Учение беркли. Значимые работы философа

Джордж Беркли (англ. George Berkeley, 1685-1753) - английский философ, священник. Беркли (рис. 6.8) родился около Томастауна в ирландском графстве Килкенни, был старшим из семи детей мелкопоместного дворянина, англичанина Уильяма Беркли. Стоит отметить, что, несмотря на английские корни, Джордж всегда считал себя ирландцем. Образование он получил в местном колледже и в Тринити-колледже (колледже Святой Троицы) в Дублине. В 1704 г. Беркли получил степень бакалавра искусств, в 1707 г. - звание научного сотрудника и начал преподавать в колледже, в котором учился. К этому же времени относится анонимная публикация его первых научных работ в области математики. В 1710 г. он принимает сан священника и, как утверждают исследователи его творчества, начинает работать над своей философской системой. Одна задругой, начиная с этого момента, выходят его работы, посвященные различным областям научного знания. В 1713 г. Беркли переезжает в Лондон, где благодаря философским работам, а также личным качествам - обаянию и остроумию, быстро становится принятым в высшем свете. В течение следующих восьми лет он часто бывает в Италии, сначала в должности капеллана графа Петерборо, а потом как гувернер его детей.

По возвращении в Лондон в 1721 г. Беркли был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога Грефтона, немногим позднее его произвели в деканы (окружной священник) города Дерри. Тогда же Беркли получил крупное наследство и решил на эти деньги организовать миссионерскую школу на Бермудских островах для обращения индейцев в христианство. В 1728 г. он уезжает на Род-Айленд для осуществления своего плана. К сожалению, без финансовой поддержки английского правительства миссию пришлось вскоре свернуть. Тем не менее, его деятельность в Северной Америке не прошла бесследно, в его честь в 1878 г. был назван город в Калифорнии, известный как научный центр и славящийся своим университетом. В епископальной книге США имя Беркли внесено в церковный календарь (16 июня).

Рис. 6.8.

Вернувшись в Лондон, он активно занимается попечительской деятельностью, в 1739 г. становится управителем Воспитательного дома. Сам Беркли был женат, у него было семь детей, он был счастлив в браке. В 1752 г. он отходит от дел и переезжает в Оксфорд, где живет у сына до самой смерти.

Беркли любил называть себя веселым прелатом, и кроме фразы «Esse estpercipi» (Быть, значит быть в восприятии) широкой аудитории он известен как автор афоризмов и некоторых стихотворений, например посвященного дегтярной настойке: «Пить иль не пить? Вот в чем вопрос».

Основные труды: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Пассивное повиновение» (1712), «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732), «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744).

Философское учение . Теория Беркли - пример субъективного идеализма. Основной отличительной чертой его учения является отрицание материи как таковой. Беркли предполагал, что то, что есть вещи, по мнению людей, на самом деле - идеи Бога, которые более реальны, чем мы можем себе это представить. Идеи Бога сущностны, поэтому человек может их воспринимать с помощью сознания. «Куда бы и когда бы мы ни направили наш взор, мы во всякое время и на всяком месте воспринимаем явные следы божества, так как каждая вещь, которую мы видим, слышим, осязаем или каким-либо путем воспринимаем в ощущении, есть знак или действие божественного всемогущества...» 1 Вселенная и все возможные миры удерживаются в сознании Бога. Все законы природы - акты воли Бога. И познавая природу и ее законы, человек познает божественное начало. Весь мир удерживается мышлением Бога и его волей. Дух (душа) бессмертен, бестелесен, неделим и активен, продуктами его деятельности являются пассивные и преходящие идеи, неотделимые от него и через которые возможно его познание. Следовательно, идеи не даны вне духа, они его составляющие, поэтому все бытие находится внутри духа, созерцающего их, а быть значит быть в восприятии. «В этом смысле познание мира как идеи Бога и собственного духа, образующего идеи, возможно только с помощью восприятия. Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня не менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собой (т.е. какие бы предметы ни образовали), не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает» . Таким образом, сущность любого духа (души) - мышление и воля, что соответствует пониманию основных компонентов сознания и, соответственно, предметной области психологии Декартом. С упразднением деления мира на материальное и идеальное снимается вопрос о противоречиях в познании его человеком, а также дуальность человеческой природы. Мир и мы для нас существуют до тех пор, пока есть наше сознание. Расширение наших знаний о мире и нас самих приходит с опытом, причем этот опыт напрямую связан с набором наших ощущений. Например, человек, к которому вернулось зрение, видит мир иначе, чем человек, который не терял этой способности. В трактате «Новая теория зрения» Беркли доказывал, что восприятие пространства связано с одновременным механическим совпадением нескольких ощущений - зрения, осязания и движения. Изначально эти ощущения разделены, но опыт нам всегда предъявляет наличие этой связи, рождая определенные образы в нашем сознании. С точки зрения оптики человек должен был бы видеть мир иначе, но ассоциативное совпадение ощущений рисует нам субъективную картину мира, которая в некотором смысле индивидуальна для каждого. Беркли подчеркивает в этой связи иллюзии восприятия, например, яркие объекты кажутся нам ближе и больше, чем тусклые. Способность соединять идеи разных ощущений дана нам для удовольствия и удобства жизни. Впоследствии подобные идеи будет высказывать Г. фон Гельмгольц, описывая ощущения в «теории символов» и утверждая, что наши ощущения не столько отражают объективный мир, сколько представляют нам тот мир, в котором мы можем существовать в большей или меньшей мере адаптивно.

На основе образов ощущений складываются обобщенные образы восприятия, памяти и мышления. Беркли разделяет образы ощущений и образы воображения по признакам четкости, постоянства и порядка. Образы ощущений четче, более постоянны и упорядоченнее образов, создаваемых нашей волей, поскольку созданы волей Бога. Они более реальны, чем идеи человеческого ума, потому что созданы более могущественным и мудрым духом и запечатлеваются в нас по созданным им же законам. По этой же причине Беркли утверждает истинность образов наших ощущений. При отбрасывании изменчивых свойств объектов, познанных опытным путем, формируются обобщенные идеи (простые, лишенные частных признаков), т.е. понятия. Понятия, полученные путем абстрагирования, используются человеком не столько для процесса познания, сколько для передачи опыта. Беркли отрицает существование априорных абстрактных идей вне сознания человека, а утверждает, что есть только обобщения, полученные в результате опыта ощущения и опыта абстрагирования. «Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевидно, что они представляют из себя либо идеи (ideas), действительно воспринимаемые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения, наконец, идеи, возникающие через соединение, разделение или просто представление того, что было первоначально воспринято одним из вышеуказанных способов. Например, наблюдают соединенными вместе (to go together) определенный цвет, вкус, запах, форму, консистенцию,- признают это за отдельную вещь и обозначают словом яблоко»К Кроме того, понятие предназначено не только для передачи информации, но оно в ассоциативной связи с чувствами выполняет побудительную функцию как относительно самого человека, так и относительно других людей. Например, мы, подтверждая свои слова, приводим цитату известного философа, чувство уважения к его мнению побуждает собеседника согласиться с нашим мнением. Так Беркли выводит один из законов социального влияния, используемый и по сей день.

Познание человеческого духа невозможно по законам естественных наук, а может осуществляться только путем интроспекции. Познание другого духа происходит благодаря связующему души людей Богом. «Человеческий дух или человеческая личность не воспринимается в ощущении, так как он не есть идея; следовательно, когда мы видим цвет, величину, фигуру и движения человека, то мы воспринимаем только известные ощущения, или идеи, в нашем собственном духе, а так как они представляются нашему взору во многих отдельных группах, то они служат нам для обозначения существования конечных и созданных духов, подобных нам самим» .

В заключение стоит отметить, что Беркли, описывая закономерности деятельности души, вводит принцип ассоциации как механическое совпадение психических актов (ощущений, переживаний, желаний), а соответственно, через ассоциацию функций - ассоциацию идей как их производных.

  • Беркли Дж. Сочинения. С. 172.
  • Беркли Дж. Сочинения. С. 171.
  • Там же. С. 242.

«Бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает.»
Дж. Беркли

Джордж Беркли - англо-ирландский философ, известный своей системой идеалистической философии, в которой отрицалось реальное существование материального мира.

Парадоксы теории Беркли

Джордж Беркли, философ- идеалист

Среди философов - предшественников Беркли преобладали материалисты и реалисты, отрицавшие первенство духа по отношению к материи. Беркли, человек глубоко верующий, развивал свои теории во многом в противовес материалистам. Он утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материи не существует вовсе.

Как же философ обосновывал свою парадоксальную точку зрения? Беркли говорил, что мы не можем воспринимать материю как нечто отвлеченное, отдельное от каждого конкретного предмета. Мы видим предмет: дерево, дом, человека. Но материю как нечто существующее само по себе мы не видим. Так где же находится материя? Беркли утверждал, что материи попросту не существует. А все вещи, как и весь мир в целом, существуют только в нашем восприятии. Предмет есть только потому, что мы на него смотрим.

У теории Беркли было множество противников, которые вступали с ним в дискуссии. Одно из распространенных возражений звучало так: если предмет существует только в восприятии, значит, когда мы перестаем на него смотреть, он исчезает? На это Беркли говорил, что предмет продолжают воспринимать другие люди или живые существа, и поэтому он продолжает существовать. Ну а главным его аргументом было постоянное восприятие мира Богом. Бог смотрит на наш мир и воспринимает его непрерывно. Поэтому мир существует всегда, хотя на самом деле его материальной составляющей нет, а есть только дух, его создающий.

«Джордж Беркли приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи - отрицанием, которое он подкреп- лял рядом остроумных аргументов» (Б. Рассел)

Принципы познания и теория восприятия

Одно из основных произведений Беркли, в котором он изложил свои философские взгляды, называлось «Трактат о принципах человеческого знания». Первая часть трактата повествовала о первичности духа по отношению к материи и о первенстве Бога по отношению, ко всему существующему в мире. Последующие части были посвящены духу, физике и математике. Первая часть была издана в 1710 году. Чуть позже были завершены оставшиеся три части. После этого Беркли отправился путешествовать в Италию и там потерял написанное. Он так и не восстановил трактат. «У меня не было досуга для осуществления такого неприятного дела, как дважды писать на одну и ту же тему», - признавался он в письме к другу.

Еще одно интересное произведение Беркли - «Опыт новой теории зрения». Здесь он развивает положения о том, что человеческое восприятие субъективно и зависит от разных факторов, в том числе и от внешних влияний. Например, если одну руку человека нагреть, а другую охладить, а потом обе опустить в теплую воду, их выводы о температуре этой воды будут противоположными. Холодная рука посчитает эту воду горячей, горячая - холодной. Поэтому то, что человек видит и чувствует, никак нельзя считать истиной.

Зрение человека тоже нельзя считать точным инструментом, утверждал Беркли. Глаз воспринимает только цвета и фигуры, все остальное додумывает мозг. Линии и углы в природе не существуют, мы их не видим, но нам кажется, что видим, потому что понятие об этом есть в нашем уме. То же самое относится к другим органам чувств, никаким из них нельзя доверять.

«Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение - одно и то же и не могут быть абстрагируе мы одно от другого» (Дж. Беркли)

Философ и священник

Идеи Беркли не нашли большого отклика при жизни философа, его считали чудаковатым ученым, который довел идеи субъективного идеализма до последней крайности. Его труды часто были предметом насмешек и в лучшем случае вызывали удивление. Но после того как произведения Беркли были переизданы в конце XIX века, многие философы проявили к ним интерес. Некоторые идеалистические философские течения того времени стали считать его своим предшественником. Таким образом, историки философии признали воззрения Беркли важным этапом в развитии этой науки. Многие из них утверждали, что без идеализма Беркли не было бы учений Канта и Юма.

Беркли был не только философом, но и священником, он горел идеей распространения христианской веры на всех континентах. Получив небольшое наследство, он решил отправиться на Бермудские острова и основать там миссионерское учебное заведение, чтобы обращать язычников в христианство. Правительство поддержало его план, и вскоре Беркли с единомышленниками отправился в Новый Свет. Их деятельность была довольно успешной, пока не закончились деньги. Парламент совершенно забыл о существовании миссионерской школы и перестал выделять на нее средства. Беркли, от наследства которого ничего не осталось, вынужден был завершить миссию и вернуться.

«Для меня очевидно, что бытия духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы» (Дж. Беркли)

Джордж Беркли – английский философ, известный как субъективный идеалист, внесший значительный вклад в теорию познания. С 1737 по 1752 был епископом. Первым дал определение материи и впервые употребил термины «материализм» и «идеализм».

Основные работы Беркли

  • «О принципах человеческого знания»
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом»
  • «Опыт новой теории зрения»

Цели и задачи философа по Беркли

По своим убеждениям Беркли был консерватором, призывал ирландцев к лояльности Англии и выступал категорически против любого рода революций и мятежей. Главным идейным противником для него был материализм, из его современников ярко представленный у Дж.Локка. Беркли хорошо понимал всю опасность материализма как теоретического фундамента революционного вольнодумства и атеизма. (В качестве своих оппонентов он называет еще и скептиков, эпикурейцев, «гоббистов», а также фаталистов и «идолопоклонников разных форм»; критикуется, правда тоже без указания имени, теория абсолютного пространства И. Ньютона).

Собственную задачу он видел в защите христианства и критике атеизма – в особенности материализма как его методологической основы. На первом месте для него стояло обоснование идеализма. Для этого английскому философу нужно было доказать невозможность существования материи. Здесь он действует через теорию познания.

Учение Беркли о познании

Суть развивавшейся Беркли теории можно выразить в словах: «Существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Иными словами, он отождествляет свойства внешних предметов с ощущениями этих свойств; в этом смысле все вещи – ничто иное как «комплексы ощущений».

По мысли философа, если какая-либо вещь перестаёт восприниматься человеком, то её могут продолжать воспринимать другие люди. Если же вещь вообще не воспринимается никем из людей, то она продолжает своё существование в Божественном сознании.

Таким образом, Беркли доказывал, что единственно доступное человеку знание – это знание своих собственных ощущений и образованных от них представлений; знать же абстракции вроде «материи» он не может, поскольку она никак не воздействует на его чувства. Абстракции попросту невозможны. Помимо ощущений, нам доступны лишь тесно связанные с воспринимаемым предметом его мысленные «образы» (их Беркли также называл идеями).

Так в словосочетании «запах розы» мы не можем отделить идею запаха от его конкретного носителя (розы), то есть мы не можем понюхать запах, как таковой, запах вообще. Ошибка возникает, когда мы принимаем слова за нечто существующее на самом деле. Иными словами, понятие «запах как таковой» или «красота сама по себе» воспринять непосредственно мы не можем. То есть, по Беркли, слова ничего не означают, кроме конкретного индивидуального предмета. Слово – это не более чем знак идеи, соответствующей конкретному предмету.

Мои восприятия «внешнего» мира зависят от меня самого, но то, что именно я воспринимаю (день или ночь, солнце или звезды и луну, дома, горы, лес, реки или море, вообще законы природы), от меня не зависит. Все это непосредственно зависит от Творца, который сотворил всё: в том числе и самого меня. Иными словами, хотя мои ощущения и субъективны, но воспринимаемое, если можно так выразиться, «объективно» в том смысле, что от меня не зависит.

Согласно Беркли, все качества предмета (твердость и мягкость, цвет, вкус, теплота, форма и т.п.) существуют лишь в духе, которым они воспринимаются. Мы можем воспринимать: 1) идеи, действительно воспринятые чувствами; 2) идеи, образованные от наблюдения эмоций и действий ума; 3) идеи, образованные при помощи памяти и воображения; и, наконец, 4) идеи, образованные через соединение, разделение или сочетание того, что было воспринято одним из первых трех способов.

Встает вопрос, а можем ли мы воспринимать сами человеческие души и Божественный Дух? Идеи предметов могут быть нами восприняты именно потому, что сами они пассивны. Напротив, духи – это активные существа, и в силу этого восприняты быть не могут. Душа или Дух не воспринимаем потому, что воспринимает всё сам и мыслит.

По-видимому, философ касается здесь проблемы познаваемости собственного я. Как я, будучи субъектом, активным существом, и созерцая все сам, могу познать свое я, которое в этом случае как бы становится для меня «объектом» не переставая при этом созерцать, не теряя свою субъективность?

Критерии истины по Беркли

  • яркость (либо, наоборот, тусклость) ощущений
  • одновременность и приблизительная одинаковость восприятий у многих людей
  • преимущественная согласованность ощущений
  • при этом истинна не всякая взаимосогласованность знаний, а та, которая более проста, обозрима и удобна для усвоения

«Анти-материализм» Беркли

Согласно Беркли, материальная субстанция – не более чем абстракция. Абстракции же, по его убеждению, существовать не могут. Стало быть, не существует и понятия материи как субстанции (то есть того, что лежит в основе всего), как нет и самой материи. Абстракции не могут быть непосредственно восприняты в наших ощущениях, их нет. Абстракция – это пустой звук, слово, которое в реальности не означает ничего. Материи не существует именно потому, что невозможны абстракции, как таковые. Более того, уже само это понятие вредно и противоречиво. Тем самым, по его мнению, по материализму наносился сокрушительный удар.

Стоит заметить, что философ вовсе не оспаривает существования предметов окружающего мира. Всё то, что мы можем познать посредством чувств либо размышления, существует на самом деле – но тесно связано с сознанием – моим, других людей либо Божественным. Он отрицает лишь существование материальной субстанции, позволяющей атеисту обосновать свое безбожие. Существование же духовной субстанции (Бога) он признает. Более того, ни о каком существовании вне этой связи с духом – моим, а чаще Божественным – не может быть даже речи.

Смысл и значение философии Джорджа Беркли

Указывая на зависимость мира от наших ощущений, Беркли утверждает, что «по ту сторону» ощущений и впечатлений мы знать ничего не можем. А, говоря о связи воспринимаемого мира с сознанием и отрицая материю, он проводит идею неразрывности внутренней духовной связи и «взаимопронизанности» всех компонентов мира, их взаимной «открытости» друг другу и человеческому сознанию.

Что особенно важно, своей концепцией ощущения, всего познания Беркли привлек внимание к проблеме активности человеческого сознания уже на уровне чувственности.

Среди философов, исповедующих эмпирические и идеалистические взгляды, одним из самых известных является Джордж Беркли. Отец его был англичанином, но Джордж считал себя ирландцем, так как именно там, на юге Ирландии, он родился в 1685 году. С пятнадцати лет у молодого человека начался период обучения в колледже, с которым он будет связан так или иначе долгий период своей жизни (до 1724 г.). В 1704 году Беркли-младший получает степень бакалавра, а через три года - степень магистра с правом преподавать в младшем педсоставе. Еще через несколько лет он становится священником а затем - доктором философии и в колледже.

Субъективный идеализм

Еще в молодые годы Д. Беркли выбирая между материалистическими взглядами и принял сторону последнего. Он стал защитником религии и в своих трудах показывал зависимость восприятия человеком материи от того, каким образом ее видит и ощущает душа (ум, сознание), формируемая Богом. Еще в молодости написаны труды, которые стали значимыми для развития и прославили имя - Джордж Беркли.

Философия и поиск истины стали смыслом жизни ирландского мыслителя. Среди его работ интересны: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Публикуя труд о новом зрении, молодой философ ставил перед собой цель умалить значение первичных качеств, доказывающих независимость от нашего сознания и реальность материи. В противовес теории Декарта о протяженности тел, уже завоевавшей в то время популярность, он раскрывает зависимость восприятия расстояния, формы и положения предметов посредством зрения. По мнению философа, связь между различными ощущениями - это область логики, которая формируется опытным путем.

Значимые работы философа

Среди трудов мыслителя были разные размышления в том числе и с богословским уклоном. Но одной из самых интересных работ является «Три диалога Гиласа и Филонуса» (Джордж Беркли - философия), кратко о которой можно сказать так: автор поставил вопрос метафизического восприятия относительности постижения реальности, а также феноменализма. В труде «Движение» Беркли оспаривает ньютоновские взгляды об абстрактном понимании движения. Философский подход Джорджа заключается в том, что движение не может быть независимым от пространства и времени. Не только это понятие подверглось критике философа, но и многие другие категории Ньютона.

Заслуживают внимания также еще две работы Беркли: разговор между вольнодумцами «Алкифрон» и философские рассуждения о дегтярной воде, где он поднимает вопрос медицинской пользы дегтя, а также отступает в сторону отвлеченных свободных тем философского и богословского характера.

Семья

Женой философа стала Анна Форстер - судейская дочь (отец ее был ирландским верховным судьей по тяжбам). Стоит отметить легкий, дружелюбный и веселый характер Джорджа. Он был любим друзьями и знакомыми. На его попечении вскоре находился воспитательный дом, основанный королевской грамотой. Жена родила ему семерых детей. Однако в те времена многие дети не доживали до взрослого, сознательного возраста из-за болезней. У Беркли выжило лишь трое, а остальные умерли.

Когда Джордж Беркли получил наследство, он выступил с предложением основать на школу, где язычников обращали бы в христианскую веру. Сначала миссия была всячески принята и одобрена Парламентом, а также поддержана аристократическими кругами. Однако когда миссионер со своими соратниками удалился на остров, она была постепенно забыта. И без должного финансирования ученому-философу пришлось остановить миссионерство. Постепенно он оставляет свои дела и проводит больше времени с сыном. Прожил Джордж Беркли шестьдесят семь лет и умер в 1752 году. В честь него назван в одном из штатов Америки - Калифорнии.

Онтология Беркли

Под влиянием мировоззрения великого философа попали многие мыслители, в том числе Кант и Юм. Главной мыслью, которую проповедовал в своих взглядах Беркли, была значимость осязания души и формируемых ею образов. Другими словами, любое восприятие материи есть следствие восприятия ее душой человека. Его главной доктриной стала теория субъективного идеализма: «Есть только я и мое чувственное восприятие мира. Материи не существует, есть только мое субъективное восприятие ее. Бог посылает и формирует идеи, благодаря которым человек ощущает все в этом мире…».

В понимании философа существовать - это воспринимать. Онтология Беркли - это принцип солипсизма. Согласно взглядам мыслителя, существование иных душ, имеющих «конечную» оформленность, является лишь правдоподобным вероятным умозаключением, основанием которого выступают аналогии.

Непоследовательность взглядов

Однако в учении философа наблюдается некая непоследовательность. Например, в той же субстанции «Я» он использовал одни и те же аргументы для критики материального и доказательства неделимости и единства начала. Однако его последователь Дэвид Юм оформил эти идеи в теорию, где он перенес понятие о материи на духовную составляющую: индивидуальное «Я» - это «пучок восприятий». Нельзя не оторваться от материалистического взгляда, когда изучаешь работы, которые написал философ Джордж Беркли.

Цитаты богослова и мыслителя внушают мысль о вечности и значимости Бога в жизни человека, его зависимости от всевышнего. Однако одновременно наталкиваешься на некоторую противоречивость и непоследовательность в берклиевских работах, что раскрывается в критических высказываниях многих философов.

Континентальность и философия Беркли

Беркли пришел к выводу о существовании Бога, который единственный порождает своей волей ощущения в душах людей. По его мнению, человек не имеет власти над своими чувствами, даже если ему так кажется. Ведь если человек открывает глаза и видит свет - это не от его воли зависит, или слышит птицу - это тоже не его воля. Он не может выбирать между «видением» и «не видением», а значит, есть иная воля, более высокого уровня, которая производит чувства и ощущения в человеке.

Изучая труды, которые написал Джордж Беркли, некоторые исследователи пришли к выводам (которые, впрочем, не подтверждены окончательно, однако имеют право на существование) о том, что взгляды философа сформированы на основании теории Мальбранша. Это дает возможность считать Д. Беркли ирландским картезианцем, отвергая наличие эмпиризма в его учении. С 1977 года в Ирландии издают журнал-бюллетень в честь великого философа.

Историческое место в философии

Учение, которое оставил после себя Джордж Беркли, биография мыслителя - все это представляет большой интерес и ценность для исторического развития философии. Его теория дала некий новый толчок, новую спираль развития в направлении философской мысли. Шопенгауэр считает заслуги Беркли бессмертными и называет его отцом идеализма. также долгое время находился под впечатлением философской мысли, которую проповедовал Джордж Беркли. Основные идеи философа будут изучать еще не одно поколение мыслителей. Однако многие из них, в том числе и Томас Рид, впоследствии начинали критиковать их.

Учение Беркли вошло в учебники по философии как эмпирические взгляды. Еще не одно поколение философов будет впечатляться его теорией и затем принимать, развивать или опровергать ее. Наибольшую популярность его взгляды обрели на территории Польши, но и во многих славянских странах его философия была распространена и заняла достойное место среди подобных работ.

Мурманский Государственный Технический Университет


Кафедра философии


Реферат на тему:


Джордж Беркли


Выполнил:

Клюшев В. С.

Проверил:

к.ф.н., Сохраняева Т. В.


Мурманск

Введение

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.

Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил все свои силы на создание философской системы, призванной искоренить атеизм и связанную с ним материалистическую философию.

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится".

Для достижения этой цели Беркли использует все доступные ему средства, его аргументы порой противоречат друг другу, понятия подменяются одно другим, научные принципы доводятся до абсурда, а доказательства не выдерживают критики. Но, не смотря на все слабые места построенной им системы, он делает вывод о существовании бога, "бесконечно мудрого, благого и всемогущего". Бога, существования которого с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы.

Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов.

В данной работе рассмотрены основные положения философской системы Беркли, его главные произведения и жизненный путь.


Жизнь и творчество Беркли

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом, его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.

Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставит одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. Причиной же заблуждений в науках, атеизма и скептицизма Беркли видит материю, существующую независимо от духа.

В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой теории зрения", в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.

Он разделяет объекты зрения и осязания и заявляет, что между ними нет естественной и необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством осязания. Беркли считает, что между объектами зрения и осязания нет ничего общего. "... никогда не бывает, чтобы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, совершенно другая вещь". 1 Тем не менее, та связь между ними, которую мы наблюдаем на практике, всецело является результатом опыта. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

Понятие расстояния Беркли толкует следующим образом: "...расстояние само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается неизменно одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче". 2 С самых первых строк Беркли опровергает точку зрения оптиков, гласящую, что человек определяет расстояние посредством углов между оптическими осями. Он, напротив, заявляет, что определение человеком расстояния до объекта является актом суждения, основанного на опыте, и проистекает из степени неясности внешнего вида объектов зрения, определенным образом зависящей от расстояния до них.

В этой ранней работе Беркли считает, что материальные объекты могут существовать вне духа, а

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 74

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 54


связанные с ними объекты зрения существуют лишь в духе, но в последующих сочинениях он заявляет, что все объекты существует лишь в духе, и никак не могут существовать вне него.

Спустя несколько лет, в своей работе "Теория зрения или зрительного языка..." Беркли называет зрение "языком творца природы", то есть языком бога. Весь мир, по его мнению, состоит из знаков (объектов зрения) которые, как слова в языке, призваны сообщать человеку суть видимых им вещей.

В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений - "Трактат о принципах человеческого знания", в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми...". 1 При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может быть похожей ни на что, кроме другой идеи, цвет

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 173

может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.

В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных идей Беркли считает язык.

Далее, Беркли, наряду с различным комбинациям идей, называемых вещами, выделяет познающую составляющую, ум, дух, который, сам не является идеей, но в котором они существуют. "Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает". 1

Дух, по его мнению, простое, нераздельное, деятельное существо. Как воспринимающее идеи оно именуется умом, как производящее их или действующее на них - волей. Идеи же выступают как нечто пассивное и не могут оказывать влияние на другие идеи. Отсюда следует, что дух не может быть воспринят сам по себе, так как идея не может передать нам через образ или сходство представление о том, что действует.

Беркли также выделяет идеи ощущений и идеи воображения. Первые, по его мнению, определеннее, живее и отчетливее, они имеют порядок, постоянство и связь, и возникают не случайно. "Те твердые правила и определенные методы, коими дух, от которого мы зависим, порождает или возбуждает в нас идеи ощущений,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 174


называются законами природы". 1

Беркли очень своеобразно понимает понятие чисел, явно путая его с системой отсчета. "Число всецело создание духа... одно и то же протяжение есть 1, 3, 36, смотря по тому, рассматривается ли оно по отношению к ярду, к футу, или к дюйму. Число настолько очевидно относительно и зависимо от человеческого познания, что странно было бы думать, чтобы кто-нибудь мог приписать ему абсолютное существование вне духа". 2

Беркли разделяет человеческое знание на две области - знание идей и знание духа. Причиной затруднений в познании идей он видит такое, по его мнению, заблуждение, как двойное существование чувственных объектов - в уме и реальное, независимо от духа. Сама возможность существования вещей вне духа считается им нелепостью и источником всех противоречий и скептицизма. Знание духа, то есть единственно возможной мыслящей субстанции и носителя идей, затруднено, как пишет Беркли, теориями о существовании материи, непостижимой, неощущаемой и, следовательно, несуществующей. Материю Беркли называет "опорой атеистов и идолопоклонников". Дух же принципиально непостижим лишь потому, что не является идеей, и, следовательно, невоспринимаем.

Беркли критикует трактат Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором величины, в том числе пространство и движение, делятся на абсолютное и

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 184

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 176


относительное, а это предполагает существование их вне духа, что не согласуется с его системой Беркли.

Он также касается вопросов математики и критикует ученых, занимающихся, по его словам "пустым умозрением над числами, не имеющими никакого применения на практике" 1 , имея в виду тех, кто пытается объяснить суть вещей в природе посредством математических закономерностей.

Беркли затрагивает вопрос о "бесконечной делимости конечного протяжения" в геометрии. Он пишет, что каждое конечное протяжение есть идея, существующая лишь в нашем уме, и, следовательно, любая его часть должна быть воспринимаема. Если же мы, считает Беркли, мы не можем воспринять бесконечное множество частей в конечном протяжении, то их там просто нет.

В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует "Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими". Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства среди влиятельных лиц, и, в ноябре 1713 года,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 230

Беркли отправился на Сицилию в качестве секретаря и капеллана лорда Петерборо, английского посла.

Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд "О движении" содержал в себе критику работ Ньютона, идеалистическую трактовку понятия физической причинности.

В сентябре 1728 года Беркли, вместе с женой Анной и несколькими друзьями, загрузив книгами 250-тонное судно, отправился в Нью-Порт, Род-Айленд, что в 300 километрах от Нью-Йорка. Там он намеревался организовать колледж святого Павла, для обучения проповедников. Он провел на Род-Айленде 3 года, ожидая от правительства денег на постройку колледжа, которых так и не получил.

За время, проведенное в ожидании, Беркли пишет работу под названием "Алсифрон, или Мелкий философ". В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.

Вернувшись в Англию, Беркли пишет философско-математическое произведение "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику", опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные абстракции толкуются Беркли как условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.

В мае 1734 года Беркли получает сан епископа и епархию в Клойне, на юге Ирландии. В тот же год он пишет работу под названием "Вопрошатель", в которой затрагиваются экономические вопросы и труд называется основным источником всех богатств.

Свою последнюю работу "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" Беркли публикует в 1744 году. Этот труд, приобретший значительную популярность, был назван критиками "одной из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом". В нем Беркли проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.


Философские взгляды

Свою философскую систему Беркли начал создавать еще в колледже, где на него оказали большое влияние работы Декарта, Гоббса, Бэкона и Локка. Основные усилия Беркли были направлены на то, чтобы "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится". 1

Философия Беркли запутана и противоречива. Подчас в ней присутствуют взаимоисключающие точки зрения и парадоксы, которые он сам не смог разрешить. Каждый человек, согласно системе Беркли, живет в своем собственном мире, который совершенно непохож на мир другого человека. Объекты в этом мире существуют до тех пор, пока он их воспринимает. На вопрос, что же происходит с ними, когда они выходят из внимания человека, Беркли так и не смог дать убедительного ответа.

Такие понятия, как материя, пространство и расстояние для Беркли не существуют, более того, в их применении он видит одну из главных проблем науки, порождающую массу всевозможных затруднений.

Являясь человеком глубоко религиозным, Беркли в своих работах уделяет большое внимание религии и богу, сделав их неотъемлемой частью своей философской системы и, подчас, используя их для объяснения слабых мест в ней.

Человек острого ума, он, тем не менее, часто подменяет понятия одно другим, доводя многие ситуации до абсурда. Нередко заведомо ошибочные предположения и выводы являются отправной точкой его рассуждений.

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 9


В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще, так как нельзя, к примеру, представить себе абстрактный треугольник, который был бы одновременно и остроугольным и тупоугольным и равносторонним. Вместо абстракций он вводит так называемые общие идеи, единичные образы однородных вещей.

Вместе с этим, Беркли критикует точку зрения Локка, подразделявшего все качества материальных объектов на первичные, присущие вещам сами по себе, и вторичные, существующие лишь в сознании человека, их воспринимающего. Беркли сводит первичные качества ко вторичным, тем самым отрицая существование материи, как носителя первичных качеств.

Одно из главных понятий в философии Беркли - это "идея", под которой он видит ощущения или образы, отождествляемые им с качествами предметов. Это приводит к тому, что качества приобретают субъективное содержание. Идея существует лишь в духе, для Беркли она первична. Предметы понимаются им как совокупности разнообразных идей, присущих им, то есть они вторичны. По мнению Беркли нельзя видеть непосредственно предметы, а можно видеть лишь их идеи, цвет, форму, размер. Из этого он делает вывод, что если предметы не более чем набор идей, существующих в духе, то нет никакой необходимости в существовании материального носителя этих идей, так как мы не можем его ощущать и, следовательно, он просто не существует.

Что же, в таком случае, порождает идеи, ощущения, в сознании, если не материя, их носящая? Беркли считает, что материя не может быть причиной идей, так как она, в отличие от духа, по определению является инертной, недеятельной. Это противопоставление Беркли принимает за постулат, даже не доказывая его.

В своих трудах Беркли не мог не уделить внимание понятию бытия. Бытие, то есть существование - это не идея и, следовательно, оно не вписывается в его философскую систему. Он пишет: "Я уверен в том, что у меня нет идеи существования или идеи, близкой к понятию существования, и, если другие имеют ее, для меня это не имеет никакого


значения...". 1 Бытие - это не качество объектов, но чтобы обладать качеством, надо иметь бытие, существовать. Для Беркли бытие вещей сводится к их воспринимаемости - esse est percipi. Парадоксальный момент этого суждения в том, что если мы перестаем воспринимать вещь, то она должна перестать существовать. Если следовать этой логике, то и бог не существует независимо от духа, что для Беркли абсолютно неприемлемо.

В "Трактате о принципах человеческого знания" Беркли противопоставляет идеям, посредством которых мы познаем мир, дух, как познающую составляющую. Дух не есть идея. Отсюда следует, что раз идея не может быть похожа ни на что, кроме другой идеи, то с ее помощью нельзя познать дух. Это приводит к тому, что Беркли выводит еще одно средство познания, которое он называет понятием. Понятие - форма познания активного существа, духа, бытие которого не в том, что он воспринимается, а в том, что он воспринимает идеи. Таким образом, две различные формы познания соответствуют двум различным формам бытия. Это расширяет его принцип "существовать - значит быть воспринимаемым" до "существовать - значит быть воспринимаемым или воспринимающим". Такое дополнение к его формуле бытия позволяет разрешить парадокс существования объектов, которые не воспринимаются в данный момент. Они, следовательно, существуют в сознании других людей.

Отсюда возникает закономерный вопрос: существуют ли вещи, которые в данный момент никем не

1. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970 - стр. 66

воспринимаются, или они переходят в небытие? Чтобы решить эту проблему Беркли опять расширяет свою формулу бытия. Он добавляет к ней возможность быть воспринимаемым - posse percipi. Таким образом, возможность отождествляется с действительностью, то есть здесь Беркли противоречит сам себе, заявляя, что объект может существовать при этом никем не воспринимаясь.

Свою критику материализма Беркли строит на отрицании существования универсалий и абстрактных понятий. Из номиналистического положения о том, что все, что существует, единично, он делает вывод, что все абстрактные понятия - ложные, так как ничто, соответствующее действительности, не может быть неединичным. Тем не менее, во введение к "Трактату о принципах человеческого знания" Беркли признает существование общих идей, например идеи цвета, независимо от формы, но продолжает отрицать существование отвлеченных общих идей. "Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет". 1 При этом, говоря об отвлеченных идеях, он выделяет два вида отвлечения. Первый из них включает свойства предмета,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 157


которые могут существовать и порознь. Второй вид включает свойства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Нельзя, как пишет Беркли, представить себе движение, не мысля, при этом, медленно оно или быстро. В отличие от абстракций, общие идеи - это собирательный образ многих частных идей. Такие понятия, как "вещь", "число" или "бесконечность", за которыми нет наглядных образов, являются, по его мнению, пустыми звуками. Вся теория абстракций Беркли сводится к тому, что реально только то, что воспринимаемо, а не то, что мыслимо. Понятие сводится к представлению, общее - к частному. Точка зрения Беркли в этом вопросе едва ли выдерживает критику. При доказательстве невозможности абстрактных понятий он сам ими и оперирует. Ведь что такое "идея", "бытие", "восприятие" как не абстрактные понятия.

Еще одна цепь доказательств против существования материи строится Беркли из теории Локка о двух группах качеств, присущих материальным объектам. Локк выделял две группы таких качеств - первичные и вторичные. Под первичными, объективными качествами, он подразумевал размер, форму, движение, покой, плотность и число. Под вторичными же - все прочие ощущаемые качества, цвет, запах, звук, вкус и т.п., то есть субъективное отражение первичных. С первичными качествами неразрывно связано понятие материи, как некоей субстанции, находящейся вне духа и несущей в себе первичные качества. Беркли оспаривает эту позицию. По его мнению, первичные признаки неразрывно связаны со вторичными, и, так как последние не могут существовать вне духа, то и первичные признаки также существуют лишь в духе. Следовательно, материя не существует. Интересно доказательство, которое приводит Беркли. Он пишет, что, даже если предположить возможность существования вне духа неких вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о них, то мы не могли бы о них знать. Это объясняется им тем, что мы знаем об объектах лишь на основании наших чувств и ощущений, но нет никакой необходимой и доказанной связи между идеями и материальными объектами. Беркли приводит в качестве примера сон, в котором мы видим и ощущаем объекты, которых на самом деле нет. В итоге он пишет, что предположить, что бог без всякого основания создал множество бесполезных вещей, которые мы не можем ощущать - абсурд.

Идея существования бога - одна из основных в философии Беркли. Сам он ни на секунду не сомневается в реальности творца и его доказательства в пользу этого направлены скорее на разубеждение атеистов, чем на подкрепление веры людей религиозных. Идеализм Беркли берет свое начало именно из религиозных побуждений. Материя, при этом, выступает как полная противоположность богу, нечто, совершенно не могущее с ним сосуществовать. Бытие бога, по мнению Беркли, в самом его существовании. Он творец идей, воспринимаемых нами. Исходя из этого, философию Беркли можно назвать, по сути, теоцентричной.


Уже к 25 годам Беркли полностью разработал свою философскую систему, по крайней мере, все ее основные черты были изложены в его первых работах, и в последствии он не добавил к ней ничего принципиально нового.

Если читать его произведения в том порядке, в каком они были написаны, то создается ощущение, что Беркли как бы подгоняет некоторые свои положения и формулировки, чтобы прикрыть ими слабые места своей системы. Очень часто он опирается лишь на косвенные доказательства и строит свои логические построения на заведомо ложных принципах.


Заключение

Не смотря на то, что учение Беркли по меньшей мере спорно, его, несомненно, можно назвать великим мыслителем. Поставив перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу, он, не смотря ни на что, решает ее, пусть даже методы, использованные им для этого, не всегда корректны и верны.

Так смог ли Беркли доказать существование бога и несостоятельность теории материалистов? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Да, ему удалось привести все свои построения в относительное согласие друг с другом, по крайней мере, его рассуждения не зашли в тупик. В своих работах он критикует материалистов, но в то же время сам попадает под серьезную критику, что заставляет усомниться в истинности его суждений.

Что же касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.

Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, его учение очень остро поставило основной вопрос философии.

Философия Беркли, при всей ее противоречивости и, как принято сейчас считать, ошибочности, продолжает привлекать пристальное внимание современных философов из-за своей поучительности, так как в ней наглядно видны все величайшие пороки философского мышления.

Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день.


Литература


1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978


2. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970


3. http://www.utm.edu/research/iep/b/berkeley.htm


4. http://www.maths.tcd.ie/pub/HistMath/People/Berkeley/Stock/Life.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.