Основные виды духовного освоения мира: наука, искусство, религия. Искусство, религия и мораль

Философия и наука . Научный характер философии проявляется в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык, методы познания. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов, норм, принципов и т.д. В то же время философия- особая мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. Философия плюралистична, в ней, в отличие от конкретной науки, обычно существует множество идей, учений, систем, взглядов.

Философия, выполняя методологическую функцию, обобщает результаты конкретных наук, разрабатывая для них общие методы исследования.

Влияние философии на развитие конкретных наук в наши дни обычно осуществляется через научную картину мира, методологию и ценностные ориентации.

Философы и в прошлом, и наши дни являются интеллектуальными представителями человечества, задачей которых является защита культуры от мировоззренческого шарлатанства.

Философия и искусство . Философия во многом близка искусству. Глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты многие художественные произведения писателей, композиторов, музыкантов. Ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов(Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше), философских эссе и т.д.

Однако, хотя искусство, и философия порой очень тесно сближаются, они не тождественны друг другу. Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.

Философия-сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство- мир чувственно- конкретного постижения общих свойств мира и человека.

Философия и религия . Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации- существенно разные типы мировоззрения.

Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма(мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).

6.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии .

Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно- конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления. Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь. Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию. Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры. Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он могпретендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной културы мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.

Историческое взаимодействие между религией и философией всегда является конкретным, выраженным в учении философа или философской школы, соединяющейся с определенной религиозной традицией. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в мировосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентации. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству.

Как формы духовного проявления, религия и философия находятся в сложном взаимодействии. Они никогда не противостоят друг другу как таковые, вступая в отношения в исторически определенных формах. В учениях конкретных философов, поскольку они пересекаются с верованиями религиозных традиций, мы находим живое сочетание религиозных и философских аспектов. Пример взаимодействия между религией и философией - творчество христианских платоников Климента Александрийского (150-215 гг. н.э.) и Ориге-на (185-254 гг. н.э.). Подобный тип интерпретации, предполагающий использование греко-римских философских систем для выражения основ библейской традиции, применялся в Средние века и в эпоху Возрождения.

Оригинальным европейским познавательным проектом, сформировавшимся на стыке философии и религии в рамках культуры Нового времени, является философия религии. Термин "философия религии" является сравнительно новым, его появление относится к концу XIX столетия. Широкое распространение этот термин получил благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля. Философия религии - один из важных разделов философского знания эпохи модерна. Ее становление связано с развитием христианской мысли в различных конфессиональных вариантах и идейных модификациях. Объект философии религии - религиозное знание. Основными проблемами философии религии являются аргументация за или против существования Бога, учение о человеческой природе, о свободе воли, проблемы влияния религии на мораль, природа зла и проблематика эпистемологии религиозной веры.



Итак, философия религии - специальный раздел в фундаментальных философских системах или самостоятельное направление в философии, исследующее представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действен- --


ное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога ичеловека

Основными типами философии религии являются философское, религиоведение, нацеленное на философско-критическое исследование существующей системы и эпистемологического статуса религии озных верований, особенностей религиозно-мистического опыта» специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относительно религии.

Теология (богословие) является одним из значительных интеллектуальных образований, находящихся на пограничье религии и философии. В широком смысле слова богословие понимается как концептуальная форма религии, то есть учение о Боге и Его отношении к миру и человеку. Как и философия, богословие создает систематическое учение о бытии. Выражая и обобщая религиозную традицию, богословие выступает в качестве ее ш 1теллектуального инструмента.

Философской рефлексии в рамках философии религии подвергается понятие религиозного мировоззрения.

Религиозное мировоззрение - специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенной системы норм, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовно-индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.

Стремление людей, особенно в переломные, кризисные эпохи, искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в каждой из мировых религий Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.


Наряду с философией религии в процессе реального диалога культурных традиций рождаются такие разделы философии, как философия морали и философия искусства.

Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы* функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных сферах культуры - науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве.

Философское учение о морали и нравственности называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и другие), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Различие понятий "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, к чему человек должен стремиться (мир должного), и реально практикуемыми нравами повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при этом понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. В понятие "нравственность" вкладывается более житейское, приземленное значение. Это принципы и формы реального практического поведения людей, в котором строгость моральных норм значительно смягчена.

Внеинституциональность морали (поскольку в обществе не существует институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие морали), ее всепроникающий и всеобъемлющий характер проявляется в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, экологией, искусством и др.)

Искусство как форма человекотворчества постигается в рамках философии искусства. Искусство - специфический род практически-духовной, творческой деятельности, направленной на создание художественных произведений и эстетически-выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы, с одной стороны, и вместе с тем то мастерство, умение,ремесло,ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность.

Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманентной природой.


С точки зрения философии искусства можно выделить две взаимодополняющие характеристики или координаты искусства: одна из таких координат с необходимостью связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в искусстве через художественную культуру, его апелляцией к верховным ценностям и идеалам социального порядка; вторая координата детерминирует гносеологическую направленность искусства как художественного процесса поиска истины, возможность ее явления для эстетического сознания.

В качестве конкретных модификаций искусства можно выделить различные виды искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, театр, киноискусство и так далее); различные роды искусства (эпический и лирический); жанры (поэма, роман, оратория и симфония, историческая картина и натюрморт и так далее); исторические типы (например, готика, барокко, классицизм, романтизм и т.д.).

Важнейшей проблемой философии искусства является выявление специфики классической и неклассической моделей искусства.

Классическая модель искусства соотнесена с программами и образцами европоцентристского мироустройства. Она предполагала, что субъект творчества, творец-художник отдален от мира, который противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий; искусство представало как способность описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые "не претендуют на то, чтобы быть действительностью" (Л. Фейербах). В художественном творчестве доминировали аспекты "технэ" - мастерства, умения и подражания - воспроизведения как представления вещи; мир классического искусства рассматривался как специфическая система адекватного описания (отображения) в нехудожественной действительности, основным выразительным элементом которого является художественный образ; художественный образ трактовался по преимуществу как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения; классический мир искусства предполагал образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни, выразившееся в актуализации соотношения "прекрасного" и "жизни", "художественного" и "реального" миров.

Глубинная трансформация классического искусства и оформление искусства постклассического типа на рубеже XIX-XX вв. были связаны с конфликтом классической и инновационной культурных парадигм, что привело к появлению совершенно новых форм осмысления человеческого существования. По словам М. Хайдеггера, "художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека". Формируется неклассическое строение художественного мира, предполагающее равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, самоорганизующихся по различным этническим, религиозным, хозяйственным и ценностным принципам. Видоизменяются способы и формы бытия искусства, которое вос-

принимается преимущественно как система знаковых образований (дискурсов). Актуальное искусство оформляется как сложнооргани-зованная система разнообразных направлений и форм, коммуници-рующих и взаимодействующих между собой в рамках различных модернистских и постмодернистских проектов. На смену отстраненному от мира субъекту-созерцателю классической модели искусства приходит непосредственно присутствующий в реализации художественного акта и представленный в разнообразных художественных артефактах автор-исполнитель, избирающий стратегию публичной интеллектуальной провокации. Современное искусство в его наиболее характерных формах представляет собой открытый гуманитарно-антропологический проект с многообразием программ и форм художественной рефлексии, активным диалогом маргинальных и временно-организованных в процессе художественного акта сообществ, нередко существующих в конфликте с тотально заявляющими о себе социально-политико-экономическими референциями.

Однако авангардными формами современного искусства не исчерпывается современная художественно-эстетическая культура. Классическая модель искусства представлена здесь программами классического образовательного пространства и академическими институтами, музеями, включенными в процессы массовой коммуникации и задающими определенные образцы художественного творчества, с которыми неизбежно коррелируют актуальные модели художественной деятельности. Существенным элементом картины современной художественной культуры является и феномен массовой культуры, представляющий политико-идеологические и экономические референции общества, и принципиально обращенный к массовому художественному рынку с неизбежным воспроизводством идеологем массового сознания, массовых фобий и умонастроений, системой звезд, формированием потребительских предпочтений и т.д.

Глобальное взаимодействие культурных традиций, не оставляющее иллюзий о сохранении "чистых", локальных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, с глубинным диалогом философии, религии, морали, искусства, науки и новой шкалой обгцечеловеческих ценностей. Проблема осмысления природы человеческих ценностей с ее извечным вопросом "Что есть благо?" неизбежно возникала и возникает в эпохи обесценивания и дискредитации культурной традиции, кризиса общечеловеческих представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, красоте и безобразии.

Вместе с тем, как свидетельствует мировая история, любой культурный кризис, способный вызвать распад конкретного типа культуры в его прежнем облике, в то же время является мощным толчком к самопознанию культуры в целом, раскрытию ее внутренних потенциальных возможностей, новому витку культуротоворчества.


Темы для обсуждения

1. Культура как развивающаяся система.

2.Основные виды культурной коммуникации.

3.Субкультура и контркультура в системе культурной динамики.

4.Современные тенденции анализа культуры.

5.Религия, мораль, искусства как форма культуротворчества.

Литература

1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М, 1993.

2.Арто А. Театр и его двойник / А. Арто. М., 1993.

3.Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М., 1996.

4.Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар // Поэтика и политика. М., 1999.

5.Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М., 1995.

6.Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М., 1993.

7.Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. СПб., 1998.

8.Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М., 2000.

9.Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб., 2000.

10.Ерасов Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М., 1996.

11.Ионин Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М, 1996.

12.Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк / Ю. А. Кимелев. М, 1998.

13.Клакхон К. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. Клакхон. СПб., 1998.

14.Культурология. XX век: энциклопедия. СПб., 1998.

15.Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

16.Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гас-сет. М., 1991.

17.Томпсон М. Философия религии / М. Томпсон. М., 2001.

18.Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М., 1983.

19.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М., 1992.

20.Хаксли О. Врата восприятия J О. Хаксли. СПб., 1994.

21.Хёйзинга Й. Homo Ludens / И. Хёйзинга. М., 1992.

22.Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М., 1997.

23.Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1989.


20. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

20.1 . ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследеваниеафилософии такого явления, как техника.

Философия техники - одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при системном исследовании техники в историко-цивилизаци-онном, культурологическом, методологическом, антропологическом, нравственно-эстетическом и аксиологическом контекстах.

Системный подход позволяет увидеть современную технику как сложную систему, в которой тесно взаимосвязаны такие ее элементы, как: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная техника и технологии; техника в системе образования; бытовая; научная; связанная с туризмом и отдыхом. В вычислительной технике используется понятие high tech - "высокая технология", под которым понимается прикладная наука и техника, включая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле -специализированная техническая новинка высокой сложности.

Имея глубокие корни еще в XVIII в., связанные с появлением книги И. Бекмана "Руководство по технологии, или Познание ремесел, фабрик и мануфактур" (1777 г.) и в XIX в. с выходом труда Э. Каппа "Основные черты философии техники" (1877 г.), современная проблематика философии техники оформляется в 60-70-е гг. XX в. и включает в себя сложный спектр мировоззренческих вопросов: что такое техника как феномен культуры; какова ее роль и функции в цивилизационном развитии; каковы ее формы и границы воздействия на человеческое бытие; является ли техника благом для человечества и каковы сценарии перспектив дальнейшего цивилизационного развития современного общества на технической основе.

В терминологическом смысле речь идет о греческом слове "techne", имеющем несколько значений, а именно: 1) искусство, навык исполнения чего-либо; 2)артефакт (изготовленный человеком предмет инструментального назначения); 3) машина (хитроумное


устройство, предназначенное для замещения рабочей силы человека, ее умножения, имеющее собственную двигательную основу).

В историческом плане принято говорить о технике как орудиях труда, машинах, механизированных и автоматизированных комплексах различного функционального назначения, информационных системах, совокупности коммуникаций(транспортных, промышленных, медицинских, образовательных, сервисных и др.).

Орудия труда являются непосредственным доказательством происхождения человека посредством предметно-практической деятельности. Археологические находки, сделанные супругами Лики в Восточной Африке, позволяют говорить о том, что техника появилась в виде орудий труда 2 млн лет назад. Практически сразу же определилось ее инструментальное назначение, которое разнообразилось в рамках происходившего общественного разделения труда. К XIX в. техника применялась в большинстве сфер промышленного производства и надстроечных сферах, связанных с гражданским обществом, политикой, духовностью. В этих условиях возникла необходимость: 1) философского осмысления научно-технического прогресса, изучения уже существовавшей традиции рефлексии над конструктивными принципами человеческой, в частности инженерной, деятельности; 2) определения ценностного статуса техники в системе культурных приоритетов общественного сознания; 3) разработки эффективных концепций инженерно-технического творчества.

Первым к проблеме оценки социокультурного статуса техники обратился Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. В конечном итоге он пришел к выводу, что конструирование техники входит в задачу ремесленников. А эти люди не имеют высокого социального положения: их труд напоминает, скорее, копирование аналогов из природы. В этом смысле ни техника, ни ремесленники не могут влиять на прогресс. Их статус определяется как нейтральный.

В новоевропейской философии отношение к технике и ее творцам начало изменяться. Во многом это было связано с тем, что начал меняться статус субъекта технического творчества. Эти изменения были отражены в работах Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, КСемяновича, Б.Паскаля. Новые идеи заключались в следующем:

1)техника, переходящая из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанная на достижениях естествознания, становится мощным фактором общественного развития;

2)техника является разновидностью научной практики и должна входить в структуру научного исследования;


3)основы техники заключены в строгом логико-математическом и физическом мышлении и расчетах. Техника рациональна; *

4)технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, призванную обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов;

5)рациональная техника требует свободного рынка инженерного труда;

6)техногенное развитие должно соотноситься с возможностями существующей природной системы.

Под влиянием этих идей в Британии началась промышленная революция, охватившая в последующем континентальную Европу. Начала формироваться система высшего политехнического образования. В XIX в. появились первые профессиональные сообщества инженеров. Некоторые из их членов активно занялись философскими проблемами техники (И. Бекманн, Г.М. Поппе, Э. Капп, Ф. Рело, А.А. Павловский, А. Ридлер, П.К. Энгельмейер и др.).

Инженеры пытались осмыслить ценностный статус техники в культуре и цивилизационном процессе. Так, в 1877 г. Э. Капп издал книгу "Основные черты философии техники". В ней он обосновал органопроективную концепцию техники, согласно которой артефакты являются естественным продолжением органов человека. В конце XX - начале XXI вв. эта идея получила практическую реализацию в развитии информационных систем (искусственный интеллект) и генной инженерии (создание искусственных органов и внедрение их в организм человека).

В 1896 г. работавший в Витебске инженер-железнодорожник А.А. Павловский издал книгу "Успехи техники и влияние их на цивилизацию". В ней он уделил внимание осмыслению феномена техники, инженерной деятельности, влиянию техники на домашний быт человека и положение женщины в технизированном обществе.

Предметом осмысления стал и статус самих инженеров в культуре. Эту задачу решил Т.Веблен. Логика рассуждений ученого следующая:

1) общество исторически приобрело новую основу развития в лице техники. Это приобретение произошло на индустриальной стадии, после промышленной революции;

2)индустриальная система механизирована и регулируема. Она питается техническими и технологическими знаниями, разрабатываемыми инженерами;

3)логике чистого научно-технического развития противостоит логика частнособственнических капиталистических интересов, ведущая человечество к катастрофе и многочисленным антигуманным последствиям;


4) вследствие этого политическая и экономическая системы общества должны быть трансформированы под интересы технических специалистов (технократии). В таком виде любая социальная система способна достичь благоденствия и процветания.

Дж. Гэлбрейт еще больше абсолютизировал интересы инженеров и выдвинул лозунг развития техники ради самого научно-технического прогресса. Он утверждал, что задача техноструктуры заключается не в повышении благосостояния населения, а в создании условий для самой техники и производства. Эта тенденция трактовки техники явно противоречит марксистскому подходу, в рамках которого ведущее место отводится благосостоянию населения, а техника трактуется лишь как элемент производительных сил общества.

Абсолютизация роли техники при очевидном игнорировании роли природы в системе культуры привела к тому, что технократизм как социокультурное течение вылился в цивилизационную стратегию, практически полностью игнорирующую экологию и гуманитарные аспекты деятельности.

Первым тревожно начал писать об этом О.Шпенглер. В русле своей социал-дарвинистской модели культуры он отводил технике завершающую миссию погребения социальной системы, дошедшей в своем развитии до стадии цивилизации. Весьма похожими терминами в оценке техники оперировал и Н. Бердяев. Культура, по его мнению, духовна, глубоко индивидуальна и специфична и поэтому открыта переживанию. Цивилизация - технична, в ней техника торжествует над духом, над организмом. Формируется бездуховная машинная система, уничтожающая индивидуальность, своеобразие, оригинальность. Этот процесс стал возможен по вине самого человека. И поэтому только он сам может его скорректировать и придать ему конструктивный смысл.

Много внимания в своем творчестве уделял проблемам техники Н.А. Бердяев, являясь в этом плане предшественником современного философского анализа техники. Он считал, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и культуры, что техника -это последняя любовь человека и он готов изменить свой образ иод влиянием предмета своей любви. Технику следует понимать, по Бердяеву, в более широком и более узком смысле. "Техно" значит и индустрия и искусство. Мы говорим не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике мышления, живописи, танца, стихосложения, духовной жизни. Повсюду техника учит достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил. В работе "Человек и машина. Проблема социологии и метафизики" Н.А. Бердяев анализирует характерный парадокс: без


техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели, перерождению ее в нечто иное, уже не похожее на культуру.

В истории человечества Бердяев выделяет три стадии: природ-но-органическую, культурную в собственном смысле слова и технически-машинную, которым соответствует различное отношение духа к природе - погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; активное овладение духом природы. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем всегда останется иррациональное начало. Но техника хочет овладеть духом и рационализировать его. Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума. Человеку, как писал Бердяев, удалось вызвать к жизни, реализовать новую действительность, что свидетельствует о страшной мощи человека, его творческом и царственном призвании в мире. Но это показатель и его слабости, его склонности к рабству. Машина имеет не только социологическое, но и космологическое значение. Она ставит с необычайной силой проблему судьбы человека в обществе и космосе.

Философский анализ статуса и предназначения техники приводит Бердяева к выводу, что техника давно уже не нейтральна, не безразлична для духа и вопросов духа; техника делает человека космиургом. От напряжения духа зависит, избежит ли человек гибели. Исключительная власть техники и машинизации, технизация духа влекут именно к этому пределу.

К. Ясперс исследовал природу техники с тем, чтобы понять причины усилившегося бездушия в обществе. Он пришел к выводу, что в конечном итоге все зависит от человека. Сама же техника ни хороша, ни плоха. Л. Мэмфорд более настойчив в утверждении тезиса о том, что за техникой скрывается хорошо отлаженная технология, в рамках которой человек становится винтиком огромной Мегамашины, функционирующей по законам эффективности и точности операций и функций. В таких условиях участие индивида в процессах деятельности возможно лишь при максимальном подчинении Технологии. Жизнь обесценивается фактом адекватной замены из искусственного мира(роботы, компьютеры и т.д.).

М. Хайдеггер подводит итог критическому анализу техники и технократизма. Он считает, что человечество само себя перевело на новую основу - постав, за которой скрывается целый мир человеческого сознания, в рамках которого нет осмысляющего раздумья, вопросов о сути бытия и времени. Техника - это уже не просто орудие труда или прибор. Она является воплощением бездумности на фоне невероятных достижений.


Синергетическая философия Г.Хакена, И.Пригожина и других ученых наконец-то дала конструктивное решение вопроса о сущности техники. Последняя видится с точки зрения нелинейной динамики, теории катастроф, процессов самоорганизации и коэволюции. Утверждается новая практика параллельного, не во вред друг другу, сосуществования природных и социокультурных систем.

Техника начинает интегрировать две реальности через биотехнологии, безотходные, наукоемкие производства. Тем самым произошел окончательный отказ от тезиса о нейтральном статусе техники в культуре и началось активное формирование оптимальной стратегии научно-технического прогресса.

Существующая технико-технологическая инфраструктура деятельности человечества модернизируется в направлении приобретения ею определившихся ценностных приоритетов, совокупно представляемых как техноаксиологическая программа деятельности. Нормативный характер новых установок проявляется в законодательстве и конкретных мерах воздействия на тех, кто игнорирует качественно новый аспект взаимодействия техники и природы. Аналогичные регулятивные мероприятия разрабатываются и в отношении техники как коммуникации, поскольку нелинейная синергетическая методология актуализирует проблемы, связанные с искусственным интеллектом.

Таким образом, техника является продуктом человеческого сознания и трудовой деятельности. Она постоянно сопровождав" ет жизнедеятельность людей и в силу большой практической востребованности активно разрабатывается. Сущность ее заключается в обеспечении эффективности деятельности человека, его жизненного комфорта, мобильности. Как искусственно созданное устройство техника подвержена моральному и физическому старению (износу). Поэтому исторически на человека оказалась возложенной задача своевременного обновления технических систем с учетом их безопасности и надежности. Огромная индустриальная техносфера требует вследствие этого ответственности и оперативности в решении насущных задач, в первую очередь связанных с утилизацией отработавших свой ресурс устройств и материалов. Вместе с тем человек не ограничивается во взаимодействии с техникой задачами ее элементарного воспроизводства. Он думает над улучшением ее дизайна(эстетики), разнообразием применения.

Философы в осмыслении техники прошли этап негативной критики и предложили достаточно продуктивную и интересную методологию коэволюционной трансформации всей существую-


щей нженернои практики и технократического мировоззрения. Остается только надеяться на то, что происходящая модернизация окажется оперативной, и намеченное приобрететстатус социокультурной реальности.

В рамках методологической рефлексии исследуются такие проблемы философии техники, как: специфика технического знания; детерминирующие факторы технического прогресса; пределы технического развития; поиска гармонической соразмерности технических систем и среды обитания человека; обоснование проектов "альтернативной"техники, ориентирующейся на "подлинные", а не на искусственные потребности человека; анализ ант-ропно-аксиологических принципов в области технической эстетики и т.д.

Философско -культурологический контекст задает критический вектор анализа техники, необходимость обоснования проектов социального переустройства и преодоления тупиковых стратегий технико-технологического развития, отказа от приоритетов экономической выгоды, власти и могущества, удовлетворения утилитарных потребностей, возвышения духовных ценностей, вопросов технического образования и воспитания, формирования условий социального консенсуса, обоснования проектов создания альтернативных культур, создающих обновленные ценности, установки и традиции семейной и личной жизни, мировоззрения, искусства, противостоящих техническому хаосу и т.д.

Философской рефлексии подвергается и вопрос о специфике технического знания по сравнению с научным.

Вопрос о демаркационной линии между техническим и научным знанием в современной философии науки и философии техники еще не получил достаточно четкого освещения. Некоторые исследователи (например, немецкий исследователь техники Ф. Рапп) считают, что техническое знание имеет более сложную системную организацию; объекты технического знания, в отличие от "естественности" объектов научного знания, имеют искусственную природу; техническое знание ориентируется на достижение планируемого практического результата, в то время как целью научного знания является поиск истины и построение концептуальных моделей исследуемых систем. В то же время названные отличия не носят абсолютного характера. Общие черты и установки человеческого знания в целом, и научного в частности, выражаются в более выраженной форме в техническом знании: единство объективного содержания и ценностно-целевых оснований и мотиваций субъектов познания; взаимодополнительность истинностных и нравственных параметров научно-технического поиска; единство познавательного и практического; необходимость моделирования глобальных технико-экономических систем; обоснование пределов технического развития и критериев оценки современных технологий.

Взаимные связи искусства с этикой, философией, религией не могут быть сведены к какой-либо единой формуле. Исторический контекст взаимодействия искусства с ценностными формами общественного сознания показывает, что эти сферы духовной деятельности то максимально сближались, то развивались в оппозиции, но никогда не поглощались друг другом. Этические доктрины, политические движения, религиозные конфессии в стремлении распространить и утвердить свои идеи всегда так или иначе старались заполучить в союзники искусство. Художественное творчество, в свою очередь, также проявляло внимание к этическим концепциям, находило питательную почву в религиозном, философском содержании. В целом внимание к искусству со стороны политики, этики, философии, религии было гораздо более заинтересованным, чем обратное отношение. Максимальное сближение искусства с религией в эпоху Средневековья, с этикой в период Просвещения, с философией в XX в. не приводило к растворению художественного творчества в иных духовных сферах. Причина этого заключается в том, что сама природа искусства не позволяет использовать его язык для "ретрансляции" уже готовых философских или этических идей.

Способы художественного претворения сильны иносказанием, опосредованностью, неоднозначностью, когда та или иная идея предстает в произведении искусства как данная идея и вместе с тем как нечто большее. Какой бы освоенностью не отличался предмет, к которому обращается художественное творчество, многоплановость языка искусства позволяет создавать нечто принципиально новое. Воспроизводимые в искусстве каноны, безусловно, имеют соответствующие эквиваленты в иных сферах духовной деятельности, однако не тождественны им. Живой процесс духовных поисков эпохи разворачивается в форме динамичного взаимного стимулирования разных областей культуры, охваченных стремлением найти решения актуальных смысложизненных проблем. Даже произведение большого масштаба, оказавшее сильное воздействие на интеллектуальные поиски современников, не оставляет после себя какой-либо точной меры и незыблемой нормы.

Таким образом, любая дидактика в искусстве заглушена, присущие искусству качества свободного творчества и свободного восприятия служат источником его особой притягательности и культурной ценности. В тех случаях, когда в искусстве просвечивает политическая, моральная тенденциозность, всегда говорят об умалении художественности, рассматривают произведение в качестве проводника сторонних (внешних) идей, добытых вне собственно художественного поиска.

В этом отношении в истории не раз противопоставляли творчество Шекспира и Шиллера, отмечая, что персонажи Шиллера зачастую выступают рупорами идей автора и потому обладают не столь большим художественным потенциалом. В противовес этому в пьесах английского драматурга разворачивается такое богатство действительной жизни с переплетением множества ее оттенков, которое освобождает их (пьесы) от всякой назидательности, зрителю предстоит самому сделать вывод. Художественная ткань пьес

Шекспира не подводит ни к какому однозначному итогу; такого рода художественное воздействие и оказывается наиболее сильным.

Как отмечалось, синтаксис искусства - это не синтаксис чистой мысли. Художественные способы выражения эксплуатируют все виды тропа: метафоры, сравнения, символы, иносказания и т.п. Художественная целостность возникает из напряжения смысловой и композиционной энергии, сталкивающихся и пересекающихся образов. Музыкальные, словесные, живописные образы, взаимодействуя, упраздняют изначальный смысл друг друга. Именно эти свойства художественной реальности, сплошь и рядом сталкивающей и разводящей тему произведения и его идею, использующей любое жизненное содержание в целях достижения художественного совершенства, давали повод с большим сомнением судить о воспитательных возможностях искусства. "Разве у формы не два лика? - вопрошал Т. Манн. - Ведь она одновременно нравственна и безнравственна. Нравственна как результат и выражение самодисциплины, безнравственна же, более того, антинравственна, поскольку в силу самой ее природы в ней заключено моральное безразличие и она всеми способами стремится склонить моральное начало под свой гордый самодержавный скипетр" .

Художественная притягательность не может быть объяснена присутствием в произведении сколь угодно больших и глубоких идей. Много писалось об уникальном строении художественной формы, всякий раз выступающей источником властной магии, захватывающего чувственного воздействия произведения искусства. Вместе с тем, оценивая возможности разных видов художественного творчества, необходимо видеть ряд их существенных особенностей. Не случайно сложилось сочетание "литература и искусство". Если семья искусств (живопись, музыка, театр, скульптура) может быть понята (и понималась до XIX в.) как сфера "изящных искусств", то литература, помимо чисто эстетического воздействия, всегда расценивалась как творчество, обладающее особыми возможностями воплощения глубокого смысложизненного содержания. К произведениям литературы человек приобщается не только в надежде испытать чувство необыкновенного эмоционального подъема, но и желая обрести основы жизненной устойчивости. Восприятие и оценка претворенных в литературном произведении моделей поведения, способов решения конфликтов могут способствовать расширению границ индивидуального опыта, оттачиванию нравственных принципов. Человеку, попавшему в трудную житейскую ситуацию, вполне серьезно могут сказать: "Ты действовал так, будто не знаком с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина или А. Н. Островского".

Тем не менее художественное содержание невозможно перевести сколько-нибудь полно на язык понятий. Диалог, связывающий общекультурное (жизненное) и художественное содержание, в значительной мере косвенный, подспудный, оставляет значительное пространство для невыразимых состояний, смыслов, являющихся не сразу и не путем "прямой речи". И. А. Бродский, в частности, считал, что человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность.

  • Манн Т. Новеллы. Л., 1984. С. 103.

В социальной философии выделяют такие формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, научное, религиозное и философское сознание. В них осмысливаются и духовно осваиваются различные стороны общественной жизни.

Особую роль в духовном освоении мира играют наука, искусство, религия и мораль.

НАУКА представляет собой систему знаний о мире, т.е. о природе, обществе, человеке. Проникая вглубь материального и духовного мира, она вскрывает сущность явлений и зоны их развития.

В основе научного познания лежит общественная практика людей , которая

определяет задачи и цели науки;

средства и методы научного познания (диалектика, дедукция); выступает в качестве критерия достоверности полученных знаний.

С развитием науки изменяются взгляды людей на различные стороны действительности, иногда коренным образом. Это называется научной революцией.

Американский ученый Т. Кун заявил, что революции в науке вызываются сменой парадигм, т.е. сменой фундаментальных представлений о различных явлениях объективного мира. С этим стоит согласиться.

Так классическая механика Ньютона сменилась в 20 вв. картиной мира основанная на теории относительности А. Эйнштейна, а эволюция теория Ч. Дарвина пришла на смену прежним теориям существования растительного и животного мира Ломарка и Линнея.

Современная наука является одним из решающих факторов развития материального производства всех сторон общественной жизни и каждого человека.

ИСКУССТВО

Оно выступает как проявление эстетического сознания людей, в котором выражается их эстетическое отношение к действительности (к природе и общественным явлениям), а также к произведениям искусства (поэзии, музыки, живописи и т.д.).

Искусство - есть отражение действительности по средствам художественных образов. Это проявляется в живописи, музыке, поэзии, прозе и в других видах искусства.

Речь идет о типических (обобщающих) образах людей, других явлений общества и природы. (Онегин-Пушкина, Печорин- Лермонтова и др.)

Типизация есть форма обобщения в искусстве.

Искусство воздействует на разум человека вместе с воздействием на его чувства, на область сознательного и бессознательного. В этом проявляется целостный характер его воздействия на их духовный мир.

Исторически формировались разные жанры и направления в искусстве как форме художественного освоения мира. Например, древнегреческая мифология («Иллидия», «Одиссея») миф: реальная действительность, выдумка, легенда и вера.

В средние века - Иконопись, роспись храмов (фрески).

Гуманистическое искусство эпохи Возрождения, в которой на первый план выдвинут человек и реальные проблемы его жизни.

Современное реалистическое искусство идущее в литературе от Стендаля и Бальзака во Франции конца 18 - 19 вв., от Диккенса в Англии, от Пушкина и Гоголя в России, а также реалистическое искусство в живописи, музыке и других жанрах.

Современное формалистическое искусство: авангард, кубизм и др.

Эти жанры и направления соответствуют характеру эпохи, содержанию общественной жизни людей в том или ином времени. Для выражения прекрасного и безобразного в поступках и духовном мире человека пользуются критериями «возвышенное» и «низменное». Героический поступок считается возвышенным и поэтому прекрасен.

Предательство низменно и потому безобразно.

В том и другом случае эстетической оценки предшествует оценка нравственная.

Функции искусства :

вызывает наслаждение подлинным прекрасным; утверждает духовные силы человека как в трагедии, в которой возвышается человек, так и в комедии, в которой он, по словам Гегеля «со здоровым смехом расстается со своим прошлым, преодолевает свои пороки и недостатки»; познавательная функция;

идеологическая функция; оздоровление души человека (логотерапия) - лечение смыслом.

Существуют разные подходы толкования религии:

с точки зрения верующих людей и их идеологов религия представляет собой систему религиозных воззрений, культов и обрядов. Речь идет о культе бога (я - есть бог твой, не создавай себе кумира и т.д.);

Научный подход к сущности религии наиболее полно выражен у Фейербаха в работе «Сущность христианства». Он характеризует религию, как «удвоение действительного мира», перенесение на голубой экран небес выработанных людьми духовных ценностей, которые затем воспринимаются ими как религиозные, нравственные и эстетические идеалы.

Ранние формы религиозных верований:

Тотемизм - это представление о сверхъестественных связях земных предметов (тотемов) с потусторонним миром. В качестве таких предметов выступали различные растения и животные.

Фетишизм - вера в то, что тот или иной предмет может защитить человека от злых сил. Фетишем может быть любой предмет поразившей воображение человека: необычной формы камень, кусок дерева, часть тела животного (рога оленя), какое-нибудь изображение (идол).

Магия - имитация какого-либо действия (внешнее воспроизведение) охоты, земледельческих работ и т.д. с целью привлечь внимание своего покровителя - потусторонние силы. Магия понимается также как сверхъестественная способность, волшебство, которым обладают некоторые люди - маги, якобы могущие влиять на явления природы и на людей (например, исцелять их). В этих случаях в магии используются разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски самого мага, молитвы, жертвоприношения.

Анимизм - вера в бессмертие человеческой души; в природных духов, живущих в ущельях, в горах, в домах и т.д.

Развитие религии осуществлялось путем перехода от ранних форм к современным религиям. Это был процесс перехода от многобожия (язычества) к единобожию - от политеизма к монотеизму.

Основные монотеистические мировые религии - буддизм, христианство, ислам.

Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности существовали всегда, каждый день мы сталкиваемся с этими понятиями и вроде бы отдаленно понимаем их значение. Но кто сможет дать полную характеристику каждого из этих терминов, а также определить роль, которую они сыграют в нашей жизни? Формы философского осмысления реальности детально рассматриваются и изучаются как в философии, так и в психологии. Человек имеет несколько типов восприятия в своем сознании: он постигает то, что его окружает, что реально, а что нет, изучает себя и осознает свою личность в этом мире, связь вещей, то, что мы видим и то, что мы чувствуем. Познание - одно из наиболее великих благ человечества. Рене Декарт в его «Разысканиях истины» дает нам одну очень популярную и важную мысль: «Я мыслю, значит, я существую…

0 148988

Фотогалерея: Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности

Но мыслим мы не так четко, как нам бы хотелось. Мы не можем воспринимать мир как математику, знать точные ответы на все наши вопросы. Все, что мы видим и познаем, искажено сквозь призму нашего осмысления реальности, и у каждого человека эта призма построена индивидуально. Формы философского осмысления реальности, такие, как религия, мораль, искусство могут как искажать, так и истинно дополнять информацию, что нас окружает. Все же каждая из этих форм - неотъемлемая часть самой культуры, общества, так и каждого из индивидов. Религия, мораль и искусство - это то, что формирует нас самих, нашу личность, индивидуальность. Некоторые философы считают, что человек, который исключил из своей жизни эти понятия, не может больше считаться полноценным. С рождения мы ничего не знаем о религии, морали и искусстве как формах философского осмысления действительности. Мы приобретаем эти понятия в социуме, среди людей, которые связывают каждое из них со своей культурой. Нам только дана биологическая возможность постигнуть, вникнуть, развить, использовать и осознать.

Что представляет собой религия? Какие формы философского осмысления реальности таит она? Религия выступает как особая форма человеческого опыта, главной основой которой является вера в священное, высшее, сверхъестественное. Именно различие веры в наличие или отсутствие сакрального отличает как наше восприятие, так и поведение, формирование личности, связанное с ним. Религия - это системное культурное образование, которое включает в себя религиозные организации, культ, сознание, религиозную идеологию и психологию. Из этого видим, что часто психология человека зависит от религиозной идеологии, как его формирующего и регулирующего фактора, который формируется в окружающей среде. Осознание реальности, связанное с сакральным, кардинально отличается от личности, которая не принимает религию. Поэтому она и является одной из основных форм философского осмысления реальности.

Искусство - это форма творчества человека, сфера его деятельности и реализации себя в мире, который его окружает. Творчество и искусство - формы осознания не только реальности, но и самого себя. Сотворив, человек вкладывает в искусство ту призму осознания или даже искривления, на которую способно его мышление. Как современная, так и давняя философия по-разному определяют искусство. В отличие от каждой иной формы восприятия, искусство выражает степень чувственности индивида, его индивидуальность.

Основными характеристиками искусства являются единство в нем чувственности и фантазии, многозначность и многоязычие, сотворение образа и символа. Искусство изучает не только философия, но и психология, поскольку сотворив, индивид всегда оставляет в произведении частицу себя, отображение не только своего восприятия мира, но и особенностей своей личности. Бердяев Николай Александрович сказал о творчестве так: «Познание - есть бытие. Новое познание о творческой мощи человека и мира может быть лишь новым бытием... Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т. е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмерной полноте».

Мораль - это система норм, созданная человеком для регуляции его поведения в обществе. Мораль отличается от нравственности, так как она является еще и особой формой человеческого сознания, так как выражается сферой стремления к идеально-должному. Мораль также является частью культуры и обеспечивается общественным мнением, она вездесуща и проникает во все сферы человека, которая также обладает такой характеристикой как личность, не смотря на то, что это ценно-нравственная установка всего рода.

Религия и мораль, а также искусство как формы философского осмысления действительности являются той системой, которая до конца дополняет призму восприятия человека, формирует его личность и регулирует его поведение. Формы восприятия формируются в обществе и являются отражением его культуры, поэтому не странно, что у разных времен и народов разные формы осмысления реальности. Характер культуры, соотношения в ней традиций и новаций, формы ее осмысления являются также основой ее исторической динамики, задают ее направленность и содержательность. Сознание и осознание народа формируется согласно его истории, поэтому так важно понимать и осознавать то, кем являешься ты и общество, что тебя окружает.