В чем смысл следующего высказывания мечникова. Философские высказывания о смысле жизни, о любви, о свободе

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Великий, могучий, свободный, правдивый русский язык! Высказывания о языке нашего народа многочисленны и прекрасны, а самым известным, пожалуй, является цитата, принадлежащая Ивану Тургеневу. И эти строки принадлежат именно ему. Но это не единственный посвященный данной теме, так что стоит обсудить её подробнее.

Что говорят великие люди

Стоит только послушать, какие красивые слова говорят великие люди о нашем языке, как тут же в глубине души просыпается гордость. Пышное, умное, поэтическое, гибкое и неисчерпаемо богатое орудие социальной жизни - вот как говорит о языке Лев Николаевич Толстой. Ни для кого не секрет - он любил наш язык. Высказывания о языке, принадлежащие его авторству, показывают, насколько этот человек предан своему народу и как он ценит то, что было ему дано. Он не уставал говорить, что речь, которой повелевает российская держава, имеет такое изобилие и богатство, которым не может похвалиться ни один европейский язык. Великий писатель не стеснялся называть его совершенством, потому что так оно на самом деле и есть. И с этим просто невозможно поспорить.

Цитаты Ломоносова

Великий ученый и писатель, Михаил Васильевич, тоже любил наш язык. Высказывания о языке, принадлежащие его перу, наглядно это подтверждают. К тому же ученый, как и многие другие мыслители и поэты того времени, обращается к истории в своих цитатах. Он говорит, что величие и сила нашего языка исходят еще из тех книг, которые были писаны нашими далекими предками. Они не знали, что есть правила орфографии, стилистика и семантика и даже не думали о том, что таковые могут быть. Тем не менее их афоризмы существуют и по сию пору. Даже несмотря на то, что раньше не существовало правил, красота нашего языка от этого не померкла. Более того - вряд ли в наше время найдется столько новых крылатых выражений с глубоким смыслом, сколько их было несколько столетий тому назад.

А еще Михаил Ломоносов отметил очень правильную особенность, касающуюся русской речи. Писатель сказал, что она является не только государственным языком огромной страны, но и считается повелителем остальных языков, чем и открывает перед собой простор перед всем миром. Трудно с этим не согласиться. Ведь русский язык на сегодняшний день является одним из самых популярных во всем мире.

Мысли иностранных деятелей

Не только русские писатели, поэты и мыслители почитали язык. Высказывания о языке иностранных деятелей также занимают важное место. В некоторой мере они являются даже более весомыми, чем некоторые афоризмы русских писателей. Ведь всем известно, что порой взгляд со стороны может сказать намного больше. немецкий философ, с уверенностью заявлял, что русский язык заслуживает того, чтобы его изучали во всем мире. И это ведь не просто так: русский язык - самый богатый, живой и сильный из существующих. И литература, написанная на нем, неповторима.

Действительно трудно не согласиться с немецким философом. Примерно то же самое говорил и Проспер Мериме - известный французский писатель. Он утверждал, что русский язык будто создан для того, чтобы выражать на нем нечто утонченное. Писатель говорил о том, что даже одного слова хватает для передачи мысли. А вот другим языкам для этого потребовалось бы несколько предложений.

Взгляд, брошенный в будущее

К сожалению, не все высказывания великих о русском языке вызывают эмоции восторга и величия. Есть и те, которые заставляют серьезно задуматься о нашей действительности. Александр Сергеевич Пушкин, например, сказал фразу, которая до ужаса напоминает современную реальность. Он говорил, что наш прекрасный язык под пером неучей очень быстро клонится к падению. Грамматика и слова искажаются, а орфография изменяется по желанию любого. Интересно то, что эта фраза пришла к нам из начала XIX века. Но актуальность её ничуть не устарела, даже наоборот. К сожалению, писатель был прав - деградация языка лишь прогрессирует.

Но не все так плохо! Ведь как говорил Александр Куприн, "русский язык в опытных устах невероятно певуч, выразителен и красив". К счастью, в наше время существуют такие же эстеты и любители Так что наш язык будет жить до тех пор, пока любовь русского народа к нему не угаснет.

людей о русском языке

Обсуждать место родного языка в жизни народа в общем и каждого человека в частности можно вечно. И хотя на сегодняшний день новые высказывания писателей о русском языке появляются все реже, у нас осталось культурное наследие, дошедшее до наших времен из разных веков. И среди этих цитат немало афоризмов, в которых таится некий философский смысл. Так например Паустовский говорил о знаках препинания. Он говорил, что это "нотные знаки, которые прочно держат текст, не давая рассыпаться ему". Они созданы для того, чтобы выделить мысль и придать фразе правильное звучание.

Что ж, существует масса различных крылатых выражений, посвященных нашему языку. Их следует знать. Конечно же, необходимо помнить о неповторимости и уникальности русского языка, не загрязнять его и проявлять уважение. Это наша история и культура, которую мы обязаны сохранить и передать потомкам.

  1. Еще в древности был сформулирован принцип философского познания «Познай самого себя!». Для реализации этого принципа полезно помнить, что человек - существо историческое. Каждый из нас как бы «стоит на плечах» многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.
  2. В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человека, понять, в чем смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, понять, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?
  3. Сегодня нередко приходится слышать, что человек переживает кризис, сам готовит свою погибель. Поэтому особенно важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.
  4. Помните, что человек - открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы - занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов. Но, размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.
  5. Имейте в виду, что человековедение - перспективная область развития науки. В ней найдется место для самых разных ваших дарований и талантов.

Документ

Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жизни».

    Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверх личные страсти и «дела» - в политику, борьбу партий и т. п.,- но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла! И все-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «страусовой политике».

Вопросы и задания к документу

  1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?
  2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
  3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите его практическую направленность?
  4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведенного фрагмента?
  5. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чем ограниченность «страусовой политики»?

Вопросы для самопроверки

  1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
  2. Какие теории положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.
  3. Раскройте основные этапы становления человека современного типа.
  4. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?
  5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
  6. Перечислите факторы становления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника?
  7. Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни.
  8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие - к актуальным?

Задания

  1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните в Интернет.
  2. В чем философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
  3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие ученые-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?
  4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план такого сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.

Мысли мудрых

«Человек может быть определен как животное стыдящееся».

В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ

Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью. В процессе культурного освоения мира менялись и сам человек, и общество. Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию сугубо человеческой, социальной памяти. В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу -- культуру. Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе. Первые произведения наскальной живописи не только правдиво передавали сцены охоты, образы животных, но и, вероятно, служили магическим целям. Однако этимологически слово «культура» происходит не от слова «культ», а от CULTURA (лат.) -- обработка, возделывание, уход. Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия. Образ -- одно из важнейших средств культуры. Так или иначе, человек способен совмещать сугубый практицизм и возвышенное духовное творчество, на первый взгляд совершенно бесполезное, однако необходимое ему самому и другим людям. Человечество в равной мере может считать своим общим достоянием не только достижения техники и технологии, но и достигнутые им духовные вершины. И вероятно, только человек, прежде чем созидать, задумывает, мучительно ищет красоту, сохраняет и передает по наследству истину, дорожит добром и справедливостью. Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует. Основные понятия: человечество. Термины: антропогенез, социальная память, гоминиды.

Проверьте себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? 2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека? 3) Укажите основные признаки понятия «человечество». 4) В чем состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека? 5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж. П. Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей. 2. Выскажите собственное мнение в следующей дискуссии. а) Ряд антропологов, ссылаясь на сохранившиеся каменные орудия, связывают появление Человека разумного с созданием и использованием орудий труда. б) Другие ученые полагают, что моторно-сенсорные координации, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо остроты мысли. 3*. Используя данные современных наук, согласитесь или опровергните одну из гипотез, объясняющих происхождение человека. Человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид (семейство отряда приматов включает как ископаемого человека, так и современных людей), вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля; 3) в результате теплового стресса среди гоминид появился мутант. 4. Раскройте философский смысл следующего высказывания И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей». Каково ваше отношение к данной точке зрения?

Познакомьтесь с источником

Ознакомьтесь с отрывком из книги А. Г. Спиркина (1919--2004 гг.), российского философа.

Человек и человечество

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума во вне, она все же не самодостаточна и ограниченна, если он не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатство человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам В. Соловьева 1, вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители -- как глубинный механизм культурного массива, через который «усопший разум» действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Вопросы и задания: 1) К какой трактовке понятия «человечество» ближе позиция автора данного текста? 2) Объясните смысл выражения: «Богатство человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека». 3) Согласны ли вы с данной точкой зрения? 4) В чем, по-вашему, проявляется превосходство ушедших поколений человечества над ныне живущей его частью? Приведите примеры для подкрепления своей позиции.

Об этом спорят

Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас -- моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.

Слово философия произошло от двух греческих слов: phileo - «любовь», и sophia - «мудрость». Она представляет собой форму познания мира. К основным её задачам всегда относили изучение законов целого мира и общества, как составляющей его части, сам процесс познания, а также осмысление нравственных ценностей, вопросы о жизни, свободе, любви и других понятиях, над которыми ломало голову не одно поколение людей. До нас дошли философские высказывания о жизни и её составляющих: любви, справедливости, добре и зле, свободе, религии самых ярких представителей человеческого общества. По сущности своей философия не столько наука, это, скорее, мировоззрение, каким видит мир тот или иной человек.

О философских высказываниях

Философией занимается в жизни практически каждый человек, ставя перед собой вопросы и отвечая на них в меру своего образования, жизненного опыта, практических навыков и прочего. Если опыта и знаний не хватает, то человек обращается к мудрости людей, добившихся определённых достижений.

Такими людьми бывают учёные, писатели, выдающиеся общественные деятели, обладающие определёнными знаниями и опытом. Они оставляют после себя наследие в виде работ, записанных мыслей, произведений, из которых люди извлекли наиболее ценные философские высказывания, которые нередко становятся их девизами и руководству к жизни.

Человек, стремящийся к определённым достижениям, обязательно любознателен, старается развиваться, совершенствоваться, прекрасно понимая, что опыт и знания дорогого стоят, они делают человека мудрым.

Жизнь - это цель и действие

О смысле жизни и как прожить её, задумывался каждый человек. Писатель Дж. Лондон, известный своими произведениями, исполненными силой духа, говорил, что предназначение человека состоит в жизни, а не существовании. Понятие «жизнь» включает в себя не просто проживание, обеспечение насущных потребностей, но и нечто другое, без чего человек не будет счастлив, доволен судьбой, удовлетворён прожитой жизнью, не найдёт в ней смысла.

Чтобы жить, нужна цель - ради чего это делается. Хорошо известно, что жизнь без цели - это бесполезная трата времени. По словам В. Белинского, без поставленной цели нет действия, без интересов не может быть цели, а без действия нет самой жизни.

Философские высказывания о жизни древнегреческого мыслителя Аристотеля содержат такое правило, что благо человека, к которому он стремится, зависит от соблюдения двух условий: верно поставленной конечной цели любой деятельности и нахождения правильного средства, которое приведёт его к этой цели.

О смысле жизни

По словам Фрейда, вопрос о смысле жизни ставился людьми бесчисленное количество раз, но ни разу не было дано удовлетворительного ответа. Отчасти это потому, что каждый человек индивидуален. Смысл жизни он определяет для себя сам. Поэтому многие мыслители видят его по-разному. Интересно, что для большинства людей, смысл - это добиться определённых целей, которые каждый в жизни ставит себе сам. Как писал немецкий философ В. Гумбольт, половину успеха в достижении цели составляет упорное стремление к ней.

Читая философские высказывания о смысле жизни, понимаешь, что каждое из них нередко является результатом не только размышлений, но и жизненного опыта. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер писал, что человек растёт до тех пор, пока растут его цели. Как только он смирится с обыденностью, удовлетворится достигнутыми результатами, рост его как личности прекращается. Простые мечтания ведут в никуда. Оноре де Бальзак отметил, что для достижения своей цели нужно прежде всего идти.

Вот и великий русский писатель М. Горький видит смысл в жизни прежде всего в красоте и силе устремлённости к целям, он отмечает, что каждый момент жизни должен иметь свою цель. Идти нужно, не останавливаясь и не отвлекаясь на препятствия и мелочи. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал, что если, идя к цели, останавливаешься для того, чтобы швырять камни во всех собак, лающих на тебя, то никогда до неё не дойдёшь.

Высказывания о свободе

Самыми интересными и противоречивыми являются философские высказывания о свободе, ведь именно это важное и сложное понятие волновало мыслителей и философов на протяжении многих веков. Свобода была и остаётся загадкой, так как понятие несёт самое неожиданное содержание, которое изменяется во времени и зависит от различных факторов. У Гегеля есть такие слова об идее свободы, что она неопределённа, многогранна, подвержена великим недоразумениям, чего нельзя сказать о других философский понятиях.

Различны по этому поводу и философские высказывания. Юстиниан, византийский император, дал определение свободе с точки зрения политического деятеля и властителя как естественной способности человека делать всё, что ему захочется, если это не запрещает сила и право. Древнегреческий философ Демокрит свободным считал человека, который никого не боится и ни на что не надеется. Немного иное мнение у Б. Шоу. Он представлял свободу как ответственность, которую все боятся.

Философское понятие справедливости

В философии принято различать два понятия справедливости. Первое - это справедливость права, или, по-другому, процессуальная справедливость. В этом случае она достигается путём правильного функционирования механизма закона. Именно здесь справедливость - это логическая, можно сказать, механическая оценка, согласно зафиксированным положениям закона. Но всегда ли она справедлива? Во втором понятии справедливости идёт апелляция к более высоким ценностям, не отражённым в законе и носящим название морального суда.

Именно это понятие вносит некоторую сумятицу в логику справедливости закона, которая не всегда согласуется с моралью. Об этом говорят известные философские высказывания мудрых мыслителей. Ещё Платон говорил, что во многих государствах считается, что справедливость - это то, что необходимо правящей власти, которая представляется людьми и не всегда согласуется с высшими ценностями. Или же справедливость воспринимается как решение большинства, которое, по словам И. Шиллера, не может быть его мерилом.

Не всегда закон соответствует и божественным понятиям о справедливости. По этому поводу Т. Джефферсон сказал, что когда он думает о том, что Господь - это справедливость, то его охватывает страх за свою страну.

Религия в жизни человека и философия

Философия религии, её значение в жизни человека относится к ряду важнейших философских дисциплин, нередко её выделяют в отдельную часть, как религиозную философию. Она направлена на познание религии. Её появление связывают с религиозно-мифологической культурой, так как человек исследовал не только внешнюю жизнь, но и внутреннюю - духовную.

Философские высказывания большинства мыслителей это подтверждают. Как говорил Ф. Бекон, при поверхностном изучении философии человек склоняется к отрицанию Бога, при глубоком её изучении ум человека обращается к религии.

Николай Бердяев утверждал, что когда наука переходит в философию, то последняя переходит в религию. На многие вопросы жизни наука не может дать ответ, но религия на все вопросы отвечает однозначно.

Об истине в жизни человека

Философия жизни невозможна без истины, которая уходит корнями во времена античности. Цель любого познания - истина, но философия помимо этого исследует её как предмет. Что такое истина? Все известные философы размышляли о таком понятии, как «истина». Платон считал, что в том случае, когда человек говорит о вещах то, что соответствует действительности, это есть истина, в противном случае он лжёт. Из принципа, что утверждается мыслью, то есть в действительности, вырабатывалась концепция философии. И. Кант внёс в неё понятие «адекватность» - согласие мышления с самим собой. Другими словами, адекватное описание объективной реальности человеком можно считать истиной.

Философы о любви

Любовь была возведена философами, писателями, поэтами до всемогущей силы, движущей и преобразовывающей мир. Философия любви ведёт мыслителей к раздумьям, позволяющим осмыслить природу чувства, оценить её роль в жизни каждого человека. Любовь олицетворяла путь к счастью. Философские высказывания о любви отражают всю глубину чувств, полных страстей. Это отразилось в словах Г. Гейне, который дал ей определение как самой победоносной и возвышенной страсти, которая, благодаря всепокоряющей силе, заключена в «...безграничном великодушии и сверхчувственном бескорыстии».

О. Бальзак говорил, что любовь живёт лишь настоящим. Это единственная страсть, которая не желает признавать прошлого и будущего. Причём счастьем считалось испытать это чувство лично, об этом говорят многочисленные философские высказывания о любви. А. Камю писал, что не быть любимым - это неудача, а не испытать любви самому - беда.

Великие о счастье людей

Наряду с любовью, которая некоторыми людьми ассоциируется наивысшей точкой счастья, известные философы не оставили без внимания само понятие. Довольно значительной сложностью здесь является то, что каждый человек понимает счастье по-разному. Аристотель говорил о разнообразных восприятиях счастья, в то же время подчёркивал, что это понятие представляет собой благополучие и хорошую жизнь. О. Шпленгер ассоциировал его с родством душ и согласием. Г. Андерсен утверждал, что, только принося пользу миру, можно быть счастливым.

Философы о богатстве

Два полюса в человеческой жизни - богатство и бедность - не остались без внимания философов. Эта тема не оставляла равнодушных. Вопрос, почему одни люди могут делать деньги из ничего, а другие, работая сутками, не имеют ни гроша, актуален во все времена. Осмысливая понятие богатства, мыслители делали собственные заключения, их интересные философские высказывания наводят на мысль, что дело тут не в высшей справедливости, а в самом человеке, в его отношении к себе.

Древнегреческий философ Демокрит писал, что жадность к деньгам намного тяжелей нужды, так как от роста желаний, происходит и рост потребностей. Древнегреческий философ Б. Бион писал, что скупцы так пекутся о своём богатстве, как будто оно их собственное, но мало им пользуются, будто оно чужое.

Добро и зло

Философия жизни всегда уделяла большое внимание проблемам добра и зла, пытаясь помочь человечеству понять их сущность и помочь найти способы достижения добра и избежания зла. Существовали различные философские школы и течения, которые по-своему устанавливали соотношение между злом и добром, искали и определяли свои способы утверждения добродетели и борьбы с порождением зла - пороками. Как и к любому предмету философского исследования, к этому понятию отношение у философов различное. Об этом говорят философские высказывания великих людей.

Добро всегда сильнее зла, и его больше. От последнего бывает невыносимо больно, а добро чаще остаётся незамеченным. Как говорил персидский поэт М. Саади, что при помощи доброты и нежных слов можно вести слона на волоске. Великий Л. Н. Толстой сказал, что людей любят за их добро и не любят за зло, которое им причинили. Вопрос, как отличить добро от зла, достаточно остро стоит перед людьми. По этому поводу М. Цицерон написал, что самый тревожный факт в жизни человека - неведение добра и зла.

Философия, праматерь всех наук, помогает ответить человеку на множество вопросов, касающихся различных сфер жизни, отношений между обществом и людьми, а познание жизни движет человечество вперёд.