Руно орошенное димитрия ростовского читать. Предисловие к книжке

9. Роса силы, мучающей невидимых мучителей 10. Роса прогнания лукавых духов 11. Роса исправления человеков 12. Роса ниспадения бесов 13. Роса прозрения слепых 14. Роса скорбящим радости 15. Роса посещения больных 16. Роса покрова и заступничества немощных 17. Роса благодеяния 18. Роса милостивого призрения 19. Роса материнства сиротам 20. Роса надежды потерявшим надежду 21. Роса благоутробия 22. Роса милосердия 23. Роса пристанища обуреваемым 24. Роса воскресения

Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает.

Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю?

Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, – и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, – благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит.

Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось.

Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию.

Золотое Руно – Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, «одетая золотою бахромою, преукрашенная» (см. ). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, – когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии.

Подобает Вашему святительству и мое убогое руно – послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал.

Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению.

Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале – на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости)

Наша Панна – Овечка, а Руно – Ее тело,

Сына Божья навечно оно одело.

То Руно и тебя самого покрыло, как Бога:

Дорога столь бывает работа у Бога.

На Руно то упала с неба Божья роса,

И твое пусть Руно оросят небеса.

Взошла Мария в небо не без Ее Руна,

Его же оросившего – тебя – возьмет Она.

Перо Святого Духа писало то Руно,

Роса Святого Духа излита на него:

«Излию от Духа Моего на всякую плоть» ().

От избытка бо сердца глаголют уста его:

То, что было на сердце, на Руно ты излил,

В той работе сам Дух Святой дал тебе сил.

Невесты Его руно ты прославил,

Своего разуменья тебе Дух прибавил.

Прекрасное Руно ты писаньем оросил,

От Богородицы получишь все, что бы ни просил.

Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою,

Идущему в небо – сугубую ласку сию.

О тебе, любезнейшем овчати,

вечно пасущего тебя Пастыря молю.

Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою

К читателю

Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед.

Прилагаются здесь и примеры из житий святых на твою пользу.

Ты же, любимиче, читая или слушая эту книжку, о чудесах Бога и Богородицу благодари, беседам внимай, нравоучений не отвергай, примерами пользуйся.

Трудившегося же послушанием в деле этом – прости, если в чем ошибся, или нескладно написал, ибо невежда я, прост и ненаучен. И то составил не от себя, но где что читал, и, как пчела, от различных зелий мед в один сот собрал. Да и кто что имеет, чего бы не взял? Но Бог, давший людям в пустыне мед из камня и елей из твердой скалы, источивший Самсону воду из челюсти осла, силен и из простых бесед источить тебе мед, и елей, и духовные утехи, и извести, как из челюсти ослиной, живую воду душевной пользы, ибо некогда и бессловесная ослица мудрого Пророка увещевать могла.

Так уж и ты, внимательный читатель, не презри простых нравоучительных бесед, написанных не ради какого тщетного намерения, но во славу Бога, в похвалу Богородицы, и в приобретение людских душ.

Иже в Руне иногда прообразованна, Мати сотворшаго нас всех зде написанна. Душею и мыслию ту книжку приимете, сами ей внимающе и другим прочтете.
Предисловие к книжке

Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам.

Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам.

Христова ради воплощения, ибо "как дождь" сошел с Небес "на руно" (), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7).

Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов.

Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: «Все у Нее одеты» (), – одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (), теплотою веры и любви нас согревающего.

Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая.

Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая».

Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» (), – объясняет следующим образом: «Капли те – силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ().

Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы – это «капли, каплющие на землю» ().

Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном – ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же – из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю.

Так Он Сам через пророка Исайю говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращат, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» ().

И Моисей во Втором завете такую составляет песнь: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя» ().

По этим причинам Пресвятая Богородица, чудотворный Ее образ, и эта книжка Руном Орошенным именуются.

Баба Маня надумала помирать. Была пятница, обеденное время, похлебав пшённого кулешу, запив его молоком, она, утерев передником рот, глядя через стекло кухонного окна куда-то вдаль промолвила обыденным,бесцветным голосом: - Валькя! Пасля завтря помирать буду, в воскрясенье, аккурат пред обедней. Дочь её Валентина, передвигая на плите кастрюли на мгновенье замерла, потом резко, всем телом развернулась лицом к матери и села на табурет, держа в руках тряпку: - Ты что это надумала? - А время кончилася, всё таперича, пожила, будя. Подсобишь мяне помыться, одёжу новую из смертного узялка достань. Ну, ета мы пасля с тобою обсудим, хто хоронить будить, хто мяне могилку рыть станить, время пока есть. - Это что же, надо всем сообщить, чтоб успели приехать попрощаться? - Во-во, абязательна сообчи, говорить с имя буду. - Хочешь всё рассказать напоследок? Это верно, пусть знают. Старушка согласно покачала головой и опираясь на руку дочери засеменила к своей постели. Была она маленького росточка, сухонькая, личико - как печёное яблочко, всё в морщинах, глаза живые, блестящие. Волосы редкие, сивые, гладко зачёсанные собраны в пучок на затылке подхваченные гребешком и убраны под беленький ситцевый платочек. Хоть по - хозяйству она давно не занималась, но фартук - передник надевала по привычке, клала на него свои натруженные руки, с крупными, будто раскатанными скалкой кистями и пальцами, короткими и широкими. Шёл ей восемьдесят девятый год. И вот надо же, собралась помирать. - Мам! Я на почту дойду дам телеграммы, ты как? - Ничё, ничё, ступай с Богом. Оставшись одна, баба Маня призадумалась. Мысли занесли её далеко, в молодость. Вот она со Степаном сидит над рекой, грызёт травинку, он улыбается ей нежно так. Свадьбу свою вспомнила. Маленькая, ладненькая, в креп-сатиновом светлом платьице, вышла невеста в круг и давай плясать с притопом под гармонь. Свекровь, увидев избранницу сына, сказала тогда: - Чё проку от такой в хозяйстве, мелковата, да и родит ли? Не угадала она. Маша оказалась трудолюбива и вынослива. В поле, в огороде работала наравне со всеми, не угонишься за ней, много трудодней зарабатывала, ударницей была, передовичкой. Дом стали ставить, она первая помощница Степану подать – принести - поддержать. Дружно жили они с мужем, душа в душу, как говорят. Через год, уже в новой хате, родила Маша дочь Валюшку. Было дочке четыре года, и подумывали о втором ребёнке, как началась война. Степана призвали, в первые - же дни. Вспомнив проводы его на фронт, баба Маня судорожно вздохнув, перекрестилась, утерев влажные глаза фартуком: - Соколик мой родимай, уж сколь я по тебе горевала, сколь слёз пролила! Царствие табе нябеснае и вечнай покой! Скора свидимси, погодь маненько! Её мысли прервала вернувшаяся дочь. Пришла она не одна, а с местным фельдшером, что лечил почитай всё село. - Как Вы тут баба Маня, приболели? - Да ничё, не жалуюся пока. Он послушал старушку, измерил давление, даже градусник поставил, всё в норме. Перед уходом, отведя Валентину в сторону фельдшер, понизив голос сказал: - Видимо истощился жизненный ресурс. Это не доказано наукой, но кажется, старики чувствуют, когда уйдут. Крепись и готовься потихоньку. А что ты хочешь - возраст! В субботу Валентина искупала мать в бане, обрядила во всё чистое и та улеглась на свеже - застеленную кровать, вперив глаза свои в потолок, как бы примеряясь к предстоящему состоянию. После обеда стали съезжаться дети. Иван, грузный располневший лысоватый мужчина, шумно войдя в дом, занёс сумку гостинцев. Василий и Михаил, два брата близнеца, смуглые, черноволосые, носы с горбинкой, появились на пороге, приехав вместе на машине из города, с тревогой глядя в глаза сестре, мол, как она? Тоня, сильно раздобревшая, с благодушным лицом, свойственным полным людям, добралась на рейсовом автобусе из соседнего района, где жила с семьёй. И последней, уже ближе к вечеру на такси от станции, приехала электричкой - Надежда, стройная, рыжеволосая, директор школы из областного центра. С тревожными лицами, сморкаясь в платки, утирая слёзы они входили в дом, сразу проходя к матери, казавшейся маленькой и беспомощной на большой постели, целовали её и держа за руку спрашивали заглядывая с затаённой надеждой в глаза: - Мам, что ты удумала, ещё поживёшь, ты у нас сильная. - Была, да вся вышла,- отвечала баба Маня и поджав губы вздыхала. - Отдыхайтя покедава, завтря поговорим, не бойтеся, до обедни не помру. Дети с сомнением отходили от матери, обсуждая насущные вопросы друг с другом. Они, все, в общем - то не молоды уже, тоже часто прибаливали и были рады, что с мамой постоянно жила Валентина и можно спокойными быть за неё. Приехав к матери, по давно сложившейся привычке взялись помогать по хозяйству. Всё им было тут знакомое и родное, дом их детства. Михаил с Василием рубили дрова и складывали под навес, Иван таскал в бочку воду из колонки, Антонина отправилась кормить скотину, а Валентина с Надеждой занялись ужином. Потом на кухне, собравшись за большим столом, дети бабы Мани разговаривали вполголоса, а она, уставившись в белый потолок, как на экране увидела свою жизнь. Тяжко пришлось в войну, холодно, сурово и голодно. Ходила на поле весной выковыривала мелкие промёрзлые чёрные картофелины, оставшиеся с осени, тёрла их и жарила драники. Благо нашла в бане, на окошке небольшую бутылочку с льняным маслом. Когда-то, ещё до войны, после парилки смазывала загрубевшие ступни ног. Повезло! Стала по капельке добавлять на сковородку. А тот небольшой запас картошки, что был в погребе, берегла и не прикасалась. Как установились тёплые майские дни, посадила практически одними глазками, не могла большего себе позволить, как чувствовала, что война затянется, и горюшка ещё хлебнут. Черемшу собирала, щавель, лебеду, крапиву всё шло в пищу. Ребятишкам перешивала из своего, а как, через год после начала войны получила похоронку на Степана, то и из его вещей тоже. - А чё тута паделаишь, така жисть!- прервав ход своих воспоминаний, тяжело вздохнула баба Маня. Ближе к осени подкапывала картошку, варила её и наполнив горшки, утеплив старыми платками, прихватив малосольных огурчиков, зелёного лучку, ходила за пять вёрст на узловую станцию, выменивать у эшелонов на другие продукты и вещи. Соскучившись по домашней пище, проезжающие охотно менялись. Когда военный состав, глядишь, разживёшься тушёнкой, салом, а то и кусочек сахару получится, всё детям радость. Они худющие, бледненькие, встречают мать с надеждой в глазах. Как-то уже к концу войны надумала Маша купить козу. Порылась в сундуках и, достав неприкосновенное - мужний новый бостоновый костюм и своё выходное крепдышиновое платье, всплакнув над ними, прибавила к этому серебряные серёжки с бирюзой и картину с плывущими по озеру лебедями, отдала всё это богатство за молодую и строптивую козочку. Теперь у её детишек было молоко, как хорошо - то! Через месяц уже заметно повеселели ребята, румянец на щёчках появился. Да, намаялась она одна с детьми. То в школе проблемы, то болезни одолели. Васятка заболел ветрянкой и всех заразил. И смех, и грех, полный дом как лягушат истыканных зелёнкой, пятнистых детей. Ногу кто сломает, в драке голову расшибёт, за всех душа болела. Вспомнилось, ещё как кончилась война, да вернулись фронтовики, стали её мальчишки поругиваться матерком, да курить махорку втихаря, за сараями. Пришлось проявить характер. Зазвала обманом Ваню, Ваську да Мишу как - то в баню, будто подсобить надо, заперла изнутри и накормила табаком, едким самосадом. Орали, отплёвывались, но с тех пор ни - ни, не примечала, чтоб курили. А куда деваться, коль мужа нету. Боялась за них, страсть! То Ванечка заблудился в лесу, искали всем селом целый день, то Тося чуть не утонула, попав на реке в водоворот, а Мишу с аппендицитом еле успели до больницы довести, выходили, не помер. И опять судорожно вздохнув, подумала: - Така жисть! Шли годы, дети росли. К Маше сватались мужчины, вполне достойные были, да как детям скажешь? Начала было однажды разговор с ними, а ребята в один голос: - Зачем мужик в дом? Мы слушаемся, помогаем во всём, нам и так хорошо и дружно? Как скажешь им, что стосковалась по мужской ласке, что хочется быть слабой и зависимой, что мочи нет тащить всё на своих плечах, хоть часть бы проблем переложить, спрятаться за спину сильного человека, когда плохо. Но тут же посещали и другие мысли: - Вдруг забижать начнёт детей, ну его у бесу!- с этой мыслью сама и согласилась. А как стали подрастать, да вошли в свою пору, только держись! Бессонные ночи у окна в ожидании, свидания их, утирала горькие слёзы разочарования от избранников: - Не плач тяжало, не отдам даляко, хоть за курицу, да на свою улицу,- приобняв за плечи страдающую от неразделённой любви Надюшку, пыталась шутливой поговоркой утешить мать,- а чё горевать - то доча, всё перемелется, мука будить. А потом мальчишки её один за другим пошли служить в армию, провожала, вспомнив войну, плакала. Но, Слава Богу, все живые вернулись, окрепшие. Женились, вышли замуж и разлетелись из гнезда её дети, одна Валентина не устроила свою судьбу, при матери осталась. - Така она-жисть! Были у них в семье конечно и радости, куда без них. Воспитала детей достойными людьми и руки у всех золотые. Это ли не радость? Гордилась ими. Смежив веки тихо лежала баба Маня, мысли убаюкали её, перестали будоражить и пугать страшными картинами из далёкой жизни и она уснула под тихий разговор своих детей, которые продолжали обсуждать что-то на кухне. Наутро, после завтрака все собрались вокруг матери. Ей, чтобы было удобно, подложили пару подушек под спину. Обведя детей пристальным взглядом, как бы решаясь на что-то, баба Маня заговорила: - Проститя мяне за ради Бога, коль чё не так, робяты. Говорю, чтоб не осталось злобы аль обиды какой. Живитя меж собой дружна, помогайте, коль - чаво. Я - та уж скоро помру. Все, одновременно, возмутившись на её слова, замахали руками, но мать категорично остановила их: Хотитя, не хотитя, а как Господь скажить, так и будить. Наступила тишина. Переводя взгляд с одного на другого, баба Маня тихим голосом начала свой рассказ: - Как-то в начале войны, зимой, мы с Валюшкай сидели в избе, на печи, яна и говорить: - Мамка, штой - та стукаить в дверь и кричить хтой - та. Пошла, глянула. Батюшки - светы! Рябёнок ляжить на заваленке и орёть, а рядом ну никого нету. Я поглядела, поглядела, люта, стыла на улице, да и занясла яго в хату. Голоднай, посинел малец. Жваник сделала с хлеба в тряпочку, тёплай вадички дала, уснул. Мать так и не нашлася. Назвали мы дитё Ваняткой. Смышлёнай оказалси. Потом, где - та году в сорок втором, тяжёлая зима, марозная, на узлавой станции, возля шелону гляжу, сядить дявчонка годков пяток ей, почитай как моя Валькя. На узлах сидить, а мамки нету. Я с ёй подождала часа два, так она и не объявилася. Поспрашивала там - сям, никто не вядал. А дявчонка та щёки приморозила, побялели яны. Интерясуюсь, как звать, бьётся в слязах и молчить. Посля выяснилась - Тоня. Умная дявчонка, добрая. - А уж в сорок третьем привязли на полутарке в сяло дятей. Сказывали немцы разбомбили колонну, а вязли их в тыл. - Кто вазьмёть, осталось десятка два, в других сёлах разобрали, пожалейтя бабы ребятишков!- кричить предсядатель. А кто их будить брать, своих кормить нечем. Гляжу сидять, как воробушки два одинакавыя, близьнята, прижались друг к дружке, годка по два - три им будить. Глазишшы огромныя, плачуть. Говорю предсядателю: - Давай мяне записывай, Васятка да Миха, мои будуть, выдюжим, как ни то. Вот така жисть робяты. Дружные мальцы были, вязде вместе.Немного помолчав, передохнув баба Маня продолжила: - А Надейку - та я у пьянай мамьки её отбила. Жалко бабу запила с горя, што мужик погиб. Сама таскалась и яё таскала па пьянкам, да шинкам. А как я дявчонку забрала, яна и сгинула. Сказывали спялась да помёрла. Хлебнула малая горюшка, не враз оттаяла душой, да время лечить. В комнате установилась звенящая тишина, дети бабы Мани сидели, переглядываясь, не зная, что и сказать, ещё осмысливая услышанное. - Всё идитя, я устала, нямного посплю,- прекращая разговор решила баба Маня. - Мамочка, да как же это? Мы ж не знали!- в один голос загомонили все. - Идитя, идитя таперя,- настаивала баба Маня. Казалось, ей было неловко, она стеснялась услышать слова благодарности от детей, их недоумённые вопросы. Все вышли на кухню, стали обсуждать услышанное от матери, делиться своими впечатлениями после сказанного, припоминать то, что стёрлость за давностью лет, какие-то подсказки памяти, ощущения. Не чувствовали они себя чужими, тепло и уютно было им в этом доме и детство виделось счастливым. А если за жизнь и возникали вопросы, то мать однозначно всегда пресекала их словами: - Все мои, родныя, как один. Не дурите мне галаву, займитесь делам. На церковной колокольне ударили в колокол, призывая народ к обедне. Валентина тихо, на цыпочках зашла в комнатку матери желая укрыть потеплее одеялом. Та лежала, широко открытыми глазами глядя в потолок, на спокойном лице застыла счастливая улыбка. Преставилась. Елена Чистякова Шматко


Икона Пресвятой Богородицы "Руно Орошенное"

Дни празднования:

    Руно орошенное - символическое именование Божией Матери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (глава 6, стихи 37-38) рассказано, как выпавшая роса на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно), в то время когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества.

    "Руно орошенное" -замечательное произведение святителя Димитрия, Ростовского чудотворца, написано по следам многочисленных чудесных исцелений, происшедших при образе Пресвятой Богородицы в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Чудесам исцелений предшествовало появление слез на иконе, которое автор сравнил с ветхозаветным чудом, когда Божественная роса, по молитве Гедеона, окропила руно. В честь и славу Царицы Небесной и составлено «Руно Орошенное», каждая строка которого дышит благодатной теплотой.
    Будущий святитель выбрал для своего повествования 24 чуда. Свидетелем некоторых из них стал он сам, в бытность свою иеромонахом черниговского Густынского монастыря. На каждое из чудес автор предложил читателям по два глубоких и вдохновенных слова в форме беседы и поучения, сопроводив их, в развитие темы, «прилогом» — приложением с примером из житий святых.

    Глава 1

    РУНА ОРОШЕННОГО ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ чудодейственная роса благодати, от чудотворного Ее образа истекающая ОТ ТЕБЯ РОСА УПАЛА РОСА ЛЮБВИ

    Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила.
    «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов.30:25 )

    Чудо 1

    В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали.

    Беседа

    Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16 ).
    А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви — вот, тотчас раскрою тебе истину.
    Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин. 11:35, 36 ). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали»: (Иов. 2:12 ).
    Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, — соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом.
    Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов — на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же — во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» (Пс. 35:13 ). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, — нерадит» (Притч. 18:3 ).
    Иов еле жив, а Лазарь уже и мертв был. И мы, когда по немощи нашей согрешаем, но желаем покаяться, тогда еще еле живы, едва ощущаем себя. Когда же в греховный обычай придем, тогда уже мертвы душой, потому что не можем быть живыми без благодати Божией, отнятой от души из-за греха.
    Как жизнь тела — душа, так жизнь души — Бог, и как тело без души мертво, так душа без Бога. Потому сказал блаженный Августин : «Многие имеют мертвые души в живом теле». И святой Феофилакт со святейшим Златоустым так говорит о богатом: «Еще в живом погребена в нем душа его, и носит плоть, будто гроб».
    И не удивительно, что Дева плачет над нами, как над еле живыми или вовсе уже умершими. Матерь Жизни не хочет видеть нас мертвыми, но — живыми. «Я , — говорит, — не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11 ).
    И вдовица в городе, называемом Наин, оплакивала своего умершего сына, и не были напрасны ее слезы: увидев ее, Господь сжалился над ней.
    Не всуе проливаются и теплые слезы Марии, ради Ее слез Господь милосердствует о христианском народе, оставляет беззакония Своих людей, покрывает все их грехи, укрощает весь Свой гнев, возвращается от гнева ярости Своей, воскрешает нас, уже умерших, подаянием Своей благодати и отдает нас Матери Своей в защиту.
    О, сила слез Марииных!

    Нравоучение

    Образ Пречистой Девы плачет, — почему? Чтобы ты, человек, образ Божий, привык не смеяться. Горе смеющимся! Мир этот — юдоль плача, как в нем смеяться? «Смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак. 4:9 ).
    Здесь поплачь, да там возрадуешься, и радости твоей никто не отнимет у тебя.
    Поплачь о грехах твоих, — и очистишься, потому что, по свидетельству прпмч.Петра Дамаскина , очищения без плача не бывает. Не можешь черного лоскута убелить без воды. Так и грехов не омыть без теплых слез. Слезы же и эфиопа убелят.
    Эфиопское лицо было у жены грешницы, ибо пишется о грешных у пророка Иеремии: «Темнее всего черного лицо их» (Плач. 4:8 ).
    Но смотри, как слезами убедилась она белее снега, плакала у ног Христовых и услышала: «Прощаются грехи ее многие» (Лк. 7:47 ).
    Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост , но иногда... «Таков ли тот пост , который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5 ). Хороша молитва , но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7 ). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3 ).
    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19 ).
    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19 )... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»
    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12 ).
    Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136 ).
    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9 ).
    Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10 ). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал:«Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (

    С дождя семена растут, с росы цвет Маргарита, С плача — радость: здесь плачущим та в небе сокрыта.
    Близ Лавры святого Саввы великий старец Анфим, родом из Вифании, имел свою келию на другом берегу потока, бегущего под Лаврой к востоку. В ней он не выходя пробыл тридцать лет, в молитвах и многих слезах. Перед кончиной же своей преподобный впал в недуг, и лежал на одре болезни.
    Увидел его Отец Савва, так состарившегося и лежащего в немощи, и захотел взять в монастырь, дабы послужила ему братия. Но он молил, чтобы скончаться ему там, где вначале поселился. И оставлен был больной в своей келий.
    В одну из ночей встал Отец Савва прежде утреннего пения на молитву, услышав некие голоса предивного пения. Подумал, что в церкви уже поют утреню, и удивился в себе: как пономарь не пришел по обычаю благословиться, и без его благословения поют утреню?
    Тотчас отправившись в церковь, нашел он двери затворенными и возвратился, недоумевая: что значат слышанные голоса?
    И вновь услышал те же голоса, которые пели со всякою сладостью. Пелось же следующее: «Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия в гласе радования и исповедания шума празднующих» (Пс. 41:5 ).
    Когда он понял, откуда исходят дивные голоса, — с той стороны, где была келия блаженного Анфима, — тогда догадался о его преставлении.
    Тотчас разбудил он братию и, взяв некоторых, пошел с кадилом и свечами к келий старца, откуда еще слышалось пение Ангелов, восходящих на небеса с душой преподобного, и разливался небесный свет с неизреченным благоуханием.
    Войдя внутрь, обрели они мертвое тело святого, еще теплое. Душа же его отошла с ангельским пением ко Господу.
    Благоговейно дав последнее целование и, сотворив должное пение, честные его мощи братия предала гробу.
    Так старцу труды — в покой, а слезы в радость превратились.

    Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

    История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
    Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
    Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

    Описание образа «Нечаянная Радость»
    Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
    Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
    Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
    Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

    Тропарь, глас 4:
    Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

    Кондак, глас 6:
    Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

    Величание:
    Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

    Молитва:
    О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.