Референдум по крыму 16 марта. Прогнозы на референдум в Крыму

В Крыму состоялся референдум о статусе автономии, более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России.

22 февраля на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада отстранила президента Виктора Януковича от власти, изменила конституцию и назначила президентские выборы на 25 мая. 23 февраля постановлением Верховной рады исполняющим обязанности президента Украины был назначен спикер рады Александр Турчинов.

Городской совет Севастополя за создание в городе исполнительного комитета, который возглавил Алексей Чалый. С 24 февраля севастопольцы начали постоянно проводить митинги в центре города в поддержку народного мэра. Пикеты проводились также возле воинских частей Украины с призывами не обращать оружие против людей.

Пророссийски настроенные жители Крыма начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного совета, требуя от депутатов не признавать новое руководство страны, пришедшее к власти после беспорядков и столкновений в Киеве. Участники акции Крыма в редакции 1992 года, согласно которой в республике были свой президент и независимая внешняя политика. Кроме того, собравшиеся требовали провести референдум, на котором жители Крыма могли бы выбрать путь дальнейшего развития региона: в нынешнем статусе автономной республики в составе Украины, в качестве независимого государства или в составе России.

26 февраля у здания парламента также собрались крымские татары, поддерживающие смену власти на Украине. Между двумя группами митингующих произошли столкновения, в результате которых . В давке один мужчина , еще одна женщина скончалась в больнице от полученных в толпе травм.

Силы самообороны русскоязычного населения заняли здания Верховного совета и Совета министров Крыма.

Верховный совет Крыма назначил главой совета министров (правительства) лидера партии "Русское единство" Сергея Аксенова.

(парламент) Крыма назначил на 25 мая референдум о расширении полномочий автономии с вопросом: "Поддерживаете ли вы государственное самоопределение Крыма в составе Украины на основе международных договоров и соглашений?"

Верховный совет Крыма правительство автономной республики. был сформирован новый состав совета министров автономной республики.

Неизвестные вооруженные люди пытались захватить здания Совета министров и Верховного совета Крыма.

1 марта глава правительства Сергей Аксенов на первом заседании совета министров Крыма в новом составе сообщил: "…Учитывая сложную ситуацию в автономии и понимая свою ответственность за жизнь и спокойствие граждан, которые проживают на территории республики, я принял решение обратиться за помощью к (президенту России) Владимиру Владимировичу Путину, с целью оказания содействия в наведении законного конституционного порядка на территории автономной республики Крым".

В этот же день президент России Владимир Путин в Совет Федерации об использовании Вооруженных сил РФ на территории Украины, в Автономной республике Крым, до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. Верхняя палата парламента единогласно поддержала обращение главы государства, и оно вступило в силу.

Парламент Крыма принял решение о вхождении автономии в состав России. Также было принято решение о переносе референдума на 16 марта. На референдум выносились вопросы:

"Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?"

"Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?"

Верховный Совет Крыма также и Федеральному Собранию РФ с предложением о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ.

Севастопольский государственный совет на внеочередной сессии принял решение о вхождении города в состав Российской Федерации. Кроме того, горсовет Севастополя поддержал решение Верховного совета Крыма о проведении 16 марта общекрымского референдума.

Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав РФ.

В Декларации отмечалось, что парламент Крыма и городской совет Севастополя приняли данное решение, "исходя из положений Устава ООН и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народа на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение Международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости части государства не нарушает какие-либо нормы международного права".

На полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.

Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.

Верховный Совет Крыма в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" использовать слова "Республика Крым".

Президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.

Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

Президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и Севастополе пройдет общекрымский референдум по вопросу о статусе Крыма.

Первый референдум на территории Крыма (первый в истории СССР референдум) состоялся 20 января 1991 года. Решение о его проведении было принято 12 ноября 1990 года на внеочередной сессии крымского областного Совета народных депутатов. На голосование был вынесен вопрос: "Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?" Право голоса имели 1,777,841 млн крымчан. В референдуме приняли участие 1,441 млн человек (81,3%), включая жителей Севастополя. Положительно ответили 1,343,855 млн человек (93,26%). Голосование бойкотировали большинство крымских татар. Однако 12 февраля Верховный совет Украинской ССР принял закон о восстановлении Крымской АССР в составе УССР. Через четыре месяца соответствующие изменения были внесены в конституцию УССР 1978 года, и Крымская область была преобразована в Крымскую АССР.

5 мая 1992 года на сессии Крымского парламента был принят акт о государственной самостоятельности Республики Крым, который должен был вступить в силу после подтверждения его общекрымским референдумом, назначенным на 2 августа. Его участникам предстояло дать ответ на два вопроса: "Вы за независимый Крым в союзе с другими государствами?" и "Вы подтверждаете акт о государственной самостоятельности Республики Крым?". 13 мая Верховный совет Украины признал решения парламента Крыма о провозглашении акта о государственной самостоятельности и проведении референдума как противоречащие конституции Украины и приостановил их действие. 9 июля Верховный совет Крыма объявил мораторий на свое же постановление о проведении референдума.

В марте 1995 года решением Верховной рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. 25 апреля Верховный совет Крыма принял решение провести 25 июня общекрымский референдум. Крымчанам предлагалось ответить на следующие вопросы: "1. Утверждаете ли вы конституцию Республики Крым, отмененную Верховным советом Украины в одностороннем порядке 17 марта 1995 года? 2. Поддерживаете ли вы закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года?". Однако 31 мая парламент Крыма отменил свое решение о референдуме, согласившись с предложением Верховного совета Украины принять конституцию автономной республики на основе закона Украины "О разграничении полномочий между Украиной и Крымом".

В 1998 году в повестку дня сессии Верховного совета Крыма были внесены вопросы о проведении референдума, в том числе по вопросу о предоставлении русскому языку статуса государственного, а также о снятии моратория на референдумы о статусе Крыма. Однако депутаты не пришли к единому мнению о проведении референдума.

22 февраля 2006 года Верховный совет Крыма еще раз предпринял попытку провести 26 марта республиканский референдум о статусе русского языка. Инициатива принадлежала Партии регионов Виктора Януковича. Украинский центризбирком запретил участковым избирательным комиссиям в Крыму проводить голосование по данному вопросу.

16 декабря 2006 года крымчане на неофициальном народном референдуме проголосовали против политического курса президента Украины Виктора Ющенко на вступление в НАТО. Власти Крыма отказались предоставить помещения для голосования, и организаторы - Всекрымское народное собрание - провели референдум на улицах. Против членства Украины в Североатлантическом альянсе высказались 98,7% из почти 900 тыс. граждан, принявших участие в голосовании. Юридической силы этот референдум не имел.

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь. В ходе референдума Крым вернулся в состав Российской Федерации. Этому громкому, ставшему уже историческим факту, предшествовали драматические политические события на Украине, начавшиеся ещё осенью 2013 года.

Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу – радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер.

На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Население этих регионов, опасаясь открытых угроз представителей «Правого сектора», вооружённые формирования которого начали творить произвол в западных областях Украины и открыто угрожать любым ценностям, каким-либо образом связанным с Россией и общим историческим прошлым наших стран при потворстве со стороны новой власти, перешло от мирных протестов к открытому противостоянию с новой властью.

Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны – когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.

События в Крыму приняли иной оборот. 27 февраля 2014 года власти Автономной Республики Крым вынесли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. Первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения Республики Крым в условиях радикализации политических событий и росте националистических проявлений в среде представителей новых властных структур, потворствующих распространению и деятельности вооружённых формирований фашистского толка.

Дальнейшая эскалация кризиса и угрозы со стороны правительства Украины привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта 2014 года, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16 число. В тот же день и на ту же дату референдум аналогичного значения был назначен и в Севастополе. Решения властей Республики Крым и города Севастополь были поддержаны подавляющим большинством населения этих двух регионов. Однако теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины.

Одновременно с подготовкой к проведению референдума Крымские власти обратились к правительству России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

На разворачивающиеся события в Крыму последовала соответствующая реакция со стороны Киева, где решения Крымских властей были названы незаконными и ничтожными, а ситуация в Крыму является делом рук России, которая фактически уже оккупировала Крым. Отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и многие другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины.

Подписание Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию. Москва, Кремль, 18 марта 2014 года (Фото: wikipedia.org) 11 марта 2014 года властями Крыма и Севастополя была принята «Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя». Министерство Иностранных Дел России не замедлило объявить, что считает Декларацию правомерным решением и «будет уважать результаты свободного волеизъявления народа Крыма и Севастополя в ходе предстоящего референдума».

В день проведения общекрымского референдума, 16 марта 2014 года, проголосовать пришло более 80% избирателей, из них за воссоединение с Россией проголосовало более 90% избирателей.

17 марта по итогам референдума Крым принял постановление о независимости от Украины, а на следующий день состоялось торжественное и волнующее событие – подписание Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Договор был одобрен российским парламентом, а 21 марта Президент России В.В. Путин подписал закон о ратификации Договора.

Общекрымский референдум – это историческое событие международного масштаба, независимо от того, признают его, не признают или признают спустя какое-то время другие государства. Это событие – величайший факт свободного волеизъявления народа, а также выдающееся политическое событие в жизни России.

События Крымской весны – это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя!

Валерий Подъячий

Мировое сообщество не должно связывать легализацию российского статуса Крыма и Севастополя только с результатами общекрымского референдума 16 марта 2014 года, на котором жители полуострова почти единогласно проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. То, что Запад ставит под сомнение этот референдум и отвергает его результаты, совсем не означает международное признание суверенитета Украины над Крымом и Севастополем. Ведь Украина получила международную правосубъектность в границах без Крыма и Севастополя, находившихся в тот момент в составе РСФСР. Украина с 1945 года является субъектом международного права и одним из создателей Организации Объединённых Наций. Она вступала в ООН без Крыма и Севастополя. С тех пор не существует юридически значимых документов, включивших Крым или Севастополь в состав государственной территории Украины. Цессия, т. е. передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними, требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Украина никаких подобных, предусмотренных международным правом, соглашений по Крыму не заключала.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» являлись внутренними документами СССР и после его развала не давали независимой Украине никаких прав на Крым. Юрисдикция, которую осуществляла Украина над Крымом почти 23 года, носила временный характер. Российский же суверенитет над полуостровом никому и никогда не передавался. В начале 90-х годов Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем соответствующими постановлениями Верховного Совета Российской Федерации.

Так 21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.». Этим правовым актом Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры было признано не имевшим юридической силы с момента принятия. Парламент России этим документом поставил задачу - «считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения». На следующий день после принятия этого исторического решения Верховный Совет Российской Федерации обратился к президенту и Верховному Совету Украины с призывом «воздержаться от каких-либо действий, направленных на подавление свободного волеизъявления населения Крыма, имеющего, в соответствии с международными нормами, полное право самостоятельно определить свою судьбу». «В настоящий момент всем, кому дороги идеалы демократии и справедливости, необходимо проявить в отношении Крыма мудрость, ответственность и сдержанность, обеспечить строгое соблюдение прав всего населения Крыма» - говорится в тексте обращения. Верховный Совет России выразил надежду, что «все вопросы российско-украинских отношений будут решаться мирным путем политических переговоров с целью достижения справедливых договоренностей, отвечающих интересам сторон и способствующих миру и согласию», а также, «что такой же подход будет проявлен и со стороны Украины и ее высших органов власти».

9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №5359-1 «О статусе города Севастополя». Этим правовым актом был подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Парламент России в этом документе поставил задачу Совету Министров - Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя, дав соответствующие поручения министерствам и ведомствам, а также провести переговоры с правительством Украины о городе Севастополе как главной базе единого Черноморского флота. При этом планировалось подготовить проект закона о закреплении в Конституции Российской Федерации федерального статуса города Севастополя.

На момент принятия этих постановлений Верховный Совет РФ был определён как верховный орган власти, правомочный решать любой вопрос, отведённый к ведению Российской Федерации. События Крымской весны - это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя. Исполнительная власть и Президент РФ, как её руководитель, должны неукоснительно и добросовестно выполнять решения высшего законодательного органа страны. Это общепринятая во всём цивилизованном мире практика. И если это не удаётся сделать сразу, значит надо осуществить, как только представится для этого хотя-бы малейшая возможность. Она появилась сразу же после свержения легитимного президента Украины в феврале 2014 года, в тот момент, когда страна вышла из конституционного поля и оказалась на пороге хаоса и гражданской войны. Конституция Украины либо действует целиком, либо вообще не действует, выборочное правоприменение при этом не допустимо. Поскольку она перестала действовать, то и пришло время вернуть исконно российские земли под юрисдикцию РФ. Государственность же Украины должна быть заново переоформлена и конституционно закреплена, потому что прежнего государства, предусмотренного Конституцией Украины от 28 июня 1996 года, больше нет. Это уже другое государство, пусть и с тем же названием. Поэтому оно не вправе требовать себе территории, не участвующие в переформатировании нового украинского проекта. До написания нового основного закона страны вопрос её территории является дискуссионным, что наглядно демонстрируют события последних месяцев в Новороссии.

Но даже Конституция 1996 года однозначно не определяет принадлежность Крыма и Севастополя Украине. Могу это утверждать, основываясь на собственном опыта доказывания этого факта в украинских судах, где проходил в качестве подсудимого по уголовному делу о «сепаратизме» против активистов Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия». Для этого предлагаю вспомнить некоторые правовые нормы и дефиниции. Часть 3 статьи 2 Конституции Украины гласит: «Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна». Государственной границей Украины, в соответствии со ст.1 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года, является линия и вертикальная поверхность, которая проходит по этой линии и определяет пределы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства.

Делимитация границы предусматривает определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров, а демаркация границы - проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. В соответствии со ст.2 Закона Украины «О государственной границе Украины» государственная граница Украины определяется Конституцией Украины и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Вопрос границ регулируется Договором между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе. Статья 5 этого договора, подписанного в Киеве 28 января 2003 года, гласит, что «ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств». Крым находится между Украиной и Россией как раз в зоне Азовского моря и Керченского пролива, где нет никаких границ и, более того, договором они и не предусмотрены. Таким образом, договорно закреплено отсутствие государственной границы между Украиной и РФ в Азово-Керченской акватории.

20 апреля 2004 года этот договор был ратифицирован Верховной Радой Украины законом №1681-IV. В этот же день - 20 апреля 2004 года - Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени украинского президента Леонида Кучмы. Орден был вручён Кучме в Кремле спустя семь лет 28 июля 2011 года уже Дмитрием Медведевым. Таким образом, были отмечены заслуги бывшего украинского президента в закреплении на договорном уровне отсутствия государственной границы между Украиной и Россией. Путин наградил Кучму орденом потому, что Россия в любой удобный для неё момент смогла бы поднять вопрос территориальной принадлежности Крыма и Севастополя, что в последствии и было сделано.

Отсутствие государственной границы между Украиной и Россией на крымском участке стало наиболее очевидным во время скандального судебного процесса против активистов движения «Севастополь-Крым-Россия» в феврале 2011 года. Адвокат подсудимых Иван Бакай обратился с соответствующими запросами в МИД Украины и Госпогранслужбу. «На сегодня продолжается переговорный процесс между Украиной и Российской Федерацией относительно определения государственной границы в Азовском и Чёрном морях, а также Керченском проливе» - ответил адвокату директор договорно-правового департамента МИД Украины. «В данный момент продолжается переговорный процесс по проведению демаркации государственной границы в Азовском море и Керченском проливе. Переговорный процесс возглавляют представители МИД Украины и Российской Федерации» -- говорится также и в ответе из Госпогранслужбы Украины. Из этих документов следует, что ни делимитация, ни демаркация украинско-российской границы в районе Азовского моря и Керченского пролива не проводилась. Не проводилась она также и в районе Чёрного моря. Следовательно, нет государственной границы между Крымом и Россией.

Тем не менее, несмотря на отсутствие границ между Крымом и Россией, 28 февраля 2011 года приговором Апелляционного суда Автономной Республики Крым активисты Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия» Валерий Подъячий и Семён Клюев были осуждены по ст.110 ч.2 УК «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» на три года лишения свободы. СБУ обвинило нас в организации и проведении пресс-конференции 21 января 2008 года, в ходе которой был оглашён пресс-релиз, последний абзац которого содержал текст: «Для того чтобы предотвратить драматические для жителей полуострова события крымский парламент незамедлительно должен имплементировать результаты референдума 20 января 1991 года, для чего отменить Конституцию АРК 1998 года, как противоречащую волеизъявлению крымского народа, и принять Декларацию о воссоединении Крыма с Россией. Затем объявить полуостров территорией, находящейся под юрисдикцией РФ, а также убрать оккупационную символику со здания Верховного Совета Крыма и обязать все местные органы власти в Крыму и другие подведомственные им учреждения вывесить государственные флаги России» . Приговор до сих пор не отменён.

Весьма показательным является то, что Украина осудила тех, кто требовал реализации результатов общекрымского референдума, дающего полуострову законное право на воссоединение с Россией. Речь идёт о голосовании 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союза и участника Союзного договора. Напомню, что в референдуме приняли участие 81% имеющих право голоса жителей полуострова, включая Севастополь. «ЗА» проголосовали 93%. В бюллетенях для референдума была одна формулировка, а восстановили автономию совершенно в другом виде - как неотъемлемую составную часть Украины. Прежняя Крымская АССР существовала в составе РСФСР, а поэтому и воссоздать её можно было только в том статусе, в котором она была упразднена (восстановить, воссоздать можно только то, что ранее имело место). Поскольку Постановлением Верховного Совета СССР №2013-1 от 7 марта 1991 г. отменён Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», то Крымская АССР, восстановленная по итогам волеизъявления крымчан 20 января 1991 года юридически должна была находиться в составе РСФСР. Следует особо отметить, что в 1954 году Украинской ССР передавалась Крымская область, а Крымская АССР существовала почти до 1946 года в составе РСФСР. Поэтому по результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года Крымская АССР должна быть воссоздана в составе тогдашней РСФСР.

Более того, формулировка общекрымского референдума предусматривала Крымскую АССР «…как субъект Союза ССР и участника Союзного договора». На момент проведения референдума СССР и де-юре и де-факто существовал, а поэтому Крымская АССР, бесспорно, становилась субъектом СССР. В этом контексте уместно будет вспомнить ещё об одном референдуме, о результатах которого умалчивают до сих пор. А между тем, по итогам всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято. Крым не выходил из СССР и не имел права находиться в составе Украины.

1 декабря 1991 года в административных границах Украинской ССР был проведён всеукраинский референдум о независимости Украины. Голосование проходило, в том числе и на территории Крымской АССР. Всеукраинский референдум был организован Верховным Советом УССР и правительством УССР. Бюллетень для голосования содержал вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?».

Поскольку 1 декабря 1991 года Украинская ССР входила в состав СССР и её территория находилась под юрисдикцией Союза ССР, то подобные референдумы должны были проводиться в строгом соответствии с союзным законодательством. Законом, регулировавшим данные правовые отношения, являлся Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-1 от 3 апреля 1990 года. Статья 3 этого закона предусматривает, что в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии.

Крымская АССР была восстановлена Законом Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» от 12 февраля 1991 года и на момент проведения всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года де-юре и де-факто существовала. Поэтому всеукраинский референдум 1 декабря 1991 года должен был проводиться отдельно по Крымской АССР. В соответствии со статьёй 6 вышеупомянутого Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики.

В начале 2014 года я обратился к Председателю Верховного Совета АРК Владимиру Константинову с запросом, в котором просил сообщить: рассматривались ли Верховным Советом Крымской АССР совместно с Верховным Советом УССР итоги всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года? Из полученного из Верховной Рады АРК официального ответа следует, что Верховный Совет Крымской АССР вообще не рассматривал итоги референдума о независимости Украины 1 декабря 1991 года как того требовал Закон государства.

Статья 6 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» предусматривала, что решение о выходе республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству существовавшего на тот момент Союза ССР. Это же относится и к автономной республике, так как в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии. По украинским данным в Крымской АССР в референдуме 01.12.1991г. приняло участие 67,5% из числа лиц, внесённых в списки для голосования, из которых 54,2% проголосовали «За».

То есть в Крыму только 36,5% (для сравнения на Украине - 76%) от имеющих права голоса проголосовало положительно. А это никак ни две трети, а чуть более трети,и даже не проживающих, а находящихся в момент проведения этого референдума на территории полуострова граждан СССР.Для «поднятия» явки в этом голосовании «приняли участие» отдыхающие в крымских санаториях и командировочные, имеющие советские паспорта (в том числе жители не только Украины, но и других союзных республик). Бюллетени в Крыму и Севастополе также раздавались и военнослужащим срочной службы, которые временно пребывали на территории полуострова. Суммарно это несколько десятков тысяч тех, кто не имел права принимать участие в подобных референдумах в качестве постоянно проживающих на территории автономной республики.

Поэтому в соответствии с Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Верховный Совет Крымской АССР должен был рассмотреть итоги всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года и огласить, что решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято .

Валерий Подъячий, лидер движения «Севастополь-Крым-Россия», осуждённый украинским судом за «сепаратизм»

В Утро референдума 16 марта 2014 года в Крыму

Утро исторического дня 16 марта 2014 года крымчане и севастопольцы встретили в очередях на участках для голосования на референдуме о статусе своей малой родины. Более 97% из них выскажутся за воссоединение с Россией.
Бюллетени для голосования на референдуме в Крыму содержали два варианта будущего республики на выбор: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Эти вопросы впервые были продублированы на трех официальных языках - русском, украинском и крымско-татарском.
Несмотря на опасения провокаций, практически все избирательные участки открылись вовремя, исключение составили единицы. Порядок на участках обеспечивали более 2,5 тысяч правоохранителей, спасателей МЧС и дружинников самообороны, но их вмешательство так и не потребовалось.
В качестве наблюдателей за ходом референдума в избиркоме зарегистрировались 135 наблюдателей из 23 стран, аккредитовалось 623 журналиста из 169 средств массовой информации.
Сергей Аксёнов проголосовал вместе с дочерью сразу после открытия своего участка. «Только вперед! Все должно завершиться благополучно, сомнений нет», - сказал он журналистам. Владимир Константинов на участке сказал, что проголосовал «за счастливое будущее».
Теперь уже курьезом можно считать массированную DDoS-атаку на официальный сайт общекрымского референдума из Иллинойсского университета (США) — сайт не отображал никаких данных в режиме реального времени и, соответственно, не представлял практического интереса для злоумышленников. К обеду атаке подвергся и сайт Верховного Совета Крыма.
Уже в полдень стало понятно, что явка в Крыму и Севастополе будет рекордной, причем город опережал республику: если здесь к 12.00 явка составила 50%, то в Крыму она пока превысила 44%. «Такой явки за все годы, когда я работал в избирательной комиссии, никогда не было», -признал тогда глава избиркома республики Михаил Малышев. По окончании голосования рекорд будет зафиксирован - явка составила 81,36%.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри в воскресенье успели обсудить референдум в Крыму — в разговоре глава внешнеполитического ведомства России снова подтвердил принципиальную позицию своей страны.
Результаты единственного экзит-пола, проведенного по заказу Крыминформа, публикуются сразу после закрытия участков. В соответствии с ними, 93% крымчан на референдуме поддержали воссоединение Крыма с Россией, 7% опрошенных высказались за автономный статус в составе Украины. И хотя поначалу эти данные вызвали определенный скепсис, уже очень скоро результаты голосования оставят их далеко позади — уже полуночные предварительные итоги после обработки 50% бюллетеней показали желание 95,5% жителей Республики и 93% жителей Севастополя вернуться на Родину.
К закрытию участков город наполняется людьми. Спикер Верховного Совета Владимир Константинов и премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов со сцены митинга-концерта в центре Симферополя поздравили крымчан с решением референдума о воссоединении с Россией.
«Комиссия завершает свою работу, но уже сейчас всем очевидно - мы сделали это! - заявил Константинов. - Мы победили! Именно мы, крымчане, за эти две недели перевернули весь мир вверх ногами и сказали, что мы вернемся домой - в Россию!»
«Мы идем домой! Крым - в России!» - заявил Аксёнов.
Здесь же Аксёнов анонсирует выезд делегации Верховного Совета Крыма 17 марта в Москву для проработки вопроса о вхождении в состав Российской Федерации.
Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом США Бараком Обамой заявил о том, что референдум в Крыму полностью соответствовал нормам международного права. За последующие два года он ни разу не отступится от своих слов.