Источники географической информации. Список литературы по географии

Это последняя моя статья из серии, посвященной несвойственной для меня работе методиста. Статья чрезвычайна актуальна и своевременна. Ситуация с созданием школьных исторических карт и атласов сейчас такова, что назначенные или, вернее, прикормившиеся при этом деле авторы творят, что заблагорассудится, совершенно уже не обращая внимание ни на школьную программу, ни на историческую истину, ни на здавый смысл. Примерами отвратительного картографического решения школьных атласов могут служить творения Перзашкевича с Авдеевым, а точнее - только первого, так как второй вообще ничем себя не утруждал. Посмотрите атлас истории Беларуси 16-18 вв. и вы в этом убедитесь. В ближайшем будущем опубликую свою рецензию на этот атлас.

Продолжение:

Дидактические и психолого-педагогические требования к содержанию и оформлению учебных карт и атласов по истории для общеобразовательных учреждений // Веснік адукацыі. № 12. 2009. С. 19–24.

В.Н. Темушев

Дидактические и психолого-педагогические требования

к содержанию и оформлению учебных карт и атласов по истории

для общеобразовательных учреждений


Процесс обучения истории в школе непрерывно сопровождается использованием такого наглядного учебного пособия, как карта. При этом карта, представляемая в виде отдельного пособия (настенная, в сборнике карт - атласе) или включенная в состав учебника, служит не только вспомогательным средством обучения (сопровождение рассказа учителя, иллюстрация каких-либо событий и явлений), но и как самостоятельное средство обучения и воспитания.

В условиях современной школы, испытывающей процесс модернизации, использование таких наглядных средств обучения, как карты как никогда актуально. Прежде всего, в связи с колоссальным увеличением информационного потока, обрушивающегося на современного человека (в том числе на ученика и учителя), чрезвычайной загруженностью учащихся и крайней сложностью для учителя выбрать необходимую и полезную информацию, учебное наглядное пособие решает проблему предоставления большого количества информации в интересном, легко запоминающемся виде (когда в процессе обучения одновременно задействованы органы слуха и зрения, эффективность его значительно возрастает). Так, например, учителю достаточно лишь указать на какое-либо событие или явление на карте (военный поход, распространение народного движения и т.д.), а ученики получат о нем значительно большее представление (обратив внимание через какие пункты, в каком направлении осуществлен поход, удачный или нет, места произошедших битв; территорию, охваченную народным движением, включенность в него государств и народов и т.д.), зафиксируют в пространстве и хорошенько запомнят. Таким образом, карта позволяет снять необходимость пространных рассказов, высвобождая время для изучения других не менее важных тем. В то же время, изменение формы подачи учебного материала происходит не в ущерб процессу обучения, а наоборот, учебный материал лучше усваивается и на более долгий срок запоминается учащимися.

Кроме того, воздействие карты таково, что учащиеся с интересом (к сожалению, все более редким для современной школы) обращаются к изучению истории, самостоятельно рассматривают карту, знакомятся с теми событиями, политическими деятелями и т.д., которые упоминаются или чья деятельность отражается на карте, и делают это уже не только в рамках школьного курса, но и далеко за пределами карты и учебника. Таким образом, применение в процессе обучения карты стимулирует стремление учащихся к самостоятельной работе, приобретающей не только характер заинтересованности, любознательности, но и приводящей от стремления к знаниям к исследовательскому поиску.

В совокупности такие учебные наглядные пособия, как карты формируют у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, историческое мышление и сознание, познавательную самостоятельность и творческую активность.

Не следует забывать, что исторический процесс проходит не только во времени, но и в пространстве. Поэтому многие исторические события и явления могут быть поняты только в соотнесении их с местом протекания или условиями окружения (с географической средой). Средством, позволяющим продемонстрировать ход событий, выявить связи, обобщить какие-либо явления и процессы, служит историческая карта.

Учебное наглядное пособие - карта предназначено, таким образом, для использования в учебном процессе в качестве естественного помощника учителя, позволяющего ему, экономя время, с большей эффективностью построить свой рассказ, обеспечить объяснение и усвоение материала.

Актуальность разработки критериев и требований, предъявляемых к создаваемых картам и атласам по всемирной истории и истории Беларуси для общеобразовательной школы, в настоящее время очень высока. Возникла ситуация, когда авторы при создании карт и атласов руководствуются своими собственными представлениями о том, какими они должны быть, то есть концепция, внутреннее содержание, оформление карт и атласов строятся исключительно на произволе их создателей. К сожалению, встречаются случаи полного пренебрежения элементарными требованиями, предъявляемыми к созданию карт и атласов. Так, некоторые авторы не считают необходимым приводить в соответствие внутреннее содержание и структуру карт и атласов с учебной программой и материалом учебника, создают фактически самостоятельные учебные пособия, которыми, при всем желании, учащиеся не смогут пользоваться, и с помощью которых учителя не найдут возможности проиллюстрировать ход урока, дать задание по текущей теме.

Таким образом, разработка требований и критериев для анализа и создания учебных карт и атласов по всемирной истории и истории Беларуси должно иметь не только теоретическое значение, но и стать непременным практическим руководством для авторов, которым поручается столь ответственное дело.

Ко всем видам картографической продукции предъявляется комплекс педагогических, психологических и технических требований.

Особое значение имеет соблюдение стандартных дидактических требований, предъявляемых к традиционным учебным изданиям (научность, доступность, систематичность и последовательность изложения материала, наглядность в представлении информации, обеспечение прочности усвоения знаний и т. д.), но кроме них выдвигаются требования, присущие такому специфическому учебному пособию, как карта.

1. Строгое соответствие содержания карт учебной программе и материалу учебников.

Данное требование является приоритетным и в связи с этим обозначено первым. Несмотря на высокий статус картографических изданий в образовательном процессе Республики Беларусь - они приравнены к учебным пособиям - карта (и атлас) должна выполнять, прежде всего, функцию иллюстрации учебного материала, представленного в учебнике или же объясняемого в ходе урока учителем. В случае полной самостоятельности карты, ее несоответствия хронологическим рамкам темы, а внутреннего содержания - материалу школьного параграфа, необходимость такого учебного пособия, возможность его использования в процессе обучения могут стать очень сомнительными. Карта должна иллюстрировать тот материал, те события, процессы и явления, которые указаны в школьной программе и содержатся в тексте учебника. В противном случае карты и атласы не будут способствовать образовательным целям, запутают и учителя, и учащихся. Представляется, что произойдет элементарный отказ от использования такого рода учебных пособий.

В то же время, значительным подспорьем в процессе обучения истории служат те карты и атласы, которые наглядно отражают ту информацию, которая изложена в учебнике. Безусловно, содержание карт вынужденно выходит далеко за рамки той информации, которую содержит учебник. Показаны города и государства, которые в учебниках даже не упоминаются, отражены изменения границ, которые в учебниках, естественно, не описываются. Тем не менее, на картах следуют применять ту же терминологию, что и в учебнике, то же хронологическое деление, учитывать приоритет тех событий, которые описаны в учебниках, чтобы карта не оказалась перегруженной, а второстепенные события не заслонили главные. Особенно это касается карт и атласов по истории Беларуси. Не следует их превращать в пособия по истории тех государственных образований, в состав которых в то или иное время входили белорусские земли.

2. Учет возрастных особенностей

Учет возрастных особенностей - одно из основополагающих педагогических требований, предъявляемых к созданию учебных пособий. Опираясь на него, следует регламентировать состав, содержание и нагрузку карт, устанавливать обоснованные объемы содержащейся в картах информации, определять наиболее благоприятный для восприятия различными возрастными группами учащихся внешний вид карт, цветовую схему, размер различных элементов (шрифты, значки, линии границ и т.д.). Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения на листе различных элементов карты (легенда, врезки, название), заставляют учитывать уровень развития абстрактного мышления, соразмерять смысловую нагрузку с возможностью ее анализа со стороны учащегося.

Так, карты в 6-7 классах должны быть достаточно просты, число элементов в них должно соответствовать способности учащихся адекватно воспринять их. При первом же визуальном восприятии карты учащиеся должны иметь возможность полностью держать ее в поле зрения. При этом нужно учитывать пределы кратковременной оперативной памяти учащихся. Очень важно в условиях современной школы правильно выбрать масштаб карты, величину шрифтов и значков. Дело в том, что ученики, сидящие даже на первых партах в классе не всегда способны разглядеть на настенной карте даже основные элементы. В связи с этим возможен новый подход к созданию настенных карт, при котором основным становится упор на информацию, имеющую не текстовый и значковый характер, а реализуемую с помощью цветовых пятен, крупных объектов. Большое значение также приобретает самостоятельное изучение карты.

При этом сама карта должна быть максимально доступна для понимания, она не должна содержать сложных, неоднозначно интерпретируемых или плохо различимых элементов. Психологами обнаружено также, что заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. Поэтому важно, особенно при работе с картами, дать целостное понимание обусловленности присутствия в наглядных конструкциях всех их элементов и складывание их в единое целое.

Таким образом, при работе над картой необходимо учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Это и упрощенная лексика, и нечрезмерная насыщенность событиями, легкие для понимания и соответствующие уровню восприятия учащихся разного возраста. Необходимо применять большие значки, контрастные, но в то же время, мягкие, не раздражающие зрение цвета, крупный четкий шрифт и т.д.

3. Соблюдение принципа наглядности

Требование соблюдения данного принципа очень важно для подготавливаемой для школ картографической продукции. Карты, используемые на уроках истории в общеобразовательных учреждениях, должны быть в наибольшей степени адаптированы для визуального восприятия учащимися. Здесь имеется в виду: яркость (но не чрезмерная) изображения, размещение в удобном для восприятия месте, оптимальный масштаб, четкая фиксация надписей и специальных знаков и символов, контрастное выделение отдельных элементов, эргономичность и т.д. В этой связи представляются неприемлемыми иногда встречающиеся карты по всемирной истории и истории Беларуси, в которых основные события налеплены в центре карты, а при этом основная ее площадь практически лишена внутреннего содержания (например, карта «Гуситские войны (1419-1434 гг.» из атласа «История средних веков. 6 класс»).

Наиболее полно принцип наглядности должен реализовываться в настенных картах. Именно в них особое значение приобретают продуманность размещения легенды к карте, отдельных врезок к ней, выбор размера шрифта, цветовой палитры и т.д.

Соблюдение данного требования при составлении карт важно еще и потому, что от ее восприятия во многом зависит отношение учащихся как к предмету истории в частности, так и к учебе вообще. Плохо сделанная карта, вызывающая непонимание и даже раздражение у зрителя в итоге может привести к отчуждению от самого курса истории, сформировать негативное отношение к родине и государству.

Кроме того, следует заметить, что при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

4. Создание карт и атласов с учетом принципа научности

В случае применения в учебном процессе картографического материала требование соблюдения принципа научности имеет особое значение, поскольку составляющее карты внутреннее содержание может долго удерживаться в памяти учащихся и, в связи с этим, накладываться и сочетаться с другим изучаемым материалом. При создании карт необходимо учитывать достижения исторической науки, использовать только проверенные данные, основанные на аутентичных и наиболее непротиворечивых источниках. Не нужно вводить в наглядные пособия спорные, дискуссионные и оригинальные представления тех или иных историков об изучаемых событиях, явлениях и процессах. При этом необходимо избегать того, чтобы карты превращались из научных по содержанию в наукообразные по форме.

Создание учебных карт идет вслед за публикацией научной и научно-популярной картографической продукции. Именно оттуда черпают авторы материал для своих карт. Однако в настоящее время развитие исторической географии в Беларуси только начинает развертываться. Примером здесь может служить раздел «История» Национального Атласа Беларуси, в котором далеко не все периоды истории Беларуси проиллюстрированы на должном научном уровне и, кроме того, совершенно отсутствуют целые пласты исторического развития нашей страны. В нем мы не найдем ни экономики, ни культуры, ни религиозной жизни наших земель в прошлом. На настоящий момент с большой долей уверенности можно сказать, что и в России издание исторических карт и атласов находится не на должном уровне (в основном заимствуются советские наработки), а на Западе исторические карты создаются на иных принципах (схематизм, приоритет показа процессов, обобщения и т.д.), несовместимых с целями обучения. На что же ориентироваться нашим авторам при составлении карт?

Безусловно, сами авторы карт могут заняться научными поисками. Ведь даже учебная карта - место для научных изысканий, и они, последние, ничуть не мешают основному содержанию карты, не загружают ее, не мешают восприятию. Дело в том, что, например, границы могут быть точно проведены на карте, а могут и условно - это не изменит восприятие карты в целом. То же и по локализации населенных пунктов, событий, сражений и т.д. Их точность как бы и не обязательна. Она уже относится к серьезности отношения автора к создаваемой карте. Тем не менее, вне зависимости от точности воспроизведения местоположения границ, событий, населенных пунктов, восприятие карты будет одинаковым, даже, может быть, лучшим в случае упрощения и обобщения.

Однако, следует заметить, что проблема создания учебных карт может быть решена только при наличии добротного уровня развития исторической науки и, прежде всего, ее специальной дисциплины, исторической географии у нас в стране. В связи с этим следует заметить, что уже вышел в свет первый том "Вялікага гістарычнага атласа Беларусі", материал которого, несомненно, станет значительным подспорьем, образцом для создания серии атласов и карт, предназначенных для образовательных целей.

5. Следование принципу систематичности при создании атласов и оформлению карт

Требование соблюдения принципа систематичности применительно к созданию карт по истории выражается в хронологической последовательности отраженных на них событий, явлений и процессов, что реализуется, прежде всего, в условных обозначениях (легендах) к карте. Хронологическая последовательность подразумевает постепенность и поступательность отражения на карте исторических событий и явлений, что обеспечивает легкость их понимания и запоминания в целом. Разрыв связи в последовательности изложения учебного материала в общем приведет к полной несогласованности внутреннего содержания карты.

Принцип систематичности применительно к созданию перечня карт в атласах по истории выражается в хронологической последовательности компоновки карт от самой ранней истории вплоть до современности. Хронологическая последовательность подразумевает взаимосвязь последующей карты с предыдущей не только во времени, но и в отображении географических регионов. Разрыв связи того и другого (времени и пространства) в общем приведет к несогласованности карт между собой.

Принцип систематичности является непременным атрибутом при составлении учебных карт по всемирной истории, а тем более - истории Беларуси, в которой, как правило, фигурирует один и тот же регион. Тем не менее, систематичность при создании настенных карт должна быть также характерна. Например, серия карт, посвященная истории европейских стран, должна основываться на хронологической и территориальной преемственности.

Представляется совершенно естественным начало изучения курса истории с древнейшего периода и хронологическая последовательность прохождения курса истории до современного периода. Методически оправданным также является одновременное параллельное по времени прохождение курсов всемирной истории и истории Беларуси. Именно в таком случае лучше осознаются те события и процессы, которые происходили как в целом в мире, так и конкретно в нашей стране.

Принцип систематичности важен также при формировании картографического и топонимического содержания карт. Так, например, необходимо строго следить за соответствием названий населенных пунктов своему времени и территориальных изменений происходящим событиям.

6. Учет принципа доступности для понимания

Карты, которые учитель может предложить на уроках истории, в общих чертах, в основных принципах их построения должны быть знакомы и понятны учащимся. В предшествующий опыт учебы школьников должны «вписываться» внешний вид и внутреннее наполнение наглядных конструкций. Рассматривая карты, которые являются условным отображением местности и происходивших на них событий, они должны понимать те принципы, по которым нанесены реки, границы, пунсоны (условные знаки, определяющие места расположения населенных пунктов) и т.д. В обычной карте учащиеся в полной мере должны представлять, что стрелками обозначены направления походов, миграции населения, фоновыми заливками - принадлежность территории к тому или иному государству, заштрихованные области - присоединение территорий к какому-либо государству и т.д. Типичность и однотипность карт облегчает их понимание учащимися, которым не нужно дополнительно объяснять смысл того или иного элемента карты и можно сосредоточить их внимание только на внутреннем содержании наглядных средств обучения, помогающих изучить новую тему.

7. Учет закономерностей восприятия информации

Восприятие учебной визуальной информации, представленной на картах, будет эффективным, если эта информация учитывает основные закономерности её переработки на различных уровнях: сенсорный уровень (обнаружение объекта, оценка его общих характеристик); перцептивный уровень (анализ, синтез, выделение частей, выявление отношений и взаимосвязей между частями и целым, структура, формы, фигура и фон, число объектов 7±2, уровни 3-5); операциональный уровень (фиксируются операции, отношения, осуществляется оценка, активно включается мышление).

8. Соответствие эстетическим и этическим критериям

Учебная визуальная информация на картах должна соответствовать эстетическим критериям (отвечать композиционным требованиям: симметрии, ритму, ракурсу, контрасту и локализации смыслового центра, перспективе и колориту) и этическим критериям (соответствие содержательным и формальным нормам морали). В связи с этим представляется, что создание карт - это не механический процесс нанесения определенного количества элементов на лист бумаги, но и творчество, направленное на совершенствование восприятия карты, создание положительных эмоций при изучении карты и, благодаря этому, - формирование позитивного отношения к предмету истории и процессу обучения в целом.

9. Стремление к созданию условий для прочности усвоения знаний

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. Традиционно считалось, что обучение должно основываться на произвольном запоминании, что имеет свои основания. Однако к настоящему времени замечено, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Понимание этого увеличивает значение карт, так как их использование поднимает уровень непроизвольного запоминания. Тем не менее, интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не следует давать прямых заданий или указаний: лучше заинтересовать учащихся, время от времени «подогревать» возникший интерес, время от времени обращая внимание на карту.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. В этой связи должно быть построено и содержание учебных карт и атласов.

10. Требование соблюдения принципа сознательности обучения

Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности . Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др. Собственная познавательная активность также является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Представляется, что применение в обучении карт естественным образом стимулирует познавательную активность учащихся и формирование сознательности обучения. Ничто так не способствует возникновению сознательности обучения, как творческая активность. Применение в процессе обучения настенных карт, контурных карт развивает творческое мышление, приводит к устойчивому позитивному отношению учащихся к процессу обучения в общем и истории, в частности.

11. Ориентация на формирование патриотических чувств, любви к родине

Такой школьный предмет, как история в наибольшей степени ориентирован на формирование у учащихся патриотических чувств, любви к родине. При этом карты и атласы, в которых в наглядной форме отражено славное прошлое белорусских земель или показаны бедствия, которые обрушивались на наши земли, формируют гордость за свою страну, сочувственное отношение к ее народу.

12. Функциональная пригодность

В связи с несоблюдением ряда требований, перечисленных выше, может возникнуть вопрос о функциональной пригодности карт и атласов, предназначенных для применения в процессе обучения всемирной истории и истории Беларуси. Так, одно лишь несоблюдение требования соответствия учебной программе и материалу учебника сделает наглядную, научнообоснованную, доступную для понимания и т.д. карту функционально непригодной для использования в процессе обучения. В качестве примера можно привести подготовленный к печати, но так до сих пор и не изданный, Атлас истории Беларуси XVI-XVIII вв. Атлас был выполнен сотрудниками Белкартографии на высоком уровне, но на этапе рецензирования возникли большие сомнения о его функциональной пригодности в связи с несоответствием учебной программе и материалу учебника, а также и по другим причинам (соблюдение принципа наглядности, доступности для понимания, научности и т.д.).

13. Практичность

Как и к каждому продукту, произведенному человеком для определенных целей, к карте и атласу должно быть предъявлено требование практичности. Это требование дает понимание того, насколько представленная форма реализации карты удобна для использования в качестве учебного пособия в процессе обучения (как для учителя, так и для ученика). Следует признать, что тот вид, в котором в настоящее время издаются настенные карты, неудобен для использования в школе. Настенная карта представляет собой, как правило, два листа, которые учителю необходимо самостоятельно склеить, снабдить рамкой и для лучшей сохранности заламинировать. Представляется, что все это должно быть сделано уже на уровне подготовки карты к изданию, а школе достаться не полуфабрикат, а готовый к использованию продукт. Также и атласы имеют определенные недостатки. Они представляют собой издания по формату намного большие, чем учебник, они неудобны для переноски, легко изнашиваются.

Итак, создание учебных карт и атласов по истории для общеобразовательных учреждений должно быть подчинено нуждам обучения, школьной программе, специфическому восприятию учащихся и т.д., что, впрочем, не исключает и строгого научного подхода к работе над ними. Несмотря на то, что процесс издания учебной картографической продукции выглядит организованным и налаженным, в ходе подготовки и использования настенных карт и атласов существует ряд проблем. Для их решения требуется пересмотр представления о сущности учебной исторической карты, изменение отношения к авторству карт и разработка научнообоснованных требований к содержанию и оформлению учебных карт и атласов.

Литература

1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М., 2004.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие. М., 2007.

4. Миницкий Н.И. Методы построения научного и образовательного исторического знания. Мн., 2006.

5. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2006.

Класс 7 «Б» Дата 7.09.16г.

Учитель географии: Какенова Гулим Сериковна.

Тема: Карты материков и океанов. Практическая работа №1 «Характеристика карт атласа по плану».

Цель: дать краткие сведения о картах, используемых в процессе изучения природы материков и океанов, об их группировке по содержанию, а также об использованных на этих картах проекциях и имеющихся в них искажениях.

Задачи: Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение содержания карт, картографических проекций, систему условных знаков;

Развивающая: Сформировать у учащихся навыки работы с картой; развитие мышления школьников; развитие кругозора; сформировать умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения к труду ученых-картографов, трудолюбие.

Тип урока: урок-практикум.

Наглядные пособия: карты полушарий, несколько тематических карт, карты атласа.

Время: 45 мин.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний/пересказ

    Объяснение новой темы

    Закрепление/практическая работа

    Дом.задание

    Оценки за урок/подведение итогов/

    Рефлексия

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний: опрос домашнего задания.

3. Объяснение новой темы:

Загадка для учащихся : я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно –

На одном листе бумажном.

(географическая карта)

Тема сегодняшнего урока – «Карты материков и океанов». Карта – уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, содержащее данные в соответствии с темой и назначением.

Типы карт

Группы карт

1.По охвату территории

1.карты полушарий и мира

2. материков и океанов

3. государств и их частей

1. физическая карта мира

2. физическая карта Африки

3. физическая карта США

2. по масштабу

1. мелкомасштабные

2. среднемасштабные

3. крупномасштабные

1. физическая карта мира

2. карты материков

3. карты стран

1. общегеографические

2. тематические

1. физические карты

2. климатические карты, карты природных зон

4. по назначению

1. научно-справочные

2. учебные

3. туристические карты

В зависимости от содержания географические карты делятся на общегеографические и тематические. Общегеографические карты отображают с одинаковой потребностью природные и социально-экономические объекты (рельеф, растительность, реки, озера, водохранилища, населенные пункты и т.д.). На тематических картах обычно наиболее полно раскрывается какая-нибудь одна тема (почва или геологическое строение, климат или рельеф, растительность или население и т.д.), входящая в содержание общегеографической карты, или отображаются компоненты, которые не показываются на общегеографических картах. Часто тематические карты содержат несколько взаимосвязанных компонентов – их называют комплексными. В географии материков и океанов используется много карт.

Глобус – уменьшенная во много раз модель Земли. Для того чтобы перенести с глобуса на карту точное изображение земной поверхности, используют картографические проекции – способы перенесения поверхности эллипсоида или шара на плоскость с помощью точных математических расчетов. Суть картографических проекций состоит в том, чтобы наилучшим образом «спроектировать» реальную сферическую поверхность планеты на плоскость, учитывая при этом все искажения и сводя их к минимуму. Классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов. В зависимости от величины и характера искажений различают несколько картографических проекций: равноугольные, равновеликие и произвольные.

Проекции классифицируются также по виду вспомогательной поверхности, используемой при переходе от эллипсоида или шара к плоскости карты. Самые распространенные проекции – цилиндрические, конические, поликонические и азимутальные.

Система условных знаков является основным средством изучения карты. На карте с помощью условных знаков изображают различные объекты и явления. Существуют несколько видов условных знаков: масштабные или контурные знаки, внемасштабные, линейные, пояснительные.

4. Закрепление знаний/ п рактическая работа №1 «Характеристика карт атласа по плану».

План характеристики карт атласа:

План записывается в тетради и на доске.

1. Прочитай название карты.

2. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?

3. При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.

5. Домашнее задание: пересказ параграф 3, стр. 14-18.

6. Оценки за урок

7.Рефлексия: понравился ли вам урок? Чем понравился? Какие изменения вы хотели бы внести на следующий урок?

Подобно картам, атласы подразделяют по пространственному охвату, выделяя атласы планет (мира, Венеры, Луны), континентов, океанов, крупных географических районов, государств, областей, городов. Возможны самые разные варианты группировки атласов по административному делению, политическим, историческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, охватывающие полушарие (Атлас обратной стороны Луны), атласы группы стран (Атлас Дунайских стран), небольших территорий и акваторий (Атлас Южного берега Крыма, Атлас озера Байкал).

Атласы общегеографические

Атласы физико-географические:

геологические

геофизические

климатические

океанологические

гидрографические

почвенные

ботанические

зоогеографические

медико-географические комплексные

физико-географи ческие

Атласы социально-экономические:

населения промышленности сельского и лесного хозяйства культуры

политико-административного деления

комплексные социально-экономические

Атласы эколого-географические:

факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты последствий воздействия и загрязнения среды экологических ситуаций условий жизни населения экологической безопасности

Атласы исторические:

Древнего мира средних веков новейшей истории военно-исторические

Атласы общие комплексные

Классификацию атласов по содержанию обычно сочетают с делением их на комплексные, включающие широкий набор карт природы, населения и хозяйства, отраслевые (например, геоботанические) и узкоотраслевые (например, атлас ареалов лекарственных растений).

Наиболее полезной с практической точки зрения является группировка атласов по назначению, в соответствии с которой выделяют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учебные, туристские, дорожные, военные и т.п.

Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно передающие общегеографические элементы: населенные пункты, рельеф и гидрографию, дорожную сеть, границы. Атласы этого типа особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются обширными указателями и другими справочными данными.

Прекрасным примером картографических произведений этого типа стал упоминавшийся выше российский справочный Атлас Мира, вышедший 3-м изданием в 1999 г. Его структура характерна для капитальных справочных атласов этого типа. Атлас состоит из восьми разделов: карты мира, России, зарубежной Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании, Арктики и Антарктики, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В нем помещены также карты крупнейших городов мира. Масштабы основных карт - от 1:1 250 ООО до 1:7 500 ООО. Карты регионов России приведены в масштабе 1:2 500 ООО, а в некоторых случаях - 1:1 500 ООО. Москва и Санкт-Петербург показаны в масштабе 1:250 000. Особое место в Атласе отведено крупномасштабным картам (от 1:25 000 до 1:1 000 000) густонаселенных и важнейших промышленно-экономических районов мира таких, как Рурская область, Средняя Англия, Центральная Япония, Среднеатлантичес-кий район США и др. Одновременно издан идентичный том Атласа Мира на английском языке.

Атласы научно-справочные- капитальные картографические произведения, содержащие наиболее полную и научно достоверную характеристику территории. Часто это многотомные издания, которые дают системное представление о территории. Они предназначены в основном для ученых, администраторов, органов планирования и т.п. Таков отечественный многотомный Атлас Океанов, первые три тома которого были изданы в 1974, 1977 и 1980 гг. (рис. 9.7), Физико-географический атлас мира (1964), Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (1997) и др.

Выдающимся произведением российской и мировой картографии стал атлас «Природа и ресурсы мира», созданный Российской академией наук в 1999 г. (рис. 9.8). Над ним почти 10 лет трудились свыше 300 ведущих специалистов в области наук о Земле. В 2-томном атласе большого формата (35 х 49 см) представлены самые современные научно обработанные картографические материалы по географии и геологии нашей планеты, включая такие сферы знания, как минералогия, почвоведение, метеорология и климатология, экология, биология и медицинская география. Атлас насыщен космическими снимками и сопровождается географическими описаниями.

Популярные атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны, а пользование ими не требует профессиональной подготовки. Они адресованы школьникам, туристам, краеведам, охотникам и рыболовам. Поэтому в атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их картами достопримечательных мест и исторических памятников, туристских маршрутов. Такие издания обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, справочными данными. К этой группе близки школьно-краеведческие атласы, предназначенные для учащихся, изучающих родной край, а также для путешественников и краеведов.

Четко выделяется группа учебных атласов, ориентированных на применение в начальной, средней и высшей школах.

Набор карт в таких атласах, степень их подробности и глубина раскрытия тем определяются соответствующими учебными программами.

В последние годы большую популярность приобрели туристские и дорожные атласы. Они нужны автолюбителям, спортсменам, туристам. В них подробно показывают туристские объекты, сеть автомобильных и железных дорог, размещение кемпингов и мотелей, пешеходные, водные и иные туристские маршруты.

Особую группу составляют военные и военно-исторические атласы, предназначенные для высшего командного состава и офицеров армии и флота. Они удобны в работе, строги по оформлению, насыщены справочными материалами по военной географии и истории, экономике и природе стран мира, в них включены справочные сведения по общей топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Атласы можно классифицировать и по иным признакам, например по формату и способу брошюровки. Выделяют атласы настольного формата- большие фолианты, пользоваться которыми можно только, держа их на столе. Большинство атласов имеют книжный формат. Существуют также малые (карманные) и миниатюрные атласы, и эти последние более всего ценятся за свое полиграфическое изящество.

Обычно атласы брошюруются в переплете, но бывает, что их издают в виде отдельных листов в общей папке или в коробке размером с чемодан и на металлических запорах. Листы карт атласа удобно использовать для сравнения и взаимного сопоставления. Но главное, для такого атласа всегда можно выпустить новую дополнительную карту или обновить в переиздании устаревшую. Национальные атласы некоторых стран издают именно таким образом. По мере выхода в свет новых карт подписчики атласа приобретают их и складывают в общую папку. Издание и обновление карт атласа может продолжаться много лет.

В наши дни, наряду с традиционными бумажными, широко используют компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и даже виртуальные, размещенные в сетях телекоммуникации.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии »

По теме:

Школьные карты и атласы: особенности и виды

Исполнитель:

Феньшина Ольга Сергеевна

Новосибирск 2017год

Введение……………………………………………………………………2

Классификация карт по общности показателей…………………………2

Аналитические карты……………………………………………………..2

Синтетические карты……………………………………………………….3

Комплексные карты………………………………………………………..4

Особенности школьных карт………………………………………………7

Заключение ………………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………11

Введение

География играет огромную роль как в образовательном процессе так и в жизни человека. Ну а в изучении данной науки большую роль играют карты и атласы, и данная статья поможет более расширенно это рассмотреть. География – является очень древней наукой. Истоки этой науки ведут еще с эллинской эпохи. Так же как и другие дисциплины, география редактировалась испокон веков, преображалась и выстраивалась в интереснейшую науку. В современном мире у школьников изучение географии, помимо банального заучивания терминов, целиком и полностью зависит от того есть ли у ученика географические карты. Школьные карты, как правило, представлены огромными настенными атласами или небольшими удобными, подобные журналам, которые легко умещаются в портфеле у школьников. ...

Без них не обходится ни одного урока географии и вплоть до старших классов школьные атласы и карты всегда на вооружении учеников. Самое главное и отличительное достоинство атласа заключается в том, что весь мир помещается на 15 страницах, которые часто ярко проиллюстрированы с обильным количеством картинок или фотографий изучаемой местности или страны. Школьные карты по географии довольно просты в использовании. Как правило, школьный атлас состоит из страниц с: тематическими картами, иллюстрациями, заданиями для выполнения учениками и условными обозначениями. Ученики очень легко разбираются и без особых затруднений выполняют задания учителей. Задания представляют собой всем знакомую раскраску, только вместо картинки карта, и определенные требования для ее закрашивания. Либо на чистую карту наносятся условные обозначения для определения тех или иных параметров местности, а так же это все может объединиться в одном задании. Атласы в школе бывают нескольких типов. ...

1. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ ПО ОБОБЩЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров – все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы – так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения

Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте – внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 3.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом – главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая – яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну – цветовой шкалой, а другую – штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы – т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример – метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. – в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства – синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты
динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты – обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, удоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты – карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты – отражают предсказания и выявления неизвестных явлений на основе других, хорошо известных. Например, индикационные карты растительности используются для выявления тектонических разломов, отдельные виды растений являются индикаторами для ряда полезных ископаемых, некоторые ареалы животных указывают на места распространения определенных болезней людей.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.)

Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами – применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север – вверху, юг – внизу).



Заключение

Школьные географические атласы – главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.

Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Список литературы

    Виноградов Н. В. Карты и атласы / Под ред. проф. М. С. Боднарского и инж. М. П. Мурашова. - М.; Л.: 1941. - 192 с., ил., карт.

    Сваткова Т. Г. Атласная картография. Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 208 с.

    Кусов В. С. Памятники отечественной картографии. - М.: 2003. - 146 с.

Школьный атлас. Глава третья.

Общая характеристика позвоночных.

К позвоночным, или черепным, относятся хордовые, которые имеют черепную коробку, предохраняющую головной мозг; последний является разрастанием переднего конца нервной трубки. Кроме того, как следует из их названия, они имеют внутренний скелет вдоль всего тела, образованный позвонками, которые выполняют защитную и опорную функцию. Эта группа заселила все типы сред обитания, начиная от пресных вод и заканчивая земной поверхностью, и даже покорила воздушную среду. По сути, столь полно освоить наземную среду удалось только им, насекомым и легочным моллюскам. Разумеется, завоевание таких разных сред обитания должно было привести к возникновению огромного многообразия форм и размеров этих животных, что в действительности и произошло. И, тем не менее, в этом многообразии ясно прослеживается заметное единство плана организации, который и будет подробно рассмотрен далее.

Покровы. В основном позвоночные покрыты кожей, состоящей из двух слоев: эпидермиса и дермы (кутиса), которая содержит мускулатуру, нервные окончания и др. Кожа может иметь и защитные структуры, например чешую или другие образования. Чешуя. Может быть дермального происхождения, как у рыб, или эпидермального, как у змей. Другие образования кожи. К ним относятся производные эпидермиса, состоящие, как правило, из рогового вещества: когти, ногти, рога полорогих, разнообразные выросты, роговые панцири, некоторые типы зубов, волосы, перья и т.д. Покровы могут также иметь кожные железы.

Скелет. Является внутренним и состоит из следующих отделов:

а) Осевой скелет. Ось черепа образована мозговым черепом и позвоночным столбом, который возникает путем полного или частичного замещения хорды. Каждый позвонок (рис. 10) служит защитой для спинного мозга и аорты.

пояснение крисунку 10. Строение хвостового позвонка. позвонок имеет невральные дуги и поперечные отростки, которые защищают спинной мозг. Кроме того, на позвонке находятся гемаьные дуги и гемальный отросток, которые предохраняют аорту. Строение позвонков может отличаться некоторыми деталями в разных группах позвоночных.

Между соседними позвонками находится упругий хрящевой диск, который обеспечивает относительно подвижное сочленение позвонков (рис. 11).


б) Висцеральный скелет. Составляет основу межщелевых глоточных перегородок и может сильноварьировать от одной группы позвоночных к другой. Из опоры для жаберных щелей, как, например, у бесчелюстных, он может превращаться в челюстной аппарат у рыб и в конце концов редуцируется до цепочки слуховых косточек в среднем ухе четвероногих.

в) Скелет конечностей. Состоит из плечевого и тазового поясов, к которым прикрепляются соответственно передние

и задние конечности. В обоих случаях скелет конечностей состоит из двух частей: скелета свободной конечности и собственно пояса, который обычно крепится к осевому скелету и у четвероногих образован тремя костями (рис. 12).

Конечности могут претерпевать множество функциональных изменений, связанных с образом жизни животного; принято выделять два типа (рис. 13): плавник и в общем случае пятипалую конечность.


Нервная система. Состоит из нервной трубки, которая образует головной и спинной мозг. От головного мозга отходят 10—12 пар нервов, которые называют краниальными. От спинного мозга на уровне каждого позвонка отходит пара нервов, каждый из которых имеет две ветви: чувствительную на спинной стороне и двигательную на брюшной. Кроме того, у позвоночных существует автономная, так называемая вегетативная нервная система, которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую и иннервирует внутренние органы.

Органы чувств делятся на низшие, обеспечивающие тактильную, вкусовую и обонятельную чувствительность (обычно они образованы нервными окончаниями, которые подходят к эпидермису) высшие (органы зрения, слуха). И те и другие имеют сложную структуру, которая все более усложняется по мере эволюционного развития позвоночных. Обладание сложноустроенными парными глазами являет общим и исключительным признаком всех групп позвоночных животных.

Кровеносная система.

Кровеносная система позвоночных всегда замкнутого типа. Может образовывать один или два круга кровообращения (рис. 14).

а) Схема кровеносной системы с одним кругом крвообращения


б) схема кровеносной системы с двумя кругами крвообращения

Дыхательным пигментом является гемоглобин красного цвета. Он не растворен в плазме, как пигменты крови, а находится в красных кровяных клетках, или эритроцитах. Сердце представляет собой видоизмененный кровеносный сосуд, который у более примитивных позвоночных имеет только две камеры: одно предсердие и один желудочек. У более высокоразвитых позвоночных сердце с двумя предсердиями и двумя желудочками, но есть и группы с промежуточным состоянием развития сердца, у которых имеется два предсердия и один желудочек.

Дыхательная система. У рыб и рыбообразных форм дыхание типично жаберное; у наземных позвоночных появляются легкие. И хотя встречаются группы позвоночных, которые дышат с помощью кожи, трахейного дыхания у них не бывает.

Выделительная система.

Претерпела эволюцию, в результате которой появились три различных выделительных аппарата, последовательно сменяющих друг друга в филогенезе и эмбриогенезе.

а)Пронефрос (головная почка). Временный эмбриональный орган.

б)Мезонефрос (туловищная почка). Функционирует у низших позвоночных, у высших является временным органом.

в)Метанефрос (тазовая почка). Развивается у высших позвоночных. Представлена парными почками, каждая из которых является конгломератом
многочисленных субъединиц—нефронов. От этих почек
отходят мочеточники, которые могут впадать в мочевой пузырь или открываться наружу — непосредственно или через клоаку (рис. 16).


Рисунок 16. Мочевыделительный аппарат высшего позвоночного. почка состоит из многочисленных субъединиц-нефронов.

Половая система. Может быть раздельно- или обоеполой. При изучении эмбрионального развития половой системы бросается в глаза ее тесная связь с выделительным аппаратом; по этой причине их часто рассматривают вместе как единую мочеполовую систему. Обычно самцы имеют два семенника, а самки — два яичника, однако возможны и другие варианты. Оплодотворение может быть наружным (у низших позвоночных), или благодаря копулятивным органам оплодотворение происходит внутренним путем.

В ходе развития яйцеклетки у некоторых высших позвоночных образуются так называемые зародышевые оболочки (рис. 15): хорион, амнион и аллантоис.

Рисунок 15. Зародышевые оболочки, которые могут иметься у позвоночных.

Первая из них, хорион, выполняет защитную функцию. Вторая, амнион, ограничивает амниотическую полость, в которой содержится амниотическая жидкость, омывающая зародыш; эта жидкость играет роль амортизатора при возможных сотрясениях. Третья, аллантоис, выполняет функцию временного дыхательного органа и накопителя продуктов метаболизма эмбриона.

У позвоночных встречается три типа размножения: Яйцерождение. Животное откладывает икру или яйца, последние могут содержать три зародышевые оболочки и, кроме того, желточный мешок с запасом питательных 1 веществ.

Живорождение. Эмбрион развивается внутри материнского организма. В этом случае яйцеклетка не содержит желтка, поскольку зародыш питается за счет матери.

Яйцеживорождение. Настоящие яйца развиваются внутри организма матери вплоть до момента вылупления. Зародыш использует запас питательных веществ самого яйца.