Адонис бог чего. Бог Адонис в древнегреческой мифологии

Адонис (миф древней Греции)

Все влюбленные находили у Афродиты защиту и покровительство. Но вот полюбила и сама Афродита прекрасного Адониса, сына царя Кипра. Забыла она ради своего возлюбленного светлый Олимп и цветущие сады Киферы. Любил Адонис охотиться, и Афродита полюбила охоту. Все дни проводили они вместе в тенистых лесах и на крутых склонах солнечного Кипра. Под палящими лучами солнца весело гонялись они за пугливыми зайцами, оленями, сернами. Но как только выходили на след свирепых кабанов, жестоких львов или медведей, пугалась юная богиня и умоляла Адониса прекратить охоту. Знала Афродита, что ее любимый погибнет от когтей дикого зверя, и просила его быть поосторожнее. Очень она боялась потерять Адониса.

Но вот однажды вышел Адонис на охоту один. Он шел по лесу, высматривая в лесной чаще ветвистые рога оленя, но вдруг услышал яростный лай собак и треск деревьев. Адонис понял, что его собаки подняли какого-то крупного зверя. Азарт охоты захватил юношу, и он бросился на шум. Несчастный юноша даже не подозревал, что это его последняя охота. Он в упоении готовился к встрече с диким зверем. Вот уже в кустах мелькнуло страшное косматое туловище свирепого кабана. Адонис поднял копье и приготовился пронзить огромную тушу, но зверь первым кинулся на него и стал злобно рвать своими огромными клыками тело прекрасного юноши.
Страшное горе пережила Афродита, когда узнала о смерти своего любимого Адониса. Она пошла в леса Кипра, чтобы найти его тело и похоронить. Шла Афродита среди мрачных ущелий, по крутым горным склонам. Острые камни ранили нежные ноги богини, и там, где капли ее крови падали на землю, расцветали алые розы, отмечая ее скорбный путь.
Наконец пришла Афродита к тому месту, где в последний раз охотился Адонис и где теперь остался он навсегда. Горько оплакивала богиня смерть своего любимого друга. В память о нем на том месте, где он погиб, выросли из его крови нежные анемоны.
Сжалился всесильный Зевс над горем богини и велел своему брату Аиду, владыке загробного царства, куда уже переселилась душа Адониса, каждый год отпускать юношу на землю. И с тех пор Адонис каждую весну возвращается к Афродите из печального царства мертвых. И с его приходом природа оживает, расцветают цветы, и радостное пение птиц приветствует возвращение Адониса.
Ликуют в это счастливое время и юные помощники Афродиты – бог любви Эрот и Гименей, бог веселых свадеб. Юный Эрот забывает свое коварство и рассылает во все стороны стрелы счастливой любви, весело порхает на белоснежных крылышках Гименей, он держит в руках прекрасные цветы боярышника и осыпает им счастливых новобрачных.

Адонис (Αδωνις), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Метаморфозы, X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий, Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты – Адонис.

Адонис и Афродита, 1615, Музей Фогга, Гарвард,
художник Ханс Аахен

Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4; Овидий, Метаморфозы, X 708-716). По другой версии (Птолемей, Гефест. I. p. 183), Адонис жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финикийском варианте Астара) (Вергилий, Энеида, V 72). Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Овидий, Метаморфозы, X 717-739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.


Адонис и Венера, 1597, Музей истории, Вена, художник Бартоломеус Шпрангер

Адонис отправляется на охоту, 1590, Рейксмузеум, Амстердам, художник Бартоломеус Шпрангер

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические pассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Лукреций, De dea Syr. 8). В пятом веке до нашей эры культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Павсаний, II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Плутарх, Alcib. 18; Niс. 13).

Адонии – праздник в честь Адониса – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, так называемые "садики Адониса" – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти. В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Европейская драматургия обращалась к мифу об Адонисе в 16-17 веках (пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега; "Адонис" И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; "Адонис" Дж. Марино; "Адонис", Ж. Лафонтена и др.).
Адонис – один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и Адонис" (Питер Пауль Рубенс, 1630), "Гибель Адониса" (Бакер Якоб Андрианс, 1650), "Венера оплакивает Адониса" (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В 18-19 столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и Адонис" скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; "Умирающий Адонис" Огюста Родена).

В том посте речь шла о цветке адониса, который, конечно, напрямую связан с мифологическим Адонисом. Кусочек теста повторю и здесь:

Однажды жена кипрского царя Кинира похвасталась, что её дочь Смирна прекраснее самой Афродиты. За это Афродита внушила Смирне страсть к родному отцу. Однажды дочь напоила отца и разделила с ним ложе. Когда отец узнал о совершённом, он погнался с мечом за дочерью, и у самого обрыва Афродита превратила её в мирровое дерево. Однако родительский меч рассёк дерево пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис, зачатый в результате этой истории. Афродита заключила его в ларец и передала Персефоне, царице мёртвых, дабы она спрятала ларец в надёжном месте. Но любопытная Персефона открыла ларец и увидела там Адониса. Персефона взяла его и отнесла в свой дворец, чтобы вырастить его. Тогда Афродита явилась в Тартар и потребовала Адониса назад. Персефона отказала, т.к. в то время Адонис стал её возлюбленным. Афродита отправилась к Зевсу с жалобой, т.к. сама хотела Адониса. Зевс решил не вмешиваться и передал это дело в суд под председательством музы Каллиопы. Каллиопа признала за богинями равные права. Она разделили год на три равные части, одну часть Адонис был с Афродитой, другую с Персефоной, а третью - по своему усмотрению. Но Афродита воспользовалась своим волшебным поясом и удерживала Адониса возле себя весь год. Тогда Персефона пожаловалась Аресу - любовнику Афродиты, заявив, что та предпочитает ему Адониса. Арес воплотился в вепря и задрал насмерть Адониса на глазах у Афродиты, когда Адонис охотился в горах Ливана. Из капель крови Адониса выросли красные цветы. Афродита прятала его мёртвое тело в латуке, и некоторые считают, что цветы адониса возникли из её слёз.

Дети Афродиты от Адониса: Голг - основатель Голгов на Кипре и дочь Бероя, основательница фракийской Берои. Некоторые утверждают, что отцом её сына Приапа был тоже Адонис а не Дионис.

Некоторые так же говорят, что вепрем был не Арес, а Аполлон, отомстивший Афродите за то, что Афродита ослепила его сына Эриманфа.

По другим версиям - Адонис - сын Феникса и Альсифибеи.

Адонис стал божеством умирающей и воскресающей каждую весну природы. В Афинах в середине лета проводились адонии, праздники, посвященные Адонису, когда повсюду выставлялись "садики Адониса" - горшочки с быстро отцветающими букетами. В обрядах вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. В честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем его статую несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

У финикийцев - Адонис - Адон - так же почитался как олицетворение ежегодного умирания и оживления природы.

Аргосские женщины так же оплакивали его, умирающего, и вновь встречали воскресшего.

Культ Адониса существовал у семитских народностей Вавилона и Сирии, греки позаимствовали его у них приблизительно в VII в. до н.э. Настоящее имя божества было Таммуз, имя Адонис происходит от семитского слова adon ("господин", "господь") - уважительная форма обращения к нему верующих. В вавилонской литературе Таммуз фигурирует в качестве юного супруга или любовника Иштар, Великой Богини-Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы. Хотя на мекину года возвращался к Аиду.
На праздниках в честь Адониса, которые ежегодно справлялись в Западной Азии и Греции, оплакивалась смерть бога. Женщины, одетые в похоронные одежды, горько рыдая, несли его изображения и бросали их в море или в водоемы. На следующий день в некоторых местах праздновали воскресение Адониса.
Центрами культа Адониса в Западной Азии являлись Библос на побережье Сирии, и Пафос на Кипре. Жители этих городов поклонялись Афродите, вернее ее семитическому двойнику богине Астарте. Правителем этих центров по преданию был царь Кинир, отец Адониса. Библос считался самым древним городом в Финикии, в незапамятные времена он был основан великим богом Эл, которого греки и римляне отождествляли с Кроносом и Сатурном.

Роща, посвящённая Адонису находилась в Вифлиеме, что означает «Дом Хлеба».

То, что Адонис был (в некотором смысле) богом растительности, и, прежде всего, посевов, лучше всего доказывают так называемые "сады Адониса" - корзины или горшки, наполненные землей. В них сажали пшеницу, ячмень, салат и различные виды цветов. В течение восьми дней женщины заботливо ухаживали за ними. Растения быстро поднимались, но, не обладая развитой корневой системой, столь же быстро увядали. По истечении восьмидневного срока их, вместе с изображением умершего Адониса, бросали в море или ручей. Правильнее всего видеть в этих "садах Адониса" его воплощение или проявление его природы. "Сады" представляли Адониса в его изначальной, растительной форме, в то время как статуи, вместе с которыми их выносили и кидали в воду, изображали бога в его более позднем, антропоморфном обличье. Первоначально обряды, связанные с почитанием Адониса, служили магическими средствами содействия росту и обновлению растительности. Для этой цели видимо, применялась, гомеопатическая, или подражательная магия. Быстрый рост пшеницы и овса в "садах Адониса" должен был способствовать дружным всходам, а погружение садов в воду служило магическим средством обеспечения достаточного количества животворящей влаги.
Разведение "садов Адониса" с целью обеспечить плодородие земли или людей было распространено крайне широко: аналогичные обычаи известны в Индии и в Европе.

http://www.ukrtvory.com.ua/kult13.html

Митра - индоевропейское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу-предку индийцев, армян, иранцев, жителей Поволжья. Древний солнечный бог (одна из ипостасей солнечного бога). В последствии культ его был распространён от Сирии до Англии, практически по территории всей древней Римской империи.

Легенда о Митре гласит, что он родился 25 декабря из камня, лежащего у «реки» (theos ek petras, petrogenos Mithra), это чудесное рождение замечено только «стражами», скрывшимися на вершинах близлежащих гор. Что касается «стражей», то встречается наименование их «Невидимыми Мастерами», относящееся к тем примордиальным существам, кто, согласно Гесиоду, никогда не умирали, но продолжают жить в последующие века, а потому могут называться «Теми, кто пробудился».

Ахура-Мазда создал Митру, как и все на свете, он создал его столь же великим, каковым был сам. Ахура-Мазда поставил его хранить весь движимый мир и неусыпно его оберегать". Яшт Х, 103, см. также 89, 123. Об этих следах древнего представления см. Darmesteter "Ormuzd et Ahriman", c. 65 и далее. Именно с помощью этого всегда победоносного воина Высшая Сущность уничтожает демонов и заставляет трепетать даже самого Духа зла Ахримана. Он появляется перед восходом солнца на скалистых вершинах гор; в течение дня он пересекает пространство небесного свода на своей колеснице, запряженной четверкой белых коней, и, когда наступает ночь, он все еще озаряет поверхность земли мерцающим отблеском, — "вечно бодрствующий, вечно бдительный". Он — ни солнце, ни луна, ни звезды, но своими "тысячью ушей и десятью тысячами глаз" он следит за всем в мире. Митра все слышит, все видит, он всеведущ и неподвластен обману. В моральном отношении благодаря естественной трансформации он сделался божеством истины и верности, которого призывают во время клятвы и который скрепляет договор и наказывает нарушивших свое слово.

Имя «Митра» переводится как "договор, клятва". Создав договор, Ахура Мазда создал и Замкнутое Время.

Свет, разгоняющий тьму, возвращает на землю радость и жизнь; сопровождающее его тепло оплодотворяет природу. Митра — "хозяин широких пастбищ", которые он делает плодородными. "Он дарует приумножение, он дарует изобилие, он дарует стада, он дарует потомство и жизнь".

http://evrasiabooks.narod.ru/Magicum/Cumon_Mithra_text.htm

http://www.fatuma.net/text/evola18r.htm

Итак, солнечная колесница Митры каждый день умирает на закате и воскресает из прибрежных скал в свой срок, знаменуя конец ночи.

Согласно легенде Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы. Пастухи, наблюдавшие за чудесным рождением, поспешили прийти к нему на поклон. Затем он вступил в бой с Солнцем и вышел из него победителем, после чего Солнце и Митра стали друзьями. Со временем его начали почитать и как источник Небесного Света. В своем земном воплощении Митра спас людей от множества бедствий, в том числе помог им пережить Великий Потоп. По окончании своей земной миссии он устроил для богов великолепный пир, после которого вознесся на небо на огненной колеснице. Память об этой торжественной трапезе впоследствии нашла свое отражение в митраистских мистериях.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/155/

По другим трактовкам - Митра родился в гроте, и при его рождении присутствовали пастухи.

Один из важнейших эпизодов мистерий Митры - Митра, закалывающий быка. По одной версии - бык - символ тёмных сил, по другой версии - это Солнце, побеждённое Митрой.

По другой версии:

Важнейший сюжет, связанный с данным божеством - ритуальное убийство Митрой первого быка, из тела которого произошли все полезные растения. Это напрямую соотносимо с эддическим преданием о том, как Один убил исполина Имира и корову Аудумлу и упорядочил мир.

http://steppe.narod.ru/myth1.htm

Одержав верх над быком, Митра, связанный с огнем и летом (животное Митры - лев, ср. созвездие Льва), вызывает к жизни культурные растения, прорастающие из тела и крови быка.

http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/korov.htm

В процессии мистерии, на площади, приблизительно 23 на 10 метров для участия в ритуале собирались до 30 посвящённых. В центре имитировалось ритуальное закалывание быка, а позднее - просто ставился алтарь с изображением Митры, закалывающего быка. По бокам - две фигуры, держащие факелы. Один факел вверх, другой вниз.

Вспомним испанскую корриду - схватку со смертью. Безусловно, это продолжение культа Митры, выродившееся в шоу.

Интересен фрагмент древнего текста, где вепрь имеет отношение к Митре:

70 ...впереди... /Митры/ ... шествует
Ахурой созданный Вертрагно,
В образе Вепря,
Устремляющегося вперед, ...
...Обладающего металлическими лапами,
Металлическими когтями,
Металлическим хвостом,
Металлическими челюстями.

71 Настигающего противника...
И он не ограничивается... одним ударом,
Пока не переломит
Позвонков (спинного) хребта жизни,
Позвонков, источников жизненной сил,

72 Пока не развеет в прах
С одного раза и кости и волосы,
И в кучу не сметает
И головной мозг и кровь
Человека, солгавшего Митре.

(Перевод И.С.Брагинского)

http://mitra-piter.narod.ru/infa/inf_mitra.htm

Так же я думаю, что испанская коррида - это отголоски того времени, когда древние племена на территории практически всей Европы - избирали «короля» на один год (на пол года), который в конце своего срока приносился в жертву, выкупав, таким образом, благополучие для всего племени. Ритуальное убийство совершали или жрецы, или жрицы, или приходящий на смену новый король, или это мог быть поединок со смертью, когда судьба избранника решалась Богомэто мог быть поединок с быком.

В ритуале причащения верующих в Митру есть такая фраза: «Кто не будет есть моё тело и пить мою кровь так, чтобы он слился со мной а я с ним - не получит доли в спасении».

(Цит. по: Vermaseren, Martin (Maarten Jozef) Mithra, ce dieu mysterieux)

Когда Митра поднялся на небо, он занял место вместе со своим отцом Ахуро-Маздой, и тот сказал, что «молиться Митре - всё равно, что молится Ахуро-Мазде».

(Р.Амбелен. «Иисус или смертельная тайна тамплиеров»).

Гимн Озирису.

I
Слава тебе, Осирис, Владыка вечности, царь богов!
Многоимённый,
Дивный образами.
Тайный обрядами в храмах,
Это - дивный духом, первый в Бусирисе,
Великий пищей в Летополе,
Владыка похвал в номе Бусириса,
Обладатель яств в Гелиополе,
Владыка поминаний в Чертоге Двух Истин.
Душа тайная, владыка Керерт,
Дивный в Мемфисе,
Душа Ра и тело его собственное <.. >
Издревле сущий для всего Египта.
Пища и яства пред (Великой) Девяткой богов,
Дух блаженный среди духов. <... >
Растут растения по воле его,
И родит ему поле пищу.
Покорно ему небо и звёзды его,
И открыты ему врата великие.
Владыка восхвалений в небе южном
И прославлений в небе северном.
Незаходящие звёзды пред лицом его,
И жилище его - неподвижно.
Жертвуют ему по воле Геба,
Девятка богов восхваляет его,
В преисподней сущие целуют землю,
И жители некрополя склоняются.
Предки ликуют, когда видят его,
И находящиеся там - в страхе перед ним.
Обе Земли восхваляют его
При приближении его величества.
Знатный, дивный, первый среди знатных,
С вечным саном и укрепленной властью.
Могучий, прекрасный для Девятки богов,
Сладостноликий, любят смотреть на него,
Исполнивший страхом своим все земли,
Да называют они имя его
Перед всем, что приносят они ему.
Владыка поминаний на небе и на земле <... >
Хвалимый отцом своим Гебом.
Любимый матерью своей Нут.
Великий силой, повергнет он врага своего,
Могучий дланью, поражает он противника своего.
Наводящий ужас на недруга своего,
Сметающий границы замышляющего зло,
Твёрдый сердцем, попирает он врагов.
Наследник Геба в царстве Египта.
Увидел он [Геб] благости его [Осириса],
Велел ему вести к блаженству страны,
И взял он землю эту в руку свою,
Воды её и воздух её,
Растения её и скот её весь,
Летающее всё и порхающее всё,
Пресмыкающийся и мелкий скот,
Всё было дано сыну Нут,
И Египет радовался этому.
Воссиявший на троне отца своего
Подобно Ра при восходе его на горизонте.
Даёт он свет лику омраченному,
Засветил он Солнце двумя перьями своими,
Разлился он по Египту
Подобно Солнцу утром.
Корона его пронзила небо
И породнилась со звёздами.
О, вожатый бога каждого,
Благодатный повелениями,
Хвалимый Девяткой Великой <... >

II
Девятка богов возрадовалась:
"Вот идёт Хор, сын Осириса,
Твёрдым сердцем, провогласный,
Сын Исиды, наследник Осириса".
Собрался для него суд истины,
Девятка богов и вседержатель сам (Ра).
Владыки истины, соединившиеся там,
Отражающие неправду,
Сели в зале Геба, чтобы вернуть сан владыке его.
Найден был Хор правогласным,
И отдан ему сан отца его. <... >
Зло исчезло, и мерзость удалилась,
Земля спокойна под владыкой своим.
Утверждена правда для владыки своего,
Обращен тыл ко лжи.
Радуйся, Уннефер! Сын Исиды взял корону,
Присужден ему сан отца его в зале Геба
Ра изрек, и Тот записал,
И суд промолчал [т. е. согласился].
Повелел тебе отец твой Геб, И сделано, как он приказал., отцом Гора , Анубиса . Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума , деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе .

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Сет, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса , который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Итак, мы здесь снова видим ларец, в котором был спрятан Адонис, но на этот раз это саркофаг Озириса. Снова плодородные посевы, вода, способствующая возрождению и т.д.

Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:

Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты. Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты. Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st105.shtml

Прекрасный возлюбленный Афродиты/Венеры, растерзанный кабаном (аналогичная мифологема связана с месопотамским богом Думузи/Таммузом и анатолийским Аттисом).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДОНИС

Божество финикийскосирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. – сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, A. – жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты – анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему А. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании. В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Адонии – праздник в честь А. – были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились грековосточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» – символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Отличное определение

Неполное определение ↓