Высказывания ученых о географии. Афоризмы на уроках географии

ГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФЫ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ И АФОРИЗМАХ

Составители: А. Радюков, Г. Ридевский

Разум людей возрастает по мере познания мира.
Эмпедокл

Полезность географии предполагает в географе также философа - человека, который посвятил себя изучению искусства жить, т.е. счастья.
Страбон

Только большая учёность и даёт возможность заниматься географией.
Страбон

Знай Колумб получше космографию, он не открыл бы Америки.
В. Гюго

Современные географические знания были добыты человечеством с тяжёлыми усилиями и огромной затратой труда и энергии. История развития наших познаний о Земле является глубоко драматической повестью.
Н. Лебедев

Ренессанс искусства не случайно совпал с Великими географическими открытиями: человек, по-видимому, мог открывать себя одновременно с открытием мира, закончились одни - закончились и другие.
С. Залыгин

Без знания географии человек остаётся тупым, узким, ограниченным.
И. Кант

Самый отдалённый пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего - нибудь да отдалён.
К. Прутков

Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие о всенародных прибытках, удобно рассуждать может. Едино представление положения государств, а особливо своего, производит в сердце великое удольствие...
М.В. Ломоносов

География... есть наука сколько полезная, столько и приятная.
Надворный советник Максимович, ХVIII в.

Вода, рельеф, климат - выступают как воспитатели рода человеческого.
К. Риттер

География говорит нам о Земле как о жилище, история же - о ней как о кладбище.
Н.Фёдоров

Наша Земля по отношению к одному человеку является почти безграничной.
Элизе Реклю

Наука... мало по малу превращает нашу планету в исполинский организм, неустанно работающий на пользу человечества своими ветрами, течениями, паром и электрическим током.
Элизе Реклю

Успехам в области знания должен соответствовать прогресс в нравственном мире.
Элизе Реклю

Географическая наука, понимаемая в широком смысле, необходимо должна занять первое место в новой системе человеческого образования, так как она более, чем другие науки, способствует развитию духа истинного гуманизма в человеке.
Элизе Реклю

Подлинный Дон-Кихот - путешественник Пржевальский, породивший, по слухам, Иосифа Джугашвили.
Б. Парамонов

Я искал дикого человека в Средней Азии, а нашел его у себя в Смоленской губернии.
Н.М. Пржевальский

Мир остался без путешественников. Дон-Кихота на самолёте не бывает.
В. Цыбин

Земля стала маленькой.
Ф. Ницше

Географ - это тот, кто изучает поверхность земли поверхностно.
Шутка геологов конца ХIX в.

Человек зонален во всех проявлениях своей жизни: красоте, религии (особенно в нехристианских), даже - половой деятельности, в одежде, во всей житейской обстановке; зональны - домашний скот, так называемая культурная растительность, постройки, пища и питьё.
В.В. Докучаев

Победа ожидает того, у кого всё в порядке, и это называется удачей.
Р. Амундсен

Как же "обрадовался" Блок гибели "Титаника" так и записал в дневнике: "Есть ещё океан".
Б. Лунин

Океан тем и хорош, что не поддаётся описанию.
И. Эренбург

География заставляет человека смотреть на мир не через узкую щель своей специальности, а с высоты птичьего полёта. С высоты высокой горы она показывает ему все царства мира. Наш угол зрения - 360 градусов.
И.Н. Гладцин

Изучение природы без человека - это последняя дань современных учёных предшествующим годам схоластического мышления.
П.А. Кропоткин

Наука - великое дело. Я знал радости, доставляемые ею, и ценил их быть может, даже больше, чем мои собратья.
П.А. Кропоткин

Вспомнил, почему-то, князя Кропоткина (знаменитого анархиста). Был у него в Москве. Совершенно очаровательный старичок высшего света - и вполне младенец, даже жутко.
И. Бунин

Учёный всегда должен быть над глобусом. Должен видеть и знать всё, что делается на земном шаре.
Н,И. Вавилов

Нельзя ли сделать... чтобы глобус стал не внешним предметом, а вошёл в состав души.
М.П. Пришвин

Наука не только представляет самодавлеющую ценность как метод, не только удовлетворение практическими запросами жизни в области морали, воспитания и гигиены ума, но и имеет ещё громадное эстетическое значение. Наука служит очищению души от всякой скверны. Познание истины для настоящего учёного есть акт бескорыстный, и созерцание истины приводит в такой же экстаз, как и созерцание красоты.
Л.С. Берг

География способна захватить нас до самозабвения и подвинуть на величайшие создания в области поэтического творчества.
В.П. Семёнов-Тян-Шанский

Связанный по рукам и ногам Гулливер вокруг которого суетятся лилипуты.
Н.Н. Баранский о В.П. Семёнове-Тян-Шанском

Если муха ползает по глобусу - это вовсе не означает, что она искушена в географии.
Б. Андреев

Девочка осторожно села на скамью. Разглядела среди стенных лозунгов карту СССР и спросила у Чиклина про черты меридианов.
- Дядя, что это такое - загородки от буржуев?
- Загородки, дочка, чтоб они к нам не перелезли, - объяснил Чиклин, желая дать ей революционный ум.
А. Платонов, "Котлован"

В тридцатых годах нашего века география, которая раньше развивалась как продолжение русской и мировой географии, была в нашей стране четвертована, т.е. разделена на четыре части. Первая часть - краеведение, была ликвидирована в двадцать восьмом - двадцать девятом годах. Картография была отправлена в НКВД, и потому до сих пор ни о какой культуре картографии речи быть не может, она только выходит из секретных подвалов... А что касается физической и экономической географии, то между ними была возведена стена из-за невозможности, как тогда говорили, смешения естественных и общественных закономерностей. В физическую географию ушли люди, которые хотели заниматься географией и которых "стена" спасла от неминуемых репрессий.
Ю. Липец

Врут школьные учебники по истории. Беззастенчиво, нагло, прямо в глаза. Врут учебники литературы. Привирает география.
Г. Остер

Земля помогает нам понять самих себя.
А. де Сент-Экзюпери

Задача исследователя в том, чтобы открыть районы.
Н.Н. Колосовский

Сочетание и взаимодействие разнородных явлений в пространстве - вот душа географии.
Н.Н. Баранский

География - "мост между природой и обществом".
Н.Н. Баранский

Географу приходится учиться больше, чем учить.
Н.Н. Баранский

Посоветую только одно. А именно - сделать географию общенародной наукой.
Н.Н. Баранский

Без географических знаний невозможно сложить правильное представление о мире, о жизни, о назначении человека. В деле самосознания человека география идёт рядом с философией и историей, она участвует в оформлении мировоззрения.
А. Арманд

Народ, обходящийся без географии, подобен слепорождённому, не понимающему, что такое зрение.
Б.Б. Родоман

Знание всемирной истории так же необходимо, как знание планетарной географии.
Л.Н. Гумилёв

Центр мира находится везде.
Р. Баландин

Целостность географической науки, её единство - это самое ценное, самое важное для решения проблем окружающей среды.
Ю.Г. Саушкин

Трагедия географии сегодня в том, что страна предъявила требования к познанию в пространстве внеэкономических процессов. Наши же... географы буквально упёрлись лишь в экономгеографию.
Л. Смирнягин

Географию обособляет от других наук о Земле не только предмет изучения, но и основной метод - описательный. Это старейший и общий для всех географических наук метод. Содержание которого усложняется вместе с развитием науки. В названии "география" (от греческого "земля" и "описывать") заключён не только предмет, но и основной метод этой науки.
Ф.Н. Мильков

Объект географии, конечно во все времена оставался один: наша планета Земля, в её отношении к другим мировым телам, а главное в самой себе, особенно в её поверхности, служащей ареной различных космических и теллурических сил, в результате которого сложилась как её атмо-, гидро-, лито- и педиосфера (сфера почв - Р.Г.), так и... её био- и антропосфера, т.е. формы органической жизни на её поверхности и стадии и формы её совершеннейшего органического продукта - человека.
Д.Н. Анучин

Сложился "триединый" подход (специфический метод географического исследования - Р.Г.) в современной географии - территориальность (этот термин следует заменить термином геоториальность) комплексность, конкретность -который до недавнего времени верой и правдой служил географам. Однако сейчас его по-видимому, следует дополнить ещё одним качеством - глобальностью, т.е. требованием обязательного соотнесения локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем с мировым (глобальным) "фоном".
Э.Б. Алаев

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности (в ландшафтной оболочке), которое отвечает трём важнейшим методологическим принципам географии (территориальность или "геоториальность", комплексность, конкретность), картируется (т.е. отвечает основному методологическому признаку), влияет на развитие или состояние ландшафтной оболочки; его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке (о геоверсуме).
Э.Б. Алаев

Территория неисчерпаема в её познании и значении.
В.Н. Севастьянов

Чувствую себя географом почти три десятилетия. Продолжаю становиться географом, этому нет и надеюсь, не будет конца.
В. Каганский

Введение.

Какие бы ни применялись в настоящее время средства обучения в географии, главным, по-прежнему, остается устное слово учителя.

Устная речь учителя должна быть четкая, образная. Сделать ее образнее помогут высказывания, давно получившие права гражданства на страницах географической литературы и ставшие афоризмами: "Карта - альфа и омега географии", " Карта - второй язык географии".

Таких афоризмов, которые могут быть использованы на уроках географии довольно много. В географической литературе, в журналах, газетах встречаются лаконичные, краткие, но в то же время предельно точные определения и характеристики географических объектов, хотя они и не принадлежат выдающимся людям. Практика работы показала, что такие определения и характеристики легко запоминаются обучающимися, легче усваивается изучаемый материал.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания, всякого учения. Практика показывает, что наибольший эффект дает использование афоризмов содержащих сравнение изучаемого неизвестного с уже изученным, известным. Это вызывает у школьников ассоциации, способствует прочному усвоению нового материала.

Привожу примеры таких афоризмов, легких сравнениий, ярких характеристик собранных из литературы и периодической печати. Для удобства использования они систематизированы по географическим объектам. Эта систематизация очень условна.

Афоризмы можно использовать на уроках природоведения, биологии, истории и др.

О географии

  • География - самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней. (А. Казанцева)
  • География - это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли. (В. Кротов)
  • Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями. (С. Забелин)

Географическая карта

  • Карта - альфа и омега географии (Н.Н. Баранский)
  • Карта - второй язык географии. (Н.Н. Баранский)
  • Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает.
  • Градусная сеть это уличная сеть земного шара.
  • Меридианы и параллели на карте - то улицы и переулки в городе.
  • Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно.
  • Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения. (Ю.М. Шокальский)
  • Глобус - уменьшенная модель Земли. (М. Бекайм)
  • Карта - язык географии. Без карты нет географии. (Н.Н. Баранский)

Литосфера.

  • Горы - морщины планеты.
  • Вулканы - окна в недра Земли.
  • Лакколит - неудавшийся вулкан.
  • Землетрясение - пульс планеты.
  • Дарьяльское ущелье - ворота в Кавказском хребте.
  • Вулканы - огнедышащие горы.

О полезных ископаемых.

  • Ильмень - рай для минерологов и геологов.
  • Титан - вечный металл.
  • Пемза - застывшая каменная пена.
  • Асбест - горный лен.
  • Драгоценные камни - цветы земных недр.
  • Соль - съедобный минерал.
  • Хибины - главный цех плодородия страны.
  • Нефть - королева ископаемых, а её трон - Западная Сибирь.
  • Сланец - коричневатое золото Эстонии.
  • Фосфор - элемент жизни и мысли. (А.Е. Ферсман)
  • Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь.

Гидросфера.

  • Океаны и моря - голубая нива.
  • Морская вода - жидкая руда.
  • Тихий океан - Средиземное море будущего. (А.И. Герцен)
  • Гольфстрим - водяное отопление Европы.
  • Куросио - японский Гольфстрим.
  • Гибралтар - двери из Средиземного моря в Атлантический океан.
  • Течения - реки океанов.
  • Приливы и отливы - пульс Мирового океана.
  • Волга - главная улица "европейской России".
  • Река - это дорога, водопровод и двигатель.
  • Реки - дети рельефа и климата.
  • Миссисипи - американская Волга.
  • Амазонка - пресноводное море Южной Америки.
  • Иртыш - река русской истории Сибири.
  • Ангара - дочь Байкала.
  • Днепр - Волга Украины.
  • Дунай - река восьми государств.
  • Раздан - закавказская Ангара.
  • Кура - закавказская Волга.
  • Иссык-Куль - заоблачное мое.
  • Севан - американский Байкал.
  • Баскунчак - всесоюзная солонка
  • Байкал - чудо природы во всех отношениях. (С.С. Берг)
  • Вода - чудесный дар природный, живой, текучий и свободный... (А. Усачев)
  • Вода! У тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Атмосфера.

  • Снеговой покров - одеяло для озимых
  • Атмосфера - броня планеты.

Природа. Разнообразие природы.

  • В тундре не грибы под березами, а березы под грибами.
  • Лес - аптека природы.
  • Лес - зеленое золото.
  • Лианы - растительные удавы.
  • Муравьи - санитары лесов.
  • Бамбук - чемпион роста.
  • Эвкалипты - живые насосы.
  • Варан - крокодил песков.
  • Такыры -паркет пустыни.
  • Туган - джунгли Средней Азии.
  • Сайгак - живое ископаемое.
  • Ковыль - степной шелк.
  • Все земли перед тобой убоги: О пустыня! (Саади)
  • Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (И.В.Гёте)
  • Леса - легкие планеты.

Экономические районы России.

  • Центрально-Черноземный район - белое пятно на карте энергетических ресурсов России.
  • Предкавказье - край живой воды.
  • Урал - кладовая полезных ископаемых.
  • Сихоте-Алинь - дальневосточный Урал.
  • Дальний Восток - главный рыбный цех страны.
  • Карелия - республика гранита и озер.
  • Минусинская котловина - сибирская Украина.
  • Якутия - республика алмазов и золота.
  • Центральный район - район-локомотив.
  • Дагестан - страна десятков языков и наречий.
  • Отрасли хозяйства.
  • Станкостроение - сердцевина машиностроения.
  • Машиностроение Кузбасса смотрит в шахты.
  • Пластмассы - незаменимые заменители.
  • Бумага - хлеб культуры.
  • Цемент - клей для камня.
  • Цемент - хлеб строительства.
  • Серная кислота - хлеб для химии.
  • Текстильная промышленность - тяжёлая индустрия лёгкой промышленности.
  • Лёгкая и пищевая промышленность - индустрия для всех.
  • Земля - мать, солнце - отец, вода - кормилица урожая.
  • Микроудобрения - витамины плодородия.
  • Эрозия - смерть почвы.
  • Рис - хлеб Азии.
  • Гречка - северный рис.
  • Бобовые - копилка азота.
  • Кукуруза - рекордсмен роста.
  • Картофель - второй хлеб.
  • Лён - северный шёлк.
  • Шерсть - пушистое золото.
  • Каракуль - роза пустынь.
  • Транспортные магистрали - кровеносная система организма народного хозяйства.
  • Трубопроводы - наземный транспорт без колёс.
  • Порты - морские двери в другие страны.
  • Реки Сибири - подземные пути к морям Северного Ледовитого океана.

О зарубежных странах.

  • Англия - морской перекрёсток Европы.
  • Куба - сахарный остров.
  • Хоккайдо - японская Сибирь.
  • Ольстер - пасынок Англии.
  • Канада - американская Сибирь.
  • Крит - непотопляемый авианосец НАТО.
  • Филиппины - страна семи тысяч островов.
  • ЮАР - страна алмазов, золота.
  • Ватикан - государство в государстве.
  • Швейцария - страна-банкир, страна-отель.
  • Норвегия - страна рыбаков и китобоев.
  • Панама - страна одного канала.
  • Аппалачи - американский Урал.
  • Калифорния - американский Крым.
  • Флорида - американская Колхида.
  • Азербайджан - республика черного и белого золота.
  • Молдавия - страна садов и виноградников.
  • Колхида - парник под открытым небом.
  • Нью Йорк - город жёлтого дьявола.
  • Великобритания - страна туманов.
  • Исландия - страна действующих и потухших вулканов.
  • Финляндия - страна болот.
  • Канада - страна кленового листа.
  • Япония - страна восходящего солнца

Экология.

  • Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого. (Махатма Ганди)
  • Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её. (Ю.Гагарин)
  • Патриотизм (от греческого) - родина, любовь к ней. (Энциклопедический словарь)
  • Если ты планируешь будущее всего на 1 год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет, обучай народ. (Китайская мудрость)
  • Земля - наш Дом и дом всех живых организмов. Сама Земля - живое существо. (Декларация Земли)
  • Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.

Географическая карта
Карта – альфа и омега географии.
Н.Н. Баранский

Карта – второй язык географии.
Н.Н. Баранский


Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает.
Градусная сеть это уличная сеть земного шара.
Меридианы и параллели на карте – то улицы и переулки в городе.
Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно.
Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения.
Ю.М. Шокальский

Глобус – уменьшенная модель Земли. М. Бехайм

Карта – язык географии. Без карты нет географии.

Н.Н. Баранский

Литосфера.

Горы – морщины планеты.
Вулканы – окна в недра Земли.
Лакколит – неудавшийся вулкан.
Землетрясение – пульс планеты.
Дарьяльское ущелье – ворота в Кавказском хребте.
Вулканы – огнедышащие горы.

О полезных ископаемых.

Ильмень – рай для минерологов и геологов.
Титан – вечный металл.
Пемза – застывшая каменная пена.
Асбест – горный лен.
Драгоценные камни – цветы земных недр.
Соль – съедобный минерал.
Хибины – главный цех плодородия страны.
Нефть – королева ископаемых, а её трон – Западная Сибирь.
Сланец – коричневатое золото Эстонии.
Фосфор – элемент жизни и мысли.
А.Е. Фереман

Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь.
П.П. Бажов
Гидросфера.

Океаны и моря – голубая нива.
Морская вода – жидкая руда.
Тихий океан – Средиземное море будущего.

А. И Герцен

Гольфстрим – водяное отопление Европы.
Куросио – японский Гольфстрим.
Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан.
Течения – реки океанов.
Приливы и отливы – пульс Мирового океана.
Волга – главная улица «европейской России».
Река – это дорога, водопровод и двигатель.
Реки – дети рельефа и климата.
Миссисипи – американская Волга.
Амазонка – пресноводное море Южной Америки.
Иртыш – река русской истории Сибири.
Ангара – дочь Байкала.
Днепр – Волга Украины.
Дунай – река восьми государств.
Раздан – закавказская Ангара.
Кура – закавказская Волга.
Иссык-Куль – заоблачное море.
Севан – американский Байкал.
Баскунчак – всесоюзная солонка.
Байкал – чудо природы во всех отношениях.

С. Берг

Вода – чудесный дар природный, живой, текучий и свободный…

А. Усачев
Вода! У тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери

Атмосфера.

Снеговой покров – одеяло для озимых.
Атмосфера – броня планеты.

Природа. Разнообразие природы.

В тундре не грибы под березами, а березы под грибами.
Лес – аптека природы.
Лес – зеленое золото.
Лианы – растительные удавы.
Муравьи – санитары лесов.
Бамбук – чемпион роста.
Эвкалипты – живые насосы.
Варан – крокодил песков.
Такыры – паркет пустыни.
Туган – джунгли Средней Азии.
Сайгак – живое ископаемое.
Ковыль – степной шелк.
Все земли перед тобой убоги… О пустыня!
Саади

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В.Гёте

Леса – легкие планеты.

Экономические районы России.

Центрально-Черноземный район – белое пятно на карте энергетических ресурсов России.
Предкавказье – край живой воды.
Урал – кладовая полезных ископаемых.
Сихоте-Алинь – дальневосточный Урал.
Дальний Восток – главный рыбный цех страны.
Карелия – республика гранита и озер.
Минусинская котловина – сибирская Украина.
Якутия – республика алмазов и золота.
Центральный район – район-локомотив.
Дагестан – страна десятков языков и наречий.

Отрасли хозяйства.

Станкостроение – сердцевина машиностроения.
Машиностроение Кузбасса смотрит в шахты.
Пластмассы – незаменимые заменители.
Бумага – хлеб культуры.
Цемент – клей для камня.

Цемент – хлеб строительства.
Серная кислота – хлеб для химии.
Текстильная промышленность – тяжёлая индустрия лёгкой промышленности.
Лёгкая и пищевая промышленность – индустрия для всех.
Земля – мать, солнце – отец, вода – кормилица урожая.
Микроудобрения – витамины плодородия.
Эрозия – смерть почвы.
Рис – хлеб Азии.
Гречка – северный рис.
Бобовые – копилка азота.
Кукуруза – рекордсмен роста.
Картофель – второй хлеб.
Лён – северный шёлк.
Шерсть – пушистое золото.
Каракуль – роза пустынь.
Транспортные магистрали – кровеносная система организма народного хозяйства.
Трубопроводы – наземный транспорт без колёс.
Порты – морские двери в другие страны.
Реки Сибири – подземные пути к морям Северного Ледовитого океана.

О зарубежных странах.

Англия – морской перекрёсток Европы.
Куба – сахарный остров.
Хоккайдо – японская Сибирь.
Ольстер – пасынок Англии.
Канада – американская Сибирь.
Крит – непотопляемый авианосец НАТО.
Филиппины – страна семи тысяч островов.
ЮАР – страна алмазов, золота.
Ватикан – государство в государстве.
Швейцария – страна-банкир, страна-отель.
Норвегия – страна рыбаков и китобоев.
Панама – страна одного канала.
Аппалачи – американский Урал.
Калифорния – американский Крым.
Флорида – американская Колхида.
Азербайджан – республика черного и белого золота.
Молдавия – страна садов и виноградников.
Колхида – парник под открытым небом.
Нью Йорк – город жёлтого дьявола.
Великобритания – страна туманов.
Исландия – страна действующих и потухших вулканов.
Финляндия – страна болот.
Канада – страна кленового листа.
Япония – страна восходящего солнца

Экология.

Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого.

Махатма Ганди

Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
Ю. Гагарин

Если ты планируешь будущее всего на 1 год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет, обучай народ.
Китайская мудрость.

Земля – наш Дом и дом всех живых организмов. Сама Земля – живое существо.
Декларация Земли.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Рене Декарт

Что может быть милей бесценного родного края.
Н.М.Языков

Физическая география


«Земля имеет форму шара», -
Однажды заключил мудрец,
За что его постигла кара,
И страшен был его конец.
Мир оказался не готов
Жить без поддержки трех китов.

(В. Берестов)

Глобус

- Дети, кто знает, что обозначает
Вот этот шар, посаженный на кол?
- Это чучело Земли.
- Тебе кол.
- Нет, это не чучело,
А такая земляная голова.
- Тебе два.
- Нет, это настоящая Земля,
Но картонная только.
- Тебе тройка.
- Я знаю, синее - это вода,
А коричневое - это земная корка.
- Четвёрка.
- Это модель Земли,
Только уменьшенная в сто раз.
Если посмотреть в микроскоп,
Можно увидеть себя
И весь наш класс.
Это круглая карта,
Внутри пустая,
Её можно пальцем вращать.
- Пять!
(О. Григорьев)

Открытие Америки

Три храбрых таракана
Отправились в поход:
Моря и океаны
Переходили вброд,
Ползли через обвалы,
Сквозь тундру и снега,
Туда, где не ступала
Еще ничья нога.

Три путешественника шли
К неведомому берегу.
И на рассвете вдруг нашли...
Ура! Нашли Америку!

Великое событие -
Америки открытие! -
Подпрыгнули приятели:
- Мы - первооткрыватели!

Один сказал: - Нарочно
Нам врут учителя.
Теперь я знаю точно:
КВАДРАТНАЯ - земля!

Другой кивнул: - Как тумба!..
Воскликнул третий: - Да!
А ихнего Колумба
Не видно и следа...


Тут в класс ученики вошли.
Загрохотали парты...

И покорители Земли
Удрали мигом с карты.
(А. Усачев)

На что похожа Земля?

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...

Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать географию,
Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!
(А. Усачёв)

Индейка


У меня появилась идейка:
Ведь индейка – совсем не индейка!
Капитан Америго Веспуччи,
В географии – неуч дремучий,
Подошел к мексиканскому берегу
И за Индию принял Америку.
С географией вышла промашка.
А индюшка – америкашка!

(М. Шварц)

Полушария Земли

Полушария земли: северное, южное,
Разбежаться б не могли,
Даже, если нужно им -
Ведь меридианну сеть
Разорвать им не суметь.

(Ал Еф)

На уроке географии

«Антон, что длинней – Волга или Ока?»
Ну как же такого не знать пустяка!
«Любому известно, что «Волга» длинней,
Не зря у неё вдвое больше дверей

(Л. Уланова)

О любви к родине.

Милая светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь в…тебе, все наши помыслы – с тобой.
М.А. Шолохов

Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе.
В.Г. Белинский
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя
Назвать матерью…
И.С. Никитин

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись: горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.
И.С. Тургенев

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
М.Е. Салтыков – Щедрин

Любить свою Родину, значить знать её.
В.Г. Белинский

Афоризмы, цитаты, высказывания Хаббард Элберт

(коротко и ясно, конкретно и логично)

  • Смейся с другими, не над другими.
  • Полигамия - попытка извлечь из жизни больше, чем в ней есть.
  • У свободного ума должен быть только один полицейский - ирония.
  • Гений имеет свои границы; глупость свободна от подобных ограничений.
  • Женщина вывела мужчину из рая, и только женщина может вернуть его в рай.
  • Не принимайте жизнь слишком всерьез. Вам все равно не уйти из нее живым.
  • Истинное одиночество - это присутствие человека, который тебя не понимает.
  • Никто так не нуждается в отпуске, как человек, только что вернувшийся из отпуска.
  • Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней.
  • Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит.
  • Немного больше настойчивости, еще немного усилий, и то, что казалось безнадежной неудачей может обратиться в славный успех.
  • Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допуcrить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку.
  • Для того, чтобы избежать критики, нужно ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть.
  • Друг - это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас.
  • Если вам нечем ответить своему оппоненту, не все потеряно: вы можете сказать ему, что вы о нем думаете.
  • Здоровыми быть естественно, потому что мы являемся частью природы. Природа старается изо всех сил поддерживать нас в хорошем состоянии, потому что она нуждается в нас для своих дел.
  • Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
  • Чудо - событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел.
  • Инициатива - это когда человек делает то, что нужно, хотя никто его об этом не просил.
  • Путь к успеху - это служение человечеству; никакими ины u ми путями добиться успеха невозможно. Эта истина настолько проста и доступна, что ее понимают даже простые крестьяне.
  • Хорошо выполненная работа приносит огромную, восхитительную, ни с чем несравнимую радость
  • Самая большая ошибка это боязнь совершить ошибку.
  • Каждый день мы привносим что-то в свой характер, а чтобы характер стал прекрасным, мы должны быть добры к другим людям и приносить им пользу.
  • То, что не служит другим, умирает.
  • Говорите о других людях только хорошее, если уж вы вообще заговорили о них.
  • Характер - это результат двух вещей: внутреннего отношения к миру и того, как мы проводим свое время.
  • В глубине души мудрецы знают эту истину: единственный способ помочь себе - это помогать другим людям u
  • Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.
  • Человек - венец творения; а кто это сказал?
  • Никогда не оправдывайтесь - вашим друзьям ваши оправдания не нужны, а ваши враги им все равно не поверят. – с какой стати оправдываться?
  • Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека.

Рогожина Ирина Павловна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: Ставропольское президентское кадетское училище
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Значимость карты на уроках географии
Тема: "Значимость карты на уроках географии"
Дата публикации: 08.01.2018
Раздел: среднее образование

Значимость карты на уроках географии.

Преподават

ель географии СПКУ Рогожина И.П.

Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней

можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь

земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть,

что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет

радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной

поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного

обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для

формирования представлений о нем.

Было бы совершенно безнадежным делом дать кадетам правильное

представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми

характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа,

климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., - если бы

учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой

территории.

Главная функция карты - отражение сведений о размещении

предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым

незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни

слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают

ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о

направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям

почти во всех сферах человеческой деятельности - вот почему карта

приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в

географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического

исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем

есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и

омегой географии»,- такими словами оценивает роль карты в научной

географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта

основная функция карты?

Уже простое зрительное обозрение карты дает известное

представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз»

оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния

между изображенными на ней географическими объектами. Яшироко

используют карту для этих целей, например приучаюкадетов на основе

простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении,

относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.

Карта отражает языком условных символов не только размещение, но

и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только

состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример -

исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.

Возможности карты в указанном отношении значительно

увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении

пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае

можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на

карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например,

определяя по карте географическое положение, кадет может достаточно

обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя

эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать

заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об

особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной

обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что

карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое

географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же

карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и

разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития

кадетов. Чтение карты развивает способности ребят к логическому,

диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким

охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних,

«живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец,

является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.

Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную

психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний,

облегчает их усвоение и запоминание.

Работа с картами способствует развитию воображения, памяти,

логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать,

сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень

действенным средством активизации обучения в смысле развития

самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и

установления связей географии с жизнью. Например, с картами могут

проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и

индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться

всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением

территории, прилегающей к училищу. Учебные политические, экономические

карты - важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они

дают возможность наглядно показать успешное решение задач повышения

экономического развития в нашей стране.

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение

карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула

«без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Как сама географическая наука не может существовать без карты,

так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно

положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без

серьезного внимания к вопросам картографической культуры.

Работа с картой

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить

картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства,

следует пользоваться картами и какая от этого польза. Читать карту - это

уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических

особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты

размещение состояния и взаимосвязь различных явлений природы и

человеческого общества. Для овладения чтением карты необходимы знания, а

также картографические и географические многократные упражнения с

картами. Карта сама служит богатым источником географических и

картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения

географии.

Итак, знать карту - значит представлять по памяти взаимное

расположение, форму и название определенных географических объектов.

Карта раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет

знания и картографические и географические, а также умеет ими

выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и

стимулятора умственного развития школьников.

Первые навыки работы с нею следует прививать в училище,

отказываясь от чисто иллюстративного использования карт и приучая

учащихся думать над картой, анализировать картографическое изображение

так, как анализируются математические формулы и сложные чертежи. Только

в этом случае карта станет реальным подспорьем в изучении географии.

Одним из основных методов познания карт умение работать с

«немыми» не умеющими говорить картами, дать им возможность ожить,

одушевится. Для этого надо научить кадета правильно, грамотно работать с

контурной картой.

Требования к работе в контурных картах:

1.Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу

ученик ставит свою фамилию и класс.

2. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом

верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

3. Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво,

желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают

соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям.

Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят

цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

5.Если того требует задание, карту раскрашивают цветными

карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

6. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются

простыми карандашами.




Развитие картографии За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира.








«Карта есть главное орудие для географа. При её помощи он подготавливает свои исследования, на неё же наносит свои результаты, которые будут служить ему для дальнейшего продвижения вперед. Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения». Ю. Шокальский


Баранский Н. Н. о роли карт в географии: «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – второй язык географии». «Карта – второй язык географии».





Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности). Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности).


Картографические произведения Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.); Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.);


Виды карт Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой; Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой;


Атлас картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии. картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии.


Интересно Самая древняя из дошедших до наших дней карта датировалась 2250 г. до н. э. Она представляла собой глиняную табличку, на которой изображены р. Евфрат, север Месопотамии. Рельефная карта Американского штата «Калифорния, изготовленная в 1924 г., имела размеры 13, 7 м на 5,5 м и имела вес 39 т. Первой русской картой является «Старый чертеж», составленный в 1497 г. итальянцами, жившими в Москве.