Роль школьных географических карт и атласов в процессе обучения. Атласы — картографические энциклопедии

География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть.

География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников.

Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями.

Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов.

Атлас общегеографический – представляет собой карты всего мира материков и океанов. Атлас физико-географический – помогает узнать устройство строения земной коры. Атлас климатический – показывает движения воздушных масс, устройство климатических поясов и строения климата тех или иных материков и океанов. Атлас политический – с их помощью изучают страны и административные деления. Атлас эколого-географический – показывает воздействия человека на окружающую среду и последствия загрязнения. Атлас исторический – отражает этапы истории в жизни стран и планеты в целом.

Так же существуют справочные атласы – это в основном общегеографические и социально-политические атласы, которые как можно подробно передают информацию данные элементы. Данные атласы особо точны в отношении номенклатуры. Родителям учеников полезно знать, что популярные школьные атласы предназначены и направлены на детей любого возраста и успеваемости. Более того они адресованы не только школьникам, но и туристам, краеведам, охотникам и рыболовам. К данным типам атласов относятся школьно-краеведческие атласы, предназначенные для учеников изучающих родной край, область или страну.

Как правило, у детей при изучении курса географии в общеобразовательной школе случаются затруднения. Проблемы с усвоением школьной программы, в том числе географии, связано с рядом разных факторов, к примеру: нарушения памяти, детский инфантилизм, расстройство двигательных рефлексов и различными ситуациями психотравмирующего воздействия. Точное и четкое отношение к ребенку, его проблемам и неудачам в учебе поможет произвести нужное впечатление и предаст силы к освоению географии и наконец, пробудит в нем силу к ее изучению. Для лучшего усвоения географии родители очень часто заполняют атласы вместе с детьми, а для того чтобы этот процесс был более веселым и запоминающимся, используют разноцветные карандаши, фломастеры или ручки.

Так же необходимо проводить географическую разминку, направленную на понимание показанного на карте пространства. Ребенка во время заполнения атласа спрашивают, где Америка, где Евразия, где Антарктида, где тихий или атлантический океан, затем дают задание не просто их показать, а обвести для большей запоминаемости. Данное упражнение зависит от проходимого материала и возраста школьника, так же и его сложность. Одна из проблем касающихся множества учеников это проблема запоминания тех или иных объектов или, к примеру, названия стран и их столиц. В данном случае некоторые родители применяют в запоминании ассоциацию с объектом изучения.

К примеру, на карте показывается страна, но ребенок не помнит ее название или название столицы, тогда родители прибегают к помощи ассоциации. Допустим, вы на карте указали на Канаду, а ребенок затрудняется с ответом, тогда ему называется прямая ассоциация: кленовый лист, родина хоккея. Такими довольно не замысловатыми и легкими приемами можно посодействовать лучшему усвоению географии ребенком, более подробно углубить его знания и расширить кругозор. Ведь любой предмет, каким бы он не был трудным и местами отвратительным, при нужном отношении и правильном подходе станет для ребенка любимым, тем самым увеличив желание рвение и, конечно же, отметки в дневнике.

Роль школьных карт и атласов велика и неоспорима в изучении географии ребенком. Они способствуют лучшему усвоению, порой трудного и не интересного материала, делая в тот же момент его абсолютно противоположным.

Атлас географический – систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги, альбома, комплекта листов в папке в одном или нескольких томах или в электронной форме . Считается, что первый атлас появился в Римской империи во 2 в. н. э. Его автор – математик и картограф Клавдий Птолемей, включил в атлас карту ойкумены – всего известного греками и римлянами мира и 26 карт отдельных частей Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии .

Атласы используются в образовательных целях с давних пор и являются отличным способом изучения различных процессов, явлений и событий в привязке к географическому расположению. Несмотря на то что мы живем в цифровом веке, где стремительными темпами происходит развитие техники и технологий, в образовательных учреждениях учебные пособия до сих пор остаются в том же бумажно-карандашном виде, что и десятки лет назад.

Несомненно методы и способы обучения в школах переживают множество реформ, ежегодно разработчиками выпускается на рынок все больше информационных приспособлений для оптимизации образования, для облегчения восприятия информации детьми, но ученикам бывает сложно перейти от одного нововведения к другому и перед преподавателями стоит сложные задачи – донести необходимую информацию и в тоже время привить любовь к тому или иному предмету. В данной статье мы рассматриваем важность школьного географического атласа, с которыми впервые сталкиваются в шестом классе, в том возрасте, когда очень важным остается интерес ребенка в изучении новой науки.

Атлас это не просто бумажное издание в котором сосредоточенны проекции тех или иных объектов и явлений, он содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих, поэтому в процессе обучения, школьники не просто изучают карты, они прослеживают зависимость и взаимосвязь многих природных, а также техногенных процессов на протяжении всего школьного курса.

В чем же заключаются основные преимущества школьного атласа?

Во-первых – это наглядность, как мы знаем, самая долгая память у человека, это зрительная, для детей только начинающих курс географии очень важно видеть то, что им пока неизвестно, чтобы в дальнейшем сохранились общие представления мира.

Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в интернет и запросив изображения каких-либо континентов, иной раз может сложиться ложное представление о соразмерности таковых, так как мало кто обращает внимание на масштаб представленной карты (особенно ученики). В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе и тем самым дается истинное представление о размерах, расположении материков и других объектов земного шара.

Важно отметить, что в картах соблюдается баланс между количеством аналитических, комплексных и синтетических карт.

Во всех школьных атласах используется единая система знаков и символов обозначений, ученик знающий условные обозначения может читать карту не пользуясь легендой. И эти знания очень важно сохранить в дальнейшем. Так как несмотря на достижения науки и техники люди по – прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации, особенно это важно для людей, посвятивших свою жизнь путешествиям.

Весьма весомым критерием является – единый временной интервал, все представленные данные относятся к определенному периоду. Работая со школьным атласом ученики не столкнуться с проблемой расходящихся данных и не встретят в одном издании карты СССР и Российской Федерации.

Также существенным показателем, является – единый стиль дизайна. Если рассматривать данный аргумент, на примере физической карты мира, можно отметить, что благодаря единой закономерности расцветки, с начального курса географии ребенок знает, каким цветом изображены океаны, материки и вследствие чего происходит затемнение или осветление палитры карт.

Обычно над атласами трудятся большие коллективы картографов, географов разного профиля, геологов, экологов и других ученых. Работы длятся долго, много времени затрачивается на сбор материала, согласование карт и т.д. . Но в итоге выпускается хороший комплексный атлас, который служит многие годы и даже через столетие не теряет значения. Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики могут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

Школьный атлас. Глава третья.

Общая характеристика позвоночных.

К позвоночным, или черепным, относятся хордовые, которые имеют черепную коробку, предохраняющую головной мозг; последний является разрастанием переднего конца нервной трубки. Кроме того, как следует из их названия, они имеют внутренний скелет вдоль всего тела, образованный позвонками, которые выполняют защитную и опорную функцию. Эта группа заселила все типы сред обитания, начиная от пресных вод и заканчивая земной поверхностью, и даже покорила воздушную среду. По сути, столь полно освоить наземную среду удалось только им, насекомым и легочным моллюскам. Разумеется, завоевание таких разных сред обитания должно было привести к возникновению огромного многообразия форм и размеров этих животных, что в действительности и произошло. И, тем не менее, в этом многообразии ясно прослеживается заметное единство плана организации, который и будет подробно рассмотрен далее.

Покровы. В основном позвоночные покрыты кожей, состоящей из двух слоев: эпидермиса и дермы (кутиса), которая содержит мускулатуру, нервные окончания и др. Кожа может иметь и защитные структуры, например чешую или другие образования. Чешуя. Может быть дермального происхождения, как у рыб, или эпидермального, как у змей. Другие образования кожи. К ним относятся производные эпидермиса, состоящие, как правило, из рогового вещества: когти, ногти, рога полорогих, разнообразные выросты, роговые панцири, некоторые типы зубов, волосы, перья и т.д. Покровы могут также иметь кожные железы.

Скелет. Является внутренним и состоит из следующих отделов:

а) Осевой скелет. Ось черепа образована мозговым черепом и позвоночным столбом, который возникает путем полного или частичного замещения хорды. Каждый позвонок (рис. 10) служит защитой для спинного мозга и аорты.

пояснение крисунку 10. Строение хвостового позвонка. позвонок имеет невральные дуги и поперечные отростки, которые защищают спинной мозг. Кроме того, на позвонке находятся гемаьные дуги и гемальный отросток, которые предохраняют аорту. Строение позвонков может отличаться некоторыми деталями в разных группах позвоночных.

Между соседними позвонками находится упругий хрящевой диск, который обеспечивает относительно подвижное сочленение позвонков (рис. 11).


б) Висцеральный скелет. Составляет основу межщелевых глоточных перегородок и может сильноварьировать от одной группы позвоночных к другой. Из опоры для жаберных щелей, как, например, у бесчелюстных, он может превращаться в челюстной аппарат у рыб и в конце концов редуцируется до цепочки слуховых косточек в среднем ухе четвероногих.

в) Скелет конечностей. Состоит из плечевого и тазового поясов, к которым прикрепляются соответственно передние

и задние конечности. В обоих случаях скелет конечностей состоит из двух частей: скелета свободной конечности и собственно пояса, который обычно крепится к осевому скелету и у четвероногих образован тремя костями (рис. 12).

Конечности могут претерпевать множество функциональных изменений, связанных с образом жизни животного; принято выделять два типа (рис. 13): плавник и в общем случае пятипалую конечность.


Нервная система. Состоит из нервной трубки, которая образует головной и спинной мозг. От головного мозга отходят 10—12 пар нервов, которые называют краниальными. От спинного мозга на уровне каждого позвонка отходит пара нервов, каждый из которых имеет две ветви: чувствительную на спинной стороне и двигательную на брюшной. Кроме того, у позвоночных существует автономная, так называемая вегетативная нервная система, которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую и иннервирует внутренние органы.

Органы чувств делятся на низшие, обеспечивающие тактильную, вкусовую и обонятельную чувствительность (обычно они образованы нервными окончаниями, которые подходят к эпидермису) высшие (органы зрения, слуха). И те и другие имеют сложную структуру, которая все более усложняется по мере эволюционного развития позвоночных. Обладание сложноустроенными парными глазами являет общим и исключительным признаком всех групп позвоночных животных.

Кровеносная система.

Кровеносная система позвоночных всегда замкнутого типа. Может образовывать один или два круга кровообращения (рис. 14).

а) Схема кровеносной системы с одним кругом крвообращения


б) схема кровеносной системы с двумя кругами крвообращения

Дыхательным пигментом является гемоглобин красного цвета. Он не растворен в плазме, как пигменты крови, а находится в красных кровяных клетках, или эритроцитах. Сердце представляет собой видоизмененный кровеносный сосуд, который у более примитивных позвоночных имеет только две камеры: одно предсердие и один желудочек. У более высокоразвитых позвоночных сердце с двумя предсердиями и двумя желудочками, но есть и группы с промежуточным состоянием развития сердца, у которых имеется два предсердия и один желудочек.

Дыхательная система. У рыб и рыбообразных форм дыхание типично жаберное; у наземных позвоночных появляются легкие. И хотя встречаются группы позвоночных, которые дышат с помощью кожи, трахейного дыхания у них не бывает.

Выделительная система.

Претерпела эволюцию, в результате которой появились три различных выделительных аппарата, последовательно сменяющих друг друга в филогенезе и эмбриогенезе.

а)Пронефрос (головная почка). Временный эмбриональный орган.

б)Мезонефрос (туловищная почка). Функционирует у низших позвоночных, у высших является временным органом.

в)Метанефрос (тазовая почка). Развивается у высших позвоночных. Представлена парными почками, каждая из которых является конгломератом
многочисленных субъединиц—нефронов. От этих почек
отходят мочеточники, которые могут впадать в мочевой пузырь или открываться наружу — непосредственно или через клоаку (рис. 16).


Рисунок 16. Мочевыделительный аппарат высшего позвоночного. почка состоит из многочисленных субъединиц-нефронов.

Половая система. Может быть раздельно- или обоеполой. При изучении эмбрионального развития половой системы бросается в глаза ее тесная связь с выделительным аппаратом; по этой причине их часто рассматривают вместе как единую мочеполовую систему. Обычно самцы имеют два семенника, а самки — два яичника, однако возможны и другие варианты. Оплодотворение может быть наружным (у низших позвоночных), или благодаря копулятивным органам оплодотворение происходит внутренним путем.

В ходе развития яйцеклетки у некоторых высших позвоночных образуются так называемые зародышевые оболочки (рис. 15): хорион, амнион и аллантоис.

Рисунок 15. Зародышевые оболочки, которые могут иметься у позвоночных.

Первая из них, хорион, выполняет защитную функцию. Вторая, амнион, ограничивает амниотическую полость, в которой содержится амниотическая жидкость, омывающая зародыш; эта жидкость играет роль амортизатора при возможных сотрясениях. Третья, аллантоис, выполняет функцию временного дыхательного органа и накопителя продуктов метаболизма эмбриона.

У позвоночных встречается три типа размножения: Яйцерождение. Животное откладывает икру или яйца, последние могут содержать три зародышевые оболочки и, кроме того, желточный мешок с запасом питательных 1 веществ.

Живорождение. Эмбрион развивается внутри материнского организма. В этом случае яйцеклетка не содержит желтка, поскольку зародыш питается за счет матери.

Яйцеживорождение. Настоящие яйца развиваются внутри организма матери вплоть до момента вылупления. Зародыш использует запас питательных веществ самого яйца.




Примерно так, как опера к отдельной музыкальной пьесе». Это очень меткая аналогия. Действительно, каждый атлас - это множество отдельных картографических сюжетов, объединенных общим замыслом и подчиненных единой программе.

Тяжелые фолианты капитальных атласов мира содержат сотни карт, они оправлены в твердые переплеты с золотым тиснением и занимают почти весь рабочий стол. Тонкие учебные атласы легко умещаются в школьном портфеле, а изящные малые атласы можно носить в кармане (они так и называются - карманные). И все это - одна семья особых картографических произведений, отличающихся единством и законченностью. Создание атласа - трудное и ответственное дело, это вершина картографического искусства. Каждый атлас представляет собой картографическую энциклопедию - систематизированный свод знаний и сведений о территории. Точно так же как энциклопедии, атласы бывают универсальными, отраслевыми или региональными.

В эпоху Средневековья атлас Птолемея предали забвению, но в самом начале XV в. греческая рукопись и сами карты были переведены на латинский язык, раскрашены и изданы под названием «Космография».

Ученые эпохи Возрождения были поражены: древние греки, оказывается, обладали широким географическим кругозором и довольно точно представляли окружающий мир, умели подробно и правильно изображать моря и страны, пользовались и . Атлас Птолемея стали многократно переиздавать, пополняя его новыми картами. Особенно этому способствовало изобретение книгопечатания. Первый печатный атлас был выпущен в 1477 г. в Болонье и за короткий период переиздан более 30 раз с дополнениями и уточнениями. Великий труд Птолемея приобрел столь высокий авторитет, что стал потом даже тормозить развитие картографии. И так продолжалось почти до эпохи Великих географических открытий, когда пределы известного мира раздвинулись, картография поднялась на новую ступень и стали появляться новые атласы.

В Средневековье получили распространение атласы портоланов - особых морских навигационных карт с сетками. На них очень подробно со всеми бухтами и заливами изображалась береговая линия, это и было основное содержание карт. Портоланы использовались для плавания в Средиземном и , у побережья Европы и Африки, иногда в . Атласы портоланов кроме набора таких карт часто содержали еще обзорную , навигационные таблицы, календари, справочные сведения по астрономии и астрологии.

Во второй половине XVI в. центр картографии переместился в . Здесь возникли картографические мануфактуры, где гравировали и печатали новые карты, изображавшие мир таким, каким он предстал после открытий , и других мореплавателей. Это был золотой век . Карты и атласы той эпохи хранятся теперь в библиотеках и музеях как драгоценные памятники науки и замечательные образцы изобразительного искусства. Гравер и картограф Абрахам Ортелий издал в в 1570 г. собрание карт «Theatrum orbis terrarum», которое можно перевести с латыни как «Зрелище шара земного». Название очень точно передавало суть: в атласе содержалось 53 развернутых листа карт, на первой карте был показан весь мир, затем следовали карты частей света — Америки, Азии, Африки и Европы, а далее карты отдельных стран. Атлас был, по существу, собранием карт, созданных другими картографами. Ортелий указал имена всех авторов, снабдил атлас географическими описаниями, красивым титульным листом, алфавитным списком всех стран и указателем географических названий.

И все же первый атлас в современном его понимании был создан королем картографов Герардом Меркатором, старшим современником Ортелия. Все карты Меркатора были искусно составлены по новейшим источникам, отчетам экспедиций, географическим описаниям и согласованы специально для этого атласа. Для ряда карт были рассчитаны проекции. Меркатор опубликовал в 1585 г. первую часть атласа, а через четыре года - вторую. Всего в атлас вошло около 80 карт европейских стран. Уже после смерти великого картографа труд был завершен его сыном Румольдом и издан в 1595 г. под названием «Атлас, или Космографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного». Так впервые в картографии появилось название «Атлас». Оно происходит от имени легендарного мавританского царя Атласа - покровителя наук, философа и картографа, изготовившего первый небесный . Название прочно закрепилось в науке и не только в картографии. Есть, например, атласы растений, животных, атласы облаков и анатомические атласы.

В России карты называли чертежами, а атласы - чертежными книгами или розмерными книгами. Пространство Московии было велико, составлялись чертежи отдельных ее частей и, вероятно, каким-то образом сводились воедино. В описи архива Ивана Грозного упоминается множество чертежей Русского государства, но, увы, почти ничего не сохранилось: вражеские нашествия, разорительные смуты и беспощадные пожары погубили эти памятники древнерусской картографии. Хорошо известна лишь «Книга Большому чертежу» - обстоятельное географическое описание «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленное примерно в 1600 г. Потом чертеж стал «ветх, впредь по нем урочищ смотреть не мочно, избился весь и розвалился». В «Книге…» описаны дорожные карты, население, реки и шляхи, приведены географические названия. Есть предположение, что отдельные части этого чертежа были переплетены в книгу и составили своеобразный атлас. Больше повезло сибирским чертежам. Уцелела «Чертежная книга Сибири», составленная в 1701 г. С. У. Ремезовым (1642 - после 1720) - знаменитым картографом, жившим и умершим в Тобольске. Это атлас большого формата, содержащий два общих чертежа Сибири и 21 чертеж ее частей. Карты не имеют математической основы, но на них чрезвычайно подробно и довольно точно представлены речная сеть Сибири, населенные пункты, этнография. Это настоящий атлас в современном понимании с титульным листом, оглавлением, предисловием, таблицей условных сокращений. Сохранилась также рукописная «Служебная чертежная книга Сибири» на 116 листах, собранная сыновьями С. У. Ремизова уже после его смерти.

В эпоху Петра I атласное картографирование было на подъеме. В первой половине XVIII в. была создана целая серия атласов и Черного, и . В «Истории Петра» А. С. Пушкин отмечает особое внимание государя к картографическим и гидрографическим работам.

Заметным произведением российской картографии стал «Атлас Всероссийской империи», составление которого начал И. К. Кириллов (1689 - 1737) - видный государственный деятель, картограф и географ XVIII в. По его замыслу, три тома атласа должны были содержать более 300 листов общегеографических, исторических и, главное, экономических карт. При жизни автор успел напечатать и подготовить к изданию 37 карт.

Таковы истоки отечественной атласной картографии, отмеченной впоследствии замечательными произведениями (капитальными атласами мира, океанов, других планет), завоевавшими признание картографов всего мира.

Атлас - это систематическое собрание карт, выполненное по единой программе как целостное произведение. Это не просто набор карт под общим переплетом, а система взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга карт. Если отдельная карта рассматривается как пространственная модель какого-либо явления, то атлас предстает как модель целой географической системы. Система карт атласа делится на разделы, и в каждом из них есть основная и дополнительная карты, показывающие отдельные подсистемы (например, рельеф, почвы, климат) и компоненты (скажем, в подсистему карт климата входят карты осадков, температур, преобладающих ветров). Кроме того, есть карты, характеризующие взаимодействие компонентов (к примеру, взаимодействие ветров и океанических течений или взаимосвязь рельефа с геологической структурой). Также в атлас непременно включают карты интегральных характеристик, которые отражают результаты взаимодействий отдельных компонентов. К примеру, экологические карты дают представление о совокупном влиянии природных и социальных факторов на условия жизни людей. Есть в атласах и карты динамики геосистем, на которых показано направление переноса вещества и энергии, например перемещение отложений, водных масс, перевозки промышленных товаров и многое другое. Одним словом, изучая карты атласа, можно хорошо представить себе основные свойства географических систем и как они функционируют и взаимодействуют. Карты атласа удобно сопоставлять, сравнивать и накладывать друг на друга. При необходимости можно получить количественные сведения, провести математические корреляции и создать производные изображения. Атласы специально предназначены для таких работ. Как и положено энциклопедическим изданиям, они имеют многоцелевое назначение.

Для решения всех этих задач атлас должен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим его внутреннее единство:

  • в атласе должно быть минимальное число разных картографических проекций, желательно даже иметь одну проекцию, так как это упростит сравнение карт;
  • целесообразно использовать один масштаб для всех карт, а если это невозможно, то масштабы должны быть кратными; карты атласа следует составлять на единых базовых основах;
  • легенды разных карт, шкалы и градации необходимо взаимно согласовывать;
  • важно соблюдать на картах атласа единый уровень генерализации и одинаковую подробность в изображении явлений;
  • совершенно необходимо взаимно согласовывать карты разной тематики и устранять случайные расхождения в изображении контуров (при создании атласов согласование карт - основная забота картографов);
  • все данные атласа должны быть отнесены к одной дате, к единому временному интервалу;
  • карты должны иметь общие принципы оформления, общий стиль дизайна - это придает атласу единство.

Над атласами обычно трудятся большие коллективы специалистов - картографы, географы разного профиля, геологи, экологи и другие представители наук о Земле. Работа длится долго, много времени затрачивается на сбор материала и согласование карт. Зато хороший комплексный атлас служит многие годы и даже через столетия не теряет своего значения: ведь это - фундаментальный свод документов о состоянии географической системы на определенный временной срез.

По пространственному охвату атласы подразделяются на атласы планет (например, атласы мира, Венеры, Луны), континентов, океанов, крупных географических районов, государств, областей, городов. Возможны самые разные варианты таких атласов в зависимости от особенностей территориального деления по административным, политическим, историческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, охватывающие только полушарие («Атлас обратной стороны Луны»), атласы групп стран («Атлас Дунайских стран») и атласы небольших территорий и акваторий («Атлас южного берега », «Атлас »).

По содержанию атласы бывают общегеографические, физико-географические, социально-экономические, экологические, исторические, общие комплексные. Наиболее полезным с практической точки зрения является создание атласов по назначению, в соответствии с которым выделяют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учебные, туристские, дорожные, военные и т. п.

Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно отражающие общегеографические элементы — населенные пункты, рельеф и гидрографию, дорожную сеть и границы. Атласы особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются обширными указателями и другими справочными данными.

Научно-справочные атласы - капитальные картографические произведения, дающие наиболее полную и научно обоснованную (на современном уровне изученности) характеристику территории. Это те самые картографические энциклопедии, часто многотомные, о которых речь шла выше. Они содержат системное изображение территории и предназначены в основном для ученых, администраторов, органов планирования и т. п. Таков многотомный «Атлас океанов», «Физико-географический атлас мира», «Атлас ресурсов мира» и др.

Популярные атласы предназначены для массового читателя. Они общедоступны, и пользование ими не требует профессиональной подготовки. Они адресованы школьникам, изучающим родной край, туристам и краеведам, охотникам и рыболовам. В эти атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их картами достопримечательных мест и исторических памятников, картами туристских маршрутов. Такие атласы обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, подробными справочными данными.

Особую группу составляют военные и военно-исторические атласы , предназначенные для высшего командного состава и офицеров армии и флота. Кому случалось видеть эти замечательные издания, например старый — «Атлас РККА» или более новый «Атлас офицера», знают, каким высоким качеством отличаются эти издания. Они удобны в работе, строги по оформлению, насыщены справочными материалами по военной , экономике и природе стран мира, в них включены сведения по топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Национальный атлас — это картографическая энциклопедия страны. Он содержит разностороннюю характеристику природы и ресурсов, населения, истории и культуры, хозяйства и экологического состояния страны. Национальный атлас всегда создается государственными картографическими учреждениями и носит официальный характер. Национальный атлас отражает уровень развития страны, ее экономики, степень научного познания и картографического производства.