Министр спорта мутко биография. Виталий Мутко

Сегодня с удивлением узнал о том, что в советские времена всерьез рассматривался вопрос разработки подводной торпеды. Оружие могло получиться воистину смертоносным и непредсказуемым

Во второй половине 1940-х годов советская ядерная программа развивалась с умопомрачительной скоростью. На нее тратились колоссальные ресурсы. Главным толчком стало наличие у потенциального противника - США - ядерной бомбы. Руководство страны осознавало, что необходимо догонять Америку, которая не только имеет такое оружие, но уже и успешно его применила в боевых действиях (нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки).

Первый советский атомный заряд был испытан в 1949 году. И здесь встал вопрос, как доставить атомный заряд на территорию США. Изготовленные советскими военными несколько десятков бомб, которым разработчики дали название «Татьяна» (вероятно из-за того что индекс изделия начинался с «Т») на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4. Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 был легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных островов или на льдине у Северного полюса. При этом экипажа бомбардировщика имел билет в один конец. У них был единственный выход после завершения операции - попытаться долететь до мексиканской границы и выброситься с парашютом.

Естественно, такое положение дел не удовлетворяло ни руководителей страны, ни военных. Поэтому началась проработка вопроса использования атомных бомб и в интересах различных родов Вооруженных Сил СССР. Руководство страны отдавало предпочтение ракетной технике и бомбардировочной авиации. Однако и Военно-морской флот хотел получить в свои руки ядерное вооружение.

В то время самым многочисленным классом кораблей в советском флоте были подводные лодки. ВМФ СССР еще перед войной был лидером среди мировых государств по количеству подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны была подтверждена их эффективность действий на коммуникациях противника. Подводные лодки, находящиеся под толщей воды, в условиях ядерной войны имели явное преимущество перед надводными судами. Они могли достаточно близко подобраться к берегам противника и нанести удар. Поэтому командование ВМФ в первую очередь хотело иметь атомное оружие именно на подлодках. Однако здесь сразу возникали другие технические трудности и проблемы: максимальный диаметр торпедных аппаратов советских подводных лодок составлял 533 мм, а диаметр «носимой» атомной бомбы, испытанной в 1951 г., - 1500 мм. Что же делать в данной ситуации? Моряками предлагалось уменьшить заряд до необходимых габаритов, а атомщики требовали увеличить габариты торпеды. Именно поэтому появилось два проекта торпедного оружия с ядерным боеприпасом

Т-15 - «Царь-Торпеда»

Инициатором проекта Т-15 был Алферов В.И., деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов В.И. в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов В.И., пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн!) разрабатываемые АПЛ проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывалась гигантская волна - цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки - «проект 627» - главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов.


Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение. Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15. Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды - 40 тонн, масса боевой части - 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров. Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б. Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров. Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота. ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки. По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка имеющая подобное вооружение флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки. Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако история советских ядерных торпед на этом не заканчивается.


Ядерная торпеда Т-5

Как уже отмечалось, моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды — РДС-9 — разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б. За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений — обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов. Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения. Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5...+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один - в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел. Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить. Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва - 35 метров...». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания в инертном снаряжении. Причин прекращения производства торпед Т-5 было несколько. Во-первых, сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам. Во-вторых, и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:

Калибр - 1550 мм / 533 мм;

Масса торпеды - 40000 кг / 2200 кг;

Длина торпеды - 2355 см / 792 см;

Тип энергетики - электрическая / парогазовая;

Ядерный заряд - термоядерный / атомный;

В России создается «подводный беспилотник», способный нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как 9 сентября сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что новый проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных сил России.

— Этот подводный беспилотник будет иметь высокую скорость и сможет способен преодолевать дальние расстояния, — прокомментировал разработку источник издания, который подчеркнул, что проект еще далек от создания прототипа и проведения испытаний.

«Каньон», как пишет The Washington Free Beacon, по своим характеристикам сможет атаковать ключевые базы американских подводных лодок. Военно-морской аналитик Норман Полмар полагает, что система основывается на советской ядерной торпеде Т-15.

Российский ВМФ и его предшественник, флот СССР, были новаторами в сфере подводных систем и оружия, — отметил изданию Полмар. Это же, по его словам, относится и к наиболее передовым в мире торпедам.

Напомним, что в конце июня The Washington Free Beacon сообщило, что Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды. Судя по всему, тогда эта информация оказалась правдой (подробнее читайте в материале «СП» «Объект „4202“: к берегам Америки на гиперзвуке») .

Но вернемся к «Коньону». Что это за оружие?

— Подводные необитаемые аппараты, существующие и создаваемые в настоящее время в различных странах мира, в значительной степени несут информационную функцию и весьма ограничены по своим возможностям, — говорит эксперт в области беспилотной техники Денис Федутинов . — Возможно, речь идет о некоем гибриде первого и второго — то есть об оснащенном боевой частью (сомнительно, что ядерной) подводном аппарате одноразового применения. Подобный подход с созданием аппаратов-камикадзе применялся и в области беспилотных авиационных систем.

Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков замечает: прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом Т-15, которая упоминается западным изданием, проектировалась как раз для нанесения ударов по береговым объектам на территории США.

— Специально под такую большую торпеду и создавалась первая атомная подлодка проекта 627, которая должна была иметь не восемь торпедных аппаратов, а один — калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Предполагалось, что Т-15 сможет подойти к американской базе ВМС и сверхмощным зарядом в несколько десятков мегатонн снести все живое.

Но потом от этой идеи отказались в пользу ПЛ с восемью торпедами, которая могла решать целый круг задач. И в результате были созданы АПЛ проекта 627А. Советский Союз стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот (в США первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» была заложена в июне 1952 — «СП»). С 1957 по 1963 годы в строй вступили 13 субмарин проекта, которые несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Что интересно, по режимным соображениям, а также с учетом других факторов, торпеда Т-15 разрабатывалась без участия Военно-морского флота. ВМФ узнал о ней только через проект первой атомной подводной лодки.

«СП»: — То, о чем пишут западные СМИ, реально?

— Если на торпеду поставить малогабаритный ядерный реактор, то вполне реально. Она может иметь практически неограниченную дальность хода. По заданной программе движения будет идти к цели. Но надо понимать, что если торпеда тихоходная, то двигаться к объекту она будет очень долго, а быстроходная будет гарантированно обнаружена системой подводного наблюдения, после чего уничтожена.

Другое дело, если речь идет о необитаемом подводном автономном аппарате для уничтожения американских кораблей в отдаленном районе. Конечно, есть проблемы чисто технического характера, связанные с местом их определения и т. д. Но такие дальнодействующие средства — это, наверное, единственный способ, который поможет нам вести эффективную борьбу с внушительным американским флотом. Ядерная энергетическая установка позволит запускать аппарат прямо с базы. В принципе, ему и носитель не нужен.

Военный эксперт и историк Александр Широкорад говорит, что даже в 1950-х годах противолодочная оборона ВМС США не пропустила бы подводную лодку в 50-км зону вокруг своей базы.

— Кроме того, входы во все американские базы за много километров закрывают извилистые берега заливов, острова, мели, а также боновые заграждения, стальные сети. Такие препятствия на пути к объекту торпеде Т-15 было невозможно преодолеть.

Такое же мнение высказали советские адмиралы в 1954 году, ознакомившись с проектом. Они заявили, что подводная лодка заведомо будет уничтожена на подходе к американской базе. В результате работы по проекту были прекращены.

Однако в 1961 году идея Т-15 снова была реанимирована по предложению академика Андрея Сахарова . Дело в том, что на самом деле тактика применения такой супер-торпеды могла быть совсем иной. АПЛ должна была скрытно выпустить торпеду на расстоянии от берега гораздо большем, чем 40 км. Израсходовав всю энергию аккумуляторных батарей, Т-15 ложилась бы на грунт, то есть становилась интеллектуальной донной миной. Взрыватель торпеды мог долго находиться в режиме ожидания сигнала с самолета или корабля, по которому мог производился подрыв заряда.

Суть в том, что ущерб военно-морским базам, портам и другим прибрежным объектам, включая и города, наносился бы мощной ударной волной — цунами, вызванной ядерным взрывом.

Однако Никита Хрущев все-таки отказался от продолжения работ по этой системе, в основном из-за мнения гидрографов и океанологов, которые, на самом деле, ошиблись в своих измерениях. Они дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. А побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось. Но наводнение 2005 года в Новом Орлеане показало, что наши ученые сильно ошиблись или, скорее всего, уступили давлению командования ВМФ. Ведь гидрографы и океанологи очень сильно финансово зависели от военных моряков.

Вот если что-то подобное разрабатывается в наше время, то это станет действительно грозным оружием.

В разных книгах по разному описывается эпизод на Потсдамской конференции 1945 года, когда 16 июня президент США Трумен, еле сдерживая ликование, сообщил И.В.Сталину о том, что "…отныне Америка обладает оружием невероятной разрушительной силы" . Но далеко не во всех этих книгах рассказано о том, что в тот же день при разговоре с В.М.Молотовым Сталин произнес: "Надо будет поговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы" . Действительно, работы по созданию атомного оружия велись в Советском Союзе уже не один год.

25 декабря 1946 года в Москве запущен первый атомный реактор. Дело в том, что создать атомный боевой заряд из естественного урана – 238 нельзя. А для получения пригодных для этой цели урана – 235 и плутония – 239 нужен атомный реактор. И он был создан.

4 апреля 1949 года возник Северо-атлантический блок НАТО. Эта военная организация имела четко выраженную направленность против Советского Союза. И не случайно в планы ЦРУ и Пентагона входило нанесение в 1951 году трехсот атомных ударов по промышленным и административным центрам СССР. Единственное, что задерживало американцев, было то, что для изготовления такого количества бомб нужно достаточно большое время.

Но, 28 августа того же 1949 года на Семипалатинском полигоне, тогда он назывался учебным полигоном №2, был взорван первый советский атомный заряд. Американцы лишились атомной монополии и вопрос об атомном нападении на СССР отпал.

Когда прорабатывались вопросы о создании атомного оружия, было ясно, что необходимо вооружать им не только авиацию, но и Военно-Морской флот, в частности подводные лодки. Была сделана попытка создать атомный заряд для торпеды с соответствующими размерами. Однако, в 1954 году первый такой заряд при испытаниях на Семипалатинском полигоне попросту не взорвался.

12 августа 1953 года был произведен первый в Советском Союзе взрыв термоядерного или, как его обычно называли, водородного заряда с мощностью равной 400 килотоннам тротилового эквивалента. Стало очевидно, что взрывы такой и еще большей мощности производить на Семипалатинском полигоне нельзя. Нужно уходить в менее населенные районы страны. Поэтому, а также с учетом необходимости создания атомного оружия для ВМФ, было принято решение рассмотреть возможность размещения нового полигона в северном приморье. Одновременно Министерству среднего машиностроения был выдан заказ на разработку боевой части торпеды, получившей наименование "Т-5".

С предложением о размещении полигона на Кольском полуострове не согласился Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов, сказав, что "Одним испытанием не обойтись, а Кольский полуостров надо беречь" . Тогда заместитель начальника управления ВМФ полковник Е.Н.Барковский предложил рассмотреть возможность размещения полигона на островах Новая Земля. Была создана специальная комиссия для проработки вопроса и в результате 31 июля 1954 года Совет Министров СССР издал специальное постановление о создании на Новой Земле Морского научно-исследовательского полигона. Руководил строительством полковник Барковский, но уже с ноября 1954 г. и по сентябрь 1955 г. начальником полигона был знаменитый подводник Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Г.Стариков.

Строительство велось одновременно в трех местах. В поселке на берегу губы Белушьей создавалась основная база. В полутора десятках от нее, в Рогачеве – аэродром. А испытательная зона – на южной оконечности архипелага в губе Черной. Там на берегу вырос поселок из щитовых домиков и палаток. Был построен пирс. Велись тщательные промеры самой губы, что было необходимо, так как она мелководна, по форме напоминает бутылку горлышком наружу и т.д. То есть для плавания кораблей и тем более подводных лодок не слишком удобна.

Первым испытанием на новом полигоне планировался взрыв атомного заряда торпеды. Поскольку вписать по габаритам в торпеду заряд пока не удалось, решено подвесить испытываемый заряд под буксирным судном на глубине 12 метров. Для определения поражающих характеристик в бухте были размещены эсминцы "Гремящий", "Куйбышев" и "Реут", построены бетонный и деревянный пирсы, установлены десантные и противодесантные средства, плавучие стенды. На них на всех находились измерительные приборы. Кроме того, в прибрежной зоне созданы приборные и оптические пункты, приборные стенды для забора проб воздуха и осадков, а для забора проб воздуха на высоте и воды в губе задействованы самолеты ЛИ -2 и вертолеты, два тральщика.

21 сентября 1955 года в 8 часов утра произведен первый в Советском Союзе подводный ядерный взрыв. Участник этих испытаний С.И.Быстров рассказывал: "Султан встал мгновенно. Столб внутри пустой, а стенки из воды. Белый белый от внутреннего свечения. Такой белизны я никогда не видел. Столб стоял долго долго. Впечатление такое, что вышел джинн из бутылки и замер. Потом столб начал разрушаться сверху, опадать." Эсминец "Реут", стоявший в трехстах метрах от эпицентра, исчез сразу же. "Куйбышев" и "Гремящий" остались на плаву, ибо были дальше, но получили ряд повреждений, особенно "Куйбышев". Бетонный пирс, находившийся на расстоянии около полутора километров, сильно поврежден. Ряжевый деревянный пирс, отстоявший около трех километров, разрушен частично, такой же на расстоянии два километра разрушен полностью. Десантные средства у берега затонули.

Итак, принципиально ядерный заряд для торпеды был создан. Предстояло доработать его конструкцию с целью уменьшения габаритов, а также завершить создание торпеды с ядерным зарядом и провести ее испытания для принятия на вооружение.

Государственные испытания торпеды Т-5 проводились в той же губе Черной в 1957 году. На акватории губы размещены эсминцы "Гремящий", "Грозный" и "Разъяренный", тральщики "Павлин Виноградов", "Ульянцев" и БТЩ-19, подводные лодки С-10, С-81, С-84, Б-9, Б-20, мелкие суда и баржи. Подводная лодка С-19 лежала на дне.

10 октября 1957 года подводная лодка 613 проекта С-144 под командованием капитана 1 ранга Г.В.Лазарева подошла к горлу губы Черной. В ее задачу входило произвести два выстрела торпедами. Первая торпеда несла обычный, даже уменьшенный по мощности, заряд и была пристрелочной. При этом выстреле подводная лодка должна была также отработать свой маневр, чтобы не пострадать при ядерном взрыве. Планировалось, что выстрелив лодка уйдет за скалы горла губы и тем укроется от ударной волны.
Находясь на перископной глубине, подводная лодка произвела первый выстрел и сманеврировала как планировалось. Торпеда прошла нормально и поразила цель, но благодаря уменьшенному заряду судно-цель осталось на плаву. В 10 часов капитан 1 ранга Лазарев вновь вывел лодку в назначенную точку. Говорят, что для подводников торпедная стрельба всегда является ответственным делом. Здесь же она была во сто крат ответственнее: мало того, что идут Государственные испытания торпеды, она еще и впервые с ядерным зарядом. Минно-торпедная часть пл С-144, которой командовал капитан-лейтенант В.Бессонов, не подвела. Выстрел был произведен нормально. Подводная лодка, как и планировалось, благополучно укрылась за скалистым мысом.

Торпеда поразила цель.

Султана, как два года назад, не было так как глубина взрыва была почти в три раза больше. Но над поверхностью акватории поднялась огромная светящаяся водяная гора. А когда она осела, оказалось, что эсминцы "Грозный" и "Разъяренный", подводные лодки С-81, Б-9 и Б-20, два тральщика, мелкие суда и баржи затонули. "Гремящий", правда, остался на плаву, но его пришлось отбуксировать на мель.

Итак, Государственные испытания торпеды Т–5 прошли успешно, торпеда была принята на вооружение Военно-Морского флота. Это был первый корабельный атомный боеприпас.

За проведенную стрельбу атомной торпедой капитан 1 ранга Лазарев награжден орденом Ленина, капитан-лейтенант Бессонов – орденом Красного знамени.

День рождения 08 декабря 1958

российский общественный и политический деятель, президент Российского футбольного союза

Образование

Получил начальное профессиональное образование в мореходном ПТУ в городе Петрокрепость Ленинградской области по специальности «моторист».

Получил среднее профессиональное образование в техникуме Ленинградское речное училище.

Заочно, будучи в должности председателя Кировского райсовета, без отрыва от работы окончил находящийся на территории Кировского района Ленинградский институт водного транспорта по специальности «инженер-механик на судовых машинах» (1987).

Заочно, будучи президентом футбольного клуба «Зенит», окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (1999).

16 июня 2006 года, будучи президентом Российского футбольного союза, защитил в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов диссертацию на тему «Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии физической культуры и спорта». По результатам защиты ему была присуждена учёная степень кандидата экономических наук.

Биография

  • В юности прошёл путь от председателя профкома Ленинградского речного училища до главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга.
  • После получения начального профессионального образования в мореходном ПТУ в 1977-1978 годах работал матросом-мотористом на судах Ленинградского морского порта и управления Северо-Западного речного пароходства. Вскоре был выдвинут на работу в исполком Кировского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда ; работал на должностях инструктора, заведующего отделом по социальным вопросам, секретаря райисполкома.
  • С 1980 года являлся членом КПСС.
  • В 1983-1991 годах - председатель исполкома Кировского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда
  • В 1987 году, находясь на должности председателя Кировского райсовета, без отрыва от работы заочно окончил находящийся на территории подведомственного ему района Институт инженеров водного транспорта.
  • В 1990 году избран депутатом Кировского райсовета.
  • В 1990-1991 годах - председатель исполкома Кировского районного Совета.
  • С 1991 года - глава администрации Кировского района города.
  • В 1992 году приглашён в правительство Санкт-Петербурга на должность заместителя мэра города - председателя комитета мэрии по социальным вопросам. Имел хорошие отношения с А. Собчаком ; после его поражения на губернаторских выборах летом 1996 года ушёл из администрации города.
  • С 1997 года по 2003 год - президент ФК «Зенит».
  • В 1999 году, находясь на должности президента ФК «Зенит», без отрыва от работы заочно окончил СПбГУ.
  • В августе 2001 года по его инициативе создана Российская футбольная Премьер-Лига, президентом которой он вскоре стал.
  • С 29 октября 2003 года представлял правительство Санкт-Петербурга в Совете Федерации. Член Комитета по делам Федерации и региональной политике, председатель Комиссии по делам молодёжи и спорту и член Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
  • 2 апреля 2005 года на внеочередной конференции Российского футбольного союза избран его президентом (за его кандидатуру проголосовало 96 из 99 членов исполкома РФС). По заявлению Мутко, приоритетами его программы на посту президента РФС являются принятие государственной программы развития футбола и создание необходимых условий для «резкого прорыва в массовости увлечения футболом». Мутко уделяет особое внимание национальной сборной по футболу, он был одним из инициаторов приглашения в сборную России по футболу иностранного тренера Хиддинка .
  • В 2006 году был избран членом Технического комитета и комитета по развитию ФИФА (единый орган, Technical and Development Committee).
  • Указом Президента России от 12 мая 2008 года № 745 назначен Министром спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации (Министерство было образовано в результате реструктуризации органов исполнительной власти в мае 2008 года).
  • 12 мая 2008 года освобождён от обязанностей члена Совета Федерации и председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту.
  • В марте 2009 года на 33-м конгрессе УЕФА в Копенгагене был избран в исполком ФИФА.
  • 24 ноября 2009 года на внеочередной конференции Российского футбольного союза исполком Союза утвердил отставку Виталия Мутко с поста президента организации.
  • С 24 ноября 2009 года - председатель Попечительского совета РФС.

09/08/2011

Жена - Татьяна Ивановна Мутко, домохозяйка. Работала в отделе кадров Балтийского морского пароходства (ныне ОАО «Балтийское морское пароходство») и сыграла значительную роль в знакомстве супруга с директором пароходства Виктором Харченко.


В свою очередь Харченко способствовал сближению Мутко с председателем Ленсовета Анатолием Собчаком. После совместного плавания на принадлежащем пароходству теплоходе «Анна Каренина» Собчак назначил Мутко главой администрации Кировского района.

В 2010 году Виталий Мутко заработал 6,81 млн. руб., доход Татьяны Мутко составил 0,6 млн. руб. Министру принадлежит 0,13 га земли и автомобиль Мерседес Е 530. Мутко арендует на 49 лет дачу площадью 177, 3 кв.м., вместе с супругой и дочерьми владеет двумя квартирами - 252,7 и 150,8 кв.м.

Во время Олимпийских игр в Ванкувере 2010 г. Татьяна Мутко ездила туда с мужем, хотя не была включена в состав официальной делегации. После того, как Счетная палата начала проверку этого факта, Татьяна Мутко компенсировала стоимость билета до Ванкувера в размере 52 тыс. руб.

Жена министра спорта являлась совладелицей питерского ЗАО «Левада», учрежденного в 2002 г. (основная деятельность - оптовая торговля). Сейчас компания ликвидирована. Одним из акционеров этого ЗАО являлся так же Сергей Владимирович Гутников, президент Федерации физической культуры и спорта инвалидов Санкт-Петербурга и директор Специального Олимпийского Комитета Санкт-Петербурга. Президент данного Комитета - Виталий Мутко. Другим акционером ЗАО «Левада» являлся гражданин Германии Эрнст Лайхингер Хансйорг.

В 2007-09 гг. Татьяна Мутко являлась генеральным директором ЗАО «Виталема». Основной деятельностью предприятия указаны снос и разборка зданий, а также земляные работы. Фирма стала собственником акций ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» (12% в 2001 г.), а также других юридических лиц, связанных с этой футбольной командой (ЗАО «Торгово-промышленная компания «Зенит», ЗАО «Торговый дом «Зенит»). Сейчас «Виталема» является основным владельцем только ООО «Конно-спортивный клуб «Зенит».

Дочь - Елена Витальевна Мутко, коммерсант. Согласно «СПАРК-Интерфакс», работала генеральным директором ООО «Стоматологическая клиника «Леон»» в Санкт-Петербурге, где она же являлась учредителем. Другими учредителями выступили Михаил Альфредович Титов, Сергей Геннадьевич Беляев, Елена Владимировна Поспехова.
В 2010 г. учредила в том же городе ООО «Викон», занимающееся предоставлением стоматологических и косметических услуг.

Дочь - Мария Витальевна Мутко. Училась на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Этот же факультет в 1999 году закончил ее отец.

Ближайшие партнеры:

В Санкт-Петербурге наряду с Анатолием Собчаком и Владимиром Путиным у Виталия Мутко сложились хорошие отношения с Валентиной Матвиенко, у которой он возглавлял штаб на выборах губернатора Санкт-Петербурга в 2000 г. и которая способствовала его назначению в Совет Федерации.

Виталий Мутко сохраняет добрые отношения с Таймуразом Боллоевым, который при его поддержке в 2009 г. стал сначала вице-президентом, а затем президентом государственной корпорации «Олимпстрой», управляющей строительством и эксплуатацией объектов сооружаемых для ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи, назначенных на 2014 г. После того, как Следственный Комитет возбудил 6 уголовных дел по факту фиктивного трудоустройства на различные руководящие должности в «Олимпстрой», с выплатой трудоустроенным зарплат на общую сумму более 23 млн. руб., Боллоев в 2011 г. подал в отставку с поста президента «Олимпстроя».

Заместитель директора департамента молодежной политики и международного сотрудничества министерства спорта Дмитрий Витютнев, обвиняется в получении взятки в 6 млн. руб. от компании «Ренессанс Технолоджи» за выигрыш последней аукциона на поставку электрооборудования для аэропорта «Внуково-2». Советник Виталия Мутко, вице-президент Континентальной хоккейной лиги Игорь Медведев подозревается в мошенничестве на сумму 8 млн. руб.