Фемида вики. Богиня фемида

. От матери Геи она получила Дельфийский оракул , где давала предсказания , который передала своей сестре Фебе , та отдала его своему внуку Аполлону .

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну . Созывает богов на совет .

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам . По некоторым, изобрела героический гекзаметр . Она воспитала благочестие индов .

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды . Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка .

Фемида была великой богиней , которая управляла 13-месячным годом , разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо , что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода». Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

Символика

, . Весы добро и зло , Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно : Фемида — правосудие, закон ; , Юстиции меч .

В ходе реконструкции здания Верховного Суда Российской Федерации над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, работы скульптора Александра Цигаля , на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.

Фемида без повязки на глазах упоминается у В. А. Гиляровского в «Москве и москвичах »».

Рис. 1. Фемида с весами и «римским мечом ». Статуэтка. «Фемида (Θέμις), в античном мифотворчестве древнегреческая богиня правосудия и законного порядка, титанида , устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни , дочь Урана и Геи , после богини Метис вторая законная супруга Зевса , мать ор и мойр (богинь судьбы ) (Гесиод, Теогония, 135, 901-906). Богиня Фемида была матерью многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы мойры и богини времен года оры или горы . По одной из версий мифа, Фемида является матерью Прометея. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на океаниде Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет верховного бога-громовержца. Ее предсказание расстроило брак Фетиды с Зевсом . В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс (Эсхил, Прометей, 18). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул , который передала своей сестре Фебе , та отдала это «прорицалище » своему внуку Аполлону (Эсхил, Эвмениды, 2-8). По сообщению Овидия она же предупредила Атланта, что однажды сын Зевса похитит яблоки у его дочерей Гесперид . По Гомеру она исполняет обязанности глашатая верховного бога Зевса на Олимпе , созывает богов на собрания, председательствует на пирах небожителей. В значении советницы верховного олимпийского бога , сидящей возле его трона, она нередко выступает в послегесиодовских поэтических произведениях. Благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле , причем самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь . Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость . В произведениях искусства Фемида изображалась с повязкой (символом беспристрастия ) на глазах , с мечом , иногда с рогом изобилия и весами в руках . В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом , что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка ».

КОММЕНТАРИЙ :

Вот тут начинается первая тайна в изображении богини правосудия Фемиды рядом или верхом на страусе .

Рис. 2. Фемида Лука Джордано , 1686 год . На картине богиня правосудия Фемида изображена «стоящая на » или рядом со страусом?! Откуда это символическое изображение? Страус как символ : «Символ ухода от проблем: « ». В австралийском гербе страус эму является щитодержателем вместе с кенгуру ». Однако это выражение — «спрятать голову в песок, как страус » неправильное. «Африка́нский стра́ус (лат. Struthio camelus) — бескилевая нелетающая птица , единственный современный представитель семейства страусовых (Struthinodae). «воробей —верблюд » (греч. στρουθίο-κάμηλος). Легенда , что напуганный страус прячет голову в песок , вероятно, происходит от того факта, что самка страуса, сидящая на гнезде, в случае опасности распластывает по земле шею и голову, стремясь стать незаметной на фоне окружающей саванны. Так же страусы поступают при виде хищников. Если к такой затаившейся птице приблизиться, она мгновенно вскакивает и убегает. « Расхожее мнение о том, что страусы прячут голову в песок, спасаясь от хищников, берёт начало в работах Римского учёного Плиния старшего, в записях которого читаем: «страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым» ». Зона обитания страусов охватывает сухие безлесные пространства Африки и Ближнего Востока , включая Ирак (Месопотамию), Иран (Персию) и Аравию . Однако из-за интенсивной охоты их популяция сильно сократилась. Ближневосточный подвид , S. c. syriacus, считается исчезнувшим с г. Ещё раньше, в плейстоцене и плиоцене , различные виды страусов были распространены в Передней Азии , на юге Восточной Европы , в Центральной Азии и в Индии . Красивые маховые и рулевые перья страусов издавна пользовались спросом — из них делали опахала, веера и плюмажи головных уборов . Прочная скорлупа страусиных яиц использовалась африканскими племенами, как сосуды для воды, а в Европе из этих яиц делали красивые кубки . Из-за перьев, которые шли на украшение дамских шляп и на веера, страусов почти истребили в XVIII — начале XIX вв. Если бы в середине XIX в. страусов не стали разводить на фермах, то они к настоящему времени, возможно, были бы уже полностью истреблены , как был истреблён ближневосточный подвид страуса ».


Рис. 3.
«Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский, с роговым «когтем » на надклювье, довольно мягкий. Глаза большие — самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг . Ротовая щель доходит до глаз . … Задние конечности длинные и сильные , всего с двумя пальцами . Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта на него птица опирается при беге . … Страус обитает в открытых саваннах и полупустынях, севернее и южнее зоны экваториальных лесов. Вне брачного сезона страусы обычно держатся небольшими стаями или семьями. Семья состоит из взрослого самца, четырёх-пяти самок и птенцов. Нередко страусы пасутся вместе с табунами зебр и антилоп и вместе с ними совершают долгие переселения по африканским равнинам. Благодаря своему росту и прекрасному зрению , страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60-70 км/ч и делая шаги в 3,5-4 м шириной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч . Обычной пищей страусов являются растения — побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных — насекомых (саранчу), рептилий , грызунов и остатки от трапез хищников. Молодые птицы питаются только животной пищей . В неволе страусу требуется около 3,5 кг пищи в день . Поскольку у страусов нет зубов, для измельчения пищи в желудке они глотают мелкие камешки, а зачастую и всё, что им попадается: гвозди, куски дерева, железа, пластмассы и т. д. Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться. Сейчас страусов разводят более чем в 50 странах мира (включая страны с холодным климатом, например, Швецию), однако большинство их ферм по-прежнему сосредоточено в Южной Африке. На страусах можно ездить верхом. Взрослый самец везёт человека без труда . (Может быть, древние мыслили, что страус «ездовая » птица Фемиды ? Прим. ред. ) В настоящее время страусов разводят преимущественно ради дорогой кожи и мяса. Мясо страусов напоминает постную говядину — оно нежирное и содержит мало холестерина . Дополнительными продуктами являются яйца и перья . Перья из птиц не выдёргивают, а раз или два в году аккуратно срезают близко к коже . Только двух-трёхлетние и более старые страусы подходят для такой операции — у молодых птиц перья неценные . (Интересно, что ) Глаза у страуса больше, чем его мозг . Большая часть гербов Польши имеет в нашлемнике страусиные перья».

Рис. 4 . «Страус — полигамная птица. Чаще всего страусов можно встретить группами по 3-5 птиц — один самец и несколько самок. … Доминантный самец покрывает всех самок в «гареме», но пару образует только с доминантной самкой и вместе с ней высиживает птенцов . (Как это похоже на «проделки» Зевса ! Прим. ред. ). Яйца все самки откладывают в общую гнездовую ямку, которую самец выскребывает в земле или в песке. Её глубина всего 30-60 см. Яйца страусов — самые крупные в птичьем мире, хотя относительно размеров самой птицы они невелики: длина яйца – 15-21 см, вес — от 1,5 до 2 кг (это примерно 25-36 куриных яиц). Скорлупа страусиных яиц очень толстая — 0,6 см, её цвет обычно соломенно-жёлтый, реже более тёмный или белый. В Северной Африке общая кладка обычно состоит из 15-20 яиц, на юге материка — из 30, в Восточной Африке число яиц доходит до 50-60. Каждая самка откладывает яйца, по-видимому, раз в 2 дня.

Когда доминантная самка отложит все яйца, она требует, чтобы остальные самки удалились, прикатывает в центр кладки собственные яйца (она отличает их по фактуре скорлупы) и приступает к насиживанию. … Самка, отложив яйца, никогда к ним больше не подходит . Всю заботу берёт на себя самец-отец . Нередко днём яйца остаются без присмотра и обогреваются лучами солнца. Насиживание длится 35-45 дней. Тем не менее, часто многие яйца, а иногда и все, гибнут из-за недосиживания. Яйца высиживает только самец. Прочную скорлупу страусиного яйца птенец взламывает около часа, иногда и больше. Упирается одной ногой в тупой конец яйца, другой ногой в острый и бьёт клювом в одно место, пока не появляется маленькая дырочка. Потом делает так ещё несколько дырочек. Затем, чтобы выломать себе выход, птенец бьёт по скорлупе затылком, поэтому вылупляются птенцы африканских страусов с гематомами на затылке, которые быстро проходят . Когда птенцы вылупляются, взрослая птица разбивает яйца, которые точно испортились (обычно они лежат по краям). На них слетаются мухи, которые служат пищей птенцам. … Страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к передвижению. Только что вылупившийся страусёнок весит ок. 1,2 кг, а к четырём месяцам достигает 18-19 кг. Птенцы на следующий день после вылупления оставляют гнездо и путешествуют вместе с отцом в поисках пищи» . (Вот, оказывается, как не просто получить жизнь в Материальном мире ?! Прим. ред.)

Итак, наши исследования соответствия Страуса в качестве символа , связанного с Фемидой , практически не увенчались успехом. В итоге остались для раздумий такие качества Страуса : красивые, грациозные, с острым зрением, вегетарианцы и не агрессивны. Выносливы, сильны, быстры, плодовиты. Имеют красивые перья, вкусное мясо, возможность размножаться в неволе, долгожители, привязаны к человеку и друг к другу. Старшие берут на себя ответственность за охрану и воспитание «страусов — детей »: «Способными к размножению страусы становятся в 2-4 года. Африканские страусы живут, как и люди, то есть в среднем 75 лет . Птенцы крепко привязаны друг к другу. Если две группы птенцов оказываются слишком близко, то смешиваются, и их уже не разделить . Родители вступают в схватку друг с другом . Победители берут на себя заботу обо всех птенцах . Поэтому нередко встречаются группы разновозрастных птенцов». Узнать об этом мнение художника картины Фемида Лука Джордано , 1686 год мы тоже не сможем. Заметим, что название Страуса на греческом языке: «Его научное название в переводе с греческого означает «воробей —верблюд » (греч. στρουθίο-κάμηλος)». Тем не менее, все то, что мы узнали о «особенностях » страуса, это интересно и может служить в качестве положительных характеристик этих птиц для «символа » богини правосудия Фемиды.

Продолжим наши исследования :

В нашей работе на сайте раздел «Средиземноморье »: мы рассказывали об иерархических статусах греческих богов с помощью записи на греческом их «Имен » в матрицу Мироздания. Там мы также узнали, что гора Олимп , на которой существуют все Олимпийские боги «располагается » также в матрице Мироздания. Фактически это та же самая гора, которая в Ведах называется горой Меру (Сумеру ) – .

Рис. 5. На рисунке показано: 1. Название горы Олимп – «ОЛИМПОС ». Дуговой скобкой слева вверху показано положение в Верхнем мире матрицы Имени Брахма . 2. Имена на греческом олимпийских богов Зевса – «ЗЕУС » и Посейдона – «ПОСЕЙДОН » в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание. Оба «Имени» занимают пространство матрицы от 21-го уровня Верхнего мира до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Матрица Мироздания была сакральным базисом для создания всего пантеона «Имен» греческих богов древними мудрецами. Эту тайну «Имен » богов и священной горы в матрице Мироздания греки заимствовали у египетских жрецов.

Рис. 6. На рисунке аналогичном предыдущему показана запись на греческом «Имени » богини правосудия Фемиды в матрицу Мироздания. «Феми́да, Темис (др.-греч. Θέμις) — в древнегреческой мифологии богиня правосудия , титанида , вторая супруга Зевса ». Дуговой скобкой вверху слева показано положение в Верхнем мире матрицы «Имени » Фемида . «Имя » Фемис – Фемида занимает пространство матрицы от 15-го уровня Верхнего мира до 1-го уровня включительно Верхнего мира матрицы Мироздания. Слева от «Имени » Фемида контурным рисунком показано «правильное » изображение Фемиды с мечом и весами в руках. О том, почему это «правильное » изображение Фемиды будет рассказано ниже. Остальные детали изображений и «Имен » хорошо видны на рисунке.

Рассмотрим ряд различных изображений Фемиды, известных из литературных (Интернет) источников.

Рис. 7. На рисунке показаны контурные изображения богини правосудия Фемиды. Мы знаем, что «Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия , с рогом изобилия и весами в руках . Весы древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло , поступки, совершённые смертными при жизни . Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом. Иносказательно : Фемида — правосудие, закон ; весы Фемиды — символ правосудия ; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире , но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч ». Рассмотрим ниже на рисунке 8 — отдельно контурный рисунок в правом верхнем углу. Он удобен для исследования, так как богиня стоит перед нами в фас.

Рис. 8. Из результатов наших исследований «священных символов » в массе наших статей на сайте мы знаем, что древние мудрецы строили изображения «символов » на основе сакрального базиса , в качестве которого выступала матрица Мироздания . Не только сама богиня Фемида, но и каждый предмет на рисунке у древних был священным символом, связанным с матрицей Мироздания. Такими символами являются меч и весы в руках богини. Из результата совмещения контурного рисунка Фемиды, который показан в правом верхнем углу предыдущего рисунка, мы видим, что положение меча произвольно, а весы «правосудия » выходят за границы Верхнего мира матрицы Мироздания. Макушка головы Фемиды должна совмещаться с 15-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, так как с этого уровня «записывается» ее «Имя » выше на рисунке 6. Так мы и совместили на данном рисунке контурное изображение тела богини правосудия Фемиды. Справа дуговыми скобками описано пространство в Верхнем мире матрицы Мироздания, где существуют мириады Душ – Джив живых существ. Об этом мы, в частности, рассказывали конце работы раздел «Египтология » — .

Рис. 9. На рисунке показано графически отредактированное нами контурное изображение богини правосудия Фемиды. Меч в ее руке «получил » свое символическое значение. Он «привязан » к параметрам матрицы Мироздания (угол наклона). Его конец достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и указывает на приоритет Верхнего мира над Нижним миром матрицы Мироздания. На этом уровне находится повязка на глазах Фемиды . Повязка имеет следующее символическое значение – «глаза богине не нужны, чтобы видеть деяния и судьбы Душ — Джив », которые подвластны Фемиде . Весы обрели свое место в пределах Верхнего мира матрицы Мироздания. Ноги богини достигают первого уровня Верхнего мира матрицы. Слева показано изображение Фемиды , держащей в своих руках «Рог Изобилия ». Из понимания Приоритета Верхнего мира (Невидимого мира ) над Нижним миром (Видимым миром) следует почти очевидный вывод (это открытие ), что под «Рогом Изобилия » древние мудрецы понимали пирамиду Верхнего мира матрицы Мироздания . На рисунке жирными стрелками показаны внешние границы «Рога Изобилия ». Сакральный смысл «Рога Изобилия » при этом можно выразить так: – «Все происходит или проистекает из Верхнего мира матрицы Мироздания как из Рога Изобилия ». Каждая Душа , воплощенная или нет, получает «богатство жизни » как благословение или как искушение .

Несколько слов о современном понимании «Рога Изобилия »: «Рог изоби́лия (лат. cornu copiae) — символ изобилия и богатства . Изображается большей частью изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным (либо извергающим их и всяческие блага). В произведениях изобразительного искусства влагается в руки маленького Плутоcа (бога богатства в древнегреческой мифологии), Фортуны , Геи , также Геракла . В архитектуре изображается на капителях и карнизах , особенно коринфского ордера , также над сводами, под окнами и тому подобными элементами строений.

Представление о роге изобилия заимствовано из древнегреческой мифологии , в которой он является принадлежностью козы Амальтеи или обратившегося в быка Ахелоя (Амалфеин рог, Амалфеев рог). Выражение как поговорочное встречается уже у поэта VI века до н. э. Фокилида : «поле ведь, говорят, рог Амалфеи » . Рог изобилия находился в правой руке богини правосудия Фемиды .

Рог изобилия изображён на государственных гербах Колумбии , и Харькова .

«В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение к богатству) был связан с Аидом , царством мертвых. Рог изобилия принадлежал богу богатства Плутосу . Не случайна языковая близость имен Плутоса (Πλο ῦτος) и Плутона (Πλούτων), владыки царства мертвых. В своей ранней форме Плутос как и Плутон связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос и Плутон отождествлялись. Последний мыслился обладателем несметных подземных богатств »».

Вот такие тайны богини правосудия Фемиды мы узнали с помощью знаний о сакральном базисе «вего », известном древним мудрецам , как матрица Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и — Пифоном Пана. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в

Один комментарий: “Тайны богини правосудия Фемиды в матрице Мироздания”

    Удивительные тайны раскрывает статья про Фемиду! Греческая мифология предстает совершенно в ином виде – не сбором «мыльных опер» об Олимпийских богах, а целостным описанием Мироздания. Для меня, наконец, раскрылась тайна «Рога изобилия Фемиды». Оказывается это священный символ, обозначающий Верхний мир матрицы Мироздания или, как называет его автор «Невидимый мир»! Образ Фемиды также священный символ, указывающий на пространства Божественного Мироздания – «Рог Изобилия», где совершается воздаяние: кара либо вознаграждение душ. Повязка на глазах Фемиды указывает на то, что богиня все видит в истинном свете «другими божественными глазами», которые не обманешь. Фактически Фемида сама находится в «Роге изобилия» и сама посылает оттуда в «Видимый мир» дары и наказания людям.

    Римляне вместо рога изобилия вложили в правую руку Фемиды меч (он как раз доходит до 14 уровня Верхнего мира, рис. 9), олицетворяющий кару, сведя роль Фемиды к карающей богине. Греческие жрецы не вкладывали такой односторонний смысл в роль этой богини Мироздания. Подтверждение этому: «Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса.

    Согласно Мусею, она вскормила Зевса (точнее, воспитала). От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»).
    О́ры, Горы, Хоры (др.-греч. Ὥραι, «Времена») — богини времен года в древнегреческой мифологии, ведали порядком в природе. Дочери Зевса и Фемиды (либо дочери Гелиоса и Селены). Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Орры запрягают коней Гелиоса.

    Так, что Фемида вместе со своими дочерьми – богиня «Времени в Мироздании»! Всему свое время, как говорил Екклесиаст или Проповедник – Бог — Судья. Еккл. (3. 1:17):
    «Гл.3.
    1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
    2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
    3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
    4. время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
    5. время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
    6. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
    7. время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
    8. время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
    9. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
    10. Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
    11. Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
    12. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
    13. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.
    14. Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
    15. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.
    16. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
    17. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там». …

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия - Прове, или Проно.

В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) "вед" - знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове - проведать - ведать - знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой - копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и "глазастые" идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало "падуб", "каменный дуб". Возвышенное положение (на столбе) - высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники - идолы - многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и "кармические" последствия поступков, а с другой - процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Фемида и атрибуты правосудия

Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат".

Слово "Фемида" стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи, была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако, учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.

Согласно мифологии древней Греции, Фемида - богиня правосудия (римляне называли ее Юстицией). У греков использовались для нее разные имена: Темис, Темида. Фемида являлась титанидой, ее родителями были Уран и Гея, для Зевса она стала второй женой (первая супруга - богиня мудрости Метида).

Значение атрибутов Фемиды

Привычное изображение богини - повязка на глазах, весы и меч она держит в руках. Повязкой на глазах принято символизировать непредубежденность. Фемида не смотрит на мир глазами физически, а видит самую суть событий. Судья не должен видеть людей, участвующих в судебном споре, не видит их имущественных и социальных различий. Он учитывает лишь факты и выслушивает противоположные стороны. Весами и мечом богиня была награждена римлянами, образ был заимствован у греков, божество стали называть Юстицией.

Юстиция в религии римлян

В Римской империи во время правления Тиберия сложился культ этой небо жительницы. У нее был особый жрец. Рог изобилия римлянами был заменен мечом. Духовная сила и воздание символизировались им, в руке богини он означает также символ возмездия, кара за преступное деяние. Поднятое вверх острие у клинка показывает, какова была воля небес, готовность постоянно его применять. Острыми изображаются обе стороны меча, что показывает, что закон имеет не только карательную, но и предупреждающую функцию. Весами изображают символ меры и справедливого решения, на них взвешиваются добрые и злые деяния, которые совершают люди в земной жизни. Судьба человека после смерти подчинялась тому, какая из чаш прибора окажется более тяжелой.

Иносказательное значение Фемиды относится к правосудию и закону. Жрецами богини являются слуги закона, судьи. Ее жрецы – это юристов в целом.

Фемида в семье олимпийских богов

В супружестве с Зевсом она стала матерью большого количества детей - Ор: Эвномии (благозаконие), Дике (справедливость) и Эйрены (мир). Детьми Фемиды были мойры: Клото (Пряха), Лахесис (судьба), Атропос (неотвратимая).

Одну из Ор, Дике, почитали как богиню справедливости. Она информировала своего отца, Зевса про несправедливые деяния, что творятся на Земле. Период ее пребывания среди людей считался как счастливый «золотой век». Когда наступил железный век, богиня оставила планету Земля, теперь под названием Дева, она входит в созвездие Зодиака.

Согласно Эсхилу, Фемиду считают родительницей Прометея, она подобна Гее богине земли. Она являлась прорицательницей и открыла своему сыну тайну: в случае женитьбы Зевса на Фетиде, родится сын, которому суждено отстранить Зевса от власти. Это прорицание расстроило брак Зевса и Фетиды. Фемиде дарован от Геи Дельфийский оракул, она предсказывала судьбу, затем передала его сестре Фебе. Ее внук Аполлон, в свою очередь, также получил этот дар.

Как пишет Овидий, Фемида предостерегла Атланта о том, что сын громовержца совершит кражу яблок у Гесперид (дочерей Атланта).

Роль Фемиды в иерархии богов

Фемиду считали помощницей Зевса в развязывании войны с троянцами. Согласно поэмам Гомера она провозглашает волю верховного бога на Олимпе и передает его повеления, собирает небожителей на совет и возглавляет их пиршества.

Как советница главного божества Олимпа сидит рядом с его троном. Старания Фемиды приводят к соблюдению внешнего порядка в устройстве Олимпа, так и в земной жизни людей. Именем богини пользуются, чтобы обозначать общие понятия правовых норм, которые регулируют порядок в обществе.

Богиня покровительствует людям, нуждающимся в гостеприимности, притесняемым и испытавшим несправедливость. В древности греки в Олимпии алтари жертвоприношений для Зевса, Геи и Фемиды ставили рядом. Это показывало, насколько почиталась богиня, отвечающая за правопорядок.

Фемида была великой богиней, управлявшей годом из 13 месяцев. Год был разделенным на сезоны (летний и зимний), что означало летнее и зимнее солнцестояние. Олицетворялись эти периоды божествами Телло и Карпо, что означало «цветение» и «зрелый плод».

Образ богини в искусстве

Образ богини изображался художниками. Французский живописец Прюдон написал картину «Фемида и Немезида».
Итальянскому живописцу Вазари удалось показать богиню в своей манере письма. Итальянец Лука написал картину, изображая Юстицию женщиной. Баттиста показал неразделимость правосудия и мужества.
Знаменитый Рафаэль также посвятил одну из картин этой теме под названием «Правосудие».
Именем Фемиды был назван астероид, открытый в 1853 году, а имя Юстиции получил астероид, обнаруженный в 1887 году.
Символом богини и сегодня олицетворяется правосудие. О божественном происхождении справедливости помнят и в наши дни. Статуя богини правосудия служит практически обязательным атрибутом многочисленных зданий суда.

. В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?). Согласно Мусею, она вскормила (точнее, воспитала). Упомянута в « »

От союза с Зевсом она родила трёх : Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»); и трех : («благозаконие»), («справедливость») и («Мир»).

По , Феми́да — мать , при этом она явно сближается с землёй — и мыслится одним божеством под разными именами.

Обладая даром прорицания, Фемида открывает тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет . От матери она получила , где давала предсказания, который передала своей сестре , та отдала его своему внуку .

Фемида помогает Зевсу развязать . Созывает богов на совет.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым, изобрела героический . Она воспитала благочестие индов

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря с её оракулом и Зевса находился жертвенник Фемиды. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были и , что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку меч.

Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и юридическая премия, одной из номинаций которой является "Нотариат".

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Примечание: когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено. Таков, например, памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (Германия).

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушавая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

Фемида считается титанидой, устроительницей и блюстительницей нравственных основ, на которых и зиждется цивилизованное общество. Даже древние греки это понимали! Кроме того, Фемида – блюстительница всего строя жизни древних . Она - дочь Геи и Урана, а также вторая законная жена Зевса после богини Метис.

Поскольку Фемида – это богиня , то и ее образ был представлен древними греками довольно интересно: у богини завязаны глаза, в одной руке она держит меч, а в другой - весы. Меч и весы – это самые главные ее атрибуты. Они используются современными правоохранительными и судебными органами на собственных эмблемах.

Весы в руке Фемиды объясняются очень просто: это олицетворение равноправия перед судом. На одной чаше лежит зло, которое человек успел натворить до момента правосудия, а на другой – добро, которое он когда-либо делал. Если все ясно, то насчет повязки на ее глазах есть несколько версий, однако все они сходятся в единую суть – неподкупность и беспристрастность. Стоит остановиться на этом более подробно.

Почему у Фемиды завязаны глаза?

Ученые объясняют это тем, что древние греки «завязали» Фемиде глаза с целью показать всю ее беспристрастность и неподкупность: завязанные глаза говорят о том, что никакие внешние причины ее не интересуют. В принципе, это достаточно логичное объяснение: для Фемиды все люди равны, она не выделяет какого-то определенного человека. Стоит отметить, что такая беспристрастия Фемиды получила широкое распространения в последующих культурах и в современном мире.

Есть еще одна версия, почему богиню Фемиду изображают с завязанными глазами. Дело в том, что всем своим видом она призвана олицетворять неподкупность, т.е. она не видит тех богатств, которые ей могут предлагать люди, нечистые на руку. Фемиде все равно, кто и как ее пытается подкупить. Она – неподкупна и беспристрастна! Такое интересное объяснение ее завязанным глазам приводили сами греки.

Что общего у богинь Фемиды и Юстиции?

Некоторые специалисты уверены, что смешение образов древнегреческой богини Фемиды и римской богини Юстиции давно ввел общество в замешательство. По их словам, женщину в мантии с мечом, весами и повязкой на глазах правильнее называть Юстицией, а не Фемидой, поскольку у последней на момент появления Юстиции еще не были завязаны глаза. Однако традиционные представления говорят о том, что Юстиция – это все же усовершенствованная копия Фемиды, а не наоборот.

Образ Фемиды в современном правосудии

Фемида является общепризнанным символом правосудия и неподкупности. Она изображена на всем, что касается правосудия: на зданиях судов, на эмблемах, и т.д. Имя древнегреческой богини стало нарицательным и даже переросло в метонимию: «Российской Фемидой» теперь называют российские суды.