Когда в г будет благовещение. Откуда пришла Благая весть? Что разрешено, а что запрещено на Благовещение

Одним из главных двенадцати праздников, отмечаемых христианским миром является Благовещение Пресвятой Богородицы - день, когда Марии была послана Ангелом благая весть, что ей предназначено стать Богоматерью. Дата этого дня не зависит от празднования Пасхи, и поэтому Благовещение в 2018 году отмечается по новому стилю 7 апреля у православных христиан и по старому стилю у католиков - 25 марта. В отличие от Рождества и Пасхи, в России Благовещение не входит в число выходных праздничных дней.

История праздника

Чтобы понять главный смысл праздника, надо углубиться в историю, представленную в Евангелии от Луки. Там сказано, что в весенний день 25 марта в Назарете к Деве Марии было явление Архангела Михаила, поведавшего ей, что она должна стать матерью будущего Спасителя Мира, зачатого от Святого Духа. Удивившись Мария спросила Ангела, как она может родить ребенка, если не знает мужа? На это Архангел ответил, что ее зачатие будет таинственным и непорочным – от Духа Святого. Богородице он передал волю Бога назвать новорожденного младенца Иисусом. Свыше ему предрекалось величие и вечное царствование. Слова, сказанные Божьим посланником стали называться Благой вестью. После явления Архангела Мария пошла навестить свою родственницу Елисавету, которая в это время была беременна будущим Иоаном Крестителем и та повторила слова, о судьбе, начертанной небесами будущему ребенку Марии, позднее ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!».

Обрученный с Девой Марией Иосиф, узнав, что его будущая жена беременна не от него, втайне подумывал оставить ее, но тогда Иосифу во сне явился архангел Гавриил и сказал: «Не бойся принять Марию, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этих слов Иосиф принял Деву Марию как жену. Существует два предания о явлении Архангела Марии. Согласно первому - будущая Богородица в это время читала книгу пророчеств Исаии, а по второму преданию – за ткацким станком ткала завесу для храма. Как бы это не было, но ровно через 9 месяцев после благой вести Мария родила мальчика, которого по завещанию Ангела назвали Иисусом.

Впоследствии предсказания Архангела сбылись - выросший Иисус стал учителем и Спасителем человечества. Событие, описанное в Евангелии, несет в себе глубокий символический смысл избавления от грехов Евы, воплощенного в непорочном зачатии. Название праздника берет начало в III веке. Он после Крещения Руси повсеместно праздновался на территории Российского государства вплоть до Октябрьской революции. При советской власти обычай празднования Благовещенья усиленно искоренялся властями, а его приверженцев преследовали. С распадом Советского Союза празднование Благовещенья Пресвятой Богородицы снова обрело популярность в народе.

Празднование Благовещения в Православной церкви

В уставе Православной церкви Богородичные празднества отмечаются три дня: день предпразднества - 6 апреля, Благовещение - 7 апреля и послепразднество - 8 апреля. Последний праздничный день знаменуется чтением Собора Архангела Гавриила. Богослужения на Благовещенье проходят в облачениях голубого цвета. Если предпразднества или послепразднества приходятся на Страстную неделю или Светлую седьмицу – то они отлагаются. В день Благовещения в церкви служится праздничная литургия, даже если праздник выпадает на Великий пост.

Во время богослужения говорится о самом событии Благовещенья, о непостижимости человеком Рождества Христа от Богородицы. В праздничных песнопениях церковь доносит до прихожан христианские догмы, что благодаря рождению Спасителя от Девы Марии небо объединяется с землей, а все люди приближаются к Божеству. В литургии воспевается величие Пресвятой Богородицы, которая приняла в себя Бога, чем подтверждаются пророчества Ветхого завета о воплощении Сына Божия. В Благовещение Пресвятой Богородицы церковь призывает людей находиться в состоянии покоя, свободными от любой работы, которую в этот день церковь считает большим грехом.

Традиции празднования Благовещения

Основной смысл праздника заложен в народной поговорке «Птица гнезда не вьет», а девица косу не плетет». День Благовещения Пресвятой Богородицы - является днем Радости и Праздника души, днем освобождения от земных забот и преданию мыслям о добром и вечном.

Празднование начинается с посещения храма, где верующие слушают Литургию, после которой по старому русскому обычаю они выпускают птиц, тем самым символизируя их свободу в поиске Божественной церкви. Верующим в этот день, даже в пост по разрешению церкви можно есть рыбу и морепродукты, оливковое масло и пить вино.

В этот день молодежь призывает песнями придти весну и устраивает развлечения и игры. У жителей многих деревень в День Благовещения принято вечером высыпать на улицу, искать на небе звезду и найдя ее просить о благополучии и достатке. В некоторых местностях в Благовещенский вечер молодые люди прыгают через костер, одежду пропитывают дымом, веря, что это действие очищает ее от воздействия злых духов. Благовещенской воде придается целительная сила, для усиления воздействия которой в колодец помещают икону с образом Богоматери.

Благовещенские народные приметы и поверья

С Днем Благовещения связано много народных примет. Одна из них гласит: «Как Благовещенье проведешь, таким будет и весь год», поэтому старались следовать всем приметам и поверьям. На какой день недели выпадало Благовещенье, в тот день весь год не начинать дел, а вот следующий за ним день недели весь следующий год будет счастливым и удачным для всех начинаний.

Существует поверье что, просфоры испеченные накануне Благовещения, и съеденные натощак обладают целительными свойствами. Их дают тяжело больным, после чего они поправляются. В некоторых местностях в просфоры помещают копейку. Тот, кому она попалась, должен после праздника первым идти засевать поле, тогда урожай будет щедрым. Если раскрошенную просфору смешать с семенами, то будут хорошие всходы и урожай.

Веруя, что Благовещенская соль, пережженная в печи излечивает многие болезни, женщины накануне праздника усердно пережигали ее. Кроме этого, считали, что щепотка соли, сожженая в огне, приносит удачу.

Раньше была распространена примета, если хозяйка на Благовещенье до полудня сгонит помелом кур с насеста, то к Пасхе они нанесут много яиц.

Существует ряд народных примет, к которым на всякий случай стоит прислушаться, чтобы не навредить себе и не отпугнуть удачу.

  • Нельзя убираться в доме, стирать, ремонтировать что-либо, даже еду приготавливать надо заранее.
  • В этот день грехом считается даже отъезд на заработки. Советуют даже еду приготавливать заранее – только отдыхать, думать о душе.
  • Нельзя расчесываться, чтобы волосы не выпадали. Также нельзя стричься и краситься, иначе волосы не будут расти.
  • Не подогревать пищу на газе или огне, чтобы весь год не голодать и не мучиться расстройством живота.
  • Чтобы не «зашиться» в делах и не порезать счастье на куски запрещается заниматься кройкой и шитьем, просто резать ножницами.
  • Не стоит заниматься посевными работами и посадками. Высаженная в этот день рассада может не приняться или будет слабая и не даст хорошего урожая.
  • Благовещенье нельзя праздновать в новой одежде, так как она быстро придет в негодность, а кроме того не будет целый год обновок.

Зная историю, традиции и приметы весеннего праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и, следуя им, вы проведете его думая о душе, о своем земном предназначении - жить для приумножения добра. А добрым людям с помощью Высших сил будет сопутствовать удача.

Множество церковных празднований взяли свои истоки из Святого Писания и объединённые историей из жизни Иисуса Христа. Верующие люди соблюдают православные празднике, а для этого необходимо знать их даты. Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники. Такие дни важны верующих людей или просто для тех, кто рассчитывает узнать об важнейших церковных праздниках этого года.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное Воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: дни празднования

Сразу после 7 днями бесшабашного масленичного празднования возникает 7-ми недельное суровое абстиненция, — Великий Пост.

Первая неделя Поста -неделя Сборная. Неделя сбор -струится вода с гор. Поскольку Великий Пост как правило перепадает на март.

Понедельник именуется Чистым, народ купается, меняют белье, чистят дом.

Третья неделя- именуется Крестопоклонной, так как в данное воскресенье церковь славит Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Четвертая неделя — Средокретие. Так как в ночь с Среды на Четверг пройдет середина Великого Поста.

Пятая неделя — Похвальная. В эту субботу свершается служба -Похвала Святой Богородице.

Вербная неделя — шестая — Пред пасхальная неделя. Важнейшие обряды свершались в воскресный день. День происходит под знаком освещенной вербы.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: церковные празднования с 31 марта по 7 апреля

Лазарева суббота

В этом году этот день будет 31 марта. В данный день верующие припоминают чудо воскрешение Христом праведного Лазаря, совершенное в свидетельствование, (доказательство) будущего воскресения всех почивших. Его отмечают за неделю до Пасхи, накануне вербного воскресенья.

На вечернюю службу подходят освятить вербу. Вернувшись домой, хлещут домочадцев 3 раза по попе приговаривая: «Чтобы был здоров». Такую вербу хранят дома весь год, а вот предыдущую обязательно надо закопать в землю.

Вербное воскресение

1 апреля 2018 года. Вход Господень в Иерусалим. Прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, подчас встречи народом, на путь кидали пальмовые ветви (на Руси заменени вербными ветками). Из церкви в данный день идут с вербой, те кто не успел в Лазаревую субботу, и манипуляции в вербой повторяются.

7 неделя Поста- Страстная неделя. Еще с понедельника принимаются очищать жилье, вымываться, приготовляться к встрече светлого Христова Воскресения. Во 2 день недели женщины начинали делать сочное молоко (конопляное льняное семя надо было истолочь и разбавить водой, и приносили больным, при этом приговаривая специальной молитвой). Страстную среду окатывали животных талой водой. Считалось такое действие спасет скота от смерти или чтобы не сглазили.

Великий Четверг-5 апреля. День чистоты, скрупулезно вымывают, украшают избу. Традиционно умывались рано поутру до восхода с серебра, для того чтобы лик был белоснежным. Очищали жилище, двор, огород от грязи, скопившейся за зиму, отсюда и начали день называть Чистым. В Великий Четверг жгли соль в печи. Она приходила на выручку при заболеваниях, использовалась в рецептах знахарей.

В этот день рекомендуют остригать первый раз, маленьких детей. Девицы тоже подстригали кончики своих кос, для улучшения густоты и здоровые. От Четверговой Всенощной возвращались домой с зажженными свечами. Огарки таких свечей сберегали дома за иконами. Считали, что такие огарки помогали больным, или роженицами в период схваток.

Великий Пяток – Очень-строгий пост. Канун Пасхи день последних приготовлений надо успеть испечь куличи, покрасить яйца. В данный день в церкви следом за утренней службой освещают яйца и куличи.

День полнейшего спокойствия и воли. Даже птиц из клеток выпускают. На Благовещение и птица гнездышко не свивает, дева косы не плетет, всем людям работать не надлежит. В этот день наши предки часто пробовали предсказывать погоду на лето. На Благовещение пить вино, веселиться или шуметь было запрещено. Не зажигают огонь до зари.

Когда в 2018 году Благовещение, Вербное воскресенье, Лазарева суббота, Радоница, Пасха, Красная горка и другие главные православные праздники: окончание Поста

8 апреля Пасха. Ночью направляются в церковь на службу (с 23 часов субботы). Вернувшись около 2 часа ночи, принимаются отмечать, вкушать куличи. Незамужние девушки в это день просили женихов.

Из всех Господних торжеств Пасха занимает центральное место. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых увенчался богочеловеческий подвиг Спасения. Воскресение возникло свидетельство того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь. В это день запрещено мыться, работать, выметать, стирать.

15 апреля Красная Горка. Данный давний русский праздник символизировал наступление весны. День веселья, хороводов. Обычно на Руси к этом дню приурочивали свадьбы.

17 апреля Радоница, спустя неделю после Пасхи во вторник. Назван в честь ознаменование радости живых и умерших. В данный день ходят на кладбище, поминают усопших.



У православных верующих дата, какого числа Благовещение в 2018 году не будет отличаться от опыта прошлых лет. Этот праздник отмечается 7 апреля ежегодно. Если внимательно рассмотреть церковный календарь праздников, то можно заметить, что у некоторых праздников даты переходят из года в год на разные числа, а у некоторых остаются неизменными.

Тут, чтобы разобраться, нужно понять, что практически все церковные праздники, которые входят в список главнейших, относятся или к событиям Рождества Христова или к событиям Пасхи Христовой. Напомним, что Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа на земле среди людей, где он прожил 33 года, а потом был предан, страдал, был распят погребен и воскрес на третий день. Вот именно о чуде воскрешения Христова вспоминают на второй важный праздник - Пасху. Если у Рождества дата постоянная, по православному календарю это 7 января, то дата Пасхи Христовой каждый год определяется индивидуально.

Интересно! Чтобы определить дату Пасхи на конкретный год, проводятся серьезные вычисления. Она должна быть рядом с Пасхой еврейской, а также соответствовать определенным положениям Луны и Солнца на небе. Иногда бывает, что Пасха у всех христиан мира совпадает, так случилось в 2018 году: все отмечают Пасху 16 апреля, но чаще всего эти даты разные. А вот Рождество Христово имеет постоянный день и не совпадает никогда. Католики и протестанты по своему календарю Рождество отмечают 25 декабря, а православные верующие - 7 января.

К чему вся эта информация на счет распределения праздников? Чтобы стало понятным, а значит, чтобы легче было запомнить, что Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, имеющий постоянный дату 7 апреля, потому что, связан он с Рождеством. Именно в этот день Святой Дух посетил Деву Марию и она стала беременной, ожидая рождения Сына Божия. Но часто Благовещение выпадает на период Великого поста перед Пасхой, можно находиться рядом с пасхальными праздниками, ежегодно изменяющими свои даты, от чего возникает путаница.



О благой вести на 7 апреля

Наверное, не стоит много читать в интернете об Благовещении, уточнили и убедились, когда праздник, и отправляйтесь в храм на праздничную проповедь. Там священники ждут в нарядных зеленых одеяниях и рассказывают о самом главном, что нужно знать об этом дне и как, согласно именно церковным традициям, а не просто народным обрядам и поверьям, Благовещение нужно проводить.

В этот день, как правило, идет Великий пасхальный пост. Как известно, это строгий пост, когда нужно воздерживаться от всей пищи животного происхождения. Но в честь Благовещения делается исключением и в постное меню можно включать .

Благая весть, которую получила Дева Мария в этот день от архангела Гавриила - это весть о том, что на нее снизошел Святой Дух и ей суждено стать Матерью Сына Бога, которого она родит через девять месяцев, 7 января по православному календарю. Мария сначала не поняла, как она, дева непорочная, может зачать ребенка, но Архангел объяснил ей божественную суть того, что происходит. Мария приняла свою судьбу и полностью доверилась воли Божией.




Народные приметы Благовещения

Кроме церковных традиций и обрядов, Благовещение сохранило много народных примет, связанных с погодой и урожаем. Считалось, что если утром мороз, то летом и осенью в лесу будет много грибов. Если идет дождь в день этого праздника, то можно смело ждать хорошего урожая огурцов и орехов в этом году. Если же на крышах в день Благовещения все еще лежит снег, то холодно будет до самого мая. Также в народе говорили, что на Пасху Христову в текущем году погода будет такой же как и на день Благовещения Богородицы.

Среди распространенных народных примет, которые, в том числе и поддерживаются церковью, является выпуск птиц из клеток на волю. В деревнях птиц за несколько дней до праздника ловили и сажали в клетки, а в сам день праздника выпускали из клеток на волю. Особенно было принято выпускать голубей - это символ библейской благой вести, но также выпускали синиц и даже воробьев. В народе же верили, что птичка отправится высоко в небо и попросит Господа Бога и счастье и здоровье для своего освободителя.

Такой вот он , который рассказывает о важном и великом событии, но по иронии судьбы приходится на период Великого поста перед Пасхой. Конечно, это праздничный день, который следует провести по особенному, сходить в церковь. Но дома лучше собраться за праздничный столом в семейном кругу и спокойно без шума отметить событие, все таки, идет Великий пост, а в этом году совсем скором еще и начнется его строгая страстная неделя.

Вконтакте

Одноклассники

Благовещение в 2018 году как и всегда выпадает на 7 апреля, но в текущем году он непосредственно предшествует Пасхе. Это - один из самых важных праздничных дней для христиан - как православных, так и католиков. В данном материале мы расскажем вам о том, как празднуется Благовещение в России, какие символы и обычаи с ним связаны, что нужно делать в праздник, что ставить на стол.

Благовещение в 2018 году: история праздника

По преданию, Архангел Гавриил в этот день поведал Деве Марии о том, что она станет матерью Спасителя, Сына Божьего. Мария была благочестивой девой, воспитывалась в крепкой вере в Бога и приняла данную весть со смирением. В 16 лет Мария вышла замуж за родственника - благочестивого и порядочного мужчину, семья знала о том, что предопределено деве Марии, поэтому даже в браке она осталась невинной.

Во всех церквях и храмах Благовещение отмечается торжественным богослужением - всенощным бдением, которое начинается с Великого повечерия, и читается Литургия св. Иоанна Златоуста. одежды священнослужителей в этот день небесно-голубого цвета - именно этот оттенок является символом Богородицы. После литургии по канону проходит обряд хлебопреломления – прихожанам раздают хлеб и вино.

Когда, какого числа празднуем Благовещение в 2018 году?

В 4 веке был пересмотр календаря евангельских праздников, во время которого было решено связать Благовещение с моментом непорочного зачатия. С тех пор Благовещенье празднуют за 9 месяцев до Рождества.

Что Можно и нельзя делать на Благовещение в 2018 году?

Как и у большинства христианских праздников, у этого дня есть свои правила и обычаи, которые следует свято чтить и соблюдать. Непременным атрибутом праздника является молитва, поэтому верующие обязательно приходят в храмы и церкви или молятся дома. Молитвы, читаемые священниками в этот день, рассказывают о таинстве рождения Иисуса Христа, описывая его божественное происхождение. Соблюдается и определенный ряд правил и традиций:

  • Перед праздничным обедом верующие читают предания о Пресвятой Деве Марии, вспоминают ее, говорят о ее благочестии и верном служении Богу.
  • Для тех, кто давно мечтает о ребенке - самое время молиться деве Мари и просить ее благословения на будущее материнство.
  • На Благовещение обязательно следует помолиться за детей рожденных и находящихся в утробе матери, а также о людях, чья деятельность связана с рождением – акушеров, врачей, педиатров.
  • Перед тем, как отправиться в храм, люди пекут просвиру, которую потом освящают в церкви. Этот небольшой кусочек пресного хлеба православные хранят весь год рядом с иконой Пресвятой Девы Марии. Считается, что если дать такой хлеб больному человек, то он обязательно поправится.
  • В этот день нужно прекратить ссоры и вражду. Праздник отмечается в кругу семьи, в гости ходить в этот день не принято.
  • Тем, кто удерживает зло на другого человека, церковь рекомендует покаяться и простить его.
  • На Благовещение Пресвятой Богородицы считается большим грехом выполнение любых, даже не тяжелых работ.
  • Если праздник выпадает на время Великого поста (а в 2018 именно такой случай) - верующим даются некие послабления в строгих ограничений. В частности, в праздничный день можно вкусить рыбу и выпить бокал красного вина.
  • “Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет”, - поговорка именно про Благовещение. Даже отъезд в дорогу на заработки считался грехом. Вместо этого день следовало посвятить добрым делам - например, существовал обычай угощать в праздник нуждающихся.

Благовещение 2018: приметы

Приметы праздника разнообразны:

  • В этот день нельзя надевать новую одежду - быстро порвется.
  • Также нельзя давать и брать в долг.
  • По погоде судят о приближающемся лете - солнце сулит скорое наступление тепла, дождь - прохладное лето и грибную осень, а не растаявший снег означает, что весна задерживается и придет только через несколько недель.
  • Верующие пекут дома просфоры - пресные небольшие хлеба - и освещают их потом в храме во время литургии. Просфоры делаются для каждого члена семьи, и есть их нужно обязательно натощак. В старину крошки от освященных хлебцев добавляли также в корм домашней скотине и смешивали с зерном - считалось, что для лучшего урожая.

Зачем выпускают голубей на Благовещение 2018

Главной традицией на Благовещение является выпускание птиц в знак памяти свободы каждого творения Божьего.На Руси с незапамятных времен голуби считались птицей, олицетворяющей добро и приносящей хорошие вести. Издавна пошла и традиция в Благовещенье выпускать белых голубей. Бедные люди специально отлавливали большое количество птиц, чтобы продать их потом на рынке, приговаривая, покупателям, что птичка, помолится за них Господу. Белоснежные крылья голубя символизируют непорочность Пресвятой Девы, а сама птица – благодатное действие Святого Духа.

В народе в этот день принято проводить обряды на богатый урожай - окроплять святой водой приготовленное для весенней посевной зерно, водят хороводы, благодарят природу за весну и щедрость.

Что можно есть Благовещение 2018?

Благовещение приходится на время Великого поста. Как и обычно, в 2018 году он будет отмечаться 7 апреля в период между Масленицей и Великой Пасхой, которая будет отмечаться 8 апреля. В это время верующие проходят главное испытание в году, которое не позволяет употреблять в пищу скоромную еду. Но в честь великого праздника Благовещенья, церковь разрешает ослабить пост.

На праздничном столе могут быть блюда из:

  • круп;
  • бобовых;
  • овощи;
  • фрукты;
  • рыба;
  • грибы;
  • овощная консервация;
  • сладости.

Не рекомендуется устраивать пышные застолья и приглашать к столу чужих людей, не входящих в семью. Не следует готовить слишком много и уделять большое внимание разнообразию кушаний. Готовить можно только скромные блюда без особых изысков и украшений стола. Как и в другие особо значимые православные праздники, в Благовещенье Пресвятой Девы Марии разрешается выпивать небольшое количество сухого или церковного вина, например, кагор.

Видео: Благовещение в 2018 году

Какого числа отмечают Благовещение в 2019 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье на портале “Православие и мир”.

Благовещение в 2019 году – 7 апреля

Начало нашего спасения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью ” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

Богослужение праздника Благовещения в 2018 году

Благовещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий, в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5-6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

Тропарь Благовещения в 2018 году

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется:

Причастен

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“глави зна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Псл. 44:11).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34)

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

Песнь 3-я

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34)

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Псл. 46:9).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14)

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? (1 Тим. 6:16).

Ангел :Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Псл. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36-40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Псл. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.