Проблемный вопрос. В период перестройки

Результаты политики «нового мышления». Доктрина Брежнева. Решение региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Победа демократических сил. Шеварднадзе. Три основных направления внешней политики. Начало разоружения. Диалектика «нового мышления». Холодная война. Диалектика. Что такое «гласность». Мнения. Военные расходы СССР. Причины изменений курса. Расходы СССР в Афганистане. Концепция «нового политического мышления».

«Новое политическое мышление» - Результаты политики «нового мышления». Призывы к обединению. Внешняя политика. Вьетнамские войска. Утверждение главенствующей роли США. Позитивные и негативные последствия. Горбачев. Распад социалистической системы. Новое политическое мышление. Советско-американские отношения. Отношения со странами «третьего мира». Идеи. Сотрудничество с СССР.

«Экономические реформы перестройки» - Реализация программы правительства. Результат. Преобразования и внешняя политика. Рабочая группа. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Последствия реформ. Экономическая программа «500 дней». Экономические реформы эпохи перестройки. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Проблемы перехода к рыночной экономике. Задачи реформирования. Концепция Л.И. Абалкина. Программа реформирования экономики России.

«М.С.Горбачёв» - Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Краткий список инициатив. Вывод войск из Афганистана. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Перевод предприятий на хозрасчёт. Михаил Сергеевич Горбачёв. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Внешняя политика. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Двусторонние встречи. Ослабление международной напряжённости. Этапные списки НКВД.

«СССР в годы перестройки» - Уроки перестройки. Конвергенция социализма и капитализма. Раскол. Социальная база. Концепция ускорения социально- экономического развития. Итоги перестройки. Перестройка. Советские и партийные руководители. Причины провала. Этапы Перестройки. Характерные черты. Альтернативные варианты развития СССР. Идеологи и руководители. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия.

«Перестройка 1985-1991» - Путч: 19 августа. Закон «О кооперации» (1987). Н.И. Рыжков. Идеолог – Е.Лигачев. Б.Н.Ельцин. Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Цены в кооперативных кафе и магазинах были значительно выше, чем в государственных. Появление партий, оппозиционных КПСС. Март 1990 г. - Отмена ст. 6 Конституции 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе. Просуществовала госприемка лишь год-два.

Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением». Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Советско- американские отношения: г. – ежегодные встречи М. С. Горбачева с Р. Рейганом и Дж Бушем – нормализация отношений






Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Советско- американские отношения: г. – ежегодные встречи М. С. Горбачева с Р. Рейганом и Дж Бушем – нормализация отношений -Улучшение отношений между СССР и США, Востоком и Западом - исключена опасность безудержной гонки вооружений, возникновения ядерной войны -улучшился общий международный климат -Уступки СССР больше чем Запада -сокращение в СССР оружия, составлявшего основу военной мощи, а в США – устаревших и неэффективных вооружений


Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий»,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно- ядерных сил.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Отношения со странами социалистического блока: – вывод войск из Восточной Европы 1990 – согласие на объединение Германии 1991 – роспуск СЭВ и ОВД


Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии.






Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Отношения со странами социалистического блока: – вывод войск из Восточной Европы 1990 – согласие на объединение Германии 1991 – роспуск СЭВ и ОВД Улучшился климат международных отношений Переориентация экономики стран Восточной Европы на запад привела к сокращению торговли с СССР, что способствовало дальнейшему обострению экономических проблем Советского Союза




Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Региональные конфликты: Февраль 1990 г. – вывод воск из Афганистана Май-июнь 1989 г. - визит М. С. Горбачева в Китай Лето 1990 г. - кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. - Мадридские соглашения по арабо- израильскому конфликту


Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными.




В г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем.


Основные направления внешней политики Основные направления Позитивные явления Просчеты Региональные конфликты: Февраль 1990 г. – вывод воск из Афганистана Май-июнь 1989 г. - визит М. С. Горбачева в Китай Лето 1990 г. - кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. - Мадридские соглашения по арабо- израильскому конфликту Оздоровление остановки в регионах соперничества СССР и США Утверждение главенствующей роли США на международной арене.


Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования.


Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.


Тема: « ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ» .

Цели урока: познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 19годах.

Задачи урока:

o Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;

o Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные вопросы темы

o Воспитать понимание понятия «новое политическое мышлениеа»

3) учебное оборудование: рабочая тетрадь, политическая карта мира.

4)оформление доски:

Тема урока, план изучения новой темы, новые слова («новое мышление), дата:1985 г. ноябрь, домашнее задание.

ХОД УРОКа

1)Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Духовная жизнь общества. Политика «гласности».

3) 1) Подготовка устного ответа по карточке.

2. Работа с классом (выбор учителя):

А) проверка домашнего задания

Б) Соотнесите даты события:

3. устный развернутый ответ учащегося по карточке №1, отзывы одноклассников.

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

ПЛАН.

1. Концепция «нового политического мышления».

2. Решение региональных конфликтов.

3. Бархатные революции.

4. Итоги противостояния Запад-Восток

ЗАДАЧА для учащихся: Каковы результаты внешней политики СССР в 1годах?

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИЛИ ПО РАССКАЗУ УЧИТЕЛЯ.

Учебник п. 51,стр. 317-320 или п.58, стр,403-408.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Основные направления внешней политики

Позитивные

изменения

Просчеты внешней политики

1.Номалимализация отношений с США.

г. ежегодные встречи М. С Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем.

2.Решение региональных конфликтов

февраль 1989 г. вывод войск из Афганистана

Май-июнь1989 г. визит в Китай

Лето1990 г. кризис в Персидском заливе

Декабрь 1991 г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту.

3.Отношения со странами социалистического блока.

гг. вывод советских войск из Восточной Европы.

1990 г. согласие на объединение Германии

1991 г. роспуск СЭВ и ОВД

2.Сделайте выводы об итогах политики «нового мышления».

Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника п.51 стр.320-321 или п.58 стр.408

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРАЛА НА УРОКЕ.

Выполнение задания из рабочей тетради: вып. П.51, рабочий лист, стр. 79-80; рабочий лист 4 стр. 80-81

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

2.Выполнить задание из рабочей тетради задание №3 П. 51 с.

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

Оснащение:

Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,

Политическая карта мира, атласы по истории России,

Презентация к уроку (

Раздаточный материал для учащихся.

Оформление доски:

Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…

Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»

М.С.Горбачёв

Портрет М.С.Горбачёва.

Хроника событий:

1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.

Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1 .

Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».

Фронтальный опрос:

Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?

Соотнесите события и даты.

XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.

1989,1991,1988,1990,1990,1987.

XIX партконференция – 1988,

Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,

Распад СССР – 1991,

Начало экономических реформ – 1987,

Разработка программы «500 дней» –1990.

Введение поста Президента СССР – 1990.

По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.

3. Изучение нового материала. Слайд №4:

План изучения темы:

1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».

Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».

Позитивные изменения

просчёты

Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.

Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.

Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».

Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность

(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.

Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе

Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.

(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).

Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Суть этой концепции раскрывается с помощью

«Новое политическое мышление – это взгляд на мир через человека, его интересы. Я страстно желал, чтобы мы разговаривали с моими зарубежными коллегами как люди, у которых есть общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток – Запад
  • Разблокирование региональных конфликтов
  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами

«Новое политическое мышление»

  • Отказ от вывода о расколе мира
  • Признание мира целостным и неделимым
  • Отказ от силовых методов
  • Отказ от принципов пролетарского интернационализма

Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охарактеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138

СССР и США: начало разоружения

  • Ежегодные встречи на высшем уровне
  • Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
  • Соглашение об ОСНВ-1

Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?

Решение региональных конфликтов

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).

С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, характеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.

Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.

Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»

Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).

Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?

Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».

Вывод учащихся:

Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.

Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.

Критики: подрывало устои обороноспособности страны

Реформисты:

Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.

Учитель интересуется мнением учащихся.

4. Рефлексия.

- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.

Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?

§52, работа на контурной карте:

  • Отметить РФ, США, Китай, Афганистан, страны Восточной Европы.
  • Отразить примеры ослабления международной напряжённости.

Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.