Золотое правило нравственности выражается суждением. Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Относись к другим так, как хочешь,

чтобы относились к тебе.

Да, да, все новое — хорошо забытое старое. Мы опять за свое. Вполне возможно, что вы не откроете для себя из этой статьи ничего нового, а может, нам всем повезет, и вы все-таки чему-нибудь научитесь.

Не судите, и не будете судимы;

не осуждайте, и не будете осуждены;

прощайте, и прощены будете. (1)

Не обижайте, и вы не будете обижены! (2)

В отличие от многих других универсальных истин, эту нужно понимать очень буквально. Вам нравится, когда вам хамят? когда на вас орут, обижаются, ругают, поднимают руку? когда вас забывают, плохо ухаживают, игнорируют в компании? когда не дарят цветов и подарков? когда не звонят по телефону и не интересуются, как дела? когда обманывают и предают? когда сплетничают и вставляют палки в колеса? когда не воздают по заслугам? когда не встречают с распростертыми объятиями и жалеют чашку чая? когда не платят зарплаты и увольняют с работы без основательных причин? когда ревнуют и подозревают, срывают гнев? когда отказывают в любви и уважении? Не нравится? Нам тоже. И вряд ли вы встретите человека, кому все это понравится. Тогда почему, черт возьми?!. (извините, но иначе наши эмоции не передать). Почему мы все знаем, как надо, но все время делаем наоборот?! Неужели все это необходимо объяснять взрослым людям?!

Заметки в пути. На первом курсе университета был семинар по психологии. Преподаватель поставил всех в круг. Взялись за руки. Один человек был вне круга. Преподаватель ему сказал: «Попробуй попасть внутрь круга». Он пытался, но никто его не пускал. А Рома пустил. Назовите хоть одну причину, по которой он не должен был этого делать. В правилах игры не оговаривалось, что человека пускать нельзя. Была лишь установка, что он должен попасть в круг.

Следующим попадать внутрь вызвался Рома. Он не «ломился». Он спокойно подходил и вежливо просил пропустить. В ответ были только усмешки, как будто он просил о чем-то неестественном или незаконном…

Да, инстинкт стадного чувства присутствует, но ведь никто не говорил, что нельзя пускать. А у человека есть задача по жизни – попасть в круг. Это условие не наносит вреда жизни окружающих. Он, человек, даже помогать ему не просит. Все, что нужно, – не мешать.

Почему мешают?! (4)

Не причиняй другому того, что могло бы

явиться причиной твоего страдания. (5)

Мы все хотим жить в чистоте и порядке, а сами только и делаем, что мусорим — «От одного окурка грязнее не станет», и безобразничаем — «Ну что, если я сейчас нарушу правило, подумаешь, это всего лишь один разок, да никто и не увидит». Не зря говорят «взрослые — те же дети». Посмотрите на малышей: вечная оглядка на соседа: «А почему мне надо убирать кровать, а Даше нет? А почему я, а не Петя?» Но им простительно — они осваивают законы общежития. И вот приходится объяснять, что все в этом мире начинается с тебя, с твоего отношения, и неважно, что делает Петя, Вася, Коля и весь мир в придачу, важно, ЧТО делаешь ТЫ и КАК ты это делаешь. Если ты будешь делать так, как надо, то, глядишь, и Вася подтянется и будет брать с тебя пример, а будешь все время оглядываться и сравнивать, то так никто и не начнет делать правильно. Сделай ты первый шаг, возьми ответственность за свой поступок. Помнишь крошку Енота? Мудрая мама ему говорила: «Брось палку и улыбнись тому, кто сидит в пруду, и ты увидишь, что произойдет».

Вы хотите, чтобы муж вас любил, лелеял, носил на руках? Простите, а вы сами искренно любите его, лелеете, на руках носите? Ну, ладно, хоть носки-то стираете? Вы требуете от ребенка уважения и послушания, а сами его независимую индивидуальность ни в грош не ставите, врываясь без стука в комнату, роясь в ящиках стола и читая дневники? Нечестно это как-то, вам не кажется? Вы настаиваете на уважении коллег, сплетничая и подсиживая? Ваши притязания просто смешны.

Валерий Грубин — Тане Юдиной:

— Как ни позвоню, вечно ты сердишься. Вечно говоришь, что уже половина третьего ночи. (6)

Вы хотите жить в счастье и довольстве, при этом желательно ничего не делать, кроме как проверять счета в банке и весело проводить время? Но для того чтобы вы так жили, должны работать, платить налоги, обеспечивать ваш быт десятки людей, иначе ваше «колесо фортуны» крутиться не будет. Интересно, почему такая несправедливость? А вы думаете, откуда берется классовая ненависть, возникают революции? Да, мир устроен согласно законам иерархии, и их пока никто не отменял, но это должно быть справедливое мироустройство, основанное на свободном независимом выборе и равноправном труде.

Кто не кормится собственной работой,

а заставляет других прокармливать себя,

тот людоед. (7)

Вам кажется, что вы чувствуете какую-то несправедливость со стороны внешнего мира? Остановитесь. У вас есть методика: если к вам так относятся, значит, и вы где-то позволяете себе лень и ложь, неискренность и неуважение (Принцип Прямой и обратной связи). Выясните, где и как. Начинаете понимать Иисусово «возлюби врагов своих»? Они вас бесплатно учат, указывают на недочеты. Так учитесь, это же ваша школа-жизнь и все результаты только ваши.

Каждый человек может быть для нас зеркалом,

в котором нам видны наши пороки, недостатки

и все то дурное, что есть в нас; но мы большей

частью поступаем при этом как собака, которая

лает на зеркало, думая, что она видит там не себя,

а другую собаку. (8)

— Как это у тебя получилось, что ты вдруг стала похожа на мальчика и я угадал твое имя?

— О, это все получилось у тебя самого. Как же ты, ученый господин, не понимаешь, что я потому тебе нравлюсь и важна для тебя, что я для тебя как бы зеркало, что во мне есть что-то такое, что отвечает тебе и тебя понимает? Вообще-то всем людям надо бы быть друг для друга такими зеркалами, надо бы так отвечать, так соответствовать друг другу, но такие чудаки, как ты, — редкость и легко сбиваются на другое: они, как околдованные, ничего не могут увидеть и прочесть в чужих глазах, им ни до чего нет дела. И когда такой чудак вдруг все-таки находит лицо, которое на него действительно глядит и в котором он чует что-то похожее на ответ и родство, ну, тогда он, конечно, радуется. (9)

Вы горюете об отсутствии в мире Божественной Любви, но не задаетесь вопросом, а какая любовь нужна Ему от вас. Соблюдение придуманных не Им обрядов и целование не изображающих Его икон? Вас бы это устроило? Так вот, чтобы требовать любви от Него, давайте для начала разберемся, а зачем вообще Он все это задумал, что Ему нужно от нас, человеков, а потом, уверяем, у вас не останется сомнений, любит ли Он людей или нет. Мы же можем сказать, что иногда диву даешься Его всепрощению и терпимости по отношению к нам.

Методика «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» верна всегда и во всем. Соблюдение Закона Любви (Лекция № 2.2.7.) и Принципа Постоянного контроля помогут вам увидеть ее и понять до конца. Потому что, как вы уже знаете, есть внутренний мир нашей индивидуальности со своими требованиями к внешнему, и есть внешний со своими требованиями к нашему внутреннему. И они, естественно, разнятся. И то, что нравится вам, может не устраивать ваших близких, или наоборот. Выяснить эти различия и договориться о взаимном уважении вам поможет только ваша ЛЮБОВЬ друг к другу.

Заметки в пути. Из контрольной работы ученицы МШСП:

Мне нравятся гладиолусы, и я бы хотела, чтобы мне их дарили. Но это не значит, что я должна всем моим знакомым и близким, к случаю и без, дарить мои любимые цветы. Кто-то к ним просто равнодушен, а у кого-то они, возможно, вызывают аллергию или какие-либо негативные ассоциации. В соответствии с заветом Иисуса, мне бы следовало узнать, какие цветы любит моя подруга, какие нравятся моей дочери, какие предпочитает моя невестка, и дарить им только эти цветы.

Примечания:

  1. Евангелие от Луки: 6, 37.
  2. Коран. – М.: «АНС-Принт», 1990. с. 59.
  3. Р.Карманец. Путь жизни. — СПб, МОО СП, 2003.
  4. Будда.
  5. С.Довлатов. Соло на ундервуде. //С.Довлатов. Собр. соч. в 3 т. — СПб, Лимбус-пресс, 1993, Т.3., стр. 262.
  6. Восточная мудрость.
  7. А.Шопенгауэр.
  8. Г.Гессе. Степной волк. //Г.Гессе. Нарцисс и Гольдмунд: Роман, повести. — СПб.: Амфора, 1999, стр. 208.

Тезисы:

¨ Не делай другому того, чего не пожелал бы по отношению к себе.

¨ «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».

¨ «Не обижайте, и вы не будете обижены!»

¨ «Человеку дано все, но он упорно издевается сам над собой».

¨ Не важно, что делают другие, важно, ЧТО делаешь ТЫ и КАК ты это делаешь.

¨ «Кто не кормится собственной работой, а заставляет других прокармливать себя, тот людоед».

¨ Все справедливо.

¨ Если к человеку относятся негативно, значит, и он сам где-то позволяет себе лень и ложь, неискренность и неуважение (Принцип Прямой и обратной связи).

¨ «Каждый человек может быть для нас зеркалом».

¨ Внутренний мир каждой индивидуальности со своими требованиями к внешнему миру и внешний со своими требованиями к внутреннему, естественно, разнятся. То, что нравится одному, может не устраивать другого, или наоборот.

Суть методики: если вы требуете от людей честного, уважительного, искреннего отношения, соблюдения Закона Любви — для начала соблюдайте его сами и будьте честными, уважительными, искренними. И в мыслях, и в словах, и в поступках. Хотите, чтобы заботились, — заботьтесь. Хотите прощения — прощайте. Хотите доброты и ласки — будьте сами добрыми и ласковыми. Какой стороной вы повернетесь к миру — такой и мир повернется к вам. Вспомните сказки об избушке на курьих ножках. И тут сложно провести прямые параллели, как ваше слово отзовется: ваш поступок может вернуться к вам в тысяче разных форм, и не только к вам, но и к вашим близким, связанных с вами одной кровью, читай, энергией.

Основная задача — осознать положение о неповторимой индивидуальности человеческой личности, следовательно, о неповторимых индивидуальных возможностях, целях, желаниях, приоритетах и т.д. А также о неповторимости каждого отдельного момента жизни. Необходимо избавиться от стереотипов. От стереотипов в оценке, в отношениях, в реализации. Жизнь дискретна и непостоянна, и нам необходимо учиться гибкости реагирования.

В любых отношениях с другими людьми, какими бы они ни были, важно учитывать как свои личные нужды и желания, так и оппонента. Закон Любви — честное, уважительное, искреннее отношение — исполняется и во внутреннем и во внешнем мирах. Внимательность и чуткость характеризуют человека, способного проникнуть во внутренний мир ближнего и поступать с учетом его необходимости. Посредством самопознания мы учимся понимать, а что же может происходить, что может чувствовать каждый человек в подобных ситуациях и что может требовать от других по отношению к себе. И с учетом Закона Любви учимся соответствовать моменту, удовлетворять его чаяния. Но при этом мы должны четко осознавать разницу между индивидуумами и учиться видеть именно того человека, который перед нами, а не себя в этой же ситуации. То есть проявлять великодушие.

Например, в обстоятельствах горя каждый ведет себя по-разному. Кто-то хочет и должен переживать все в одиночку, кому-то необходим ближайший друг, а кому-то и целая компания. Какой-то девушке достаточно ласкового слова, и она чувствует себя любимой и полностью счастлива, какая-то запрашивает более веские доказательства от избранника. Но ваша задача — доказать и завоевать свою любовь, вот и думайте, каким образом это возможно в случае именно с этой девушкой. Очень наглядно описал эту методику Толстой в байке «Старый дед и внучек»: старого, неловкого деда отсаживают от общего стола за печь, а маленький мальчишка начинает вырезать из дерева плошку на будущее жестоким родителям. Хорошо, сынок умный попался и родители вовремя спохватились, а то бы сами доживали свой век за печкой.

Вы хотите основать фирму и намериваетесь завоевать рынок. Вы хотите, чтобы ваш товар покупался, следовательно, важно предлагать людям то, что они будут покупать. И поэтому самый главный вопрос: существует ли спрос на предлагаемый вами товар или услугу? будет ли он востребован покупателем? ради кого и чего вы собрались трудиться? То есть проводится предварительный маркетинг. И только потом разрабатывается подробный финансовый план, составляются проекты, сметы и т.д. Чтобы не получилось так, что фабрика начнет выпускать зеленые ботинки, ибо это ваш любимый цвет, но потребитель-то нуждается в красных. Вы не учли мнение потенциального клиента — вся ваша затея пошла прахом, а с ней и деньги, и время жизни. Ведь вы сами не станете ходить в китайский ресторан, если вы не любите рис, пусть хоть китайцы жить без него не могут. Именно по этой причине во всех этнических ресторанах всегда в наличии блюда и местной национальной кухни.

И так во всем: прежде чем что-то затевать, задумайтесь на минутку: а как на вашу затею среагируют окружающие? Вопрос на засыпку: какая методика способна уравновесить эту мысль, дабы она не парализовывала вашу волю? Правильно: «Чем меньше значит мнение людей, тем ближе к Богу». Оглядываться-то оглядывайтесь, но не забывайте об индивидуальности ситуации, о том, что все, в конце концов, начинается с вашей совести.

Помните, что всему есть мера. И если вы все только вкладываете, вкладываете, вкладываете, положительно, положительно, положительно, а «избушка» поворачивается все больше задом, то задумайтесь, а то ли и туда ли вы вкладываете. Это не значит, что с момента осознания начнется сплошной негатив и любовь превратится в ненависть. (Кстати, если в наличии действительно Любовь, то она никогда, ни при каких условиях не превращается в ненависть. В равнодушие — да, но не в ненависть.) Нет, вы просто переориентируете свои вложения. Честность, уважение, искренность останутся, а вот мера трудозатрат изменится или вообще поменяется объект приложения усилий. Ведь, вкладывая только в убыточные предприятия и не получая никакой прибыли, долго существовать невозможно. Это противоестественно человеческой природе и нарушает меру Инстинкта Самосохранения.

Помните: любые изменения, любое реформаторство в силу стремления к сохранению устойчивого равновесия, стабильности и инерции покоя воспринимается в штыки. Люди не любят изменений, и даже к самым положительным и прогрессивным относятся без энтузиазма. И обсуждая с коллегами, друзьями, близкими новые проекты, стремитесь добиться для начала согласия, потом сознания, которые должны привести к эффективному сотрудничеству, а не насаждайте озарившие вас идеи насильно – как правило, это заканчивается неважно для всех чересчур активных реформаторов. А к чему претензии? Вы сами, в первую очередь, нарушаете Принцип Уважения и методику «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

В применении методик и данной в частности есть интересный момент. Допустим, вы принимаете правила игры, начинаете пользоваться методиками, думать о других больше, чем о себе, и трудиться больше, чем получать, тогда в итоге начинает происходить то, что иногда называют чудом. Однажды мир предоставит вам необычайные возможности: всем вокруг будет нельзя, а вам можно, для вас откроются небывалые горизонты. А когда еще было сказано: «Входите узкими вратами».

Темы для самостоятельной работы:

  1. Возможные практические варианты применения методики в бизнесе и межличностных отношениях.
  2. Приведите примеры печальных последствий нарушения данной методики.
  3. Кого и как вы любите?
  4. Что вы больше всего любите и больше всего не приемлете в себе и окружающих?
  5. «Почему мешают?!»
  6. «Как аукнется, так и откликнется». Приведите реальные примеры из своей жизни.
  7. «Кто не кормится собственной работой, а заставляет других прокармливать себя, тот людоед». Поясните.
  8. Уважительная мысль – уважительное слово – уважительный поступок.

_____________________________________________________________________________

«Золотое правило нравственности » - общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазийвыделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

    принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;

    принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;

    принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

    отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

    положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» - «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) - «правилом милосердия»

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»

В иудаизме

В Пятикнижии:«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное - пояснения; теперь иди и учись»

В христианстве

В Новом Заветеэта заповедь неоднократно повторяласьИисусом Христом.

    В Евангелии от Матфея(просто читать) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12),«люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20),«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40)

Также это правило неоднократно повторяли АпостолыИисуса Христа.

    В Послании к Римлянам:(просто читать) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10).

    В Деяниях Апостолов:(просто читать) «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августинписал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь. ».

Папа Григорий Девятыйв 1233 году в письме к французскому епископу указывал: Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi ("Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях").

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

Конфуций

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому». "

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Категорический императив Наблюдать за этой страницей Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона. Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке : «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум. В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет: Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. ...ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» - это фундаментальный канон, отражающий призыв морали. Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины. Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести - талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено - «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» - эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «"Золотое правило нравственности" - что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово - "взаимность". Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка - это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая - правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья - правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому - сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец - самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

«Алмазное правило морали»

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» - это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность - человеческую свободу.

Но все же (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона. Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму. Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте "золотое правило нравственности"», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

В жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.). Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20-30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов. Все эти события привели к одному плачевному итогу - гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат - негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей - это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США. Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено. Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег. Почему этого не произошло - официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране. И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

Вы наверняка слышали о золотом правиле. Многие считают, что успешные отношения основываются именно на нем. Я в этом не уверен. И вот почему. Золотое правило звучит так: «Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы они относились к вам ».

На первый взгляд, вполне достойный принцип с точки зрения этики и морали. Однако он не всегда уместен, когда вы общаетесь с людьми с разными особенностями характера. Представьте себе зрелого интроверта-мыслителя, который только что женился и переехал за город. Нужно ли с ним общаться так же, как с молодым чирлидером, который недавно развелся и устроился на работу в городе?

Не все хотят, чтобы вы относились к ним так же, как к себе.

Правило S.U.M.O. гласит: Относитесь людям так, как они хотят, чтобы к ним относились.

Мы все хотим, чтобы с нами обращались честно и уважительно. Но все равно к каждому можно найти индивидуальный подход. Он гарантирует более благоприятный результат. Так что постарайтесь мыслить шире и смотреть на вещи по-новому.

Подумайте, с кем вам стоит поговорить, помня о надувном мяче, и поразмышляйте над такими вопросами.

1. Подумайте, какие факторы определяют то, как ваш собеседник видит надувной мяч . Сколько ему лет? Влияет ли возраст на его мировосприятие? Что для него важно, какова его шкала ценностей?

Вспомните о четырех типах личности: чирлидер, опекун, капитан и мыслитель. Какие черты преобладают в вашем собеседнике?

Как ваш собеседник сейчас настроен? Может, он находится в состоянии бегемота? Или страдает из-за неправильного мышления? Или прекрасно себя чувствует? Опишите одним предложением его нынешнее состояние.

2. Как вы пытались понять его точку зрения и увидеть его сторону надувного мяча?

3. Ясно ли вы изложили свою точку зрения?

(Запомните, фраза «Я не обязан был что-либо говорить, ты должен был догадаться» означает, что вы снимаете с себя ответственность. Таким образом вы надеваете футболку жертвы.)

4. Если бы вам нужно было выбрать какое-нибудь одно действие для того, чтобы улучшить отношения с этим человеком, что бы вы предприняли?

(Ваша реакция на событие влияет на результат.)

Секрет жизненного успеха

Жизненный успех неразрывно связан с нашей способностью выстраивать с людьми хорошие отношения . Для того чтобы успешно взаимодействовать с другими, нужно попытаться их понять. Ваши отношения выйдут на новый уровень, если вы поймете, почему остальные воспринимают жизнь по-другому и действуют иначе.

  • Хорошие отношения - залог успешной жизни.
  • Помогайте другим людям добиваться своих целей, и тогда вы сможете достигнуть своих.
  • Два противоположных мнения не означают, что одно из них неправильно.
  • Помните о надувном мяче. Прекратите думать, будто ваша точка зрения - единственно верная. Начинайте смотреть на мир другими глазами.
  • На наше мировосприятие влияют четыре фактора: возраст; ценности; характер; настроение.
  • Понимать чужую точку зрения - не значит с нею соглашаться.
  • Люди с большей вероятностью попытаются вас понять, если будут чувствовать, что вы тоже стараетесь посмотреть на ситуацию с их точки зрения.
  • Прекратите ждать, что кто-то другой возьмет инициативу в свои руки. Сами становитесь миротворцем.

См. в Библиотеке : Пол Макги. S.U.M.O. Заткнись и делай .


«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.