Путинское «политбюро» разделяется надвое: юбилейный доклад Minchenko Consulting.

Правообладатель иллюстрации VLADIMIR RODIONOV/TASS

За полгода до выборов президента 2018 года в окружении Владимира Путина продолжается процесс ослабления части его ближайших соратников, говорится в докладе "Политбюро 2.0", подготовленном экспертным холдингом "Минченко консалтинг".

Из числа восьми наиболее близких к Путину и влиятельных людей после выборов могут выпасть еще трое, утверждается в докладе. В предыдущий период "ближний круг" покинули двое - Сергей Иванов и Геннадий Тимченко.

Каждый год глава холдинга Евгений Минченко составляет условное "политбюро", где на основе собственной методологии пытается моделировать расстановку сил и степень влияния на управление страной чиновников, менеджеров госкорпораций и бизнесменов из окружения Владимира Путина.

Несмотря на отсутствие прямых столкновений внутри окружения Путина, между его ближайшими соратниками идет конкуренция за ресурсы. Она строится не вокруг выборов президента в 2018 году - их результат практически предопределен за счет высокого рейтинга Путина, сохраняемого внутриэлитного баланса и отсутствия конкурентов. А потому и вклад той или иной группы в победу Путина не позволит ей получить право на дополнительные ресурсы и рост влияния.

Ресурс для повышения своего влияния на следующую шестилетку правления Путина в условиях проблем с содержательной повесткой - понятный проект стратегии развития страны в целом или хотя бы курируемой группой профильной отрасли.

В этой связи авторы доклада выделяют несколько членов "политбюро", у которых дела идут хорошо, и тех, кто по объективным причинам может столкнуться со сложностями в подготовке повестки, которую они могли бы представить президенту.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России

Несмотря на имиджевые трудности после выхода фильма-расследования оппозиционного политика Алексея Навального "Он вам не Димон", Медведев сохраняет самую высокую устойчивость внутри "политбюро" и перспективы на сохранение в правящей коалиции на следующий срок Путина. Это объясняется его большим опытом работы на посту президента и премьера, неоднократно доказанной лояльностью Путину и своим молодым возрастом в сравнении с остальными. По мнению авторов доклада, Медведев сохраняет шансы возглавить новое правительство после выборов. В качестве альтернативы авторы называют его переход в "Газпром" и в Верховный суд.

Сергей Чемезов, глава "Ростехнологий"

Наиболее динамично набирающий влияние член "политбюро" - так характеризуют Чемезова авторы доклада. За последнее время усилил свои позиции в администрации президента, в силовых структурах и региональных элитах. Плюс его содержательная повестка определена программой военного перевооружения, рассчитанной аж до 2021 года. Именно усиление является одновременно и риском для "группы Чемезова", поскольку оппоненты могут убедить Путина в том, что такой рост влияния чрезмерен и нуждается в "выравнивании", считают эксперты "Минченко консалтинг".

Сергей Собянин, мэр Москвы

Повестка мэра - реновация, изменение внешнего облика Москвы, к тому же обеспечивающее включение в финансово-емкий проект других элитных групп, становящихся естественными союзниками Собянина. Это понятный и предметный проект на период всего следующего срока Путина. Тактика невыражения личных амбиций и демонстрация глубокой вовлеченности в свои непосредственные обязанности сохраняет Собянина вторым после Медведева претендентом на должность премьера.

Оба продолжают сохранять уверенные позиции в "политбюро".

Игорь Сечин, главный исполнительный директор "Роснефти"

Считающийся, как пишут авторы доклада, самым преданным Путину членом команды, Сечин в последние годы добился в борьбе целого ряда успехов, начиная от получения контроля над "Роснефтегазом", "Башнефтью", приватизации пакета "Роснефти" , заключения крупных международных сделок до "ареста ряда губернаторов и экс-министра экономики Алексея Улюкаева". Тем не менее, именно "напористый управленческий стиль" формирует против Сечина "широкую элитную коалицию". "Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты "Роснефти" и ее затратных международных проектов". Поэтому для Сечина "вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен".

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы

После ухода с высокой позиции в администрации президента на новой должности сумел сохранить неформальное влияние на ведущие политические партии и региональные элиты. Повысил активность работы с повесткой и ужесточил публичную позицию по отношению к правительству и региональным властям. Однако "фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает влияние лидеров формально-оппозиционных партий и значимость парламента как площадки, представляющей все общество".

Аркадий Ротенберг, владелец "Стройгазмонтажа"

Попадание в санкционные списки и охлаждение отношений России с Западом, сложности в реализации проектов на Востоке создают для группы Ротенберга сложности с целеполаганием. В будущем может лишиться неформального кураторства над РЖД ввиду стратегии Путина на замыкание менеджмента госкорпораций на себя.

Доклад "Политбюро 2.0" делается на основе авторской методологии "Минченко консалтинг", которая базируется на анализе открытых источников, экспертных опросах, проективных методиках и экспертном моделировании, говорится в аннотации к исследованию.

https://www.сайт/2017-08-22/putinskoe_politbyuro_razdelyaetsya_nadvoe_yubileynyy_doklad_minchenko_consulting

Путинское «политбюро» разделяется надвое: юбилейный доклад Minchenko Consulting

Kremlin Pool/Global Look Press

Агентство Minchenko Consulting опубликовало пятый доклад о «путинском политбюро». Эксперты рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. По словам авторов, в основе данного исследовательского проекта лежит методология, предполагающая использование анализа открытых источников, экспертных опросов, проективных методик и экспертного моделирования. Доклад «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» сфокусирован на ретроспективе внутренних процессов в российской элите в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии возможного четвертого. сайт выделил самые интересные места из последнего исследования аналитиков Minchenko Consulting.

1. Участники правящих элит делятся на две группы: мобилизационная (в нее авторы доклада включают Военно-промышленный комплекс и силовиков, а в ядро определяют — Чемезова-Чаек-Золотова-Шойгу) и модернизационная (это либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники — Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Скорее всего, решение о распределении будет принято «на ходу». Нынешней элите предстоит сделать выбор между мобилизационной и демилитаризационной моделями экономики. «Российская элита находится перед развилкой с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации», — поясняют авторы доклада.

Minchenko Consulting

2. Вопрос отношений с Западом стоит также остро, как и раньше. Конфликты по периметру России, которые прогнозируют эксперты, приблизят выбор мобилизационного сценария. «…обострение восточноевропейского национализма, использующего в качестве политического топлива одновременно умеренный евроскептицизм и риторику российской угрозы, не дают оснований для оптимизма в отношениях с Евросоюзом», — говорится в докладе.

3. Сегодняшнее положение политических элит может сохраниться до следующего электорального цикла 2021-2024 года . При этом персональный состав «Политбюро 2.0» может серьезно обновиться. Одна из важных причин смены элит — почтенный возраст многих участников.

4. Наиболее политически устойчив из числа правящей элиты Дмитрий Медведев. За ним следует «успешный министр обороны воюющей страны» Сергей Шойгу, глава «Ростеха» Сергей Чемезов уверено усиливает свои позиции. Также в число «устойчивых» входят неформальный куратор научной сферы и адепт инновационной экономики бизнесмен Юрий Ковальчук и мэр Москвы Сергей Собянин. По мнению авторов доклада, последний — «один из немногих членов Политбюро 2.0, имеющий понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока».

Minchenko Consulting

5. «…трое из числа влиятельных членов Политбюро 2.0 могут иметь сложности с повесткой , которую они могут предложить президенту». Это Игорь Сечин — «напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию». Вячеслав Володин — из-за снижения значимости парламента, так как произошло «слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию». А также Аркадий Ротенберг может иметь сложности из-за попадания в санкционные списки.

6. В число кандидатов на попадания в члены «Политбюро 2.0» после выборов 2018 года вошли глава кремлевской администрации Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко, глава «Сбербанка» Герман Греф, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, глава Нацгвардии Виктор Золотов и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

Minchenko Consulting

7. Председатель правительства, назначенный в мае 2018 года, «рискует стать правительством непопулярных реформ», утверждают авторы доклада, поэтому его шансы «стать преемником Путина будут невелики».

8. Если Путин сохранит хорошую физическую форму, то кандидатуры о преемнике начнут обсуждать во время подготовки парламентских выборов 2021 года. Есть вероятность создания статуса духовного лидера «русский аятолла» для Путина.

9. Начатая Путиным избирательная кампания «носит ярко выраженный антиэлитистский характер — „президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов“», — считают авторы доклада.

8. Навальный — это инструмент выяснения отношений между участниками «Политбюро 2.0» из-за запрета публичных конфликтов в элитах. Оппозиционер уже успешно выполнил свою роль в президентской кампании — 2018 по «выбиванию Медведева из числа потенциальных кандидатов».

9. Политологи выделяют пять приемов, которые использует Владимир Путин, пока находится у власти.

  • «Заблаговременная победа» — в качестве примера авторы приводят сентябрьскую рокировку до парламентских выборов в 2011 году.
  • «Выравнивание элит» — уравновешивание влияние групп, исключение усиления одной группы. В 2015-2016 годах в связи с этим проводились чистки в силовых структурах.
  • «Оттеснение попутчиков» — планомерная замена «попутчиков» из ельцинских элит и частного крупного бизнеса на «обязанных возвышением только» Путину.
  • «Бесконечное тестирование преемников» — конкуренция между представителями элиты происходит с одобрения Путина и длится до момента, «пока противостояние не начнет приобретать конфронтационый характер, угрожающий имиджу власти в целом», считаю эксперты.
  • «Силовой ответ на угрозу с Юга» — Путин — защитник России, потому что активно борется с радикальными экстремистами.

Полный доклад и презентацию можно изучить по ссылкам.

Евгений Минченко рассказал, когда Путин станет «аятоллой», какая роль отведена Навальному и далеко ли пойдут «принцы»

Позиции Рустама Минниханова ослабли на фоне очевидного усиления главы Чечни Рамзана Кадырова, утверждает в новой, юбилейной версии «Политбюро 2.0» известный политолог Евгений Минченко. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась сокращенная версия его очередного доклада об эволюции российской элиты. О том, почему Дмитрий Медведев «самый устойчивый» из членов Политбюро, можно ли остановить Сечина и каковы перспективы у Кириенко, — в материале нашего издания.

Фото: president.tatarstan.ru

МИННИХАНОВУ ПРЕДЛАГАЮТ «УРАВНОВЕСИТЬ» КАДЫРОВА

Глава коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко подготовил юбилейный, пятый по счету доклад из серии «Политбюро 2.0» под заголовком «Реновация вместо демонтажа». На этот раз политолог нарисовал ретроспективу внутренних процессов в российской элите за последнюю «пятилетку», в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии четвертого.

Для Татарстана немалый интерес представляют тезисы «Реновации», касающиеся президента РТ Рустама Минниханова . Минченко констатирует ослабление позиций татарстанского лидера и связывает этот негативный тренд с общеизвестными последними событиями. А именно — с банкротством второго по величине в республике Татфондбанка, непродлением договора о разграничении властных полномочий между Москвой и Казанью, а также с нарастанием внутриэлитных противоречий в самой республике. Для Минниханова, по мнению московского политолога, это все чревато выпадением из числа кандидатов в члены «Политбюро 2.0», что равносильно исчезновению из рядов самой «центровой» российской элиты.

Напомним, что в мире «Политбюро 2.0», созданном известным политологом, все более-менее известные на федеральном уровне политики и управленцы скользят по предназначенным для них орбитам, вращаясь вокруг одного «светила» — президента РФ Владимира Путина . Чуть ниже этих «небожителей» находятся миры «кандидатов в члены «Политбюро» и «членов ЦК». Существует и «переходная зона» между ЦК и «кандидатами», к которой, кроме Минниханова, Минченко относит «ветеранов» вроде Геннадия Зюганова , Владимира Жириновского , Бориса Грызлова , «принцев» Сергея Иванова-младшего и Артема Чайку , новую силовую элиту в лице Алексея Дюмина , Михаила Бабича и прочих.

Бросается в глаза, что в прежних своих докладах и интервью Минченко неизменно позитивно высказывался о перспективах Минниханова, обещая со временем сделать его «кандидатом в члены «Политбюро 2.0» и соглашаясь с тем, что татарстанский президент может быть приглашен на высокую федеральную должность. В то же время политолог подчеркивал, что Минниханову вряд ли удастся сохранить свою президентскую должность в тех реалиях, которые выстраивает Путин и что со временем и он будет «приведен к общему знаменателю». Вопрос, видимо, заключался лишь в том, примет ли лидер РТ это как должное или «взбунтуется». От этого, вероятно, зависела дальнейшая траектория миннихановской «орбиты».

На фоне ослабления Минниханова Минченко констатирует очередное возвышение главы Чечни Рамзана Кадырова . Его политолог характеризует в превосходных тонах: как, «наверное, единственного из руководителей российских регионов, обладающего самостоятельным силовым ресурсом и системой неформального экономического влияния в других регионах России». «Силовой ресурс Кадырова является не только внутрироссийским, но и внешнеполитическим фактором, — утверждается в докладе „Реновация вместо демонтажа“. — Кроме того, Кадыров претендует на роль коммуникатора с исламскими странами и лидерство среди российских мусульман». Это лидерство чеченский политик якобы постепенно начнет перетягивать на себя, оспаривая его у нынешнего самого признанного представителя «российского традиционного ислама» Минниханова. Впрочем, и для президента Татарстана, по мнению Минченко, далеко не все потеряно — у него могут появиться «новые союзники, заинтересованные в уравновешивании Кадырова».

К сожалению, в обширном докладе тема Татарстана звучит вскользь, поэтому тезисы ничем не обосновываются. Трудно поспорить, что банковский кризис и неуклюжая игра вокруг договора с Москвой не добавили очков республике. Но из чего, к примеру, выводится «нарастание внутриэлитных противоречий»? И уж совсем сенсационно-скандальным выглядит противопоставление Минниханова Кадырову. Год назад сам Минченко в аналогичном докладе разграничил их сферы влияния: глава Чечни отвечает за арабский мир, президент Татарстана — за тюркский. Что изменилось? Публично Минниханов и Кадыров все так же друг друга иначе как «братьями» не величают. Так что это или сознательный вброс, или крутой инсайд. Ну или третий вариант — московские политтехнологи слишком много читают анонимные Telegram-каналы...

«В ПЕРСПЕКТИВЕ — ОТКАЗ ОТ «ПОЛИТБЮРО 2.0» И ЗАМЕНА ЕГО НА АНАЛОГ ГОСПЛАНА»

Напомним, первый доклад из серии «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0» был опубликован в августе 2012 года и вызвал большой резонанс в среде российской элиты. Уже в день публикации авторы работы получили обратную связь от своих «героев». Как констатировал Минченко, экспертное описание правящей элиты оказалось интересным в первую очередь ей самой. А точку в публичной легитимации модели «Политбюро 2.0» поставил представитель бизнесмена Геннадия Тимченко , который в день публикации очередного доклада в ноябре 2016 года официально опроверг утверждение, что Тимченко вышел из состава этой неформальной системы управления.

Возникла же эта система после возвращения Владимира Путина на пост президента и стала своеобразным способом демонтажа тандема образца 2008 - 2011 годов, когда элита была распределена между двумя неравнозначными полюсами — премьером Путиным и президентом Дмитрием Медведевым . Недовольство части элит, ориентированных на Медведева, новой «рокировкой», объявленной осенью 2011-го, привело к массовым протестам зимы 2011 - 2012 годов, известным как «белоленточная революция». В результате летом 2012 года была создана внутриэлитная система сдержек и противовесов, в которой премьер Медведев оказался лишь одним из нескольких значимых игроков, наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым , главой администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным , мэром Москвы Сергеем Собяниным , бизнесменамиТимченко и Юрием Ковальчуком . Практически все перечисленные лица и составили ту загадочную структуру, которую политолог наименовал «Политбюро 2.0».

В то же время произошло «распыление ресурса между разными группами». По оценке Минченко, этому способствовало формирование альтернативного Медведеву полюса в базовой энергетической отрасли в лице Сечина, а также переход к управленческой модели «большого правительства», в котором роль фактического главы досталась президенту, а функционал формального премьера оказался серьезно ограничен. При этом на уровне министерств и ведомств у участников узкого круга сложились свои сети дружественных руководителей и их заместителей. Распределение влияния между группами коснулось и регионов — практически у каждого из членов «Политбюро 2.0» возник свой пул губернаторов. В конце 2012 года в состав «Политбюро 2.0» ворвалась новая комета, а именно — высокорейтинговый министр обороны Сергей Шойгу . Это спровоцировало имиджевую «гонку преемников», в то время как внутренняя конкуренция элитных групп усиливала значимость роли Путина как модератора и арбитра этой конкуренции. Конец «гонке преемников» положил конфликт на Украине, разгоревшийся в 2014 году и приведший к смене власти в этой стране. Дальнейшие события общеизвестны: ответный ход Путина (присоединение Крыма и поддержка ополченцев на юго-востоке Украины) привел к ухудшению отношений с Западом и росту рейтинга президента внутри страны, а также к консолидации элиты вокруг ее «безусловного лидера».

Однако консолидация сопровождалась ухудшением экономической ситуации, падением цен на углеводороды, а заявленный «разворот на Восток» принес «неочевидные результаты». Это, как полагает Минченко, повысило конкуренцию внутри «Политбюро 2.0» за ресурсы. При этом выросла значимость полноправных членов «Политбюро 2.0», которые начали экспансию в сферы, ранее контролируемые «кандидатами в члены «Политбюро 2.0» и «членами ЦК». Перераспределение ресурсов приняло форму антикоррупционной кампании, кампании по санации проблемных банков, финансовых или административных поглощений компаний конкурентов, реструктурированию ряда министерств и ведомств, считают авторы доклада. Выросли символические акции тех членов элиты (в частности Аркадия Ротенберга ), которые попали под западные санкции и получили за это компенсации в той или иной форме. Одновременно в России как «воюющей стране» усилилось влияние представителей ВПК и силовой корпорации в целом.

Теперь о том, откуда же внутри путинской вертикали взялись «молодые технократы» и «независимые управленцы». Доклад констатирует, что в логике президентской модели «выравнивания элит» жесткой чистке и ротации подверглись силовые структуры и региональные власти. Путин взял курс на снижение роли участников «Политбюро 2.0», делая ставку на новых выдвиженцев, которые, как правило, имели связку с одним из кланов, но своим возвышением были обязаны лично главе государства. В качестве кадровых резервуаров использовались клиентелы членов и кандидатов в члены «Политбюро 2.0», их дети («принцы» по китайской терминологии), бюрократы среднего уровня, а также представители «двора» (секретариат и охрана Путина — адъютанты).

В перспективе — отказ от «Политбюро 2.0» с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными. Еще один немаловажный фактор обновления элит — возраст многих участников правящей коалиции. Процесс избавления от «старой гвардии» (Владимир Якунин , Евгений Муров и др.), переход в статус «свободных агентов» представителей ближнего круга президента (Иванов, Тимченко) был запущен в 2015 году. Однако, как замечает Минченко, создание «Госплана 2.0» предполагает наличие новой модели развития страны. В отсутствие же внятной стратегии модель «Политбюро 2.0» с ее системой неформальных кураторов отраслей оказалась более удобной для решения тактических задач и потому сохранилась до настоящего времени.

«ВЫБИВАНИЕМ МЕДВЕДЕВА ИЗ ЧИСЛА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛ НАВАЛЬНОГО ИСЧЕРПАН»

По мнению Минченко, Алексей Навальный, который пытается позиционировать себя в качестве оппозиционера номер один, скорее выполняет роль инструмента выяснения отношений между членами «Политбюро 2.0», так как публичные конфликты между ними табуированы. Глава ФБК уже дважды был использован для выбивания из кандидатов в преемники участников правящей элиты. В 2013 году он выступал против Сергея Собянина на выборах мэра Москвы, а в 2017 году пошел в наступление на Медведева с помощью нашумевшего фильма «Он вам не Димон». И это не случайно, поскольку большинство членов «Политбюро 2.0» не заинтересовано в возврате модели тандема. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан, считает политолог.

При этом он полагает, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада, а вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. К тому же начатая в июне президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитский характер, развиваясь по сценарию «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов».

Исход будущих президентских выборов 2018 года, по мнению Минченко, практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга Путина, отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами. Конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается не вокруг выборов. Российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики с одной стороны и попыткой запуска новой волны модернизации. И здесь очень важно, чья «орбита» окажется более выверенной.

Несмотря на то что Навальный выбил Медведева из числа потенциальных преемников Путина на выборах в 2018 году, позиции премьера представляются составителям доклада наиболее устойчивыми. Минченко отмечает, что, с одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путину и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо — «ослабить себя, чтобы сохраниться». А как самый молодой из членов «Политбюро 2.0» (52 года) он располагает еще и таким важным ресурсом, как время. С учетом этих обстоятельств Медведева и после мая 2018 года ждут хорошие перспективы.

По мнению Минченко, вариантов как минимум три. Он может, во-первых, сохранить за собой пост председателя правительства, во-вторых, перейти в «Газпром» и перехватить у Сечина позицию «главного энергетика», и, в-третьих, возглавить Верховный суд и получить статус неформального гражданского куратора правоохранительного блока.

«НАПОРИСТЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ СЕЧИНА ФОРМИРУЕТ ПРОТИВ НЕГО ШИРОКУЮ ЭЛИТНУЮ КОАЛИЦИЮ»

Достаточно уверенно себя может чувствовать и Шойгу как успешный министр обороны «воюющей страны». Шансы на создание под его эгидой нового суперминистерства (минобороны + МЧС) и на сохранение и даже расширение региональной квоты выглядят серьезными, отмечает автор доклада. Но есть и риски. Они в первую очередь могут быть связаны с возможными форс-мажорными обстоятельствами в зоне военных действий.

Наиболее динамично набирает в последнее время влияние член «Политбюро 2.0» глава «Ростеха» Чемезов. Он усилил свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, а также «поглотил» «Уралвагонзавод». Программа военного перевооружения, рассчитанная до 2021 года, также является его зоной ответственности. Среди рисков для Чемезова, считает Минченко, его же усиление, которое оппоненты могут описать президенту как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании. Однако «коллективный Чемезов» — группа ВПК — неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. А один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, — министр промышленности и торговли Денис Мантуров .

Бизнесмен Ковальчук считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики. Помимо этого, он является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.

Мэр Москвы Собянин — один из немногих членов «Политбюро 2.0», имеющий понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока. Это реновация, которая должна кардинально изменить облик Москвы и при этом обеспечить вовлечение в финансово емкий проект большого количества элитных групп, которые становятся естественными союзниками мэра. При этом Собянин сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале (заменив в Пермском крае Виктора Басаргина Максимом Решетниковым ). Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин тем не менее остается претендентом номер два на пост председателя правительства.

Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев также рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.

По мнению Минченко, трое из числа влиятельных членов «Политбюро 2.0» могут иметь сложности с повесткой, которую они могут предложить президенту. Как ни удивительно, к этой группе относится Сечин, который, на первый взгляд, находится на пике своего влияния. Действительно, он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева . Однако напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то это затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть» и «Татнефть». Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария.

Для многих членов правящего класса арест Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК «Система» создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с «Роснефтью» различными элитными игроками связана в первую очередь с этим, отмечает автор доклада. «Нельзя сказать, что весь путь „Роснефти“ в последние годы — это только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены „Политбюро 2.0“ главой „Транснефти“ Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина — был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе „Роснефти“ сотрудников СКР и ФСБ. Поэтому для „Игоря Ивановича Настоящего“ вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен», — делает вывод Минченко.

Еще один член этой группы — Вячеслав Володин . Перейдя из администрации президента на позицию председателя Госдумы, он сохранил разветвленную региональную клиентелу и неформальное влияние на ведущие политические партии и ОНФ. Статус парламента ощутимо вырос за счет активной работы с повесткой, ужесточения позиции по отношению к правительству и региональным властям (в том числе к мэрии Москвы), претензий на самостоятельную экспертизу законодательных инициатив исполнительной власти. Однако фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает влияние лидеров формально оппозиционных партий (Зюганова, Жириновского, Сергея Миронова ) и значимость парламента как площадки, представляющей все общество.

Замыкает эту группу Ротенберг, самый успешный реализатор инфраструктурных проектов. Длительное время он выполнял функцию коммуникатора с зарубежными экономическими элитами. Однако его попадание в санкционные списки, общее охлаждение в отношениях с Западом и проблематичность новых проектов на восточном направлении создают для группы сложности с целеполаганием, а неформальное кураторство над РЖД может быть поставлено под вопрос в рамках долговременной стратегии Путина на замыкание менеджмента корпораций на себя.

ЗАМЕТНЫ УСТОЙЧИВЫЕ ПОЗИЦИИ НАБИУЛЛИНОЙ И РОСТ НЕФОРМАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ЕПИСКОПА ТИХОНА ШЕВКУНОВА

Минченко также выделяет группу кандидатов в члены «Политбюро 2.0», которые имеют потенциал стать его полноправными членами. В первую очередь это относится к руководителю администрации президента Антону Вайно и его первому заместителю Сергею Кириенко . Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт, считает политолог. А Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера и обладает хорошим имиджевым потенциалом. Немаловажно и то, что после ухода в АП он смог сохранить за собой контроль над «Росатомом». Не исключено, что для президента важнее не политический опыт Кириенко, а история его менеджерского успеха в неуглеродной энергетике.

В этой же группе глава Сбербанка Герман Греф , один из бенефициаров чистки банковской системы, который вместе с руководителем центра стратегических разработок Алексеем Кудриным конкурирует за роль архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ. Они также участвуют в неформальном тендере на роль куратора считающегося перспективным сектора информационной экономики. Претендентов на эту роль достаточно — это еще и помощник президента Андрей Белоусов (наращивает влияние) и первый вице-премьер Игорь Шувалов (влияние снижается).

В силовом секторе стремительно наращивает влияние глава нацгвардии Виктор Золотов , придумавший и реализовавший этот проект. При этом Золотов обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (в частности, замдиректора ФСБ Евгений Зиничев — его креатура) и МВД, имеет свой пул губернаторов.

Внутри силового сектора, несмотря на активизацию Золотова, сохраняется система сдержек и противовесов. Коалиция Чемезов — Чайка — Золотов конкурирует с тандемом Бортников — Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем совета безопасности Николаем Патрушевым . Ослабленная группа Евгения Школова тем не менее удерживает на посту министра МВД Владимира Колокольцева . Медийная активность главы СВР Сергея Нарышкина тоже выглядит как подготовка к переходу в новое качество. В преддверии готовящейся судебной реформы возрастает роль председателя Верховного суда Владимира Лебедева .

В административно-техническом блоке, помимо Белоусова и Шувалова, заметны устойчивые позиции Эльвиры Набиуллиной , получившей продление своих полномочий и вышедшей победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов (Татфондбанк, банк «Югра»). Заметно более плотной стала коммуникация президента с главой Счетной палаты Татьяной Голиковой .

Из изменений в политическом блоке заметен рост идеологического и неформального влияния епископа Тихона (Шевкунова ), который происходит на фоне снижения значимости лидеров парламентских оппозиционных партий, рискующих перейти в более низкую лигу — в члены ЦК. Осознание слабости своих позиций вынуждает Зюганова, Жириновского и Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий.

Если говорить о потенциальных новичках, претендующих на вхождение в «Политбюро 2.0» в статусе кандидатов, то в условиях конкуренции содержательных проектов ситуативно возрастает роль старожилов губернаторского корпуса, обладающих оригинальной идеологией, — непотопляемый Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), Евгений Савченко (умеренный русский национализм).

Формируется слой новой силовой и технократической элиты, которая проходит обкатку в регионах или на уровне глав госкомпаний, заместителей министерств и ведомств. Из относительно опытных, но молодых лидеров можно выделить Дмитрия Кобылкина , который, помимо своего региона, неформально курирует Ставропольский край, и Андрея Воробьева , первым успешно осуществивший имиджевую трансформацию из «принцев» в «технократы». Из нового призыва выделяются экс-адъютанты президента Дюмини Дмитрий Миронов , экс-руководитель АСИ Андрей Никитин . К числу перспективных федеральных управленцев можно отнести министров Мантурова и Александра Новака , главу РЖД Олега Белозерова .

ПУТИН КАК «РУССКИЙ АЯТОЛЛА»

В заключение доклада Минченко предсказывает, что модель «Политбюро 2.0» имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021 - 2024 годов. При этом персональный состав этого клуба может серьезно обновиться. Уже сегодня внутри «Политбюро 2.0» формируются две широких коалиции — мобилизационная (ВПК+силовики, ядро — Чемезов — Чайки — Золотов — Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники — Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Большая часть членов и кандидатов в члены «Политбюро 2.0» способна ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа окажется смешанной или вообще верстаться «с колес». Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики. При сохранении президентом РФ хорошей физической формы (что весьма вероятно) вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года, поскольку следующий парламент будет значимым элементом транзита. Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента («русский аятолла»).

Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году. Практически неизбежное дальнейшее ухудшение отношений с Западом будет провоцировать конфликты по периметру России, а это в свою очередь будет сдвигать «Политбюро 2.0» к мобилизационному сценарию.

На фоне обострения международной обстановки российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики, с одной стороны, и с другой - попыткой запуска новой волны модернизации, что, впрочем, в нынешних условиях пока под вопросом. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День» , говорится в юбилейном докладе коммуникационного холдинга «Минченко Консанлтинг» «Политбюро 2.0»: реновация вместо демонтажа», который посвящен системе правления в РФ.

Как отмечают эксперты, в настоящее время конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается даже не вокруг выборов президента 2018 года. Их исход практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга действующего президента РФ Владимира Путина , который наверняка будет переизбран на новый срок, и отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами.

«Можно предположить, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада. Вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. Более того, начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов», - говорится в докладе.

«Политбюро 2.0» как сетевая неформальная структура управления возникло во многом ситуативно. В 2012 году, после возвращения Владимира Путина на пост президента, «Политбюро 2.0» стало способом демонтажа тандема образца 2008-2011 годов, когда элита была распределена между двумя, пусть и не равнозначными, полюсами - в тот момент премьер-министром Владимиром Путиным и президентом РФ Дмитрием Медведевым , отношения между которыми определяли внутриполитическую повестку.

В состав неформального политбюро, от решений которого зависит принятие решений в России, тогда, по оценке экспертов, вошли премьер-министр Медведев наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым , руководителем администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным , мэром Москвы Сергеем Собяниным , близкими Путину бизнесменами Геннадием Тимченко и Юрием Ковальчуком , где глава государства играет роль арбитра, обеспечивающего систему сдержек и противовесов. Сейчас эта неформальная структура трансформировалась.

Точку в публичной легитимации этой модели управления поставил представитель Тимченко, который в день публикации очередного доклада в ноябре 2016 года выступил с официальным заявлением, в котором опроверг утверждение, что его босс вышел из состава «Политбюро 2.0».

Как следует из доклада, сейчас в «Политбюро 2.0» сохранили за собой места Медведев, Чемезов, Собянин, Юрий Ковальчук , к которым добавился министр обороны Сергей Шойг у, а в так называемой «переходной зоне» вблизи «правящей верхушки» оказались Сечин, спикер Госдумы Вячеслав Володин и бизнесмен Аркадий Ротенберг . В то же время активные действия для продвижения вверх в этой иерархии предпринимают глава Сбербанка Герман Греф , экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин , создатель и глава Росгвардии Виктор Золотов , чеченский лидер Рамзан Кадыров , бизнесмен Геннадий Тимченко , а также нынешний руководитель администрации президента РФ Антон Вайно , его первый заместитель Сергей Кириенко и вице-премьер РФ и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев , который, кстати, как считают эксперты, рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.

Авторы доклада полагают, что модель «Политбюро 2.0» имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021-2024 гг. При этом персональный состав этой структуры может серьезно обновиться. Как отмечается в исследовании, неустойчивость ролевого распределения элит накануне выборов президента РФ, которые предстоят весной 2018 года - необходимое условие технологии заблаговременной победы. По оценке политологов, Путин намерен действовать в собственных интересах и сейчас фактически проводит тендер - «кто поддержит меня лучше всех» и «кто предложит план на 6 лет». В этих условиях и предполагается развитие событий.

Сечин нажил себе врагов

Глава «Роснефти», на первый взгляд, находится на пике своего влияния. Он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева , отмечают эксперты.

Однако, по их оценке, напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то это затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть».

«Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария. Для многих членов правящего класса арест министра экономического развития А.Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК «Система» создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с «Роснефтью» различными элитными игроками связана в первую очередь с этим», - говорится в докладе.

При этом, как обращают внимание эксперты, нельзя сказать, что весь путь «Роснефти» в последние годы - это только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены «Политбюро 2.0» главой «Транснефти» Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина - был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов , уволен ряд близких к главе «Роснефти» сотрудников СКР и ФСБ.

«Поэтому для «Игоря Ивановича Настоящего» вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен», - считают авторы доклада.

Противоборствующие коалиции

В то же время, как говорится в исследовании, сейчас внутри «Политбюро 2.0» формируются две широких коалиции - мобилизационная (ВПК+силовики, ядро - Чемезов-Золотов-Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф).

«Большая часть членов и кандидатов в члены Политбюро может ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа будет смешанной, или вообще верстаться «с колес». Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики», - прогнозируют эксперты.

Медведев сохраняет влияние

В условиях явных проблем с содержательной повесткой ресурсом для роста влияния участников правящей «верхушки» является наличие понятного проекта для страны в целом или хотя бы для себя и своей группы на период следующего срока Путина, но у троих членов «Политбюро 2.0» пока нет предложений, говорится в докладе.

По мнению экспертов, в рамках такого тендера, как ни странно, наибольшая устойчивость как члена «Политбюро 2.0» и участника следующей правящей элитной коалиции наблюдается у премьер-министра Дмитрия Медведева .

«С одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путина и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо «ослабить себя, чтобы сохраниться». Самый молодой из членов «Политбюро 2.0» (1952 г. р.), он располагает важным ресурсом - временем», - констатируют авторы исследования.

Политологи отмечают, что Медведев имеет не менее трех опций своего трудоустройства после мая 2018 года. Это могут быть: 1) сохранение по посту председателя правительства; 2) переход в «Газпром» и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика»; 3) переход в Верховный суд с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока. Между тем, среди его минусов - явные имиджевые проблемы, а также оппозиция в «Политбюро 2.0» в связи с идеей воссоздать правящий тандем, что вылилось в протесты, организованные скандальным политиком Алексеем Навальным , который остается инструментом в руках противоборствующих элитных группировок.

Политологи полагают, что достаточно уверенно себя может чувствовать Сергей Шойгу как успешный министр обороны страны, которая на фоне внешнеполитического обострения фактически находится в состоянии войны. Однако наиболее динамично набирающим в последнее время влияние членом «Политбюро 2.0» является глава «Ростеха» Сергей Чемезов , усиливший свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, поглотивший «Уралвагонзавод». Бизнесмен Юрий Ковальчук , который считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.

Что касается мэра Москвы Сергея Собянина , то, как полагают политологи, он является одним из немногих членов «Политбюро 2.0», кто имеет понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока. Речь идет о программе реновации, которая должна кардинально изменить облик Москвы и при этом обеспечивает вовлечение в финансово ёмкий проект большого количества союзнических ему элитных групп.

Агентство Minchenko Consulting опубликовало пятый доклад о «путинском политбюро». По мнению экспертов, российская властная элита стоит перед дилеммой - мобилизация или модернизация. И конкуренция элитных групп после очередных президентских выборов развернется именно вокруг пути, по которому пойдет страна. Проблема «выборов-2018» перед элитой не стоит, так как Владимир Путин снова обеспечил себе «заблаговременную победу»

Материалы по теме

Эксперты рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. По словам авторов, в основе данного исследовательского проекта лежит методология, предполагающая использование анализа открытых источников, экспертных опросов, проективных методик и экспертного моделирования. Доклад «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» сфокусирован на ретроспективе внутренних процессов в российской элите в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии возможного четвертого.

По мнению авторов доклада, участники правящих элит делятся на две группы: мобилизационная (в нее авторы доклада включают Военно-промышленный комплекс и силовиков, а в ядро определяют - Чемезов, Чайка, Золотова, Шойгу) и модернизационная (это либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Скорее всего, решение о распределении будет принято «на ходу». Нынешней элите предстоит сделать выбор между мобилизационной и модернизационной моделями экономики. «Российская элита находится перед развилкой с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации», - поясняют авторы доклада.

Как пойдет конкурентная борьба и с чьим перевесом она завершится, эксперты пока не прогнозируют. В любом случае, итог ее будет зависеть «от усилий всех групп влияния, от внешней конъюнктуры и от настроя Владимира Путина», - пояснил «Коммерсанту» глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Рост рейтинга президента внутри страны, ухудшение отношений с Западом привели в итоге «к консолидации элиты» вокруг Владимира Путина, который стал «ее безусловным лидером». И теперь победа господина Путина на предстоящих президентских выборах не будет зависеть от «вклада той или иной элитной группы» и не обеспечит ни одну из них «индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния». Более того, эксперты «Минченко консалтинг» считают, что «начавшаяся в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов».

Главный ресурс для роста влияния участников «Политбюро 2.0» после президентских выборов - это наличие у каждого члена понятного проекта, касающегося страны в целом или же их лично на период следующего срока президента Владимира Путина. Иметь такие проекты важно в условиях проблем с содержательной повесткой.

Наиболее устойчивые позиции в качестве члена «Политбюро 2.0», указывают авторы доклада, «как ни странно», у премьер-министра Дмитрия Медведева. Он, с одной стороны, самый опытный член правящей группы, поскольку занимает пост главы правительства, а до этого был президентом. С другой - неоднократно подтверждал лояльность Путину «и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо «ослабить себя, чтобы сохраниться», - говорится в докладе. У Медведева не менее трех вариантов трудоустройства после мая 2018 года, считают эксперты: сохранение должности премьера, переход в «Газпром» «и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика», назначение на пост председателя Верховного суда.

Достаточно сильные позиции и у министра обороны Сергея Шойгу, в связи с чем серьезными выглядят шансы на создание под его эгидой нового суперминистерства - Минобороны плюс МЧС, отмечают авторы доклада.

Еще один член «Политбюро 2.0», глава «Ростеха» Сергей Чемезов, наращивает свое влияние «наиболее динамично» из всех представителей ближнего круга Путина. Усиление «группы Чемезова» - один из рисков для нее, поскольку «оппоненты могут описать это как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании». Тем не менее, «коллективный Чемезов», группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков, уверены эксперты.

Высокие шансы сохраниться в качестве члена «Политбюро 2.0» есть у акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука и мэра Москвы Сергея Собянина. Столичный градоначальник, по словам авторов доклада, - один из немногих членов ближнего круга Путина, кто имеет понятный проект (реновацию) на весь период следующего президентского срока. Собянин является претендентом номер два на пост премьера, говорится в докладе.

В докладе «Политбюро 2.0» эксперты указывают, что позиции Сечина, Володина и Ротенберга могут пошатнуться после проведения президентских выборов в 2018 году. «Сечин, Володин и Ротенберг находятся в переходной зоне, есть риск их ослабления. Они могут перейти в статус кандидатов в члены политбюро», - заявил Евгений Минченко газете РБК.

По мнению экспертов, Сечин в данный момент «находится на пике своего влияния». Вместе с тем, против него формируется «широкая элитная коалиция» в связи с «напористым управленческим стилем» главы «Роснефти». Так, Сечина критикуют за его выход за пределы собственной ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов. К этому также относятся возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата России. В докладе также отмечается, что арест экс-министра экономического развития России Алексея Улюкаева «стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений».

Вместе с тем, Володин может потерять свое влияние из-за «фактического слияния всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию», что «снижает влияние лидеров формально оппозиционных партий и значимость парламента как площадки, представляющей все общество».

В свою очередь, Ротенберг может политически ослабеть в связи с попаданием в санкционные списки, а также общим охлаждением отношений России с Западом. Кроме того, «проблематичность новых проектов на восточном направлении создают для группы (Ротенберга) сложности с целеполаганием», - указывается в докладе компании.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев обиделся на утверждение экспертов об ослаблении позиций главы «Роснефти» Игоря Сечина. В комментарии РБК он заявил, что у людей, которые составили доклад, есть признаки «серьезного психического расстройства».

«Я не знаю, есть ли расстройство у Минченко, но у меня есть сомнение в адекватности его прогноза. Это мания величия - расставлять людей по местам: этого я вычеркну, а этого повышу, а другого понижу», - заявил Леонтьев. Также пресс-секретарь «Роснефти» назвал «надуманными» аргументы главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко о причинах возможного снижения влияния Сечина после выборов 2018 года.

В число кандидатов на попадания в члены «Политбюро 2.0» после выборов 2018 года вошли глава кремлевской администрации Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко, глава «Сбербанка» Герман Греф, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, глава Нацгвардии Виктор Золотов и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

По мнению авторов доклада, если Путин сохранит хорошую физическую форму, то кандидатуры для преемника начнут обсуждать во время подготовки парламентских выборов 2021 года. Есть вероятность создания статуса духовного лидера «русский аятолла» для Путина.

Эксперты считают, что Навальный - это инструмент выяснения отношений между участниками «Политбюро 2.0» из-за запрета публичных конфликтов в элитах. Оппозиционер уже успешно выполнил свою роль в президентской кампании - 2018 по «выбиванию Медведева из числа потенциальных кандидатов», а в 2013 - Собянина.

В докладе утверждается, что Председатель правительства, назначенный в мае 2018 года, «рискует стать Председателем правительства непопулярных реформ», поэтому его шансы «стать преемником Путина будут невелики».