенно необходимо взаимно согласовывать карты разной тематики и устранять случайные расхождения в изображении контуров (при создании атласов согласование карт - основная забота картографов);
  • все данные атласа должны быть отнесены к одной дате, к единому временному интервалу;
  • карты должны иметь общие принципы оформления, общий стиль дизайна - это придает атласу единство.

Над атласами обычно трудятся большие коллективы специалистов - картографы, географы разного профиля, геологи, экологи и другие представители наук о Земле. Работа длится долго, много времени затрачивается на сбор материала и согласование карт. Зато хороший комплексный атлас служит многие годы и даже через столетия не теряет своего значения: ведь это - фундаментальный свод документов о состоянии географической системы на определенный временной срез.

По пространственному охвату атласы подразделяются на атласы планет (например, атласы мира, Венеры, Луны), континентов, океанов, крупных географических районов, государств, областей, городов. Возможны самые разные варианты таких атласов в зависимости от особенностей территориального деления по административным, политическим, историческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, охватывающие только полушарие («Атлас обратной стороны Луны»), атласы групп стран («Атлас Дунайских стран») и атласы небольших территорий и акваторий («Атлас южного берега », «Атлас »).

По содержанию атласы бывают общегеографические, физико-географические, социально-экономические, экологические, исторические, общие комплексные. Наиболее полезным с практической точки зрения является создание атласов по назначению, в соответствии с которым выделяют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учебные, туристские, дорожные, военные и т. п.

Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно отражающие общегеографические элементы — населенные пункты, рельеф и гидрографию, дорожную сеть и границы. Атласы особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются обширными указателями и другими справочными данными.

Научно-справочные атласы - капитальные картографические произведения, дающие наиболее полную и научно обоснованную (на современном уровне изученности) характеристику территории. Это те самые картографические энциклопедии, часто многотомные, о которых речь шла выше. Они содержат системное изображение территории и предназначены в основном для ученых, администраторов, органов планирования и т. п. Таков многотомный «Атлас океанов», «Физико-географический атлас мира», «Атлас ресурсов мира» и др.

Популярные атласы предназначены для массового читателя. Они общедоступны, и пользование ими не требует профессиональной подготовки. Они адресованы школьникам, изучающим родной край, туристам и краеведам, охотникам и рыболовам. В эти атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их картами достопримечательных мест и исторических памятников, картами туристских маршрутов. Такие атласы обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, подробными справочными данными.

Особую группу составляют военные и военно-исторические атласы , предназначенные для высшего командного состава и офицеров армии и флота. Кому случалось видеть эти замечательные издания, например старый — «Атлас РККА» или более новый «Атлас офицера», знают, каким высоким качеством отличаются эти издания. Они удобны в работе, строги по оформлению, насыщены справочными материалами по военной , экономике и природе стран мира, в них включены сведения по топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Национальный атлас — это картографическая энциклопедия страны. Он содержит разностороннюю характеристику природы и ресурсов, населения, истории и культуры, хозяйства и экологического состояния страны. Национальный атлас всегда создается государственными картографическими учреждениями и носит официальный характер. Национальный атлас отражает уровень развития страны, ее экономики, степень научного познания и картографического производства.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии »

По теме:

Школьные карты и атласы: особенности и виды

Исполнитель:

Феньшина Ольга Сергеевна

Новосибирск 2017год

Введение……………………………………………………………………2

Классификация карт по общности показателей…………………………2

Аналитические карты……………………………………………………..2

Синтетические карты……………………………………………………….3

Комплексные карты………………………………………………………..4

Особенности школьных карт………………………………………………7

Заключение ………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………11

Введение

География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть. География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников. ...

Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями. Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов. ...

1. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ ПО ОБОБЩЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров – все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы – так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения

Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте – внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 3.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом – главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая – яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну – цветовой шкалой, а другую – штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы – т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример – метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. – в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства – синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты
динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты – обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, удоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты – карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты – отражают предсказания и выявления неизвестных явлений на основе других, хорошо известных. Например, индикационные карты растительности используются для выявления тектонических разломов, отдельные виды растений являются индикаторами для ряда полезных ископаемых, некоторые ареалы животных указывают на места распространения определенных болезней людей.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.)

Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами – применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север – вверху, юг – внизу).



Заключение

Школьные географические атласы – главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.

Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Список литературы

    Виноградов Н. В. Карты и атласы / Под ред. проф. М. С. Боднарского и инж. М. П. Мурашова. - М.; Л.: 1941. - 192 с., ил., карт.

    Сваткова Т. Г. Атласная картография. Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 208 с.

    Кусов В. С. Памятники отечественной картографии. - М.: 2003. - 146 с.

Школьный атлас. Глава третья.

Общая характеристика позвоночных.

К позвоночным, или черепным, относятся хордовые, которые имеют черепную коробку, предохраняющую головной мозг; последний является разрастанием переднего конца нервной трубки. Кроме того, как следует из их названия, они имеют внутренний скелет вдоль всего тела, образованный позвонками, которые выполняют защитную и опорную функцию. Эта группа заселила все типы сред обитания, начиная от пресных вод и заканчивая земной поверхностью, и даже покорила воздушную среду. По сути, столь полно освоить наземную среду удалось только им, насекомым и легочным моллюскам. Разумеется, завоевание таких разных сред обитания должно было привести к возникновению огромного многообразия форм и размеров этих животных, что в действительности и произошло. И, тем не менее, в этом многообразии ясно прослеживается заметное единство плана организации, который и будет подробно рассмотрен далее.

Покровы. В основном позвоночные покрыты кожей, состоящей из двух слоев: эпидермиса и дермы (кутиса), которая содержит мускулатуру, нервные окончания и др. Кожа может иметь и защитные структуры, например чешую или другие образования. Чешуя. Может быть дермального происхождения, как у рыб, или эпидермального, как у змей. Другие образования кожи. К ним относятся производные эпидермиса, состоящие, как правило, из рогового вещества: когти, ногти, рога полорогих, разнообразные выросты, роговые панцири, некоторые типы зубов, волосы, перья и т.д. Покровы могут также иметь кожные железы.

Скелет. Является внутренним и состоит из следующих отделов:

а) Осевой скелет. Ось черепа образована мозговым черепом и позвоночным столбом, который возникает путем полного или частичного замещения хорды. Каждый позвонок (рис. 10) служит защитой для спинного мозга и аорты.

пояснение крисунку 10. Строение хвостового позвонка. позвонок имеет невральные дуги и поперечные отростки, которые защищают спинной мозг. Кроме того, на позвонке находятся гемаьные дуги и гемальный отросток, которые предохраняют аорту. Строение позвонков может отличаться некоторыми деталями в разных группах позвоночных.

Между соседними позвонками находится упругий хрящевой диск, который обеспечивает относительно подвижное сочленение позвонков (рис. 11).


б) Висцеральный скелет. Составляет основу межщелевых глоточных перегородок и может сильноварьировать от одной группы позвоночных к другой. Из опоры для жаберных щелей, как, например, у бесчелюстных, он может превращаться в челюстной аппарат у рыб и в конце концов редуцируется до цепочки слуховых косточек в среднем ухе четвероногих.

в) Скелет конечностей. Состоит из плечевого и тазового поясов, к которым прикрепляются соответственно передние

и задние конечности. В обоих случаях скелет конечностей состоит из двух частей: скелета свободной конечности и собственно пояса, который обычно крепится к осевому скелету и у четвероногих образован тремя костями (рис. 12).

Конечности могут претерпевать множество функциональных изменений, связанных с образом жизни животного; принято выделять два типа (рис. 13): плавник и в общем случае пятипалую конечность.


Нервная система. Состоит из нервной трубки, которая образует головной и спинной мозг. От головного мозга отходят 10—12 пар нервов, которые называют краниальными. От спинного мозга на уровне каждого позвонка отходит пара нервов, каждый из которых имеет две ветви: чувствительную на спинной стороне и двигательную на брюшной. Кроме того, у позвоночных существует автономная, так называемая вегетативная нервная система, которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую и иннервирует внутренние органы.

Органы чувств делятся на низшие, обеспечивающие тактильную, вкусовую и обонятельную чувствительность (обычно они образованы нервными окончаниями, которые подходят к эпидермису) высшие (органы зрения, слуха). И те и другие имеют сложную структуру, которая все более усложняется по мере эволюционного развития позвоночных. Обладание сложноустроенными парными глазами являет общим и исключительным признаком всех групп позвоночных животных.

Кровеносная система.

Кровеносная система позвоночных всегда замкнутого типа. Может образовывать один или два круга кровообращения (рис. 14).

а) Схема кровеносной системы с одним кругом крвообращения


б) схема кровеносной системы с двумя кругами крвообращения

Дыхательным пигментом является гемоглобин красного цвета. Он не растворен в плазме, как пигменты крови, а находится в красных кровяных клетках, или эритроцитах. Сердце представляет собой видоизмененный кровеносный сосуд, который у более примитивных позвоночных имеет только две камеры: одно предсердие и один желудочек. У более высокоразвитых позвоночных сердце с двумя предсердиями и двумя желудочками, но есть и группы с промежуточным состоянием развития сердца, у которых имеется два предсердия и один желудочек.

Дыхательная система. У рыб и рыбообразных форм дыхание типично жаберное; у наземных позвоночных появляются легкие. И хотя встречаются группы позвоночных, которые дышат с помощью кожи, трахейного дыхания у них не бывает.

Выделительная система.

Претерпела эволюцию, в результате которой появились три различных выделительных аппарата, последовательно сменяющих друг друга в филогенезе и эмбриогенезе.

а)Пронефрос (головная почка). Временный эмбриональный орган.

б)Мезонефрос (туловищная почка). Функционирует у низших позвоночных, у высших является временным органом.

в)Метанефрос (тазовая почка). Развивается у высших позвоночных. Представлена парными почками, каждая из которых является конгломератом
многочисленных субъединиц—нефронов. От этих почек
отходят мочеточники, которые могут впадать в мочевой пузырь или открываться наружу — непосредственно или через клоаку (рис. 16).


Рисунок 16. Мочевыделительный аппарат высшего позвоночного. почка состоит из многочисленных субъединиц-нефронов.

Половая система. Может быть раздельно- или обоеполой. При изучении эмбрионального развития половой системы бросается в глаза ее тесная связь с выделительным аппаратом; по этой причине их часто рассматривают вместе как единую мочеполовую систему. Обычно самцы имеют два семенника, а самки — два яичника, однако возможны и другие варианты. Оплодотворение может быть наружным (у низших позвоночных), или благодаря копулятивным органам оплодотворение происходит внутренним путем.

В ходе развития яйцеклетки у некоторых высших позвоночных образуются так называемые зародышевые оболочки (рис. 15): хорион, амнион и аллантоис.

Рисунок 15. Зародышевые оболочки, которые могут иметься у позвоночных.

Первая из них, хорион, выполняет защитную функцию. Вторая, амнион, ограничивает амниотическую полость, в которой содержится амниотическая жидкость, омывающая зародыш; эта жидкость играет роль амортизатора при возможных сотрясениях. Третья, аллантоис, выполняет функцию временного дыхательного органа и накопителя продуктов метаболизма эмбриона.

У позвоночных встречается три типа размножения: Яйцерождение. Животное откладывает икру или яйца, последние могут содержать три зародышевые оболочки и, кроме того, желточный мешок с запасом питательных 1 веществ.

Живорождение. Эмбрион развивается внутри материнского организма. В этом случае яйцеклетка не содержит желтка, поскольку зародыш питается за счет матери.

Яйцеживорождение. Настоящие яйца развиваются внутри организма матери вплоть до момента вылупления. Зародыш использует запас питательных веществ самого яйца.